Занятие 24 Средства диагностирования системы освещения.
Регулировка света фар предназначена для правильного рассеивания пучка света.
Это обеспечит защиту от ослепления водителей встречного автотранспорта и гарантирует качественное освещение дорожного полотна и обочины.
Обычно регулировка фар в процессе эксплуатации подвергается изменению незначительно.
Однако при большой загрузке автомобиля фары необходимо регулировать, иначе при дальнем свете они будут «освещать деревья», а при ближнем—ослеплять встречных водителей
Просмотр содержимого документа
«Занятие 24 Средства диагностирования системы освещения.»
Занятие 24 Средства диагностирования системы освещения.
24.1. Общие сведения об осветительных приборах автомобиля
Регулировка света фар предназначена для правильного рассеивания пучка света.
Это обеспечит защиту от ослепления водителей встречного автотранспорта и гарантирует качественное освещение дорожного полотна и обочины.
Обычно регулировка фар в процессе эксплуатации подвергается изменению незначительно.
Однако при большой загрузке автомобиля фары необходимо регулировать, иначе при дальнем свете они будут «освещать деревья», а при ближнем—ослеплять встречных водителей.
Дальний свет у автомобиля должен хорошо освещать дорогу
Конструкция фары, излучающей ближний свет, должна предусматривать особую форму светового пятна.
Характерная форма этого пятна для фар европейской системы светораспределения на рис. 24.1, а, б.
Особые требования предъявляются также к световому пятну противотуманных фар, форма которого дана на рис. 24.1, в.
Вертикальная плоскость, содержащая исходную ось фары, делит экран на две части линией V—V
(рис. 24.1, а). Левая часть экрана содержит горизонтальную часть светотеневой границы, параллельную линии Н-Н; а правая — наклонную, составляющую угол 15° с горизонталью.
Рис. 24.1. Форма светового пятна:
а — фары ближнего света с обычной или галогенной лампой накаливания; б — фары ближнего света с газоразрядным источником света;
в — противотуманной фары
Схема регулировки света фар.
С помощью механизмов регулировки фары или корректирующих приспособлений проекция исходной оси на экране может смещаться по вертикали, создавая при этом наклон фары ( α ) относительно оси отсчета (рис. 24.2).
Этот наклон характеризуется расстоянием е
(в миллиметрах) от проекции центра фары до точки пересечения левой части светотеневой границы пучка света на экране, удаленном на расстояние
10 м от рассеивателя фары.
Он может выражаться также в процентном отношении этого расстояния к расстоянию до экрана. При этом 100 мм абсолютного снижения соответствует 1 % относительного.
Рис. 24.2. Схема расположения фары транспортного средства относительно измерительного экрана:
1 — светотеневая граница; 2 — ось отсчета; 3 — матовый экран
В зависимости от высоты (в метрах), на которой расположена фара ближнего света, вертикальный наклон ее светотеневой границы должен оставаться в пределах, указанных в табл. 24.1.
Где: 1,0% — угол наклона в один процент.
(Обычно указывается на самой фаре или рядом на кузове)
Он значит, что светотеневая граница при удалении от автомобиля на 1 метр должна опускаться на 1 см.
Например, если высота центра фар автомобиля 0,8 м, то при угле наклона в 1,0% светотеневая граница на расстоянии 80 метров будет «касаться» дороги.
При той же высоте (0,8 м) и угле наклона в 1,5% светотеневая граница будет «касаться» дороги на расстоянии 53 метра.
24.2. Принцип работы приборов для диагностики систем освещения автомобиля.
В настоящее время существует большое число электронных приборов для компьютерной диагностики работы фар автомобиля. Однако при всем их разнообразии в основу их работы положен один и тот же принцип.
Основным узлом прибора для регулировки света фар является оптическая камера (рис. 24.3).
Камера состоит из линзы Френеля 1, фокусирующей свет фар на расположенный от нее на расстоянии 100. 500 мм экран 6.
Экран снабжен устройством 2 для перемещения в вертикальной плоскости (стойки), а на его поверхности нанесена разметка.
Рис. 24.3. Схема оптической камеры прибора для проверки и регулировки света фар.
1 — линза Френеля, 2 — стойка, 3 — фотоэлемент, 4 — показывающий прибор, 5 — выключатель, 6 — экран.
В фокусе линзы установлен фотоэлемент 3, который через выключатель 5 подключается к показывающему прибору 4.
Сила света фонарей (сигналов торможения, габаритных огней, указателей поворотов и аварийной сигнализации и др.) измеряется с помощью пары фотоэлемент — микроамперметр или люксметрами.
Некоторые модели приборов для проверки света фар, например ОПК (ГАРО), оснащены устройством для автоматического измерения частоты следования проблесков указателей поворотов.
24.3. Прибор для проверки и регулировки света фар модели ОПК
Общий вид прибора для проверки света фар модели ОПК (ГАРО) приведен на рис. 24.4.
Прибор состоит из:
- основания на колесах,
- стойки, установленной на основании вертикально,
- оптической камеры
- ориентирующего устройства.
Оптическая камера представляет собой корпус, в котором установлены линза, пузырьковый уровень, смотровое стекло, экран, перемещающийся по вертикали с помощью отсчетного лимба 5.
Рис. 24.4. Прибор для проверки и регулировки света фар модели ОПК:
3 — разъем для подключения компьютера; 4 — разъем для подключения зарядного устройства;
5 — отсчетный лимб;
6 — клавиша для включения питания прибора;
7 — клавиша для переключения света фар; 8 — приборная панель;
9 — оптическая камера;
10 — ориентирующее устройство;
11 — упорная гайка;
14 — кронштейн фиксатора;
16 — упорный винт;
17 — ручка; 18 — рычаг фиксатора;
19 — стойка; 20 — основание
Прибор для проверки и регулировки света фар модели ОПК
На экране установлены фотоэлементы для измерения силы света (рис. 24.5).
На крышке камеры расположена приборная панель (рис. 24.6).
На ней установлен жидкокристаллический индикатор, на который выводятся результаты измерений и текстовые сообщения.
Изображены условные обозначения выбранного режима измерения
(по порядку символов на рисунке — ближний свет, дальний свет, головной противотуманный свет, указатель поворотов), которые подсвечиваются с помощью светодиода;
таблицы с данными для регулировки фар, имеются клавиши управления прибором.
Рис. 24.5. Расположение фотоэлементов на подвижном экране оптической камеры прибора:
1, 4 — фотоэлементы для измерения силы света противотуманной фары соответственно в теневой и световой области пучка света;
2 — фотоэлемент для измерения силы дальнего и ближнего света в теневой области пучка света и силы света всех остальных световых приборов;
3 — фотоэлемент для измерения силы ближнего света в световой области пучка света
Рис. 24.6. Приборная панель:
1 — жидкокристаллический индикатор; 2 — символы режима измерений; 3 — таблицы; 4 — клавиши управления
На задней стенке камеры расположены:
- клавиша для включения питания прибора либо для включения режима зарядки аккумулятора прибора,
- разъем для подключения компьютера,
- разъем для подключения зарядного устройства,
- отсчетный лимб
- крышка, за которой располагается элемент питания.
Перемещение камеры по стойке производится при ослабленном упорном винте (против хода часовой стрелки до упора) и нажатом рычаге фиксатора.
При этом камера поддерживается за ручку, расположенную с ее противоположной стороны.
Фиксация камеры на необходимой высоте осуществляется при отпускании рычага 18 и закручивании упорного винта по ходу часовой стрелки до упора.
Высота установки контролируемой фары определяется (в миллиметрах) по шкале, нанесенной на стойку, по верхнему краю кронштейна фиксатора 14.
Установка оптической оси прибора в горизонтальной плоскости производится по пузырьковому уровню поворотом оптической камеры относительно оси винта 15 и фиксируется ручкой 17.
Ориентирующее устройство щелевого типа предназначено для установки оптической оси прибора параллельно оси транспортного средства.
Ориентирующее устройство 10 устанавливается в одно из трех отверстий стойки через упорную гайку 11, две шайбы 12 и фиксируется ручкой 13.
Прибор ОПК в отличие от других приборов подобного типа позволяет измерять частоту следования проблесков указателей поворотов в герцах, которая определяется одновременно с силой света указателей поворотов.
Прибор имеет выход для информационного обмена с ЭВМ по интерфейсу, позволяющий передавать и распечатывать результаты измерений
24.4. Прибор для проверки и регулировки света фар LITE 1.2
В отличие от других приборов для проверки и регулировки света фар прибор LITE 1.2 (МАХА) управляется микропроцессором.
Встроенная в корпус камера сканирует изображение луча света фары.
Установку фар проверяют и регулируют с помощью оптического экрана.
Измеренные значения могут быть переданы через специальный разъем на внешний компьютер с соответствующим программным обеспечением.
Общий вид прибора показан на рис. 24.7.
Рис. 24.7. Прибор LITE 1.2:
1 — вращающееся направляющее зеркало;
3 — панель управления;
4 — оптическая камера;
5 — специальный разъем;
6 — основание стойки
Прибор состоит из стойки, которая представляет собой прецизионный профиль с направляющими.
Внутри стойки находится противовес, с помощью которого корпус автоматическим стопорением может быть установлен на требуемой высоте.
Стойка может вращаться относительно передвижной опоры, что позволяет легко сориентировать прибор по отношению к автомобилю.
Для обеспечения совмещения продольной оси оптической камеры с осью положения фар в горизонтальной плоскости имеется специальное ориентирующее приспособление в виде вращающегося направляющего зеркала в верхней части прибора.
С помощью этого приспособления прибор устанавливается относительно автомобиля.
Для ориентации приспособления используют симметричные относительно средней продольной плоскости элементы автомобиля.
Оптическая камера устанавливается на стойке, по которой она может перемещаться вверх-вниз, что обеспечивает возможность совмещения оптической оси линзы с осью отсчета фар по высоте.
Стойка закреплена на подвижном основании, благодаря чему прибор является передвижным.
На оптической камере расположена панель управления с восемью клавишами для записи результатов проверок ближнего, дальнего и противотуманного света.
Общий вид панели управления прибора LITE 1.2 представлен на рис. 24.8.
При проверке силы света фар нажимается соответствующая клавиша на панели управления.
После этого камера в корпусе прибора сканирует полученное на проекционном экране распределение света фары.
Во время сканирования мигает индикатор измерения.
Рис. 24.8. Панель управления прибора LITE 1.2:
1 — клавиша измерения света левой противотуманной фары;
2 — клавиша измерения ближнего света левой фары;
3 — клавиша измерения дальнего света левой фары (по ходу движения автомобиля); 4 — индикатор измерения; 5 — индикаторы направления;
6 — клавиша измерения дальнего света правой фары;
7 — клавиша измерения ближнего света правой фары;
8 — клавиша измерения света правой противотуманной фары;
9 — клавиша передачи данных; 10 — индикаторы оценки силы света;
11 — клавиша для переключения вида автомобиля (грузовой, легковой)
Как только камера воспримет картину распределения света и индикатор перестанет мигать, результаты измерений отображаются с помощью индикаторов направления и силы света.
В режиме регулировки с помощью указанных индикаторов можно оценить результат и соответственно изменить регулировку фары.
Процесс регулировки продолжается до тех пор, пока фара не будет правильно отрегулирована и не загорятся зеленые индикаторы.
На рис. 24.9. показаны индикаторы направления и силы света фар.
Светодиоды 10, 11 и 12 оценивают силу света фар. Загорание зеленого светодиода свидетельствует о допустимой силе света,
красного — о недостаточной,
желтого одного или совместно с красным либо зеленым — о граничной области.
Результаты измерений могут быть нажатием клавиши передачи данных 9 (см. рис. 23.8) переданы на центральный пульт или компьютер с соответствующим программным обеспечением и там обработаны.
1 — индикатор установки фары «слишком влево»;
2 — индикатор установки фары «влево»;
3 — индикатор правильной установки фары;
4 — индикатор установки фары «слишком высоко»;
5 — индикатор установки фары «высоко»;
6 — индикатор установки фары «вправо»;
7 — индикатор установки фары «слишком вправо»;
8 — индикатор установки фары «низко»;
9 — индикатор установки фары «слишком низко»;
10 — красный светодиод;
11 — желтый светодиод;
12 — зеленый светодиод
Рис. 24.9. Индикаторы направления
и силы света фар.
На экране монитора компьютера высвечиваются результаты проведенных измерений (рис. 24.10):
А — оценка установки направления света фар (слишком влево, влево, слишком вправо, слишком низко, правильно и т.д.);
В — угол наклона световой границы относительно поверхности движения (в процентах) на расстоянии 10 м от фар автомобиля;
С — боковой угол α — это угол между наклонной частью светотеневой границы и горизонтом при асимметричном ближнем свете;
D — угол крена β — это угол между левой частью световой границы и горизонтом;
Рис. 24.10. Результаты проверки света фар
Е — положение центра светового пучка дальнего света. Отклонение от центра измеряется в процентах
(в качестве исходного расстояния принимается 10 м);
F — сила света фар (освещенность измерительного экрана) в люксах. Освещенность приведена к значению на расстоянии 25 м.
Если LITE 1.2 используется как отдельный прибор, то оценка результатов производится визуально по индикаторам на панели.