ЗИЛ 130, ЗИЛ 131, ГАЗ 3307, ГАЗ 3309, ГАЗ 53, ММЗ 554, МАЗ 500
ЗИЛ 130 — 131 » Разборка и сборка силового агрегата » Снятие силового агрегата
Перед снятием силового агрегата с автомобиля необходимо выполнить следующие подготовительные работы:
снять капот в сборе и тягу капота, отъединить от приборов и переходных колодок провода системы электрооборудования;
отъединить аккумуляторную батарею, сняв стартерный провод; отъединить перемычку массы, отвернув один болт крепления головки цилиндров;
снять соединительные шланги радиатора системы охлаждения и отопителя, отъединить шланги масляного радиатора;
снять тягу привода жалюзи радиатора. Освободить крепление радиатора и снять его в сборе с облицовкой, снять подушки подвески радиатора;
отъединить тягу привода управления карбюратором, троса управления воздушной заслонкой и дросселем карбюратора, снять оттяжную пружину тяги карбюратора; отвернуть болты крепления кронштейна и снять его с картера сцепления;
отъединить топливопровод, соединяющий топливный бак и насос, и воздухопроводы, идущие от головки компрессора к регулятору давления и к воздушному баллону;
отъединить приемную трубу глушителя от выпускного трубопровода;
снять крышку люка в кабине над коробкой передач;
отвернуть болты крепления крышки коробки передач и снять ее в сборе с рычагом;
коробку передач закрыть предварительно подготовленной картонкой, привернув ее двумя-трсмя болтами, во избежание попадания в коробку передач посторонних предметов и пыли;
отъединить и снять рычаг привода ручного тормоза, регулировочную тягу педали сцепления и тягу привода ручного тормоза;
освободить болты крепления передней опоры двигателя, двух задних его опор, а также крепление реактивной тяги двигателя;
отвернуть гайки и отъединить фланец карданного вала, отвернуть штуцер привода спидометра;
отъединить привод управления раздаточной коробки. При наличии на автомобиле лебедки надо отъединить карданный вал от коробки отбора мощности, снять ее кулисную крышку.
Для снятия силового агрегата с автомобиля необходимо укрепить на удлиненные шпильки головки цилиндров подвеску Ш-16550 (рис. 1), зацепить крюк подъемного устройства за кольцо подвески, осторожно приподнять силовой агрегат, вывести вперед — вверх и установить на подставку или тележку. Снять с поперечины рамы подушки подвески двигателя.
Разборка двигателя I
Перед разборкой силовой агрегат необходимо очистить от грязи и масла, промыть керосином или обезжиривающим раствором. Для сушки продуть двигатель сжатым воздухом.
Снятие приборов и агрегатов, смонтированных на двигателе, целесообразно производить на стационарном поворотном стенде ГАРО модели 2473 или на стенде, показанном на рис. 1, б. Поворот двигателя вокруг горизонтальной оси стенда осуществляется при помощи червячного механизма, установленного на стенде. Двигатель может удерживаться при разборке или сборке в любом положении за счет торможения червячного механизма. При разборке двигателя следует предохранять от повреждения приработанные поверхности сопряженных деталей, пригодных для постановки на свои места без замены.
Снимаемые с двигателя детали и нормали следует укладывать в специально подготовленную тару, в которой они должны снова вернуться на сборку после мойки, проверки и устранения неисправностей.
Большинство деталей двигателя взаимозаменяемы (хотя многие требуют индивидуальной подгонки к сопрягаемой детали) и допускают обезличенную их замену, за исключением крышек шатунов и крышек коренных подшипников (первые обрабатывают с шатунами в сборе, а вторые — вместе с блоком цилиндров). Шатуны и их крышки при сборке на заводе клеймят цифрами, соответствующими порядковому номеру цилиндра, а крышки коренных подшипников — цифрами, соответствующими порядковому номеру коренного подшипника.
Перед установкой двигателя на стенд надо снять с двигателя коробку передач. Для этого следует отвернуть накидным ключом болты крепления коробки передач, отъединить коробку от картера сцепления при помощи монтажной лопатки и, покачивая, снять ее при помощи тали или гидравлического подъемника модели 444 (см. рис. 1, а).
Снятие воздушного фильтра. Отъединить трубопровод, идущий от воздушного фильтра к компрессору, снять переходную крышку с муфтой, отвернуть прижимную гайку и снять воздушный фильтр, затем снять переходный фланец.
Снятие карбюратора. Отъединить топливопровод, идущий от фильтра тонкой очистки, трубку вакуумного регулятора и две трубки, идущие к центробежному датчику, освободить ганки крепления, снять карбюратор и термоизолирующую прокладку.
Снять фильтр вентиляции картера двигателя, отвернув болты его крепления.
Фильтр тонкой очистки топлива. Отъединить трубку от топливного насоса, отвернуть гайки крепления кронштейна и снять фильтр в сборе с кронштейном и трубками.
Масляные фильтры. Вывернуть из корпуса фильтров датчик указателя давления масла. Отъединить сливной желоб. Отвернуть болты крепления корпуса фильтров и снять с двигателя вместе с уплотннтельной прокладкой.
Прерыватель-распределитель и его привод.
У автомобиля ЗИЛ-131 снять экранирующие шланги. У всех автомобилей вывернуть датчик указателя температуры охлаждающей жидкости. Отвернуть болты крепления прерывателя-распределителя к верхней пластине октан-корректора и снять его.
Для снятия пластин октан-корректора надо отвернуть болты крепления пластин к верхнему фланцу корпуса привода прерывателя-распределителя.
Для снятия привода прерывателя-распределителя надо отвернуть болты крепления корпуса привода к блоку цилиндров и вынуть из гнезда привод прерывателя-распределителя в сборе с корпусом, валиком и шестерней.
Стартер. Отвернуть болты крепления стартера к картеру сцепления и вынуть стартер из гнезда картера.
Генератор. Отвернуть гайку крепления оттяжной планки. Отвернуть гайки крепления генератора к кронштейну и, освободив от приводного ремня шкив генератора, снять генератор и ремень привода генератора.
Снять кронштейны генератора с двигателя, отвернув болты их крепления.
Насос гидроусилителя рулевого управления. Отвернуть гайки крепления натяжного кронштейна к головке цилиндров и, освободив шкив насоса от приводного ремня, сиять насос в сборе с кронштейном и ремень привода насоса.
Снять кронштейн с насоса, отвернув болты крепления.
Топливный насос. Отвернуть гайки крепления насоса и снять его вместе с прокладкой.
Компрессор. Отвернуть накидные гайки крепления трубопроводов, подводящих охлаждающую жидкость к компрессору от впускного трубопровода и отводящих жидкость от компрессора к водяному насосу, снять трубопроводы.
Отвернуть накидные гайки крепления трубопроводов — подводящего масло к компрессору из масляной магистрали блока цилиндров и отводящего масло от компрессора в картер двигателя, — снять трубопроводы.
Отвернуть болты крепления компрессора К кронштейну и, освободив шкив от приводного ремня, снять компрессор и ремень привода компрессора.
Дли снятия кронштейна с двигателя надо отвернуть гайки крепления кронштейна к головке цилиндров.
Пусковой подогреватель. На автомобилях, снабженных пусковым подогревателем, надо слить топливо из бачка и отъединить: электропроводку от приборов подогревателя; шланг подвода воздуха от вентилятора и от котла; топливопровод от регулятора и котла; трубопроводы для охлаждающей жидкости от двигателя и котла.
Снять с двигателя: воронку с трубкой; топливный бачок; электродвигатель с вентилятором подогревателя; регулятор подачи топлива с электромагнитным клапаном; пульт управления; вывернуть свечу накаливания и снять котел с лотком.
Центробежный датчик ограничителя оборотов коленчатого вала. Отвернуть накидные гайки крепления трубопроводов, соединяющих датчик с карбюратором, и снять их. Отвернуть болты крепления центробежного датчика на крышке распределительных шестерен и снять датчик с прокладкой.
Снятие силового агрегата
Для обеспечения лучшего доступа к узлам автомобиля снизу (при снятии силового агрегата) рекомендуется автомобиль устанавливать на смотровую яму, над которой имеется подъемное устройство. Вес силового агрегата в сборе без заправки составляет 640 кГ, и поэтому для его снятия необходимо иметь подъемное устройство грузоподъемностью не менее 1 т; высота до крюка должна быть не менее 2 м.
Перед снятием силового агрегата с автомобиля необходимо слить воду из системы охлаждения, желательно также слить смазку из картеров двигателя и коробки передач. Слив воды производится через три сливных крана. При разборке мелкие детали рекомендуется укладывать в отдельную тару, а при отъединении проводов от приборов электрооборудования винты и гайки ввертывать от руки на свое место.
Перед снятием силового агрегата надо выполнить следующие подготовительные работы. Снять крышку люка гнезда аккумуляторной батареи и освободить плюсовую клемму батареи, снять провод стартера, у автомобиля ЗИЛ-131 отключить массу выключателем.
Поднять капот двигателя и отъединить провода от приборов и переходных колодок, снять крышку и ротор с прерывателя-распределителя.
Ослабив винты стяжных хомутов, снять шланги водяного и масляного радиаторов. Снять трубопровод со шлангами отопителя.
Отъединить трос привода жалюзи и вынуть его вместе с оболочкой из отверстия передней стенки кабины.
Освободить и снять облицовку радиатора.
Отвернуть гайку крепления радиатора.
снять радиатор вручную или при помощи приспособления K3-0355 (рис. 1, а), снять резиновые подушки с распорной втулкой.
Отъединить привод карбюратора и сиять: тягу ножного привода, трос ручного привода дросселя и трос ручного привода воздушной заслонки.
Отъединить и снять: трубопровод, отводящий сжатый воздух от компрессора; трубопровод регулятора давления; трубопровод, подводящий топливо к топливному насосу.
Отъединить шланги высокого и низкого давления от корпуса насоса гидроусилителя рулевого управления.
Отъединить привод рулевого механизма, снять карданный вал рулевого управления.
Отъединить от выпускного трубопровода приемные трубы глушителя, отогнув стопорные шайбы и отвернув гайки.
Снять крышку люков пола кабины, отвернув болты крепления.
Снять картер рычага коробки передач с прокладкой в сборе с рычагом, отвернув болты крепления картера.
Закрыть отверстие в крышке коробки передач картонной крышкой, прикрепив се двумя болтами.
Отъединить привод спидометра, отвернув прижимную гайку штуцера.
Отъединить привод ножного тормоза, разъединив тягу с рычагом педали.
Отъединить привод ручного тормоза, действующий на тормоза прицепа.
Снять с коробки передач рычаг ручного тормоза, отвернув болты его крепления.
Отъединить от барабана ручного тормоза карданный вал, отвернув гайки его крепления.
Отъединить привод выключения сцепления, разъединив тягу и рычаг педали.
На автомобиле ЗИЛ-131 отъединить карданный вал от фланца ведомого вала коробки передач.
Отъединить привод и рычаг управления раздаточной коробки.
При наличии на автомобиле лебедки отъединить карданный вал коробки отбора мощности, снять крышку и рычаг привода.
Освободить болты крепления передней опоры и двух задних опор двигателя, а также крепление реактивной тяги.
Зацепить подъемным устройством (рис. 1, б) за скобы двигателя и осторожно, поднимая и выводя вперед, снять силовой агрегат с автомобиля.
Снятый силовой агрегат с автомобиля устанавливают на специальную тележку для транспортировки его на место разборки.
Разборка двигателя зил 131
п/п
Наименование операции
Применяемое оборудование
Норма времени
Снять крышки головок блока цилиндров.
Снять впускной коллектор.
Снять оси коромысел в сборе с коромыслами, вынуть штанги.
Снять головки блока цилиндров вместе с выпускным коллектором.
Если снимать гильзы не требуется, то производится их фиксация в блоке при помощи втулок – зажимов.
Втулки-зажимы, головка на 19
Повернуть двигатель картером вверх.
Снять масляный картер, маслоприёмник.
Снять крышку шатунов, вывести данную шейку коленвала максимально вверх, аккуратно вынуть шатуны с поршнями и кольцами через цилиндр. Обязательно пометить крышки и шатуны.
Головка на 15, молоток, наставка
Снять храповик и выпрессовать шкив.
Снять переднюю крышку
Ключ на 13,14. Головки на 12,13.
Снять крышки коренных подшипников, вместе с нижними вкладышами, предварительно их наметить.
Снять коленвал и упорные кольца осевой фиксации вала.
Установить на место коренные крышки коленвала.
Снять распредвал, предварительно вынуть толкатели из своих гнёзд.
механизмы
Технические условия
Техника безопасности
Двигатель автомобиля ЗИЛ-130.
Разборка двигателя производится после его наружной чистки и мойки, на специальном стенде. При разборке детали метят без повреждения, чтобы обеспечить высокое качество последующей сборки. После разборки детали отправляют на мойку, после мойки производят дефектовку и сортировку.
Инструкция по охране труда № 5.10. Следить за чистотой рук и инструмента. Использовать для выполнения работ только исправный инструмент. Снятые детали двигателя укладывать в таком месте, чтобы предотвратить их падение. Нельзя укладывать детали под ноги.
Составил мастер производственного обучения ______________
Архив рубрики: Разборка и сборка узлов двигателя
Комплект поршень-шатун
Для разборки рекомендуется шатун в сборе с поршнем закрепить в тисках. При помощи съемника модели 2479 (см. рис. 1, б) снять поршневые кольца (рис. 2), вынуть плоскогубцами стопорные кольца поршневого пальца, выпрессовать поршневой палец и отъединить поршень от шатуна. Проверить … Читать далее →
Подбор поршней
Все операции подбора поршней по гильзам цилиндров необходимо проводить при температуре 17—23° С. При замене поршней с использованием гильзы цилиндров без перешлифовки целесообразно снять шабером или мелкозернистым абразивным кругом, установленным на пневматической или электрической дрели, верхнюю кромку (буртик) гильзы, которая … Читать далее →
Нижняя головка шатуна
Нижняя головка шатуна обрабатывается в сборе с крышкой, и поэтому при разборке, контроле и сборке шатун и крышку шатуна следует сохранять в комплекте. Крышки шатунов центрируют по шлифованным поверхностям шатунных болтов. Не рекомендуется также обезличивать комплект шатунов с одного двигателя, … Читать далее →
Комплект коленчатый вал — маховик — сцепление
Коленчатый вал двигателя балансируют в сборе с маховиком и сцеплением. Допустимый дисбаланс не более 70 Г см. Дисбаланс маховика устраняется сверлением внутренней стороны маховика на радиусе 184 мм отверстий диаметром 15 мм и глубиной сверления не более 25 мм. Расстояние … Читать далее →
Сборка комплекта
Для сборки коленчатого вала надо надеть две упорные шайбы на первую коренную шейку, вставить в паз шпонку и напрессовать шестерню коленчатого вала. Установить маховик на фланец коленчатого вала, совместить отверстия маховика и фланца, вставить болты, навернуть на них гайки и … Читать далее →