Причины физического износа машин
При проведении оценки транспортных средств для определения их рыночной (или иной) стоимости, а также в ходе проведения автоэкспертизы автомобиля на предмет оценки материального ущерба, оценщик (автоэксперт) рассчитывает износ транспортного средства как объекта оценки. Износ – это потеря стоимости автомобиля в следствии интенсивности его эксплуатации, сроков использования (хранения), а также ввиду развития научно-технического прогресса, приведшего к выпуску более совершенных транспортных средств.
В первую очередь износ подразделяется на:
— устранимый износ, который технически возможно исправить (устранить, снизить и т.д.) и это будет экономически целесообразно;
— неустранимый износ, который нецелесообразно устранять вообще по чисто экономическим соображениям, т.к. расходы на его устранение превысят рыночную стоимость автомобиля как объекта оценки, а также невозможности его устранения ввиду конструктивных особенностей автомобиля.
Для оценки, решающей различные вопросы, износ подразделяется на:
— физический износ – это изменение состояния поверхностей автомобиля, его форм, размеров и т.д., а также химических, физико-механических и электротехнических свойств материалов в процессе эксплуатации транспортного средства, в дорожно-транпортного происшествия и длительного (неправильного) его хранения. Физический износ вызывает частичную или полную потерю потребительских свойств (работоспособности) автомобиля или привлекательности его внешнего вида, и как следствие означает потерю его стоимости. Физический износ – основной показатель для оценки рыночной стоимости транспортного средства и единственный при проведении автоэкспертизы на предмет оценки ущерба;
— естественный (нормальный) физический износ – износ, используемый «по умолчанию» при проведении оценки (автоэкспертизы), т.к. возникает при правильной эксплуатации и хранении автомобиля, рекомендованными заводом-изготовителем;
— аварийный физический износ – износ, возникающий в результате нештатной ситуации (воздействия внешних сил, ДТП и т.п.), а также при нарушении правил эксплуатации (хранении) автомобиля.
Любой физический износ является устранимым (или частично-устранимым).
Способом его устранения является восстановительный ремонт.
— моральный (функциональный износ) – потеря рыночной стоимости транспортного средства, вызванная появлением на рынке новых, более совершенных аналогичных объектов. Моральный износ автомобиля является устранимым. Способ его устранения – техническая модернизация транспортного средства. Применяется при оценке рыночной стоимости автомобиля;
— экономический (внешний износ) износ – это потеря стоимости транспортного средства, обусловленная влиянием внешних экономических факторов, таких как изменение (снижение) потребительского спроса, которое может быть вызвано общеэкономическими или внутриотраслевыми негативными изменениями, приводящими к резкому (катастрофическому) падения спроса на определенные объекты. Экономический износ является неустранимым и входе автоэкспертизы не применяется.
Виды износа. Методы определения степени физического износа машин при оценке
Одним из главных факторов, вызывающих уменьшение надежности машин с течением времени, является износ, которому с начала эксплуатации подвергаются машины и оборудование, но определение и оценка износа машин достаточно трудоемкая задача.
В.Ю. Белопашенцев, эксперт-автотехник, практикующий оценщик машин и оборудования с 1997 г., – о методах определения различных видов износа.
Износ – это технико-экономическое понятие, отражающее, с одной стороны, снижение уровня потребительских свойств машины и уменьшение ее работоспособности, а с другой стороны – соответствующее этим процессам снижение стоимости машины как объекта оценки.
Оценщики в качестве основных факторов устаревания, а значит, обесценения машин и оборудования учитывают физический, функциональный и экономический износ.
При оценке машин и оборудования важно учитывать все три вида износа, это обусловлено следующими причинами:
а)относительно небольшими (на фоне других активов) нормативными сроками службы большинства машин, что свидетельствует о существенности физического износа на их стоимость;
б)высокой динамикой появления новых технологий, материалов и конструкций машин, способствующей их относительно быстрому функциональному износу;
в)относительно быстрым изменением спроса на многие виды продукции, производимые технологическим оборудованием, а также конкуренцией этой продукции с иностранными товарами, что приводит в ряде случаев к внешнему (экономическому) износу этого оборудования.
Примечание
При использовании доходного подхода не требуется специальный учет какого-либо износа, т.к. влияние каждого из них проявится в величине дохода, создаваемого объектом оценки. Очевидно, что, чем больше будет каждый из износов, тем меньше будет величина дохода и, соответственно, стоимость объекта оценки.
При использовании сравнительного подхода определение физического износа часто требуется для корректировки цен близких аналогов по степени износа. При этом функциональный и внешний (экономический) износы могут учитываться косвенно, через цены близких аналогов или идентичных объектов (взвешены на весах рынка).
Лишь при использовании затратного подхода процесс определения стоимости (С) объекта оценки сводится к определению полной стоимости воспроизводства (Свс) последующим учетом обесценения вследствие действия всех трех видов износа.
Простая зависимость
При оценке машин и оборудования определение и учет износа необходимы в связи с его существенным влиянием на стоимость оценки объекта оценки. Физический износ машины приводит к ухудшению технических показателей, что неминуемо отражается на ее стоимости. В общем случае стоимость (С) и физический износ машины связаны простой зависимостью:
где Св – полная стоимость воспроизводства (восстановительная стоимость) машины,
Сиз физ – стоимость физического износа машины,
Киз физ – коэффициент ее физического износа.
Как видно из формулы (1), Киз физ представляет собой долю стоимости воспроизводства, которую машина потеряла вследствие физического износа.
Методы определения
Известны следующие методы определения степени физического износа машин при их оценке.
- Метод экспертизы физического состояния.
Смысл при применении этого метода заключается в сопоставлении объекту оценки одного из множества описаний его возможных технических состояний, в которых он может оказаться в результате износа.
Обычно такое множество имеет вид экспертных шкал и таблиц, строки которых соответствуют различным состояниям и стадиям износа объектов оценки, с указанием соответствующих коэффициентов физического износа. Пример такой шкалы приведен в таблице.
Чтобы связать износ машины с ее стоимостью, таблицы-шкалы для определения коэффициентов износа обычно строят на основе обработки статистической информации о ценах новых и бывших в эксплуатации машин.
Физический
износ (%)
Оценка
технического состояния
Характеристика технического
состояния
Новое, установленное, но еще не эксплуатировавшееся оборудование в отличном состоянии.
Бывшее в эксплуатации оборудование, полностью отремонтированное или реконструированное, в отличном состоянии.
Бывшее в эксплуатации оборудование, полностью отремонтированное или реконструированное, в отличном состоянии
Бывшее в эксплуатации оборудование, требующее некоторого ремонта или замены отдельных мелких частей (подшипники, вкладыши и т.п.)
Бывшее в эксплуатации оборудование в состоянии, пригодном для дальнейшей эксплуатации, но требующее значительного ремонта или замены главных частей (двигатель и т.п.)
Бывшее в эксплуатации оборудование, требующее капитального ремонта (например, замены рабочих органов основного агрегата)
Негодное к применению
Оборудование, в отношении которого нет разумных перспектив на продажу, кроме как по стоимости основных материалов, которые можно из него извлечь (скраповая стоимость).
Метод экспертизы физического состояния оценщик достаточно точно может применить только в ситуациях, когда он хорошо знаком с объектом оценки. В остальных случаях при определении коэффициента физического износа этим методом оценщик может привлекать квалифицированных специалистов в области эксплуатации оборудования для консультаций по его техническому состоянию (независимых экспертов).
- Метод эффективного возраста
Для оценки износа машин вводится понятие эффективного возраста (Тэф). Если хронологический возраст (Т) – это количество лет, прошедших со времени создания машины, то эффективный возраст (Тэф) – это возраст, соответствующий физическому состоянию машины, отражающий фактическую наработку машины за срок (Т) и учитывающий условия ее эксплуатации. Знание эффективного возраста объекта оценки позволяет более обоснованно судить о его износе.
Обычно для определения Тэф экспертно оценивают остающийся срок службы Тост объекта оценки до его изъятия из эксплуатации и списания. В этом случае
Тэф= Тн – Тост
Определение остающегося срока предполагает, что оценщику известно, как машина будет эксплуатироваться с момента оценки до самого окончания срока ее службы (сменность, нагрузки, условия работы и т.п.).
Метод предполагает определение коэффициента физического износа машины при одновременном учете ее хронологического возраста и экспертной балльной оценки физического состояния. В данном случае коэффициент физического износа получается на основе цен на подержанные и новые машины и оборудование, т.е. он отражает реакцию вторичного рынка на степень физического износа машин и оборудования.
Метод может быть применен тогда, когда после нескольких лет эксплуатации машины заменен ряд агрегатов и деталей, и их возраст оказался разным. В этом случае коэффициент физического износа может быть рассчитан по формуле
Киз физ = Тср/взв/ Тн,
где Тср/взв – средневзвешенный хронологический возраст машины.
Метод ухудшения главного параметра
Метод предполагает, что физический износ проявляется в ухудшении какого-либо одного характерного эксплуатационного параметра машины: производительности, точности, мощности, расхода топлива и т.д.
Если такой параметр найден для данного вида машин, то коэффициент физического износа рассчитывается следующим образом:
Киз физ = 1 – (Х/Хо)*n,
где Х, Хо – значение главного параметра машины в начале эксплуатации и на момент оценки,
n – показатель степени (0,6-0,8)
Тема 6.Виды износа машин, оборудования и транспортных средств и методы их оценки.
Оглавление:
1.Теоретические аспекты определения накопленного износа транспортных средств
2. Методы расчета износа транспортных средств____________________________________
Определение физического износа
Определение морального износа
Определение накопленного износа
3. Практические примеры определения износа транспортных средств
1. Оценка физического износа
2. Оценка морального износа
2. Определение накопленного износа
При определении стоимости многих объектов собственности, таких как недвижимость, машины, оборудование, а также транспортные средства, возникает необходимость оценки износа объекта, т.к. его величина оказывает непосредственное влияние на стоимость этого объекта оценки.
Целью данной темы является рассмотрение особенностей определения накопленного износа транспортных средств.
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
· выявить теоретические особенности определения накопленного износа транспортных средств;
· изучить методы расчета физического, морального и накопленного износа транспортных средств;
· рассмотреть практическое применение различных методов определения износа транспортных средств.
Объектом исследования являются методы определения износа транспортных средств.
Информационной базой являются работы В. Рейтгайзера.
1. Теоретические аспекты определения накопленного износа транспортных средств
Стоимость транспортных средств в общем случае – функция многих факторов, которые условно можно разделить на две группы: внутриобъектные (внутрисистемные) и внешнеобъектные (внешнесистемные). Внутриобъектные факторы характеризуют процессы, происходящие непосредственно в самом транспортном средстве. Внешнеобъектные факторы обусловлены причинами, не связанными непосредственно с транспортным средством. Внутриобъектные факторы разделяются на два вида: конструктивно-функциональные, которые задаются на стадии производства транспортного средства, и эксплуатационные, которые определяют эксплуатационные характеристики транспортного средства.
К конструктивно-функциональным факторам, влияющим на стоимость транспортного средства, относятся: вид транспортного средства (грузовое, легковое, пассажирское, специальное, специализированное и т. д.); тип кузова; число мест в кузове или кабине; грузоподъемность; тип и мощность двигателя; характеристика базовых агрегатов; оснащение средствами активной, пассивной, послеаварийной и экологической безопасности; оснащение дополнительным нефункциональным оборудованием.
К эксплуатационным факторам относятся: пробег с начала эксплуатации (возраст); дорожные и климатические условия эксплуатации; организация работы; способ хранения.
Пробег с начала эксплуатации (возраст) – один из основных факторов, оказывающих существенное влияние на технико-экономические показатели транспортных средств. Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта предусмотрено корректирование нормативов удельной трудоемкости текущего ремонта и продолжительности простоя в техническом обслуживании и текущем ремонте автомобилей в зависимости от пробега с начала эксплуатации. Корректирование предусматривает на всем диапазоне пробега с начала эксплуатации увеличение норматива удельной трудоемкости текущего ремонта в 4 – 5 раз, а продолжительности простоя в техническом обслуживании и текущем ремонте – в 2 раза. В таблице 1 приведены данные, характеризующие влияние срока эксплуатации (возраста) на основные эксплуатационные показатели грузовых автомобилей.
Таблица 1. Зависимость основных технико-экономических показателей использования грузовых автомобилей от срока эксплуатации, %
показатель | Годы эксплуатации |
Трудоемкость поддержания в исправном состоянии | |
производительность | |
доходы |
Влияние внешне- и внутриобъектных факторов приводит к износу транспортных средств.
В оценочной деятельности износ – это действительная потеря в стоимости транспортного средства в результате действия комплекса факторов, приводящего к ухудшению или утрате транспортными средствами потребительских свойств.
Износ характеризуется уменьшением полезности объекта, его потребительской привлекательности и выражается в снижении со временем стоимости (обесценении) под воздействием различных факторов. По мере эксплуатации объекта постепенно ухудшаются параметры, конструктивную надежность объектов, а также их функциональное соответствие текущему и тем более будущему использованию.
В зависимости от причин, вызывающих обесценение транспортного средства, выделяют следующие виды износа:
Физический износ — уменьшение стоимости имущества вследствие потери его элементами своих первоначальных свойств.
Функциональный износ — уменьшение стоимости имущества вследствие не соответствия его характеристик современным требованиям рынка.
Внешний износ — уменьшение стоимости имущества, вследствие изменения условий окружающей среды.
Физический и функциональный износ подразделяются на устранимый и неустранимый.
Устранимый износ— это износ, устранение которого физически возможно и экономически целесообразно, т.е. производимые затраты на устранение того или иного вида износа способствуют повышению стоимости объекта в целом.
Неустранимый – это такой износ,устранение которого либо технически не возможно, либо экономически не оправдано.
Выявление всех возможных видов износа – это накопленный износ. В стоимостном выражении совокупный износ представляет собой разницу между восстановительной стоимостью и рыночной ценой оцениваемого объекта.
В зависимости от причины, вызвавшей физический износ, его подразделяют на износ первого и второго рода. Износ первого рода – это износ, накопившийся в результате нормальной эксплуатации объекта. Износ второго рода – износ, возникающий вследствие стихийных бедствий, аварий, нарушений правил эксплуатации и т.д.
В зависимости от формы проявления износ бывает технический,выражающийся в снижении (по сравнению с нормативным уровнем) фактических значений технико-экономических параметров объекта, и конструктивный,под которым понимается ухудшение защитных свойств внешних покрытий и нарастание конструктивной усталости основных узлов и деталей, повышающее, в свою очередь, возникновения аварий.
При оценке транспортных средств применяются два вида износа – физический и моральный.
Основные причины физического износа транспортных средств –изнашивание, пластические деформации, усталостные разрушения, коррозия, физико-химические изменения деталей. Процесс изнашивания, который является причиной более 40% отказов, происходит путем разрушения и отделения материала с поверхности детали или накопления ее остаточной деформации при трении, проявляющихся в постепенном изменении размеров и формы деталей. В итоге указанные процессы приводят к предельному состоянию транспортного средства, при наступлении которого его эксплуатация становится невозможной. В результате физического износа транспортных средств происходит утрата ими первоначальной потребительской стоимости, ввиду чего они постепенно приходят в негодность и требуют замены новыми транспортными средствами.
Установление степени физического износа необходимо для определения реальной остаточной стоимости и планирования замены выбывающих из эксплуатации транспортных средств новыми. Физический износ определяется в основном величиной пробега с начала эксплуатации (возрастом) транспортного средства, а также действием других эксплуатационных факторов, обусловливает снижение потенциальных возможностей транспортного средства выполнять свои функции и характеризуется увеличением эксплуатационных издержек.
Моральный износ транспортного средства характеризуется в основном действием внешнеобъектных факторов и приводит к изменению стоимости транспортных средств вследствие сокращения затрат общественно необходимого труда в автомобилестроении на их производство, а также создания новых, более производительных и совершенных транспортных средств аналогичного типа. Моральный износ транспортных средств обусловлен изменениями функциональных характеристик, дизайна, эргономических показателей, соответствия требованиям безопасности, отношения суммы функциональных возможностей к сумме ресурсов, необходимых для их реализации. Учет морального износа при оценке транспортных средств требует от эксперта по оценке изучения комплекса внешнеобъектных факторов, которые на дату оценки могли повлиять на стоимость транспортного средства, – это государственное регулирование производства, эксплуатации и сделок с транспортными средствами; изменения на рынке; достижения научно-технического прогресса и т. д.