Главные ошибки водителей при движении в городе: ТОП-10
Описание и проработка основных ошибок водителей при движении в городе: топ-10 ошибок, особенности городского вождения, важные нюансы. Видео о вождении автомобиля в городе.
Движение в городе очень сильно отличается от езды по трассе, поэтому и ошибок при вождении в условиях городского столпотворения совершается на порядок больше.
Оживленный трафик, постоянно возникающие перекрестки и множество дорожных знаков, а кроме того, каждую секунду прямо под колеса может выскочить незадачливый пешеход.
Все это означает, что в городе ездить намного сложнее, и ошибки вождения может совершить не только неопытный новичок, но и видавший виды водитель с многолетним стажем. Какие же главные ошибки совершают водители при движении в условиях города?Давайте разберемся.
1. Отвлечение на разговор по мобильному телефону за рулем
Это одна из самых распространенных ошибок вождения, которая дорого обходится участникам движения. Относится к ошибкам внимания. Кроме переговоров по телефону, водитель может отвлекаться на разговоры с пассажирами, на события на дороге или в пешеходной зоне.
К этой же категории относится очень громкая музыка, которая не позволяет услышать сигналы других автомобилей – например, полиции или скорой. Водитель может отвлекаться на поиски маршрута по GPS, еду или питье. Все эти занятия могут привести к самым неприятным ситуациям на дороге.
2. Неправильный выбор скорости и дистанции
Речь идет о движении в потоке, скорость которого может меняться, а водитель при потере контроля над динамикой потока может наехать на движущийся впереди автомобиль. Тут важно соблюдать общую скорость в потоке и «не высовываться».
Если неправильно выбрать дистанцию – например, ехать слишком близко к впереди идущему автомобилю, то на реагирование в случае необходимости просто не хватит времени.
В городских пробках все движутся гораздо плотнее. И все-таки важнее соблюдать комфортную для себя дистанцию, даже рискуя получить «комплименты» от попутчиков на дороге.
3. Обгон на перекрестке или на повороте
Ошибка при пересечении перекрестка может состоять в том, что, пытаясь проскочить зону пересечения потоков, водитель может остановиться и создать пробку. Но более грубой ошибкой является попытка обгона на регулируемом перекрестке.
Если впереди идущие автомобили перед перекрестком остановились, то попытка обогнать их и вырваться вперед может оказаться фатальной. Любой маневр следует совершать только после того, как взвешены все последствия и учтены все факторы на дороге. Как говорится, семь раз отмерь и один раз обгоняй.
4. Ненужное маневрирование и обгон в плотном потоке
Некоторые водители так спешат, что стараются всеми правдами и неправдами оказаться впереди других, устраивая настоящий слалом в плотном, состоящем из нескольких рядов автомобилей потоке.
Желание успеть и не опоздать может спровоцировать ДТП, если движущийся следом транспорт ускорится, и при замедлении «спешащего» неминуемо произойдет столкновение.
В городе приходится двигаться при малой скорости, но все-таки нужно максимально просчитывать собственную безопасность. Никому не хочется, чтобы вперед пролез кто-то «особо одаренный», но дистанцию лучше контролировать. Чем она больше, тем меньше шансов «поцеловать» едущий впереди автомобиль.
5. Не включение указателя поворота
В этом случае другие участники движения не понимают вашего намерения повернуть, что чревато нежелательными последствиями. Забывчивость или простое пренебрежение правилами – виной тому, что некоторые не включают поворотный сигнал, но это очень серьезная ошибка в городе.
Водитель должен предупредить других о тех маневрах, которые он будет совершать. Поэтому включить поворотники, а после поворота их выключить – это прямая обязанность любого человека за рулем, о чем не стоит забывать.
В городе масса дорог и поворотов, и если вы забыли выключить поворотные сигналы и продолжаете движение, кто-то посчитает, что вы собираетесь свернуть, а это может привести к серьезному ДТП.
6. Неправильный выбор полосы движения при повороте
Встречаются водители, которые принимают решение обойти впереди идущего непременно на повороте. Особенно опасно совершать обгон на правом повороте – автомобиль, который вы намереваетесь обогнать, может закрыть собой встречный, а увернуться будет уже поздно.
Попытка обогнать на повороте может закончиться крайне печально – лобовым столкновением. Отсюда вывод – не стоит совершать обгон на правом повороте, если дороги жизнь и здоровье. Кроме того, при плохой видимости разделительную полосу попросту не видно, и в этом случае, если не снизить скорость, то есть риск вылететь на другую полосу.
7. Видение только потока, а не впереди идущего автомобиля, и наоборот
Большой ошибкой будет при выезде на главную дорогу со второстепенной проигнорировать едущий впереди автомобиль. Вместо того, чтобы наблюдать за передней машиной, водитель смотрит на поток автомобилей и не обращает внимание, когда передний вдруг решит притормозить. Наезд в этом случае обеспечен.
Есть и обратная сторона этой ошибки – водитель, напротив, смотрит на передний автомобиль, игнорируя поток, при этом он запросто может проскочить нужный ему поворот, потому что не успеет свернуть на другую полосу. В этом случае нужно «ловить момент» и втиснуться вовремя, ведь движение на дорогах в городе очень интенсивное.
8. Недостаточное внимание к пешеходам
Пешеходы могут возникнуть внезапно и как бы ниоткуда, особенно это касается детей и стариков. На переходе при попытке обогнать идущий впереди автомобиль можно просто не увидеть переходящего дорогу пешехода, поэтому большой ошибкой будет совершать обгон на пешеходном переходе.
Пешеходы в городе доставляют немало беспокойства при движении. Есть среди них такие, кто, как нарочно, ждут на пустой дороге, а потом бросаются наперерез появившемуся автомобилю. От водителя требуется все внимание и терпение, чтобы успеть затормозить перед таким «героем».
Просматривать окружение и выявлять потенциально «опасных» пешеходов – в наушниках, в капюшонах, погруженных в телефон, пожилых или в состоянии алкогольного опьянения – водителю в густонаселенных городах требуется постоянно. Особенно важно пропускать людей на пешеходном переходе, но не поощрять переход в неположенных местах. Лучше отпугнуть смельчака сигналом, чем позволить ему кидаться под колеса.
9. Езда вплотную к большому грузовому автомобилю
Риск заключается в том, что водитель грузовоза не видит того, что происходит на дороге справа и сзади от него. Поэтому, если он решит свернуть, у прижавшемуся к его боку автомобиля будут большие проблемы.
Кабина у таких тяжеловесов огромная, и водитель не может видеть дорогу справа – тут у него образуется «слепая зона». И если грузовик движется по многополосной дороге и выехал на левый ряд, не стоит спешить занимать свободное место справа от него. Лучшее решение в городских условиях – это не приближаться к крупногабаритным автомобилям ближе 20-30 метров, избегая сближения даже в пробках.
10. Парковка не по правилам
Правильная парковка – практически высший пилотаж вождения в городских условиях. Тут требуется внимательность и точный расчет, чтобы поставить автомобиль в тесном ряду.
Неправильно припарковавшись, водитель рискует заблокировать выезд себе и другим, а также повредить свой или соседний автомобиль (а то и несколько автомобилей). Парковаться следует учиться, практиковаться в этом, активно пользоваться зеркалом заднего вида. Выезжая с парковки во дворе, стоит внимательно оглядеться, так как нередко рядом могут находиться играющие дети.
Заключение
Мы рассмотрели самые частые ошибки вождения в условиях города. Но существуют еще вопиющие нарушения, и это даже не ошибки: езда на красный свет светофора, игнорирование дорожных знаков, не пристегнутые ремни безопасности, подрезание других автомобилей, превышение скорости, езда в нетрезвом состоянии. Это такие грубые нарушения, которые основаны не на ошибочном поведении, а на игнорировании норм и правил вождения, неуважении и пренебрежении к окружающим людям, неоправданному риску своей жизни и жизни пассажиров, которые сидят рядом. Будем надеяться, что водители будут стремиться ошибки исправлять, а нарушения не допускать.
Видео о вождении автомобиля в городе:
Перестроение в потоке
Последнее обновление: 27.12.2020
58 комментариев
К написанию этой статьи побудил один из комментариев к статье Маневрирование в дорожном потоке, оставленный одним из читателей. Комментарий был следующего содержания:
Ехали в населенном пункте по условно разделенной дороге (не имеющей разметки) в левой полосе, не изменяя своего направления движения и опережая другой автомобиль, который в этот момент, двигаясь по условной правой полосе, начал смещаться влево.
В итоге, оба автомобиля «притерлись» боками – у одного разбито правое крыло, у другого – обе левые двери. Инспектор ГИБДД определил виновным водителя автомобиля, который двигался в левой условной полосе и, таким образом, не уступил «помехе справа». И как всегда звучит вопрос: кто же, все-таки, виноват в этой ситуации?
Прав инспектор или не прав — ему, возможно, на месте виднее, кто более виновен. К тому же, он определяет лишь юридическую виновность (невиновность) одного из участников ДТП. Но, почему-то, большинство водителей задаются подобными вопросами уже после того, как ДТП произошло, а не до этого. А разбитыми оказываются оба автомобиля.
Понятно, что «невиновному» расходы на ремонт покроет страховой полис ОСАГО, но неприятный осадок, все равно, останется надолго. «Виновному» же придется ремонтироваться самому.
Попробуем разобраться, как перестроиться в потоке — кто кому, все-таки, при перестроении, должен уступать дорогу на своей половине проезжей части.
Движение по полосам, правила перестроения, включая приоритет при выполнении маневра, т.е. кто имеет преимущество при перестроении, определены в пунктах 8 «Начало движения, маневрирование» и 9 «Расположение транспортных средств на проезжей части» ПДД.
Теперь подробнее. Ниже представлены две картинки. Ширина проезжей части дороги на обоих снимках примерно одинакова. На верхнем фото изображена четырехполосная дорога. Об этом говорит дорожная разметка 1.3, которая разделяет противоположные потоки и разметка 1.5, обозначающая границы полос движения, т.е. полос четыре – по две в каждую сторону. Движение по полосам для каждого водителя очевидно — есть границы полос.
На нижнем фото изображена дорога, у которой всего две полосы — дорожная разметка 1.1 разделяет потоки противоположных направлений, а смежные полосы для движения в одном направлении не разграничены. Но ширина проезжей части позволяет разместиться четырем легковым автомобилям – по два в каждом направлении.
Таким образом, для легковых машин движение по полосе одного направления определяется в два ряда (об этом — ниже).
Поскольку нас интересует приоритет в процессе перестроения (см. пункт 1.2 термин «Перестроение»), т.е. кто кому должен уступить дорогу при перестроении, то обращаемся к пункту 8.4 Правил:
«При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа».
Пункт 8.4 ПДД, по сути, можно назвать правилом перестроения. На этой странице текста ПДД есть картинки, где схематично представлено, когда и кто должен уступать дорогу при перестроении. Но если присмотреться к тем картинкам, то легко заметить, что смежные полосы попутного направления разделены между собой разметкой 1.5. Другими словами, при наличии этой разметки, водителю понятно, что он движется по конкретно этой полосе или перестраивается на соседнюю полосу.
Как разграничить движение по полосам на дороге без разметки, или как быть, если смежные полосы, как на нижнем рисунке выше, не разделены дорожной разметкой?
На этот вопрос отвечает пункт 9.1 ПДД:
«Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними.
При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств)».
Т.е разметки на дороге может не быть вообще (что встречается очень часто), поэтому водители сами, визуально, с учетом габаритов своих машин, определяют середину дороги и количество полос на проезжей части. Т.е. полосы являются условные. Такая условная полоса именуется рядом. И вот здесь кроется один нюанс.
Глазомер и чувство пространства у всех разное – для кого и середина дороги может являться полосой. С поворотами налево и направо вопросов не возникает – нужно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части. А для этого необходимо перестроиться на условную левую или условную правую полосу (в левый или правый ряд). Кто в этом случае при перестроении должен уступить дорогу?
Обращаемся опять к пункту 8.4 ПДД, который приведен выше и «говорит» однозначно – кто, как и кому должен уступить.
А теперь возвратимся к самому началу статьи, где инспектор выносил «приговор» допустившим ДТП. Виновным был назначен невиновный – тот водитель, что ехал прямо, не меняя своего ряда и, как утверждает инспектор, не уступил дорогу автомобилю, совершавшему перестроение, который в этот момент являлся «помехой справа».
Заключение было вынесено не верное.Это же подтверждает и судебная практика по разбору ДТП во время перестроения. Если из двух автомобилей, движущихся параллельно, один не изменяет свою прямолинейную траекторию, а второй изменяет (перестраивается), то уступить должен тот, кто перестраивается.
Не будем спорить с заключением инспектора, его заключение касается конкретной дорожной ситуации, т.е. конкретного места и характера происшествия. Вполне возможно, что у нас не хватает данных с места события, а есть только его интерпретация.
Чтобы подобных противоречий и разногласий, как с участниками, так и с инспектором, непосредственно на дороге не возникало, нужно эти события пресекать еще на стадии их появления, стараться избежать ДТП.
Правило перестроения сформулировано в пункте 8.4 Правил. Запомнить его не сложно: при перестроении дорогу уступает тот, кто перестраивается, а тот, кто движется по полосе (или своему ряду) прямолинейно, не меняя полосу (ряд) движения – пользуется преимуществом.
Это общее правило перестроения, и оно может быть взято за основу при разборе ДТП в поисках виновника происшествия. Но приоритетная задача в дорожной ситуации это, все-таки, не слепое выполнение пунктов Правил, а планирование своих действий таким образом, чтобы не допустить аварию.
Дорожная реальность часто вынуждает отступать от Правил. Например, бывают случаи, когда целесообразно поменяться приоритетами, т.е. один участник, имея преимущество в движении, уступает дорогу другому участнику. В таких действиях нарушения нет.
В процессе движения по полосам многие, выполняя перестроение, наверняка, замечали такой момент. Когда включаете поворотник (неважно, левый или правый) и смотрите в зеркало заднего вида, то едущий позади вас начинает чуть притормаживать, как бы уступая вам. Т.е. он, видит ваш включенный указатель поворота, имеет преимущество в движении, но дает вам дорогу.
Это нормальная водительская практика, только не нужно такое поведение путать с правилами перестроения. Со временем придет понимание того, где можно воспользоваться такой уступкой, а где лучше воздержаться.
Что касается обоюдного перестроения, то заметить, что водитель соседнего автомобиля намеревается перестроиться, например, включил указатель поворота, бывает практически невозможно – потому что он будет находиться сбоку от вас.
Для того, чтобы увидеть чужой включенный поворотник, нужно находиться или сзади того автомобиля, или впереди него (чтобы видеть его в зеркалах). Боковой повторитель указателя поворота есть не на каждом автомобиле, или его можно не заметить. И решение, соответственно, нужно принимать исходя из обстоятельств дорожной ситуации, и в соответствии с пунктом 8.4 ПДД.
Например, вам нужно перестроиться влево из правого ряда, а рядом с вами, левее вашей машины, позади на некотором расстоянии движется другой автомобиль. Как целесообразно действовать в таком случае?
В дополнение к общим правилам, касающихся перестроения, и рассмотренным ранее в статье Маневрирование в дорожном потоке, ваши действия будут следующие:
- Оцениваете обстановку вокруг вашего автомобиля – впереди, с боков (особенно слева), сзади и включаете левый указатель поворота;
- Замедляете слегка движение для того, чтобы тот автомобиль, что находится слева-сзади от вашего, ушел вперед вас, т.е. опередил. Одновременно смотрите по зеркалам, чтобы это место слева, которое освободилось, не занял кто-нибудь другой. Пусть поворотник продолжает работать. Если место снова оказалось занятым, начинаете сначала. Если место слева свободно, действуете далее (пункт 3), и не забываете контролировать дорогу впереди машины;
- Поворот головы налево — быстрый взгляд в мертвую зону – если место действительно свободно и никто не стремится его занять – плавный поворот руля и перестраиваетесь. Выключаете указатель поворота. Одновременно контролируете дистанцию до впереди идущего автомобиля. Продолжаете движение.
Точно так же выполняется перестроение на правую полосу. Внимательно, аккуратно и без суеты. Но в любой дорожной ситуации, когда вопрос касается приоритета, неизменным остается одно правило: Если вашим приоритетом пренебрегают, т.е. кто-то упорно стремится пролезть вперед – не мешайте тому. Дайте ему дорогу, и пусть едет с миром.
Когда осуществляется перестроение в потоке машин, то всегда есть два варианта перестроения. Выше по тексту был рассмотрен один из них. Второй вариант — это перестроение с опережением попутчика, и этот вариант не противоречит ПДД, но при одном условии. Он рассмотрен в статье Одиночное перестроение. Теория и практика.
Процесс перестроения непосредственно на перекрестке рассмотрен в одноименной статье Перестроение (смена полосы) на перекрестке. Еще рекомендую статью В пробках все равны. Уступите вы — уступят и вам. В ней вы ознакомитесь с особенностями перестроения, когда поток машин движется в режиме сплошной пробки.
Будьте внимательны и проявляйте соучастие к другим водителям.
Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 27.12.2020
Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.