Определение ресурсов и норм расхода запасных частей
Трудоемкость технического обслуживания и ремонта
Трудоемкость— это затраты труда на выполнение в заданных условиях операции или группы операций ТО или ремонта. Ее необходимо знать как потребность в трудозатратах и ее вариацию, чтобы правильно определить численность и квалификацию персонала, вклад трудозатрат в себестоимость операций и услуг, который на автомобильном транспорте достигает доли в 30-45%.
Различают нормативную и фактическую трудоемкость.
Нормативная трудоемкость является официальной юридической нормой, принятой на данном предприятии, фирме, компании и т.д., используется для определения численности работников, оплаты их труда (тарифная ставка, руб/час); расчетов с клиентами.
Фактическая трудоемкость – затраты труда на выполнение конкретной операции конкретным работником. Является случайной величиной и может отличаться от нормативной.
На автомобильном транспорте действуют следующие виды норм:
• дифференциальные (пооперационные), устанавливаемые на отдельные операции или их части – переходы (замена масла, настройка клапанного механизма, замена свечей зажигания и пр.);
• укрупненные – на группу операций, вид ТО и ремонта (мойка, крепежные работы при ТО-1 или ТО-2, диагностирование Д-2 и пр.);
• удельные, относимые к пробегу автомобиля, чел.ч/1000 км. (нормирование текущего ремонта).
При определении или измерении норм трудоемкости используют так называемую фотографию рабочего времени, хронометражные наблюдения, микроэлементные нормативы времени (МЭН).
При хронометражных и других наблюдениях обычно определяется (по наблюдениям, расчетам) оперативное время , а остальные элементы нормы (
,
,
) назначаются в процентах от оперативного времени.
Таким образом, норма трудоемкости складывается из следующих составляющих:
где — норма трудоемкости;
— доля подготовительно-заключительного времени, в %;
— доля времени обслуживания рабочего места, в %;
— доля времени на отдых и личные надобности, в %;
К – коэффициент повторяемости, учитывающий вероятность выполнения, помимо контрольной, и исполнительской части операции.
Например, для слесаря-ремонтника по отношению к оперативному времени доля других элементов нормы () составляет:
• подготовительно-заключительные = 3,5 %;
• обслуживание рабочего места = 2,5 %;
• перерыв на отдых и естественные нужды = 6 %.
Таким образом, для этого случая имеем
При хронометражных наблюдениях за фактической продолжительностью выполнения операций рекомендуется следующая последовательность.
1. Выбор объекта наблюдения (рабочее место, оборудование, технология).
2. Определение объема наблюдений для получения среднего значения времени выполнения работ .
3. Проведение наблюдений за фактической продолжительностью выполнения операции и определение по формуле среднего значения трудоемкости
Среднестатистическая норма
При использовании для нормирования трудоемкости метода микроэлементных нормативов (МЭН) применяется следующая последовательность:
• операции ТО и ремонта раскладывают на простейшие движения и действия (элементы) работника;
• эти простейшие движения (их около 100-150) нормируют в относительных или абсолютных единицах – микроэлементных нормативах, содержащихся в справочниках;
• все микроэлементные нормативы, составляющие конкретную операцию, суммируют, и определяется микроэлементная норма операции ();
• определяют фактическую норму времени, чел.час. (чел.мин.)
,
где — коэффициент перехода от микроэлементной нормы к натуральной (справочники НИИ труда).
3.4.1. Расчет средних норм расхода запасных частей.
При нормировании ресурсов применяются показатели – средний и гамма-процентный (при 85-90%) ресурсы, определяемые по результатам наблюдений или по отчетным данным. Потребность в запасных частях оформляется в виде норм расхода. Известны следующие нормы:
—финансовые – средние удельные затраты на запасные части, расходуемые при эксплуатации автомобилей, в том числе по видам ТО и ремонта (ТО-1, ТО-2, ТР), руб./1000 км. пробега; применяются для парка автомобилей при планировании расходов; определяются обобщением опыта, данными по фактическим расходам, аналитическими расчетами;
— номенклатурные (Н) – устанавливают средний расход конкретной детали в штуках на «n» автомобилей в год (в России n = 100), содержатся в каталогах заводов-производителей, у дистрибьюторов; включают от 400 до 800 наименований деталей;
— индивидуальные – разрабатываются для конкретного АТП, сервиса, маршрута; учитывают специфику эксплуатации.
В основе расчета всех норм – данные по надежности и условиям эксплуатации автомобилей.
Аналитический (точный) – использование данных по ведущей функции потока отказов или замен — .
Значит за период t
за период
Пример. деталей: t = 10 лет,
= (15 х 100)/10 = 150, т.е. 150 деталей на 100 автомобилей в год.
Приближенная оценка по ресурсу до 1-й замены детали:
где — средний годовой пробег автомобиля;
— ресурс до 1-й замены детали;
— коэффициент восстановления ресурса.
Метод применим, если
Пример: тыс.км;
тыс.км;
= 0,6.
Нормы расхода материалов и запасных частей на техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей
Скачать документ
Министерство транспорта Российской Федерации
Департамент автомобильного транспорта
Центр проектирования и внедрения организации
труда на автомобильном транспорте
«Центроргтрудавтотранс»
НОРМЫ РАСХОДА
МАТЕРИАЛОВ И ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ
НА ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И
ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ АВТОМОБИЛЕЙ
Москва 1996 год
Настоящие нормы расхода запасных частей и ремонтно-эксплуатационных материалов разработаны согласно отраслевой методики, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации.
В основу расчета норм расхода заложены:
— действующие нормативы трудоемкости на ТО и ремонт, предусмотренные «Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава»;
— действующие отраслевые нормы затрат на запасные части и ремонтно-эксплуатационные материалы для автомобилей;
— данные о фактических затратах на ТО и ТР автомобилей.
РАСЧЕТ НОРМ РАСХОДА МАТЕРИАЛОВ И ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ НА ТО И ТР АВТОМОБИЛЕЙ
Нормы расхода установлены в натуральном выражении на 1000 км пробега по видам технического воздействия (ЕО, ТО-1, ТО-2, ТР).
При расчете норм расхода запасных частей и агрегатов они сгруппированы в следующие системы.
I ДВС — масляный насос, масляный радиатор, бензонасос, карбюратор, топливный насос высокого давления, топливные фильтры, масляный фильтр грубой очистки, указатель давления масла, глушитель, водяной насос, указатель температуры охлаждающей жидкости, радиатор, вентилятор, термостат, патрубки водяные.
II КПП — ведомый и нажимной диски, подшипник включения сцепления, крышка коробки передач с механизмом переключения, передний фрикцион, двойной фрикцион, реактор в сборе, центробежный регулятор, микропереключатель, большой и малый масляные насосы, клапан периферийный в сборе, редукционный клапан, главный золотник.
III Передний мост и рулевое управление — поперечная и продольная рулевые тяги, насос гидроусилителя, клапан управления, ступица передняя, подшипники поворотного кулака (внутренний и наружный).
IV Задний мост — редуктор заднего моста, колесный редуктор.
V Карданная передача — промежуточная опора с подшипником в сборе.
Нормы расхода материалов разработаны в соответствии с номенклатурой, применяемой на автотранспортных предприятиях. В нормах не учитывается потребность в материалах и инструментах для ремонта оборудования, зданий и сооружений, изготовления приспособлений и т.д.
Нормы расхода воды на мойку установлены на отечественное оборудование для уборочно-моечных работ в следующих размерах:
легковые автомобили — 400 литров на 1 автомобиль;
автобусы — 500 литров на 1 автобус;
грузовые автомобили — 1500 литров на 1 автомобиль.
Потребное количество запасных частей или материалов следует определять делением запланированного пробега автомобилей данной марки на 1 тыс. км и умножением получаемого результата на соответствующие нормы расхода.
Автотранспортным предприятиям разрешается:
1. Корректировать нормы расхода в соответствии с коэффициентами, предусмотренными «Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта».
2. Для автомобилей и автобусов отечественного производства, не указанных в нормах, применять нормы расхода, установленные для автомобилей соответствующей грузоподъемности или пассажировместимости.
3. Для автомобилей зарубежного производства, не указанных в нормах, применять коэффициент 2,23 к нормам, установленным для отечественных автомобилей соответствующей грузоподъемности.
4. Корректировать нормы расхода инструментов коэффициентом увеличения стоимости к 1984 г.
5. Для автомобилей, имеющих пробег с начала эксплуатации менее 50 % от нормы пробега до 1 капремонта, нормы расхода на текущий ремонт снижать на 50 %.
Нормы затрат на ТО и ремонт подвижного состава на 1000 км пробега
Марка и модификация автомобиля
Вид технического воздействия
Средний тариф разряд
Нормат. трудоемкос. чел. час
Нормативное количество оборотных агрегатов на 1000 км пробега, ед.
Норматив расхода ремонтных материалов на 1000 км пробега, л (кг)