Автомобильные заблуждения. Что такое неразрезной мост и зачем его резать?
Здравствуй дорогой читатель. Это вторая статья из серии авто заблуждений с первой вы можете ознакомиться по этой ссылке , там было рассказано о истории, и терминах: мост и ось. В этой статье речь пойдёт о том, что же такое разрезной и неразрезной мост в чём их отличия, и почему современные мосты на автомобилях марки УАЗ именуются Спайсер .
Так же надо заметить, что понятие разрезной и неразрезной мост чисто разговорные, в официальной и технической литературе таких терминов нет.
История
Далее идет очень много текста, названий, имён и цифр, если вы понимаете, что вам особо это будет не интересно, то можете пролистать статью ниже, до заголовка: «Так что же такое разрезной, а что такое не разрезной мост.». Там как раз и описываются эти понятия.
Ну а если вы всё же решили читать по порядку, то вот сама история:
В 1901 году американец Ренсом Эли Олдс (Ransom E. Olds) , глава компании «Olds Motor Works» представляет первым в мире серийный автомобиль: OldsMobil curved-dash . А название он такое получил из-за своего изогнутого корпуса, что в названии дословно и переводиться: Curved Dash – Изогнутая черта.
Спустя пару лет становиться самым массовым автомобилем, не смотря на его стоимость в 650 долларов (не надо забывать, что в 1900-хх гадах это была довольно приличная сумма денег), и за всё время, было выпущено около 19 тысяч экземпляров.
Интересный факт, что до этого компания «Olds Motor Works» , могла предложить покупателю автомобиль как на ДВС (двигатель внутреннего сгорания), так и на паровом двигателе и даже на электрической тяге , до 1901 года. Ведь в этом году случился пожар на предприятии и удалось спасти только опытный образец , вышесказанного автомобиля OldsMobil curved-dash . После чего и начался серийный выпуск автомобиля что бы спасти компанию от банкротства.
Так вот, нас в данной статье интересует именно способ передачи крутящего момента от двигателя колёсам. А осуществлялось это при помощи цепной передачи и ведущей оси , жёстко соединяющей заднюю пару колёс. Такую конструкцию и можно считать, как первый в мире автомобильный мост. Как не удивительно, но такую конструкцию до сих пор применяют на трёх колёсных велосипедах.
Из-за конструктивных особенностей, такие мосты всегда разбирались строго по середине на две половины . Эта конструкция выполняла поставленные задачи, а именно передача крутящего момента на два колеса в едином корпусе. И была самым лучшим решением для конвейерного производства.
Ранее в 1898 году немец Henry Timken (Генри Тимкен) патентует в США конический подшипник , которые начал использовать в производстве экипажей на собственном производстве. Тем самым заменив трение скольжение на трение качения . Заработав капитал, в 1899 году в городе Сент-Луисе, штата Миссури, основывает компанию «The Timken Roller Bearing Axle Company» .
В 1902 году компания переезжает в город Кэнтон штат Огайо. Далее, чтобы быть ближе к стремительно развивающейся автомобильной промышленности в 1909 годы было принято решение, о создании подразделения компании в городе Детроит штат Мичиган. Управление которого было передано одному из двух своих сыновей — Уильям Р. Тимкен (William R. Timken) , компанию было решено назвать «William Timken Detroit Company».
Так компания «William Timken Detroit Company» начинает производить автомобильные мосты собственной конструкции, с типичным на то время типом соединения — разделяемых корпусов редуктора. Такие мосты долгие годы ставились на различные автомобили таких фирм авто производителей как Ford, GMC и т.д.
Позже компанию Уильяма Р. Тимкена возглавил американец Уиллард Рокуэлл (Willard Rockwell) . В 1953 году все компании, возглавляемые Уиллардом Роуэллем объединяться под одним названием «Rockwell spring and axle company» . А в 1967 году после того как были поглощены ещё компании. Она переименовывается в «North American Rockwell Corporation».
Кстати компания, основанная Генри Тимкеном , существует и по сей день , производя одни из лучших в мире подшипников .
Но для полноты картины нам придётся опять вернуться в 1900 год, когда C. W. Salisbuay патентует автомобильное колесо , а именно колесо для безлошадных повозок. И вместе со своими товарищами основывают компанию по выпуску таких колес, названную «Salisbury Wheel & Mfg. Co.» в Нью-Йорке.
В 1905 году компания начинает производить передние автомобильные мосты, а позднее, с 1907 года и задние .
Американец Кларенс Уилфред Спайсер (Clarence Wilfred Spicer) в 1903 году впервые в мире применяет автомобильную карданную передачу с крестовинами собственной разработки, патентует и основывает компанию «Spicer universal joints manufacturing company».
В 1914 году бизнесмен Чарльз А. Дана покупает контрольный пакет акций компании Спайсера , а в 1919 году совместно со Спайсером приобретают компанию «Salisbury Axle» . Затем в 1970 году компания переименовывается в «Spicer axles division of dana» . А вся корпорация именуется сокращённо — «Dana Incorporated» . А мосты, которые раньше назывались Солсбери , будут называться просто Дана с различными цифровыми индексами. Но при этом компания Спайсер не исчезла и существует в настоящее время.
В 1926 году британец Эдвард Джон Харди (Edward John Hardy) глава компании «E. J. Hardy & Co.» объединяться с компанией К.У. Спайсера и переименовываться в «Hardy Spicer & Co. Limited».
В 1939 году «Hardy Spicer» входит в состав «Laycock’s Engineering» тем самым образую новый холдинг «Birfiels ltd.» .
В 1966 году их всех покупает огромный британский концерн «GKN Driveline» .
А так как начиная с 1919 года «Salisbury transmission» был частью компаний К.У. Спайсера то и производимые в Англии по лицензии мосты стали называть Солсбери от названия компании.
В 1970-х компания «Rover» Начиная с «Land Rover series 3» , начинают устанавливать те самые мосты Солсбери , производства концерна «GKN Driveline» . Которые являются по сути лицензионной копией более ранних мостов известных сейчас как «Dana 60» . Позже «Rover» заменят их на более компактные, цельносварные мосты, собственной разработки.
Никому не секрет, что СССР активно сотрудничал с США в вопросах промышленности и авто производства, и приобретались лицензии , которые уже советскими учёными дорабатывались или переделывались .
Так «ГАЗ» с 1929 по 1932 год производился по лицензии компании «Ford» , а именно легковой автомобиль ГАЗ-А он же Ford-a , и грузовой автомобиль ГАЗ-АА или же Ford-aa . Но лицензии приобретались не просто для копирования, как я говорил выше, а для модернизации и внедрение других, более современных на то время технологий, по этой причине в 1935 году сотрудничество заводов ГАЗ и Ford прекратилось , и каждый завод пошёл своей технологической дорогой.
Передний ведущий мост автомобилей ГАЗ и ЗИЛ
Комбинированный мост ГАЗ
Рисунок 1 — Передний ведущий мост грузовых автомобилей ГАЗ
1, 6 — подшипники; 2 — ступица; 3 — фланец; 4, 9 — полуоси; 5 — цапфа; 7 — крышка; 8 — шаровая опора; 10 — шарнир равных угловых скоростей; 11 — шкворень
Шкворень 11 выполнен разрезным, состоит из двух шипов, закрепленных в шаровой опоре 8. На шипах шкворня на роликовых подшипниках 6 установлен корпус поворотной цапфы. Подшипники закрываются крышками. Верхняя крышка 7 одновременно является рычагом поворотной цапфы. Крутящий момент к переднему ведущему управляемому колесу подводится наружной полуосью 4 через фланец 3, установленный на ее шлицах, и ступицу 2, вращающуюся на двух конических роликовых подшипниках 1 на поворотной цапфе 5.
Комбинированный мост ЗИЛ
Рисунок 2 — Передний ведущий мост грузовых автомобилей ЗИЛ высокой проходимости
1 — цапфа; 2, 13 — полуоси; 3 — фланец; 4, 7 — подшипники; 5 — ступица; 6 — шип; 8, 11 — шестерни; 9 — дифференциал; 10 — картер; 12 — балка; 14 — карданный шарнир; 15 — опора
Главная передача моста — двойная центральная. Она состоит из двух пар шестерен — конической 11 со спиральными зубьями и цилиндрической 8 с косыми зубьями.
Дифференциал 9 конический, симметричный, малого трения, четырехсателлитный.
Главная передача и дифференциал размещены в картере 10, который крепится к центральной части балки 12 моста. К концам балки моста прикреплены шаровые опоры 15 для поворотных цапф 7. Внутри каждой поворотной цапфы размещена наружная полуось 2, которая соединяется с внутренней полуосью 13 шариковым карданным шарниром 14 равных угловых скоростей. На шлицах наружной полуоси установлен фланец 3 для крепления к ступице 5 ведущего управляемого колеса.
Шкворень для поворота колеса сделан разрезным и состоит из двух шипов 6, которые жестко закреплены в шаровой опоре. На шкворне на роликовых конических подшипниках 7 установлена поворотная цапфа, а на ней также на роликовых конических подшипниках 4 — ступица колеса, имеющего шину с регулируемым давлением.
Разрезной мост автомобиля газ
|
Трансмиссия Всё, что касается сцепления, КПП, карданной передачи и заднего моста. |
Поиск по форуму |
Поиск по метке |
Расширенный поиск |
Найти все хорошие сообщения |
Поиск по дневникам |
Поиск по метке |
Расширенный поиск |
Поиск в галерее |
Расширенный поиск |