Меню

Психофизиологические особенности управления автомобилем

Психофизиологические основы деятельности водителя. Основы психофизиологии труда водителя

Приходя на курсы вождения, не каждый человек готов к тому, что, помимо обучения правилам поведения на дороге, ему придется изучать психофизиологические основы деятельности водителя. Но эти вопросы не менее важны, чем мастерство владения управлением автомобиля. Ведь эти занятия помогут познать себя и собственное эмоциональное состояние, что поможет не только за баранкой автомобиля, но и в дальнейшей жизни.

Психофизиология водителя

Психофизиологические основы деятельности водителя – восприятие водителем окружающей ситуации, реакции, внимательность, восприятие, оперативное мышление.

Ощущения — как один из психофизиологических аспектов — проявляются отражением в сознании водителя отдельных явлений и свойств предметов, воздействующих на его органы чувств. Таким образом, различают: слуховые, двигательные, зрительные, кожные, вибрационные и обонятельные реакции.

Восприятие – это управление органами чувств, точная оценка пространственных отношений, скорость переработки информации.

Психомоторная реакция проявляется в скорости и точности реагирования водителя на критические ситуации. Выявление точной психомоторной координации движений.

Внимательность проявляется в способности быстро переключать свое внимание с одного предмета на другой и оценивать их в комплексе.

Эмоционально-волевая реакция – это стрессоустойчивость, высокий уровень таких качеств, как: самообладание, настойчивость, решительность.

Оперативное мышление проявляется в оценке дорожной обстановки, принятии быстрых и адекватных решений, способности к прогнозированию ситуации.

Для водителя важны физическая подготовка, технические знания и в особенности психофизиологические. Деятельности водителя отводится отдельное внимание в вопросах психологии, игнорировать изучение этих моментов нельзя. Конечно, мастерство вождения водителя приобретается с опытом и течением времени, однако тот факт, обладает ли личность определенными чертами характера, определяет психологическую готовность к трудной работе, такой как вождение авто.

Психофизиологические основы деятельности водителя. Программа этического воспитания

Этические основы профессии водителя – это соблюдение правил дорожного движения, умение использовать их в различных ситуациях, строго соблюдать, проявляя уважение к другим водителям и пешеходам. Таким образом, черты характера человека очень часто проявляются именно в поведении на дороге.

Существуют особенности психофизиологические деятельности водителя на дорогах:

  • Водитель должен уважительно относиться к пешеходу, пропуская его. Особенно это важно на нерегулируемых перекрестках и при поворотах. Никогда не следует забывать, что каждый водитель периодически является пешеходом, так же как и его родственники и дети.
  • Не ослепляйте коллег дальним светом. Каждый водитель знает, как неприятно и опасно, когда встречная или обгоняющая машина ослепляет фарами.
  • Не стоит устраивать гонки и препятствовать проезду другой машине, даже если водитель сильно торопится, уступите ему, не создавая аварийной ситуации на дороге.
  • Не нужно ерзать на дороге, переезжая с одной полосы на другую, точно следуйте правилам дорожного движения, предупреждая других водителей о предстоящих маневрах.
  • Если вы видите, что машина попала в трудную ситуацию и стоит на обочине, не стоит проезжать мимо.
  • Готовясь припарковать свою машину, не нужно думать только о собственном комфорте, занимая места больше, чем отведенное для одного авто, или блокируя выезд для другой.

Внимательность водителя

Понятие «внимательность» определяет способность сосредотачиваться водителем на объекте опасности, оперативно сделать обзор и провести оценку сложившейся ситуации в целом. При малых и средних скоростях водитель легко может оценивать десятки окружающих ситуаций и объектов. Очень важным качеством для водителя является умение сосредоточиться на наиболее важном объекте или аварийной ситуации и быстро принять решение о максимально комфортном избегании ее или нанесении минимального вреда, а также возможность спрогнозировать возможное развитие событий.

Внимание водителя может быть как рассеянным, так и распределенным. При стандартных и неопасных ситуациях внимание водителя является распределенным. Он спокойно может оценивать окружающую обстановку на пути своего следования. Сосредоточенное внимание проявляется, когда возникает опасная ситуация. Водитель сосредотачивает все свое внимание только на одном объекте или ситуации.

Быстрота реакции водителя

Пожалуй, самые важные психофизиологические основы деятельности водителя – это быстрые реакции. Так как мало заметить, оценить и спрогнозировать ситуацию, очень важно быстро отреагировать, чтобы принятое решение воплотилось в действии и выполнило основное свое назначение – ликвидацию аварийной или потенциально опасной ситуации.

С научной точки зрения, реакция делится на три этапа: оценка ситуации, принятие взвешенного решения, выполнение оперативных действий. Чем быстрее происходит эта цепочка в сознании водителя, тем быстрее проявляется его реакция на сложившуюся ситуацию. Таким образом, можно определить, что мастерство водителя приблизительно на 70 % зависит от способности к быстрым реакциям, так как время, отведенное для принятие решений, иногда исчисляется даже меньшим промежутком времени, чем секунды.

Читайте также:  Масло моторное для двигателя j20a

Основа эффективности общения водителей

В любой автошколе научат не только технике вождения, но и основам эффективности общения. Такой УМКД «Психофизиологические основы деятельности водителя» обязателен к прохождению и имеет важное значение. Разбивается он на несколько разных разделов и тем. Среди них:

  • Психофизиологические основы деятельности водителя.
  • Познавательные функции системы восприятия.
  • Этические нормы и правила.
  • Эмоциональное состояние, профилактика конфликтов.

Эмоциональное состояние

Пожалуй, это один из наиболее важных разделов психологии водителя. В автошколе обязательно будут проводиться занятия по этой теме, на которых с помощью преподавателя и сокурсников будут ставиться небольшие инсценировки возможных конфликтных ситуаций на дороге, с применением агрессии со стороны собеседника. Преподаватель-психолог обязательно поможет и научит, как правильно выходить из этих ситуаций с минимальными потерями для своего психоэмоционального состояния. А также пояснит на примерах, чем та или иная ситуация может быть опасна и как избежать ее негативного развития.

Физическая подготовка водителя

Для водителя занятия спортом так же важны, как и для любого другого человека. Например, при различных видах поломок, возможно, понадобится физическая сила для их устранения. К тому же очень важно тренировать свою координацию и реакции, которые обязательно пригодятся на дороге и могут даже спасти кому-то жизнь. Очень полезными для водителя будут виды спорта или игры, которые предполагают высокий уровень концентрации, наличие определенной скорости реакций, тренировку периферического и центрального зрения, а также координацию движений. В этом помогут: малый и большой теннис, спортивные состязания, лыжи, гребля, плавание, коньки, пейнтбол и тому подобные мероприятия.

Безопасность водителя

Не только умение водителя справляться с ситуацией на дороге, но и его опыт может стать решающим в опасной ситуации. По окончании курса «Психофизиологические основы деятельности водителя» тесты, предложенные вам для прохождения, помогут определить вашу психологическую готовность к нахождению на дороге в качестве водителя.

Также не следует пренебрегать простыми правилами безопасности, касающимися физического состояния человека. Если водитель чувствует недомогание или неприятные ощущения в собственном организме, необходимо остановиться и уделить внимание состоянию своего здоровья, во избежание внезапных приступов, аварий и летального исхода. А также не стоит игнорировать потребности организма в утолении жажды, так как последние исследования доказали, что обезвоживание соответствует состоянию опьянения. Не стоит игнорировать потребность в отдыхе или двигательной активности. Если конечности или мышцы затекли и устали, необходимо сделать остановку и немного размяться. Эти действия помогут не допустить аварийных ситуаций, человеческих жертв на дороге.

Основы психофизиологии труда водителя не сложны для понимания и выполнения. Каждое верно сделанное движение и соблюдение ПДД спасает не только вашу собственную жизнь, но и пассажиров, сидящих рядом, а также пешеходов и других водителей.

Психофизиологические особенности управления автомобилем

Управляя автомобилем, водитель должен постоянно оценивать обстановку движения, принимать правильное решение и соответствующим образом воздействовать на органы управления автомобилем.

Точность, скорость и надежность этих процессов и действий, а значит, и мастерство вождения автомобиля зависят от личных качеств и навыков водителя. Чтобы хорошо управлять автомобилем, каждый водитель должен знать уровень развития своих качеств, от которых зависит быстрая оценка дорожной обстановки, принятие правильного решения и его своевременное выполнение. Он должен также знать наиболее целесообразные пути и средства развития указанных качеств. Ниже излагаются краткие сведения по психологии и психофизиологии водителя при управлении автомобилем.

Зрение играет ведущую роль в работе водителя. Чтобы управлять автомобилем, он должен видеть на дороге транспортные средства, пешеходов, дорожные знаки и сигналы.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Водителю необходимо зрительно оценивать положение автомобиля на дороге, направление и скорость движения, положение и расстояние до предметов. Орган зрения — глаз позволяет различать предметы, их цвет и свойства, определять расстояние до них. Первым условием зрительного восприятия предмета является его выделение из фона. Такое выделение затрудняется при слабом освещении, одинаковой окраске предмета и фона, ослеплении глаз ярким светом или при въезде с освещенной улицы в темный проезд.

Однако, чтобы опознать объект, его надо не только выделить из фона, но и воспринять форму, а это зависит от остроты зрения.

Когда человек смотрит двумя глазами, поля зрения правого и левого глаза совмещаются, и он видит перед собой определенное пространство, ограничиваемое горизонтальным углом зрения (обзорностью) около 160—180°. Объекты, находящиеся близко, в центре поля зрения и на небольшом расстоянии от него, рассматриваются более четко, и человек способен наиболее точно определить размеры, особенности объектов и расстояние до них; это так называемое бинокулярное острое зрение. Рассматривание удаляющегося объекта затруднено.

Читайте также:  Как починить термостат автомобиля ваз

Объекты, расположенные вне поля острого зрения (сбоку), глаза улавливают, хотя детали этих объектов рассмотреть трудно. Такое зрение называют боковым или периферическим (обзорным). Оно имеет для водителя большое значение. Благодаря периферическому зрению водитель получает представление о том, что делается за пределами бинокулярного острого зрения. Обзорность уменьшается в зависимости от скорости движения: при скорости 50 км/ч — до 105°, а при скорости 100 км/ч—до 50°.

Некоторые люди не различают отдельные цвета (например, красный и зеленый). Это заболевание называется дальтонизмом или цветовой слепотой. Дальтоники не могут быть водителями.

Адаптация зрения — это способность глаза приспосабливаться к изменению освещенности. При быстром переходе от темноты к свету или наоборот наступает временное ослепление, продолжительностью от нескольких секунд до 2—4 мин, и за это время фактически неуправляемый автомобиль проходит значительное расстояние (при 30 км/ч автомобиль проходит за 1 сек 8,33 м).

Правила дорожного движения разрешают пользоваться дальним светом фар только на неосвещенных участках улиц и дорог и требуют переключения дальнего света на ближний не менее чем за 150 м до движущегося навстречу транспортного средства, а также во всех случаях, когда дальний свет может ослепить других водителей. Ослепленный водитель обязан остановиться.

Большую роль при управлении играет восприятие времени — умение оценивать продолжительность действий и перемещений, совершаемых самим водителем, другими транспортными средствами и пешеходами. На этом восприятии основано и представление о времени, требуемом для выполнения действий, предотвращающих наезды и столкновения.

При вождении исключительно важное значение имеют зрительное восприятие скорости, направления движения и их изменения. Опытный водитель довольно точно по ориентирам определяет скорость автомобиля, не глядя на спидометр. Однако после длительного движения с высокой скоростью на загородном шоссе он нередко значительно переоценивает снижение им скорости при въезде в населенные пункты и вследствие этого превышает допустимую скорость движения.

Изменение скорости и направления движения определяется также ощущением равновесия, возникающего в вестибулярном аппарате. На поворотах это ощущение позволяет опытному водителю довольно точно оценивать предельную скорость, безопасную для поворота.

Водитель должен иметь хороший слух, который помогает ему в дополнение к зрению воспринимать расстояния и направления и обнаруживать по шуму транспортные средства, движущиеся в попутном и встречном направлениях. Слух также помогает обнаруживать неисправности автомобиля, возникшие при движении.

С точки зрения психологии примерная схема управления автомобилем следующая. Водитель оценивает положение, скорость, направление движения управляемого им автомобиля и их изменение главным образом при помощи зрения, слуха и ощущения равновесия. В соответствии с этой оценкой он воздействует на органы управления автомобилем.

Такое объединение восприятий положения и движения автомобиля на дороге и соответствующих им действий рычагами управления называется координацией. Она создается постепенно в процессе обучения и совершенствуется с приобретением опыта.

Опыт и мастерство водителя проявляются в точности вождения в разных условиях. При встрече с непредвиденной опасностью на дороге водитель должен быстро сообразить, как ее избежать без ущерба для других участников движения. Особенности дороги и препятствий, которые нельзя учесть заранее, можно охарактеризовать как возможные. Действия водителя определяются в этом случае возможной, а не очевидной опасностью.

Опыт и мастерство проявляются также и в предусмотрительности водителя, который дол лее н учитывать возможность ошибки или нарушений правил дорожного движения другими участниками движения.

Внимание может быть сосредоточенным или распределенным. Внимание водителя должно быть, как правило, распределено между оценкой положения автомобиля на дороге, восприятием дорожных знаков, линий разметки, сигналов светофоров, наблюдением за другими транспортными средствами и пешеходами.

Для водителя особенно важно уметь сосредоточивать внимание на факторах, определяющих его действия (например, появление детей или других пешеходов).

Ввиду того что тротуар находится ближе к автомобилю с правой стороны, водитель должен больше внимания уделять этой стороне. Приближаясь к автобусам и троллейбусам, стоящим на остановке, необходимо снижать скорость, а проезжая мимо стоящих транспортных средств, увеличивать интервал на случай появления пешехода. Это позволит уменьшить возможность наезда.

Таким образом, водитель должен наблюдать окружающую обстановку так, чтобы в каждый данный момент отчетливее видеть объекты, от которых в наибольшей степени зависит безопасность движения.

Читайте также:  Схема охлаждения двигателя для форд фокус 1

При небольшой скорости взгляд можно направлять ближе, т. е. под большим углом к дороге, а при увеличении скорости — дальше, чтобы при появлении помехи для движения оставалось достаточно времени для принятия мер. Однако опасность может возникнуть сзади или сбоку. Поэтому водитель должен смотреть не только вперед, но и по сторонам и назад (в зеркало заднего вида).

Очень важно учитывать, ч: о перемещение взгляда занимает определенное время в зависимости от скорости и от окружающей обстановки (обзорности).

Таким образом, водитель должен переключать внимание с одного объекта на другой. Чем опытнее водитель, тем он делает это лучше.

Подъезжая к нерегулируемому перекрестку, опытный водитель может по поведению пешеходов, переходящих пересекающую улицу, заблаговременно предугадать осложнение обстановки из-за приближения транспортного средства, имеющего преимущественное право проезда.

Временем реакции водителя называется время, протекающее от момента обнаружения опасности до момента начала действия механизмами управления.

Если водитель при виде опасности или появления сигнала, запрещающего движение, примет простое, заранее известное действие, чаще всего торможение, то реакция будет простой и время ее не превысит 0,6 с; за это время он должен перенести ногу с педали управления дросселем на тормозную педаль.

Если водитель начнет объезжать препятствие, остановит автомобиль или увеличит скорость при проезде места опасности, реакция будет сложной и время ее в сравнении с временем простой реакции значительно увеличится. Например, время, которое затрачивает водитель на обзор обстановки через зеркало заднего вида с последующей ее оценкой и принятием решения, может достигнуть приблизительно 2 с.

В городских условиях реакция водителя будет быстрее, чем при движении на дорогах, так как он постоянно готов к изменению обстановки.

Время реакции увеличивается при усталости после длительной работы, расстройстве или болезни. Резкое увеличение времени реакции вызывается алкоголем. Даже при употреблении небольшой дозы алкоголя нарушается восприятие водителем скорости управляемого автомобиля, движения других транспортных средств и пешеходов, сигналов светофоров и т. д. Время реакции в нетрезвом состоянии возрастает в 2—3 раза.

Серьезное усложнение обстановки движения и возникающая в связи с этим опасность, как правило, вызывают изменения психического состояния водителя. Опытные, уверенные в себе водители, обладающие твердым и решительным характером, действуют в опасной ситуации точно и быстро, в ряде случаев даже лучше, чем в обычных условиях. Некоторые, чаще неопытные, водители действуют слишком торопливо и поэтому не вполне точно. Другие же, как правило, неопытные, теряются, не выполняют необходимых действий или вместо них совершают ненужные действия. Способность не поддаваться растерянности и страху, точно и быстро действовать в сложной и опасной ситуации называется эмоциональной устойчивостью и является одним из важнейших качеств водителя.

Длительное вождение автомобиля даже при благоприятных условиях вызывает усталость организма, при этом уменьшается внимание, увеличивается время реакции.

Статистика показывает, что дорожно-транспортные происшествия случаются чаще всего после 10—11 ч работы водителя и характеризуются тяжелыми последствиями.

При ухудшении рабочей обстановки утомляемость резко повышается. Чтобы ее снизить, водитель должен принимать меры к созданию хороших условий работы. Сиденье следует установить по росту водителя. Кабина должна проветриваться, курение в автомобиле с закрытыми стеклами не рекомендуется. Инструмент и груз должны быть надежно закреплены, так как всякие посторонние шумы и стуки возникающие при движении автомобиля, резко увеличивают утомляемость водителя. При длительных загородных поездках для снижения утомления можно включить радио (в условиях городского движения пользоваться приемником не рекомендуется).

При длительных поездках необходимо через 1,5—2 ч делать остановку, выходить из кабины для осмотра автомобиля и отдыха на 15— 20 мин. Через 5—6 ч делать длительный перерыв для отдыха и принятия пищи.

Вести автомобиль необходимо со скоростью основного потока. Следует помнить, что неуверенное вождение и пониженная скорость не уменьшают, а увеличивают возможность дорожного происшествия, поскольку водитель мешает другим автомобилям, движущимся с нормальной скоростью.

У водителя, помимо дисциплины, чувства ответственности, должно быть развито самообладание, которое выражается в спокойствии при управлении автомобилем, в умении быть вежливым и внимательным по отношению к другим участникам движения. Кроме этого, водитель должен обладать решительностью, чтобы быстро найти наиболее целесообразный выход при внезапном осложнении дорожной обстановки. Для этого необходимо изучать свои слабые и сильные стороны, вдумчиво относиться к своему водительскому опыту и опыту товарищей.

Adblock
detector