Самопроизвольное переключение с газа на бензин и обратно: причины и поиск неисправностей
ГБО имеет ряд бесспорных преимуществ и позволяет автомобилистам экономить на топливе. Однако, как и любое оборудование, ГБО нередко доставляет немало неприятностей, которые в большинстве случае связаны с неисправностями газобаллонного оборудования.
Неисправности ГБО бывают разные и наиболее распространенные из них я описывал в предыдущих статьях. Сегодня постараюсь дать исчерпывающий ответ на вопрос: «Почему происходит самопроизвольное переключение с газа на бензин и обратно?«, перечислю наиболее вероятные причины, по которым это происходит.
Чаще всего произвольное переключение с газа на бензин и обратно происходит зимой и сопровождается:
- Рывками во время движения на газе;
- Переходом с газа на бензин и обратно, при этом мигает лампочка переключения системы газ-бензин;
- Увеличением расхода топлива.
Самопроизвольное переключение с газа на бензин и обратно, причины:
- Первым делом я бы рекомендовал начать с малого — проверить и при необходимости заменить фильтра, а именно фильтр грубой очистки, который расположен в редукторе. Если фильтр забит, подача газа будет затруднена, в итоге мотор автоматически переключится на бензин и продолжит работу на нем.
- Проблема может заключаться в проводах датчика температуры редуктора. Для этого следует проверить провода на предмет окисления. Из-за окисления возникает сопротивление, нарушающее правильную работу датчика. В результате показания температуры очень часто могут менять в диапазоне от 30° до 80°. ГБО начинает менять время впрыска из учета температуры редуктора, в итоге начинаются рывки во время движения при работе на газе.
- Качество газа. Как это не странно, именно из-за качества газа очень часто происходит самопроизвольное переключение с газа на бензин и наоборот. Дело в том, что большинство газовых установок работают на пропан-бутановой смеси, которая в зависимости от времени года может быть «летней» или «зимней». В так называемой «летней» преобладает бутан, в зимней — пропан, т. к. этот газ хорошо испаряется даже при низких температурах. Что до бутана, то он тяжелее и процесс его испарения начинается уже при 0° и даже +5°. Однако из-за того, что бутан дешевле, АГЗС пытаются сэкономить и добавляют больше бутана в пропан-бутановую смесь. При минусовых температурах такая смесь испаряется плохо, снижается давление в баллоне или вовсе достигает нулевой отметки, в результате в редуктор не поступает жидкая фракция газа. Двигатель «понимает» это явление по-своему, полагая, что газ закончился и переходит на бензин.
Решением такой проблемы может стать установка переходника на заправочный штуцер и закачка в баллон воздуха или азота
4-5 атмосферы. С такой доработкой можно спокойно «перезимовать», если не давать баллону опустошаться полностью.
- Неисправен переключатель газ-бензин. Нередко причина неисправности, когда происходит самопроизвольное переключение с газа на бензин и обратно, может заключаться в самом переключателе. В таком случае необходимо проверить переключатель, и заменить его в случае его неисправности.
- Предусмотренная опция. Если мотор сам переключается с газа на бензин на определенных оборотах, это может быть предусмотрено настройкой того или иного комплекта ГБО. Есть такая опция, которая предусмотрена в некоторых газовых установках, когда мотор развивает определенные обороты, ЭБУ дает команду переключиться на бензин для достижения большего КПД мотора и развития большей скорости, например, при разгоне или во время обгона.
- Плохой прогрев редуктора. Если происходит произвольное переключение с газа на бензин, причина может заключаться в плохом прогреве редуктора охлаждающей жидкостью. В таком случае необходимо проверить уровень антифриза, а также правильность подключения магистралей подогрева редуктора, возможно есть заломы или перегибы шлангов. Кроме того, следует проверить вакуумную магистраль на предмет подсосов воздуха или задубевших шлангов.
Проверьте и сам газовый редуктор. Заведите мотор и дайте поработать «на холостых», подождите пока произойдет переход с бензина на газ. Затем заглушите мотор и отсоедините от редуктора вакуумный шланг, возьмите мыльный раствор и намыльте отвод для шланга вакуума на редукторе. Появление пузырей на заглушенном двигателе будет свидетельствовать о неисправности редуктора или необходимости установки ремкомплекта редуктора, как это сделать написано здесь и здесь.
Вот собственно и все мысли по этому поводу, возможно список вам покажется неполным, и вы захотите его дополнить, в таком случае не стесняйтесь и делитесь своими соображениями по данной проблеме. Если вам известны другие причины самопроизвольного переключения с газа на бензин и обратно, пожалуйста, поделитесь ими с нами, будем вам очень признательны. А пока все, до новых встреч на ГБОшнике. Пока.
Двигатель газ бензин: стоит ли овчинка выделки?
Из-за высокой стоимости бензина он в настоящее время становится для многих автолюбителей непозволительной роскошью, поэтому владельцы автомобилей все чаще задумываются об оснащении «железных лошадок» газобаллонными установками, которые позволяют достичь неплохой экономии.
О преимуществах и недостатках двигателя газ-бензин, а также о многих важных нюансах, которые следует учесть перед переоборудованием транспортного средства, пойдет речь в нашем сегодняшнем разговоре.
В первую очередь, отметим, что существуют установки ГБО 2 видов:
- на пропан-бутане (это сжиженный газ, являющийся вторичным продуктом, получаемым в результате переработки нефти);
- на метане – подверженном сжижению природном газе.
Об установках на метане мы говорить не будем, материал затронет исключительно оборудование, функционирующее на пропан-бутане.
Мифы и заблуждения
Бытует мнение, что мотор авто, работающий на газу, гораздо быстрее выходит из строя и чаще подвергается износу, однако на самом деле это не так. По мнению инженеров, двигатели машины «газ-бензин» способны работать без ремонта в среднем в полтора-два раза дольше, чем исключительно бензиновые аналоги.
Это обусловлено тем, что газ является смесью более однородной, быстро и равномерно смешивается с воздухом, к тому же во время работы двигателя он, в отличие от бензина или дизельного топлива, сгорает полностью, не оставляя нагара на деталях мотора.
Преимущества газового топлива
По сравнению с бензином пропан-бутановая смесь обладает массой преимуществ:
- Доступная цена, которая в среднем на 30-50 процентов ниже, чем у бензина.
- Сниженный уровень выхлопа (газ мене токсичен, он значительно чище бензина, поэтому урон, наносимый им окружающей среде, заметно ниже, чем в случае с бензином).
- Лучшая сохранность двигателя, ведь в процессе сгорания газа образовывается намного меньше нагара и твердых частиц, да и сам мотор на газу работает тише, мягче.
- Уменьшенный расход масла – оно портится медленнее, менять его придется не так часто.
Как показывает практика, разница износа двигателя «бензин газ» просто огромна. На газу мотор изнашивается меньше, благодаря тому, что газ – субстанция гораздо более чистая, чем бензин, сгорает он полностью, а в процессе горения не образует столько копоти и вторичных продуктов.
- Более редкие дозаправки. Авто «газ-бензин» фактически оснащено двумя баками. Если закончится бензин, можно перейти на газ и наоборот, следовательно, продолжительность времени между заправками станет длиннее.
- Отсутствие риска детонации в случае ДТП. Так как на баллонах установлен предохранительный клапан, риск их детонации сведен к минимуму даже в случае удара. При повреждении баллона газ улетучится, а не образует взрывоопасной лужи, как происходит в случаях с бензином. В этой связи следует упомянуть температуру горения бензина и газа в двигателе, если в первом случае (бензин) она составляет 250 градусов, то в случае с газом это 550 градусов. Говоря иными словами, газ намного менее опасен, чем бензин.
- Препятствие угону. Как бы странно это ни звучало, если после остановки двигателя вынуть коммутатор, это заблокирует обе топливные системы, двигатель не заведется и угнать машину будет нереально. Такая вот дополнительная противоугонка.
Недостатки использования ГБО
Есть у двигателей с ГБО и некоторые минусы:
- Установка занимает место в багажнике.
- Несколько больший расход, нежели у бензина.
- Возможен неприятный запах в салоне. Чтобы его не было, необходимо своевременно сливать из редуктора конденсат.
- В сильный мороз запустить двигатель на газу достаточно сложно, поэтому специалисты рекомендуют прогревать мотор на бензине и только потом переключаться на газ.
Поколения ГБО и различия между ними
С момента появления газобаллонные установки, монтируемые на автомобили, неоднократно претерпевали существенные изменения и совершенствовались. Всего существует 6 поколений ГБО, однако на самом деле это разделение можно считать условным, вызванным доработкой существующей конструкции.
- 1-е поколение характеризовалось наличием множества минусов, очень длинным путем газа до камеры сгорания, что влекло за собой массу неудобств. Однако одним большим плюсом стал сам факт появления такого оборудования и возможность его дальнейшего совершенствования.
- 2-е поколение отличалось модернизированным редуктором, что позволяло переключаться с одного топлива на другое нажатием одной кнопки, не выходя из салона. Появилась функция холодного старта.
- 3-е поколение уже можно было устанавливать на машины как с карбюраторными, так и с инжекторными двигателями, появился датчик температуры, а сама установка стала соответствовать требованиям ЕВРО-2.
- 4-е поколение – это оборудование с принципиально новым принципом подачи топлива, ведь в нем появились газовые форсунки (по одной на каждый цилиндр).
- 5-е поколение отличается значительными изменениями в системе подачи топлива. К его плюсам следует отнести возможность старта двигателя без дополнительного прогрева даже при минусовой температуре, к тому же установка такого оборудования осуществляется без вмешательства в систему охлаждения ТС.
В ГБО 5 поколения нивелирован основной минус работы двигателя на газу и бензине – увеличенный расход топлива. С появлением таких установок уровень потребления газа стал аналогичен расходу бензина.
- 6-е поколение – это новейшая европейская разработка, предназначенная для двигателей с прямым впрыском топлива. Она еще не получила широкого распространения, но, по заявлениям создателей, будет обеспечивать мотору такую же мощность, как и на бензине, расход тоже останется аналогичным, при этом отдельного внимания заслуживает простота обслуживания и минимум деталей самой установки.
Сравнительная характеристика цен на топливо и расходники ГБО/бензин
Для большей наглядности приведем пример установки ГБО 5 поколения на BMW 520:
стоимость установки – около 1200 евро;
расход бензина – около 8-ми литров на каждую сотню км;
стоимость газа – 32 рубля;
стоимость бензина – 75 руб.
Без установки газового баллона затраты на 100 км пути составляли около 600 руб., на газу эти расходы снизились до 260-ти руб. Срок окупаемости установки при приведенных выше расчетах равен в среднем 1,5 года.
Выводы
С учетом всего сказанного выше можно смело сделать вывод о том, что газ для авто намного лучше бензина. Во-первых, налицо экономия на заправках, во-вторых, работа ГБО способствует меньшему износу двигателя, в-третьих, негативное влияние на окружающую среду минимально. Единственное – сам процесс переоборудования стоит денег, но в данном случае такие вложения вполне оправданны.
ГАЗ или БЕНЗИН что лучше?
Газ вместо бензина – мифы и легенды. Почему люди бояться ГБО? – Ломаем стереотипы
Перевод автомобиля на газовое топливо приводит к умопомрачительной экономии – так многие считают. Противники перевода авто на ГБО утверждают, что оно «убивает» двигатель машины, если еще раньше это все не «взлетит» на воздух . Как обычно, правы отчасти все.
Сегодня разберем мифы, связанные с эксплуатацией автомобиля на газу, постараемся объяснить, на чем они основаны и актуальны ли они в современном мире. Вашу точку зрения я жду в комментах. Затронем бензиновые авто, хотя переводят на ГБО и дизеля, но реже, поэтому их сегодня не будем вспоминать. Вид газа – пропан-бутан.
Легенды
Мифы о ГБО, как обо всем другом, имеют под собой реальную почву. Давайте разберемся, насколько они актуальные в сегодняшний день.
Заблуждение №1 – В салоне машины с газобаллонным оборудованием воняет газом
В прошлом, на автомобили устанавливали ГБО 2 и 3 поколения, которые работали на принципе вакуумной подачи топлива в двигатели. Его дозировка происходила за счет открытия и закрытия дроссельной заслонки. Оно под постоянным давлением подавала газ во впускной коллектор. Его расход зависел только от разряжения во впуске, то есть, от степени открытия дросселя.
Если едите с открытой заслонкой, «газ в палас» и резко бросаете педаль, заслонка закрывается, определенное количество газа там еще есть, а разряжения уже нет. Небольшая его часть может выйти в подкапотное пространство, попасть в салон через печку.
Вакуумное оборудование – это прошлый век. Его применяют на старых моделях автомобилей с карбюратором или моноинжектором. На современных машинах такой проблемы уже нет.
Вторая причина возникновения газового мифа – не плотности в топливной магистрали. Многие владельцы авто с ГБО прошлого поколения халатно относятся к срокам обслуживания оборудования, некоторые даже не знают что нужно проводить профилактику, ремонт и настройку. Они считают: «Один раз поставил, настроил и забыл». Нет, так не бывает. Поэтому, у многих таксистов на «Жигулях» в салоне себя чувствуешь, как в газовой камере.
Заблуждение № 2 – Газ взорвется
Все знают, что газ взрывоопасен. Но не многие знают, чтобы это произошло, ему необходимо смешаться с воздухом в определенной пропорции. Слыхали про «гремучую смесь»?
В этот момент вонять газом будет так сильно, что этого не заметит только человек без обоняния. Это касается автомобилей, работающих на всех видах топлива, не только на газовом. Если в такой ситуации автовладелец немедленное не перекрыл подачу газа из баллона, то во «взрывной» ситуации он может обвинять только себя, а не ГБО.
Если у вас есть течь топлива, не важно, это газ, бензин или солярка, с ней нужно срочно разбираться. До тех пор нельзя эксплуатировать автомобиль. Почему-то многие знают, что дырка в бензобаке – это опасно взрывом, а утечка газа нет!
Были случаи, когда отрывало багажник с баллоном при его заправке. Скорее всего, была сильная утечка газа через трубку во время его заправки. В закрытом объеме багажника скапливалось достаточное количество газа, чтобы образовать взрывоопасную смесь. Утечку бензина сразу можно обнаружить визуально, а газ только по запаху. Поэтому многие обвиняют именно ГБО в том, что их багажник «взлетал» на воздух вместе с баллоном.
Заблуждение № 3 – прогар клапанов
Эта легенда тоже из эпохи вакуумных систем. Суть её в следующем. Газовоздушная смесь менее критичная к стехиометрии, то есть к точному соотношению топлива и воздуха. Можно её «обеднить» и она все равно будет гореть, чего не скажешь о бензине.
Значит расход газа будет меньше. Да, машина никуда не будет «ехать», но экономия будет значительная. Этим пользовались особо жадные владельцы.
Переобедненная газовая смесь горит очень медленно. Догорает она уже при приоткрытом выпускном клапане. А когда он находится в приоткрытом положении, а там еще что-то горит, он не может отдать тепло головке блока цилиндров, так как неплотно прилегает к ней. Он нагревается и быстро прогорает.
Причина прогара выпускных клапанов не в ГБО, а в чрезмерной жадности автовладельцев. Автомобили без гидрокомпенсаторов нуждаются в регулировке тепловых зазоров. Если не соблюдать периодичность их регулирования, то может наблюдаться подобный эффект.
На современных системах Евро-4,5 тоже можно обеднить топливную смесь, что приведет к прогару. Но это сделать сложнее, нужно компьютерное оборудование, не каждый автовладелец сможет это сделать самостоятельно.
Заблуждение № 4 – машина с ГБО сильно теряет в динамике
Отчасти это верно. Но опять это связано с желанием владельцев сэкономить несколько литров на сто километров пробега. Хотите, чтобы автомобиль не терял динамических свойств с переходом с бензина на газ – правильно настраивайте ГБО. При этом расход увеличится, но динамика останется прежней.
Начет экономии это тоже спорный вопрос, если я не прав – закидайте меня помидорами в комментариях. Если авто не может быстро ускориться, то водитель сильнее и чаще жмет педаль газа в пол. Чтобы придать в таком случае ускорение машине, нужно больше сжечь газа, так о какой экономии может идти речь? Правильная настройка газобаллонного оборудования приведет к расчетной динамике автомобиля, не будет нужды постоянно давить на газ, чтобы обогнать фуру на трассе.
Заблуждение № 5 – ГБО сильно утяжеляет авто
На самом деле, самая тяжелая часть оборудования – это баллон . Он весит примерно 30 килограмм. Многие говорят: «Там же еще есть газ, который тоже весит несколько килограммов». Если вы ездите на газу, то можно не возить с собой полный бак бензина, который, нелегкий. Если хотите экономить на топливе, то нужно чем-то жертвовать.
Эта масса, в сравнении с весом пассажиров, багажа и тому подобного – небольшая ноша для двигателя. Поэтому не стоит это расценивать, как недостаток ГБО.
Заблуждение № 6 – газовое оборудование нуждается в очень сложном обслуживании
Действительно, газ необходимо регулярно обслуживать, так же как все системы автомобиля. Но ничего сложного в этом нет. Вполне реально выполнять его самостоятельно, особенно это касается прошлых поколений Евро-2,3.
Заблуждение № 7 – При аварии все взорвется
Чтобы произошел взрыв газа при ДТП, баллон нужно сильно деформировать. При этом «помять» нужно хорошо кузов автомобиля. При таких деформациях в результате дорожной аварии, экипажу такой машины будет уже все равно, взорвется там что-нибудь или нет. Если салон стал в два раза уже или короче, то в живых там останется мало.
Если говорить не о критическом повреждении баллона, а о разрыве топливной магистрали, то ничего страшного не случится. Выплеснется наружу небольшое количество газа, которое содержится в самом топливопроводе, клапан перекроет подачу газа и на этом все закончится. Так же, в результате аварии можно повредить бензопровод.
Вывод
Как видите, большинство страхов при переходе с бензина на газ не обоснованные. Мифы рождаются только по вине самих владельцев ГБО, а точнее их халатности, жадности.
Ничего страшного в газовом оборудовании и эксплуатации автомобиля на газу нет. При правильном подходе, вы не заметите разницу, только будет небольшая экономия на стоимости топлива.
Многие владельцы автомобилей, как стареньких «Жигулей», так и современных иномарок единственное, о чем жалеют после перехода на газ, что не сделали этого раньше. В эксплуатации авто на «не родном» виде топлива есть свои обязательные нюансы, которые стоит учитывать и соблюдать их. Но об этом поговорим в следующей статье, если вам это будет интересно.