Разборка автомобиля
При разборке автомобиля на агрегаты и агрегатов на детали необходимо:
- строго соблюдать последовательность выполнения разборочных операций;
- применять для разборки специальные инструменты и приспособления, так как пользование несоответствующими инструментами приводит к порче деталей. Для отвертывания и завертывания гаек и болтов следует применять подобранные точно по размеру гаечные и торцевые ключи. Применение раздвижных ключей не рекомендуется во избежание порчи граней.
- удалять болты, шпильки и пальцы специальными выколотками из красной меди, не допуская ударов по самой детали;
- удалять шестерни, шкивы, втулки и подшипники под прессом или соответствующими съемниками;
- разбирать агрегаты в закрытых помещениях, чтобы снятые детали не подвергались воздействию атмосферных осадков и загрязнениям;
- укладывать снятые детали и крепежный материал во избежание механических повреждений в ящики или на стеллажи, не допуская разбрасывания их на полу;
- разбирать агрегаты на специальных стендах, что сокращает время разборки и повышает качество работ;
- ставить снятые болты обратно в отверстия деталей, надевать на них шайбы и навинчивать гайки; это облегчает и ускоряет последующую сборку.
Порядок разборки шасси автомобиля на агрегаты примерно следующий:
- Снимают радиатор, крылья, брызговики, глушитель, тормозные тяги и тросы, вал с педалью управления дроссельной заслонкой карбюратора, карданный вал и рулевой механизм; затем освобождают крепление задней и передней опоры двигателя и специальным приспособлением снимают двигатель в сборе с коробкой передач и со сцеплением, используя подъемное оборудование.
- Приподнимают задний конец рамы на высоту, обеспечивающую освобождение соединения подвески, и отъединяют концы рессор, после чего можно откатить задний мост.
- Приподнимают передний конец рамы и отъединяют от рамы концы рессор, затем откатывают передний мост.
Разборка агрегатов на узлы производится на специальных или универсальных стендах. Отдельные узлы разбирают на детали обычно на верстаке, используя слесарно-монтажное оборудование и инструменты.
Как происходит разборка автомобилей: алгоритм действий
Разобрать автомобиль может потребоваться в двух случаях: при его капитальном ремонте и с целью разборки на запчасти. Наша компания специализируется на продаже автозапчастей, мы принимаем автомашины различных марок и аккуратно разбираем их на узлы, компоненты, детали. В результате, получаем ассортимент готовых к использованию запчастей, которые обязательно проходят проверку на наличие повреждений или отсутствие таковых.
Рассмотрим процесс автомобильной разборки более подробно.
Этап 1. Подготовка
Прежде чем разобрать машину, нужно подготовить место для работы, а также саму ее — а именно, тщательно вымыть кузов. После того как рабочие вымыли автомобиль, он доставляется на площадку разбора, соответствующим образом оборудованную. Здесь обязательно должно иметься надежное приспособление для подъема многокилограммовой конструкции. Также на рабочей площадке есть прямой доступ к электросети, а сама она хорошо освещается.
Этап 2. Демонтаж электрооборудования
Когда все готово к разбору, мастера начинают с демонтажа электрооборудования. Как правило, именно оно в первую очередь снимается с машины, поскольку при дальнейших разборочных мероприятиях его можно повредить. Снятое электрооборудование продувается, протирается и аккуратно выкладывается в специально отведенную зону на стеллаже.
Этап 3. Демонтаж кузова
Вот и пришло время снимать кузовные запчасти. С автомобиля последовательно снимаются бамперы, капот, двери, крышка багажника и так далее, включая автомобильные стекла. Кроме того, значимые детали салона также демонтируются и сортируются (например, сидения). Все полученные при разборе автозапчасти маркируются и укладываются на стеллаж.
Этап 4. Слив технических жидкостей
Отработанные жидкости сливаются в подготовленную тару. Рабочие выводят масло из двигателя, коробки передач, редукторов. Из бензобака сливают топливо.
Этап 5. Демонтаж оборудования
Когда все жидкости успешно удалены, мастера отсоединяют коробку передач от моста, отключают радиаторы отопления и охлаждения, снимают топливный и выхлопной трубопроводы, а также извлекают всевозможные рычаги и тросы.
Этап 6. Снятие силового агрегата
Автомобильный двигатель отсоединяется от рамы (кузова) и посредством подъемника аккуратно извлекается наружу. Его обычно укладывают сразу в техническую емкость, где он моется, а затем разбирается на детали.
Этап 7. Демонтаж мостов
Рабочие снимают элементы креплений амортизаторов и подвески, после чего от рамы (кузова) отсоединяются мосты. На этом автомобильная разборка завершена.
Этап 8. Проверка и оценка запчастей
По окончании разбора мастера проверяют каждую деталь на наличие повреждений. Если обнаруживается дефект, он описывается и затем вводится в электронный каталог, где представлены все автозапчасти с разборки Zapcar. Далее детали оцениваются специалистами, в соответствии с состоянием, а при наличии большого износа — отбраковываются.
Это лишь схематичное описание процесса автомобильной разборки. На практике, демонтажные мероприятия могут отличаться теми или иными нюансами. Однако неизменным остается: внимательная проверка и точная оценка запчастей.
Разборка автомобиля
Купить американские сигареты тут
Разборка является одной из ответственных операций ремонта автомобиля. От качества ее исполнения зависит число годных для повторного использования деталей, объем работ по восстановлению деталей.
Разборка автомобиля начинается со снятия кузова, кабины, топливного бака и топливной аппаратуры, радиатора, приборов электрооборудования. Далее снимают механизмы управления, двигатель, коробку перемены передач, передний и задний мосты и другие узлы.
В зависимости от объема работ на ремонтном предприятии разборка автомобиля может производиться двумя методами — тупиковым и поточным.
При тупиковом методе автомобиль разбирается на одном рабочем месте от начала до конца. Этот метод организации разборки применяют при небольшой производственной программе ремонтных работ или неполной разборке автомобиля.
Поточный метод разборки применяют на предприятиях с большой производственной программой ремонта. Существо метода состоит в том, что технологический процесс операции разборки автомобиля разбивается на целый ряд самостоятельных элементов (переходов, проходов), выполняемых в заданном порядке. В этом случае весь объем по разборке распределяется по отдельным участкам, специализирующимся на выполнении отдельных видов работ. Участки объединяются между собой поточной линией.
Такая организация разборки повышает качество работ и производительность труда благодаря более широкому применению специализированного оборудования, приспособлений и инструмента, дающих возможность механизации и автоматизации весьма трудоемких разборочных работ.
Снятые агрегаты подают на соответствующие специальные участки для дальнейшей разборки их на узлы и детали.
В зависимости от объема работ разборка агрегатов на участке производится поточным методом на механизированных эстакадах или тупиковым методом на стендах различного типа. В обоих случаях стенды и эстакады должны обеспечивать быстрое и надежное крепление агрегата, свободный доступ ко всем частям, быть просты и иметь небольшие размеры.
ТЕМА: «Разборка автомобилей и агрегатов»
1. Организация разборочных работ.
2. Особенности разборки резьбовых и соединений с натягом.
3. Организация рабочих мест и техника безопасности при выполнении разборочных работ.
1. Разборка – это совокупность операций, предназначенных для разъединения объектов ремонта (автомобилей и агрегатов) на сборочные единицы и детали, в определенной технологической последовательности.
Трудоемкость разборочных работ в процессе КР автомобилей и агрегатов составляет 10 – 15% общей трудоемкости ремонта, при этом 60% приходится на резьбовые, 20% на прессовые соединения.
Технологический процесс разборки дает АРП до 70% деталей для повторного использования. Годные детали обходятся ремонтному предприятию в 6…10% от их цены, отремонтированные в 30…40%, а замена деталей в 110…150%.
Разборка автомобилей и агрегатов производится согласно карт технологического процесса, используя указанные в них универсальные и специальные стенды и оснастку. Степень разборки определяется видом ремонта и техническим состоянием объектов разборки.
Разборку автомобилей и агрегатов производят в соответствии со следующим основными правилами:
· сначала снимают легкоповреждаемые и защитные части (электрооборудование, топливо- и маслопроводы, шланги, крылья и т.д.), затем самостоятельные сборочные единицы (радиаторы, кабину, двигатель, редукторы), которые очищают и разбирают на детали;
· агрегаты (гидросистемы, электрооборудования, топливной аппаратуры, пневмосистемы и т.д.) после снятия с автомобиля направляют на специальные участки для определения технического состояния и при необходимости ремонта;
· в процессе разборки не рекомендуется разукомплектовать сопряженные пары, которые на заводе-изготовителе обрабатываются в сборе или балансируют (крышки коренных подшипников с блоком цилиндров, крышки шатунов с шатунами, картер сцепления с блоком цилиндров, коленчатый вал с маховиком двигателя), а также приработанные пары деталей и годные для дальнейшей работы (конические шестерни главной передачи, распределительные шестерни, шестерни масляных насосов и др.). Детали, не подлежащие обезличиванию, метят, связывают, вновь соединяют болтами, укладывают в отдельные корзины или сохраняют их компетентность др. способами;
· в процессе разборки необходимо использовать стенды, съемники, приспособления и инструменты, которые позволяют центрировать снимаемые детали и равномерно распределять усилие по их периметру. При выпрессовке подшипников, сальников, втулок применяют оправки и выколотки с мягкими наконечниками (медными, из сплавов алюминия). Если выпрессовывают подшипник из ступицы или стакана, то усилие прикладывают к наружному кольцу, а при снятии с вала – к внутреннему. При этом запрещается пользоваться ударными инструментами;
· крепежные детали (гайки, болты, шпильки) при разборке укладывают в сетчатую тару для лучшей очистки в моечных установках или устанавливают на свои места.
Запрещается разукомплектовывать детали с резьбой повышенной точности (болты и гайки крышек шатунов, маховика к колен/валу. При разборке, особенно для чугунных деталей (во избежание появления трещин от перекосов), сначала отпускают все болты или гайки на пол-оборота, а затем отсоединяют их полностью;
· открытие полости и отверстия для масла и топлива в гидроагрегатах и топливной аппаратуре после снятия с машины закрывают крышками и пробками;
· если метки перед разборкой плохо заметны, необходимо их восстановить;
· при выполнении разборочных работ следует знать способы и особенности их выполнения;
· для подъема и транспортировки деталей и агрегатов массой более 20кг используют подъемно-транспортные средства и надежные захватные приспособления.
Наиболее типовыми из операций при разборке являются вывертывание винтов, шпилек, болтов и отвертывание гаек, удаление сломанного болта или шпильки, снятие зубчатых колес, шкивов, муфт и подшипников.
По принципу организации разборка может быть:
Стационарная разборка автомобилей и агрегатов на сборочные единицы и детали производится на одном рабочем месте, снятые с автомобиля агрегаты разбирают на стационарных стендах, применяется этот вид разборки на предприятиях с единичных типом производства.
На специализированных ремонтных предприятиях, рабочие места могут быть организованы в поточную линию. Поточный метод разборки позволяет:
· сосредоточить одноименные операции на специализированных постах;
· сократить количество одноименных инструментов на 30%;
· увеличить интенсивность использования технологической оснастки на 50%;
· увеличить производительность труда рабочих на 20%.
Только при поточном способе разборки создаются условия для механизации работ.
Применение средств механизации позволяет снизить трудоемкость разборки в 1,5…2,0 раза и повреждаемость деталей на 70-80 %, увеличить объем повторного использования подшипников на 15…20 % и стандартного крепежа до 25%, снизить затраты на ремонт автомобилей на 5…9 %.
В итоге разборка 60 % всех соединений автомобиля может быть механизирована.
В основу механизации разборочных участков положен ряд принципов:
· процесс разборки строится по поточному методу;
· агрегаты, сборочные единицы должны быть предварительно очищены от масла и грязи;
· перемещение агрегатов и сборочных единиц в процессе разборки максимально механизируются.
Разборочные работы состоят из основных и вспомогательных элементов.
Основные элементы, которые занимают наибольший удельный вес в разборочном процессе – это операции разборки резьбовых и прессовых соединений.
Вспомогательные элементы – это перемещение, установка и крепление разбираемых изделий и агрегатов.
Перемещать автомобили в процессе разборки целесообразно конвейерами непрерывного действия, агрегаты к постам подразборки можно перемещать подвесными и толкающими или грузонесущими конвейерами, а сборочные единицы и детали – напольными транспортерами, рольгангами и склизами.
На разборочных участках и постах необходимо применять сбалансированные манипуляторы (вместо кранов-укосин), пневматические подъемники, кантователи, тележные транспортеры, самодвижущиеся эстакады и т.д., а также целесообразно устройство технологических потолков.
Технологический потолок – это пространственная металлическая конструкция, которая может перекрывать зону участка или рабочего места, или находится над рабочим местом без его перекрытия. На конструкции смонтированы механические инструменты, приспособления и оснастка, применяемые при выполнении операций, а также грузоподъемные средства, которые предназначены для транспортирования агрегатов и деталей в рабочую зону, снятия и удаления их из рабочей зоны.
В состав технологического потолка для разборочных работ входят:
· одно или двухрельсовый подвесной путь с электрической талью или кран-балка;
· подвески для механизированного инструмента;
· осветительная арматура и др.
Универсальным средством механизации рабочих мест разборки являются шарнирно-балансирные манипуляторы с ручным управлением, они представляют собой многозвенный механизм с приводом в каждом суставе, которые позволяют удерживать груз в равновесии.
2. Основной задачей разборки резьбовых соединений является разъединение скрепленных деталей разбираемой сборочной единицы и самого соединения.
Резьбовые соединения классифицируются на три группы: тяжелая, средняя, легкая.
* Пояснить по табл. 4.1., с. 44, (2).
Для разборки резьбовых соединений применяется инструмент ручной и механизированный.
К ручному относятся ключи следующих видов:
· с открытым зевом двусторонние;
· кольцевые двусторонние коленчатые (накладные);
· торцевые немеханизированные со сменными головками;
* Пояснить по плакату и показать образцы на стенде.
Ключи гаечные с открытым зевом двусторонние изготавливают из среднеуглеродистых сталей (ст. 40ХФА, 40Х, 45).
Накладные ключи охватывают все грани гайки, что придает им большую жесткость и долговечность, ключами с 12-гранным зевом можно отворачивать гайки при отвертывании на 30 0 , что очень важно при работе в труднодоступных местах.
Торчевые ключи можно вращать, не переставляя с грани на грань, поэтому сокращается время на отвинчивание гайки по сравнению с открытым.
Из специальных ключей применяются коловоротные ключи и ключи для круглых гаек, эти ключи рациональны для отвертывания болтов и гаек небольших размеров, производственность труда при этом повышается в 2…5 раз.
Задача сокращения затрат труда при разборке резьбовых соединений в основном решается применение механизированного инструмента (гайко-, винто- и шпильковертов), при этом производительность труда повышается в 3,5…4,5 раза, трудоемкость разборочных работ сокращаются на 15…20%.
По используемому виду энергии гайко — и винтоверты разделяют на электрические, пневматические, гидравлические, а по конструктивным признакам – без фиксированного Мкр, с механизмом ударного действия, с самоостановом двигателя в конце затяжки.
* Пояснить по табл. 4.2., (2), с. 47.
На ремонтных предприятиях в основном применяют одношипдельные пневматические и гидравлические гайковерты статического (при небольшом Мкр) и ударного действия (при значительных Мкр).
Мкр отвертывания гаек и болтов (Н * М) диаметром от 10 до 26 мм определяют по формуле:
,
где: Ко – коэффициент, учитывающий состояние резьбового соединения (Ко=0,5…0,8),
dср – средний диаметр резьбы гайки, мм.
Для вывертывания шпилек применяются эксцентриковые, клиновые, цанговые наконечники и специальные ключи.
Для соединений со значительным Мкр (до 350 Н * м), используют шпильковерты.
Значительную часть трудоемкости разборочных работ при ремонте машин занимает разборка сборочной единицы, детали которых соединены натягом, действительные усилия, имеющие место при распрессовке таких сопряжений, значительно превосходят теоретические, особенно, если эти сопряжения находились в условиях коррозии.
Снятие подшипников качения, втулок, шкивов, пальцев, штифтов — соединения с гарантированным натягом, производится путем приложения осевого усилия и использования тепловых деформаций (нагрев охватывающий детали).
Для приложения осевого усилия применяют прессы, съемники, специальные приспособления, они выбираются в зависимости от требуемого усилия и конкретного соединения.
* Пояснить по табл. 4.3., с. 48, (2).
Усилие выпрессовки колец подшипников определяется по формуле:
,
где: Рп — усилие выпрессовки колец подшипника, Н;
d — номинальный диаметр отверстия подшипника, мм;
f1 — коэффициент трения в сопряжении (f1=0,10-0,25);
Е — модуль упругости материала подшипника (Е=22*10⁴МПа);
В — ширина опорного кольца подшипника, мм.;
δ- расчетный натяг, мм.;
Кп — коэффициент, характеризующий серию подшипника
(Кп=2,78 – подшипник легкой серии;
Кп=2,27 – подшипник средней серии;
Кп=1,96 – подшипник тяжелой серии).
Усилие выпрессовки шкивов, шестерен и втулок определяется по формуле:
,
где: Рв — усилие выпрессовки шкивов, шестерен, втулок, Н;
f2 — коэффициент трения в сопряжении (f2=0,15…0,25);
dcp — средний диаметр контактирующих поверхностей, мм.;
L — длина запрессованной части детали, мм.;
δcp — напряжение сжатия на контактирующей поверхности, МПа.
Разборку сборочных единиц соединенных с натягом можно осуществлять следующими способами:
Каждый из вышеперечисленных способов может быть осуществлен на производстве различными методами (дать пояснения по табл. 4.2.(2)).
Основное оборудование для разборки прессовых соединений – это съемники, прессы, стенды и приспособления (дать характеристику и классификацию съемников табл. 4.3.(2)).
Детали кольцевой формы (втулки, внутренние кольца роликовых подшипников качения, шкивы) можно снимать при помощи установки для нагрева (индукционно-тепловая разборка), температура нагрева детали 250…300 0 С (для подшипников качения не более 100 0 С), продолжительность нагрева 25…30 с.
После нагрева кольца приспособление поворачивается вокруг оси в одну и другую сторону, а после ослабления посадки его снимают вместе с приспособлением. Необходимую температуру нагрева стальных охватывающих деталей определяют по формуле:
,
где: tн — температура нагрева охватывающей детали, 0 С;
∆ — требуемое увеличение диаметров отверстия, мкм;
d — диаметр отверстия, мм;
tп — температура вала с которого демонтируется кольцо, 0 С;
ε- коэффициент, учитывающий потери тепла при нагреве вследствие теплоотвода в сопряженную деталь (ε=1,2…1,6).
3. Вопрос отрабатывается студентами на самостоятельной подготовке, с записями в конспект.
Д/з: (1) Гл. 6, с.33-41.
(2) Гл. 4, с.38-52. Выполнить в конспект: Рис.4.1; Табл.4.1., 4.2., 4.3.