Как правильно продать автомобиль по запчастям и снять с учёта ГИБДД?
Авто по запчастям
Продажа б/у машины целиком сопряжена с рядом рисков для обеих сторон сделки. Что уж говорить о реализации разобранного авто по запчастям! Но, на самом деле, в этой ситуации всё достаточно просто, хотя и есть свои тонкости. Главный нюанс заключается в том, как правильно снять с учёта такое транспортное средство, чтобы не продолжать платить транспортный налог, но и так, чтобы покупатели запчастей смогли поставить на учёт свои машины с вашими узлами и деталями.
Можно ли разобрать и реализовать авто частями?
Да. И для этого сегодня есть несколько законных способов. Но не все они лишены рисков и вероятности того, что по меньшей мере кузов и двигатель их последующий покупатель просто не сможет эксплуатировать – установить на свою собственную машину и успешно зарегистрировать в ГИБДД.
И в этих способах мы и разберёмся ниже.
Формальный способ по новому закону 2021 года
Итак, если вы придёте с таким вопросом, к примеру, в регистрационное подразделение ГИБДД, то получите с большой долей вероятности не совсем верный ответ по порядку действий. И подскажут вам здесь следующие возможные варианты:
- снять с учёта машину на основании утилизации, и уже так продавать её по запчастям,
- признать авто утраченным,
- продать что-нибудь как целую машину, а остальное – по компонентам.
Да, все эти способы основаны на действующем законодательстве в виде вступившего в силу в 2021 году закона О регистрации и Постановлении Правительства РФ №1764. Но ни один из них не является верным.
- Для того, чтобы прекратить учёт машины по утилизации, вам потребуется соответствующая справка как обязательное условие этой процедуры. А её вам, в свою очередь, дадут только при фактической сдаче автомобиля в пункт приёма металла. А наша задача – продать машину по запчастям.
- Если вы напишете заявление в МРЭО ГИБДД об утрате транспортного средства, то его VIN-номер, номер двигателя и госномера автоматически попадут в розыскные базы данных. Следовательно, если вы планируете продать кузов и мотор, то покупатель не сможет поставить свою машину на учёт с ними.
- А вот последний способ не лишён смысла и является наиболее выгодным. Но с некоторыми тонкостями. Давайте их и рассмотрим более детально.
Правильный способ продать по запчастям
Итак, если вы хотите реализовать и кузов, и двигатель автомобиля, помимо остальных узлов, агрегатов, компонентов и деталей, то вам подойдёт этот единственно грамотный способ это сделать.
- В первую очередь скачайте правильный бланк договора купли-продажи (ДКП) самого автомобиля,
- Мы настоятельно рекомендуем при продаже каждой более или менее стоящей запчасти заключать письменно ДКП с покупателем с указанием настоящей стоимости, это юридически правильно и может спасти от вредных последствий,
- Самое главное – это кузов автомобиля, мы уже рассказывали ранее о том, что лучший и простейший способ продать его – это реализовать его именно как автомобиль целиком. При этом, вы заключаете договор купли-продажи именно транспортного средства, но крайне желательно прописать в ДКП, что оно передаётся в неполном комплекте и перечислить желательно все отсутствующие компоненты (в лучше все), но отсутствие двигателя должно фигурировать при этом обязательно.
- Далее при продаже мотора также обязательно заключите ДКП – его экземпляр могут потребовать и у покупателя при регистрационных действиях, когда обнаружится замена двигателя. Но и здесь для вас остаётся небольшой риск – его мы рассмотрим немного ниже.
- Каждую последующую запчасть вы просто продаёте как продали бы на сайте объявлений обычный предмет обихода – кроссовки или компьютер, к примеру.
- Уже на этапе продажи кузова на 11-й день после этого можно прекратить регистрацию автомобиля на основании договора на основании перехода права собственности – то есть продажи авто. С этого дня налог перестаёт начисляться на вас как собственника авто.
Про двигатель
Как мы отметили выше, здесь есть небольшая тонкость. Дело в том, что при снятии с учёта автомобиля по утрате его агрегаты заносятся в розыскные базы данных. А при наличии в них номера такого агрегата, с этим мотором на учёт другой автомобиль уже не поставят. Но, казалось бы, всё же просто, ведь мы не снимаем с учёта авто вообще!
Но не всё так просто! Помните, в инструкции выше мы предложили продать кузов как автомобиль. И в этом случае покупатель может по тем или иным причинам сам снять с учёта купленный якобы автомобиль. И вот тогда двигатель, который будет у другого владельца, уже не поставят на учёт. Ведь при снятии покупателем кузова у него не будут проверять, соответствует ли номер мотора указанному в ПТС – не предусмотрено это никакими регламентами. А вот при регистрации номер сверяют и пробивают по базам.
Впрочем, вероятность описанных событий, конечно же, низкая.
К сожалению, с этой проблемой никак не справиться. Единственная альтернатива – утилизировать машину, но тогда придётся хоть что-то (как договоритесь с пунктом утилизации) сдать, чтобы получить справку. В этом случае мотор не попадёт в розыскные базы данных ГИБДД.
Как сдать автомобиль на разборку в 2018 году
Чтобы сдать автомобиль на разборку в 2018 году необходимо учитывать все нюансы процесса, и выполнить требования со стороны ГИБДД. Сама процедура не отнимет много времени, а за сдачу автомобиля и разборку его на детали можно получить выгодную денежную компенсацию. Предварительно необходимо учесть все требования, собрать пакет документов. О том, как сдать автомобиль на разборку и что для этого нужно, по каким причинам может понадобиться такая сдача и какую выгоду от нее может получить владелец автомобиля, какие подводные камни и риски могут ждать владельца, расскажем в данной статье.
Когда может потребоваться процедура?
Процесс сдачи автомобиля в 2018 году может понадобиться водителям если у ТС есть проблемы с документацией или с характеристиками, есть несоответствие между состоянием авто на бумагах и в реальности, или автомобиль не имеет права стать участником дорожного движения по техническим причинам. Действия производятся, если ТС находится в неисправном состоянии, а также, если ремонт автомобиля экономически невыгоден, а его реализация невозможна по причине отсутствия покупателей.
В таких ситуациях есть вариант распродажи автомобиля по частям. Но эта операция также может стать невыгодной, поскольку процесс более длительный, чем сдача автомобиля на разборку. Компенсация в случае продажи ТС по частям может быть экономически привлекательней, но более трудоемкой и время затратной. В случае сдачи автомобиля на разборку в 2018 году, владелец ТС получает денежную компенсацию сразу, ему не приходится самостоятельно искать покупателей.
Алгоритм действий
Если владелец авто не пользуется услугами специализированных фирм, которые осуществляют процедуру под ключ, то ему придется осуществить ряд последовательных действий. Они необходимы для избежания неприятных последствий после разборки авто на запчасти. Рекомендуется проводить эту процедуру официально, и в первую очередь необходимо снять с ТС государственный регистрационный номер. Это платная процедура, но обойти ее невозможно. Срок рассмотрения документов минимальный. Затем требуется выполнить ряд действий:
- Обратиться в местное отделение МРЭО. Туда необходимо написать заявление о снятии автомобиля с учета по причине сдачи или продажи его на запчасти. При этом важно иметь все документы, подтверждающие права собственности на машину.
- Получить от органов ГИБДД документ, который свидетельствует о снятии машины с учета. Пакет бумаг можно получить на руки в тот же день, когда владелец совершает обращение в МРЭО. Перед получением документов требуется уплатить госпошлину на процедуру. Также стоит знать, что номерной знак сохраняется в органах ГИБДД в течение 180 дней, поэтому при покупке машины в этот срок, владельцу могут выдать его старые номера.
- Сдать автомобиль в ближайший пункт приема металлолома. Если есть желание, можно подать объявление в местную газету и на интернет-досках объявлений с предложениями продажи машины на запчасти. За тонну металлолома можно получить от 6 до 8 тысяч рублей в зависимости от политики пункта приема. При продаже запчастей собственноручно, можно получить в два раза больше средств.
Можно пойти сложным путем и продать детали авто самостоятельно. Это трудоемкий процесс, позволяющий увеличить прибыль в несколько раз. Если владелец авто не является специалистом по деталям, то может потребоваться помощь со стороны автомастера и оценщика элементов. Для собственноручной продажи деталей автомобиля требуется выполнить ряд действий, а именно самостоятельно или с помощью мастера разобрать ТС на детали; оценить и классифицировать детали по пригодности и их техническому состоянию; написать каталог с классификацией и занести туда все детали в имеющемся количестве; подготовить те детали и запчасти, которые нуждаются в предварительной очистке перед реализацией; оценить все имеющиеся детали с помощью специалиста или самостоятельно. Затем следует дать объявления в местные газеты, на авторынки, а также оставить объявления на интернет-порталах для автомобилистов.
Каковы сложности и риски процесса продажи?
Необходимо знать, что продажа автомобиля и сдача его на разборку в обход МРЭО — опасное действие для бывшего владельца. Если не обратиться в отделение ГИБДД и не снять автомобиль с учета, то есть риск попасть в руки мошенников. Куски кузова с номерными знаками используются для создания машин-клонов, на которых в дальнейшем могут совершаться преступления. Также можно воспользоваться следующими советами перед сдачей авто на разборку:
- Желательно составить акт приема-передачи авто или комплектующих. Этот документ станет защитой для продавца в случае возникновения претензий со стороны покупателя. Не рекомендуется пользоваться исключительно ПТС. Желательно заключить сделку с составлением договора купли-продажи, который считается официальным документом, использующимся по требованию в суде;
- Необходимо уплатить налоги на прибыль, размер которых предварительно уточняется в фискальных органах;
- Часть расходов можно возместить с помощью КАСКО, если в страховке предусмотрен пункт продажи автомобиля по частям.
В случае продажи автомобиля на разборку, владельцу придется уплатить госпошлину или налог. Процедура оплаты выполняется после снятия автосредства с учета. Чтобы уменьшить расходы, связанные с выплатами государству, необходимо провести операцию продажи транспортного средства по доверенности. В таком случае платежи будут производиться только нотариусу во время подготовки и оформления документов.
Заключение
Сдача автомобиля на разборку — выгодная процедура, которую целесообразно проводить в случае неисправного состояния автомобиля. Получится выручить определенную сумму за транспортное средство и потратить деньги на приобретение нового авто. Операцию стоит проводить по предварительному согласованию с органами МРЭО, а затем искать покупателей запчастей или сдавать ТС в качестве металлолома. Не рекомендуется проводить операцию на черном рынке, поскольку можно неумышленно стать участником преступления в дальнейшем.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!
Утилизируем автомобиль: вот наиболее выгодные варианты
То, что представляют нам как «федеральную программу утилизации автомобилей», к утилизации имеет косвенное отношение. Внедренная в 2010 году программа постепенно видоизменилась и сегодня направлена главным образом на стимулирование продаж новых машин. Старую сдаешь (дилеру либо в пункт утилизации), новую покупаешь — стоимость старой идет в зачет.
Торг здесь неуместен
Оговорен минимальный возраст утилизируемой машины: не менее 10 лет. Скидки за утилизацию исходят от государства. Сертифицированные пункты приема (в 210 городах страны) выплачивают компенсацию «за утиль» — заявлены рамки от 50 000 до 350 000 рублей. Владельцы больших кроссоверов, не обольщайтесь: 350 тысяч рекомендованы Минпромторгом за автобусы и грузовики массой свыше 7,5 тонн.
Также под вывеской «утилизация» работают (возобновлены с марта) госпрограммы «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль». Тут вообще ничего сдавать не надо, просто покупай автомобиль из предложенного списка — стоимостью до миллиона рублей и собранный в России. При соблюдении всех условий получишь скидку 10%, а жители Дальневосточного региона — аж 25%.
А где утилизация-то?
Все ненужное — на слом!
На утилизацию отправляют то, что не подлежит восстановлению и перепродаже, то есть абсолютный хлам. Бесспорно, за десять лет можно укатать машину и до такого состояния, но в большинстве случаев десятилетки вполне работоспособны. Об этом говорит состояние российского автопарка, в котором 58% машин — старше десяти лет, а треть — старше 15 лет.
Складывается впечатление, что даже убитые машины утилизируют лишь в крайнем случае. Сначала пытаются перепродать — полностью или по частям. Хотя в пространном перечне плюсов госпрограммы утилизации упомянуто и «улучшение экологической ситуации». Возможно, имеется в виду, что объемы автохлама, поступающего из Японии и Европы, сократились — иностранцы теперь используют Россию как свалку ТБО в гораздо меньшей степени. Правда, это скорее результат обязательной установки блока ЭРА-ГЛОНАСС на все ввозимые автомобили.
Статистики по госпрограмме крайне мало. Но есть сведения, что за первые два года ее действия выдано около 600 тысяч утилизационных сертификатов, а под пресс реально попало 360 тысяч машин. Куда делись остальные 40%? Очевидно, достались перекупщикам. Или просто брошены в лесу. Между тем утилизационный сбор, закладываемый в цену новой машины, с прошлого года составляет почти четверть цены новой Гранты. И он заведомо больше, чем максимальная скидка за утилизацию любой Лады.
Альтернативная история
Если нас волнует экология, доверяться госпрограмме нельзя. Всё надо делать самим. Есть ли вообще какая-то выгода при использовании федеральной программы? Выгоднее, чем обычный трейд-ин, хотя и ненамного. Но при этом больше бумажек и суеты и сильно ограничен выбор моделей.
Не проще ли сдать машину на разборку? Предлагающие такие услуги фирмы утверждают, что выплачивают в среднем около половины стоимости деталей, из которых состоит сдаваемый автомобиль. Приводят примеры: битый Tiguan 2012 года, не на ходу, — 400 000 рублей, пережившая аварию Mazda 3, выпущенная в 2008 году, не на ходу, — 100 000 рублей. Даже если рекламные цифры вдвое завышены, этот вариант выглядит не хуже, чем госпрограмма. Эвакуация — бесплатно, деньги в день покупки — наличными или на карточку. Не требуется собирать сертификаты и доказывать, что вы владели машиной больше года. Нет ограничений по возрасту и комплектности автомобиля.
Еще один вариант — самостоятельная продажа автомобиля по частям с помощью объявлений в интернете. В теории это самый выигрышный способ, но есть сомнения, что суммарная выручка стоит затраченных усилий — переговоров, встреч, торга со множеством незнакомых людей. Для этого варианта нужен гараж: не следует оставлять на улице машину, чьи двери или капот уже проданы. Кроме того, наверняка образуется невостребованный и нереализуемый остаток, с которым придется как-то разбираться.
Наконец, можно вывезти выпотрошенный остов в лес, предварительно сняв с учета, и там бросить, как делают некоторые передовые компании-утилизаторы. Это самый плохой вариант, во всех смыслах.
Страна стихийных свалок
У госпрограммы почти нет плюсов, но она есть и никуда от нее не деться. Главный недостаток — слабое информационное обеспечение. И непрозрачность. Трудно найти источник, предоставляющий весь комплекс актуальных сведений — о порядке действий, размерах скидок, возможностях выбора машин при той или иной форме утилизации (ближе к системе трейд-ин или ближе к переплавке). Дилеры, работающие в рамках программы, вольны определять, какие модели они принимают, а какие нет. Участие многих компаний сводится к применению обычной системы трейд-ин, без скидок «за утиль». Суммарную экономию при покупке нового автомобиля часто невозможно просчитать заранее, поскольку представленный размер скидок не фиксированный, а «рекомендованный максимальный».
А куда отправляется сданное старье, многим пользователям всё равно. По законам математики при парке легкового транспорта в 43,5 миллиона машин ежегодно утилизации подлежит свыше 2,5 миллиона, то есть 6–7% от общего объема. Госпрограмма переваривает от силы 200–300 тысяч машин в год. И, судя по направлению и темпам ее развития, никогда не наберет нужных оборотов.
По мелочи
Некоторые элементы автомобиля, пришедшие в негодность, можно утилизировать оперативно. А иногда еще и выгадать на этом копеечку.
Аккумулятор. Во всех крупных населенных пунктах есть пункты приема. Выручка — до 600 рублей за штуку. Многие магазины при покупке нового аккумулятора принимают старый и дают скидку, в Москве это около 400 рублей.
Литые диски. Цветмет востребован утилизаторами. За комплект 15‑дюймовых дисков предлагают до 6000 рублей. При сдаче в цветной лом алюминий идет по цене до 110 рублей за килограмм.
Огнетушитель. Выработанные или просроченные принимают практически как лом, при объеме до 10 литров дадут не больше 50 рублей.
Отработанное масло. На этом много не заработаешь — дают всего 7–12 рублей за литр. Как и в случае с шинами, возня не стоит свеч. Но если чистота родного края вам хоть немного важна, не выливайте отработку в канаву.