Как рассчитать нагрузку на ось грузового автомобиля
Автомобиль с перегрузом, неважно легковой или фура, – представляет существенную угрозу для всех участников движения. Во-первых, потому что сама машина движется нестабильно. Во-вторых, большая нагрузка на ось может привести к её внезапной поломке. В-третьих, тормозной путь такого авто более длинный, что может привести к аварии. Кроме того, превышение допустимого веса ведёт к разрушению дорожного полотна и мостовых конструкций. И за перегруз полагается административный штраф.
Поэтому в этой статье мы расскажем о нормах предельно допустимой нагрузки на ось грузового автомобиля и о том, как её определить.
Расчёт нагрузки на ось грузового автомобиля
Процесс грузоперевозок регламентируется нормативно-правовыми актами. Среди которых ФЗ об автодорогах №257-ФЗ от 08.11.2007. В соответствии с п. 2 ст. 31 которого для передвижения по автодорогам транспорта с превышением общей допустимого веса или нагрузки на ось больше чем на 2% необходимо получить разрешение. Исключение делается лишь для автотранспорта Вооружённых сил России.
При получении разрешения владелец авто должен:
Компенсировать урон, наносимый покрытию дороги.
Если перегруз менее 10%, используется упрощённая процедура выдачи, которая занимает всего 1 день.
Кроме того, проезд по мостам и участкам дороги иногда бывает ограничен специальными знаками, указывающим предельное значение веса грузового автомобиля или нагрузки на его ось. Это может быть связано с грузоподъёмностью конструкции или её состоянием.
Полный список документов, необходимых для оформления карты
Максимально допустимая нагрузка на ось грузовых автомобилей в России
Постановлением Правительства Российский Федерации о правилах перевозки грузов автотранспортом установлен допустимый предельный вес машин в тоннах.
Количество осей | Одиночные автомобили, т | Автопоезда прицепные или седельные, т |
Две | 18 | – |
Три | 25 | 28 |
Четыре | 32 | 36 |
Пять | 35 | 40 |
Шесть и более | – | 44 |
Вторая характеристика, устанавливаемый этим нормативным актом, – допустимая нагрузка. Она определяется в зависимости от вида дорог, типа колёс и расстояния между сближенными осями.
Например, таблица максимально разрешённых нагрузок на оси грузовых автомобилей для односкатных колёс выглядит следующим образом.
Значения в таблице приводятся для каждой оси. Расчёт массы должен производиться как можно точнее, так как допустимая погрешность не более 5 %.
Как рассчитать нагрузку
Итак, ограничение по проезду существует по двум параметрам:
По нагрузке оси.
Рассчитаем вес авто. Существует соотношение для двухосного автомобиля (например, марки Газель):
Ма=Нп+Нз,
где, Ма – вес грузовика.
Нп – нагрузка на переднюю ось.
Нз – аналогичный параметр для задней оси.
Эта простая формула расчёта связывает нагрузку на оси грузового автомобиля и его массу.
Для автотранспорта с тремя осями, задний и средний мост которого объединён в тележку (пример – Камаз 53215), эта зависимость имеет следующий вид:
где, Нт – нагрузка на всю заднюю тележку.
Нагрузка для задней тележки и оси обычно больше. Так как именно там располагают перевозимые товары. А вес, давящий на переднюю ось, определяется только массой кабины и силового агрегата.
Узнать нагрузку, имея вес груза, машины и прицепа – сложнее. И это расчёт будет иметь очень приблизительный вид.
Берем в свидетельствах о регистрации массу авто (Ма) и прицепа (Мп). Для примера возьмем Ма=6 т, Мп= 11 т.
Узнаем фактический вес груза (Мг). Примем Мг= 19 т.
Самое распространённое соотношение нагрузок: 0,75 – на прицеп, 0, 25 – на тягач. Тогда нагрузка на прицеп: Нп=0,75*(Мп+Мг)=22,5.
Считается, что нагрузка распределена в прицепе равномерно. И нагрузка на одну ось (Но) равна Нп/количество осей =22,5/3=7,5 т на каждую ось.
Аналогично считаем нагрузку на оси машины. На них приходятся оставшиеся 0,25 веса. То есть (Мп+Мг)*0,25+Ма=(11+19)*0,25+6=13,5 т.
Нагрузка на задние оси автомобиля будет равно 0,75 от нагрузки на грузовик. То есть 13,5*0,75/2=5,06.
А нагрузка на переднюю ось – то, что осталось от общей нагрузки на авто. 13,5–5,06*2=3,37.
Итого получается следующая примерная картина распределения веса 3,37+5,06+5,06+7,5+7,5+7,5.
Реальные значения могут отличаться. Часто нагрузка на осях бывает неравномерной. Это обычно связано со следующими причинами:
Цены на карты для тахографов можно узнать здесь.
Неисправностью подвески полуприцепа.
Прогибанием прицепа под грузом.
Негоризонтальностью площадки полуприцепа.
Конструктивными особенностями подвески.
Как определить нагрузку на ось грузового автомобиля
Взвешивание – простой способ определения как общего веса, так и значения для каждой отдельной оси. Есть два метода:
Динамический. Для взвешивания грузовик со скоростью не более 5 км/ч проезжает по поосным автомобильным весам. Они зафиксируют вес каждой оси, а потом определят вес самой машины. Это достаточно простой и удобный способ, но его погрешность составляет от 0,5 до 3%. Что – как вы можете понять при границе превышения максимальной допустимой нагрузки на ось грузового автомобиля в 2% – слишком много.
Статический. Авто въезжает и останавливается на платформе весов, на которую установлены тензодатчики. Их применение позволяет добиться очень высокой точности взвешивания – 0,01%.
Также можно купить тягач, оснащённый системой мониторинга, и совместимый с ним прицеп. Это довольно удобный способ всегда быть в курсе уровня загруженности своей машины, но очень дорогой.
Можно вмонтировать манометры в магистраль пневморессоры, и следить за показаниями в процессе погрузочных работ. Чтобы не мучится с определением, какое значение шкалы манометра какому весу соответствует, можно установить специальные датчики. Но это требует не только затрат денег при покупке всех элементов системы, но и значительных усилий по её отладке.
Штрафы за перегруз
В основном об этом виде административного наказания беспокоятся водители грузовиков. Так как у легковых автомобилей есть ограничения только по количеству перевозимых пассажиров. Штраф за превышение нагрузки разделяются на три типа в зависимости от уровня ответственности лиц:
Для физических лиц 1,5–2 тыс. руб.
Для должностных – сумма уже выше,15 тыс. руб.
И ещё выше для юридических – 400 тыс. руб.
Оформить заказ на карту для тахографа.
Если при превышении более 2% нет разрешения на провоз, то также оформляется штраф. Да и когда вес груза не совпадает с тем, что написано в сопроводительных бумагах с физического лица могут взыскать сумму 5 тыс. рублей. Для компании размер взыскания больше минимум в 50 раз. Правда, без контрольного взвешивания выписать штраф инспектор не имеет права.
Как рассчитать нагрузку на ось и размер штрафов за перегруз
При эксплуатации грузового транспорта необходимо учитывать массу специфических моментов. В частности, требуется уделять внимание перегрузу. При превышении максимально допустимых значений наступает административная ответственность, которую несут: водители, владельцы ТС, отправители грузов.
Основополагающие аспекты нормативных актов, касающихся перегруза
ФЗ №257-ФЗ, датируемый 08 ноября 07 г. Во втором пункте 31 ст. говорится, что при выявлении более высокого веса перевозимого груза не менее чем на 2% требуется получение дополнительного разрешения на перевозимый товар по дорогам страны. Исключением является транспорт ВС.
В момент оформления разрешения требуется согласовать путь движения ТС. Кроме этого, необходимо возместить ущерб, наносимый покрытию дороги при движении с перегрузом. Если выявлен перегруз, менее нежели 10 процентов, тогда оформление необходимой документации производится по упрощенной схеме. Документы можно оформить в течение суток.
ПП №272, датируемое 15 апреля 11 г., которое касается установления правил перевозки грузов автомобилями. Допустимые значения веса ТС указываются в тоннах.
Для автопоездов с прицепом:
Максимальная осевая нагрузка регламентируется тем же законом, приложением №2. Данные касаются дорог, рассчитанных до 11.5 тонн. При этом, учитывается размер сближения и вид колес.
Расчет осевого напряжения
Под нагрузкой следует понимать нагрузку от транспорта, передаваемой на плоскость при помощи колеса. При этом, данные показатели могут разительно отличаться в зависимости от расположения осей. Все расчеты являются приблизительными, так как максимально подробные и точные осуществить невозможно из-за массы различных факторов.
Рассмотрим примерный порядок осуществления расчетов для грузового транспорта с прицепом:
1. В документации о регистрации указываются данные про массу ТС и прицепа.
2. Высчитываем реальный вес груза. Это довольно сложное мероприятие, так как в сопроводительных документах не всегда указываются достоверные данные.
3. Рассчитываем показатели для прицепа. За основу берем общий вес прицепа и перевозимого товара. Нужно помнить, что часть веса передается от прицепа грузовику. Соответственно, проводим корректировку в меньшую сторону. В основном используется формула: 75% + 25%. Где 25 – это нагрузка на грузовой транспорт. Теперь от общей суммы отнимаем 25%. Получившиеся данные делятся на количество осей.
4. К четверти веса товара и прицепа требуется прибавить вес самого тягача.
5. Теперь полученную сумму уменьшаем на четверть. Высчитанные 75% веса делятся на количество осей, расположенных в задней части транспорта. Напряжение на передок равняется четверти от полной массы. Вот теперь получены показатели нагрузки на 1-у ось. При этом, нужно помнить, что на пунктах контроля учитываются максимальные показатели.
Наиболее точные данные можно получить только при использовании специального контрольного оборудования. В основном оно используется контрольных пунктах.
Разновидности проверки
Официально контроль делится на 2 основные категории:
Стационарный
Оборудование располагается на установленных местах при выезде из Санкт-Петербурга. В данном случае не предусмотрено перемещение персонала и иных транспортных средств.
Передвижной пункт контроля
Оборудование располагается на базе фургонов. Они могут оперативно менять свое положение и быстро перемещаются по Ленинградской области. Соответственно, воители не могут достоверно узнать, где будут располагаться данные контрольные посты.
Режимы контроля веса
Динамический
Контрольное измерение веса и напряжения на ось осуществляется при небольшом движении ТС. Скорость перемещения грузовика не должна быть выше 5 км/час. Проверка осуществляется при помощи специального оборудования, датчиков. Данный вид несколько непопулярен. Его использование вызывает массу вопросов. В частности, погрешность составляет не менее 3 процентов. Это один из моментов, на который указывают юристы компании «ПредРейс». Это происходит при оспаривании штрафных санкций в судебном процессе.
Статистический
Вариант считается наиболее точным. Проверка проводится при стоячем транспортном средстве. Этот метод позволяет проверить как общий вес ТС, так и нагрузки на оси.
Процесс оспаривания и предотвращения санкций
Юристы компании «ПредРейс СПб» напоминают, что не стоит торопиться оплачивать штрафы за перегруз. В первую очередь нужно оспорить штраф. Специалисты способны не только изменить квалификацию, но и добиться минимальных санкций. В том числе, полной отмены штрафов.
Юристы указывают, что нужно правильно заполнять сопроводительные документы. В частности, транспортные накладные и путевые листы. Этим должны заниматься контролеры, получившие лицензию гос. Образца. Срок обучения не менее 3-х месяцев.
При выпуске ТС на маршрут учитываются особенности перевозимого груза. В случае необходимости юристы смогут оперативно получить дополнительные разрешения на перевозку грузов. В том числе, при перегрузе.
Важно! Юристы указывают, что санкции административной ответственности предусматривают размеры штрафов для водителей до 190 тысяч руб. Для тех, кто отвечает за погрузку и отправку груза: до 50 тысяч рублей. Для владельцев транспортных компаний (ТК) и предпринимателей, которые занимаются перевозкой грузов, размер санкций может достигать 500 тысяч рублей. При автоматическом контроле выписывается фиксированная сумма штрафа: 500-т тысяч руб. В данном случае письмо со штрафом получает владелец ТС или ТК, к которой относится грузовик.
Таким образом, несмотря на то, что сумма штрафных санкций может достигать нескольких сотен тысяч рублей, не стоит их оперативно оплачивать. В первую очередь нужно обратиться к специалистам компании «ПредРейс СПб», которые способны оспорить любые штрафные санкции, предусмотренные за перегруз.
Распределение нагрузки по осям грузового автомобиля с полуприцепом схема
Год выпуска | Тягач | Вес на рулевой оси 1. кг | Вес на ведущей оси 2. кг | % на ведущую ось | Масса с топливом. кг | Масса без топлива | Топлива в баках. литр | Вес топлива. кг |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2008 | Mercedes Actros 1841 | 5700 | 2480 | 30,3% | 8180 | 7760 | 500 | 420 |
2013 | Volvo FH | 5560 | 2240 | 28,7% | 7800 | 7254 | 650 | 546 |
2011 | MAN TGX18.400 | 5450 | 2240 | 29,7% | 7750 | 7355 | 470 | 395 |
2014 | DAF XF.105 | 5550 | 2350 | 29,7% | 7900 | 7450 | 450 | 536 |
Взвешиваем тягач с полуприцепом без груза
Тягач | Полуприцеп | Топливо. литр | Вес топлива. кг | Вес на оси 1 | Вес на оси 2 | Вес на оси 3 | Вес на оси 4 | Вес на оси 5 | Вес сцепки с топливом. кг | Вес сцепки без топлива. кг | Нагрузка ССУ от полуприцепа. кг | Вес полуприцепа | Масса груза |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Mercedes Actros 1841 | Fliegl SDS 350 | 400 | 336 | 5900 | 3560 | 1760 | 1800 | 1560 | 14916 | 14580 | 1280 | 6400 | |
MAN TGX18.400 | SCHMITZ SRR24 | 600 | 504 | 5300 | 3600 | 1900 | 1900 | 1900 | 15104 | 14600 | 1150 | 6850 |
Свои пожелания и отзывы о нашем калькуляторе нагрузок на оси направляйте нам по электронной почте info@vdnk.ru будем очень признательны.
Экспедитор или перевозчик? Три секрета и международные грузоперевозки
Экспедитор или перевозчик: кого предпочесть? Если перевозчик хороший, а экспедитор – плохой, то первого. Если перевозчик плохой, а экспедитор – хороший, то второго. Такой выбор прост. Но как определиться, когда хороши оба претендента? Как выбрать из двух, казалось бы, равноценных вариантов? Дело в том, что варианты эти не равноценны.
Страшные истории международных перевозок
МЕЖДУ МОЛОТОМ И НАКОВАЛЬНЕЙ.
Непросто жить между заказчиком перевозки и очень хитро-экономным владельцем груза. Однажды мы получили заказ. Фрахт на три копейки, дополнительные условия на два листа, сборник называется. В среду погрузка. Машина на месте уже во вторник, и к обеду следующего дня склад начинает неспешно закидывать в прицеп все, что собрал ваш экспедитор в адрес своих заказчиков–получателей.
ЗАКОЛДОВАННОЕ МЕСТО – ПТО КОЗЛОВИЧИ.
По легендам и на опыте, все, кто возил грузы из Европы автотранспортом, знают, каким страшным местом является ПТО Козловичи, Брестской таможни. Какой беспредел творят белорусские таможенники, придираются всячески и дерут втридорога. И это правда. Но не вся.
КАК ПОД НОВЫЙ ГОД МЫ ВЕЗЛИ СУХОЕ МОЛОКО.
Загрузка сборным грузом на консолидационном складе в Германии. Один из грузов – сухое молоко из Италии, доставку которого заказал Экспедитор. Классический пример работы экспедитора-«передатчика» (он ни во что не вникает, только передает по цепочке).
Документы для международных перевозок
Международные автомобильные перевозки грузов очень заоргонизованы и обюрокрачены, следствие – для осуществления международных автомобильных перевозок грузов используется куча унифицированных документов. Неважно таможенный перевозчик или обыкновенный — без документов он не поедет. Хоть это и не очень увлекательно, но мы постарались попроще изложить назначение этих документов и смысл, который они имеют. Привели пример заполнения TIR, CMR, T1, EX1, Invoice, Packing List.
Расчет нагрузки на ось для грузовых автоперевозок
Цель — исследование возможности перераспределения нагрузок на оси тягача и полуприцепа при изменении расположения груза в полуприцепе. И применение этого знания на практике.
В рассматриваемой нами системе есть 3 объекта: тягач $(T)$, полуприцеп $<\large (
Ты почему не ешь мухоморы? Таможня выдохнула грусть.
Что происходит на рынке международных автомобильных перевозок? ФТС РФ запретила оформлять книжки МДП без дополнительных гарантий уже нескольких федеральных округах. И уведомила о том, что с 1 декабря текущего года и вовсе разорвет договор с IRU как несоответствующим требованиям Таможенного союза и выдвигает недетские финансовые претензии.
IRU в ответ: «Объяснения ФТС России касательно якобы имеющейся у АСМАП задолженности в размере 20 млрд. рублей являются полнейшим вымыслом, так как все старые претензии МДП были полностью урегулированы. Что думаем мы, простые перевозчики?
Stowage Factor Вес и объем груза при расчете стоимости перевозки
Расчет стоимости перевозки зависит от веса и объема груза. Для морских перевозок чаще всего решающее значение имеет объем, для воздушных – вес. Для автомобильных перевозок грузов значение играет комплексный показатель. Какой параметр для расчетов будет выбран в том или ином случае – зависит от удельного веса груза (Stowage Factor).