Карьеристка: эволюционный тест-драйв Skoda Оctavia пяти поколений
Октавия ну никак не подпадает под определение «легендарной» машины – даже не верится, что ей уже 20 лет. Да, собственно, она и не стремится к титулам. Незаметно, без помпы и лишнего шума, она победила все стереотипы о машинах из Восточной Европы и далеко в зеркале заднего вида оставила своих немецких родственников. Пересаживаясь из одной Октавии в другую, попытаемся понять, чем же она берет.
Nota Bene:
Е сли быть совсем честным, то вообще-то поколений у Октавии было три. Но мы увеличили количество тестируемых машин до пяти за счет двух рестайлинговых версий – ведь существенные отличия есть и между «промежуточными» моделями.
О первичности духа и материи
Любой материалист знает, что материя первична, а дух – вторичен. В случае с Октавией ситуация обстоит чуть иначе: дух заметно опередил материю.
Первые Октавии появились ещё задолго до того, как Skoda перешла под крыло концерна Volkswagen. В 1959 году началось производство «самой-самой» первой. Разумеется, никакого отношения к линейке, появившейся в 1996 году, та Октавия отношения не имела. По большому счёту, она и тогда не была новым автомобилем, а являлась всего лишь иной версией Skoda 445, которая выходила с конвейера с 1955 по 1958 годы.
На фото: Škoda Octavia ‘1959–64
И всё же на то время Октавия была довольно совершенным автомобилем. Например, она могла похвастаться независимой подвеской, что тогда было ещё редкостью. Силовой агрегат автомобиля был рядным, бензиновым четырёхцилиндровым, объёмом 1,1 литра. Он развивал 40 л. с. и позволял разогнать машину до 115 км/ч.
Выпуск этих Октавий закончился в 1971 году. За всё время было выпущено чуть менее 300 000 автомобилей всех модификаций, включая Skoda Octavia Super и Skoda Octavia TS (Sport Touring). Основным типом кузова Октавий был тогда седан, хотя дольше всего на конвейере продержался универсал.
В 1996 году про Октавию вспомнили снова. Мы уже писали подробно о «генезисе» этой машины, о степени унификации с Фольксвагенами и рыночном успехе, так что повторяться не станем. Лучше посмотрим, как держит удар уже «совершеннолетняя» Октавия первой генерации, всю жизнь прожившая в России.
Восемнадцать мне уже: Skoda Оctavia A4 (PQ34)
Итак, наша сегодняшняя машина 1998 года выпуска. Под капотом у неё 75-сильный 1,6-литровый восьмиклапанник серии AEE, знакомый по Golf III и Passat B3, коробка передач – механическая. Да, выглядит она далеко не идеально. Но заметим, что пробег этой Октавии составляет 550 тысяч километров. Правда, мотор уже пережил капремонт, но вот коробку передач открывать не приходилось.
Интерьер Октавии (как, наверное, и экстерьер) никогда не был чем-то революционным, но и от моды он тоже никогда не отставал. Никаких ярких красок или нестандартных решений, только скромность и лаконичность в столь милом русскому сердцу стиле Фольксвагенов 90-х. В принципе, этого и следовало ожидать, хотя пустоты на панели хотелось бы чуть меньше. Ну да ладно, зато – просторно. Посмотрим, что представляет собой первая Октавия на ходу.
Знаете, она едет! Причём именно так, как это делают другие вполне приличные двадцатилетние иномарки. Мотор не позволяет ощутить адского ускорения, он вообще с ускорением как-то лично мало знаком, но Шкода всё же набирает скорость. И главное – тихо: не так, как современные автомобили С-сегмента, а так, как это делает почти весь новый В-класс одновременно.
То есть со слышимыми потугами двигателя на высоких оборотах и почти неслышным ворчанием в малом и среднем диапазонах. Ход педали сцепления, правда, маловат, но кто его знает, когда его там последний раз проверяли. Спишем на возраст, а более придраться не к чему.
В поворотах Октавия чуть более мягкая, чем хотелось бы. Я не заглядывал ей в амортизаторы и сайлентблоки, но вполне вероятно, что лет 15 и тысяч 400 километров тому назад она была заметно жёстче. Впрочем, и сейчас она позволяет въехать в поворот без страха закончить его на обочине.
Городской цикл, л | Загородный цикл, л | Разгон до 100 км/ч, сек |
---|---|---|
10,8 | 5,8 | 14,4 |
В общем, несмотря на архаизм и вялость, машина до сих пор держится молодцом. А если держать в уме ее пробег, то понимаешь: стариковская присказка «умели же делать» подходит не только «немкам» и «японкам», но и «чешкам».
Ещё чуть лучше: Skoda Оctavia Tour
Под Оctavia Tour у нас принято считать автомобили первого поколения после рестайлинга. Провели его в 2000 году, а имя Tour появилось чуть позже, в 2004-ом. Связано это было с тем, что в этом году вышло второе поколение Октавии, но выпуск рестайлинга первого поколения не прекращался вплоть до 2010 года. Что изменилось?
Сколько бы вы ни ходили вокруг Тура, никаких серьёзных отличий в экстерьере вы не увидите. Только если приглядеться внимательно, то можно заметить иной передний бампер да совсем чуть другие фары. В техническом смысле машина тоже не изменилась, зато модификаций стало чуть больше.
Во-вторых, в 2002 году Шкода удивила поклонников самой заряженной версией vRS. Тут важны не незначительные косметические отличия, а доселе невиданный на Октавиях турбированный двигатель 1,8 серии AUQ, развивающий 180 л. с. К сожалению, Оctavia vRS так и осталась редким автомобилем, и найти такую версию сейчас не так просто. Во-первых, в линейке появилась полноприводная Octavia Combi. У неё имелись отличия в ходовой части – сзади появилась независимая подвеска, чего не было у переднеприводных Октавий. Набор ДВС и КПП у этих машин был тоже чуть иным: с бензиновыми моторами 1,8 T (150 л. с.) и дизельным 1,9 TDI (90 л. с.) предлагалась пятиступенчатая механическая коробка передач, а дизельный 1,9 TDI-PD (100 л. с) с насос-форсунками агрегатировали с шестиступенчатой МКПП.
Наш образец выпущен в 2005 году, пробег – 200 тыс. км. Комплектация – самая простая, с механической коробкой и 1,4-литровым 16-клапанником на 75 л. с. А что же интерьер?
Всё стало гораздо лучше! Насколько изменились тенденции в дизайне за четыре года, настолько же изменилась и приборная панель. И отдадим должное качеству материалов: несмотря на приличный возраст и «накат», он не выглядит усталым.
Единственная деталь, которая осталась неизменной, это «всефольксвагеновский» центральный переключатель света под левой рукой. Забегая вперёд отмечу, что Шкода крайне трепетно относится к этой «крутилке», заботливо переставляя её из одного поколения в другое, лишь чуточку меняя её дизайн. Что ж, постоянство – признак мастерства. Запускаем двигатель и едем.
Тест-драйв Skoda Octavia 2020: трепещите, немцы!
Одними из первых протестировали новую Skoda Octavia и лично убедились в том, что чешский бренд уверенными шагами движется в сторону премиума. Рассказываем о том, чем впечатлила и удивила долгожданная новинка.
Если бы кто-то три года назад сказал мне, что я напишу такой текст, я бы возмущённо покрутила указательным пальцем у виска. С возрастом скептицизм усиливается, и зачастую мы делаем выводы о людях или вещах, даже не вникая в суть вопроса. Я всегда поступала именно так. Дорого — значит хорошо, недорого — плохо. Вот и вся арифметика. Удивительно, как можно так сильно заблуждаться. Не бывает только чёрного и белого — мир невероятно красочный и яркий. Поэтому сейчас я езжу на Alfa Romeo, а моё сердце открыто для всего нового.
На московской премьере Skoda Octavia в Москве я разговорилась с высоким, обаятельным, одетым с иголочки мужчиной, который, очевидно, был воодушевлен новинкой и невероятно красивым вечером. Как оказалось, он был человеком осведомленным, в отличие от меня, впервые разглядевшей в чешском бренде вполне себе привлекательный автомобиль. Незнакомец очень интеллигентно, но весьма настойчиво убеждал меня в том, что я непременно должна сама попробовать новинку, чтобы в полной мере оценить, насколько премиальной она стала. Он будто прочитал в моих глазах, что словом «премиальная» меня можно заманить в любую авантюру.
С того самого дня в моей голове поселилась весьма навязчивая мысль, во что бы то ни стало одной из первых протестировать Skoda Octavia. То ли сработала моя вера в силу мысли, то ли обыкновенное совпадение, но спустя пару недель я впервые в жизни получила заветное приглашение на тест-драйв от марки Skoda.
И сразу о плохом!
Первая встреча — очень волнительна, а первые эмоции – самые важные. Я всегда стараюсь запомнить каждую мелочь, каждую улыбку и каждый всплеск радости или негодования, чтобы на выходе получилось поставить максимально объективную оценку. То, что мне не понравилось сразу – это был потолок. Дело вкуса, понимаю, но светлая обивка в сочетании с темным салоном просто моментально разорвала моё чувство прекрасного на куски.
Но я сразу заподозрила, что это вызовет негодование только у женской половины тестирующих новую Skoda Octavia вместе со мной. Только прекрасная половина человечества замечает белые носки, которые мужчины по каким-то причинам любят сочетать с черной обувью. Интуиция меня не подвела, мужчин это и правда мало волновало, в связи с чем я тоже отпустила ситуацию, и начала более детально приглядываться к салону едва презентованного чешского автомобиля.
Салон
«Алькантара! Да не может быть!» — подумала я. Но тут же ответила себе сама: «Нет, Оленька, тебе не показалось!». И действительно, передняя панель была обшита роскошной алькантарой в сочетании с пластиком под цвет алюминия, изящно подсвеченного снизу.
Я, как и всегда, представила, как новый герой нашего шоу «На ощупь» с закрытыми глазами пытается определить, какую машину мы ему загадали, а дорогой пластик и вставки из алькантары предательски уводят его от брендов масс-маркета к более дорогим представителям семейства автомобилей. И да, вам не показалось, я действительно к слову пластик добавила слово «дорогой». Потрогайте сами и попробуйте опровергнуть. Он мягкий и очень приятный на ощупь, в отличии от того же «дубового» материала, из которого делают салоны в BMW. В целом, интерьер получился очень стильным. Во-первых, посмотрите на руль:
Помимо того, что он стал выглядеть очень спортивно, футуристично, выделяться из общей массы и даже напоминать руль гоночного болида «Формулы-1» (ну, кнопок здесь точно не меньше!), он ещё и очень удобный и приятный на ощупь. Понятное и эргономичное расположение кнопок, логичное и не требующее прочтения трехтомной инструкции для того, чтобы разобраться, как переключить трек и настроить приборную панель. Кстати, о ней: вы можете выбрать сами, что хотите видеть перед глазами: навигатор, скорость в формате цифр или данные о вашей поездке и автомобиле.
Ох, чувствует моё сердце, что совсем скоро аналоговые приборные панели останутся в далеком прошлом. Не знаю, как вам, а мне их будет не хватать. Но, надо отдать должное, что это действительно очень удобно, когда прямо перед глазами ты можешь найти всю необходимую информацию, не отвлекаясь на основной экран мультимедиа. Кстати, размер экрана в топовой комплектации очень внушительный – целых 10 дюймов, но за счет черных бортов он выглядит намного больше. Он, конечно же, сенсорный, работает без задержек, мгновенно реагирует на прикосновения. Всё легко, понятно, без лишних заморочек. Ну, а качеству изображения позавидует не только премиум, но и «тяжелый люкс». Кстати, обратите внимание на то, где дизайнеры Skoda разместили управление громкостью:
Это решение окончательно покорило моё сердце: стильно, нетривиально и очень удобно! К звуку тоже нареканий нет (проверено на всех возможных стилях музыки: от Димы Билана до группы «Ария»). Единственное, при подключении через порт USB (которых, к слову, только в салоне я насчитала 5 штук + одна полноценная розетка!), почему-то время от времени телефон отключался от автомобиля, но тут дело могло быть и в проводе, поэтому утверждать ничего не буду. Кстати, по поводу USB: один из портов расположен, внимание… Наверху, рядом с зеркалом заднего вида. А знаете, для чего? Для того, чтобы вам было удобнее подключать видеорегистратор. Мы же все знаем, как водители автомобилей марки Skoda их любят.
Кстати, мне вообще очень понравилось то, насколько в салоне всё продумано, начиная от щетки для чистки снега, размещенной в водительской двери, заканчивая удобным держателем для телефона, монеток, планшетов и документов. Абсолютно для всего есть своё место, своя полочка. Просто рай для перфекциониста.
Правда, в подлокотнике оказалось чересчур мало места, но это компенсировали другими отделениями для хранения мелких предметов. Кстати, не могу не отметить то, что тут есть беспроводная зарядка – ещё один важный атрибут для педанта. Больше никаких лишних проводов!
Пассажирские кресла
Кресла, которые установлены в максимальной комплектации, определенно стоят того, чтобы за них доплатить. Во-первых, они невероятно удобные (за день мы проехали больше 400 километров, и нам не захотелось выбросить свои спины и купить себе новые!). Боковая поддержка, приятный изгиб в районе поясницы и правильная форма в области плеч – залог комфортного путешествия. Во-вторых, они очень стильные: прекрасное сочетание качественной эко-кожи, приятной на ощупь алькантары с аккуратной, ровной строчкой на тон светлее, чем само кресло. И третье – электрорегулировка и память сидений.
Вообще-то для меня странно в двадцать первом веке как-то по-особенному выделять этот пункт, потому что я искренне убеждена в том, что эта функция должна быть такой же обязательной, как и наличие самих кресел. Но почему-то автопроизводители моего мнения не разделяют, и у большинства из них эта опция идёт за дополнительную плату.
Задний ряд сидений
Сказать, что тут много места – не сказать ничего. С комфортом разместила и я свои 170 см, и мой коллега — свои 192 см. Просторно, уютно, есть два подстаканника, два USB-разъема, собственный климат контроль, удобные места для телефона и планшета. Кстати, раз уж заговорили про задний ряд – кнопка бесключевого доступа в автомобиль тут есть не только на ручках передних дверей, но и на задних. Я такое увидела впервые.
И так как этот автомобиль очень часто используют как машину именно для пассажиров заднего ряда сидений, тут, конечно, предусмотрены шторки на задних стеклах. Жирный такой намек на премиум, не правда ли?
Багажник
Из салона перебираемся в багажник. Сейчас обрадуются все те, кто не умеет путешествовать налегке: и без того немаленький багажник Skoda Octavia стал больше на 10 литров, и теперь его объем составляет 578 литров. Просто для сравнения: объем багажника, например, в BMW X5 – 645 литров, а ведь это полноценный (ну почти!) внедорожник.
Помимо размеров поменялось и оснащение. Стало больше различных отсеков для хранения и удобных сеток, чтобы порядок был не только внутри автомобиля, но и в его багажнике. Кстати, и закрыть, и открыть крышку можно прямо из салона.
Динамика
На момент тест-драйва в России была доступна только одна версия мотора – объем 1,4 литра, мощность – 150 кладрубских лошадей, при снаряженной массе в 1341 килограмм. Разгон до 100 км/ч по паспорту – 9 секунд, по ощущениям – намного быстрее. Во всяком случае, при обгоне тучных фур на однополосной трассе, связывающей Анапу с Таманским полуостровом, никаких затруднений у меня не возникало.
Восьмиступенчатая коробка работает идеально: переключается без зависаний, быстро и четко. Расход топлива, не поверите, по трассе 5,9 литра на 100 километров. Это вообще законно? До этого я думала, что у моей Alfa Romeo маленький расход, но я сильно ошиблась… И отдельно хочется отметить тормоза, они прекрасны! Настоящие, «ваговские», очень чуткие: машина останавливается, как вкопанная.
Внешность
Только сейчас осознала, что обычно тест-драйвы начинаются с экстерьера, а я добралась до него только в конце. А что тут скажешь? Вы же сами всё видите: автомобиль получился очень красивым. Если раньше Skoda Octavia, несмотря на успехи в ралли, чисто внешне ассоциировался у меня исключительно с усатыми мужчинами средних лет, то сейчас я легко могу представить за рулем и тех, кому немного за двадцать. И мои домыслы, кстати, уже подкрепились многочисленными комментариями в социальных сетях нашего издания.
Я не ленилась, изучала профили тех, кто писал, что автомобиль нравится им внешне, и, скажу я вам, этот кузов определенно станет «молодильным яблочком» для аудитории Skoda Octavia. Безусловно, передняя оптика немного «отдает» баварцами, а задние фонари слегка намекают на родственные связи с концерном Audi, но, несмотря на это, машина всё равно выглядит самобытной. Кстати, обязательно зацените, как здорово реализован указатель поворота и приветственная анимация на задней оптике. Чувствую, на это был потрачен не один месяц кропотливой работы, правда досталась эта красота только топовым комплектациям. Ну что поделать, за настоящее искусство всегда приходится переплачивать.
Особые приметы
А теперь я расскажу вам о тех опциях, которые, как мне кажется, нужно срочно распространить на все автомобили. Первая – это широкое горлышко с крышкой-воронкой у бачка для омывающей жидкости. Ну согласитесь, заливать «омывайку» в отверстие размером с рублёвую монету – это издевательство похлеще, чем механическая регулировка сидений. Лично у меня после процедуры в бачке оказывалась только половина жидкости, остальная грустными ручейками, смешиваясь с моими слезами, стекала по подкапотному пространству на асфальт. Так что за эту опцию я особенно благодарна!
Второй подарок судьбы – это водоотводящие желобки по краям лобового стекла. Те, кто забыв закрыть окно перед тем, как брызгать на стекло, ловил капли омывающей жидкости своим лицом, сейчас разделят мою радость. Ну и третья любовь — отделения для щетки и зонтика в передних дверях, но о них я уже упоминала.
А что ещё?
Тьма разных опций, начиная от моей любимой «игрушки» — системы удержания полосы, которая тут работает просто безупречно, и закачивая отличной функцией контроля дистанции с автомобилем, который едет впереди. Если вы немного отвлечетесь, автомобиль распознает возможность аварийной ситуации и притормозит.
Что приятно, Octavia не делает этого резко, как многие другие автомобили. Торможение происходит плавно, без рывков. Также прекрасно работает адаптивный круиз-контроль: ориентируясь на другие автомобили и разметку, он едет, трогается и тормозит сам, без вашего вмешательства. Ну и ещё одна отличная опция – безопасное открытие двери: если при открытии двери автомобиль распознает препятствие, например, пешехода или велосипедиста, он предупредит вас об опасности, и вы сможете избежать неприятных инцидентов. А учитывая количество велосипедных дорожек, эта функция более чем актуальна.
Стоимость
Самый главный вопрос: «А сколько всё это стоит?» После всего перечисленного начинает казаться, что стоимость Skoda Octavia уже давно перевалила за 4 миллиона (как было бы с случае BMW, при наличии всех этих опций), но спешу вас обрадовать, комплектация, о которой я вам рассказала, обойдется примерно в два миллиона триста тысяч рублей. Правда, приятная цифра, учитывая все плюшки, которые вы получаете? Но я уже слышу тяжелые вздохи владельцев предыдущих поколений этой модели: «А раньше стоила миллион!». А ещё раньше на лошадях передвигались и охотились на мамонтов, обернувшись в медвежью шкуру! Вот здорово-то было!
К сожалению, нынешний курс рубля диктует свои правила, на которые мы не в силах повлиять. Поэтому давно пора забыть о сладких временах, когда за миллион рублей можно было купить хороший автомобиль, и принять нынешнюю реальность. В 2013 году за 2 миллиона рублей я купила свою первую BMW 4 серии, в роскошной комплектации, а сейчас стоимость этой модели с идентичным мотором начинается от четырех миллионов, и за эти деньги вы не получите даже пресловутой электрорегулировки сидений. Так что прекратите вздыхать и закатывать глаза, Skoda действительно постарались сохранить адекватную стоимость даже для самой топовой комплектации.
Премиум? Премиум!
Если вы спросите меня, был ли прав тот элегантный мужчина, который первым намекнул мне на то, что Skoda Octavia уверенными шагами движется в сторону премиума, я без нотки сомнения отвечу вам: «ДА!». Я считаю, что чешский бренд проделал колоссальную работу для того, чтобы превратить обыденность в стиль, и это заслуживает уважения. Но вам вовсе необязательно сразу со мной соглашаться — рекомендую попробовать и убедиться в моих словах на собственном опыте.