Меню

Разборка ступицы колеса автомобиля

Ремонт ступицы колеса: признаки неисправности, причины, этапы ремонта

Каждому автолюбителю известно, что главным правилом на дороге является безопасность, которую он должен обеспечить не только себе и своим пассажирам, но также другим участникам движения. Это касается не только соблюдения правил движения, но и технического состояния автомобиля.

История знает много случаев аварий с участием неисправных транспортных средств. Поэтому для автолюбителя очень важно уметь вовремя находить и устранять существующие неисправности. В первую очередь это относится к ходовой части, так как именно от нее зависит безопасность поездки. К ней относятся не только колеса, но также ступицы, речь о которых пойдет в этой статье. Она играет очень важную роль в комплексной работе машины. Статья рассказывает о ремонте ступицы и проблемах, связанных с ее поломкой.

Устройство ступицы и ее назначение

Каждая деталь транспортного средства выполняет возложенную на нее разработчиками работу. В задачу ступицы входит обеспечение крепления колеса на оси и передачи ему крутящего момента от коленвала. Наряду с движением она также предназначена для остановки автомобиля, так как на ней зафиксированы тормозные диски. Она выполнена в виде цельной детали с полуосью или с посадочным шлицевым отверстием для установки на полуоси шарнира равных угловых скоростей. Подшипник представляет собой важный элемент ходовой части, который бывает однорядным или двухрядным. Общее назначение ступицы:

  • Надежно удерживать диск колеса.
  • Быть основой для крепления тормозного диска и других узлов, например, АБС.
  • Вращать колесо.

Назначение ее отдельных частей:

  • Обод с отверстиями необходим для вкручивания болтов, шпилек или направляющих втулок.
  • Внутренняя часть нужна под установку подшипников.
  • Шлицы в отверстии необходимы для посадки ступицы на полуось ШРУСа.
  • Некоторые элементы имеют дополнительные пазы для установки датчиков.

Перед ремонтом ступицы колеса необходимо уточнить ее тип и конструкцию. И если разборка производится первый раз, то желательно почитать информацию о ее особенностях. Порой даже неисправные детали не имеют видимых дефектов. По неопытности можно заменить вполне годную к эксплуатации ступицу.

Признаки износа и способы определения

Опытный водитель может определить, нужен ли ремонт ступице, по некоторым признакам:

  • Протекторы шины неравномерно стираются.
  • Появляется большое раскачивание кузова при вхождении в поворот или в процессе торможения.
  • Во время езды машина начинает откланяться от прямолинейного курса.
  • Амортизаторы начинают протекать и сжиматься. От этого появляются вибрации и посторонние шумы во время езды.

Такие симптомы обычно говорят, что необходим ремонт ступицы переднего колеса на переднеприводном автомобиле. Еще одним более явным признаком порчи изделия для таких типов транспортных средств является высокая изнашиваемость шин, что сказывается вибрацией и отдачей на рулевое колесо во время езды. В результате сильного трения внутреннего подшипника греется тормозной диск.

Для того чтобы это выяснить, необходимо проехать 10 километров и потрогать его. Если его температура более 70°, то есть повод задуматься. В случае сомнений можно приподнять автомобиль домкратом и прокрутить колесо вперед и назад. Изношенная ступица вращается со скрипом и скрежетом. У нее также присутствует люфт, о чем говорит небольшая разболтанность колеса.

Причины износа

Частой причиной таких поломок становится сильная изношенность других узлов системы. Неверно закрепленные амортизаторы, допущенные неточности в регулировке сходразвала наносят непоправимый вред ступице. На переднеприводных автомобилях она испытывает большие нагрузки.

На заднеприводных машинах на износ детали влияют осевые и значительные вертикальные нагрузки, а на полноприводных к ним еще добавляется высокий крутящий момент. В некоторых случаях ремонт ступицы требуется по халатности самих владельцев. Это происходит во время замены колес. Не все чувствуют ту «золотую середину» и прикладывают слишком много силы, срывая ее. В таких случаях лучше пользоваться гайковертом, который имеет регулировку силы затяжки болтов.

Значительный урон наносит пыль, влага, которая попадает внутрь во время езды по дорогам. Пыль внутри работает в качестве абразивного вещества, постепенно истирая поверхность детали и выдавливая смазку. Узнать об этом можно по характерному гулу и стуку, который усиливается при наезде на кочки. Также при повороте рулевого колеса появляется нехарактерное для машины притормаживание. Указанные выше «симптомы» являются самыми первыми признаками того, что появилась проблема со ступицей.

Читайте также:  Устройство систем автомобиля реферат

Необходимый инструмент

Обычно для ремонта ступицы достаточно:

  • Набора гаечных ключей с разными размерами головок.
  • Приспособления для съема стопорных колец.
  • Тисков.
  • Чашечного съемного устройства.
  • Набора отверток.
  • Зубила.
  • Молотка.
  • Домкрата.

Этот набор инструментов является стандартным. Обычно его хватает для работы, но в отдельных случаях могут понадобиться специализированные приборы. Например, для иномарок, в ступицы которых вмонтированы датчики.

Последовательность выполнения работ

Следует заранее закупить все требуемые сменные детали. Определить, требуется ступица полностью в сборе или только подшипник, можно по степени нагрева тормозного диска и степени ее износа. Заменить следует только проблемную часть. Работу домкрата желательно дублировать брусками, кирпичами или другими опорами, на случай, если машина слетит с него. Важно дать автомобилю надежную точку опоры на время работы. Поднимать высоко не нужно, поскольку необходимо просто подвесить колесо, чтобы его можно было легко снять.

После всех приготовлений машину ставят на ручник и включают передачу. Ремонт передней ступицы начинают со снятия колеса, для чего откручивают четыре фиксирующих болта и снимают его. Затем отверткой удаляют защитный колпачок со ступицы. С тормозного диска снимают суппорт, который включает в себя барабан и стойки. Для того чтобы они не мешали, их просто отводят в сторону и подвешивают. На третьем шаге снимают рулевые наконечники и шаровые опоры. Тормозной диск удаляют простым выкручиванием болтов, фиксирующих его со ступицей. Затем снимают стойку и снимают саму ступицу.

Чаще всего ломается сам подшипник, поэтому меняют только его. При более серьезных повреждениях меняют всю деталь в целом. Ремонт задней ступицы производится аналогичным способом. После осмотра и замены дефектных частей, производят установку и обратную сборку.

Заключение

Ремонт ступиц нельзя отнести к категории частых, так как его частота зависит от внешних факторов. Аккуратность вождения и бережливость к автомобилю позволяют продлить ресурс детали. Она итак испытывает колоссальные нагрузки, от чего ее срок службы резко сокращается. Своевременная диагностика позволит выявить неисправность преждевременно, до того как она перерастет в большую проблему.

Ступица переднего колеса

Комфорт, управляемость, динамика, безопасность — все зависит от ходовой части автомобиля. Все детали этой конструкции взаимодействуют друг с другом и передают друг другу движущую энергию. Одним из элементов ходового узла является ступица переднего колеса. Сегодня разберем, что это, какого его устройство, его неполадки и как его заменить своими руками.

Что такое ступица переднего колеса

Ступица переднего колеса — это деталь в узле ходовой части конструкции машины. Ступица — это та делать, куда надевается и крепится колесо. Поэтому важность этой детали на первом месте.

В конструкции ступицы есть подшипники. Функции, которые выполняет ступицы:

  • чтобы закрепленное не ней колесо имело подвижность, могло вращаться;
  • чтобы торможение было качественным, потому тормозной диск тоже сидит на ступице.

Конструкция ступицы

Ступица имеет простую конструкцию в форме цилиндров разных диаметров. В устройство входит:

  1. Тело ступицы.
  2. Пара подшипников.
  3. Колесные шпильки.
  4. Спец. датчики.

Про ступицу заднего колеса материал получился большим объемом. Переходите, смотрите.

Корпус литой. В ступицу входят подшипники и шпильки. Корпус изготавливают литым, монолитным, чтобы прочность детали была максимальной.

Признаки неисправностей

Узнать, что ступицу переднего колеса пора менять можно по следующим признакам:

  1. Протекторы колес стираются неравномерно. Но это может быть и по причине сбоя настройки развал-схождения.
  2. При торможении кузов автомобиля качает.
  3. При движении по ровной дороге, машину таскает туда-сюда.
  4. Амортизаторы сжимаются и протекают.
  5. Повышенная вибрация. Руки на руле чувствуют биение.
  6. Появился шум в районе передних колес.

Если звук в районе передних колес появился, то останавливаем автомобиль в удобном для осмотра месте, поднимаем домкратом и руками крутим колесо. Станет понятно, свободно вращается колесо или задевает о что-то.

Заодно трогаем тормозной диск, он может нагреваться при трении. Если диск горячий, то подшипник ступицы работает неправильно.

Если звук появляется при поворотах, то, обычно, если поворачиваешь направо, проблемы в левой ступице. Если звук появляется, когда поворачиваешь налево, то проблема в правой ступице.

При осмотре приподнятой машины, заодно осматриваем и проверяем шаровые опоры.

Причины появления неполадок

Основные причины выхода из строя передних ступиц:

  1. В ходовой части изношены другие детали.
  2. Не настроен развал-схождение.
  3. Амортизаторы неправильно были закреплены.
  4. Длительные нагрузки на передние колеса.
Читайте также:  Площадка по разборке автомобилей

При заклинивании подшипников ступицы, водитель сразу ощутит, потому что колесо будет клинить и это будет сопровождаться громким скрежетом.

Как ремонтировать и менять ступицу

Как и в любой работе, подготавливаем инструменты. Обычно достаточно набора рожковых ключей и головок.

Помимо ключей, понадобится:

  • съемник для стопорных колец;
  • специальный чашечный съемник;
  • тиски;
  • отвертки;
  • зубило;
  • гидравлический или механический домкрат;
  • молоток.

Когда машина поднята на домкратах, обязательно подкладываем упоры, козелки или колеса. Чем ремонтировать ступицы, легче и дешевле будет купить комплект.

Готовим автомобиль

Подкладываем под колеса противооткатные устройства или любой другой упор. Поднимаем домкратом, подкладываем упор.

Готовим детали

Ставим на ручной тормоз и первую передачу. Откручиваем колеса баллонным ключом. Вернее, до того, поднять домкратом, болты надо ослабить, затем поднять домкратом, затем выкрутить болты и снять колесо.

Откручиваем ступичную гайку. Бывает, эта гайка очень сильно затянута, ее невозможно открутить просто так. В этом случае зацепляют зубилом и бьют по нему молотком. Тормозной диск снимается путем откручивания двух болтов. Обычно клинит и рассыпается один подшипник.

Снимать и менять ступицу можно тремя способами:

  • при помощи механического съемника, поворотный кулак при этом не снимается; В первом случае не требуется снимать регулировочный болт, который регулирует развал-схождение. Это сложный способ, если не съемника и смотровой ямы. Потому что ступицу выбить и обратно запрессовать, требуется много усилий.
  • демонтаж ступицы вместе с поворотным кулаком, подшипник при этом меняется на верстаке. Этот вариант замены самый легкий, но, возможно нарушится регулировка развала схождения колес. Перед тем, как выкручивать болты поворотного кулака, надо отметить маркером его положение в стойке и обратить внимание, как располагается регулировочный развал-схождение болт. При сборке так, как было, будет минимум погрешностей.Второй вариант используется и для замены рулевых наконечников и шаровых опор, сайлентблоков.
  • демонтаж всей стойки в сборе, подшипники меняются с использованием тисков. Это самый сложный способ, требующий распрессование рулевого наконечника и откручивание верхней опоры. Лишь после этого, можно заменить нужную деталь.

Так как ступица сидит крепко, ее приходится выбивать молотком, если нет съемника. Делать это надо очень аккуратно, подкладывая под молоток доску, желательно дуб. При снятии подшипника, можно повредить стопорное кольцо, штопорное кольцо может и не идти в комплекте с новой ступицей.

Подшипники обычно, при выпрессованивании или выбивании, портятся. Поэтому их меняем.

Вывод

После замены, лучше заехать в автосервис для регулировки развал-схождения. Если тяга руля снималась, то все остальные настройки уже будут сбиты.

Видео

Замена переднего подшипника ступицы ВАЗ 2108, 2115, 2110, 2114.

А в этом видео показывается, как менять подшипник ступицы переднего колеса.

Как заменить ступицу колеса

Ступицей обеспечивает соединение двух деталей с возможностью осевого вращения относительно друг друга. Как работает ступица колеса? Рассмотрим не только устройство и принцип работы, но и процедуру замены своими руками. Также покажем на видео регулировку ступичных подшипников.

Устройство

Поскольку колесо крепится к ступице, ее предназначение состоит не только в передаче крутящего момента от приводного вала к колесному диску, но и в создании точки опоры колеса в поворотном кулаке. Вращение ступицы колеса относительно поворотного кулака становится возможным благодаря ступичному подшипнику, который воспринимает радиальные и осевые нагрузки при движении автомобиля.

Схематическое изображение устройство передней ступицы колеса.

Принцип работы, изображенного на рисунке узла, предполагает наличие только одного подшипника ступицы. В других вариантах конструкции могут использоваться два подшипника, один из которых устанавливается с внутренней стороны поворотного кулака, а второй, соответственно, с внешней.

Принцип работы

Работа ступицы колеса основывается на принципе действия подшипника качения. Благодаря расположенным внутри подшипника телам качения, внутренняя и внешняя обоймы могут свободно вращаться относительно друг друга. Сепаратор служит для удержания тел качения на траектории, сальник препятствует вымыванию смазки, попаданию внутрь грязи.

Ступичные подшипники классифицируются по типу тела качения. Основные виды:

  • однорядные шариковые стандартной конструкции (на современные автомобили не устанавливаются);
  • двухрядные радиально-упорные шариковые;
  • роликовые конические;
  • двухрядные роликовые конические типа HUB.
Читайте также:  Контрольные вопросы по ремонту автомобилей

В ступице колеса имеются резьбовые отверстия для крепления колесного диска. При монтаже цапфа («палец») ступицы входит во внутреннюю обойму ступичного подшипника. Внешнее кольцо запрессовывается внутрь поворотного кулака. Таким образом, ступица вместе с колесом беспрепятственно вращается, будучи соединенной с кулаком.

Задняя ось без ступицы

В некоторых автомобилях устройство задней оси не предполагает наличие ступицы колеса. Яркий пример – Daewoo Matiz, в котором цапфа крепится к основанию балки. Принцип работы основывается на использовании двух радиально-упорных роликовых подшипников. Соответственно, внутренняя обойма обоих подшипников одевается на ось («палец»), а наружные запрессовываются в тормозной барабан.

При таком устройстве шпильки для крепления колеса устанавливаются в барабан. Как и на всех авто со ступичными подшипниками разборного типа, степень прижатия обойм к телам качения регулируется моментом затяжки гайки либо специального болта.

Признаки неисправности

  • Гул при движении на скорости. При этом посторонний звук при повороте руля чаще всего пропадает, но возможна и обратная ситуация – гул появляется только в повороте. Изношенный ступичный можно легко определить во время комплексной проверки ходовой части автомобиля, пошатав в радиальном направлении вывешенное колесо.
  • Очень часто выходят из строя подшипники. Стоит разобрать ступичный узел и осмотреть посадочные места под обоймы.

В каких случаях нужна замена

Замена ступицы колеса требуется лишь в двух случаях:

  • повреждено посадочное место под обойму. При разборке очень часто внутренняя обойма остается на цапфе ступицы. Горе-мастера, не имея специальных съемников, разрезают обоймы болгаркой, разрубывают зубилами. Разумеется, при таких манипуляциях риск повредить ось крайне высока. Также деталь можно испортить, если силой забивать изначально перекошенный подшипник. Дефект посадочного места может образоваться, если оттягивать замену до того времени, пока подшипник не заклинит, спровоцировав проворачивание внутренней обоймы относительно цапфы;
  • производитель регламентирует лишь замену ступицы колеса в сборе. Иными словами, в каталогах запчастей ступичный подшипник отсутствует как таковой.

Как заменить своими руками

Замена переднего ступичного узла на примере Форд Фокус 2.

  1. Ослабьте колесные болты.
  2. С противоположной по диагонали стороны установите противооткатные упоры. Поддомкратьте автомобиль, после чего зафиксируйте кузов транспортного средства на упорах.
  3. Снимите тормозной суппорт. Откручивать тормозной шланг необязательно, достаточно извлечь его в месте крепления к поворотному кулаку, а сам суппорт нужно надежно привязать к стойке автомобиля.
  4. Снимите тормозной диск.
  5. Отсоедините рулевой наконечник от поворотного кулака.
  6. Открутите гайку шаровой опоры. Если детали давно не снимались, для вывода шаровой и рулевого наконечника из посадочного конуса желательно использовать съемник.
  7. Открутите болт крепления ступицы.
  8. Отверните болт крепления поворотного кулака к стойке.
  9. Извлеките датчик ABS (прикручен шурупом). Предварительно очистите посадочное место от коррозии, грязи. Корпус датчика очень хрупкий, поэтом извлекать его нужно очень аккуратно.

Как выпрессовать и запрессовать ступицу

Выпрессовать деталь можно с помощью гидравлического пресса либо наставки и молотка. В любом из случаев вам потребуется наставка, диаметр которой будет немногим меньше диаметра внешней обоймы подшипника.

Главное правило замены – запрессовывая новую ступицу на Форд Фокус 2, усилие прилагайте только к внешней обойме подшипника!

Перед заменой посадочное место в поворотном кулаке нужно очистить мелкозернистой наждачной бумагой от ржавчины и смазать моторным маслом. Следите за тем, чтобы ступица садилась без перекосов. Внешняя обойма должна дойти до упора в кулаке. После замены болт ступицы нужно смазать резьбовым герметиком. Болт на Ford Focus 2 затягивается в 2 этапа – 35 Н*м + доворот на 90º.

Замена и регулировка подшипника

Несмотря на то что мы уже подробнейшим образом рассматривали замену ступичных подшипников своими руками, предлагаем посмотреть на видео процесс сборки и разборки ступичного узла на ВАЗ 2104. Как и на многих других авто, принцип работы ступицы ВАЗ 2104 предполагает регулировку ступичного подшипника, правильно осуществить которую можно только с помощью динамометрического ключа.

Неправильный момент затяжки гайки приверед к перегреву, ускоренному износу трущихся пар, что значительно снизит ресурс ступичного узла.

Adblock
detector