Замена помпы на автомобиле Лада Приора (16 клапанов)
Охлаждение двигателя — чрезвычайно важный процесс. И если оно по каким-то причинам нарушается, работать этому двигателю осталось недолго. Помпа — важнейшая часть системы охлаждения. И она, как и любой другой агрегат, подвержена износу. О том, как произвести замену помпы на автомобиле Лада Приора с 16 клапанами, мы и расскажем в этой статье.
Назначение помпы
Помпа марки LUZAR для автомобиля Лада Приора
Главная задача помпы — обеспечивать непрерывную циркуляцию тосола как по большому, так и по малому кругу охлаждения. Этим достигается непрерывный отвод избыточного тепла от работающего двигателя и предотвращается его перегрев. Находится помпа слева от двигателя автомобиля, возле ремня ГРМ. Её можно увидеть, просто открыв капот.
Когда надо менять
- Во время работы двигателя из-под капота слышен характерный низкий гул (это признак того, что подшипник помпы изношен и нуждается в замене).
- После выезда со стоянки на асфальте остаются пятна тосола, что говорит о нарушении герметичности помпы.
Заниматься ремонтом помпы нецелесообразно, гораздо дешевле приобрести новую и поставить на автомобиль. Операция не из лёгких: чтобы менять насос, придётся снимать вышеуказанный ремень ГРМ. Подробнее об этом — ниже.
Необходимые инструменты
- Помпа (лучше всего брать помпу LUZAR, артикул — 21126-1307010-11).
- Комплект шестигранников.
- Отвёртка с плоским жалом (средних размеров).
- Комплект накидных ключей.
- Комплект рожковых ключей.
- Монтажная лопатка.
- Съёмник стопорных колец.
- Герметик.
- Прокладка для водяного насоса.
- Ёмкость для тосола (как минимум 5 литров).
- Противооткатные башмаки.
- Домкрат.
Как заменить: последовательность действий
- Автомобиль устанавливается над смотровой ямой, на радиаторе откручивается пробка и тосол сливается в заранее подставленную ёмкость. С аккумулятора снимаются обе клеммы. Под задние колёса устанавливаются противооткатные башмаки, переднее правое колесо поддомкрачивается.
- С помощью монтажной лопатки снимается ремень генератора. Для облегчения этой процедуры снимается правое переднее колесо автомобиля, а затем подкрылок.
- Первый поршень двигателя устанавливается в верхнюю мёртвую точку. Для этого правый защитный щиток ремня ГРМ снимается. Открывается доступ к коленвалу. На его шкиве имеется болт на 17. Этот болт поворачивается рожковым ключом до тех пор, пока метка на шкиве распредвала не совпадёт с меткой на верхней крышке ремня ГРМ. Как только достигается совпадение меток, из картера сцепления извлекается заглушка. Открывается доступ к маховику. Необходимо убедиться в том, чтобы метки на картере и маховике тоже совпадали.
Щиток ГРМ снят, 1 поршень в верхней мёртвой точке
Ремень ГРМ снимается
Все шкивы распредвалов извлечены
Откручиваются болты, удерживающие кронштейн
Помпа извлечена из гнезда
Помпа ставится только номером вверх
Видео: Замена водяного насоса на Лада Приора 16 клапанов
Важные моменты
- При обратной сборке системы охлаждения особое внимание уделяется метке на шкиве коленвала и треугольной прорези, которая находится на крышке масляного насоса. Эти метки в обязательном порядке совмещаются, поскольку только так поршень первого цилиндра гарантированно устанавливается в верхнюю мёртвую точку. Если метку на шкиве видно плохо, на неё можно нанести каплю красной или белой краски.
Метка на шкиве, сделанная красной краской, будет лучше видна при замене
Как видно из этой статьи, заменить помпу на автомобиле Лада Приора — задача не из лёгких. И если автовладелец никогда раньше этого не делал, то вполне вероятно, ему понадобится помощь напарника, особенно когда дело дойдёт до извлечения распредвалов ГРМ. Разумеется, сделать всё это можно и в одиночку, но тогда на это уйдёт гораздо больше времени.
Замена помпы на 16-клапанной Приоре
Замена помпы на Приоре 16 клапанов – достаточно ответственный процесс, потому что последствия неправильной сборки могут быть весьма и весьма печальными. О том, как поменять помпу на 16-клапанной Приоре.
Содержание статьи:
- Причины неисправностей
- Необходимые инструменты
- Процесс замены
- Сборка
- Видео
Помпа – это один из наиболее важных узлов автомобиля. О ее назначении несложно догадаться. Это просто насос, который гоняет охлаждающую жидкость в системе. Если помпа по какой-то причине перестает справляться со своими обязанностями, то жидкость тут же начнет греться намного больше положенного, чаще всего это заканчивается закипанием. К слову, антифриз в системе под давлением, которое создает помпа, оно примерно равно 3 Мпа, так вот, при таком давлении температура кипения повышается до 120 градусов.
Причины неисправности помпы на Приора 16 клапанов
Есть несколько причин, по которым требуется замена помпы на Приоре 16 клапанов. Вообще, на двигателях 21126 и 21127 это очень ненадежная деталь, за которой надо глаз да глаз. Производитель утверждает, что ее замена производится через 60 тысяч, по факту бывают случаи износа и через 30 тысяч.
Итак, основные неисправности помпы на ВАЗ 2170 Приора с двигателем 16 клапанов:
- Негерметичность. Тут все понятно. Просто она начинает течь. Определить это достаточно легко, потому что снизу есть специальное отверстие.
- Износ подшипника. Помпа начинает сильно греметь, но определить, что это именно она, не обладая навыками и сноровкой достаточно сложно. Потом, после того как замена помпы выполнена, можно покрутить ее, обычно это будет что-то наподобие вжиков при прокручивании.
- Срезало крыльчатку помпы на Приоре 16 клапанов. Это тоже не редкость, потому что она выполнена из пластика. Тут либо напрочь отлетают лопасти, либо крыльчатка просто начинает прокручиваться на оси.
- Заклинило помпу. Это тоже довольно распространенная причина замены. И повезет, если при этом не погнуло клапана, потому что с вероятностью почти 100 процентов ремень ГРМ порвется, даже новый.
Инструменты для замены помпы на Приоре 16 клапанов
Надо признать, что отечественный автопром стремится к европейским стандартам. А по сему, одними рожковыми ключами не обойтись. Для замены помпы нам понадобится трещотка, торкс 30, либо набор торксов, шестигранники, а так е ключ на 15 и два ключа для натяжки роликов.
Меняем помпу на 16-клапананной Приоре
Само собой, если мы проводим работы со снятием помпы, то первым делом отсоединяем клемму от аккумулятора. Это нужно для того, чтобы нормально, без последствий слить антифриз.
Дальше снимаем защиту картера. Для этого откручиваем гайки на 10 под нижней кромкой бампера, затем откручиваем два болта возле рычагов, а потом торксы по краям. Заодно снимаем и пластиковый щиток правого подкрылка.
Теперь, если не бояться, можно слить интифриз из блока, а для тех, кто боится, откручиваем три болта крепления стартера, а потом отводим его в сторону, благо проводов хватает, чтобы положить его на рычаг. Сливаем антифриз.
После этого снимаем сверху пластиковый чехол, он просто сдергивается вверх, сидит на шпильках. Ну вот, теперь нам открылся вид на кожух ремня ГРМ. Для того, чтобы его открутить, нужен Torx 30, но вот беда, трещоткой не подлезть под два болта, их придется выкручивать при помощи уголка. Кожух делится на две части, каждая из которых снимается без каких-либо трудностей.
Далее надо выставить поршень первого цилиндра в ВМТ такта сжатия. На зубчатом шкиве ремня ГРМ, что на коленчатом валу, имеется метка в виде точки. Ее надо совместить с меткой – отливом на корпусе масляного насоса. На распределительных валах тоже есть метки, их надо совместить с метками на пластиковом кожухе ремня. Что касается того, гнет ли двигатель Приора 16 клапанов — 21126 и 21127 точно гнут клапана. Крутить коленвал можно либо за болт крепления шкива, либо можно вывесить одно переднее колесо, включить пятую передачу и крутить за него.
Когда метки выставлены, можно приступать к снятию ремня ГРМ, для этого ослабляем натяжной ролик, снимаем ремень, заодно проверяем все ролики, потому что их тоже надо снимать. Далее необходимо снять внутреннюю часть пластикового кожуха ремня ГРМ, он держится на пяти болтах на 10. Заранее надо снять чугунный отлив, он на трех болтах на 1, иначе снять кожух не получится.
Собственно, теперь приступаем к замене помпы на Приоре 16 клапанов. Для этого нам понадобится шестигранник. Откручиваем три болта, потом аккуратно расшатываем помпу, снимаем ее. Желательно промазать герметиком соединения, прокладку с обеих сторон.
Сборка после замены помпы на Приоре 16 клапанов
По сборке ничего серьезного, главное – это точность. Перед тем как ставить на место ремень ГРМ, обязательно надо убедиться в соответствии меток, об этом уже было сказано выше. После окончательной установки ремня надо прокрутить от руки коленвал на два оборота – это полный рабочий цикл. Если все нормально, то со спокойной душой собираем.
Видео замены помпы на Приоре 16 клапанов:
Как распознать и исправить неполадки водяной помпы на «Ладе-Приоре»: инструкции и советы
Водяной автомобильный насос (или по-другому — помпа) выполняет немаловажную роль в нормальной работе двигателя автомобиля. Благодаря этому устройству охлаждающая жидкость без задержек циркулирует по каналам системы охлаждения и снижает температуру всех нагревающихся компонентов силового агрегата. Неисправность водяного насоса способна привести к нежелательному перегреву деталей двигателя и даже окончательно вывести его из работоспособного состояния. Для исключения подобного исхода необходимо внимательно следить за состоянием помпы.
Предназначение и общее устройство помпы в автомобиле «Лада-Приора»
Водяной насос авто (ВН) либо помпа, конструктивно входит в систему жидкостной охлаждающей системы (ЖОС) современной автомашины и является её ключевым элементом. Главная функция этой детали — обеспечение интенсивной циркуляции охлаждающей жидкости (ОЖ) по ЖОС двигателя.
Благодаря подобному постоянному движению происходит снижение температуры жидкости и восстанавливается её способность к охлаждению других деталей и систем авто. Как правило, водяной насос на двигателе автомобиля конструктивно размещается впереди блока цилиндров. Его привод осуществляется от коленвала через клиновидный специальный ремень либо от механизма газораспределения (ГРМ) с помощью ремня зубчатого типа.
Специальный зубчатый ремень обеспечивает фунуционирование водяной помпы автомобиля
Общее устройство помпы
Помпа «Лады-Приоры» представляет собой довольно простой механический узел, который состоит из нескольких основных деталей.
Конструкция помпы состоит из нескольких элементов, одним из которых является обязательная прокладка
Основными компонентами водяной помпы двигателя являются:
- корпус изделия;
- вал с крыльчаткой и специальным саморегулирующимся сальником, благодаря которому охлаждающая жидкость (ОЖ) надёжно удерживается в конструкции при эксплуатации;
- подшипник вала насоса, на котором установлен вал помпы;
- шкив привода;
- вентилятор радиатора (данная деталь может быть закреплена на приводе помпы либо выполняется в самостоятельном электроприводном варианте, не имея какой-либо связи с водяной помпой авто);
- прокладка из картона или специального материала.
Принцип действия устройства
Работа насоса для перекачки ОЖ состоит в следующем:
- на заведённом двигателе охлаждающая жидкость, которая остыла в автомобильном радиаторе, двигается к насосу (в частности, к его крыльчатке);
- промежутки, имеющиеся между её лопастями, полностью оказываются заполненными ОЖ;
- благодаря действию центробежной силы, охлаждающая жидкость крыльчаткой отбрасывается в разные стороны внутренней полости ВН;
- через технологическое отверстие жидкость уходит в каналы рубашки охлаждения элементов мотора;
- происходит обеспечение постоянной циркуляции охлаждающей среды в ЖОС.
Особенности конструкции
Для предотвращения возможного подтекания корпус помпы устанавливается на моторный блок цилиндров через специальную прокладку (например, из картона). Вентилятор охлаждения, конструктивно располагающийся иногда на шкиве автопомпы и приводящийся в действие одновременно с ним, как правило, производится из металла либо прочного пластика. Для снижения шума работы лопасти конструкции располагаются под определёнными углами, в Х-образном положении, что соответствует 110/70 градусов.
С целью снижения значения мощности, необходимой для приведения вентилятора в действие, конструкторы используют специальную электромагнитную муфту. Это устройство может отключать вентилятор при снижении температуры ОЖ до уровня в 78–85 градусов по Цельсию. Подобным образом оптимизируется работа системы по охлаждению двигателя, а также снижается шумность при эксплуатации агрегата.
Пошаговая инструкция по замене помпы на авто «Лада-Приора» самостоятельно
Необходимо заметить, что заменить водяную помпу на автомобиле «Лада-Приора» нельзя, не осуществив демонтажа генераторного привода двигателя.
Необходимые инструменты
При замене на автомобиле «Лада-Приора» водяной помпы потребуются следующие инструменты:
- рожковые ключи №o10, №o15, №o17;
- накидные ключи №o15, №o17;
- ключ-шестигранник №o5;
- две отвёртки различного размера;
- ключ специальной конструкции для осуществления установки натяжного ролика либо съёмник для стопорных колец;
- ключ Torx T-30, используемый для отворачивания пяти винтов, которыми закреплена передняя верхняя крышка ГРМ привода;
- лопатка монтажная.
Фотогалерея: набор инструментов для замены водяной помпы на «Приоре»
Порядок действий состоит в выполнении следующих операций:
- Отсоединяется провод от минусовой клеммы аккумулятора.
При начале работ отрицательная клемма аккумулятора отсоединяется
Применяемую ОЖ необходимо с системы охлаждения слить
Адсорбер и подводные шланги демонтируются для получения лучшего доступа к водяной помпе
Необходимо произвести демонтаж защитного кожуха двигателя
Деталь снимается для получения доступа к водяной помпе
Выставление ГРМ по меткам необходимо для правильной работы двигателя после установки всех демонтированных деталей
Детали снимаются с использованием специального приспособления для получения доступа к водяному насосу
При работе можно использовать отвёртку
Место крепления водяной помпы на двигателе
Сборка производится в обратной последовательности.
Новая помпа обязательно должна быть достаточно смазана специальной смазкой. При установке рекомендуется нанести на новую прокладку герметик, что обеспечит устройству необходимую надёжность при эксплуатации.
Монтаж водяной помпы выглядит следующим образом:
- Проверяется затяжка винта, который стопорит подшипник, установленный в корпусе ВН.
- Винт при необходимости затягивается.
- Устанавливается новая помпа таким образом, чтобы номер изделия оказался вверху.
Помпа устанавливается на своё место
Выставленный по меткам механизм ГРМ
Ремень натягивается роликом натяжения с использованием специального ключа
Ремень привода устанавливается на своё место
Видео: пошаговая инструкция по замене водяной помпы на «Ладе-Приоре» 16 клапанов
Проверка исправности водяного насоса без его демонтажа
Для вывода об исправности водяного насоса на автомобиле «Лада-Приора», не снимая её с двигателя автомобиля, необходимо произвести следующие мероприятия:
- запустить и прогреть силовой агрегат до температуры его эксплуатации;
- сжать рукой верхний шланг от радиатора;
- по тактильным ощущениям можно понять, что ОЖ по системе охлаждения циркулирует, а значит водяной насос исправно работает.
Наличие постороннего гула либо шума в районе помпы говорит о скором возможном выходе из строя подшипника устройства. В этом случае рекомендуется произвести замену автопомпы на новую.
При нормальной работе помпы по данному патрубку интенсивно циркулирует охлаждающая жидкость
Признаки, которые указывают на необходимость замены детали
Основными факторами, которые указывают на неисправность водяного насоса, специалисты считают:
- течь ОЖ из корпуса в районе сальника;
- износ встроенного подшипника, который определяется повышенной шумностью, гудению при эксплуатации либо его заклиниванию;
- недостаточная циркуляция используемой охлаждающей жидкости;
- чрезмерное увеличение температуры силового агрегата;
- уменьшение уровня залитой в систему ОЖ;
- наличие трещин, сколов, выкрашиваний материала шкива, корпуса либо крыльчатки водяной помпы.
Водяная помпа, как правило, является неремонтопригодным компонентом, в силу особенностей своей конструкции. Поэтому специалисты рекомендуют производить полную замену этой важной детали.
Водяная помпа для «Лада-Приора» заменяется полностью при её неисправности
Заводской ресурс эксплуатации помпы
Срок службы водяного насоса зависит от поставщика изделия или, другими словами — от качества сборки помпы, используемых элементов и материалов. Не совсем качественная помпа может выйти из строя и через 10 тысяч километров пробега автомобиля. Ресурс хорошей детали может исчисляться и 100 тысячами километров без наличия признаков выхода из строя детали.
Специалисты рекомендуют устанавливать на автомобиль оригинальную водяную помпу от завода-изготовителя ТЗА (Тольяттинского Завода Автоагрегатов), которая обладает хорошим качеством и значительным сроком безаварийной эксплуатации.
Возможность установки на «Ладу-Приору» дополнительного водяного насоса
Одним из недостатков отопителя на автомобиле «Лада-Приора» является его низкая эффективность при работе двигателя на малых оборотах в холодное время года, из-за недостаточной циркуляции охлаждающей жидкости. Поэтому салон автомобиля прогревается медленно и недостаточно, что вызывает определённый дискомфорт у водителя и пассажиров.
Существуют некоторые требования, которые необходимо выполнить для получения качественного результата после установки дополнительной электропомпы.
К ним относятся следующие моменты:
- установленное изделие не должно создавать в радиаторе отопителя избыточное давление при эксплуатации, чтобы избежать повреждений патрубков либо образования трещин;
- имеет смысл произвести замену термостата и установить этот компонент с увеличенной температурой по открытию (90–95 градусов по Цельсию) в связи с тем, что при возрастании скорости в циркуляции ОЖ детали двигателя будут медленнее прогреваться, увеличивая износ силового агрегата.
Для решения этой проблемы можно установить в систему охлаждения силового агрегата дополнительную водяную помпу, что позволит качественно улучшить обогрев салона авто даже при работе двигателя на холостом ходу. Подобная технология не нова. Инженеры её уже давно используют. В качестве примера можно привести немецкие автомобили BMW либо Mercedes Benz.
Выбор устройства
Как правило, в качестве дополнительной водяной помпы на автомобиль «Лада-Приора» подходят устройства различных изготовителей.
Это, к примеру, могут быть бренды от:
Видео: положительный эффект от установки на «Ладу-Приору» дополнительной электропомпы
Однако чаще всего на «Ладу-Приору» монтируется водяная электропомпа, устанавливаемая на автомобили «Газель». Это может быть конструкция старого либо нового образца, но принцип действия у обоих одинаков: за счёт разряжения на входе при работе изделия возникает прокачивающая сила, которая и перегоняет охлаждающую жидкость по системе. По сути — помпа с автомобиля «Газель» является классическим центробежным насосом.
Конструкция варианта новой помпы гораздо более удачная и вызывает меньше нареканий у автолюбителей. И также она является менее шумной при эксплуатации. Основной неисправностью, с которой сталкиваются автомобилисты при использовании такого электронасоса — это его протекание.
Установка и подключение дополнительного электронасоса
Для оборудования автомобиля дополнительной водяной электропомпой также потребуется обычное реле, которое имеет нормально разомкнутые контакты (это может быть реле зажигания либо стартера от автомобиля ВАЗ 2105, ВАЗ 2108). В нём необходимо замкнуть контакты №o86 и №o30. И также потребуется армированный шланг, хомуты для зажима патрубков.
Дополнительная помпа может быть установлена в любой из разрывов подающего либо выходящего патрубка отопительной печки автомобиля.
Монтаж дополнительного электронасоса довольно прост, а эффективность отопителя существенно увеличивается
Закрепляется помпа в «Ладе-Приоре» в следующих местах:
- шпилька крепления бачка для омывателя;
- шпильки, расположенные рядом с аккумуляторной батареей;
- на щитке двигателя.
Устройство может быть подключено к самым различным системам.
- кнопка включения рециркуляции;
- блок САУО печки;
- обогрев зеркал;
- другие удобные места.
Инструкция по монтажу дополнительной электропомпы
Установка дополнительного водяного насоса на любой автомобиль (в том числе и на «Ладе-Приоре» 16 клапанов) в принципе ничем не отличаются. Необходимо разместить электронасос в разрезе патрубка, который является входным либо выходным в печку автомобиля и обеспечить его электропитание.
Пошаговая инструкция по установке данного дополнительного компонента выглядит следующим образом:
- Обеспечить доступ к патрубкам отопителя под капотом авто, демонтировав мешающие работе компоненты.
- Обжать один из резиновых патрубков, который выходит из отопителя (печки), что производится с целью недопущения вытекания ОЖ либо слить антифриз (тосол) из всей системы.
- Вырезать часть этого патрубка по длине соответствующей устанавливаемой помпы.
- Длина штуцеров при этом не учитывается по причине того, что они входят в патрубки.
- Необходимо заранее подобрать диаметр штуцеров на электропомпе для получения качественного соединения.
- Закрепить резиновые патрубки на штуцерах помпы с помощью металлических хомутов.
- Дополнительную электропомпу прикрепить к выбранному заранее месту под капотом автомобиля (указаны выше) с помощью специального крепежа.
Дополнительную электропомпу можно закрепить в любом удобном для установки месте
Видео: пошаговая инструкция по установке дополнительного водяного электронасоса на автомобиль
Монтаж подобной помпы рекомендуется производить лишь после тщательной проверки работоспособности всей охлаждающей системы автомобиля, так как зачастую находятся неисправности в печке, термостате, других компонентах, что в итоге не позволяет получить достаточный прогрев салона.
Водяная помпа автомобиля «Лада-Приора» призвана поддерживать установленный заводом изготовителем внутренний тепловой режим силового агрегата автомобиля. Эксплуатация мотора с неисправным насосом гарантированно приведёт к более серьёзным поломкам и как следствие — к значительным финансовым затратам. Своевременная замена вышедшей из строя водяной помпы обеспечит длительный ресурс двигателю, а также комфорт при использовании автомашины.