Меню

Разборочно сборочное оборудование при ремонте автомобилей

Разборочно сборочное оборудование при ремонте автомобилей

Из оборудования для разборочно-сборочных работ слесари используют инструмент, съемники и прессы. Инструмент применяют для разборки и сборки машин при их ремонте, при подтяжке креплений и проведении регулировочных работ при техническом обслуживании машин. Инструменты, как правило, поставляют в виде комплектов. Для слесарей выпускают боль­шой, средний и малый комплекты инструментов применительно к ремонтируемым и обслуживаемым группам машин.

Так, для технического обслуживания и ремонта тракторов, автомобилей и дорожно-строительных машин предназначен боль­шой набор инструментов ПИМ-1514А. В состав набора входит 44 инструмента: ключи гаечные двусторонние 8Х 10, 12X14, 13Х X 14, 17X19, 22X24, 27X30, 32X36 мм; головки сменные шести­гранные 10—41 мм; ключи: торцовый, коловорот, трещотка и го­ловка шарнирная 14X14 мм каждый; ключи для отвертывания и завертывания шпилек 6X11, 12X17 и 18X22 мм; тиски ручные; молоток; зубило; крейцмейсель; два бородка; кернер; плоскогуб­цы; острогубцы;шабер; три напильника; надфиль; щуп. Комплект инструмента размещен в металлическом раздвижном пятисекцион- ном ящике.

Средний набор инструментов ПИМ-1515 применяют при тех­ническом обслуживании и ремонте тракторов и автомобилей. В набор входит 31 инструмент: ключи гаечные двусторонние 8Х 10, 9ХП, 12X14, 17X19, 22X24,27X30 мм; головки сменные шести­гранные 10 — 27 мм; ключ-трещотка и ключ торцовый с воротком 14X14 мм; молоток; зубило; бородок; плоскогубцы; отвертка; два напильника; переходник; ручка напильника; набор щупов и штангенциркуль. Набор размещен в металлическом переносном футляре.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Малый набор инструментов ПИМ-1516А используют при тех­ническом обслуживании и ремонте тракторов. Набор включает 21 инструмент: ключи гаечные двусторонние 8Х 10, 9X11, 12Х 14, 17X19, 22X24, 27X30 и 32X36 мм; головки сменные 12-—24 мм; ключ свечной; ключ торцовый; плоскогубцы; отвертка; молоток; зубило; бородок.

Набор для слесарей-ремонтников ОР-16369, работающих в мастерских эксплуатационных баз, на ремонтных заводах и передвижных мастерских, включает 34 инструмента. В набор входит двусторонних гаечных ключей, сменных головок, ключ-трещотка, молоток, отвертка, плоскогубцы, напильники, зу­било, бородок и другие инструменты.

Для затяжки гаек и болтов с определенным усилием при­меняют динамометрические ключи. Степень затяжки определяют по шкале, размещенной на ключе.

Кроме ручного инструмента на сборке и разборке машин при­меняют механизированный инструмент — пневматические и электрические гайковерты.

Съемники универсальные используют для разборки и сборки нескольких сборочных единиц или сочленений, а специальные — для одного специфического соединения. Кроме съемников на разборочно-сборочных работах применяют съемники и приспо­собления комплектами.

Комплект универсальных съемников ОР-16354 используют при разборке и сборке пневмоколесных тракторов класса 1,4. Специальный съемник ОР-16358 предназначен для снятия тор­мозных барабанов колесных редукторов трактора Т-150К, а дру­гие виды съемников применяют для снятия многочисленных де­талей и разборки сборочных единиц тракторов и дорожно- строительных машин.

В комплект ПИМ-483 для разборки и сборки тракторов различных моделей входят 37 съемников и приспособлений, в том числе схватка для подъема двигателей; универсальный двухлапчатый съемник; приспособления для снятия и установки головок цилиндров, маховиков, радиаторов, пусковых двигате­лей, поршней, поршневых колец, шестерен, коленчатых валов, клапанных пружин; приспособления для запрессовки и выпрес- совки гильз цилиндров; шестерен, подшипников и втулок; приспо­собление для центрирования двигателя на раме; приспособление для разборки и сборки сцеплений; ключи специальные; ключ эксцентриковый для гаек.

Гидравлические прессы применяют для выпрессовки и запрес­совки втулок, подшипников, шестерен, правки погнутых валов, балок, труб, швеллеров. Их разделяют на стационарные, на­стольные и переносные.

Из стационарных наибольшее распространение имеет пресс ОКС-1671М (рис. 13). Он состоит из рамы, на верхней части которой укреплены насос с электродвигателем, гидрораспреде­литель и гидроцилиндр со штоком, а в средней части рамы — станина. Гидронасос, приводимый в действие электродвига­телем, нагнетает рабочую жидкость к распределителю, и при соответствующем положении золотника она поступает в цилиндр и передвигает шток. При воздействии на деталь шток ее перемещает, совершая этим сборку или разборку сборочной единицы или правку детали. При отсутствии электроэнергии ра­бочую жидкость нагнетают ручным насосом.

Читайте также:  Двигатель это запасная часть или основное средство

Рабочая жидкость пресса — индустриальное масло. Вместимость бачка 6 л; мощность электродвигателя 1,7 кВт; макси­мальное давление в гидросистеме 26 МПа; усилие, создаваемое прессом, 400 кН.

Настольный пресс П-6022 применяют в стационарных и пере­движных мастерских. Он предназначен для выпрессовки, запрес­совки и правки малогабаритных деталей. Устройство его анало­гично устройству стационарного пресса, но он имеет ручной при­вод. Схема его действия показана на рис. 14. При перемещении рукоятки вверх жидкость засасывается из бака плунжером через всасывающий клапан. При передвижении рукоятки вниз жидкость через нагнетательный клапан и канал посту­пает в цилиндр. В исходное положение шток возвращается под воздействием пружин при открытом клапане.

Рис. 13. Стационарный гидравлический пресс ОКС-1671М:
а — общий вид, б — гидравлическая схема; 1— рама, 2— станина, 3— палец, 4 — цепи, 5 — шток, 6 — ручной насос, 7 — электродвигатель, 8 — золотник, 9 — бачок рабочей жидкости, 10 – манометр, 11— гидроцилиндр, 12—гидрона­сос, 13 — муфта, 14— предохранительный клапан

Максимальное давление в гидросистеме пресса 33 МПа, мак­симальное усилие пресса 100 кН.

Переносный пресс 2153 (рис. 15) — универсальный. Он может быть использован как на верстаке, так и непосредственно на машине. С его помощью, кроме разборочно-сборочных работ, можно править детали машин. Особенность пресса — размеще­ние насоса вне рамы. Насос вместе с гидроцилиндром можно использовать для выполнения работ непосредственно на ре­монтируемой машине. Максимальное давление в гидросистеме 50 МПа, усилие цилиндра — 100 кН.

Рис. 15. Гидравлический пресс 2153:
1 — основание, 2 — рукоятка, 3 — блок цилиндров, 4 — вал поворота, 5 — червячный редуктор, 6 — труба

Рис. 16. Стенд ОПР-989 для раз­борки и сборки двигателей:
1 — рама, 2—гидроцилиндр, 3 — ручной насос, 4 — принадлежности

Для обеспечения удобства разборки и сборки машин и их составных частей используют различные стенды. На стенде ОПР-989 (рис. 16) собирают и разбирают двигатели всех марок, кроме Д-160 и ЯМЗ. На нем двигатель можно установить в вертикальное и горизонтальное положения, картером вниз или вверх. Поворот двигателя на стенде осуществляется рукояткой через червячный редуктор. Крепят двигатель на стенде к съем­ным плитам. Наличие в них отверстий позволяет устанавливать двигатели различных марок.

Для тех же целей применяют стенд ОТП-5557М. Поворот на нем двигателя осуществляется электродвигателем.

Разборку и сборку головок цилиндров двигателей производят на стенде ОР-2953А. Головки на стенде закрепляют зажимами так, что они могут поворачиваться. После поворота их фикси­руют в четырех положениях.

ОБОРУДОВАНИЕ, ПРИСПОСОБЛЕНИЯ И ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ РАЗБОРОЧНО-СБОРОЧНЫХ РАБОТ

Разборочно-сборочное оборудование, приспособления и ин­струмент применяют для монтажно-демонтажных и регулировоч­ных работ при ТО и ремонте автомобилей.

Оборудование постов по замене агрегатов и узлов (моделей Р637, Р638 и Р658) позволяет механизировать трудоемкие операции сня­тия и установки агрегатов, проводящиеся при ТР автомобилей.

Основная группа постов стандартных моделей предназначена для замены мостов, рессор, коробок передач, редукторов задних мостов, масла в агрегатах и узлах грузовых автомобилей на осмотровой канаве.

Посты включают в себя канавный передвижной электромеха­нический подъемник с комплектом приспособлений для замены переднего и заднего мостов, коробки передач, редуктора заднего моста, рессор, межосевого дифференциала, слива масел из агре­гатов трансмиссии; тележку для снятия и установки колес; гайко­верт для гаек колес; редуктор-усилитель крутящего момента с на­бором торцовых ключей; гайковерт для гаек стремянок рессор; гайковерт для гаек стремянок рессор тележек трехосных автомо­билей; маслораздаточный бак; передвижной пост слесаря-авторе­монтника с комплектом инструмента; гайковерт пневматический; подставку для вывешивания автомобилей за раму. Для автобусов дополнительным может являться оборудование по замене гидро­механической передачи.

На примере поста модели Р658 рассмотрим назначение, состав и применение постов по замене агрегатов и узлов.

Пост модели Р658 (рис. 5.1) предназначен для замены мос­тов, рессор, коробок передач, редукторов задних и средних мо­стов, двигателя, силовых агрегатов, смены масла грузовых авто­мобилей.

Читайте также:  Закон износ деталей автомобиля

Рис. 5.1. Пост модели Р658

Пост оборудован подъемником, автоагрегатным подъемником-манипулятором, устройством для замены рессор трехосных авто­мобилей, тележкой для снятия и установки колес автомобилей, установкой для заправки трансмиссионных масел, установкой для сбора отработавшего масла, гайковертами (пневматическими, удар­ными, реверсивными, прямыми) с набором ключей.

Оборудование для разборки и сборки агрегатов используется в АТО и на СТО в зонах ТО и ремонта, а также может быть исполь­зовано на специализированных участках, где предусмотрено обо­рудование для приработки двигателей, коробок передач и других агрегатов автомобилей.

Разборочно-сборочные работы в агрегатном и других участках АТО и СТО производятся на различных стендах. Стенд для раз­борки и сборки двигателей (рис. 5.2) состоит из рамы, стоек и кронштейнов для крепления агрегатов.

Рис. 5.2. Стенд для разборки и сборки двигателей

Аналогичные по конструкции стенды применяются для раз­борки-сборки коробок передач, гидромеханической передачи, редуктора заднего моста, для разборки-сборки задних мостов.

Специальные стенды приме­няют для разборки и сборки рессор грузовых автомобилей, замены втулок в рессорах и в кронштейнах, рихтовки рес­сорных листов.

Для расточки тормозных ба­рабанов и обточки накладок тормозных колодок в АТО ши­роко применяют специальные установки. Они могут быть ста­ционарными и переносными.

Стационарные (одношпиндельные) установки (рис. 5.3) предназначены для растачива­ния тормозных барабанов в сбо­ре с колесами и без колес, обтачивания накладок тормозных колодок грузовых автомобилей и автобусов.

Рис. 5.3. Установка для расточки тормозных барабанов и обточки накладок тормозных колодок

В АТО при ремонтных работах используются стенды для среза­ния накладок с тормозных колодок, установки для приклепыва-ния тормозных накладок и накладок дисков сцеплений и др.

К приспособлениям и инструменту для разборочно-сборочных ра­бот относятся динамометрические ключи, различные комплекты инструмента, комплекты ключей для ТО и ТР топливной аппара­туры газобаллонных автомобилей, комплект инструмента для ТО и ТР электрооборудования автомобилей и др. Число наименова­ний в комплектах может достигать 40.

На постах ТО-2 и ТР применяются специальные гайковерты для гаек колес и стремянок рессор.

Наиболее часто используются передвижные, электрические, инерционно-ударные и реверсивные гайковерты, предназначен­ные для отвертывания и завертывания гаек колес грузовых авто­мобилей и автобусов. Их максимальный крутящий момент состав­ляет 100. 2100 Н∙м.

Принцип работы инерционного гайковерта (рис. 5.4) основан на использовании накопленной энергии маховика, передаваемой на ведомый вал в момент включения. При первом приложении нагрузки к гайке крутящий момент достигает 450 Н-м. Для созда­ния требуемого момента порядка 1000. 1100 Н-м необходимы 4— 5 включений муфты.

Рис. 5.4. Принципиальная схема гайковерта для гаек колес:

1 — шкив электродвигателя; 2 — при­водной ремень; 3 — маховик; 4 — рычаг выключения; 5 — вал махо­вика; 6 — двухкулачковая ступица маховика; 7 — шлицевая двухкулач­ковая муфта; 8 — пружина; 9 — ве­домый вал; 10 — торцовый ключ

Для отвертывания и завертывания гаек стремянок рессор гру­зовых автомобилей используются передвижные электромеханичес­кие реверсивные гайковерты, обеспечивающие регулируемый момент затяжки гаек 150. 700 Н-м.

При использовании гайковертов в 3—4 раза повышается про­изводительность труда слесарей-ремонтников.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Разборка автомобиля. Оборудование, приспособления и инструменты

Для разборки автомобиля на агрегаты и агрегатов на узлы и детали требуются: подъемное и транспортное оборудование, стенды, пресс, съемники, набор простых и специализированных инструментов.

Подъемное оборудование подвесного и наземного типа включает тали, стационарные и передвижные краны и домкраты. Это оборудование предназначается для подъема части или всего автомобиля, а также для снятия и установки отдельных агрегатов.

Рис. Таль:
1 — каретка передвижения; 2 — двутавровая балка.

Таль с кареткой передвижения грузоподъемностью от 0,5 до 5 г предназначена для подъема агрегатов и перемещетугя их по подвесной двутавровой балке на определенное расстояние. Подъем груза и перемещение тали по балке осуществляется вручную.

Передвижной подъемный кран грузоподъемностью до 1 т устанавливают на тележке, дающей возможность перемешать поднятый груз к месту установки (на раму, тележку, стенд, козлы).

Читайте также:  Зазор свечей двигатель крайслер газ 31105

Рис. Подъемно-передвижной кран на козлах.

Подъемно-передвижной кран на козлах позволяет обслужить любой агрегат автомобиля. Кран устанавливают так, чтобы автомобиль находился между боковыми фермами вплотную к одной из них. Это позволяет откатить снятый агрегат по балке крана в сторону для установки его на стенд или тележку, а также с тележки и стенда на раму автомобиля.

Рис. Рычажный подъемник с механическим приводом:
1 — лапа; 2 — подъемный винт; 3 — хобот; 4 — корпус; 5 — коробка подъемного механизма; 6 — рычаг; 7 — головка рычага; 8 — храповое колесо.

При помощи рычажного подъемника с механическим приводом можно поднять переднюю или заднюю ось автомобиля на высоту 0,5—0,7 м над уровнем пола.

Груз поднимается хоботом при помощи подъемного механизма. Внизу хобота помещена гайка с винтом; при вращении винта рычагом вправо гайка приобретает поступательное движение и поднимает хобот. Для опускания груза винт вращают влево.

Транспортное оборудование предназначено для внутрицеховой перевозки агрегатов и включает ручную тачку, ручные колесные и специальные тележки.

Рис. Тележка для перевозки агрегатов:
1 — продольный уголок рамы; 2 — поперечный уголок рамы; 3 — деревянная обшивка; 4 — винты с гайками крепления обшивки рамы; 5 — колесо; 6 — кронштейн оси; 7 — опорный каток тележки; 8 — ось опорного катка.

Тележка для транспортировки агрегатов, узлов и деталей показана на рисунке. Тележка — двухколесная с опорными катками, установленными впереди и сзади. Грузоподъемность — 0,5 г. На рисунке показана специальная тележка для перевозки двигателей.

Рис. Тележка для перевозки двигателей.

Рис. Универсальная тележка для перевозки задних мостов.

Универсальная тележка служит для перевозки задних мостов и подкатки их под раму. Передняя стойка тележки имеет винтовую нарезку, позволяющую при сборке автомобиля поднимать карданный вал на нужную высоту.

Рис. Упрощенные передвижные стенды.

Стенды служат для установки на них агрегатов при разборке и сборке. Стенды бывают передвижные упрощенного типа и стационарные, универсальные для двигателя, коробки передач, заднего и переднего мостов и руля.

Рис. Стационарный стенд для заднего моста.

Рис. Гидравлический пресс:
1 — подъемная пружина; 2 — винт шпинделя; 3 — поршень; 4 — манжета поршня; 5 — цилиндр; манометр; 7 — спускной вентиль; 8 — рукоятка; 9 — бачок для запаса масла; 10 — рукоятка лебедки; 11 — подъемный стол пресса; 12 — маховик; 13 — шпиндель.

Прессы при разборке и сборке автомобиля необходимы для запрессовки и выпрессовки втулок, гильз, подшипников, шестерен и правки валов. При пользовании гидравлическим прессом его подъемный стол устанавливают так, чтобы деталь свободно подходила под шпиндель. Стол перемещают путем вращения рукоятки лебедки. Стол закрепляют в нужном положении на станине шпильками. Опускание шпинделя до детали достигается вращением маховика. После упора шпинделя в деталь путем качания рычага масло нагнетают ручным насосом в цилиндр пресса из бачка по трубопроводу, и шпиндель опускается.

Давление контролируют манометром. По окончании прессовки открывают вентиль, и поршень со всеми монтированными на нем деталями поднимается вверх автоматически при помощи пружин. При этом масло из цилиндра перепускается обратно в бачок. Мелкие прессовые работы (выпрессовка втулок, пальцев и т. д.) могут также выполняться на ручном, верстачном реечном прессе.

Рис. Реечный пресс, устанавливаемый на верстаке.

Съемники служат для снятия узлов подшипников, шестерен и других деталей. Применение съемников облегчает и ускоряет разборку и обеспечивает полную сохранность снимаемых и сопряженных деталей. На рисунке показаны универсальные и специальные съемники. Универсальными съемниками снимают детали, различные по размерам н конструкции, а специальными съемниками — только определенные детали.

Инструмент, применяемый для разборочно-сборочных работ, очень разнообразен по конструкции в связи с различными размерами и расположением мест болтовых и других соединений. Поэтому набор инструмента должен включать: двусторонние гаечные ключи, торцевые, четырех- и шестигранные головки различных размеров с рукоятками к ним, воротки, коловороты, шарнирные головки ключей, шплинтодер, отвертки и выколотки.

Adblock
detector