Меню

Пробег пожарных автомобилей до капитального ремонта

Техническое обслуживание пожарных автомобилей: виды, сроки, периодичность

Для обеспечения исправного функционирования и 100% готовности противопожарной техники к срочному выезду, техническим регламентом предусмотрено периодическое обслуживание. Оно призвано увеличить промежуток между ремонтами, заранее обнаружить возможные поломки, снизить негативное воздействие на природу и снизить потребление горючего. В России существует специальный закон: Приказ № 555 «Организация эксплуатации техники, Техническое обслуживание, Ремонт пожарных автомобилей», который устанавливает правила и требования к тех.обслуживанию пожарной техники.

Даже при постоянном техническом обслуживании, невозможно гарантировать отсутствие необходимости в ремонте. Поломки могут возникать непредвиденно, например, при тушении пожара, выполнении спасательных действий, езде по пересечённой местности, ДТП и тому подобном. Какое бывает ТО и ремонт, сроки их проведения и многое другое, мы опишем в данном материале.

Виды технического обслуживания пожарных автомобилей

Какой именно вид используется, напрямую зависит от того, используется ли техника ежедневно, либо находится на временном хранении в специальном помещении. В каждом случае выполняется целый комплекс работ.

Для пожарных автомобилей, использующихся ежедневно:

ЕТО – ежедневное техническое обслуживание.

Непосредственно при пожаре и выполнении аварийно-спасательных работ.

ТО-1, ТО-2 – комплексный осмотр, проверка и устранение имеющихся неисправностей. Включает в себя несколько видов работ по обслуживанию, выполняющихся по определённому графику.

СО – сезонное, при смене времени года.

Для пожарных автомобилей на хранении проводится 1 раз в определённый период:

На всю используемую пожарную технику МЧС РФ разрабатывает нормативный документ, в котором присутствуют инструкции, сроки, условия, меры безопасности и другие аспекты.

Ежедневное

Его производят непосредственно в части, в момент сдачи смены другому подразделению. Принимают участие водитель транспортного средства и личный состав. Задача – проверить готовность пожарного автомобиля выехать на место происшествия и произвести тушение, спасательные работы. Тут производится контроль над:

исправностью основных агрегатов;

функционированием ПТВ и АСО;

уровнем горючего, охладителя и ГСМ.

Ответственность за обнаружение и исправление всех неисправностей лежит на сдающем смену расчёте. Принимающий водитель обязан также проверить все элементы и внести необходимые отметки в эксплуатационную карту ПА. Причём имеются ограничения на работу ДВС в момент проведения проверки:

ПА общего применения, двигатель с карбюратором – 3 мин.;

ПА целевого применения, дизельные, снабжённые многоконтурными пневмотормозами – 5 мин.;

специальные ПА – 7 мин.;

АЛ и АЦПК – 10 мин.

В настоящее время в специализированных документах прописаны следующие виды проверок при ежедневном техническом обслуживании:

Наружный осмотр, проверка комплектации пожарного оборудования.

Состояние дверей, салона, кузова, стекол, зеркал, оперения, знаков, рамы, рессор, колёс.

Наличие пломб на спидометре, счётчике моточасов насоса.

Надёжность крепления элементов резервуара и кузова.

Отсутствие протечек в резервуарах и трубах.

Функционирование запирающих механизмов на трубах, насосах, пенообразователях.

Отсутствие остатков воды, растворов и посторонних вещей в насосе.

Степень натяжения ремней привода.

В зимний период – чехол-утеплитель.

Отсутствие протечек ГСМ.

Показатель масла во всех элементах двигателя.

Уровень жидкостей – вода: низкозамерзающая, тормозная, в гидроусилителе, сцеплении, горючее.

Функционирование сцепления и степень хода педали.

Работа двигателя при холостом ходе и в движении, функционирование датчиков приборной панели в кабине и насосном отделе, при его наличии.

Гидроусилитель руля, рулевые тяги, ограничители поворота.

Наличие свободного хода руля.

Осветительные приборы, звуковой сигнал, «дворники», обогрев, вентиляция.

Коробка переключения передач.

Переключение мостов, при их наличии.

Коробка отбора мощности дополнительной трансмиссии.

Работа моторно-трансмиссионной установки в насосном отделении.

Масло в пожарном насосе, включая ванну и бачок, смазка в пресс-маслёнке.

Соединение насоса и рамы.

Запуск мотора из насосного отделения.

КИП насосного отделения.

Масляный фильтр после отключения мотора.

Световая индикация открытия дверей и кузовных отделов.

Пожарное вооружение – исправность, укладка, крепление.

Мойка кабины, кузова, фар, сигнальных ламп, знаков.

Заправка и доведение смазочных материалов до необходимого уровня.

Если при проведении работ обнаруживаются какие-либо неисправности, которые могут быть устранены на месте, то ремонт возлагается на водительский состав обеих смен. В противном случае ПА отправляется на ремонт.

Читайте также:  Если машина стала жрать масло

Все проверки необходимо указывать в Журнале учёта. Помимо отметок – исправен и неисправен, должны присутствовать числовые показатели:

масло в двигателе, холостой ход;

масло в двигателе, средние обороты;

напряжение, запуск мотора;

напряжение, рабочий режим;

давление пневматической системы, отключение аккумулятора;

давление пневматической системы, номинал;

давление в тормозах, нажатая педаль;

выход штоков тормозных камер;

свободный ход педали тормоза;

дистанция от пола до педали тормоза в момент нажатия.

свободный ход педали сцепления;

полный ход педали сцепления;

прогиб ремня привода;

разряжение в насосной полости, максимум;

разряжение в насосной полости, через 2,5 минуты работы.

Чтобы определить данные показатели применяются КИП, линейка, штангенциркуль, угломер, секундомер.

Каждые 10 дней при проведении ЕТО ПА также производится контроль:

давление в колёсах;

уровень затяжения колёсных гаек.

Техническое обслуживание на пожаре и АСР

В этом случае обеспечивается 100% функционирование ПА во время тушения пожара и при аварийно-спасательных работах. Перечень необходимых проверок для ПА общего применения:

безопасное удаление от пожара;

отсутствие перегибов рукавов и всасывающих сопел;

смазка уплотняющих элементов насоса каждые 60 минут;

отсутствие протечек – в двигателе, насосе, КПП, КОМ;

нагрев охлаждающей жидкости;

давление масла в моторе;

очистка пенообразователя и каналов от остатков ВМП;

заполнение резервуара воды после завершения тушения;

откачка воды из насоса и системы подачи;

ход – сцепление, КПП, мосты, руль, тормоза.

В случае выявления дефектов, не требующих остановку подачи воды и ВМП, их устраняет водитель. В более сложных ситуациях – в пожарной части. Непосредственно во время тушения возгорания, старший расчёта и водитель, обязаны выполнять следующее:

Грамотная прокладка рукавов – отсутствие изгибов, недопущение попадания в химические вещества, защита от наезда транспорта, утепление и отогрев в зимний период.

Всасывающая сетка или гидроэлеватор – отсутствие засоров и ила.

Гидрант – плотное соединение сальников.

Рукавные задержки – отсутствие острых элементов и конструкций, способных нанести вред петлям.

Трёхколенная лестница – полная фиксация ступеней колен.

Спасательная верёвка – отсутствие веществ, способных причинить вред.

Первое техническое обслуживание

Комплекс мероприятий, проводимых с целью снижения скорости изнашивания основных элементов, посредством обнаружения неисправностей и последующего выполнения определённых видов работ. ТО-1 производится:

основные ПА – 1 500 км пробега или ежемесячно;

специальные ПА – 1 000 км пробега или ежемесячно.

Учитывается общий пробег – сумма показателя спидометра и приведённого пробега. Приведённый – функционирование двигателя для работы специальных устройств, 60 минут работы – это 50 км пробега. Общий план ТО-1 на год создаётся техслужбой ТПО.

ТО-1 производится в пожарной части, на отдельном посту технического обслуживания. Участие в нём принимает личный состав и водитель транспортного средства. Срок, установленный на весь комплекс, составляет не более 2 суток. В комплекс проверок включаются ЕТО и следующие пункты:

Крепление каждого специального оборудования на автомобиле.

Исправность механизмов и величина зазоров между регулируемыми деталями.

Функционирование осветительных приборов и сигналов.

Работа насоса и всех коммуникаций.

При проведении ТО-1 возможно выполнение текущего ремонта – сварочные работы, замена дисков сцепления и так далее. Каждому из участников обслуживания отводятся определённые участки для проверки:

Старший водитель – подготовка места проведения, оборудования и материалов, контроль проведения, техника безопасности. Осмотр кабины и кузова, а также отсеков на отсутствие неисправностей и деформаций. После завершения работ выполняет проверку функционирования основных агрегатов и приборов, ходовые качества ПА, работу насоса и пенообразователя.

Водитель 1 смены – проверка двигателя, электроники, охлаждения и смазка необходимых деталей. Сливает отстой из бака для горючего и фильтров очистки, удаляет остатки электролита и загрязнения с аккумулятора.

Читайте также:  Схема двигателя мерседес варио

Водитель 2 смены – исправность сцепления, элементов управления и ходовой части. Самостоятельно регулирует тормозную систему, удаляет конденсат из тормозной пневматики, очищает фильтр тормозного усилителя.

Водитель 3 смены – насосный агрегат. Снятие, полная разборка, удаление загрязнений, смазка элементов, сборка и установка на исходное место.

Водитель 4 смены – ходовая часть, элементы крепления кузова и оперения. При необходимости осуществляет покраску небольших участков, очищает протектор шин, прочищает КПП и мосты.

Личный состав – пожарно-техническое вооружение, связь и освещение.

Каждый участник ТО-1 оставляет свою подпись в журнале проверок и впоследствии несёт за них ответственность.

Второе техническое обслуживание

Аналогично ТО-1 необходимо для контроля над техническим состоянием и для выявления неисправностей основных элементов. Все работы направлены на раннее обнаружение и предупреждение крупных поломок, исправное функционирование агрегатов, экономии ТЭР, уменьшения негативного влияния на природу. Периодичность ТО-2:

основные ПА – 7 000 км пробега или ежегодно;

специальные ПА – 5 000 км пробега или ежегодно.

ТО-2 может проводиться в Пожарно-Техническом Центре (ПТЦ) или на посту ТО в пожарной части. Включает в себя полный комплект ТО-1, и также более углублённое тестирование агрегатов и систем:

кабина, рама, кузов, колёса, подвеска, оперение;

3.28. Нормы наработки (сроки службы) техники и средств до капитального ремонта и списания в специальных подразделениях ФПС МЧС России

3.28. Нормы наработки (сроки службы) техники и средств до капитального ремонта и списания в специальных подразделениях ФПС МЧС России

Наименование материально-технических средств

Ресурс до капитального ремонта, тыс. км

Срок службы до списания, лет

Ресурс до списания, тыс. км

Пожарная техника и имущество

Легкого типа неполноприводные

Среднего типа неполноприводные

Тяжелого типа неполноприводные

Легкого типа полноприводные

Среднего типа полноприводные

Тяжелого типа полноприводные

Наземные робототехнические средства

Пожарно-техническое вооружение и имущество

Дыхательные аппараты со сжатым воздухом

Ресурс может быть увеличен решением заводов-изготовителей по решению комиссионного испытания. Для композитных баллонов увеличение на 5 лет по истечении срока службы, установленного заводом-изготовителем, при положительном прохождении освидетельствования

Дыхательные аппараты со сжатым кислородом с замкнутым циклом дыхания

Ресурс может быть увеличен решением заводов-изготовителей по решению комиссионного испытания. Для композитных баллонов увеличение на 5 лет по истечении срока службы, установленного заводом-изготовителем, при положительном прохождении освидетельствования

Баллоны для дыхательных аппаратов со сжатым воздухом

Ресурс может быть увеличен решением заводов-изготовителей по решению комиссионного испытания. Для композитных баллонов увеличение на 5 лет по истечении срока службы, установленного заводом-изготовителем, при положительном прохождении освидетельствования

Баллоны для дыхательных аппаратов со сжатым кислородом с замкнутым циклом дыхания

Ресурс может быть увеличен решением заводов-изготовителей по решению комиссионного испытания. Для композитных баллонов увеличение на 5 лет по истечении срока службы, установленного заводом-изготовителем, при положительном прохождении освидетельствования

Приборы для проверки дыхательных аппаратов на сжатом воздухе с открытым циклом дыхания

Приборы для проверки дыхательных аппаратов на сжатом кислороде с замкнутым циклом дыхания

Специфика ремонта пожарных машин

Периодические ремонтные работы пожарной техники обязательны для пожарных подразделений. Выполнение норм и правил при диагностике и починке пожарного автомобиля (ПА) способствует своевременному выявлению ошибок в работе транспортного средства и их исправлению.

Организация ремонта пожарных автомобилей

Для бесперебойной работы пожарной техники необходимо проводить периодические и сезонные технологические осмотры, чтобы исключить поломки и неисправности системы. Осмотр увеличивает временные промежутки между ремонтами ПА.

На заметку. Инструкции по техническому обслуживанию ПА зафиксированы в Приказе № 555 «Организация эксплуатации техники, Техническое обслуживание, Ремонт пожарных автомобилей».

Методы ремонта

Ремонт пожарных автомобилей осуществляется разными методами:

  1. Агрегатный. Неисправные механизмы заменяются на новые. Такой способ используется, когда устранить поломку невозможно или на это будет затрачено много сил и времени.
  2. Индивидуальный. Применяется, если в наличии нет оборотного фонда. Сломанный механизм ремонтируют и снова устанавливают в транспортное средство.

Внимание! В пожарных подразделениях должен быть создан резерв пожарной техники в случае выхода из строя основных ПА.

Типы ремонта

К восстановлению ПА приступают только после качественной и полной диагностики и выявления всех поломок. Комплекс восстановительных работ подразделяется на виды в зависимости от частоты и периодичности проведения.

Читайте также:  Сколько дюймов у колес машины

Ответственные представители, определяющие тип работ и сроки ремонта:

  • руководство гарнизона;
  • представители техслужбы пожарной базы;
  • старший водитель;
  • непосредственно водитель ПА.

Организация ремонта пожарных автомобилей

Текущий

Данный тип восстановительных мероприятий помогает поддерживать состояние ПА с помощью установки новых механизмов или исправления сломанных. Также выполняют следующий комплекс процедур:

  • регулируют отдельные элементы конструкции;
  • совершенствуют устройства крепежа;
  • проводят слесарные и механические работы.

При текущем ремонте можно частично выполнить мероприятия по разборке устройств, замене функциональных частей и их восстановлению. Поломки фиксируют при контрольном осмотре или по сообщению водителя ПА.

Средний

При среднем ремонте возможна замена сразу нескольких механизмов. Если же они выступают в качестве основных, то количество подлежащих к замене ограничивается до 4 штук.

Возможна замена следующих элементов:

Капитальный

Подразумевает полную разборку ПА, замену или исправление сломанных деталей. В качестве оснований для проведения капремонта выступают неисправности в:

  • кузове;
  • кабине водителя;
  • резервуаре хранения огнеупорного вещества;
  • насосном устройстве;
  • частях шасси.

Ремонт пожарных автомобилей

Нормы пробега и моторесурс

ПА имеют нормы пробега до проведения восстановления и обновления систем и устройств.

Шасси Пробег, тыс. км
3 ИЛ-130 170
ЗИЛ-131 110
Урал-43202 100
КамАЗ А2-43105 170

Моторесурс основных устройств ПА до починки также устанавливается в тысячах км от общего пробега транспорта.

Шасси Моторесурс, тыс. км
ЗИЛ-130 105
ЗИЛ-131 80
Урал-43202 130
КамАЗ-43105 130

Требования к отремонтированной машине

После ремонта ПА допускается к эксплуатации только после составления акта выдачи или сдачи, а также прохождения нескольких тестовых работ.

Внимание! Время простоя пожарного автомобиля в капитальном ремонте составляет 60 суток, а в среднем ремонте – 30 суток. Если по истечении установленного срока автомобиль не возвращен, руководство техслужбы обязано доложить об этом в отделение УГПС.

При осмотре

В результате осмотра отремонтированных ПА выносится предварительное заключение о возможности введения транспортного средства в эксплуатацию. Показатели не должны превышать допустимые нормы.

Определяются следующие аспекты работы ПА:

  • общее техническое состояние;
  • система смазки пожарного автомобиля;
  • заправка горюче-смазочными материалами;
  • наличие огнетушащих веществ;
  • полные комплекты ПТВ (пожарно-технического вооружения);
  • внешний вид ПА, наличие маркировок.

Назначение ПА к возобновлению работы осуществляется, если его техсостояние совпадает с установленными правилами технической документации.

Неисправные автомобили отправляются снова в техническую службу или же списываются после письменного разрешения руководителя подразделения.

Ремонт пожарных автомобилей

При испытании пробегом

Отремонтировав ПА, его подвергают испытанию пробегом.

До возвращения техники в эксплуатацию проводят ее обкатку в 400 км (после капремонта) или в 150 км (после среднего ремонта). Это позволяет вовремя выявить проблемы, которые не были исправлены или появились в ходе восстановления систем и механизмов.

Установленные показания записываются в формуляр и отдаются на подпись руководителю технической части.

При испытании оборудования

Обязательной частью проверки качества исправления ПА являются испытания:

  • насосной и водопенной систем на герметичность;
  • механизмов управления агрегатами ПА;
  • емкостей для транспортировки порошковой субстанции;
  • электрооборудования и осветительных приборов.

Ответственность за качество ремонта

Ответственные лица за качество выполнения ремонта ПА, диагностику и исправления ошибок системы:

  1. Руководство подразделения.
  2. Главный по смене.
  3. Старший водитель.

Важно. После ремонта пожарный автомобиль проверяют, информацию о выявленных неполадках заносят в эксплуатационную карту и технический журнал.

Ремонт пожарных автомобилей помогает не допустить серьезных поломок. Только при бесперебойном функционировании всех единиц пожарной техники представители МЧС смогут провести оперативное пожаротушение на объектах возгорания. Существует несколько видов ТО пожарных автомобилей.

Adblock
detector