Меню

Принципы работы диагностики двигателя

Диагностика двигателя

Диагностика двигателя позволяет выявить все неполадки и проблемы, после чего возможно выбрать оптимальную стратегию проведения ремонта. Диагностика двигателя разделена на несколько этапов, о которых мы поговорим далее.

Диагностика двигателя эндоскопом

Эндоскоп – прибор, с помощью которого можно посмотреть состояние двигателя изнутри, без его разборки. Проверка эндоскопом так же существует в медицине. И как врач ставит более точный диагноз после эндоскопического исследования того или иного органа, так и проверка, например, цилиндров двигателя эндоскопом позволяет максимально точно определить состояние, характер и степень неполадки, и, как следствие, позволяет сделать более точные рекомендации по ремонту и дальнейшей эксплуатации агрегата.

Диагностика двигателя эндоскопом – распространенная процедура. Автовладельцы, которые проверили двигатель своего автомобиля этим способом, всегда хорошо отзываются. С помощью эндоскопа можно проверить цилиндры, клапана и проверить состояние поршневой группы. Эндоскопическое исследование цилиндров дает долгожданный ответ тем, кто хочет видеть что происходит с цилиндрами, насколько изношена хоминговка гильз, зазор между поршнем и цилиндром. Если обычная диагностика цилиндров не дает ответа на вопрос, его почти гарантированно даст эндоскоп.

Проверить задиры на двигателе эндоскопом, можно самостоятельно и некоторые автомобилисты так и поступают. Однако стоит отметить, что очень многое в таком исследовании зависит от 2 факторов. Первый – качество самого прибора – эндоскопа. Прибор, купленный с рук или заказанный Китае, не может гарантировать точного результата диагностики двигателя, поэтому риск от проведения такой диагностики весьма и весьма велик. Второй – опыт того, кто будет проводить диагностику двигателя эндоскопом. Без определенного опыта и знаний качественно оценить повреждения двигателя не удастся.

Проверка компрессии в цилиндрах двигателя

Одно из важнейших и самых распространенных мероприятий, которое поможет удостовериться в том, что ваш двигатель правильно работает. Измерение компрессии поможет узнать о проблеме преждевременно, пока она не привела к серьезным неполадкам в работе двигателя или к его остановке во время поездки.

Для проверки компрессии для любительского использования есть специальный прибор – компрессометр. Современные компрессометры укомплектованы всем необходимым для потребителя, в том числе адаптерами (переходниками) для разных моделей, так же может быть измерена компрессия в дизельном двигателе автомобиля. Измерение компрессии двигателя в автосервисах производится при помощи мотортестеров или компрессографов. Снижение компрессии может быть вызвано разными факторами, в том числе износом деталей поршневой группы, неисправностями деталей газораспределительного механизма и т.д. Перечислять можно очень долго. Но самое главное, что нужно знать, так это то, что при понижении давления параметры двигателя и экономичность значительно ухудшаются. Обычному автолюбителю вряд ли будут понятны цифры, которые получены при проверке компрессии в цилиндрах двигателя. Для простоты и удобства есть специальные руководства по измерению компрессии двигателя. При этом необходимо использовать руководство для конкретного типа двигателя

Диагностика состояния моторного масла

Все виды моторных масел имеют свой срок службы, после которого оно становится — непригодным. На упаковке с маслом производитель всегда указывает рекомендации по пробегу автомобиля, через который необходима его замена. Эти рекомендации даются без расчета условий эксплуатации автомобиля – погодные условия, запыленности дорог, периодические стояния в пробках, когда машина не двигается, а ее двигатель все равно работает, и частая эксплуатация по городу — значительно сокращает срок службы масла. Поэтому не стоит полагаться на рекомендации и стараться наблюдать за качеством масла — самостоятельно.

Проверка масла в двигателе

Проверить состояние масла можно по капле с масляного щупа двигателя. Необходимо один раз капнуть на лист бумаги и подождать 15 минут, пока капля пропитается и сформирует четкое пятно. Теперь просто сравниваем полученный образец с представленными в таблице ниже. Капля должна быть не более — 3 сантиметров в диаметре.По бумажной пробе масла учитывают три зоны капли. Цвет и рисунок пятна, а так же — равномерность растекания.

Читайте также:  Гонит масло с сапуна коробки ваз 2114

Чистое масло, без примесей, оставляет — большое светлое пятно. Оно может вовсе исчезнуть через пару суток. Если позже пятно пожелтеет, окислится, значит масло работало в двигателе при повышенных температурах, что указывает на неисправности в работе мотора.

Чем светлее пятно в зоне ядра — тем работоспособнее проверяемое масло.
Сильное потемнение говорит о насыщении металлами и примесями и если такое масло оставить работать в двигателе дальше, износ двигателя увеличится в разы.Маленькая зона последнего кольца, диффузии, говорит о потере своих свойств у присадок, добавленных в масло для моющих и диспергирующих качеств. Такое масло может работать в моторе и дальше, но уже — не выполняя присадочных свойств.

Полное отсутствие последнего кольца говорит о присутствии воды и полной потере присадочных свойств. Если ядро такого масла густое и по цвету близкое к черному, значит — было неоднократно отработано и уже давно пришло в негодность!В других случаях масло просто состарилось о времени, вышел срок годности, или были нарушены условия его хранения.Вода наносит сильный вред моторным маслам.
Попадая в него в соотношении 0,2 % вода начинает быстро разлагать существующие в ней присадки. Далее при работе двигателя с таким маслом в трубках и каналах мотора забиваются густыми отложениями.
В дальнейшем это приводит — к поломкам деталей в двигателе!

Распад присадок увеличивает нагар на деталях, образуются — отложения, пены, пленки.

Диагностика двигателя автосканером

Диагностика сканером включает в себя последовательную проверку большинства систем управления, таких как: блок управления двигателем, автоматической трансмиссией, тормозной системой – ABS/ESP, подушками безопасности, круиз-контролем, климат-контролем, иммобилайзером, щитком приборов, системой парковки, пневмоподвеской, системой навигации и других систем.

Диагностика каждой системы разделяется на различные этапы: при диагностике двигателя проверяются системы, управляющие двигателем, , проверка подачи в цилиндры, топливные системы, анализ оборотов и др. По результатам диагностики, как правило. Исходя из результатов диагностики двигателя, предоставляется отчет об текущих ошибках и рекомендации по ремонту или замене неисправных агрегатов и узлов. Компьютерная диагностика позволяет провести проверку всех электронных систем автомобиля.

Общие принципы диагностики автомобильных двигателей

Слово «диагностика» пришло в автодело из медицины. В нем два корня: «диа» дословно переводится как «насквозь», а «гнозис» — «взгляд, видение». Получается, диагностика — это значит увидеть насквозь, и понять: что — идет как надо, а что — требует вмешательства. Врачи шутят, что лучший диагност — это патологоанатом. Говоря о двигателях, можно с уверенностью сказать, что «видеть насквозь» все узлы автомобиля — дело для человека невозможное. Мастера своего дела опираются на опыт, интуицию, однако конкретная проблема может спрятаться в неожиданном месте. Поэтому качество диагностики двигателя в равных долях зависят от опыта мастера и от совершенства используемого диагностического оборудования.

Современный автомобиль — сложный организм и неудивительно, что время от времени у него появляются болезни какой-нибудь системы. Особенно неприятны всяческие капризы двигателя, превращающие машину в неодушевленный предмет. Вероятность таких бед увеличивается с возрастом и стажем мотора, однако и новый от этого не застрахован.

Причин возникновения неисправностей двигателя — от неблагоприятных дорожных условий или ошибок водителя до скрытых заводских дефектов. Поэтому естественно, что в подобных случаях сами собой возникают два традиционных вопроса: «кто виноват» и «что делать». Первый важен хотя бы для того, чтобы не повторять ошибок, а ответ на второй очевиден: надо организовывать ремонт.

Но что именно ремонтировать — зачастую определить довольно трудно. На поиск дефекта нередко уходит больше времени, чем на его устранение. В связи с этим квалификация специалистов и техническое оснащение поиска должны быть самыми лучшими.

Практика показывает, что чем сложнее агрегат или система, тем важнее именно эта стадия. Ошибка при установлении причины неисправности ведет к дополнительным затратам труда и денег, включая стоимость неоправданно использованных запчастей (часто она в несколько раз выше реально необходимой). Таким образом, непосредственно ремонт в общепринятом смысле, то есть работа, связанная со снятием и заменой каких-либо деталей или узлов, — это только заключительная часть всего дела. Предварительную же часть, когда без снятия и разборки узлов выясняют, что же конкретно предстоит сделать, обычно называют процессом диагностирования или просто диагностикой.

Читайте также:  Пуско зарядное устройство для автомобиля розетка

На практике диагностика нужна не только для поиска неисправности (хотя эта причина преобладающая). В ходе планового технического обслуживания автомобиля полезно делать профилактическую диагностику, чтобы выявить скрытые неисправности, не проявляющие себя до поры до времени. Диагностику иногда проводят и с целью приблизительной оценки остаточного ресурса двигателя.

Диагностика двигателя вышла на первый план постепенно и относительно недавно. Это произошло из-за непрерывного совершенствования и усложнения конструкции самого двигателя и всех его систем. В прошлом моторный агрегат был относительно незатейливым: зажигание контактное, питание карбюраторное, да и механика двигателя без особых тонкостей. Все это не требовало особо сложной и дорогостоящей аппаратуры для поиска неисправностей — вполне хватало компрессометра и стробоскопа, к которым позже прибавились газоанализатор для топливовоздушной смеси и стетоскоп для прослушивания шумов двигателя.

Такой набор был достаточен до тех пор, пока повсеместное ужесточение норм токсичности выхлопа не заставило отказаться от карбюраторов. Системы топливоподачи и зажигания стали электронными, появился электронный блок управления (бортовой компьютер) с информационной базой в виде датчиков расхода, давления и температуры воздуха, детонации, положения коленчатого и распредели тельного валов, а также угла открытия дроссельной заслонки. Дальнейшие шаги в борьбе за экологию выглядели еще серьезнее: применение 3-компонентных нейтрализаторов выхлопных газов, введение так называемого лямбда-регулирования (обратная связь по количеству кислорода в выхлопных газах), управление системой ре циркуляции выхлопных газов, инжектирование в систему выхлопа вторичного воздуха, улавливание паров топлива. Разумеется, все это было достигнуто значительным усложнением электронных систем управления.

Одновременно с этим существенно усложнилось устройство двигателей. Широкое распространение получи ли многоклапанные двухвальные головки блока цилиндров, впускные и выпускные системы сложной конфигурации. Не редкость регулирование фаз газораспределения, все чаще применяются схемы V6 или V8 там, где раньше устанавливались двигатели с меньшим числом цилиндров. Более того, мотор оброс множеством агрегатов:

Кроме привычного генератора приводятся во вращение от коленчатого вала насос гидроусилителя руля, компрессор кондиционера, воздушный компрессор системы снижения токсичности выхлопных газов. Все это существенно затрудняет доступ ко многим узлам и деталям, а также увеличивает время ремонтных операций.

Поиск неисправностей в электронных системах управления двигателем резко усложнился и потребовал приборов, сопоставимых по уровню сложности с проверяемыми. Такую диагностику можно назвать электронной: она позволяет анализировать электронные системы управления при помощи электронного же диагностического оборудования. Но это не отменяет и не заменяет диагностику механической части двигателя, для которой в арсенале остались традиционные средства.

Типичная картина — хозяин автомобиля после посещения «фирменной» станции пребывает в недоумении. «Сделали компьютерную диагностику, сказали, что все в порядке, а двигатель как стучал, так и стучит!». Это характерный пример заблуждений многих водителей и даже работников автосервиса: дескать, электронная диагностика может все. В действительности же дело обстоит не так.

Подключение электронных приборов (в частности, сканеров) к диагностическому разъему современнейшего автомобиля и считывание данных из памяти бортового компьютера не позволяют обнаружить не только неисправности механики, но и многое из того, что относится к электронике. Простейший компрессометр большинством таких «электронных диагностов» уже забыт, а он помогает вполне надежно распознать многие беды поршневой группы и газораспределительного механизма. Альтернативы этому прибору еще нет и выбрасывать его на свалку истории рано.

Читайте также:  Ti vct чип тюнинг

Что же касается электронной аппаратуры управления двигателем, то при ограниченности диагностических средств (что типично для мелких мастерских) трудно рассчитывать на успех в поиске неисправностей. В подобных случаях можно пользоваться универсальными приборами, например, осциллографом (хотя, если честно, и это большая редкость), но затраты времена существенно возрастут.

Вывод прост: диагностируя двигатель, необходимо рассматривать его в комплексе, как совокупность механической и электронной систем. Характерно, что при этом решающими могут стать показания и самых простых приборов.

Известны многие попытки вывести некую универсальную формулу диагностики, применив которую можно быстро и без больших трудов найти причину неисправности. Практика не подтверждает жизненность подобных теорий: найти какие-либо абсолютные рекомендации по жесткой схеме не удается. В реальных условиях на первый план все-таки выходит опыт специалиста, а какая-то система или алгоритм действий могут существовать только в общих чертах.

При одном и том же внешнем проявлении (симптоме неисправности причины, ее вызывающие, могут быть совершенно различными, более того, даже связанными с разными системами. Вот простейший пример. Плохая работе одного цилиндра возможна как из-за нарушения подачи топлива или искрообразования (система управления), так и из-за негерметичности клапанов двигателя (механическая часть). Поэтому задача предварительного этапа поиска — определить, к какой системе относится неисправность. Естественно, тут идут в ход обе приборные группы — для механической части (компрессометр, вакуумметр, тестер утечек) и для систем управления (газоанализатор, сканер, мотор-тестер). В условиях большой загрузки ремонтного предприятия особенно эффективны современные мотортестеры, так как они совмещают в себе функции компрессометра, осциллографа, анализатора систем зажигания, вакуумметра и газоанализатора.

Когда неисправная система найдена, то с помощью тех же средств выявляют неисправную «подсистему». В механической части двигателя это может быть поршневая группа, кривошипно-шатунный механизм или, например, распределительный механизм. Кстати, на этом этапе очень полезен такой нехитрый прибор, как стетоскоп для прослушивания шумов двигателя. В системе управления неисправность следует искать в «подсистемах» топливодозирования, зажигания, управления холостым ходом или снижения токсичности выхлопа. Диагностические средства используются те же, что и на предварительной стадии диагностирования.

Конкретную причину неисправности определяют на заключительной стадии — при локализации неисправного компонента, детали или узла. Для механической части двигателя здесь может быть дополнительно использован эндоскоп, а для систем управления — мультиметр и имитаторы сигналов систем управления. Нередко приходится применять и осциллограф, поскольку диагноз исправности многих датчиков можно поставить только анализом формы их выходного сигнала.

Результаты диагностики — это правильно определенные неисправные компоненты (узлы, блоки, детали и т. д. ). Стоит отметить, что при диагностировании системы управления причина обязательно должна быть найдена точно, со 100-процентной уверенностью. Ошибка ведет к необоснованной замене исправного компонента, то есть к прямому убытку во всех отношениях.

В механической части двигателя, как правило, не удается обозначить дефект совершенно точно без демонтажа и разборки двигателя. Поэтому опытные специалисты-механики устанавливают причину различных шумов и стуков с определенной вероятностью, которая тем выше, чем больше опыт специалиста. Здесь легче ошибиться, приняв, например, стук шатунного подшипника за стук поршня. Подобные ошибки далеко не всегда приводят к дополнительным затратам: на современных автомобилях, в отличие от моделей прошлых лет, большинство механических дефектов требует снятия двигателя и его разборки, по крайней мере, частичной.

Практика также показывает, что наличие самого современного и дорогостоящего оборудования не является гарантией проведения грамотной и квалифицированной диагностики. Обязательное слагаемое успеха — техническая информация об устройстве конкретных систем обследуемых моделей автомобилей (схемы соединений, расположение компонентов, расшифровка кодов неисправностей, особенности конструкции двигателя и т. д. ). Хотя, конечно же, квалификация и опыт не только могут заменить целые тома литературы и сэкономить десятки часов, но и вообще оказаться решающими при установлении истинной картины.

Adblock
detector