Меню

Разборка двигателя зил 131

ЗИЛ 130, ЗИЛ 131, ГАЗ 3307, ГАЗ 3309, ГАЗ 53, ММЗ 554, МАЗ 500

ЗИЛ 130 — 131 » Разборка и сборка силового агрегата » Снятие силового агрегата

Перед снятием силового агрегата с авто­мобиля необходимо выполнить следующие подготовительные работы:

снять капот в сборе и тягу капота, отъединить от приборов и переходных коло­док провода системы электрооборудования;

отъединить аккумуляторную батарею, сняв стартерный провод; отъединить пере­мычку массы, отвернув один болт крепления головки цилиндров;

снять соединительные шланги радиатора системы охлаждения и отопителя, отъеди­нить шланги масляного радиатора;

снять тягу привода жалюзи радиатора. Освободить крепление радиатора и снять его в сборе с облицовкой, снять подушки подвески радиатора;

отъединить тягу привода управления кар­бюратором, троса управления воздушной заслонкой и дросселем карбюратора, снять оттяжную пружину тяги карбюратора; от­вернуть болты крепления кронштейна и снять его с картера сцепления;

отъединить топливопровод, соединяющий топливный бак и насос, и воздухопроводы, идущие от головки компрессора к регулято­ру давления и к воздушному баллону;

отъединить приемную трубу глушителя от выпускного трубопровода;

снять крышку люка в кабине над короб­кой передач;

отвернуть болты крепления крышки короб­ки передач и снять ее в сборе с рычагом;

коробку передач закрыть предварительно подготовленной картонкой, привернув ее двумя-трсмя болтами, во избежание попада­ния в коробку передач посторонних предме­тов и пыли;

отъединить и снять рычаг привода руч­ного тормоза, регулировочную тягу педали сцепления и тягу привода ручного тормоза;

освободить болты крепления передней опоры двигателя, двух задних его опор, а также крепление реактивной тяги двига­теля;

отвернуть гайки и отъединить фланец кар­данного вала, отвернуть штуцер привода спидометра;

отъединить привод управления раздаточ­ной коробки. При наличии на автомобиле лебедки надо отъединить карданный вал от коробки отбора мощности, снять ее кулис­ную крышку.

Для снятия силового агрегата с автомоби­ля необходимо укрепить на удлиненные шпильки головки цилиндров подвеску Ш-16550 (рис. 1), зацепить крюк подъ­емного устройства за кольцо подвески, осто­рожно приподнять силовой агрегат, выве­сти вперед — вверх и установить на под­ставку или тележку. Снять с поперечины рамы подушки подвески двигателя.

Разборка двигателя I

Перед разборкой силовой агрегат необхо­димо очистить от грязи и масла, промыть керосином или обезжиривающим раствором. Для сушки продуть двигатель сжатым воз­духом.

Снятие приборов и агрегатов, смонтиро­ванных на двигателе, целесообразно произ­водить на стационарном поворотном стенде ГАРО модели 2473 или на стенде, показан­ном на рис. 1, б. Поворот двигателя во­круг горизонтальной оси стенда осуществ­ляется при помощи червячного механизма, установленного на стенде. Двигатель может удерживаться при разборке или сборке в любом положении за счет торможения чер­вячного механизма. При разборке двигателя следует предохранять от повреждения при­работанные поверхности сопряженных дета­лей, пригодных для постановки на свои места без замены.

Снимаемые с двигателя детали и нормали следует укладывать в специально подготов­ленную тару, в которой они должны снова вернуться на сборку после мойки, проверки и устранения неисправностей.

Большинство деталей двигателя взаимоза­меняемы (хотя многие требуют индиви­дуальной подгонки к сопрягаемой детали) и допускают обезличенную их замену, за исключением крышек шатунов и крышек ко­ренных подшипников (первые обрабаты­вают с шатунами в сборе, а вторые — вместе с блоком цилиндров). Шатуны и их крышки при сборке на заводе клеймят цифрами, соответствующими порядковому номеру ци­линдра, а крышки коренных подшипни­ков — цифрами, соответствующими поряд­ковому номеру коренного подшипника.

Читайте также:  Тест драйв грузовика камаза

Перед установкой двигателя на стенд надо снять с двигателя коробку передач. Для этого следует отвернуть накидным клю­чом болты крепления коробки передач, отъ­единить коробку от картера сцепления при помощи монтажной лопатки и, покачивая, снять ее при помощи тали или гидравличе­ского подъемника модели 444 (см. рис. 1, а).

Снятие воздушного фильтра. Отъединить трубопровод, идущий от воздушного фильт­ра к компрессору, снять переходную крышку с муфтой, отвернуть прижимную гайку и снять воздушный фильтр, затем снять пе­реходный фланец.

Снятие карбюратора. Отъединить топливо­провод, идущий от фильтра тонкой очистки, трубку вакуумного регулятора и две трубки, идущие к центробежному датчику, освободить ганки крепления, снять карбю­ратор и термоизолирующую прокладку.

Снять фильтр вентиляции картера двига­теля, отвернув болты его крепления.

Фильтр тонкой очистки топлива. Отъеди­нить трубку от топливного насоса, отвернуть гайки крепления кронштейна и снять фильтр в сборе с кронштейном и трубками.

Масляные фильтры. Вывернуть из корпуса фильтров датчик указателя давления мас­ла. Отъединить сливной желоб. Отвернуть болты крепления корпуса фильтров и снять с двигателя вместе с уплотннтельной про­кладкой.

Прерыватель-распределитель и его привод.

У автомобиля ЗИЛ-131 снять экранирующие шланги. У всех автомобилей вывернуть дат­чик указателя температуры охлаждающей жидкости. Отвернуть болты крепления пре­рывателя-распределителя к верхней пластине октан-корректора и снять его.

Для снятия пластин октан-корректора надо отвернуть болты крепления пластин к верхнему фланцу корпуса привода прерыва­теля-распределителя.

Для снятия привода прерывателя-распре­делителя надо отвернуть болты крепления корпуса привода к блоку цилиндров и вы­нуть из гнезда привод прерывателя-распре­делителя в сборе с корпусом, валиком и шестерней.

Стартер. Отвернуть болты крепления стар­тера к картеру сцепления и вынуть стартер из гнезда картера.

Генератор. Отвернуть гайку крепления оттяжной планки. Отвернуть гайки крепле­ния генератора к кронштейну и, освободив от приводного ремня шкив генератора, снять генератор и ремень привода генератора.

Снять кронштейны генератора с двигате­ля, отвернув болты их крепления.

Насос гидроусилителя рулевого управле­ния. Отвернуть гайки крепления натяжного кронштейна к головке цилиндров и, освобо­див шкив насоса от приводного ремня, сиять насос в сборе с кронштейном и ремень при­вода насоса.

Снять кронштейн с насоса, отвернув бол­ты крепления.

Топливный насос. Отвернуть гайки креп­ления насоса и снять его вместе с проклад­кой.

Компрессор. Отвернуть накидные гайки крепления трубопроводов, подводящих охлаждающую жидкость к компрессору от впускного трубопровода и отводящих жидкость от компрессора к водяному насо­су, снять трубопроводы.

Отвернуть накидные гайки крепления трубопроводов — подводящего масло к ком­прессору из масляной магистрали блока ци­линдров и отводящего масло от компрессора в картер двигателя, — снять трубопроводы.

Отвернуть болты крепления компрессора К кронштейну и, освободив шкив от при­водного ремня, снять компрессор и ремень привода компрессора.

Дли снятия кронштейна с двигателя надо отвернуть гайки крепления кронштейна к головке цилиндров.

Пусковой подогреватель. На автомобилях, снабженных пусковым подогревателем, надо слить топливо из бачка и отъединить: электропроводку от приборов подогревате­ля; шланг подвода воздуха от вентилятора и от котла; топливопровод от регулятора и котла; трубопроводы для охлаждающей жидкости от двигателя и котла.

Снять с двигателя: воронку с трубкой; топливный бачок; электродвигатель с вен­тилятором подогревателя; регулятор подачи топлива с электромагнитным клапаном; пульт управления; вывернуть свечу накали­вания и снять котел с лотком.

Читайте также:  Схемы машин да винчи

Центробежный датчик ограничителя обо­ротов коленчатого вала. Отвернуть накид­ные гайки крепления трубопроводов, соеди­няющих датчик с карбюратором, и снять их. Отвернуть болты крепления центробежного датчика на крышке распределительных ше­стерен и снять датчик с прокладкой.

Снятие силового агрегата

Для обеспечения лучшего доступа к узлам автомобиля снизу (при снятии силового агрегата) рекомендуется автомобиль уста­навливать на смотровую яму, над которой имеется подъемное устройство. Вес силового агрегата в сборе без заправки составляет 640 кГ, и поэтому для его снятия необхо­димо иметь подъемное устройство грузо­подъемностью не менее 1 т; высота до крю­ка должна быть не менее 2 м.

Перед снятием силового агрегата с авто­мобиля необходимо слить воду из системы охлаждения, желательно также слить смаз­ку из картеров двигателя и коробки пере­дач. Слив воды производится через три сливных крана. При разборке мелкие дета­ли рекомендуется укладывать в отдельную тару, а при отъединении проводов от при­боров электрооборудования винты и гайки ввертывать от руки на свое место.

Перед снятием силового агрегата надо вы­полнить следующие подготовительные рабо­ты. Снять крышку люка гнезда аккумуля­торной батареи и освободить плюсовую клемму батареи, снять провод стартера, у автомобиля ЗИЛ-131 отключить массу вы­ключателем.

Поднять капот двигателя и отъединить провода от приборов и переходных колодок, снять крышку и ротор с прерывателя-рас­пределителя.

Ослабив винты стяжных хомутов, снять шланги водяного и масляного радиаторов. Снять трубопровод со шлангами отопителя.

Отъединить трос привода жалюзи и вы­нуть его вместе с оболочкой из отверстия передней стенки кабины.

Освободить и снять облицовку радиатора.

Отвернуть гайку крепления радиатора.

снять радиатор вручную или при помощи приспособления K3-0355 (рис. 1, а), снять резиновые подушки с распорной втулкой.

Отъединить привод карбюратора и сиять: тягу ножного привода, трос ручного приво­да дросселя и трос ручного привода воз­душной заслонки.

Отъединить и снять: трубопровод, отводя­щий сжатый воздух от компрессора; трубо­провод регулятора давления; трубопровод, подводящий топливо к топливному насосу.

Отъединить шланги высокого и низкого давления от корпуса насоса гидроусилителя рулевого управления.

Отъединить привод рулевого механизма, снять карданный вал рулевого управления.

Отъединить от выпускного трубопровода приемные трубы глушителя, отогнув стопор­ные шайбы и отвернув гайки.

Снять крышку люков пола кабины, отвер­нув болты крепления.

Снять картер рычага коробки передач с прокладкой в сборе с рычагом, отвернув болты крепления картера.

Закрыть отверстие в крышке коробки пе­редач картонной крышкой, прикрепив се двумя болтами.

Отъединить привод спидометра, отвернув прижимную гайку штуцера.

Отъединить привод ножного тормоза, разъединив тягу с рычагом педали.

Отъединить привод ручного тормоза, дей­ствующий на тормоза прицепа.

Снять с коробки передач рычаг ручного тормоза, отвернув болты его крепления.

Отъединить от барабана ручного тормоза карданный вал, отвернув гайки его крепле­ния.

Отъединить привод выключения сцепле­ния, разъединив тягу и рычаг педали.

На автомобиле ЗИЛ-131 отъединить кар­данный вал от фланца ведомого вала ко­робки передач.

Отъединить привод и рычаг управления раздаточной коробки.

При наличии на автомобиле лебедки отъ­единить карданный вал коробки отбора мощности, снять крышку и рычаг привода.

Освободить болты крепления передней опоры и двух задних опор двигателя, а так­же крепление реактивной тяги.

Зацепить подъемным устройством (рис. 1, б) за скобы двигателя и осторожно, поднимая и выводя вперед, снять силовой агрегат с автомобиля.

Читайте также:  Что такое обработка двигателя ниодом

Снятый силовой агрегат с автомобиля устанавливают на специальную тележку для транспортировки его на место разборки.

Разборка двигателя зил 131

п/п

Наименование операции

Применяемое оборудование

Норма времени

Снять крышки головок блока цилиндров.

Снять впускной коллектор.

Снять оси коромысел в сборе с коромыслами, вынуть штанги.

Снять головки блока цилиндров вместе с выпускным коллектором.

Если снимать гильзы не требуется, то производится их фиксация в блоке при помощи втулок – зажимов.

Втулки-зажимы, головка на 19

Повернуть двигатель картером вверх.

Снять масляный картер, маслоприёмник.

Снять крышку шатунов, вывести данную шейку коленвала максимально вверх, аккуратно вынуть шатуны с поршнями и кольцами через цилиндр. Обязательно пометить крышки и шатуны.

Головка на 15, молоток, наставка

Снять храповик и выпрессовать шкив.

Снять переднюю крышку

Ключ на 13,14. Головки на 12,13.

Снять крышки коренных подшипников, вместе с нижними вкладышами, предварительно их наметить.

Снять коленвал и упорные кольца осевой фиксации вала.

Установить на место коренные крышки коленвала.

Снять распредвал, предварительно вынуть толкатели из своих гнёзд.

механизмы

Технические условия

Техника безопасности

Двигатель автомобиля ЗИЛ-130.

Разборка двигателя производится после его наружной чистки и мойки, на специальном стенде. При разборке детали метят без повреждения, чтобы обеспечить высокое качество последующей сборки. После разборки детали отправляют на мойку, после мойки производят дефектовку и сортировку.

Инструкция по охране труда № 5.10. Следить за чистотой рук и инструмента. Использовать для выполнения работ только исправный инструмент. Снятые детали двигателя укладывать в таком месте, чтобы предотвратить их падение. Нельзя укладывать детали под ноги.

Составил мастер производственного обучения ______________

Архив рубрики: Разборка и сборка узлов двигателя

Комплект поршень-шатун

Для разборки рекомендуется шатун в сборе с поршнем закрепить в тисках. При помощи съемника модели 2479 (см. рис. 1, б) снять порш­невые кольца (рис. 2), вынуть плоскогуб­цами стопорные кольца поршневого пальца, выпрессовать поршневой палец и отъединить поршень от шатуна. Проверить … Читать далее →

Подбор поршней

Все операции подбора поршней по гильзам цилиндров необходимо проводить при температуре 17—23° С. При замене поршней с использованием гильзы цилиндров без перешлифовки целе­сообразно снять шабером или мелкозерни­стым абразивным кругом, установленным на пневматической или электрической дрели, верхнюю кромку (буртик) гильзы, кото­рая … Читать далее →

Нижняя головка шатуна

Нижняя головка шатуна обрабатывается в сборе с крышкой, и поэтому при разборке, контроле и сборке шатун и крышку шатуна следует сохранять в комп­лекте. Крышки шатунов центрируют по шлифо­ванным поверхностям шатунных болтов. Не рекомендуется также обезличивать комплект шатунов с одного двигателя, … Читать далее →

Комплект коленчатый вал — маховик — сцепление

Коленчатый вал двигателя ба­лансируют в сборе с маховиком и сцеплением. Допустимый дисбаланс не более 70 Г см. Дисбаланс маховика устраняется сверлением внутренней стороны маховика на радиусе 184 мм отверстий диаметром 15 мм и глубиной сверления не более 25 мм. Рас­стояние … Читать далее →

Сборка комплекта

Для сборки коленча­того вала надо надеть две упорные шайбы на первую коренную шейку, вставить в паз шпонку и напрессовать шестерню коленча­того вала. Установить маховик на фланец коленча­того вала, совместить отверстия маховика и фланца, вставить болты, навернуть на них гайки и … Читать далее →

Adblock
detector