Снятие, дефектовка и установка распредвала ЗМЗ-402
Снять ремень привода вентилятора.
Снять ремень привода генератора.
Отвернуть четыре болта 1, снять вентилятор 2 и шкив вентилятора 3.
Отвернуть четыре болта 4 и снять шкив 5 водяного насоса.
Отвернуть три гайки 2 и снять привод 1 вентилятора.
Отвернуть болт 3 и гайку 5, снять кронштейн 4 с натяжным роликом.
Отвернуть шесть болтов 7 и снять шкив 6 коленвала с гасителем крутильных колебаний в сборке.
Отвернуть стяжной болт 8 (или храповик) съемником
Снять ступицу шкива коленвала.
Отвернуть оставшиеся гайки 1 и снять крышку 2 распределительных звездочек.
Установить поршень 1-го цилиндра в в.м.т. такта сжатия.
Для этого повернуть коленчатый вал так, чтобы совместились метки на звездочке коленвала и зубчатом колесе распределительного вала.
Снять привод распределителя зажигания.
Снять масляный фильтр.
Снять топливный насос.
Снять крышку коромысел.
Снять ось коромысел клапанов со стойками в сборе.
Вынуть штанги толкателей, предварительно пометив их номером клапана.
Отвернуть гайки 1 и снять крышку 2 толкателей вместе с прокладкой.
Вынуть толкатели 1.
Отвернуть болт 1 и снять с помощью съемника зубчатое колесо 2 распределительного вала.
Отвернуть болты 3 и снять упорный фланец распределительного вала с распорной втулкой.
Осторожно вынуть распределительный вал из блока цилиндров.
Осмотр и дефектовка
1. После снятия промыть все детали бензином, протереть и просушить.
Осмотреть распределительный вал. Если на шейках, кулачках и шестерне привода масляного насоса имеются задиры, глубокие царапины, раковины, сколы, трещины, распределительный вал заменить.
Измерить диаметры шеек распределительного вала, номинальные диаметры шеек указаны в таблице.
2. Осмотреть штанги толкателей. Погнутые штанги заменить.
Если на наконечниках штанг заметны следы износа, задиры, раковины, штанги также заменить.
Следует учесть, что длина штанги двигателя мод. 402 равна 283 мм, а двигателя мод. 4021 — 287 мм.
3. Осмотреть толкатели. Если на рабочих поверхностях заметны следы износа, раковины, задиры и т.д., толкатели заменить.
4. Если на зубчатом колесе распределительного вала повреждены зубья или имеются трещины, его нужно заменить.
5. Измерить осевой зазор распределительного вала.
Для этого подсобрать вал с зубчатым колесом, надеть на передний конец распределительного вала распорное кольцо и упорный фланец, затем напрессовать зубчатое колесо и завернуть болт крепления зубчатого колеса с шайбой.
Болт затянуть моментом 55–60 Нм (5,5–6,0 кгс·м).
Щупом измерить зазор между упорным фланцем распределительного вала и ступицей зубчатого колеса, он должен быть в пределах 0,1–0,2 мм.
Устанавливают распределительный вал в порядке, обратном снятию.
Перед установкой смазать моторным маслом шейки и кулачки распредвала, толкатели и штанги толкателей. После установки отрегулировать зазоры в приводе клапанов.
ЗМЗ-402. Снятие и разборка двигателя.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
Сливаем из двигателя масло (см. Замена масла и масляного фильтра).
Сливаем из двигателя охлаждающую жидкость (см. Замена охлаждающей жидкости) и снимаем радиатор (см. Снятие радиатора).
Отсоединяем от коллектора приемные трубы.
Снимаем карбюратор (см. Снятие карбюратора) и крыльчатку вентилятора (см. Снятие насоса охлаждающей жидкости). Это убережет их от случайного повреждения.
Ключом “на 14” выворачиваем штуцер и отсоединяем шланг масляного радиатора.
Второй шланг масляного радиатора отсоединяем от крышки распределительных шестерен (см. Замена передней манжеты коленчатого вала). Запомнив или записав расположение остальных шлангов и электропроводки, отсоединяем их.
Ключом “на 12” отворачиваем два болта и снимаем с картера сцепления цилиндр выключения сцепления.
Снимаем коробку передач (см. Снятие коробки передач).
Отсоединяем “массовый” провод от крышки картера сцепления.
Ключом “на 17” отворачиваем два болта крепления двигателя к опорам (см. Замена опор силового агрегата).
Тельфером или лебедкой поднимаем двигатель, аккуратно выводим его из моторного отсека и устанавливаем на стенд.
Снимаем ведущий, ведомый диск сцепления и маховик.
Ключом “на 14” отворачиваем шесть гаек и два болта крепления картера сцепления…
Ключом “на 24” отворачиваем болт и отсоединяем трубку от корпуса масляного фильтра.
Ключом “на 13” отворачиваем четыре гайки, крепящие масляный фильтр,…
Снимаем генератор (см. Снятие генератора).
Снимаем топливный насос (см. Снятие и разборка топливного насоса).
Снимаем стартер (см. Снятие стартера).
Снимаем насос охлаждающей жидкости (см. Снятие насоса охлаждающей жидкости).
Снимаем головку блока цилиндров (см. Снятие головки блока цилиндров).
Ключом “на 24” отворачиваем и снимаем кран масляного радиатора и масляную трубку.
Ключом “на 12” отворачиваем штуцер и вынимаем трубку указателя уровня масла.
Снимаем крышку распределительных шестерен (cм. Замена передней манжеты коленчатого вала).
Ключом “на 13” отворачиваем две гайки, крепящие крышку коробки толкателей…
Вынимаем восемь толкателей клапанов и нумеруем их (либо раскладываем по порядку).
Легкими ударами молотка через бородок выбиваем шпонку…
…и снимаем маслоотражатель с коленчатого вала.
Головкой или торцевым ключом “на 12” через отверстие в шестерне отворачиваем два болта крепления упорного фланца…
…и вынимаем распределительный вал вместе с шестерней.
Чтобы гильзы цилиндров не выпадали фиксируем их приспособлением и переворачиваем блок.
Головкой “на 13” отворачиваем две гайки, крепящие масляный насос…
Шестигранным ключом “на 8” отворачиваем две гайки…
…и снимаем держатель сальника заднего подшипника.
Головкой “на 15” отворачиваем две гайки крышки шатуна…
Нажимая деревянной ручкой молотка на шатун, выталкиваем поршень из цилиндра. Вынимаем остальные три поршня.
Головкой “на 19” отворачиваем две гайки…
…и снимаем крышку коренного подшипника. Снимаем остальные четыре крышки.
Извлекаем из блока коленчатый вал.
Снимаем приспособление для фиксации гильз цилиндров. Рисками, краской и т.п. отмечаем их положение в блоке, чтобы при установке старых гильз оно не изменилось.
Как снять распредвал на 402 двигателе?
Осмотр и дефектация распределительного вала ЗМЗ-402
Снятие распределительного вала было рассмотрено в статье – «Полная разборка двигателя»
Некоторые автолюбители при ремонте двигателя мало обращают внимание на состояние распределительного вала.
Основное внимание сосредотачивают на ЦПГ и коленчатый вал.
Что пагубно сказывается на дальнейшей эксплуатации двигателя.
Нужно особое внимание уделить распределительному валу, его подшипникам.
При сильном износе втулок распределительного вала нужно запрессовать новые втулки.
Установить новый распределительный вал.
Осмотр и дефектовка распределительного вала
После снятия промыть все детали бензином, протереть и просушить.
Осмотреть распределительный вал.
Если на шейках, кулачках и шестерне привода масляного насоса имеются задиры, глубокие царапины, раковины, сколы, трещины, распределительный вал заменить.
Осмотреть штанги толкателей. Погнутые штанги заменить.
Если на наконечниках штанг заметны следы износа, задиры, раковины, штанги также заменить.
Следует учесть, что длина штанги двигателя мод. 402 равна 283 мм, а двигателя мод. 4021 — 287 мм.
Измерить диаметры шеек распределительного вала, номинальные диаметры шеек указаны в таблице.
3. Осмотреть толкатели.
Если на рабочих поверхностях заметны следы износа, раковины, задиры и т.д., толкатели заменить.
4. Если на зубчатом колесе распределительного вала повреждены зубья или имеются трещины, его нужно заменить.
5. Измерить осевой зазор распределительного вала.
Для этого подсобрать вал с зубчатым колесом, надеть на передний конец распределительного вала распорное кольцо и упорный фланец, затем напрессовать зубчатое колесо и завернуть болт крепления зубчатого колеса с шайбой.
Болт затянуть моментом 55–60 Нм (5,5–6,0 кгс·м).
Щупом измерить зазор между упорным фланцем распределительного вала и ступицей зубчатого колеса, он должен быть в пределах 0,1–0,2 мм.
Устанавливают распределительный вал в порядке, обратном снятию.
Перед установкой смазать моторным маслом шейки и кулачки распредвала, толкатели и штанги толкателей. После установки отрегулировать зазоры в приводе клапанов.
Номинальные размеры и посадка сопрягаемых деталей распределительного вала двигателя мод. 402
Наименование детали | Номинальный диаметр, мм | Наименованиесопрягаемыхдеталей | Номинальныйдиаметр, мм | |
Первая шейкараспределительного вала | 52,0 -0,02 | Блок цилиндров | 52,0 +0,07552,0 +0,05 | |
Вторая шейкараспределительного вала | 51,0 -0,02 | Блок цилиндров | 51,0 +0,07551,0 +0,05 | |
Третья шейкараспределительного вала | 50,0 -0,02 | Блок цилиндров | 50,0 +0,05 | |
Четвертая шейкараспределительного вала | 49,0 -0,02 | Блок цилиндров | 49,0 +0,07549,0 +0,05 | |
Пятая шейкараспределительного вала | 48,0 -0,02 | Блок цилиндров | 48,0 +0,07548,0 +0,05 | |
Зубчатое колесо | 28,0 +0,023 | Распределительныйвал | 28,0 +0,02328,0 +0,002 | |
Толкатель клапана | 25,0 -0,00825,0 -0,022 | Блок цилиндров | 25,0 +0,023 | |
Наконечник штанги толкателя | 8,75 +0,038,75 -0,02 | Штанга толкателя | 8,75 +0,0458,75 -0,035 | |
Наименование детали | Зазор, мм | Натяг, мм | ||
min | max | min | max | |
Первая шейка распредвала | 0,05 | 0,095 | — | — |
Вторая шейка распредвала | 0,05 | 0,095 | — | — |
Третья шейка распредвала | 0,05 | 0,095 | — | — |
Четвертая шейка распредвала | 0,05 | 0,095 | — | — |
Пятая шейка распредвала | 0,05 | 0,095 | — | — |
Зубчатое колесо | — | 0,021 | — | 0,023 |
Толкатель клапана | 0,015 | 0,038 | — | — |
Наконечник штанги толкателя | — | — | 0,005 | 0,065 |
Ось коромысел ГАЗ-2410, УАЗ: надежная снова ГРМ заволжских моторов
» Статьи » Ось коромысел ГАЗ-2410, УАЗ: надежная снова ГРМ заволжских моторов
В автомобили «Волга», «ГАЗель» и УАЗ до 2006 года ставились двигатели ЗМЗ-402 различных модификаций. В этих моторах применяются унифицированные детали и узлы, к которым относится и ось коромысел. Об этом узле, его назначении, устройстве и работе, а также об обслуживании и ремонте читайте в статье.
Газораспределительный механизм ЗМЗ-402 и роль оси коромысел в нем
В 1958 году новый Заволжский моторный завод выпустил свой первый бензиновый двигатель ЗМЗ-21А, который с 1970 года был модернизирован и получил название ЗМЗ-24Д, а с середины 1980-х годов выпускается под индексом ЗМЗ-402. Этот неприхотливый мотор показал себя с лучшей стороны, его в качестве основного силового агрегата устанавливали на автомобили ГАЗ-24 и ГАЗ-24-10 («Волга»), многие УАЗы, а позднее и на коммерческие автомобили «ГАЗель».
И несмотря на то, что выпуск ЗМЗ-402 был остановлен в 2006 году, он не потерял своей актуальности, ведь этот силовой агрегат стоит на сотнях тысячах автомобилей, и все еще встречается в продаже! Естественно, что благодаря успеху и распространенности двигателя ЗМЗ-402, многие заводы (не только ЗМЗ, но и сторонние производители) все еще предлагают запчасти для этого силового агрегата, и на протяжении еще многих лет его ремонт и обслуживание не будет вызывать сложностей.
На сегодняшний день двигатель ЗМЗ-402 представлен в большом количестве модификаций, наиболее распространение из которых получил ЗМЗ-402.10 под бензин АИ-92 (как раз он массово устанавливался на автомобили «Волга»). Также распространены моторы ЗМЗ-4021.10 под 72-й и 80-й бензин для установки на «Волги» и УАЗы, несколько меньшее распространение получили модификации ЗМЗ-4025 и ЗМЗ-4026 для автомобилей «ГАЗель».
Двигатели ЗМЗ-402 всех модификаций построены на одинаковых принципах и имеют минимальные конструктивные отличия. Нас же в первую очередь интересует газораспределительный механизм — он у моторов тоже одинаковый, отличаясь лишь некоторыми деталями. ГРМ в ЗМЗ-402 классического типа — с нижним расположением распределительного вала и верхним расположением клапанов. Передача усилия от распредвала на клапаны осуществляется с помощью системы штанг и коромысел. Коромысла располагаются в верхней части двигателя, над ГБЦ, они монтируются на единой оси. Об этом узле расскажем более подробно.
Особенности и конструкция оси коромысел двигателя ЗМЗ-402
Ось коромысел выполняет несколько основных функций:
- Служит силовым элементом для крепежа коромысел;
- Обеспечивает правильное положение коромысел, а значит — обеспечивает нормальную работу всего газораспределительного механизма;
- Обеспечивает свободное раскачивание коромысел, снижая потери на трение, а значит, повышая эффективность работы ГРМ;
- Обеспечивает подачу к коромыслам смазочного материала (моторного масла).
Конструктивно ось коромысел представляет собой большой узел, состоящий из нескольких деталей. Ее основу составляет собственно ось — это стальная толстостенная труба, в которой выполнены отверстия для подачи масла к коромыслам, а также отверстия по бокам для штифтов. Ось устанавливается на головку блока цилиндров с помощью шести опор — на четырех основных стойках, и на двух крайних стойках. Основные стойки изготавливаются из высокопрочного легированного чугуна, а крайние стойки — из ковкого чугуна. Во всех стойках просверлены отверстия для монтажа их к головке с помощью шпилек и гаек.
Необходимо отметить, что в нижней части четвертой основной стойки (то есть, в привалочной поверхности, которой стойка опирается на головку) отверстие для шпильки переходит в точеный паз, который обеспечивает поступление масла из масляного канала в ГБЦ в полость оси коромысел. Такая стойка только одна, поэтому она не взаимозаменяема с остальными тремя и требует строго определенной установки.
В крайних стойках предусмотрены поперечные отверстия, которые совпадают с отверстиями на краях оси — они служат для установки шплинта, с помощью которого осуществляется стопорение оси. Таким образом, сама ось во время работы двигателя остается неподвижной, поэтому она не оказывает влияния на работу восьми установленных на ней коромысел.
Коромысла изготавливаются методом литья из стали, в них запрессовывается бронзовая втулка, играющая роль подшипника (причем втулка изготавливается из листовой бронзы, которая сгибается в трубку). На внутренней поверхности втулки имеется круговая канавка, которая обеспечивает равномерное распределение масла, поступающего в зазор между осью и втулкой из отверстия в оси. Также в коротком плече коромысла высверливается канал, который подводит масло к регулировочному винту — масло проходит через проточку в винте и стекает на толкатель штанги, обеспечивая смазку всего узла.
Правильная установка коромысел на оси производится с помощью стоек, которые занимают строго определенные места, и трех распорных пружин. Эти пружины прижимают коромысла к стойкам, предотвращая их непроизвольное смещение вдоль оси.
Как нетрудно видеть, ось коромысел двигателя ЗМЗ-402 имеет довольно простое устройство, а поэтому отличается надежностью и долговечностью. Именно этот фактор и сыграл основную роль в приобретении моторами 402-й серии такой популярности и распространения в отечественном автопроме.
Типы и применимость оси коромысел моторов ЗМЗ-402
Конструкция двигателя ЗМЗ-402 с 50-х годов мало изменилась, поэтому многие детали и узлы легко взаимозаменяемы между моторами разных годов выпуска и «поколений». В частности, во всех модификациях двигателей ЗМЗ-402.10, 4021.10, 4025 и 4026 применяется одинаковая ось коромысел (каталожный номер 24-1007098-40). Это относится и к отдельным деталям оси — коромыслам, стойкам, пружинам, крепежным элементам.
Однако здесь необходимо сказать, что другие детали ГРМ этих моторов заменить можно далеко не всегда. Дело в том, что модификации ЗМЗ-402 под разные типы топлива (72-й, 80-й и 92-й бензин) отличаются высотой блока цилиндров и ГБЦ, диаметром и длиной штанг клапанов, длиной штанг привода коромысел, типом толкателей и т.д.
Поэтому при необходимости замены оси коромысел любой из модификаций двигателя ЗМЗ-402 можно использовать ось в сборе указанной выше модели, либо отдельные компоненты этого узла. Но при необходимости ремонта газораспределительного механизма сначала необходимо уточнить каталожный номер деталей, и приобретать именно эти компоненты.
Обслуживание, ремонт и замена оси коромысел
Ось коромысел двигателя ЗМЗ-402 требует минимального технического обслуживания, которое обычно проводится вместе с другими операциями по регулировкам и обслуживанию ГРМ. В частности, после обкатки мотора (при ТО-1000), а впоследствии при каждом ТО-2 следует проверять момент и надежность затяжки гаек стоек оси коромысел. Также необходимо производить визуальный осмотр оси, коромысел и стоек на предмет появления в них трещин и деформаций. Наконец, следует проверять целостность шплинтов, пропущенных через ось и крайние стойки, и состояние распорных пружин.
При обнаружении повреждений, деформаций и чрезмерного износа оси и ее деталей, а также проседания распорных пружин (все это проявляется повышенным люфтом коромысел, неправильной работой ГРМ или невозможностью нормально отрегулировать тепловой зазор между коромыслом и стержнем клапана) необходимо произвести ремонт и замену отдельных деталей или всего узла в сборе. Это выполняется без применения специального инструмента и без разборки двигателя — достаточно выкрутить пять шпилек, снять ось и выполнить необходимые работы.
Важно отметить, что если ось снималась или полностью заменялась, то после ее установки следует отрегулировать тепловые зазоры между коромыслами и стержнями клапанов.
Как показывает практика, ось коромысел двигателя ЗМЗ-402 надежно служит многие годы, лишь в крайних случаях требуя ремонта или замены. И при правильной эксплуатации двигателя, его своевременном обслуживании и ремонте ось будет обеспечивать надежную работу ГРМ, а вместе с этим — и нормальную эксплуатацию «Волги», УАЗа или «ГАЗели».