Слесарь по ремонту автомобилей (автомеханик): автомобильный «доктор»
Среди множества технических специальностей чаще всего, пожалуй, простому смертному приходится контактировать с двумя людьми: водопроводчиком и автомехаником. Первый является к вам в дом, когда вы затопили соседей из-за лопнувшей трубы. Ко второму вы едете сами, когда в машине начинает что-то стучать или скрипеть.
Как бы там ни было, любая движущаяся техника рано или поздно выходит из строя, требует обслуживания и замены расходных материалов. А, значит, профессия автомеханика будет нужна всегда.
Работа автомеханика и его основные обязанности
В официальных документах эта профессия называется «Слесарь по ремонту автомобилей», что вполне закономерно.
Работа слесаря по ремонту автомобилей напрямую связана с обработкой металла, деталей и различных механизмов. Хороший автомеханик может изготовить некоторые детали с нуля, либо качественно заменить отдельные сложные компоненты.
Хотя узлов и агрегатов в современном автомобиле настолько много, и они зачастую крайне сложны, так что автомеханик редко способен обслужить все в одиночку. Отсюда возникает с десяток смежных профессий. Вот лишь некоторые из них:
Специалист по диагностике. Он проводит первый осмотр автомобиля, прозванивает цепи электропитания, проверяет основные параметры (давление, уровень масла и т.д.), снимает показания с датчиков (компьютерная диагностика) и делает заключение о возможных поломках.
Автоэлектрик. Данная специальность имеет совершенно иную квалификацию (слесарь-электрик по ремонту электрооборудования). Специалист полностью обслуживает всю электротехническую систему оборудования (датчики, система зажигания, аккумуляторы и т.д.).
Специалист по ремонту двигателей (моторист). Занимается восстановлением и регулировкой работы двигателей, коробок передач и всех агрегатов, связанных с подачей топлива.
Слесарь по ходовой. Занимается ремонтом подвески, тормозной системы и прочих узлов ходовой части машины.
Вулканизаторщик и монтировщик шин. Чинят колеса (диски, покрышки, камеры), занимаются балансировкой.
В действительности специализаций следи автомехаников ещё больше. Кто-то хорошо чинит отечественные машины, кто-то иностранные. Третьи специализируются на автомобилях определенной марки, четвертые – хорошо делают тюнинг и умеют чуть ли не с нуля строить гоночные аппараты. Пятые и вовсе чинят только тяжелую технику, грузовики или автобусы. Все зависит от места работы и интересов работника.
Однако во всех случаях для работы слесарем по ремонту автомобилей требуются обширные навыки и познания в движущейся технике.
Чем шире будут знания специалиста – тем выше будет его востребованность на рынке труда.
Дополнительная сложность в том, что хорошему автомеханику требуется физическая сила и выносливость для работы, поэтому профессия эта преимущественно мужская. Хотя, конечно, встречаются и девушки-автомеханики, особенно если речь идет о каких-то тонких работах, не требующих особой физподготовки.
Так или иначе в круг обязанностей слесаря по ремонту автомобилей входит:
замена масла, расходников и прочего оборудования;
регулировка клапанов и прочих механизмов двигателя;
изготовление вручную некоторых элементов и деталей (к примеру, хомутиков и креплений, кронштейнов, выточка болтов и т.д.);
проверка правильности сборки узлов и агрегатов;
диагностика всех систем (тормоза, электрика, двигатель, трансмиссия и т.д.).
Условия труда автомехаников
Работа автомеханика предполагает постоянный контакт с металлическими деталями, смазочными жидкостями, острыми и движущимися частями. Образ чумазого от масла мастера на СТО в общих чертах соответствует действительности, хотя все зависит от того, за какие агрегаты он отвечает.
Однако, чем бы ни занимался слесарь по ремонту автомобилей, ему всегда нужно соблюдать технику безопасности. Нужно пользоваться средствами защиты: перчатками, очками, надевать спецодежду и обувь.
Режим работы слесаря по ремонту автомобилей слишком индивидуален. Все зависит от конкретного предприятия. Если речь о государственных авторемонтных заводах – там обычно стандартная пятидневка, либо 12-часовые смены. В частном секторе и сервисных центрах компаний тоже преимущественно посменная работа (включая дневные и ночные смены), а зарплата напрямую зависит от количества выполненных заказов.
В отдельных случаях автомеханик может работать на себя или брать подработки.
По работе слесарь по ремонту автомобилей также часто контактирует с заказчиками. Это неотъемлемая часть профессии. Так что профессия автомеханика, как ни странно, требует не только ремонтных навыков, но и умения находить общий язык с людьми.
В целом, конечно, работу слесаря по ремонту автомобилей не назовешь простой. Здесь и тяжелые физические нагрузки, и выматывающие смены, и работа с документацией, и, порой, неадекватные клиенты.
Обучение автомехаников: среднее специальное образование и курсы переподготовки
Профессию автомеханика достаточно сложно освоить. Она требует и мастерства, и опыта, и обширных теоретических познаний.
Получить первоначальную подготовку можно как в среднем специальном учебном заведении, так и в вузах технической направленности. Как правило, это институты, связанные с автомобильной и автодорожной отраслями.
Впрочем, на рынке труда работодатель все равно будет отдавать предпочтение соискателям с реальными навыками, а не с дипломом, так что наличие высшего образования вряд ли можно назвать серьезным преимуществом.
Альтернативный вариант – курсы профессиональной переподготовки для автомехаников, которые зачастую организовывают крупные авторемонтные комбинаты, либо частные учебные центры. Предпочитают готовить специалистов с нуля, либо переучивать и специализированные сервисные центры.
Разряды слесарей по ремонту автомобилей
В ЕТКС перечислено семь разрядов слесарей по ремонту автомобилей с 1-го по 7-й. На начальном этапе автомеханику даже не требуется специальное образование. Он занимается самыми элементарными операциями (замена масла, разборка маслофильтров, воздушных фильтров, замена расходников) причем под руководством более опытного мастера.
На высшей ступени квалификации (7 разряд) слесарь по ремонту автомобилей в своей работе умеет практически всё от диагностики до регулировки и ремонта сложных узлов и агрегатов.
Вакансии слесарей по ремонту автомобилей, зарплата
Автомеханики – это профессия, которая будет востребована всегда. Вакансий автомехаников всегда в избытке на сайтах объявлений. При этом, конечно, заработная плата сильно зависит от того, что умеет работник.
Опытным и квалифицированным автомеханикам за работу предлагают до 100 тысяч рублей. Начинающим вряд ли предложат больше 30 тысяч рублей.
Плюсы и минусы профессии автомеханика
У любой рабочей специальности есть как плюсы, так и минусы. Работа слесаря по ремонту автомобилей не исключение. В плюсы здесь можно записать:
технически интересную работу;
достойную заработную плату при условии высокой квалификации;
возможность карьерного роста (руководство бригадой).
физически тяжелая работа;
риск несчастных случаев и травм;
зарплата и трудоустройство сильно зависят от опыта и навыков;
Образец резюме слесаря-ремонтника
Резюме слесаря-ремонтника, как и резюме других специальностей, должно быть кратким и четким. Обязательное требование к кандидату – это указать свое специальное образование, квалификацию и опыт работы. Перечислите все функциональные обязанности на предыдущих работах, это покажет Вас как опытного и знающего специалиста. Отметьте в резюме свои деловые качества, акцентируйте внимание на типы выполняемых Вами работ: сборка, разметка, замена или реставрация механизмов, рубка, гибка металла, сборочные работы и т.п. Отметьте свои знания в оборудовании и его применения. Укажите свои черты характера, которые помогут охарактеризовать Вас как трудолюбивого и ответственного работника.
Скачать образец резюме слесаря-ремонтника:
Пилипец Яков Андреевич
(Yakov A. Pilipets)
Дата рождения: 23.03.1973 Город: Уфа Моб. телефон: +7 (000) 000 00 00 E-mail: 0000@gmail.com |
Цель: Замещение вакантной должности слесаря-ремонтника.
сентябрь 1996 г. – июль 1998 г., Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Институт профессионального обучения промышленной безопасности», г. Уфа, специальность «Слесарь-ремонтник», свидетельство специалиста (дневная форма обучения).
июль – декабрь 2005 г. – Курсы «Электрик», Учебный Центр «Курс электриков», г. Уфа.
май 2000 г. – май 2001 г. Завод «РЕЛЕ», г. Уфа.
Функциональные обязанности:
— сборка и испытание простых узлов и механизмов оборудования, агрегатов и машин;
— выполнение работ с применением пневматических, электрических инструментов и на сверлильных станках;
— изготовление простых приспособлений для ремонта и сборки.
февраль 2002 г. – октябрь 2009 г., Завод «ПромКап», г. Уфа.
Функциональные обязанности:
— разборка, ремонт, сборка и испытание средней сложности узлов и механизмов оборудования, агрегатов и машин;
— ремонт, регулирование и испытание средней сложности оборудования, агрегатов и машин, а также сложного под руководством слесаря более высокой квалификации;
— ремонт футерованного оборудования и оборудования, изготовленного из защитных материалов и ферросилиция;
— изготовление приспособлений средней сложности для ремонта и сборки;
— выполнение такелажных работ при перемещении грузов с помощью простых грузоподъемных средств и механизмов, управляемых с пола.
Слесарь-ремонтник 6-ого разряда
март 2010 г. – настоящее время, ООО «Реле-Автоматика», г. Уфа.
Функциональные обязанности:
— ремонт, монтаж, демонтаж, испытание и регулирование сложного крупногабаритного, уникального, экспериментального и опытного оборудования, агрегатов и машин;
— выявление и устранение дефектов во время эксплуатации оборудования и при проверке в процессе ремонта;
— проверка на точность и испытание под нагрузкой отремонтированного оборудования.
— Опыт ремонта и обслуживания производственного оборудования;
— Знание возможных неисправностей производственного оборудования и методов их устранения;
— Знание электрики, навыки работы с электроинструментом;
— Опыт работы с определенным типом оборудования;
Владение языками: русский – свободно, немецкий — разговорный.
Кропотливость, трудолюбие, высокая ответственность.
Внимательность, скрупулезность, дисциплинированность.
Семейное положение: женат.
Дети: есть.
Возможность командировок: нет.
Образец резюме автослесаря
Автослесарь – мастер на все руки и универсальный специалист, который отлично разбирается в автомобилях. Плохие дроги и большое количество машин делают профессию востребованной и хорошо оплачиваемой. Кандидат на вакансию автослесаря должен показать себя технически подкованным специалистом, основной задачей которого является — определить место технической проблемы автомобиля и устранить ее.
Очень важно показать высокую квалификацию, опыт и навыки: в четком представлении взаимодействий различных деталей и узлов; в чертежах и схемах; в умении применять все технологии и методы в обслуживании авто, его диагностике и ремонте; в знаниях характеристики и назначения всех специальных жидкостей (топливо, масло, смазочные вещества и т.д.), которые используются при обслуживании и ремонте машины.
В личных качествах укажите те, которые присущи вам и могут вас охарактеризовать, например: ответственность, терпеливость, дисциплинированность, хорошая память, концентрация внимания и т.д..
Скачать пример резюме автослесаря:
Яковец Сергей Борисович
(Sergey B. Yakovets)
Дата рождения: 25.07.1970 Город: Тольятти Моб. телефон: +7 (000) 000 00 00 Дом. телефон: 00-00-00 E-mail: 0000@gmail.ru |
Цель: Замещение вакантной должности автослесаря.
сентябрь 1995 г. – июнь 1998 г., Профессиональное училище №39 г. Тольятти, специализация «Слесарь-механик» (дневная форма обучения)
сентябрь 1998 г. – май 2000 г., Технический колледж ВАЗа, факультет «Автомобильное машиностроение», специальность «Технология машиностроения», диплом специалиста (заочная форма обучения).
июль – декабрь 2005 г. – Курсы «Диагностика двигателей», Центр подготовки и поддержки диагностов, г. Тольятти.
январь – март 2010 г. – Курсы чип-тюнинга г. Тольятти.
май 2000 г. – май 2001 г. Прохождение годовой практики в ООО «Автомобилист», г. Тольятти.
Функциональные обязанности:
— разборка, чистка и мойка деталей;
— дефектация, замена поврежденных и изношенных деталей;
— сборка и регулировка карбюратора.
Автослесарь 4-ого разряда
февраль 2002 г. – октябрь 2009 г., СТО «Диагностика», г. Тольятти.
Функциональные обязанности:
— разборка, ремонт, сборка сложных агрегатов, узлов и приборов и их замена при техническом обслуживании;
— выявление и устранение дефектов, неисправностей в процессе регулировки и испытания агрегатов, узлов и приборов;
— разбраковка деталей после разборки и мойки;
— слесарная обработка деталей с применением универсальных приспособлений;
— статическая и динамическая балансировка деталей и узлов сложной конфигурации.
Автослесарь 6-ого разряда
март 2010 г. – настоящее время, ООО «ФОРСАЖ», г. Тольятти.
Функциональные обязанности:
— ремонт, сборка, регулировка, испытание на стенде и шасси и сдача в соответствии с технологическими условиями сложных агрегатов и узлов автомобилей различных марок;
— проверка правильности сборки со снятием эксплуатационных характеристик;
— диагностирование и регулировка всех систем и агрегатов легковых и грузовых автомобилей и автобусов;
— оформление приемо-сдаточной документации.
— Знание конструктивных особенностей автомобилей различных марок;
— Владение способами полного восстановления и упрочнения изношенных деталей;
— Знания правил ремонта и способы регулировки и тарировки диагностического оборудования;
— Знание технических условий на ремонт, испытание и сдачу сложных агрегатов, узлов;
— Опыт в порядке оформления прием-сдаточной документации;
Владение языками: русский — свободно.
Кропотливость, трудолюбие, высокая ответственность.
Внимательность, скрупулезность, дисциплинированность.
Семейное положение: женат.
Дети: есть.
Возможность командировок: нет.
Хобби: занятия в тренажерном зале.