Меню

Разъемы для зарядного устройства автомобиля

Запитаться и не запутаться. Разбираемся в типах зарядок для электромобилей

Популярность электромобилей постепенно растет и в нашей стране, несмотря на ряд очевидных эксплуатационных неудобств при ограниченном количестве плюсов. Например, с заправкой «электричек» не все так просто – это не обычная машина, которую можно подкатить к любой АЗС. Андрей Ахрем рассказывает о многообразии разъемов и типов зарядных станций.

Как заряжается?

Как в Европе, так и в Америке есть разделение на несколько режимов зарядки. Европейская градация задана стандартом IEC 61851, который лежит в основе соответствующих белорусского СТБ и российского ГОСТ. В белорусском СТБ IEC 61851-1-2008 выделяются четыре режима, которые в Европе называются Mode.

Режим 1: подключение к обычной бытовой розетке 16 А.

Режим 2: ток вырастает до 32 А, а в зарядном кабеле используется встроенная система защиты.

Режим 3: быстрая зарядка высоким напряжением и током (400-600 В и 250-400 А), а бортовое зарядное устройство автомобиля подключается к сети переменного тока. При наличии трехфазной сети мощности зарядку для этого режима можно без проблем обустроить в гараже.

Режим 4: по сути, тот же третий режим, только используется внешнее зарядное устройство постоянного тока.

В режимах 2, 3 и 4 обязательно использование цепи управления, которая контролирует правильность подключения, целостность проводника защитного заземления, зарядный ток, включает и отключает напряжение. В режимах 2 и 3 также может применяться передача последовательных данных, что позволяет транспортному средству управлять внешним зарядным устройством. В режиме зарядки 4 передача последовательных данных обязательна.

Американская классификация немного отличается. В ней не режимы, а уровни – Level. Они делятся еще и по типу тока: переменному или постоянному. AC Level 1 в два раза уступает в мощности Mode 1 из-за напряжения в 110 В в американской электросети. AC Level 2 сопоставим характеристиками с европейским Mode 2 (правда, максимальный ток может достигать 80 А). Для быстрой зарядки предусмотрены два уровня с постоянным током: DC Level 1 (до 1000 В и 80 кВт) и DC Level 2 (до 1000 В и 400 кВт).

Если обобщить, то уровни 1 и 2 – это медленные зарядки, 3 и 4 – быстрые вне зависимости от континентальной классификации.

При этом при зарядке переменным током мощность будет ограничена возможностями встроенного зарядного устройства автомобиля. Если предел ЗУ 7 кВт, то именно такой максимум будет потребляться, даже если зарядная станция способна выдавать 40 кВт.

Мощные быстрые зарядки позволяют подзарядить АКБ электромобилей до 80% за 30-40 минут. Дальнейшая зарядка до 100% производится значительно сниженным током для сохранения ресурса батареи.

Какие разъемы существуют и где используются?

Учитывая высокие токи и наличие контрольных проводов получаем довольно массивные разъемы для зарядки. Во многих электромобилях под заправочным лючком можно обнаружить два разъема: один – для зарядки переменным током, второй – для подключения к постоянному току и быстрой зарядки.

Встречаются и машины на электротяге с одним зарядным портом. В этом случае порт либо совместим с переменным и постоянным током, либо используется для зарядки только переменным током, как правило медленной, хотя есть и исключения.

Type 1 J1772 – американский пятиконтактный разъем, разработанный еще в 2009 году и встречающийся практически на всех электромобилях, ввезенных в нашу страну из США. Рассчитан на напряжение 230 В и ток в 32 А. Максимальная мощность, соответственно, 7,36 кВт. Также данный разъем можно обнаружить на автомобилях японских и корейских марок, продававшихся в Европе. Используется со станциями, работающими в режимах 2 и 3.

Type 1 J1772

Type 2 (Mennekes) назван в честь компании, которая его разработала. С 2013 года фактически стал стандартным в Европе. С 2018 года устанавливается и на электромобили Nissan для европейского рынка. Максимальная мощность для однофазной сети – 7,4 кВт, для трехфазной – 43 кВт. Однако чаще мощность при трехфазном подключении ограничена 22 кВт. Данный разъем используется в режимах 2 и 3.

Type 2 (Mennekes)

CHAdeMO разработан в 2010 году ведущими японскими производителями автомобилей в сотрудничестве с компанией TEPCO. Рассчитан на постоянный ток в 125 А при напряжении 500 В и соответственно 62,5 кВт мощности.

CHAdeMO

Стандарт CHAdeMO 1.2 допускает максимальный ток в 400 А, благодаря чему мощность возрастает до 200 кВт, хотя на практике она обычно составляет 50 кВт.

Читайте также:  Газель с крайслеровским двигателем замена сцепления

В 2018 году ассоциация CHAdeMO представила стандарт CHAdeMO 2.0, при котором зарядная мощность способна достигать 400 кВт. Правда, рассчитан этот стандарт в первую очередь на коммерческий транспорт: грузовики и автобусы.

CCS Combo – еще один распространенный тип разъемов, используемый с 2012 года. Он может подключаться как к переменному, так и к постоянному току, что позволяет использовать его как с медленными, так и с быстрыми зарядками. При подключении к сети переменного тока происходит его выпрямление в постоянный.

CCS Combo

Интересно, что разъем CCS Combo совместим с двумя упомянутыми выше разъемами. CCS Combo Type 1 используется в США и Японии и аналогичен J1772. В Европе применяется Type 2, который совместим с Mennekes.

Предельная мощность зарядок CCS Combo достигает 100 кВт, но на практике на обычной зарядной станции вам скорее придется ограничиться 50-ю кВт.

GB/T – несмотря на сочетание букв в аббревиатуре, данный разъем не британский, а китайский. Внешне похож на Mennekes, но не совместим с ним. Стандартом предусматриваются два типа разъемов: для медленной зарядки переменным током и для быстрой зарядки постоянным током.

В настоящее время ведется работа над новым стандартом GB/T, в котором максимальная мощность будет достигать 900 кВт!

Tesla Supercharger – проприетарный разъем, используемый в электромобилях марки Tesla. Максимальная зарядная мощность достигает 200-250 кВт при постоянном токе. Интересно, что в США используется трехконтактный разъем, а в Европе пятиконтактный, что затрудняет эксплуатацию автомобилей, привезенных из-за океана. Умельцы уже научились менять разъем в американских машинах на европейский, но можно и не заниматься внесением изменений, а просто заряжать Tesla через переходник от CHAdeMO.

Tesla Supercharger

Большинство европейских автопроизводителей используют в своих электромобилях пару J1772 и CCS Combo 1 (на американском рынке) и Mennekes + CCS Combo 2 (на европейском рынке). Такие же сочетания можно встретить в Hyundai Ionic Electric. В Fiat 500e на обоих рынках используются только разъемы переменного тока: Mennekes в Европе и J1772 в Америке. В электромобилях Renault можно встретить только Mennekes – в Штатах они не продаются.

KIA в своем Soul EV повсеместно устанавливает пару J1772 и CHAdeMO. В популярном Nissan Leaf до 2018 года применялся разъем J1772 плюс CHAdeMO. С 2018 года европейские версии также стали комплектоваться разъемом Mennekes. Tesla при отсутствии Supercharger могут заряжаться через Mennekes в случае европейской версии. Американская заряжается от CHAdeMO через переходник.

Какие есть у нас?

Большинство «быстрых» станций в Беларуси оснащены разъемами CHAdeMO и CCS. На «медленных» зарядках в фаворитах Mennekes, а J1772 придется поискать, поскольку он встречается довольно редко.

Если вы решите приобрести электромобиль, то в случае с популярными моделями никаких проблем с их заправкой электричеством возникнуть не должно. Все ходовые разъемы представлены на электрических заправочных станциях. Во всяком случае в Минске. В областных центрах зарядных станций значительно меньше, а в районных эксплуатация электромобилей и вовсе затруднительна, поскольку публичных зарядок нет даже во многих стотысячниках.

Что касается выбора электромобиля под существующую инфраструктуру, то проблемы могут возникнуть только в случае с моделями, оборудованными исключительно разъемом J1772. Но таких крайне мало, да и покупка машины на электротяге, которая не поддерживает быструю зарядку, в 2020 году лишена смысла.

Личная «электричка». Электромобили в базе объявлений Автобизнеса

Разъемы для зарядного устройства автомобиля

Что нужно знать о зарядке электромобиля: типы разъемов и станций

При покупке электромобиля обязательно нужно уделить внимание не только характеристикам самой машины, но и вопросу ее подзарядки. Независимо от того, какой вариант вы выберете — электромобиль или гибрид, вам необходимо продумать, как вы сможете подзаряжать аккумуляторные батареи.

Подробное описание

В подавляющем большинстве случаев обычная розетка и вилка для этого не подойдут.

Давайте разберемся, какими бывают основные виды станций для подзарядки электромобилей, а также основные типы разъемов, которые применяются в зарядных устройствах и машинах.

К сожалению, в мире пока не выработался единый стандарт для подзарядки электрокаров. (Хотя, возможно, в Европе со временем и появится такой стандарт с разъемом типа CCS Combo 2, поскольку уже сейчас активно ведутся работы по его разработке и внедрению). Поэтому всегда следует проверять, насколько выбранный вами автомобиль вписывается в имеющуюся вокруг вас инфраструктуру.

Читайте также:  Фольксваген поло тест драйв иван зенкевич

Виды станций для зарядки электрокаров

Существует 5 основных видов зарядных станций:

В этом режиме подзарядка происходит в основном от сети бытового электроснабжения, поэтому это самый маломощный режим. Для полной зарядки аккумуляторов электрокара таким способом потребуется около 12 часов. Зато для подзарядки не понадобится никакого специального оборудования — только адаптер переменного тока и обычная розетка. Но из-за своей низкой безопасности подключения этот режим крайне редко используется для зарядки серийных электрокаров.

Станции этого типа также используют переменный ток. Они подходят как для эксплуатации на автозаправочных станциях, так и в быту. Их применяют для подзарядки всех видов электромобилей, у которых подключаемый коннектор имеет стандартный разъем и внутрикабельную систему защиты.

Этот стандарт является самым мощным из тех, что используют переменный ток. При работе в однофазной сети к нему подходят разъемы первого типа, а для трехфазной — разъемы второго типа.

В таких зарядных комплексах используется постоянный ток, а не переменный. Поэтому для некоторых автомобилей они не подходят из-за слишком большой мощности. Зато те электрокары, для которых подходит этот стандарт, могут восстановить уровень заряда своего аккумулятора до 80% всего за полчаса. Такие комплексы пока довольно редки в Украине, поскольку для их установки требуется отдельная электролиния высокой мощности. Да и стоят они довольно дорого. Но все же такие станции уже можно встретить и в городе, и на шоссе.

  • Tesla Supercharger

Разъем для зарядки американской версии Tesla Model 3

Разъем для зарядки европейской версии Tesla Model S

Особо следует отметить суперчарджеры — это зарядные станции типа Tesla Supercharger, которые отличаются обособленностью применения. Они нагнетают энергию и способны зарядить аккумуляторы до 100% всего за час с четвертью. Для подзарядки до 80% им понадобится сорок минут, а до 50% — всего 20 минут! Такая высокая зарядная мощность (135 кВт) становится возможной благодаря использованию постоянного тока.

Электрозаправки Tesla Supercharger

К сожалению, коннекторы этого типа станций различаются количеством разъемов в зависимости от региона, в котором они размещены. В европейских странах в таких коннекторах 5 разъемов, а в Штатах — 3. Это значительно осложняет использование электрокаров Tesla, привезенных из Америки в Европу.

Виды разъемов электромобилей

Электромобильные коннекторы различаются в зависимости от региона и скорости зарядки.

Type 1 J1772

Тип разъема Type 1 J1772 (США, Япония)

В этом типе разъемов 5 контактов, что характерно для большей части американских и азиатских машин. Зарядка возможна от однофазной сети (ток переменный) с предельной мощностью равной 7,4 кВт, максимально возможным напряжением до 230 В и силой тока 32 А. Подходит для подзарядки от станций с режимами Mode 3 и Mode 2.

Type 2 (Mennekes)

Тип разъема Type 2 Mennekes (Европа)

В этом разъеме 7 контактов, и он встречается чаще всего у электрокаров европейских стран, а также у некоторых адаптированных китайских машин. Его отличие состоит в возможности подключения как к трехфазной, так и к однофазной сети. Выдерживает мощность до 43 кВт, силу тока до 63 A и максимальное напряжение до 400 В. В зависимости от сети его обычная мощность равна 7,4 кВт (при однофазном подключении) и 22 кВт (при трехфазном). Подходит для подзарядки от станций с режимами Mode 3 и Mode 2.

CHAdeMO

Тип разъема CHAdeMO (США-Япония-Европа)

Этот коннектор имеет всего два контакта. Он распространен среди японских, американских и некоторых европейских машин. Подходит для работы с мощными зарядными комплексами, которые работают в режиме Mode 4 от постоянного тока. Его максимальная мощность составляет 62,5 кВт, сила тока до 125 А и предельное напряжение равно 500 В. Характеристики этого коннектора постоянно улучшаются.

CCS Combo (Type 1 и Type 2)

Тип разъема Type 1 CCS Combo1 (США-Япония)

Тип разъема Type 2 CCS Combo2 (Европа)

Это гибридный коннектор. Его преимущество в том, что он подходит для работы как с быстрыми, так и с медленными зарядными устройствами. Имеет две разновидности для разных регионов. Европейский тип называется CCS Combo 2 и он совместим с Mennekes. Для Японии и Штатов существует CCS Combo 1, который работает с J1772. Подзарядка при помощи данного коннектора происходит при напряжении 200-500 В, силе тока 200 А и мощности 100 кВт.

Читайте также:  Диск для болгарки для полировки автомобиля

Разъем GB-T 20234 переменного тока (AC)

Разъем GB-T 20234 постоянного тока (DC)

Это стандартный коннектор для китайских машин. Имеет два типа разъемов — для быстрой и медленной зарядки.

Таблица с типами разъемов для популярных электромобилей

Электромобиль
Регион
Порты переменного тока АС Порты постоянного тока DC
Комментарии
Type 1 J1772 Type 2 Mennekes Tesla Supercharger CCS Combo 1 CCS Combo 2 CHAdeMO Tesla Supercharger
BMW i3 US да нет нет да нет нет нет Скоростная зарядка только через CCS Combo
EU нет да нет нет да нет нет
Chevrolet Bolt EV US да нет нет да нет нет нет Скоростная зарядка только через CCS Combo
Opel Ampera-e EU нет да нет нет да нет нет
Chevrolet Spark EV US да нет нет да нет нет нет Скоростная зарядка только через CCS Combo (Скоростная АС зарядка не поддерживается)
EU нет нет нет нет нет нет нет
Fiat 500e US да нет нет нет нет нет нет Скоростная зарядка не поддерживается
EU нет да нет нет нет нет нет
Ford Focus Electric US да нет нет да нет нет нет Скоростная зарядка не поддерживается
EU нет да нет нет да нет нет
Hyundai Ioniq Electric US да нет нет да нет нет нет Скоростная зарядка только через CCS Combo
EU нет да нет нет да нет нет
Jaguar I-Pace US да нет нет да нет нет нет Скоростная зарядка только через CCS Combo
EU нет да нет нет да нет нет
Kia Soul EV US да нет нет нет нет да нет Скоростная зарядка только через CHAdeMO
EU да нет нет нет нет да нет
Mercedes-Benz B-Class Electric US да нет нет нет нет нет нет Скоростная зарядка не поддерживается
EU нет да нет нет нет нет нет
Mitsubishi i-MiEV US да нет нет нет нет нет нет Скоростная зарядка не поддерживается
EU да нет нет нет нет нет нет
Nissan e-NV200 US да нет нет нет нет опция нет Скоростная зарядка только через CHAdeMO
EU до 2018 с 2018 нет нет нет опция нет
Nissan Leaf US да нет нет нет нет опция нет Скоростная зарядка только через CHAdeMO
EU до 2018 с 2018 нет нет да опция нет
Renault Kangoo Z.E. US нет нет нет нет нет нет нет Скоростная зарядка не поддерживается
EU нет да нет нет нет нет нет
Renault ZOE US нет нет нет нет нет нет нет Скоростная зарядка только АС
EU нет да нет нет нет нет нет
Smart ForTwo Electric Drive US да нет нет нет нет нет нет Скоростная зарядка не поддерживается
EU нет да нет нет нет нет нет
Tesla Model S US нет нет да нет нет переходник да Скоростная зарядка CHAdeMO через адаптер, Tesla Supercharger
EU нет да нет нет нет переходник да
Tesla Model X US нет нет да нет нет переходник да Скоростная зарядка CHAdeMO и CCS Combo2 через адаптер, Tesla Supercharger
EU нет да нет нет переходник опция да
Toyota RAV4 EV US да нет нет нет нет нет нет Скоростная зарядка не поддерживается
EU нет нет нет нет нет нет нет
Volkswagen e-Golf US да нет нет да нет нет нет Скоростная зарядка только через CCS Combo
EU нет да нет нет да нет нет

Кроме того, типы станций для подзарядки электрокаров и используемые на них разъемы можно посмотреть будет скоро на нашему сайте в режиме online.

Adblock
detector