Разбираем карбюратор подвесного лодочного мотора «Yamaha»
Двухтактные подвесные моторы «Yamaha» мощностью 9,9-30 л. с. 1996-1998 гг. выпуска
Подержанных подвесных моторов становится все больше и больше — кто-то покупает их на вторичном внутреннем рынке, кто-то в магазинах, которые специализируются на поставке моторов категории «б/у», поступающих непосредственно «из-за рубежа». Чтобы облегчить жизнь обладателей «бэушных» моторов мы предлагаем очередной материал, который может помочь разобраться с возникающими порой проблемами (предыдущий материал см. на этой странице: «Ремонт импортных лодочных моторов своими силами»).
Карбюратор подвесных лодочных моторов «Yamaha» мощностью 9,9 и 15 л. с.
Сборка/разборка карбюратора моторов «Yamaha» моделей мощностью 9,9 и 15 л. с.
Рис. 1. Схема карбюратора мотора «Yamaha» 9,9/15 л. с.:
1 — осушительный винт; 2 — шайба; 3 — болт; 4 — поплавковая камера; 5 — фигурная прокладка; 6 — болт; 7 — стержень поплавка; 8 — поплавок; 9 — игольчатый клапан; 10 — пластина; 11 — главный жиклер; 12 — главный распылитель; 13 — пробка; 14 — первичный распылитель; 15 — болт; 16 — крышка; 17 — шайба; 18 — настроечный винт; 19 — пружина; 20 — винт холостого хода; 21 — пружина; 22 — винт; 23 — крышка топливного насоса; 24 — внешняя диафрагма; 25 — пружина; 26 — проверочный клапан; 27 — корпус топливного насоса; 28 — внутренняя диафрагма; 29 — внутренняя прокладка.
1. При сборке/разборке карбюратора ориентируйтесь по рис. 1.
2. Отвинтите сливной винт вместе с шайбой (поз. 1 и 2) и слейте остатки топлива. Отвинтите четыре винта, снимите поплавок (поз. 4) и прокладку (поз. 5). Вытрите прокладку и пробку.
3. Выкрутите винт (поз. 6) и снимите стержень поплавка (поз. 7), поплавок (поз.8) и игольчатый клапан (поз. 9). Поверните главный жиклер (поз. 11) и главный распылитель (поз. 12) против часовой стрелки и извлеките их вместе с пробкой и первичным распылителем (поз. 13 и 14). Выньте все составляющие поплавковой камеры, запомнив их местоположение.
4. Открутите четыре винта и верхнюю крышку и прокладку (поз. 15 и 17). Извлеките настроечный винт и пружину (поз. 18 и 19) вместе с винтом холостого хода и пружиной (поз. 20 и 21).
5. Сборку карбюратора надо выполнять в обратном порядке. Промойте и продуйте все отверстия и каналы. Проверьте все детали на наличие трещин, потертостей и износа. В случае необходимости — замените некачественные (в продаже имеются ремкомплекты для карбюраторов). Проверьте, не течет ли корпус поплавковой камеры, и замените его в случае необходимости. Проверьте целостность поплавка и, если есть необходимость, замените его. Прокладку поплавковой камеры, верхнюю прокладку и шайбу сливного винта заменяйте при каждой разборке карбюратора. Настройте игольчатый клапан поплавка.
Карбюратор и топливный насос подвесных лодочных моторов «Yamaha» мощностью 20 и 25 л. с.
Сборка/разборка карбюратора на двухцилиндровых моделях мощностью 20-25 л. с. (рис. 2).
Рис. 2. Схема карбюратора лодочного мотора «Yamaha» 20/25 л. с.:
1 — крышка; 2 — прокладка; 3 — пружина; 4 — настроечный винт; 5 — винт холостого хода; 6 — корпус; 7 — главный жиклер; 8 — главный распылитель; 9 — первичный распылитель; 10 — пробка; 11 — игольчатый клапан; 12 — поплавок; 13 — стержень поплавка; 14 — прокладка; 15 — сливная пробка; 16 — поплавковая камера; 17 — внутренняя прокладка; 18 — внутренняя диафрагма; 19 — проверочный клапан; 20 — корпус топливного насоса; 21 — внешняя прокладка; 22 — крышка топливного насоса.
1. Используйте какую-нибудь емкость, чтобы слить в нее излишки топлива, которые могут оставаться в топливной системе. Извлеките сливную пробку с прокладкой (поз. 15). Открутите четыре винта, снимите прокладку и поплавковую камеру (поз. 16 и 14).
2. Удалите стержень поплавка (поз. 13), поплавок (поз. 12) и игольчатый клапан (поз. 11). Удалите главный жиклер и главный распылитель (поз. 7-8) вместе с пробкой и первичным распылителем (поз. 9 и 10).
3. Отвинтите два винта и снимите крышку и прокладку (поз. 1 и 2). Отвинтите винт регулировки смеси и пружину (поз. 3 и 4) вместе с винтом холостого хода и пружиной (поз. 5).
4. Сборка производится в обратном порядке. Протрите все детали, проверьте их состояние и в случае необходимости замените их. Проверьте поплавковую камеру на герметичность и замените ее в случае необходимости. Поставьте новую герметизирующую прокладку поплавковой камеры (поз. 14), верхнюю прокладку и прокладку пробки (поз. 15). Настройте поплавок. Проверьте все соединения.
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:
Ремонт, разборка редуктора лодочного мотора
Если вы решили самостоятельно заняться ремонтом и обслуживание вашего мотора. Представляем вашему вниманию процедуру разборки и ремонта редуктора подвесного лодочного мотора с целью технического обслуживания или замены какой либо детали. Для того, чтобы сделать все правильно, рекомендуем строго следовать инструкции и рекомендациям. Сборку производить в обратной последовательности.
Резьбовые соединения на большинстве деталей имеют правостороннюю резьбу. Если требуется применение пресса, тисков или молотка обязательно используйте мягкие материалы (дерево, медь) в качестве прокладок для предотвращения деталей от повреждений. Выпрессовку и запреоссовку подшипников производить только с оправками нужно диаметра, которая будет касаться только торца подшипника. Если необходимо применение компрессора со сжатым воздухом для очистки или просушки, обязательно убедитесь, что в линии сжатого воздуха нет воды, влаги или масла.
Проверка, чистка и смазка подшипников
Если вы разбираете редуктор лодочного мотора, то обязательно проведите ревизию всех подшипников. Их нужно обязательно проверить и почистить. Чистим растворителем, сушим сжатым воздухом. В качестве новой смазки для подшипников используйте смазку Premium Gear Lubricant или аналогичную. Все подшипники обязательно проверяются на шероховатости, заедания и износ. Для этого держим подшипник за внешнюю обойму и качаем внутреннюю обойму в поперечных направлениях. Также следует проверить и конические подшипники на точечную коррозию, не равномерный износ и повреждения (борозды, царапины). Если замечено изменение цвета от первоначального, то это скорее всего следствие перегрева, что свидетельствует о недостаточной смазке или повреждении самого подшипника. При обнаружении повреждений или износа конического подшипника, его надлежит менять комплектом.
Кроме того проверяем обоймы подшипников в редукторе на предмет проворачиваемости. Если таковая имеется — меняем редуктор целиком. Роликовые подшипники можно проверить осмотрев вал, который этот подшипник держит. Если на поверхности вала заметны повреждения в виде задиров, коррозии, царапин или неравномерного износа, то и вал и сам подшипник под замену.
Разборка редуктора лодочного мотора для ремонта
Разборку и сборку редуктора лодочного мотора обязательно проводить с отсоединенной аккумуляторной батареей, дабы избежать случайного пуска мотора. Последовательность разборки редуктора:
- Датчик положение Механизма Переключения Передач должен находится в том же положении как и при установке редуктора на свое место.
- Рекомендуем слить масло из поддона дабы не потерять его при съема редуктора, а это около 1 литра.
- Зафиксировать мотор в крайнем верхнем положении (для буксировки).
- Снять гребной винт с вала. Снимаем и отворачиваем все по порядку (a, b, c, d, e, f).
- Снимаем резиновую заглушку на торсионном валу. Снимаем анодную пластину, отвернув болт 13мм., который ее крепит.
- Как только пластина будет снята, внутри кармана откручиваем болт на 14.
- Снимаем боковую панель, откручивая 4 винта.
- Отсоединяем спидометр (при наличии).
- Ослабляем боковые крепежные контргайки. Перед снятием редуктора ВСЕ гайки должны быть ослаблены иначе не исключен вариант повреждения редуктора.
- Стягиваем редуктор с торсионного вала на длину ослабленных гаек, а затем уже отварачиваем их, поддерживая редуктор. Осторожно, не уроните его.
Проверка масла в редукторе
Для этого нужно закрепить редуктор так, чтобы торсионный вал стоял вертикально. После этого подставляем под редуктор чистую емкость и отворачиваем заправочную пробку и вентиляционную пробку. Как только все масло вытечет, необходимо проверить его состояние на наличие металлических частиц. Если эти частицы имеют порошкообразную форму (металлическая пленка на масле), то это свидетельствует о нормальном износе. Если же есть крупные частицы, то тут потребуется разбирать редуктор и проверять все его узлы. Также обратите внимание на цвет этого масла. Если оно светлое, кремовое и т.п., то это скорее всего свидетельствует на водную эмульсию, т.е. в редуктор попадает вода. В таком случае нужно проверить все масляные сальники. Только что слитое масло имеет цвет шоколада, а отстоявшееся — прозрачное, желто-коричневого цвета.
Вал гребного винта
Как можно проверить вал гребного винта. Для этого на редукторе крепим индикатор биения и начинаем проворачивать вал. Если индикатор показывает отклонения более чем на 0,22 мм, то значит вал погнут.
Также проверяем люфт на конце вала, его не должно быть. При наличии люфта нужно также разбирать весь редуктор, т.к. это свидетельствует о большом износе.
Замена сальников лодочного мотора
При техобслуживании, замене масла в редукторе настоятельно рекомендуется провести замену всех сальников и уплотнительных колец вне зависимости от их текущего состояния. Все поверхности перед установкой сальников необходимо очистить и просушить. Если сальник или кольцо туго заходит или вообще не желает заходить на свое место, то можно воспользоваться смазкой с тефлоновой присадкой. Также такую смазку можно нанести на внутренние поверхности сальников для уменьшения их износа.
Для того, чтобы добраться до внутренностей редуктора снимаем крышку (та, что со стороны гребного винта), которая крепится зачастую на двух болтах. Для снятия крышки, возможно, понадобится съемник, но может хватить и двух плоских отверток.
Сняв крышку вы увидите резиновое уплотнительное кольцо, которое «сидит» в канавке. Проверьте его состояние, оно должно быть без повреждений. А лучше его заменить. Далее съемником (или аккуратно выбиваем) снимаем подшипник и видим сальник гребного вала. Если в масле была эмульсия, то это первый «подозреваемый», которого следует проверить. Он может износится сам собой из-за сроков эксплуатации или «благодаря» леске, которая очень часто наматывается на винт и на вал соответственно. Этот сальник прижимается к валу с помощью пружины, которая находится внутри него. Зачастую она ослабевает и сальник «перестает держать». Можно конечно поставить новую пружину или поджать ее на несколько витков, но по хорошему сальник лучше заменить.
По тому же принципу осматриваем и сальник приводного вала. Благо он изнашивается гораздо медленнее, леске до него не добраться. При заметном износе меняем.
После ревизии сальников осматриваем шестерни редуктора на предмет повреждений. Очищаем их от возможного мусора и смазываем.
Собираем все в обратном порядке, строго следуя последовательности. На масле не экономим, заливаем качественное, купленное в надежном источнике. Смазываем гребной вал и ставим на место гребной винт.
Ремонт лодочных моторов самостоятельно
Ремонт лодочных моторов самостоятельно – это рискованное и “опасное” мероприятие со стороны не знающего пользователя, который может не только ухудшить работу мотора но и полностью вывести его из строя. Для начала нужно изучить инструкцию своего мотора, иметь нужные инструменты, и подойти к делу со всей серьезностью. В данной статье мы рассмотрим рекомендации по самостоятельному ремонту лодочного мотора, так же в статье есть ссылка на сайт с перечнем фирм по ремонту.
Обслуживанию и ремонте
Условно лодочные моторы можно разделить на две категории – двухтактные и четырехтактные. Само собой, у обоих типов есть как плюсы, так и минусы. Четырехтактные моторы часто используют для троллинга, где важна низкая скорость и бесперебойная работа двигателя на низких оборотах вкупе с минимальным уровнем шума. Однако такие моторы технически более сложные, чем двухтактные, поэтому стоят они дороже.
Двухтактные моторы обладают небольшим весом и размерами, большей мощностью и, как следствие, большим уровнем шума. Такой мотор подойдет рыбакам, ставящим на первое место скорость и тяговитость двигателя. В обслуживании двухтактники обходятся дешевле своих “старших братьев”.
Ремонт лодочных моторов
Во-первых хотелось бы обратить большое внимание на то, какой стоит у вас винт. Думаете не нужно уделить этому вопросу особого внимания? Смеем уверить вас, что правильный выбор винта на лодочный мотор – важная и актуальная тема для разговора. Чтобы обеспечить лодочному мотору правильную работу и долгий срок эксплуатации, нужно удачно и грамотно выбрать гребной винт. За счёт такого выбора лодочный мотор будет подвергнут меньшему числу неисправностей.
Если для лодочного мотора вы используете тяжелый гребной винт, обороты мотора уменьшаются, что не даёт добиться необходимой скорости, т.к. он не развивает положенной мощности. Работа лодочного двигателя в таком режиме отражается на его “здоровье”. А если воспользоваться слишком легким винтом, то вы превысите число допустимых оборотов, и в этом случае мотор гораздо быстрее выйдет из строя.
Как не хотелось бы, но нужно обязательно посещать сервисные центры и проводить техническое обслуживание лодочного мотора, квадроцикла, снегохода и другой техники.
Помимо предусмотренных работ – тех, что назначены в инструкции по эксплуатации – есть те, для проведения которых нужен высокий уровень квалификации мастеров, спец. инструмент, наличие сервисных мануалов.
Аккуратно и со знанием дела нужно обращаться, например, с карбюратором, в частности, с его настройками. При неправильной регулировке качеств смеси топлива вы получаете только резкое ухудшение работы двигателя, что, соответственно, ведёт к серьёзным ремонтным работам впоследствии. Не нужно проводить какие-либо настройки или ремонтные работы техники, не имея на это опыта и специального оборудования, т.к. это может влететь в копеечку после того, как вам всё-таки придется обратится к профессионалам СТО.
Ремонт импортных лодочных моторов своими силами
Вопрос первый и, пожалуй, основной, который, к сожалению, у большинства владельцев моторов просто не возникает: как правильно подобрать винт? К ремонту двигателя напрямую это не относится, но крайне важно для обеспечения наиболее благоприятного режима работы мотора в целом и повышения его ресурса. Другими словами, правильно подобранный винт позволяет снизить вероятность возникновения неисправности, а следовательно, избежать и самого ремонта. Дело в том, что любой подвесной или стационарный двигатель имеет определенный диапазон оборотов, работая в котором он будет развивать максимальную мощность и иметь при этом оптимальный расход топлива.
Какое влияние оказывает винт на данный процесс? Рассмотрим ситуацию, когда используется винт, тяжелый для данного двигателя. Обороты его в этом случае, даже при полностью открытой дроссельной заслонке, будут ниже рекомендованных. Двигатель старается раскрутиться, но не может развить необходимую мощность и, как следствие, не докручивает. Подобный режим работы сказывается на «здоровье» мотора не лучшим образом. Слишком легкий винт приведет к тому, что мотор быстро выйдет на рабочий режим, но при максимальном положении ручки газа обороты превысят рекомендованный диапазон.
Двигатель начнет перекручивать, что также скажется неблагоприятно. Так вот наша задача и состоит в том, чтобы частота вращения двигателя не выходила за обозначенные рамки, тогда условия эксплуатации агрегатов и узлов (особенно элементов поршневой группы) окажутся расчетными. Сделать это на практике довольно просто. Для начала надо оборудовать лодку тахометром и контролировать обороты двигателя при максимально открытой дроссельной заслонке.
Думаю, понятно, что уменьшение нагрузки будет облегчать тестируемый винт, а увеличение — утяжелять. Если показания тахометра лежат в пределах «паспортного» диапазона оборотов (эта информация может содержаться на самом двигателе, в инструкции по эксплуатации, прилагаемой к мотору, или ее можно получить у ближайшего дилера), то все в порядке и причин для беспокойства нет.
Тахометр
Если же показания тахометра выходят за допустимые границы, винт необходимо заменить. Когда мотор перекручивает — шаг винта надо увеличивать, если не докручивает — уменьшать. При этом существует следующее правило: изменение шага винта на один дюйм приводит к изменению показаний тахометра на 200 об/мин. И помните, что подобную процедуру не следует проводить во время обкатки двигателя. Вообще, я настоятельно советую на период обкатки воздержаться от какого-либо вмешательства в двигатель без разрешения на то ближайшего дилера или авторизованного сервисного центра.
Существует ряд моторов, подключение тахометров к которым конструктивно не предусмотрено. В этом случае при проведении теста необходимо использовать специальные тахометры, позволяющие считывать информацию с высоковольтных свечных проводов. А для этого придется опять обратиться в сервисный центр, оснащенный подобным инструментом. И еще одно замечание: стандартные винты, идущие в комплекте с мотором, обычно подобраны точно в соответствии с результатами подобного теста, но надо помнить, что ваша комплектация (мотор, винт, лодка, нагрузка) может стать исключением из правил.
Предположим, что подбором винта мы создали двигателю условия для нормальной работы. Но техника есть техника, и поломки все же возможны. Правда, поломка поломке рознь. Поэтому попробуем разобраться, как вести себя в той или иной ситуации. Сразу исключим вариант, когда от работоспособности мотора зависят жизнь и здоровье людей — здесь допустимы любые вмешательства. Мы же рассмотрим только вопросы текущего ремонта.
Техобслуживание
Оказывается, что даже нормально работающий мотор требует периодического технического обслуживания. Можно ли проводить его самостоятельно? Однозначного ответа нет, и вот почему. Если вы человек технически грамотный и имеющий за плечами опыт общения с подобной техникой, а мотор находится на гарантии, целесообразно получить разрешение на проведение планового обслуживания у ближайшего дилера.
Начните с внимательного изучения инструкции по эксплуатации. В перечне регламентных работ возможны пункты, предназначенные только для вашего конкретного мотора. Смазочные материалы и оборудование, используемые при обслуживании, должны быть обязательно оригинальными.
Проведение самостоятельного ремонта
Возможность проведения самостоятельного ремонта
ятельно
струмент и литература
низация карбюра-
тора