Что такое радиус поворота и на что он влияет
Радиус разворота является одним из основных характеристик любого авто. Производителя, продвигая свои авто на рынке всячески стараются указать на малый радиус разворота, что свидетельствует о маневренности той или иной модели. Однако указываемые производителями значения не всегда корректны. Более того, само понятие радиуса разворота является весьма условным и предполагает несколько трактовок.
Необходимо разобраться с самим понятием. Оно заключается в длине радиуса, который описывает автомобиль при повороте на 180 градусов при максимально вывернутом руле. Соответственно, полученное значение говорит о маневренности авто, его способности развернуться за один раз на дороге без необходимости сдавать назад и повторять маневр.
Для выяснения данного значения используются две техники. Это методика «от бордюра до бордюра» и методика «от стены до стены«. Особенности каждой техники замера следует рассмотреть подробнее:
- В первом случае речь идет о размере полуокружности, который необходим для поворота колес на 180 градусов. Размер определяется путем отметки мелом на асфальте точки, в которой находится внешнее колесо, то есть колесо, которое расположено ближе в правому краю дороги. После чего, водитель максимально выкручивает руль и поворачивает. Когда авто развернулось на 180 градусов, отмечается точка, в которой оказалось то же колесо;
- Методика «от стены до стены» является более объективной. Ведь не всегда получается встать колесом точно в краю дороги перед разворотом. Например, при высоких бордюрах этому будет мешать передний свес. Ведь бампер просто не позволит выполнить маневр по наименьшему радиусу. Соответственно, в данном случае замеры проводятся путем крепления мела к элементу, зафиксированному на углу капота. После чего, выполняется разворот и замеряется расстояние между начальной и конечной точкой. Оно будет на порядок больше, чем в первом случае.
К примеру, компания Тойота представляя обновленный внедорожник Ленд Крузер Прадо в рекламе указывала, что данная модель сохранила небольшой радиус разворота в 5,8 метра. Между тем, длина данной модели составляет 4,8 метра. При таких габаритах выполнение разворота на 180 градусов в реальных условиях просто невозможно.
Представляется более реалистичной оценка радиуса разворота данная указанной модели в одном австралийском журнале. Там отражен радиус разворота в 11,6 метра. Этот показатель более реалистичен.
Если необходимо уменьшить радиус поворота, то это не удастся сделать без утраты нормальной работоспособности автомобиля.
Повороты автомобиля
Изменение направления движения автомобиля достигается поворачиванием передних колес влево или вправо при помощи рулевого управления.
Для того чтобы при движении автомобиля на повороте колеса его имели качение без скольжения, они должны катиться по окружностям, описанным из одного центра — центра поворота, лежащего в точке О, на линии задней оси автомобиля. В результате при повороте колеса автомобиля описывают окружности разного радиуса: передние колеса, описывают окружность большего радиуса, чем задние.
Безопасность движения на закруглениях пути (поворотах) определяется следующими условиями.
Когда автомобиль движется по окружности, возникает центростремительная сила, удерживающая автомобиль на окружности, и центробежная сила, стремящаяся отбросить автомобиль от центра вращения.
Величина центробежной силы непостоянна и зависит от массы автомобиля, радиуса поворота и скорости движения.
Чем больше масса автомобиля, тем больше его инерция, а следовательно, и центростремительная сила. Это, в свою очередь, вызывает увеличение центробежной силы, которая равна и противоположна центростремительной. Таким образом, между весом автомобиля (массой) и центробежной силой существует прямая пропорциональная зависимость. Это означает, что величина центробежной силы увеличивается во столько же раз, во сколько раз увеличивается масса. Если вес автомобиля возрастет в два раза, то и центробежная сила увеличится в два раза, и т. д.
Между центробежной силой и радиусом поворота зависимость обратно пропорциональная: при увеличении радиуса поворота величина центробежной силы уменьшается. И, наоборот, во сколько раз меньше угол поворота, во столько раз больше центробежная сила.
При увеличении скорости движения центробежная сила возрастает, но не в простой зависимости, а в квадратной, т. е. так же, как в зависимости от скорости движения возрастает тормозной путь автомобиля. Если скорость движения автомобиля возрастет в два раза, величина центробежной силы возрастет в четыре раза, при возрастании скорости в три раза центробежная сила увеличится в девять раз и т. д.
Опасность увеличения центробежной силы состоит в том, что, стремясь отбросить автомобиль с окружности, она может вызвать боковой занос на повороте. При всех возможных случаях бокового скольжения занос автомобиля на повороте является наиболее опасным по следующим причинам: занос на повороте, как правило, вызывает скольжение задней оси, что опаснее заноса передней оси; вывести автомобиль из заноса на повороте труднее из-за ограниченного пространства.
Рис. Схема поворота автомобиля передним ходом
Занос на повороте опасен еще и тем, что чаще всего вызывает опрокидывание автомобиля, особенно при высокорасположенном центре тяжести, например при высокой укладке груза. Достаточно колесу при боковом скольжении встретить препятствие — камень, колею, канаву, как центробежная сила, приложенная к центру тяжести автомобиля, опрокинет автомобиль через это колесо.
Из сказанного должно быть понятно, что вероятность бокового заноса на повороте тем больше, чем выше скорость движения, больше вес автомобиля, меньше (круче) угол поворота, хуже сцепление колес с дорогой (когда центробежная сила может превысить центростремительную силу — силу трения).
Наиболее верным средством предупреждения опасности бокового заноса при повороте является снижение скорости движения. Прибегать к торможению на повороте ии в коем случае нельзя, так как вследствие реакции торможения уменьшается сцепление колес с поверхностью дороги, что облегчает возникновение заноса (торможение на повороте ухудшает устойчивость автомобиля).
При возникновении бокового заноса на повороте надо иметь в виду следующее: если при боковом скольжении задней оси автомобиля на прямой дороге водитель прекращает занос поворотом руля в сторону заноса, то на повороте этим способом автомобиль может попасть в придорожную канаву. Поэтому, не теряя присугствия духа, надо попытаться вывести автомобиль из бокового заноса на повороте сильной подачей горючей смеси, направляя колеса по оси движения, т. е. в нужном направлении. Можно сказать с уверенностью, что, если это произойдет во второй половине поворота, когда колеса начинают поворачиваться на прямую дорогу, своевременная подача горючей смеси даст возможность вывести автомобиль из заноса.
Приближаясь к повороту, водитель должен рассчитать, с какой скоростью можно пройти поворот. Чем круче поворот, хуже сцепление колес с дорогой (мокрая, скользкая дорога), больше вес автомобиля, выше расположен центр тяжести машины, тем меньше должна быть скорость автомобиля.
Правила безопасности движения обязывают водителя при приближении к закруглениям дороги заблаговременно снижать скорость и на поворотах двигаться на пониженной скорости.
Приведенные положения водитель должен хорошо знать и твердо запомнить, чтобы, двигаясь на поворотах, не создавать опасности несчастного случая, аварии, поломки автомобиля.
При поворотах на большой угол надо помнить, что автомобиль при повороте занимает больше места, чем при движении в прямом направлении. Поэтому, особенно при поворотах в левую сторону, надо не затягивать поворот и не мешать проезду другого транспорта. Радиус поворота передних колес должен быть настолько большим, чтобы задние колеса, поворачивающиеся по дуге меньшего радиуса, не наехали на препятствие.
Поворот будет совершен технически правильно, если задние колеса при повороте в правую сторону пройдут на одинаковом расстоянии от закругления дороги, а при повороте в левую сторону — от центра поворота.
В целях безопасности движения нужно заблаговременно (за 100—120 м) предупреждать о повороте включением указателей поворота, а при отсутствии указателей — рукой или открыванием дверцы кабины.
Рис. Схема движения колес автомобиля при объезде препятствия передним ходом: А — правильно; Б — неправильно
Изучая технику изменения направления движения автомобиля, следует отличать повороты односторонние от поворотов двойных.
Односторонние повороты применяются во всех случаях, когда требуется изменить направление движения автомобиля. Двойной поворот служит лишь для объезда препятствия или движения между препятствиями, для объезда пешехода, идущего по дороге, и с изменением основного направления движения не связан.
Поворачивание рулевого колеса производится следующим образом.
Если необходимо повернуть автомобиль на большой угол (90°, 180″, 360°), водитель энергично перебирает рулевое колесо, пока не будет достигнуто требуемое направление. После этого, не давая автомобилю уклоняться в сторону, выравнивает руль по оси движения. Таким приемом водитель до-стигает плавности и равномерности поворота.
Рис. Схема двойного поворота рулевого колеса (влево-вправо): А — начало поворота; Б — окончание поворота
При поворотах на небольшой угол, а также при двойных поворотах водитель перемещает руки вместе с рулевым колесом, но при этом он должен избегать перекрещивания рук, что может затруднить управление и привести к аварии.
Рис. Перекрещивание рук на рулевом колесе при двойном повороте (неправильный прием)
Очень важно выработать привычку перед самым поворотом быстро осматриваться назад и в сторону поворота, а перед поворотом в левую сторону, пользуясь зеркалом заднего вида, просматривать дорогу позади автомобиля.
Ни в коем случае нельзя поворачивать передние колеса рулевым колесом при неподвижном автомобиле, так как это приводит к чрезмерным, вредным напряжениям в механизме рулевого управления.
Радиус разворота: как измерить, на что влияет и как уменьшить радиус разворота?
Радиус разворота – это радиус полуокружности, которую проходит транспортное средство в процессе разворота с текущего места на 180 градусов, при условии, что в момент совершения маневра на автомобиле колеса вывернуты в сторону движения до максимального упора. Многие современные автомобилисты не знаю основных характеристик своего транспортного средства. Из-за этого при выполнении определенных маневров у них возникают существенные проблемы. Очень часто в процессе повседневной эксплуатации автомобиля требуется выполнить разворот. На первый взгляд с ним все достаточно просто, если знать такой показатель, как радиус разворота текущей модели. Если такой информацией автолюбитель не владеет, то он может столкнуться с проблемами. В особенности, это касается начинающих водителей, кто только начинает постигать все тонкости вождения. Так как далеко не все они имеют представление о том, что представляет собой радиус разворота. Здесь предстоит наглядно рассмотреть наиболее важные моменты.
На что оказывает влияние радиус разворота
Многие автомобилисты наивно полагают, что такой показатель, как радиус разворота транспортного средства, ни на что не влияет и в повседневной жизни им не потребуется. Однако, как показывает практика, даже косвенных знаний по этому параметру будет достаточно, чтобы существенно облегчить себе жизнь. Необходимо принимать также во внимание, что этот показатель воздействует сразу на несколько ключевых параметров автомобиля. В частности, эта характеристика указывает на способность машины свободно маневрировать. Примечательно, что чем меньше площади автомобилю требуется для разворота, тем проще автомобилисту эксплуатировать авто в городских условиях.
Skoda опубликовала официальное изображение салона Octavia Pro нового поколения. Изменилось все
«АвтоВАЗ» продолжает повышать комфортабельность нового Lada Largus: в продажу скоро поступит универсал с АКПП
Opel Astra нового поколения впервые показана на фото. Хэтчбек может вернуться в Россию
Если говорить простым языком, то этот параметр в полной мере отражает возможность выполнения полного разворота на 180 градусов в случае с ограниченной шириной проезжей части, при условии, что автолюбитель не будет совершать дополнительные маневры, включая отъезд задним ходом и несколько последовательных заходов в поворот. Как уже было сказано ранее, этот момент сильно влияет на способность транспортного средства маневрировать. В частности, если радиус разворота занимает большую площадь, то управлять таким автомобилем будет существенно сложнее. Особенно сильно этот недостаток водитель прочувствует в городской черте, где присутствует замкнутое пространство.
Как осуществляется измерение радиуса разворота
Так как радиус разворота транспортного средства — это конкретная величина, которая напрямую зависит от определенных технических характеристик машины, существует соответствующий способ ее измерения. В частности, чтобы получить достоверный результат, потребуется отметить изначальное расположение наружного колеса транспортного средства, после чего руль выворачивается до максимального угла в ту сторону, куда будет выполняться маневр. Далее автомобиль трогается с места, совершает разворот ровно на 180 градусов, после чего фиксируется его конечное положение на дороге. При этом, за точку отсчета вновь берется наружное колесо машины. В итоге, остается только измерить расстояние между заданными отметками. В самом конце полученное значение необходимо разделить пополам, чтобы получить точный показатель радиуса разворота транспортного средства.
На первый взгляд все достаточно просто, и с подобным измерением может справиться каждый автолюбитель, но не следует торопиться с окончательными выводами, по той простой причине, что это лишь часть процесса, так как автомобиль также имеет передний свес. В данном случае речь идет про промежуток от передней колесной оси до самого конца бампера. Необходимо принимать во внимание тот факт, что чаще всего ширина проезжей части ограничивается не обочиной, а дополнительными искусственными сооружениями в виде бордюров или отбойников, из-за чего предстоит высчитать полную величину, необходимую для маневра, чтобы не задеть подобные конструкции. Чтобы выполнить все измерения, на наружную часть бампера прикрепляется специальный свес с мелом. Далее после выполнения разворота начерченная ось как раз и укажет на полный внутренний радиус разворота.
Что необходимо учитывать при измерении радиуса
Автолюбители должны принимать во внимание, что радиус разворота транспортного средства зачастую зависит не только от габаритов автомобиля, но и от целого ряда сопутствующих факторов. В данном случае можно проследить закономерность, что с увеличением скорости движения радиус разворота частично расширяется. Кроме того, на этот показатель сильно влияет состояние дорожного покрытия и некоторые конструктивные особенности автомобиля. К примеру, если машина обута в летнюю оптимальную по высоте и ширине резину, то необходимая площадь для совершения маневра будет одной, но в то же самое время, этот показатель заметно изменится, если транспортное средство переобуть на более широкие и высокие зимние колеса. Помимо этого, радиус разворота автомобиля поменяется, если на ТС меняется угол положения колес по отношению к дороге. Нередко такие изменения остаются незаметными для водителя, который не следит за развалом схождения на своем транспортном средстве.
Как уменьшить текущий радиус разворота автомобиля
Также автолюбителям стоит принимать во внимание тот факт, что главным фактором при измерении радиуса разворота транспортного средства выступают его габариты. Этот показатель изменить практически невозможно, если требуется сохранить первоначальный облик машины. Однако, можно пойти несколько другим путем и прибегнуть к некоторым доработкам подвески и механизма рулевого управления. При этом нужно учитывать, что здесь возможности модернизации также будут ограниченными, по той простой причине, что доработке будут подвергаться внутренние параметры управления рулевым колесом, а никак не конструктивные элементы транспортного средства, расположенные снаружи (к примеру, шарниры). Здесь особое внимание можно уделить максимальному повороту колес.
Как уже было сказано ранее, добиться наименьшего показателя радиуса разворота можно лишь при увеличении выворота колес. Для этого, существует несколько проверенных способов, а именно:
- автолюбитель может укоротить сошки на цапфе;
- можно настроить угол развала колес;
- кроме того, есть возможность удалить лишние ограничительные шайбы с рейки;
- также автолюбитель может установить короткоходную рейку.
Разумеется, все эти варианты могут незначительно уменьшить показатель радиуса разворота, однако, не стоит забывать о том, что здесь происходит внесение изменений в штатную конструкцию авто, что необходимо регистрировать в органах ГИБДД.
Вывод
Радиус разворота автомобиля достаточно важный показатель, который должен учитывать каждый автолюбитель, так как при определенных обстоятельствах это позволит быстро выполнить маневр, когда на него отведено небольшое количество свободного времени. Также стоит понимать, что эта величина меняется в зависимости от ряда сопутствующих факторов. Кроме того, автомобилисты могут уменьшить этот показатель, но для этого потребуется вносить дополнительные изменения в конструкцию. Автор: Олег Мокров