Масло в двигатель и в коробку мотоблока: выбор и замена
Трансмиссионное и моторное масло для мотоблока – основополагающий фактор, влияющий на бесперебойную и долговечную работу агрегата. Правильный выбор и своевременная замена позволит избежать непредвиденных поломок двигателя и сократить траты на его обслуживание.
Что такое мотоблок
Мотоблоки (МГ–трактор) – это мобильные компактные устройства, оборудованные специальными навесными приспособлениями для обработки приусадебных участков. Минитрактор является сложным агрегатом, состоящим из нескольких автономных систем:
- двигатель;
- трансмиссия;
- ходовая часть;
- механизмы управления;
- дополнительное оборудование.
Мотоблоки укомплектовываются бензиновыми или дизельными двигателями с жидкостной или воздушной системой охлаждения. Бензиновые силовые агрегаты делятся на двух- и четырехтактные, дизельные бывают только четырехтактными.
Трансмиссия МГ-трактора передает вращающие усилия от мотора к ведущим колесам агрегата и состоит из следующих агрегатов:
- сцепления;
- коробки переключения скоростей;
- дифференциала и редуктора (только у тяжелых моделей).
Иными словами, мотоблок – это тот же автомобиль, укомплектованный двигателем внутреннего сгорания, включая все необходимые системы для его успешной работы. Поэтому для его эксплуатации предусмотрены такие же классы масел и такие же требования, что и для больших транспортных агрегатов.
Моторное масло для двигателя мотоблока
При покупке мотоблок всегда сопровождается инструкцией по его безаварийной эксплуатации, в которой производитель дает рекомендации и устанавливает периодичность ТО, класс применяемой масляной жидкости и др. Чтобы избежать преждевременного ремонта или замены двигателя, нужно строго придерживаться требований завода изготовителя.
Основное назначение смазочных материалов:
- Снижение силы трения.
- Теплоотвод.
- Защита внутренней поверхности силовых агрегатов от нагара и шлаковых отложений.
- Снижение уровня шума двигателя.
Для технологически верного выбора смазки нужно учитывать, что любая марка моторного масла для мотоблока рассчитана на определенные эксплуатационные условия и подбирается исходя из климатических особенностей региона и величины механических нагрузок.
В зависимости от этих характеристик выбирается необходимый показатель вязкости, который нужен для качественной работы всех механизмов:
- летний (пример: SAE 20);
- зимний (SAE 10W);
- всесезонный (10W-30).
Помимо сезонности на функциональное назначение моторного масла для мотоблока влияет его основа и тип модифицирующих присадок. По способу производства смазочные материалы делятся на следующие категории:
- минеральные;
- синтетические;
- полусинтетические.
Еще одна особенность смазок – это их предназначение для определенного типа двигателей: бензинового, дизельного, двух- или четырехтактного.
Моторное масло в бензиновый двигатель мотоблока
Для мотоблоков, на которых установлен бензиновый двигатель предусматриваются смазочные жидкости с индексом S и последующим буквенным обозначением степени механических нагрузок:
SA – предусматривает работу мотора в умеренном режиме эксплуатации;
SB – средний уровень механических нагрузок;
SC – для двигателей выпуска до 1967 г;
SD – для моторов, оборудованных системой рециркуляции картерных газов – PCV;
SE – агрегаты 1970–1980 г;
SH – для всех современных минитракторов.
Класс SB характеризуется высокими антиокислительными и противокоррозионными свойствами.
SF отличается хорошими антипригарными показателями, особенно при использовании смазок в двухтактных двигателях.
Моторное масло в дизельный двигатель мотоблока
Масло для дизельных двигателей можно разделить на следующие категории (API):
СJ–4 – предназначено для мощных агрегатов, работающих в экстремальных условиях. Марка отличается высокими антипригарными качествами и низким содержанием сернистых и фосфорных включений (04–0,12%).
CI-4 – для двигателей с умеренными эксплуатационными требованиями. Характеризуется высокими диспергирующими и антиокислительными свойствами.
CH-4 – для четырехтактных агрегатов, работающих на любых марках дизельного топлива.
CF-2 – масло для МГ–тракторов с двухтактными моторами. Хорошо защищает детали механизмов от преждевременного износа.
CA – для мотоблоков, эксплуатируемых на дизельном топливе с низким содержанием сернистых веществ. Отличается высокими антипригарными характеристиками.
CВ – смазка с хорошими антикоррозийными свойствами.
CС – жидкость предназначена для смазки мощных двигателей, работающих в сложных климатических условиях.
Масло для четырехтактных двигателей мотоблока с воздушным охлаждением
Моторные смазки для четырехтактных мотоблоков должны соответствовать следующим требованиям:
- Низкая кинематическая вязкость.
- Высокие антифрикционные и противоизносные качества.
- Теплопроводность.
- Антипригарные качества с хорошими моющими свойствами, способствующими легкому снятию нагара со стенок цилиндров двигателя.
- Высокая термостойкость с отрицательной коксуемостью, препятствующей залеганию поршневых колец.
Трансмиссионное масло для редуктора мотоблока
Главная передача мотоблока состоит из нескольких механизмов, соединенных последовательно друг с другом. Размещение устройств в разных моделях может отличаться. Они могут располагаться в виде автономных узлов или объединяться в корпусе коробки переключения скоростей.
По своей конструкции агрегаты трансмиссии могут быть следующего вида:
Традиционная шестеренчатая передача состоит из конических и цилиндрических зубчатых деталей. Она применяется на средних и тяжелых моделях. Как правило, механизм таких устройств оснащается реверсом и несколькими понижающими ступенями.
Шестеренчато-червячная трансмиссия представляет собой систему из двух редукторов и приводится в движение коленчатым валом, установленным вертикально. Конструкция с одним или двумя редукторами применяется в легких мотоблоках.
Трансмиссионное масло для коробки МГ-трактора должно выбираться только согласно рекомендациям завода изготовителя. Для разных моделей оно может разительно отличаться по составу и эксплуатационным характеристикам.
Например, для минитрактора Нева МБ-1 рекомендуется ТАД-17И и ТАП-15 В, а для более современных устройств – это SAE 85W90 или 80W90.
Автомобильное моторное масло в двигатель мотоблока
Применять автомобильное масло для смазки мотоблока категорически запрещается. Это совершенно разные по своей структуре материалы. В моторах минитракторов эмульсии подаются посредством впрыска.
Поэтому для этой категории двигателей требуется соответствующая вязкость и специальный набор модификаторов. Если этим пренебречь, то мотоблок быстро потребует ремонта или замены агрегата.
Замена масла в мотоблоке своими руками
Первую замену масла в двигателе мотоблока следует проводить после завершения обкатки, которую выполняют на холостом ходу под строгим контролем. Вторую – через час после работы агрегата под нагрузкой.
Последующее техническое обслуживание рекомендуется производить через каждые 40 ч использования.
Последовательность выполнения работ:
- Прогреть двигатель.
- Установить агрегат на ровную горизонтальную площадку.
- Подставить емкость для отработки.
- Открыть заливное и сливное отверстие.
- Слить жидкость.
- Закрутить сливную пробку.
- Залить новое масло.
- Закрыть заливное отверстие.
- Дать отстояться.
- Замерить щупом уровень смазки и при необходимости долить.
Запустить двигатель, и проверить герметичность соединений.
Замена масла в редукторе происходит по такой же схеме и в такой же последовательности.
Статьи
Какое масло заливать в мотоблок?
Мотоблок – сложный механизм, состоящий из двигателя, трансмиссии, элементов управления и других узлов. Основной движущей силой машины является, конечно, двигатель. От его состояния зависит то, как машина будет работать: в полную силу, частично развивать свою мощность или вообще не заведется.
Двигатель будет исправен, если вы не превышаете рекомендуемые нагрузки и своевременно проводите обслуживание, при котором замена масла – основная процедура.
Данные, представленные в материале, не исключают актуальность руководства по эксплуатации мотоблока — производитель дает рекомендации с учетом типа двигателя, установленного на конкретной модели техники.
Двигатель мотоблока
Масло в двигателе формирует масляную пленку, которая
- защищает от сухого трения (противозадирные свойства),
- защищает от ржавчины (антикоррозионные свойства),
- сводит к минимуму воздействие химически активных компонентов, образующихся в процессе работы двигателя, на детали (антиокислительные свойства),
- отводит тепло от разогретых деталей двигателя (охлаждение).
Смазывающая жидкость в любом случае должна быть высокого качества — это гарантия того, что техника будет работать эффективно и бесперебойно.
Синтетика или минералка?
Моторное масло состоит из базовой основы и присадок, улучшающих ее свойства. Американский институт нефти (API) придерживается следующей классификации масел:
Тип масла | Особенности | Плюсы | Минусы |
Минеральное | Является продуктом перегонки нефти, к которому добавляются присадки для повышения эксплуатационных характеристик. | Привлекательная стоимость. | Нестабильные показатели работы при экстремально высоких и низких температурах. При морозе, а также повышенных нагрузках теряет смазочные и антиокислительные свойства; в процессе эксплуатации продукты сгорания масла «забивают» внутренние части двигателя. |
Полусинтетическое | Основа аналогична минеральным маслам, но обогащенный пакет присадок значительно улучшает качество этих масел: повышается текучесть при отрицательных температурах, отсутствуют потери свойств при эксплуатации. | Невысокая стоимость | Нет гарантии «чистоты» внутренних частей двигателя. |
Синтетическое | Продукт синтеза органических соединений. При производстве задаются любые качества и характеристики, которые недостижимы при помощи только одних присадок. | Высокие смазочные способности и стойкость к окислению– двигатель долгое время остается «чистым». Смена масла происходит гораздо реже. | Высокая стоимость производства отражается на цене конечного продукта. |
Вязкость масла по SAE
Масло для мотоблока, культиватора и любой другой садовой техники имеет такую характеристику, как вязкость. Свойства и другие рекомендации по выбору смазочных материалов указаны в руководстве по эксплуатации. Выбор вязкости во многом зависит от температуры окружающей среды. Например:
Разберем все значения, используемые в таблице.
SAE – классификация масел по вязкости — определяет способность масла сохранять свою текучесть при различных температурах окружающей среды.
SAE 30 – «летнее» масло, рекомендуемое использовать при температуре выше +10°C. При более низких температурах это масло густеет, что затрудняет пуск двигателя или делает его невозможным.
SAE 10W-30 – так называемое«всесезонное» масло, подходящее для окружающей среды в широком диапазоне температур от -15°C до +35°C.
SAE 5W-30 – «зимнее» масло, сохраняющее свои свойства даже при сильном морозе.
Важно помнить: маркировка вязкости по SAE отражает не возможную температуру эксплуатации двигателя, а температуры, при которых гарантирован его запуск. Если двигатель завелся и работает, то для него уже не так важно, какое масло (летнее или зимнее) в него залито.
Классификация масла по API
В инструкции по эксплуатации мотоблока и/или его двигателя есть указание: «Используйте масло API/SE или более высокого класса». В основе классификации API– качество масла и его эксплуатационные свойства. Первая буква S означает, что масло предназначено для бензиновых двигателей (для дизельных используется C). Вторая буква отражает рабочие характеристики: чем дальше она по алфавиту, тем выше качество. Соответственно, формулировка «более высокого класса» в нашем примере означает, что можно использовать масло SE, SF, SG и т.д.Маркировка класса по API указана на емкости с маслом.
Классификация масла по SAE и API на упаковке
Можно ли заливать в мотоблок автомобильное масло?
Какое масло лить в мотоблок? Можно ли использовать автомобильное масло?
Эксперты полагают, что этого не стоит делать, если на это нет прямых указаний инструкции. Автомобильный двигатель имеет не воздушное, а жидкостное охлаждение; система смазки такого двигателя предполагает наличие масляного насоса, который обеспечивает подачу масла под давлением, температура нагревания двигателя — не выше 90 градусов.
В отличие от автомобильного, двигатель мотоблока, как и другой садовой техники, имеет воздушное охлаждение и систему смазки разбрызгиванием. Температурные режимы более жесткие, нагрев гораздо сильнее: более 100 градусов плюс температура окружающей среды. При таких условиях автомобильное масло быстрее теряет свои свойства и выгорает.
Только используя рекомендованное производителем двигателя масло можно гарантировать надежность и бесперебойность работы двигателя.
Какое масло заливать в редуктор?
Если в инструкции по эксплуатации мотоблока нет прямого указания на обслуживание редуктора, вероятнее всего,что он имеет «пожизненную» смазку. При обнаружении каких-либо утечек необходимо обратиться в сервисный центр для устранения причины проблемы.
Проверки уровня и доли масла может потребовать коробка передач. Рекомендуется заливать трансмиссионное масло SAE 80W-90 или 75W-90. Но мы настоятельно рекомендуем делать замену масла в сервисе.
Редуктор мотоблока, иллюстрация из руководства по эксплуатации
Процедура замены моторного масла мотоблока
Как часто нужно менять масло? Рекомендуем обратиться к руководству по эксплуатации, так как интервалы замены масла варьируются: первая замена масла может производиться через 5-20 часов, а каждая последующая — через 50-100 часов или ежегодно (если не выработано положенное количество часов). Масло можно и нужно менять чаще, если работаете в сильно запыленных условиях.
- Перед первым запуском нового двигателя необходимо залить масло, так как новая техника обычно поставляется без него. Но даже если мотоблок был продан вам в полной «боевой готовности», это не отменяет необходимости проверить уровень масла в двигателе.
- Масло постепенно «сжигается»при работе. Всегда проверяйте его уровень в двигателе перед тем, как приступать к работе с мотоблоком.Уровень масла проверяйте на холодном двигателе. Если имеется масляный щуп, извлеките его, вытрите, погрузите обратно, снова извлеките и посмотрите, находится ли уровень на максимальной отметке. При необходимости долейте масло до уровня.
Уровень масла: 1 – пробка заливной горловины со щупом, 2 – максимальный уровень, 3-минимальный уровень.
Меняйте масло на теплом двигателе — оно сливается практически без остатка, забирая с собой все накопившиеся загрязнения. Алгоритм замены следующий:
- Глушим двигатель и отсоединяем свечной колпачок для безопасности, чтобы не допустить случайного пуска.
- Очищаем область вокруг маслозаливной горловины, чтобы исключить попадание грязи внутрь картера.
- Устанавливаем поддон для слива масла под сливной пробкой, выкручиваем пробку, сливаем масло.
- Устанавливаем сливную пробку на место и плотно затягиваем ее.
- Если двигатель оснащается масляным фильтром, его нужно менять по меньшей мере раз в сезон. Для этого выкручиваем фильтр, очищаем герметизирующее уплотнение от загрязнений. Смазываем прокладку фильтра чистым маслом, устанавливаем новый фильтр, затягиваем его.
- Открываем пробку заливной горловины и наливаем в картер необходимое количество (до максимальной отметки)нового масла. Объем масла указан в руководстве двигателя. Для малых двигателей садовой техники он обычно составляет 0,6 л.
Итоги и выводы
Для обеспечения высокой производительности и максимального срока службы мотора производители единодушно рекомендуют использовать высококачественное моторное масло без дополнительных присадок (по классификации API это масла SE, SF, SG и т.п.).
Температура окружающей среды определяет необходимую вязкость масла по SAE, соответствующая таблица и рекомендации приводятся в руководстве по эксплуатации. Выбирайте масло для ваших сезонных условий работы (зимнее, летнее, всесезонное).
Вы можете использовать минеральное, полусинтетическое, синтетическое масло (в соответствии с рекомендациями производителя двигателя). Синтетическое масло обычно рассчитано на более широкий диапазон температур, образует меньше нагара внутри двигателя, обеспечивает длительный срок службы мотора.