Разборка автомобиля на агрегаты и узлы ЗИЛ-130
Автомобиль разбирают на агрегаты и узлы поточным способом, обеспечивающим расчленение технологического процесса разборки на ряд операций. Поточный способ разборки автомобиля дает возможность рационально организовать рабочие посты и применять специализированное оборудование, приспособления и инструменты. Все это повышает производительность труда и улучшает качество разборочных работ.
Технологический процесс разборки автомобиля предусматривает снятие кабины и оперения, наружную мойку и разборку шасси на агрегаты и узлы, транспортировку автомобиля на поточной линии и транспортировку агрегатов и узлов на рабочие посты мойки и разборки.
Для перемещения автомобиля по поточной линии разборки используют грузонесущий конвейер, состоящий из надпольной эстакады, двух направляющих тяговых цепей, приводной и натяжной станций. Редукторы РМ-350-ТХ-2К и РЧН-180-Ш-2 конвейера приводятся от электродвигателя АО-62-6 мощностью 7 квт при 980 об/мин. Скорость передвижения конвейера — 8 м/мин.
Для разборочных работ применяют пневматические или электрические гайковерты, техническая характеристика которых приведена в табл. I и 2.
На первом посту разборки автомобиля снимают топливный бак и кабину в сборе. Затем демонтируют масляный и водяной радиаторы и колеса автомобиля.
На посту подразборки кабины снимают: уплотнители проемов дверей, внутреннюю обивку, плафон, стеклоочистители, водяной насос обмыва ветрового стекла с форсунками и шлангами в сборе, колонку рулевого управления, отопитель в сборе с радиатором, вентилятором и электродвигателем, электропровода и приборы электрооборудования, стекла с уплотнителями, стеклоподъемники, замки правой и левой двери, капот, крылья, облицовку и подножки.
Аккумуляторную батарею, подушки и спинки сидений водителя и пассажира снимают на площадке ремонтного фонда.
На втором посту разборки сливают и выпаривают отработавшее масло из картеров заднего моста, коробки передач и двигателя. Затем шасси моют снаружи в моечной машине 1%-ным раствором каустической соды под давлением 5—6 кГ/см2 и температуре 75—80° С.
После наружной мойки шасси автомобили перемещают на третий пост разборки, где снимают воздушные баллоны, тормозной и разобщительный краны, соединительную головку и трубки пневматической системы тормозов. Затем демонтируют топливопроводы системы питания, детали управления карбюратором, педаль сцепления в сборе с кронштейном, валом, рычагом и тягой, основной и промежуточный карданные валы, передние буксирные крюки переднего буфера и буксирного прибора, маслопроводы, карданный вал рулевого управления, гидроусилитель в сборе с рулевым механизмом, двигатель в сборе с коробкой передач, приводом ручного тормоза и приборами батарейного зажигания, кронштейны крепления кабины, подножек, топливного бака и запасного колеса. Отсоединяют от рамы передний и задний мосты и снимают амортизаторы.
Иллюстрации к разделу
Таблица 1
Таблица 2
Разборка двигателя на узлы ЗИЛ-130
Отвернув гайки и болты крепления, снимают трубку прерывателя-распределителя в сборе, прерыватель-распределитель, щиток 19 стартера и стартер 20. После этого, ослабив натяжение ремня, снимают ремень 13 ( рис. 2, а) привода генератора и генератор. Затем вывертывают датчики указателей температуры воды, давления масла и свечи 16 ( рис. 2, б) зажигания. В отверстия головок цилиндров под свечи вставляют технологические пробки.
Для снятия коробки передач отвертывают болты крепления правой и левой крышек люка и гайки ее шпилек крепления. За люки картера зацепляют захват штока пневматического цилиндра и тельфером поднимают коробку передач. Затем пневматическим шпильковертом вывертывают шпильки крепления коробки передач из картера сцепления. Освободив пружину от тяги управления дросселем, снимают палец и тягу.
Ослабив стяжной болт, снимают рычаг с тягой в сборе вилки выключения сцепления и сегментную шпонку рычага вилки, при необходимости постукивая молотком через бородок по краям шпонки. Затем отвертывают электрогайковертом болты крепления фланца вилки выключения сцепления, снимают шайбы и фланец со втулкой и масленкой в сборе и вынимают из внутренней полости картера сцепления вилку выключения сцепления.
Подразобранный двигатель устанавливают на тележку транспортера моечной машины, предварительно вывернув пробку поддона картера. В моечной машине двигатель моют снаружи 1%-ным раствором каустической соды при температуре 75—80° С и ополаскивают горячей водой. Время мойки двигателя — 15 мин.
Вывернув электрогайковертом болты крепления вентилятора, снимают вентилятор и его шкив 12 ( рис. 2, а). Затем снимают ремни 14 и 15 приводов насоса гидроусилителя и компрессора. Отвертывают гайки трубок, соединяющих центробежный датчик 5 регулятора максимальных оборотов с карбюратором и исполнительным механизмом диафрагменного типа, и демонтируют трубки. Для снятия топливопровода, соединяющего топливный насос с фильтром 20 тонкой очистки топлива, отвертывают гайки штуцеров. Отвернув гайки шпилек крепления кронштейна насоса гидроусилителя со стороны переднего торца головки цилиндров, снимают насос гидроусилителя в сборе с кронштейном.
Затем снимают топливный насос в сборе и вынимают штангу 19 его привода. Отвернув гайки крепления кронштейна, снимают фильтр тонкой очистки топлива в сборе с кронштейном, а затем разъединяют кронштейн с фильтром. После этого снимают вентиляционный патрубок картера в сборе. Для снятия компрессора разъединяют трубопроводы подвода и отвода воды и масла к компрессору, вывертывают переходник подвода масла в сборе со штуцером, штуцер из переднего торца блока и гайки шпилек крепления кронштейна.
Отвернув гайки крепления, снимают карбюратор и впускной трубопровод 13 ( рис. 2, б) в сборе с прокладками, осторожно постукивая по краям трубопровода деревянной киянкой. Затем снимают масляный фильтр 23 ( рис. 2, а) грубой очистки с центрифугой* 22, крышку головки левого ряда цилиндров в сборе с прокладкой, а также выпускной трубопровод 5 ( рис. 2, б) с прокладкой. Болты и гайки, закрепляющие эти детали, отвертывают электрическим или пневматическим гайковертом.
Вынув из трубки указатель 15 уровня масла, снимают трубку в сборе с хомутом, а затем указатель снова вставляют в ту же трубку. После этого вынимают в сборе привод прерывателя-распределителя 14.
Отвернув болты крепления головки цилиндров и коромысел левого ряда цилиндров, снимают: щитки 17 свечей зажигания, ось с коромыслами 7 в сборе, штанги толкателей и головку 8 цилиндров с прокладкой, обстукивая ее края деревянной киянкой.
Для снятия водяного насоса 11 ( рис. 2, с) электрогайковертом отвертывают болты, снимают плоские и пружинные шайбы с прокладкой. Отвернув болты крепления центробежного датчика 5, снимают шайбу, датчик, прокладку и указатель 4 установки зажигания. Затем отгибают усик замочной шайбы, специальным ключом отвертывают храповик 3 и съемником с гидравлическим приводом спрессовывают шкив коленчатого вала.
Отвернув электрогайковертом болты крепления и постукивая деревянной киянкой по краям, снимают крышку распределительных шестерен в сборе с сальником, прокладку, а затем маслоотражатель 2 с шейки коленчатого вала.
В такой же последовательности разбирают головку правого ряда цилиндров.
Повернув двигатель картером вниз, тельфером при помощи захвата снимают его с конвейера и устанавливают на тележку транспортера моечной машины. Все узлы и детали, снятые с двигателя, сортируют и направляют в различные моечные отделения. Подразобранный двигатель вторично моют раствором каустической соды под давлением 5—6 кГ/см2 при температуре 75—80° С, а затем ополаскивают горячей водой с температурой 75—80° С под тем же давлением.
Окончательная разборка двигателя на узлы. После вторичной стадии мойки для окончательной разборки подразобранный двигатель устанавливают на эстакаду.
Установив двигатель в положение, удобное для разборки, снимают ручки управления сливных краников левого и правого рядов цилиндров, вывертывают сливные краники и рым-болты 16 ( рис. 2, с). После этого, вывернув электрогайковертом болты крепления, снимают кронштейн генератора и щиток масляного фильтра. Проворачивая коленчатый вал 29 специальным приспособлением до совмещения отверстий шестерни распределительного вала с болтами крепления упорного фланца, болты вывертывают из блока цилиндров и распределительный вал вынимают в сборе с шестерней газораспределения.
Для снятия шатунов 24 ( рис. 2, б) в сборе с поршнями 3 коленчатый вал проворачивают так, чтобы четвертая шатунная шейка совпала с осью двигателя и шатун занял положение, удобное для отвертывания гаек верхней крышки шатуна. Сняв шплинты и отвернув гайки шатунных болтов, снимают крышки шатунов, а затем вынимают шатуны в сборе с поршнями. Учитывая, что не разрешается разукомплектовывать шатуны с крышками, крышки после извлечения вкладышей ставят на те же шатуны и закрепляют гайками. В той же последовательности снимают шатуны в сборе с поршнями.
Отвернув электрогайковертом болты крепления, снимают крышки коренных подшипников коленчатого вала, при необходимости постукивая по ним медным молотком. Вынув вкладыши, крышки устанавливают на подставку в той же последовательности, в которой их демонтировали для предотвращения разукомплектации их с опорами блока цилиндров. Затем захватом при помощи тельфера вынимают коленчатый вал в сборе с маховиком и сцеплением, извлекают вкладыши коренных подшипников из коренных опор блока цилиндров, устанавливают на свои опоры крышки коренных подшипников и закрепляют их болтами. Для снятия толкателей 18 ( рис. 2, б) из направляющих гнезд блока цилиндров используют съемник ( рис. 4). Гильзы блока цилиндров выпрессовывают съемником ( рис. 5), который работает совместно с силовой головкой ПУ-124. Внутри корпуса 11 съемника находится траверса 6, с которой шарнирно связаны захваты /. В гайку 5 траверсы ввернут винт 4, верхняя головка которого упирается в опору 8. Нижняя выточка винта 4 соединена с траверсой 3, шарнирно связанной с захватами 1 при помощи планок 2. Во втулку 9, ввернутую в стакан 10, вставляют шток силовой головки ПУ-124.
Установив съемник в цилиндр двигателя и вращая маховичок 7, винт 4 подают вниз. Планки 2 раздвигают захваты 1, и их выступы зацепляются за нижний торец гильзы цилиндров. Включив гидравлическую силовую головку, выпрессовывают гильзу. Съемник укрепляютна подвеске с пружинным противовесом.
Окончательной операцией разборки является снятие картера сцепления, для этого отвертывают болты крепления картера сцепления и захватом при помощи тельфера отделяют его от блока цилиндров. При небольшой программе производства для предотвращения разукомплектации картер сцепления клеймят тем же номером, что и блок цилиндров.
Иллюстрации к разделу
Рис. 2. Двигатель а — продольный разрез
1— шкив коленчатого вала; 2— маслоотражатель; 3— храповик; 4— указатель установки зажигания; 5 — центробежный датчик; 6 — валик привода датчика; 7— пружина валика; 8— распорное кольцо; 9— упорный фланец; 10— крышка распределительных шестерен; 11— водяной насос; 12— шкив вентилятора; 13— ремень привода генератора; 14— ремень привода насоса гидроусилителя рулевого управления; 15 — ремень привода компрессора; 16 и 24— рым-болты; 17 — фильтр вентиляции картера и маслоналивной горловины; 18 —топливный насос; 19 — системы вентиляции картера; 20 — фильтр тонкой очистки топлива; 21 — клапан распределительный вал; 22 — центрифуга; 23 — фильтр грубой очистки масла; 25 — асбестографитовый сальник;26-вкладыш коренного подшипника; 27 — танга насоса; 28 — сцепление;29 — коленчатый вал; 30 — упорная шайба; 31—шестерня коленчатого вала
Рис. 2. Двигатель б—поперечный разрез
1 — масляный иасос; 2 — блок цилиндров; 3 —поршень; 4—прокладка головки цилиндров; 5 — выпускной трубопровод; 6 — крышка головки цилиндров; 7— коромысло; 8—головка цилиндров; 9—штанга толкателя; 10 — центрифуга; 11 — карбюратор; 12 — корпус привода прерывателя-распределителя; 13 — впускной трубопровод; 14 — прерыватель-распределитель; 15 — указатель уровня масла; 16-свеча зажигания; 17 — щиток свечи; 18 — толкатель; 19 — щиток стартера; 20 — стартер
21—поддон картера; 22 — маслоприемник; 23 — гильза; 24—шатун
Рис. 3. Эстакада для разборки-сборки двигателя
a —конвейерного типа; б — индивидуальная
1—опорные лапы тележки; 2 —фиксатор; 3 — буртик; 4 —подставка для инструментов; 5 — направляющая реборда; 6 — крепящие болты; 7—поворотная тележка; 8 —редуктор; 9 — опора;
Рис. 3. Эстакада для разборки-сборки двигателя
7—поворотная тележка; 8 —редуктор; 9 — опора; 10 — основание
Рис 4. вверху Съемник толкателя, внизу Съемник гильз цилиндров
Стенд для разборки-сборки коленчатого вала в сборе с маховиком и сцеплением
Разборка коробки передач автомобиля ЗИЛ-431410
Разборка коробки передач автомобиля ЗИЛ-431410
Снятие и разборка картера рычага переключения передач. Отвернуть четыре болта крепления картера рычага, снять картер с рычагом в сборе и прокладку картера.
Закрепить картер рычага в тиски, направив рычаг вниз. Отвернуть гайку 3 (рис. 3-4) крепления оси промежуточного рычага, придерживая при этом головку оси, снять пружинную шайбу и ось 4 с промежуточным рычагом. Затем вынуть ось из отверстия рычага и предохранитель. Вынуть из картера пружину 5, снять опору 6 рычага, вынуть рычаг 10 в сборе и фиксатор 7 рычага. Для снятия защитного чехла 9 надо ослабить гайку 11 и отвернуть рукоятку 12.
Снятие и разборка механизма переключения передач автомобиля ЗИЛ-431410
Отвернуть болты крепления крышки коробки, снять крышку в сборе с механизмом и рычагом переключения передач, снять прокладку крышки. Если прокладка приклеилась, надо осторожно отделить ее с помощью отвертки или другого инструмента.
Механизм переключения коробки передач разбирают в приспособлении (рис. 3-5), в котором крышка закрепляется в положении, удобном для разборки. При отсутствии приспособления разборку крышки можно вести, закрепив крышку в тисках.
Разборку механизма переключения передач необходимо вести в следующем порядке. Расшплинтовать стопорные болты крепления вилок и предохранительных головок на штоках 9, 10 и 11 (рис. 3-6), отвернуть стопорные винты крепления вилок и болты крепления головок штока. С помощью воротка передвинуть один шток переключения передач и выпресовать заглушку из гнезда. Передвигая шток, снять вилку и, придерживая рукой фиксаторные шарики вынуть шток другой рукой. Аналогичным способом вынуть два других штока переключения передач.
Снятие и разборка первичного вала автомобиля ЗИЛ-431410
Отсоединить оттяжную пружину от муфты подшипника выключения сцепления, снять муфту с подшипником в сборе. Отвернуть четыре болта крепления крышки переднего подшипника первичного вала и снять крышку с прокладкой.
Чтобы вынуть из гнезда картера первичный вал, надо выпрессовать шариковый подшипник с помощью съемника 40П-5019 (рис. 3-7) и снять вал с подшипником в сборе.
Снять замочные кольца 2 (рис. 3-8) и спрессовать подшипник с помощью приспособления.
Снятие и разборка вторичного вала автомобиля ЗИЛ-431410
Снять с конца вторичного вала ведущую шестерню привода спидометра. Выпрессовать из гнезда картера коробки подшипник вторичного вала вместе с валом с помощью оправки и молотка. Спрессовать с помощью приспособления подшипник вторичного вала (рис. 3-9), вынуть из картера коробки вторичный вал в сборе с шестернями и синхронизаторами (рис. 3-10,а).
Снять с вала синхронизатор 1 (рис. 3-11) четвертой и пятой передач, шестерню 12 первой передачи. Снять при помощи двух отверток (см. рис. 3-10,б) замочное кольцо 2 (см. рис. 3-11) крепления шестерни четвертой передачи. Снять упорную шайбу 3 вместе с шестерней 4 четвертой передачи и стальную втулку 5 вместе со стопором, упорную шайбу 6 и шестерню 7 третьей передачи, синхронизатор 8 второй и третьей передач. Снять при помощи двух отверток замочное кольцо крепления шестерни второй передачи. Снять упорную шайбу и шестерню второй передачи. Синхронизатор без необходимости разбирать не следует.
Снятие и разборка промежуточного вала и блока шестерен заднего хода
Отвернуть болт крепления стопора оси блока шестерен заднего хода, снять стопор, вынуть из картера ось блока, блок шестерен, два роликовых подшипника и распорную втулку.
Отвернуть четыре болта крепления крышки заднего подшипника промежуточного вала, снять крышку с прокладкой, отогнуть тонкий край гайки, застопорить воротком шестерню промежуточного вала и отвернуть гайку крепления заднего подшипника.
Выпрессовать из гнезда картера задний подшипник вместе с промежуточным валом, сдвинуть вал с шестернями по оси в сторону подшипника. Спрессовать при помощи съемника задний подшипник промежуточного вала Способ спрессовки этого подшипника с вала такой же, как спрессовка подшипника со вторичного вала, показанный на рис. 3-9.
Вынуть из картера промежуточный вал с шестернями в сборе вручную (рис. 3-12).
Вынуть передний подшипник промежуточного вала из гнезда картера. При необходимости выбить при помощи оправки заглушку, закрывающую передний подшипник, и вынуть стопорное кольцо.
Для разборки промежуточного вала снять замочное кольцо 1 (рис. 3-13), спрессовать все шестерни с вала и вынуть шпонки из пазов. Спрессовку шестерен можно производить с помощью приспособления (рис. 3-14) или с помощью подкладок на прессе.
Последние две шестерни 6 (см. рис. 3-13) заднего хода и 7 второй передачи надо спрессовать вместе.
Для снятия оси 55 (см. рис. 3-1) блока шестерен заднего хода применяют съемник модели И.803.20.00 (рис. 3-15).