ГАЗ-3307
Производитель : | ГАЗ |
Годы пр-ва: | 1989—настоящее время |
Класс : | Грузовой |
Иные обозначения: | ГАЗик, ГАЗон |
Длина: | 6550 мм |
Ширина: | 2380 мм |
Высота: | 2350 мм |
Клиренс : | 265 мм |
Колёсная база : | 3770 мм |
Колея задняя: | 1690 мм |
Колея передняя: | 1630 мм |
Масса: | 7850 кг (полная) |
Расход топлива: | 19,6 л\100 км |
Объём бака: | 105 л |
ГАЗ-3307 и ГАЗ-3309 — российские грузовые автомобили в семействе четвёртого поколения среднетоннажников производства Горьковского автозавода. Бортовой карбюраторный грузовик ГАЗ-3307 выпускается серийно с конца 1989 года, а турбодизельный грузовик ГАЗ-3309 — с середины 1994 года. ГАЗ-3307 пришёл на смену семейству третьего поколения ГАЗ-52/53, которое полностью вытеснил с конвейера к началу 1993 года. Грузовые автомобили ГАЗ-3307 и ГАЗ-3309 грузоподъёмностью 4,5 т предназначены для эксплуатации по всем видам дорог с твердым покрытием и характеризуются высокими технико-эксплуатационными показателями. В четвёртое семейство грузовиков ГАЗ также входили 5-тонный дизельный грузовик ГАЗ-4301 (1984—1994) и 3-тонный дизельный грузовик ГАЗ-3306 (1993—1995). C 1999 года выпускается 2-х и 2,3-тонный грузовой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-3308 «Садко» (4х4), а с 2005 года 4-тонный грузовой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-33086 «Земляк».
Содержание
История создания и развития четвёртого поколения автомобилей ГАЗ (4х2)
В начале 80-х при разработке конструкции грузового автомобиля ГАЗ-3307 и других моделей четвёртого поколения предусматривалась широкая унификация по узлам и агрегатам автомобилей действующего производства (шасси и карбюраторная силовая установка, по сути, перешли от модели ГАЗ-53-12), что позволило удешевить автомобили и одновременно облегчило их техническое обслуживание, ремонт и эксплуатацию. Автомобиль получил более просторную современную двухместную кабину, оборудованную эффективной системой вентиляции и отопления, впервые применённую на экспериментальном грузовике ГАЗ-4301 в 1984 году. В конструкцию рулевого управления в отличие от предшественников, впервые, входит гидроусилитель руля (ГУР). Серийное производство 4,5-тонного грузовика ГАЗ-3307 (4х2) с карбюраторным двигателем ЗМЗ-511 мощностью 125 л.с. началось в конце 1989 года.
В 1992 году на ГАЗе было развёрнуто серийное производство 5-тонного грузовика ГАЗ-4301 с 6-цилиндровым дизелем воздушного охлаждения ГАЗ-542 мощностью 125 л.с., выпускавшегося по лицензии немецкой фирмы Deutz, а также сельскохозяйственного самосвала ГАЗ-САЗ-4509 на его шасси для работы в составе 8,6-тонного самосвального автопоезда ГАЗ-6008 (самосвал ГАЗ-4509 + прицеп ГКБ-8536). При значительных конструктивных различиях, например, колёса у моделей 3307 и 4301 невзаимозаменяемы, внешне автомобили практически идентичны. Производство ГАЗ-4301 продолжалось до 1994 года. Всего произведено 28 158 грузовиков семейства ГАЗ-4301.
В 1993 году освоен выпуск замены модели ГАЗ-52 — 3-тонный грузовик ГАЗ-3306 с 4-цилиндровым дизелем воздушного охлаждения ГАЗ-544 мощностью 85 л.с. По некоторым данным ограниченной серией была выпущена 2,5-тонная модификация 33061 с карбюраторным двигателем от ГАЗ-52. Производство трёхтонки ГАЗ-3306 (преимущественно в исполнении «Грузовое такси») продолжалось до 1995 года.
В 1994 году с освоением на ГАЗе выпуска четырёхцилиндрового турбодизеля воздушного охлаждения ГАЗ-5441 мощностью 115 л.с. появилась модель ГАЗ-3309 грузоподъёмностью 4,5 т, полностью унифицированная по ходовой части и кабине с ГАЗ-3307 (внешне отличается только трубой воздухозаборника двигателя с левой стороны кабины). К середине 1996 года она полностью вытеснила с конвейера карбюраторный грузовик 3307. В середине 1997 года собственное производство дизельных «воздушников» на ГАЗе было признано экономически нецелесообразным, вследствие чего выпуск модели 3309 был приостановлен до конца 2001 года, а в производстве была восстановлена карбюраторная 4,5-тонка ГАЗ-3307. В дальнейшем ГАЗ переориентировался на закупку белорусских дизелей ММЗ Д-245.7 (аналогичный турбодизель водяного охлаждения устанавливается на ЗИЛ-5301 «Бычок») Минского моторного завода (ММЗ), которые начали устанавливать на возобновлённую в производстве модель 3309.
С 1999 года в рамках 4-го семейства грузовиков ГАЗ серийно производится полноприводный двухосный (4х4) автомобиль ГАЗ-3308 «Садко» в армейской (грузоподъемность 2 т) и гражданской (2,3 т) версиях.
C 2006 года на ГАЗ-3307, ГАЗ-3309 и ГАЗ-3308 устанавливают бензиновые и дизельные двигатели, сертифицированные под экологические нормы Евро-2, а с 2008 года — Евро-3. Крупносерийный выпуск моделей 3307 и 3308 с бензиновыми двигателями ЗМЗ фактически был прекращен в 2009 году, но сохраняется их ограниченное производство под сертифицированные для госструктур спецверсии (например, в 2010 году произведено 406 ед. ГАЗ-3307). С 2010 года среднетоннажные грузовики ГАЗ (4х2) оснащают преимущественно дизелем ММЗ Д-245.7 Е-3 (модель 3309), а полноприводные (4х4) модели 33081 «Садко» и 33086 «Земляк» — дизелем ММЗ Д-245.7 Е-2. В 2011 году возможно появление модификаций с новыми дизелями как российского производства — ЯМЗ-534, так и с китайским Cummins ISF.
Расшифруйте марки отечественных автомобилей газ 3307
От 8 до 14 тонн
От 14 до 20 тонн
От 20 до 40 тонн
3) вторая цифра — номер вида автомобиля (1 — легковой, 2 — автобус, 3 — грузовой автомобиль, 4 — тягач, 5 — самосвал, 6 — цистерна, 7 — фургон, 8 — резервный номер вида, 9 — специальные автомобили);
4) третья и четвертая цифры — номер модели от 01 до 99;
5) пятая цифра — номер модификации от 1 до 9 или 0 при отсутствии модификации;
6) шестая цифра — номер экспортного варианта, номер исполнения.
КамАЗ-5320 расшифровывается следующим образом:
1) КамАЗ — Камский автомобильный завод;
2) 5 — автомобиль пятого класса с полной массой от 14 до 20 тонн;
3) 3 — автомобиль грузовой;
4) 20 — номер модели автомобиля.
ВАЗ-2105 расшифровывается следующим образом:
1) ВАЗ — Волжский автомобильный завод;
2) 2 — автомобиль второго класса с рабочим объемом двигателя от 1,2 до 1,8 л;
3) 1 — автомобиль легковой;
4) 05 — номер модели автомобиля.
ЛиАЗ-5256 расшифровывается следующим образом:
1) ЛиАЗ- Ликинский автобусный завод;
2) 5- длина его находится в пределах 10,5. 12 м (длина автобуса ЛиАЗ-5256 — 11,4 м);
3) 2 — автобус;
4) 56 — номер модели.
Понятие колесной формулы автомобиля
Колесная формула автомобиля характеризуется числом ведущих колес.
Обозначения 4х2, 4х4, 6х4, 6х6 обозначают в первом случае соответственно общее число колес-4, ведущих-2; во втором случае – общее число колес-4, ведущих-4; в третьем случае – общее число колес-6, ведущих-4; в четвертом случае – общее число колес-6, ведущих-6;
Спаренные колеса среднего и заднего мостов считаются как одно колесо.
Использованные источники:
1. Пузанков А.Г.Автомобили: устройство и техническое обслуживание. – М.: Академия, 2007. – 640 с.
2. Морозов Н.Д. и др.Устройство и ремонт автомобилей. Учебник. Изд.2-е,перераб. и доп. М.,»Высшая школа», 1972. -304 с.
3. Иллюстрации, находящиеся в сети Интернет в свободном доступе.
4. Материалы сайта: www.3dcar.kg/ .
Для закрепления полученных знаний просмотрите презентацию в формате SWF.
Для проверки приобретенных знаний скачайте и решите тестовое задание для программы MyTest 10.2.0.2:
ГАЗ-3307 / 3309 | |
---|---|
| |
Общие данные | |
Производитель | ГАЗ |
Годы производства | 1989 — настоящее время |
Сборка | |
Класс | Грузовой |
Дизайн | |
Компоновка | переднемоторная, заднеприводная |
Двигатель |
ЗМЗ-5234 | |
---|---|
Производитель | ЗМЗ |
Тип | Бензиновый |
Объём | 4670 см 3 |
Максимальная мощность | 130 л. с. , при 3200 об/мин |
Максимальный крутящий момент | 314 Н·м , при 2000 об/мин |
Конфигурация | V8 |
Цилиндров | 8 |
Клапанов | 16 |
Макс. скорость | 90 |
Расход топлива при смешанном цикле | 32 |
Экологические нормы | ЕВРО 1 – 5 |
Диаметр цилиндра | 92 мм |
Ход поршня | 88 мм |
Степень сжатия | 6,5 |
Система питания | карбюратор К-135 |
Охлаждение | жидкостное |
Клапанной механизм | OHV |
Материал блока цилиндров | алюминий |
Материал ГБЦ | алюминий |
Тактность (число тактов) | 4 |
Рекомендованное топливо | А-76, АИ-92 |
ЗМЗ-5244 | |
---|---|
Производитель | ЗМЗ |
Тип | Бензиновый |
Объём | 4670 см 3 |
Максимальная мощность | 137 л. с. , при 3 200 – 3 400 об/мин |
Максимальный крутящий момент | 314 Н·м , при 2400 – 2800 об/мин |
Конфигурация | V8 |
Цилиндров | 8 |
Клапанов | 16 |
Макс. скорость | 90 |
Расход топлива при смешанном цикле | 23 |
Экологические нормы | ЕВРО – 5 |
Диаметр цилиндра | 92 мм |
Ход поршня | 88 мм |
Степень сжатия | 8,3 |
Система питания | Инжектор |
Охлаждение | жидкостное |
Клапанной механизм | OHV |
Материал блока цилиндров | алюминий |
Материал ГБЦ | алюминий |
Тактность (число тактов) | 4 |
Рекомендованное топливо | АИ-92 |
механическая 5-ступ. | |
---|---|
Производитель | ГАЗ |
Модель | ГАЗ-3307 |
Тип | механическая |
Число ступеней | 5 |
Передаточные отношения | |
Главная передача | 6,17 |
1 передача | 6,555 |
2 передача | 3,933 |
3 передача | 2,376 |
4 передача | 1,442 |
5 передача | 1,0 |
Задняя передача | 5,735 |
Синхронизаторы | 2-5 передачи |
Переключение | напольный рычаг |
ГАЗ-3307 и ГАЗ-3309 — советские и российские автомобили в семействе четвёртого поколения среднетоннажников производства Горьковского автозавода. Бортовой карбюраторный грузовик ГАЗ-3307 выпускается серийно с конца 1989 года, а турбодизельный грузовик ГАЗ-3309 — с конца 1994 года. ГАЗ-3307 пришёл на смену семейству третьего поколения ГАЗ-52/53, которое полностью вытеснил с конвейера к началу 1993 года. Грузовые автомобили ГАЗ-3307 и ГАЗ-3309 грузоподъёмностью 4,5 т предназначены для эксплуатации по всем видам дорог с твёрдым покрытием. В четвёртое семейство грузовиков ГАЗ также входили 5-тонный дизельный грузовик ГАЗ-4301 (1992—1995) и 3-тонный дизельный грузовик ГАЗ-3306 (1993—1995). C 1999 года выпускается 2-/2,3-тонный грузовой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-3308 «Садко» (4х4) с односкатной ошиновкой заднего моста и системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах, а с 2005 года 4-тонный грузовой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-33086 «Земляк» с двухскатной ошиновкой заднего моста.
Содержание
История создания и развития [ править | править код ]
Работы по созданию нового поколения среднетоннажных грузовых автомобилей марки ГАЗ для перспективной замены предыдущего семейства ГАЗ-53А начались уже во второй половине 1960-х годов. Вначале планировалось лишь модернизировать выпускавшуюся заводом модель. В 1972 году были построены опытные образцы такого грузовика получившие обозначение ГАЗ-53-11. Автомобили отличались новыми панелями оперения и интерьером кабины. Они прошли испытания, однако становилось ясно, что требуется абсолютно новая модель [ источник не указан 501 день ] . В это время в СССР стали поступать тяжёлые грузовики марки Магирус-Дойц западно-немецкого концерна Клекнер-Хумбольдт-Дойц. И хотя по западным меркам эти автомобили не были столько выдающимися, на советских специалистов они произвели впечатление, дизели воздушного охлаждения прекрасно зарекомендовали себя в суровых условиях Сибири. А прошедший в феврале-марте 1976 года XXV съезд КПСС постановил начать массовую дизелизацию грузового автопарка СССР. Перспективное поколение грузовиков ГАЗ было принято решение сделать дизельным и не просто, а с дизелями воздушного охлаждения. Двигатель немецкого грузовика и его просторная кабина оказали существенное влияние на замысел горьковчан. Начались переговоры с немцами на условия покупки лицензии на производство дизелей воздушного охлаждения.
Технический проект нового грузовика, получивший индекс ГАЗ-4301, рассмотрели на научно-техническом совете Минавтопрома 9 февраля 1978 года. Работу над новой машиной возглавил инженер Александр Михайлович Бутусов. Ведущий конструктор Валерий Дмитриевич Запойнов, дизайнер Станислав Витальевич Волков. Первые опытные образцы были построены в 1979 году. Вторая серия опытные машин была закончена в 1981 году.
Автомобиль получил более просторную современную двухместную кабину, оборудованную эффективной системой вентиляции и отопления, впервые применённую на экспериментальном грузовике ГАЗ-4301 в 1984 году. В конструкцию рулевого управления в отличие от предшественников, впервые, входит гидроусилитель руля.
На выставке «Автопром-1984» был представлен демонстрационный образец тягача ГАЗ-4509 [1] . 26 декабря 1986 года завод ГАЗ завершил испытания ГАЗ-3307 [2] . Серийное производство 4,5-тонного грузовика ГАЗ-3307 (4х2) с карбюраторным двигателем ЗМЗ-511 мощностью 125 л. с. началось в конце 1989 года и продолжается по настоящее время (с перерывом в 1996—1997 гг.) с проведением необходимых модернизационных мероприятий по повышению экологического класса двигателей, совершенствованию тормозной системы (например, добавлена АБС) и проч. в соответствии с требованиями национального законодательства и экспортных рынков [ источник не указан 501 день ] .
В 1992 году на ГАЗе было развёрнуто серийное производство 5-тонного грузовика ГАЗ-4301 с 6-цилиндровым дизелем воздушного охлаждения ГАЗ-542 мощностью 125 л. с., выпускавшегося по лицензии немецкой фирмы Deutz, а также сельскохозяйственного самосвала ГАЗ-САЗ-4509 на его шасси для работы в составе 8,6-тонного самосвального автопоезда ГАЗ-6008 (самосвал ГАЗ-4509 + прицеп ГКБ-8536). При значительных конструктивных различиях, например, колёса у моделей 3307 и 4301 невзаимозаменяемы, внешне автомобили практически идентичны. Производство ГАЗ-4301 продолжалось до 1995 года. Всего произведено 28 158 грузовиков семейства ГАЗ-4301.
В 1993 году освоен выпуск замены модели ГАЗ-52 — 3-тонный грузовик ГАЗ-3306 с 4-цилиндровым дизелем воздушного охлаждения ГАЗ-544 мощностью 85 л. с. По некоторым данным в 1992 году ограниченной серией была выпущена 2,5-тонная модификация 33061 с карбюраторным двигателем от ГАЗ-52. Производство трёхтонки ГАЗ-3306 (преимущественно в исполнении «Грузовое такси») продолжалось до 1995 года.
В конце 1994 года с освоением на ГАЗе выпуска четырёхцилиндрового турбодизеля воздушного охлаждения ГАЗ-5441 мощностью 116 л. с. появилась модель ГАЗ-3309 грузоподъёмностью 4,5 т, полностью унифицированная по ходовой части и кабине с ГАЗ-3307 (внешне отличается только трубой воздухозаборника двигателя с левой стороны кабины). К середине 1996 года она полностью вытеснила с конвейера карбюраторный грузовик 3307. В середине 1997 года собственное производство дизельных «воздушников» на ГАЗе было признано экономически нецелесообразным [ источник не указан 501 день ] , вследствие чего выпуск модели 3309 был приостановлен до конца 2001 года, а в производстве была восстановлена карбюраторная 4,5-тонка ГАЗ-3307. В дальнейшем ГАЗ переориентировался на закупку белорусских дизелей ММЗ Д-245.7 (аналогичный турбодизель водяного охлаждения устанавливался на ЗИЛ-5301 «Бычок») Минского моторного завода (ММЗ), которые также начали устанавливать на возобновлённую в производстве модель ГАЗ-3309.
С 1999 года в рамках 4-го семейства грузовиков ГАЗ серийно производится полноприводный (4х4) автомобиль ГАЗ-3308 «Садко» в армейской (грузоподъемность 2 т) и гражданской (2,3 т) версиях. В начале 2000-х на его базе было создано семейство грузопассажирских автомобилей ГАЗ-3325 «Егерь» с двойной 5-местной кабиной, а также полноразмерный внедорожник ГАЗ-3309 (ГАЗ-330811) «Вепрь», выпускаемый под заказ.
В 2006—2008 годах на ГАЗ-3307, ГАЗ-3309 и ГАЗ-3308 устанавливали бензиновые и дизельные двигатели, сертифицированные под экологические нормы Евро-2, а в 2008—2012 годах — Евро-3. Крупносерийный выпуск моделей 3307 и 3308 с бензиновыми двигателями ЗМЗ был прекращен в 2009 году, но сохраняется их мелкосерийное производство под заказ, например, под сертифицированные для госструктур спецверсии (например, в 2010 году произведено 406 ед. ГАЗ-3307). В 2010—2012 гг. среднетоннажные грузовики ГАЗ (4х2) оснащали преимущественно дизелем ММЗ Д-245.7 Е-3 (модель 3309), а полноприводные (4х4) модели 33081 «Садко» и 33086 «Земляк» — дизелем ММЗ Д-245.7 Е-2. В 2013—2016 годах все грузовики ГАЗ 4-поколения гражданского назначения в качестве базового двигателя использовали турбодизель ММЗ Д-245.7 Е-4 мощностью 119 л. с. По состоянию на конец 2017 года применение дизелей серии Д-245.7 производства ММЗ на грузовиках ГАЗ 4-поколения (в том числе военного назначения) ограничено экспортными версиями экологических классов Евро-0, Евро-2 и Евро-3 для поставок в Египет и прочие страны третьего мира.
В 2012—2016 годах под заказ производилась модификация ГАЗ-33096 с дизелем Cummins ISF 3.8L, аналогичном использовавшемуся на грузовике ГАЗ-3310 «Валдай». В 2013 году двигатель был сертифицирован под Евро-4.
В феврале 2013 года в серию пошла модификация ГАЗ-33098 с новым дизелем российского производства — ЯМЗ-5342.10 класса Евро-4, а также новая версия грузовика-вездехода ГАЗ-33088 «Садко» с аналогичным двигателем ЯМЗ-5344 класса ЕЭК-96. По состоянию на конец 2017 года именно данный двигатель является основным для среднетоннажников производства ГАЗ. Однако осенью 2016 года также было получено одобрение типа на модель ГАЗ-3307 с модернизированным бензиновым двигателем ЗМЗ-524400 типа V8 мощностью 137 л. с. с гидрокомпенсаторами клапанов в ГРМ, распределенным впрыском топлива (бензин АИ-92, возможно использование АИ-95) и каталитическим нейтрализатором (Евро-4), которое действует по май 2021 года [ источник не указан 501 день ] . Данная бензиновая версия отличается от дизельных, не только двигателем (снаряженная масса автомобиля ниже на 310 кг), но и 12-вольтовой бортовой электросетью и главной передачей с увеличенным числом 6,17. В отличие от бензиновых грузовиков прежних выпусков ГАЗ-3307 образца 2016 года оснащен пневмогидравлическим приводом тормозов и АБС, а также гидроусилителем руля пластинчатого (шиберного) типа.
На данной странице остановим внимание на технических характеристиках грузового авто ГАЗ 3307.
Данный автомобиль относится к бортовым автомобилям. Ведущими колесами являются задние. Весит ГАЗ 3307 немного, немало 3750 кг. Но грузоподъемность его поменьше – 4.5 тонн. Зато он может развивать скорость до 90 км/ч, при максимальной мощности двигателя в 120 л.с.
Полные технические характеристики авто
Технические характеристики
Грузоподъемность, кг | 4500 |
Масса автомобиля, кг | |
Снаряжённая | 3200 |
Полная | 7850 |
Коробка передач | механическая пятиступенчатая синхронизированная |
Подвеска колёс | |
Передняя | Зависимая, рессорная, с гидравлическими амортизаторами |
Задняя | Зависимая, рессорная |
Тормоза | |
Рабочая тормозная система | двухконтурная, с гидравлическим приводом |
Передние | Барабанные |
Задние | Барабанные |
Рулевое управление | |
Тип | винт — шариковая гайка |
Колеса | |
Диски, размерность | 152Б-508 |
Шины, размерность | 8,25R20 |
Двигатель
ЗМЗ-511.10 | V-8х90°, 4-х тактный карбюраторный двигатель с жидкостным охлаждением |
Рабочий объём, л | 4,25 |
Степень сжатия | 7,6 |
Мощность, л.с. (кВт) / об/мин | 119 (87,5) / 3200 |
Максимальный крутящий момент, кГс*м (Н*м) / об/мин | 28 (274,7) / 2250 |
Топливо | А-76 |
Эксплуатационные показатели
Максимальная скорость, км/ч | 90 |
Время разгона до 80 км/ч, с | 64 |
Расход топлива, л/100 км (по ГОСТ 20306-90) | |
при 60 км/ч | 19,6 |
при 80 км/ч | 26,4 |
Максимальный подъем, преодолеваемый автомобилем, %, не менее | 25 |
Емкость топливного бака, л | 105 |
Коробка передач
Коробка передач грузового авто ГАЗ 3307 4-х ступенчатая, подвески и передняя и задняя являются зависимыми. Вас также может удивить вместительность топливного бака, которая достигает 105 литров, а бензин в него можно заливать, начиная с А76. Что касается комфорта, то кабина газ 3307 достаточно просторная, рассчитана на 2-х человек, включая водителя. В ней практически не слышен шум мотора, и хорошо просматривается дорога.
Тормозная система
Рабочая тормозная система грузового ГАЗ 3307 оснащена гидроприводом, а в качестве тормозов используется барабанный механизм. Этот автомобиль имеет два тормозных контура, один из которых, может служить запасным тормозом.
Рулевое управление
В рулевом управлении используется червячный механизм, который имеет глобоидальный червяк с трехгребневым роликом. Электрооборудование поддерживает свою работу на напряжении в 12 вольт.
Охлаждение и нагревание
Теперь перейдем к жидкостям, которые рекомендуется использовать на авто ГАЗ 3307. В качестве охлаждающей жидкости можно использовать тосол — А40, смешанный с водой, либо чистый тосол – А65. Забыли добавить, что автомобиль еще оснащен подогревателем, так что вам будет в нем тепло и уютно даже в лютый мороз.
Какие использовать моторные масла и жидкости
Для системы смазки рекомендуется использовать всесезонное масло М-8В или М-6/10В. Но если вы работаете в суровых морозных условиях, то вам понадобится масло АСЗп-6. Для коробки передач лучше использовать всесезонное масло ТАП-15в, от минус 25, до -минус 30, используйте ТСп-10, а если температура и того ниже, то заливайте ТСп-15К с небольшим добавлением дизельного топлива для дизельного газ 3307. Эти же масла можно применять и для рулевого механизма. В картер главной передачи следует заливать всесезонное масло ТСп-14гип, при очень сильных морозах – ТСз-9гип. Для амортизаторов вам потребуется жидкость АЖ-12Т, или веретенное масло. В качестве тормозной жидкости используйте «Томь».
Конечно, все эти данные берутся из рекомендаций завода-изготовителя, и при необходимости вы можете использовать современные масла или жидкости. Но при этом не забудьте проконсультироваться со специалистами.
Для обозначения марки отечественного автомобиля в настоящее время используют сокращенное название завода-изготовителя (ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ) и через дефис — цифру, указывающую класс, вид и номер модели. Принятая классификация автомобилей приведена в табл. 1.
Классификация автомобилей
Параметр | вид | класс | |||||
Рабочий объем двигателя (литраж),л | легковые автомобили | ||||||
до 1,2 | 1,3. 1,8 | 1,9. 3,5 | свыше 3,5 | — | — | — | |
— | — | — | |||||
автобусы | |||||||
Длина, м индекс | до 5 | 6. 7,5 | 8. 9,5 | 10,5. 12 | свыше 16,5 | — | — |
— | — | ||||||
грузовые автомобили (с бортовой платформой) | |||||||
Полная масса, т индекс | до 1,2 | 1,3. 2 | 2,1. 8 | 9. 14 | 15. 20 | 21. 40 | свыше 40 |
Цифровое обозначение для базовых моделей состоит из четырех цифр.
1. Первая цифра обозначает класс,
2. вторая — вид автомобиля
3.последующие две цифры — номер модели.
4. Номер модификации базовой модели обозначают пятой цифрой.
5. Шестая цифра указывает на номер экспортного варианта.
Например, марка автомобиля ГАЗ-3307 означает, что это грузовой автомобиль 3-го класса (имеет полную массу 7,7 т) с бортовой платформой и номером модели серийного выпуска 07.
Исключение составляет первая цифра в марке автомобилей «Бычок» и «Газель».
Класс специализированных грузовых автомобилей обозначается в зависимости от полной массы, как у грузовых автомобилей общего назначения (с бортовой платформой). Каждый специализированный грузовой автомобиль в обозначении вида имеет свою определенную цифру: например, седельный тягач — 4, самосвал — 5, цистерна — 6, фургон — 7.
Каждый автомобильный завод выпускает основную (базовую) модель автомобиля и ее модификации, которые отличаются от базовой некоторыми показателями и конструкцией. До 1966 г. обозначение моделей состояло из букв, показывающих завод-изготовитель, и цифр, присваиваемых каждой модели. Например, ЗИЛ-130 расшифровывается так: завод имени Лихачева, 130 — номер разработки модели.
Всем заводам были выделены группы цифр для обозначения моделей, так Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) имел диапазон цифр до 99, ЗИЛ от 100 до 199 и т. д. Но с увеличением числа заводов и количества выпускаемых моделей эта система обозначений перестала удовлетворять требованиям времени. В результате была введена новая система обозначений (индексация) подвижного состава.
Новая система обозначений, как и прежняя, включает буквы, отражающие название завода-изготовителя, и четыре или пять цифр.
1. Первая цифра обозначает класс, вторая — вид автомобиля, третья и четвертая — номер модели, пятая (если имеется) — порядковый номер модификации.
2. Вторая цифра позволяет различать автомобили по их назначению или специализации:
1 — легковые автомобили,
3 — грузовые автомобили,
4 — седельные тягачи,
Система индексации автомобилей по первым двум цифрам (индексу) имеет следующий общий вид:
Грузовые автомобили
Полная масса, т | 40 |
Индекс автомобиля: с бортовой платформой | |
тягач | |
самосвал |
Легковые автомобили
Рабочий объем двигателя, л | 3,5 |
Индекс |
Автобусы
— легковой автомобиль Горьковского автозавода с двигателем рабочим объемом 2,445 л, вторая модель — ГАЗ-3102;
— автобус Павловского автозавода, длина 7,15 м, первая модель — ПАЗ-3201.
Каждой новой модели автомобиля присваивается индекс, состоящий из четырёх цифр, где первые две цифры, обозначают класс автомобиля:
· для легковых – по объему двигателя
· для автобусов – по длине салона
· для грузовых – по полной массе
Вторые же две цифры обозначают модель.
Модификации моделей имеют дополнительную пятую цифру; обозначающую порядковый номер модификации. Перед цифровым индексом ставятся буквенные значения завода изготовителя.
На наших улицах можно встретить много советских и постсоветских автомобилей. ВАЗ, АЗЛК, ГАЗ, УАЗ да и великого множества других. И носят наши машины помимо названий народных и официальных типа «Москвич», «Лада», «Чайка» ещё и самые важные: обозначения по системе классификации автотранспорта. Так давайте разберёмся, что это за 2140, 2101, 21-е и 24-е «Волги» и 3110.
С 1945-го по 1966-й маркировкой была аббревиатура из букв завода-производителя и цифровой номер машины в определённом диапазоне.
Цифровой промежуток | Завод изготовитель | Модельный ряд | Эмблема |
1-99 | ГАЗ, Горьковский автозавод | ГАЗ-21, ГАЗ-24 | |
100-199 | ЗиС, Завод имени Сталина, в 1956-м переименованный в ЗиЛ, Завод имени Ленина | ЗиС-110, ЗиЛ-111, ЗиЛ-130 | |
200-249 | ЯАЗ, Ярославский автозавод, в 1959-м преобразован в ЯМЗ, Ярославский моторный завод,а производство передано КрАЗ, Кременчугскому автозаводу | ЯАЗ-210, КрАЗ-222 | |
250-299 | НАЗ, Новосибирский автозавод, в 1949-м расформирован и передан на КрАЗ | КрАЗ-255 | |
300-349 | зарезервировано | ||
350-399 | УралЗИС, Уральский завод имени Сталина, в 1962-м переименован в УралАЗ, Уральский автомобильный завод | Урал-375 | |
400-449 | постановлением Всесоюзного автотракторного объединения ВСНХ СССР (протокол №138) от 1930-12-26 создан ГАЗиКИМ, Государственный автосборочный завод им. Коммунистического Интернационала Молодежи (позже, с 1939-го по 1941-й «автомобильный»); с 1945-го по 1968-й МЗМА, Московский завод малолитражных автомобилей (или просто ЗМА); с 1968-го АЗЛК, Автозавод имени Ленинского КомСоМола; с 1992-го по 2010-й ОАО «Москвич»; также с 1965-го Иж, Ижевский автозавод | Москвич-408 | |
450-484 | УАЗ, Ульяновский автозавод | УАЗ-469 | |
485-499 | ДАЗ, Днепропетровский автозавод, в 1951-м перепрофилирован и назван ЮжМаш, Южный машиностроительный завод им. А. М. Макарова, который кроме авиационной и ракетной техники производит троллейбусы, автобусы и тракторы под маркой ЮМЗ | ||
500-549 | МАЗ, Минский автозавод; БелАЗ, Белорусский автозавод; МоАЗ, Могилевский автозавод им. С.М.Кирова | МАЗ-525, БелАЗ-540 | |
550-599 | ММЗ, Мытищинский машиностроительный завод | ЗИС/ЗИЛ-ММЗ-585 | |
600-649 | КАЗ, Кутаисский автозавод | КАЗ-606 «Колхида» | |
650-674 | Горьковский завод автобусов — ГЗА позднее передан Павловскому (ПАЗ) и Курганскому (КАвЗ) автобусным заводам | ПАЗ-652 | |
675-694 | ЛиАЗ, Ликинский автобусный завод | ЛиАЗ-677 | |
695-699 | ЛАЗ, Львовский автобусный завод | ЛАЗ-695 | |
700-899 | ЕрАЗ, Ереванский автозавод | ЕрАЗ-762, ОдАЗ-885 | |
900-939 | зарезервировано | ||
940-949 | АРТ, Тартусский авторемзавод, Tartu Autoremonditookoda | ТА-942 | |
950-964 | зарезервировано | ||
965-974 | ЗАЗ, Запорожский автомобилестроительный завод; ЛуАЗ, Луцкий автозавод | ЗАЗ-968, ЛуАЗ-967 | |
975-999 | РАФ, Рижская автобусная фабрика (Rīgas Autobusu Fabrika) | РАФ-977 |
Из-за того, что производство периодически могло передаваться с завода на завод, с соответственным переносом номерации (например ГАЗ-69 выпускаемый на УАЗе маркировался как УАЗ-69, что не входило в рабочий диапазон этого завода), что приводило к путанице, в 1966-м году была введена отраслевая нормаль ОН 025270-66, которая регламентировала цифровое обозначение не по привязке к заводу-производителю, а согласно тактико-техническим характеристикам машины.
Значение первого разряда.
Определение класса вычисляется для легковых, грузовых и автобусов по-разному и значение имеет определённый параметр. Также у прицепов в первом разряде всегда стоит 8, а у полуприцепов и роспусков — 9.
У легковых (вторая цифра всегда 1): объём двигателя и сухая масса.
Цифра | Класс и группа | Объём двигателя, см³ | Сухая масса, кг | Модельный ряд |
1 | Особо малый 1 | до 849 | до 649 | ВАЗ-1111 «Ока» |
Особо малый 2 | от 850 до 1099 | от 650 до 799 | ЗАЗ-1102 «Таврия» | |
2 | Малый 1 | от 1100 до 1299 | от 800 до 899 | ВАЗ-2101 |
Малый 2 | от 1300 до 1499 | от 900 до 1049 | ВАЗ-2103 | |
3 | Малый 3 | от 1500 до 1799 | от 1050 до 1149 | ВАЗ-2106 |
Средний 1 | от 1800 до 2499 | от 1150 до 1299 | ||
4 | Средний 2 | от 2500 до 3499 | от 1300 до 1499 | ГАЗ-3102 «Волга» |
Большой 1 | от 3500 до 4999 | от 1500 до 1899 | ||
5 | Большой 2 | свыше 5000 | свыше 1900 | |
Высший | не регламентирован | не регламентирована | ЗИЛ-4104 |
У грузовиков (вторая бывает 3, 4, 5, 6, 7): полная масса.
Цифра | Масса, кг |
1 | до 1200 |
2 | от 1200 до 2000 |
3 | от 2000 до 8000 |
4 | от 8000 до 14000 |
5 | от 14000 до 20000 |
6 | от 20000 до 40000 |
7 | свыше 40000 |
У автобусов (вторая всегда 2): длинна.
Цифра | Длина, м |
2 | до 5,5 |
3 | от 6 до 7,5 |
4 | от 8 до 9,5 |
5 | от 10,5 до 12 |
6 | свыше 16 |
Значение второго разряда.
Вторая цифра: 1 — легковая машина, 2 — автобус, 3 — грузовик, 4 — тягач, 5 — самосвал, 6 — цистерна, 7 — фургон, 8 — зарезервировано, 9 — спецтранспорт.
Третья-четвёртая цифры — порядковый номер модели, пятая — ея модификация