Виды и назначение присадок к маслам
Дата публикации: 11 апреля 2016 .
Категория: Автотехника.
Двигатели внутреннего сгорания (ДВС) обладают определенными недостатками, главным из которых является низкий КПД, который не превышает 30% для бензиновых и 40% для дизельных моделей. Для повышения работоспособности мотора в системе автомобиля предусмотрена система охлаждения, которая позволяет снизить потери мощности из-за сгорания топлива. Немаловажную роль играет и моторное масло, которое необходимо регулярно заменять. Смазочные жидкости выполняют не только свою основную функцию (препятствуют трению деталей) но и позволяют увеличить ресурс мотора. Добиться этого удается за счет дополнительных компонентов в составе жидкости. Присадки – это вещества, позволяющие в разы усилить естественные функции базовых масел или придать им новые свойства.
Помимо присадок, входящих в состав смазочных составов, существуют дополнительные добавки. Почему же их не добавляют сразу во все моторные масла? Дело в том, что в готовой жидкости содержится оптимальное количество компонентов необходимых для полноценного функционирования систем. Но эти вещества не всегда «спасают» ситуацию. Если автомобиль уже повидал многое – то не будет лишним использовать, например, присадки для дизельного двигателя с большим пробегом. Если же автомобиль новый и все его системы работают стабильно, то обычного масла будет достаточно.
Чтобы разобраться с разнообразием присадок разберемся с их классификацией. Условно такие добавки можно разделить на защищающие детали двигателя и «реаниматоры».
Присадки для защиты двигателя
Эти дополнительные компоненты позволяют сохранить исходные свойства смазывающих жидкостей, облагораживают масла, препятствуя образованию коррозии, окисления, нагара и много другого. Также они позволяют менять вязкость состава и его температуру застывания. Рассмотрим эти классификации подробнее.
Антиокислительные
Эти присадки добавляются к трансформаторным, турбинным и аналогичным типам масел, которые подвергаются окислению. Благодаря использованию добавок вы сможете увеличить эксплуатационный срок смазывающего состава. Присутствие этих присадок также повышает термоокислительную стабильность жидкости.
Антикоррозионные
Присадки разработаны для масел, которые обладают коррелирующим свойством и накапливают большие объемы продуктов коррозии в процессе работы. Антикоррозионные присадки – это сульфид, алкилфенол, эфир фосфористой кислоты, окисленный петролатум и соли органических сульфокислот. Главным свойством присадок этого класса является образование на металлических частях и поверхностях системы специальной защитной пленки.
Также стоит знать, что некоторые антиокислительные присадки, такие как ДФ 11 обладают такими же свойствами благодаря сере и фосфору, поэтому лучше такие компоненты не смешивать.
Моющие, антинагарные и дисперсные
Эта группа присадок снижает образование нагара и осадков, которые появляются в процессе эксплуатации масла. Добавки представляют собой соли щелочноземельных металлов, которые содержат кислые полярные группы. В зависимости от содержащегося количества металла дисперсные присадки делятся на слабощелочные и высокощелочные.
Основным свойством этих компонентов является возможность удержания мелкодисперсных твердых частиц в подвешенном состоянии. Также моющие присадки не позволяют крупным компонентам укрупняться и задерживаться на твердых поверхностях.
Депрессорные
Эти присадки снижают вязкость смазывающей жидкости, а также температуру застывания масла. Благодаря этому увеличивается прокачиваемость масла при низкой температуре. Благодаря входящим в состав добавки смесям жирных синтетических спиртов С12-С18 удается значительно улучшить свойства вязкости жидкости и снизить порог застывания на 20 и даже 30 градусов.
Имейте ввиду что некоторые депрессорные присадки, например, АзНИИ ЦИАТИМ 1 обладают также моющими и антикоррозийными свойствами.
Противозадирные
Противозадирными называются противоизносные присадки в масло, которые используются если детали автомобиля и его механизмы испытывают повышенное давление (задир). Эти добавки повышают смазывающие свойства масла. Поэтому противозадирные присадки также добавляются в трансмиссионные масла.
В качестве основного компонента добавок используются высшие жирные кислоты, например, олеиновая, стеариновая, пальмитиновая и прочие.
Вязкостные
Присадки этого типа позволяют повысить вязкость масла при высоких температурах, не меняя свойств жидкости в холодное время. Обычно эти добавки представляют собой полимерные вещества с хорошей вязкостью. К этим компонентам можно отнести полиизобутилен и полиметакрилат.
Противопенные
Антиокислительные, моющие и многие другие присадки могут привести к повышенному пенообразованию. Также такая проблема появляется в результате контакта масла с воздухом (обычно это происходит при переливе смазывающей жидкости). Противопенные присадки предупреждают «ненужные» образования, но при этом также разрушают воздушно-масляную коллоидную систему. В результате их использования защитный слой, образовавшийся на поверхностях механизмов, может быть поврежден, поэтому использовать такие компоненты необходимо с осторожностью.
Это основные присадки, позволяющие улучшить свойства масел, но, существуют компоненты, которые позволяют в некоторой степени «реанимировать» мотор и снизить расход топлива.
Восстанавливающие компоненты
Сразу стоит сказать что восстанавливающие присадки в двигатель это не панацея, и «убитый» мотор с их помощью не исправить, так же как и образовавшиеся течи и прочие повреждения.
Присадки для увеличения компрессии двигателя изготавливаются на разной основе, поэтому они делятся на две категории:
- Реметаллизаторы (добавки, изготовленные на металлоплакирующей основе). Эти присадки создают дополнительный защитный плакирующий слой толщиной до 15 мкм в местах трения. Благодаря этому происходит восстановление поврежденных поверхностей, на которых образовались дефекты в результате износа поршневой группы или подшипников.
- Минеральные средства. Присадки этого типа выполняют микрошлифовку стальных поверхностей системы. Благодаря этому восстанавливается металлокерамический слой на деталях двигателя.
Антифрикционные присадки для двигателя позволяют выполнить так называемую реставрацию системы. Они обычно используются для автомобилей с большим пробегом. Добавки обладают способностью создавать защитный слой, а некоторые из них обладают также моющими свойствами.
Существующие сегодня присадки для уменьшения расхода масла будут действенными только в том случае, если маслосъемные кольца еще не окончательно стерлись. Поэтому если данная присадка не оказала никакого положительного эффекта лучше заменить маслосъемные колпачки и забыть об этой проблеме.
Герметизирующие присадки для устранения течи масла в двигателе также заслуживают внимания, так как они позволяют устранить мелкие дефекты резиновых деталей. Такие добавки используются для моторных масел и для АКПП. Присадки этого типа обладают также антиокислительными свойствами.
Несмотря на свою, казалось бы, пользу, некоторые компоненты обладают и отрицательными свойствами.
Минусы присадок для моторного масла
При использовании присадок для масла, некоторые их компоненты могут привести к следующим отрицательным воздействиям на систему:
- Реметаллизаторы могут снизить подвижность поршневых колец, а также увеличить окислительные свойства смазывающего состава.
- Антифрикционные компоненты увеличивают температуру газа в цилиндре, а фторосодержащие частицы тефлона, находящиеся в области горения, могут привести к образованию ядовитого фосгена.
- Средства, содержащие измельченный силикат магния, приводят к потере температурной стабильности, в результате чего расход масла не уменьшается а, наоборот, увеличивается.
- Слоистые добавки (дисульфит молибдена, тантала, вольфрама, титана и нитрид бора) приводят к распаду дисульфита, в результате, образуется серная кислота. Детали мотора становятся подвержены образованию коррозии.
- Современные нанодобавки приводят к потере стабильности моторного масла, а также могут обладать прочими, пока неизвестными негативными свойствами.
В заключении
Как видите, присадки могут оказать как положительное, так и негативное влияние на двигатель, поэтому при их выборе старайтесь не перебарщивать. Если ваш автомобиль находится в исправном состоянии, вы используете моторное масло одной фирмы и уверены в его качестве, то дополнительные компоненты вам не нужны. Если автомобиль прошел немало километров и его «здоровье» вызывает опасения, то качественные, а главное, правильно подобранные присадки позволяю продлить срок эксплуатации машины.
ТОП-10 лучших присадок для двигателя
Автомобильные присадки — продукция, относительно новая для российского рынка. Отношение к ней у владельцев автомобилей неоднозначное: от восторженного до резко негативного. Отчасти это объясняется тем, что в продаже, наряду с действительно качественными товарами есть совершенно бесполезные и даже такие, что способны откровенно навредить автомобилю. Наш обзор ТОП-10 лучших присадок в масло для автомобиля помогут не ошибиться с покупкой. При отборе продукции для рейтинга, в первую очередь учитывались отзывы покупателей. Все присадки, вошедшие в рейтинг, прошли специальные тесты и отличаются хорошими эксплуатационными качествами.
Что такое присадки и зачем их используют
В настоящее время к моторному маслу, используемому для авто, стали предъявлять повышенные требования. Следствием этого стал пересмотр качественного состава масляных компонентов. Этим объясняется рост производства специальных добавок, называемых присадками. Это компоненты, которые добавляют к смазке в небольшом количестве для улучшения ее эксплуатационных характеристик. Автомобильные присадки обязательно должны отвечать ряду требований:
- несмываемость водой;
- хорошая растворимость;
- неспособность оседать на масляных фильтрах;
- предотвращение коррозионных процессов для металлических комплектующих;
- доступная цена. Это важно, чтобы применять состав было экономически целесообразно.
Частая причина использования присадок — повышенное расходование масла. Изменяя характеристики смазки, присадка способствует тому, что автомобиль «жрет» ее не так интенсивно.
Преимущества и недостатки использования присадок
Применение присадочных составов имеет свои сильные и слабые стороны. Вначале — о преимуществах:
- защита комплектующих от износа. Если поддон картера поврежден и имеет место утечка смазки, кривошипно-шатунный механизм защищен от повреждений;
- очистка силового агрегата изнутри. Вещества, которые входят в состав присадки, позволяют содержать мотор в идеальном порядке;
- уменьшение расходования ГСМ и горючего;
- снижение уровня шума двигателя;
- увеличение эффективности «холодного» запуска мотора;
- продление срока эксплуатации машины;
- сокращение времени, необходимого для притирки узлов.
Есть и некоторые недостатки:
- необходимость постоянного применения, чтобы поддержать эффект. Естественно, это связано с дополнительными затратами;
- для реметаллизантов — осаживание частиц в масляных каналах и малоподвижных комплектующих мотора;
- необходимость строгого контроля дозировки в соответствии с инструкцией.
Несомненный минус еще и в том, что многие фирмы-изготовители не озвучивают состав продукции. Поэтому догадаться о том, подходит ли присадка для данного авто, можно исключительно экспериментальным способом.
Виды присадок
Большое количество присадок, которые добавляют в моторное масло для улучшения работы автомобиля, можно разделить на такие типы:
- антикоррозийные — предотвращают развитие коррозии в элементах, выполненных из цветных металлов. Такие присадки образуют на поверхности защитную пленку, предохраняющую металлические детали от воздействия агрессивной среды;
- антиокислительные. Как следует из наименования, их назначение —замедление окислительного процесса. Эти составы не дают автомобильному маслу окисляться;
- полимерные. Их задача — улучшение показателя вязкостно-температурного баланса смазки, что дает возможность хотя бы немного сэкономить горючее;
- антифрикционные — уменьшают коэффициент трения между поверхностями;
- моющие. Их особенность — наличие в составе поверхностно-активных веществ, растворяющих загрязнения. Последние переходят в масло;
- противоизносные — замедляют старение элементов силового агрегата в процессе эксплуатации. Пользуются популярностью присадки с восстанавливающим эффектом, позволяющие устранить мелкие повреждения. Их, в свою очередь, разделяют на реметаллизаторы (составы на металлоплакирующей основе) и минеральные присадки с эффектом микрошлифовки металлических поверхностей;
- герметизирующие жидкости помогают ликвидировать мелкие дефекты в резиновых и пластиковых деталях, восстанавливать небольшие повреждения. Они также имеют антиокислительное действие.
Критерии выбора присадки в масло для двигателя
Выбор присадки в масло требует предельно ответственного подхода. Пользуясь отзывами специалистов и автовладельцев, а также информацией о заявленных производителем свойствах, можно подобрать оптимально подходящий продукт. Если вы хотите купить его, следует обратить внимание на такие критерии:
- назначение (вид авто, состояние двигателя);
- вид применяемого горючего;
- химический состав;
- расходование;
- официальная гарантия от производителя;
- ценовая категория.
Лучшие присадки в масло для двигателя
Уникальный антифрикционный кондиционер, использующий автомобильную смазку как носитель состава к узлам трения. При заливке следует строго соблюдать дозировку. ER-8 наносят на трущиеся узлы или добавляют непосредственно в масло. Судя по отзывам, пользователи довольны тем, что двигатель работает намного тише, а временной промежуток между заменами масла возрастает.
- увеличение крутящего момента;
- экономия масла;
- улучшение работы силового агрегата;
- приемлемая цена.
Недостатков не выявлено.
Suprotec Active Дизель
Добавка в моторное масло, улучшающая работу ДВС. Основа продукции Suprotec Active Дизель — частицы металлокерамики, которые, встраиваясь в поверхность комплектующих силового агрегата, образуют пару «металлокерамика-металлокерамика», которая гораздо устойчивее к износу, чем «металл-металл».
Принцип действия зависит от этапа обработки силового агрегата. Вначале состав смывает остатки коррозии с поверхности деталей двигателя. Далее под воздействием высокой температуры металло-керамические частицы встраиваются в металлические поверхности, образуя защитный слой, практически не изнашивающийся. Это позволяет восстановить эксплуатационные характеристики мотора практически до первоначальных параметров. «Показаниями» для применения состава являются:
- повышенное расходование смазочных материалов, или, как вариант, сгорание их выше нормы;
- посторонние звуки из моторного отделения;
- вибрация мотора, являющаяся источником дискомфорта как для пассажира, так и для водителя;
- появление задиров в ДВС;
- лампочка давления масла горит.
- уменьшение угара смазки, выраженный антидымный эффект;
- повышение давления масла и компрессии в цилиндрах;
- снижение примерно на 10% расходования ДТ;
- минимизация посторонних шумов и вибрации в моторном отсеке;
- защита силового агрегата от преждевременного износа, в частности, при «холодном» пуске.
Отрицательных отзывов нет. Многие покупатели отмечают, что эффект от применения присадки наступает не сразу.
ВМПАВТО Resurs Universal
Наноприсадка-реметаллизатор, использование которой позволяет добиться таких результатов:
- уменьшение расходования топлива и смазки;
- снижение вибрации;
- уменьшение шума и вибрации.
Главный активный ингредиент присадки — нано-порошок сплава серебра, олова и меди. В результате на поверхности металлических деталей образуется защитный слой. Он улучшает работу цилиндровой группы, подшипников коленвала, а также выравнивает микродефекты поверхностей, делая их практически незаметными. Эксперимент показал, что с первых мгновений применения присадки износ уменьшается вчетверо. Восстановленная поверхность имеет пористую структуру, поэтому отлично впитывает смазку, создавая тем самым надежную защиту от преждевременного износа. Присадка расфасована в 50-миллилитровые флаконы.
- прогрейте двигатель до рабочей температуры, затем заглушите;
- интенсивно встряхивайте флакон в течение примерно 0,5 минуты;
- залейте содержимое в горловину для заливки масла;
- запустите ДВС, чтобы он в течение 10-15 минут поработал на холостых оборотах.
- экономия горючего до 10%;
- эффективное устранение дымления мотора;
- снижение угара масла впятеро;
- выравнивание компрессии;
- простота применения;
- быстродействие.
LIQUI MOLY Oil Additiv
Антифрикционная присадка с дисульфидом молибдена, применяемая для двигателей легковых автомобилей и мототехники. Возможно использовать для дизелей и бензиновых моторов. Рекомендовано применение при замене масла. Особенности применения:
- для авто — 50 мл состава на 1 л масла;
- для мотоциклов — 20 мл/1 л смазки.
Взвесь дисульфида молибдена уменьшает трение между стенками цилиндров и поршневыми кольцами. Размер частиц очень мал. Они не образуют отложений и не оказывают влияния на систему фильтрации. Возможные варианты фасовки: 5,0 л, 0,125 л и 0,3 л.
- универсальность. Средство смешивается со всеми разновидностями моторных смазочных материалов;
- сохранение эксплуатационных свойств при продолжительных и значительных нагрузках, динамических или термических;
- отсутствие влияния на систему фильтрации двигателя. Средство не забивает фильтр и не образует отложений;
- минимизация износа мотора даже в режиме высоких нагрузок и при длительном пробеге;
- увеличение рабочего ресурса движка;
- беспроблемное выведение из автомобильной системы замены смазки;
- уменьшение расходования масла и горючего;
- предотвращение износа ДВС при эксплуатации в экстремальных условиях.
RUTEC 4WD/4х4
Присадка, увеличивающая ресурс мотора легкового автомобиля. Средство поставляется в флаконах 75 мл и рассчитано на однократное применение. Область использования:
- полноприводные автомобили с двигателем 2,3-5,0 л и пробегом, не превышающим 100 тыс. км. Рекомендуемая частота применения: не реже раза в год;
- исправные МКПП и редукторы мостов полноприводных машин.
- быстрый эффект;
- повышение надежности двигателя;
- уменьшение расходования горючего в пределах 7-12%;
- простота использования;
- нормализация расходования масла;
- защита мотора от перегрева;
- продление рабочего ресурса силового агрегата;
- улучшение тяговых показателей;
- надежность эксплуатации, в том числе, при резком изменении температурного режима.
Отрицательных отзывов нет.
CHEMPIOIL Motor Doctor +Ester
Этот вариант — для изношенного мотора. «Масложор» без видимой причины — проблема, знакомая всем владельцам подержанных авто. Присадка увеличивает давление смазки и способствует уменьшению его расходования. Средство препятствует попаданию смазки в камеру сгорания. А, значит, можно не опасаться таких проблем, как дымление мотора и образование сажи. Кроме того, состав образует на поверхности комплектующих, трущихся между собой, защитный слой. Это способствует беспроблемному «холодному» пуску мотора и его безотказной работе в тяжелых условиях. Содержимого 1 флакона достаточно для 5-литровой масляной системы. Присадку добавляют при замене масла (двигатель при этом должен быть разогрет до рабочей температуры).
- смешивание со всеми видами минеральных масел;
- уменьшение износа мотора;
- устранение дымления силового агрегата.
HG SMT2
Присадка SMT2 от американской фирмы Hi-Gear относится к категории кондиционеров металла. Благодаря специальному составу смесь образует защитную пленку с экстремально низким коэффициентом трения на металлической поверхности. В порах пленки задерживается смазка, что также замедляет износ трущихся поверхностей. Присадку заливают в новое масло (как вариант — добавляют к топливу или пластичной смазке). Порядок применения:
- для моторного масла при первой заливке — 60 мл/1 л смазки. В дальнейшем, количество присадки уменьшают вдвое. Это объясняется тем, что защитный слой, образующийся при первом применении, сохраняется надолго;
- для МКПП и других комплектующих трансмиссии — 50 мл/1 л масла. Аналогичное количество средства потребуется для добавки в гидроусилитель руля;
- для 2-тактных моторов и маломощной садовой мототехники — 30 мл/1 л смазочного материала.
При смазке подшипниковых узлов на 100 г смазывающего состава приходится 3 г присадки.
Согласно отзывам автовладельцев, уже после первого применения наблюдаются положительные сдвиги в работе силового агрегата:
- улучшение динамики;
- снижение расходования масла;
- мягкая работа двигателя, снижение его шумности;
- значительное увеличение компрессии в цилиндрах;
- ускорение запуска мотора при низких температурах.
Есть и нарекания на работу SMT2. Отдельные покупатели называют присадку совершенно бесполезной. Это вполне логично для владельцев автомобилей с изрядно потрепанным мотором: с механическими повреждениями и огромным расходованием масла. Надеяться на восстановление силового агрегата до заводских параметров, конечно же, не стоит.
Ravenol Professional Engine Cleaner
Универсальная присадка для автомобилей грузового и легкового типов, оснащенных бензиновыми или дизельными моторами. Используют ее и для мототехники, за исключением мотоциклов со сцеплением, которое работает в масляной ванне. Область применения:
- удаление продуктов горения из канавок поршневых колец и гидрокомпенсаторов;
- загрязнение масла или двигателя.
Принцип действия: средство дробит загрязнения до микрочастиц и переводит во взвесь. После этого грязь можно без проблем удалить вместе с отработанным маслом. Кроме того, присадка смазывает обрабатываемые поверхности, уменьшая коэффициент трения. Состав добавляют в предварительно прогретое масло перед заменой. Возможно применение с любыми видами масел: от минеральных до синтетики. После добавления в отработанное масло следует запустить движок в холостом режиме на 10 минут. Затем возможна замена масла и фильтра.
- продление ресурса вновь залитой смазки;
- очистка загрязненного мотора;
- увеличение компрессии в цилиндровой системе.
Oil-Verlust-Stop
Особенность этой присадки — возвращение эластичности прокладкам, выполненным из пластика или резины. Кроме того, использование этого средства делает выхлопной дым не таким едким, способствует уменьшению шума от работающего мотора.
- ликвидация масляных протечек в прокладках и сальниках;
- увеличение ресурса маслопроводящей системы;
- уменьшение шума мотора;
- невысокая цена.
Единственный минус — эффективность не во всех маслопроводящих узлах.
Bardahl Full Metal
Антиизносная присадка Full Metal — один из флагманских продуктов американской компании Bardahl. Основные эффекты, которых она позволяет добиться:
- восстановление поврежденных трущихся поверхностей (если речь не идет о глубоких трещинах и задирах);
- защита ДВС при эксплуатации в экстремальном режиме;
- восстановление компрессии в цилиндрах;
- уменьшение шума мотора;
- повышение давления в смазочной системе;
- упрощение запуска двигателя на морозе;
- экономия топлива;
- для изношенного силового агрегата — увеличение ресурса.
При этом, присадка не оказывает негативного воздействия на сажевые фильтры. Добавляют восстановитель после замены смазки. Чтобы добиться полного перемешивания, двигатель запускают на холостом ходу на 5-10 минут. 400-миллилитровый флакон рассчитан на 6 л смазки.
Таким образом, чтобы эффект от применения присадок был заметен, нужно тщательно подойти к выбору. Тип, состояние ДВС, вид топлива — все это нужно учитывать. Для нового и изношенного мотора понадобится разная продукция. Если присадка с ревитализантом подобрана верно, можно рассчитывать на продление ресурса мотора и автомобиля в целом.