Простой по причине ремонта автомобиля
Главная страница | Форум Гарант |
Работник занимает должность водителя автобуса, неисправность транспортного средства обнаружил перед рейсом, в связи с чем не вышел в рейс до устранения неисправности. Причины возникновения неисправности неизвестны. Ремонт автомобиля не входит в обязанности водителя. Водитель написал заявление о выплате ему заработной платы в соответствии со ст. 155 ТК РФ в размере не ниже среднемесячного заработка, так как его транспорт не выходил в рейс из-за неисправности, оценив данную ситуацию как непредоставление рабочего места, в связи с чем он не мог выполнить норму труда.
Правомерно ли требование водителя?
В соответствии с частью второй ст. 22 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) на работодателя возлагается обязанность предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором, обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей. В свою очередь, работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, выполнять установленные нормы труда.
Статья 155 ТК РФ устанавливает порядок оплаты труда при невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей в зависимости от наличия (отсутствия) вины работника и работодателя в такой ситуации. Так, при невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по вине работодателя оплата труда производится в размере не ниже средней заработной платы работника, рассчитанной пропорционально фактически отработанному времени (часть первая этой статьи).
Анализ сложившейся судебной практики показывает, что при толковании части первой ст. 155 ТК РФ суды исходят из того, что вина работодателя может заключаться либо в непредставлении работы либо в необеспечении нормальных условий для выполнения работником норм труда (апелляционные определения СК Пензенского областного суда от 18.06.2013 N 33-1401 и СК по гражданским делам Вологодского областного суда от 20.06.2012 по делу N 33-2472/2012, определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 27.07.2010 по делу N 33-22264).
Часть первая ст. 160 ТК РФ определяет нормы труда как нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы, которые устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда. В соответствии со ст. 163 ТК РФ работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки, в частности исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования.
Вместе с тем обращаем Ваше внимание, что трудовое законодательство разграничивает понятия «невыполнение норм труда (неисполнение трудовых (должностных) обязанностей)» и «простой», с которыми связан различный порядок оплаты соответствующих периодов времени.
Согласно части третьей ст. 72.2 ТК РФ под простоем понимается временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера. О начале простоя, вызванного поломкой оборудования и другими причинами, которые делают невозможным продолжение выполнения работником его трудовой функции, работник обязан сообщить своему непосредственному руководителю, иному представителю работодателя (часть четвертая ст. 157 ТК РФ).
Определенных критериев разграничения этих понятий трудовое законодательство не содержит. В связи с этим считаем необходимым отметить следующее. Безусловно, неисправность транспортного средства может привести к невыполнению водителем, трудовая функция которого непосредственно связана с его использованием, установленных для него норм труда или возложенных на него трудовых обязанностей. С другой стороны, по смыслу части третьей ст. 72.2 и ст. 157 ТК РФ, простой также приводит к невыполнению работниками в полном объеме норм труда (неисполнению трудовых обязанностей). Следовательно, при решении вопроса об оплате труда водителя в рассматриваемой ситуации необходимо установить, имел ли место простой в том значении, в котором это понятие используется в ТК РФ.
На наш взгляд, под простоем следует понимать приостановку выполнения работником своих трудовых обязанностей (что означает перерыв в осуществлении трудовой функции как таковой) при наличии обстоятельств, которые обуславливают невозможность их выполнения, а под невыполнением норм труда (неисполнением трудовых (должностных) обязанностей применительно к ст. 155 ТК РФ — ситуацию, когда приостановки работы по причинам, указанным в части третьей ст. 72.2 ТК РФ, не происходит, но работник в силу определенных обстоятельств не достигает установленных показателей (норм выработки, объема работы) при выполнении трудовой функции.
С этой точки зрения, неисправность транспортного средства, управляемого водителем, приводит к возникновению простоя.
Следует отметить, что судебная практика зачастую связывает техническую неисправность транспортных средств с возникновением у работодателя обязанности оплатить водителю именно время простоя по правилам ст. 157 ТК РФ (апелляционное определение СК по гражданским делам Ростовского областного суда от 08.10.2012 по делу N 33-11793, решение Озерского городского суда Московской области от 22.03.2012).
Что касается наличия (отсутствия) вины сторон трудового договора в возникновении простоя как критерия размера оплаты времени, в течение которого приостанавливается работа, оно может быть установлено только исходя из фактических обстоятельств конкретной ситуации. Поскольку Трудовой Кодекс РФ не раскрывает понятия вины, для ее определения следует руководствоваться гражданским законодательством как наиболее близкой отраслью права (постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2009 N 14АП-3386/2009). Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Например, если организация своевременно не производила техническое обслуживание автомобиля, в результате чего он сломался, то виновником простоя следует признать работодателя. Другое дело, когда поломка вызвана аварией в связи с нарушением третьим лицом правил дорожного движения. В этом случае простой возникает вследствие причин, не зависящих от работодателя и работника. Если же неисправность возникла в результате аварии, которая произошла в связи с нарушением правил дорожного движения или установленного порядка эксплуатации транспортного средства самим работником, то время ремонта автомобиля, совпавшее с рабочим, на наш взгляд, оплачиваться не должно.
С нашей точки зрения, если работодатель принял надлежащие меры к обеспечению исправности транспортного средства, обычные для использования такого рода средств, а вины водителя в поломке нет, произошедшая неисправность транспортного средства приводит к простою по причинам, не зависящим от работодателя и работника (поскольку ее вероятность не может быть совершенно исключена).
Однако в спорной ситуации окончательное решение по этому вопросу может принять только суд с учетом всей совокупности фактических обстоятельств.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена
25 сентября 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Простои автотранспорта: основные причины, способы решения проблемы.
Простой автотранспорта – это, по сути, непродуктивно потраченное время, на протяжении которого водитель или автомобиль бездействуют. И это еще в лучшем случае, поскольку часто все происходит как раз наоборот – машина активно используется, потому что работник трудится в поте лица для решения коммерческих задач личного характера. Сегодня мы поговорим о простоях и самом эффективном способе ликвидации этого явления.
Основные причины простоев
Рассмотрим основные причины, приводящие к простою транспорта. После разберем методы предотвращения подобных ситуаций.
- Несанкционированные руководством (левые) рейсы водителей
Человеческий фактор особенно ярко проявляется там, где предоставляется возможность дополнительного заработка. Как можно отказаться от небольшого дополнительного груза и неплохой прибавки к семейному бюджету? О чрезмерном износе автомобиля и перерасходе времени в этот момент почему-то никто не думает.
Более безобидное проявление человеческого фактора – сюда относится простой из-за отлучек по личным делам или элементарные опоздания по причине того, что человек банально проспал.
Основную прибыль транспортному предприятию обеспечивает эффективность работы связки водитель-диспетчер, если последний совершает ошибки, компания может понести существенные убытки. Диспетчер помет совершить банальные ошибки, такие как не предупредить водителя о времени загрузки или режиме работ торговой точки (куда необходимо сдать товар). В таком случае водителю придется ждать, что тоже может понести расход. В случае если товар скоропортящийся или для его транспортировки необходимо соблюдать определенные условия (температурный режим).
- Сбои в работе системы управления и прочие недоработки
Грамотно построенная система планирования позволяет учесть практически все риски, и даже большинство форс-мажорных обстоятельств. К примеру, отсутствие альтернативного канала связи с водителем нередко оборачивается непредвиденными расходами.
Старая схема контроля сегодня уже не работает. Один, да и то не всегда поступающий звонок от диспетчера совершенно не мешает водителю заниматься своими делами и работать по индивидуальному графику.
Не оптимальные маршруты порождают огромное количество проблем. На пути водителя совершенно неожиданно возникают пробки, ремонтные работы и другие преграды, которые становятся причиной непредвиденного простоя.
Дорожно-транспортное происшествие может произойти по любой из перечисленных выше причин. Вне зависимости от обстоятельств бороться с этим явлением можно и нужно.
Неблагоприятные погодные условия говорят сами за себя. Туман, внезапные заморозки, метель и другие явления нередко становятся причиной достаточно длительных простоев.
Попадание на штрафную стоянку часто происходит по причине нарушения правил дорожного движения. Иногда имеет место превышение полномочий сотрудниками ГИБДД. Также стоит учитывать слабый уровень подготовки водителя для успешного выхода из подобных ситуаций.
Как раз и навсегда разобраться с причинами возможных простоев?
На сегодняшний день существует только один проверенный способ решения этой проблемы — универсальная автоматизированная система управления транспортом .
Универсальный подход позволяет обезопасить компанию практически от всех рисков, за исключением редких сбоев в работе систем управления, которые используются для оптимизации процесса транспортных перевозок. Современное высокотехнологичное оборудование позволяет за несколько секунд определить состояние груза, его местонахождение, а также предполагаемое время прибытия в пункт назначения.
Помимо борьбы с простоями автоматизированные системы управления способствуют увеличению прибыли и повышению качества предоставляемых услуг. Кроме снижения рисков, в зависимости от особенностей предприятия, внедрение новых систем контроля способствует увеличению оборотов компании на 10-40%.
Тотальный контроль над штатом водителей и работой подвижного состава повышает уровень дисциплинированности коллектива, каждый член которого крайне неохотно будет нарушать правила, заранее зная о невозможности скрыть несанкционированные начальством действия.
Надо ли платить за простой в автосервисе из-за задержки в поставке запчастей?
магазин запчастей задержал поставку деталей на 3 дня (у них сломалась машина).
Может ли автосервис увеличить стоимость работ из-за того, что машина стояла в сервисе на подъемнике эти дни. Договор на ремонт не оформлялся, стоимость работ оговаривалась устно.
Ответы юристов ( 1 )
Добрый день! Условия обслуживания в автосервисе регламентируются законом о защите прав потребителей.А именно:
Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах)
1.Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
2. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:
наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
(в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации;
(в ред. Федеральных законов от 21.12.2004 N 171-ФЗ, от 25.10.2007 N 234-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;
(в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 363-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
гарантийный срок, если он установлен;
(в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
(абзац введен Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ)
срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;
(в ред. Федерального закона от 25.10.2007 N 234-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона;
(в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);
(абзац введен Федеральным законом от 17.12.1999 N 212-ФЗ)
указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.
(абзац введен Федеральным законом от 17.12.1999 N 212-ФЗ)
Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.
3. Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
В случае необходимости ремонта при обращении в автосервис, должна проводится диагностика в том числе и необходимость замены неисправных узлов и агрегатов, кто берет на себя обязательство приобретения запчастей(разумеется за счет клиента) Также оговариваются сроки ремонта, с учетом сроков поставки запчастей, об этом автосервис обязан сообщить. Если автомобиль не может передвигаться своим ходом или такое передвижение грозит серьезными повреждениями или такое передвижение запрещено ПДД, то автомобиль подлежит оставлению в автосервисе без дополнительной оплаты.
➤ Adblockdetector