Организация текущего ремонта автомобилей
Методы ремонта автомобилей. Ремонт автомобилей производится одним из двух известных методов: агрегатным или индивидуальным.
При агрегатном методе ремонта автомобилей производят замену неисправного агрегата (узла) исправным или ранее отремонтированным (обезличенным или необезличенным способом ремонта) либо новым из оборотного фонда. Неисправные агрегаты (узлы) после их ремонта поступают в оборотный склад.
В том случае, когда неисправность агрегата, узла, механизма или детали целесообразно устранить непосредственно на автомобиле в межсменное время, т. е. когда достаточно межсменного времени для ремонта, замену агрегатов (узлов и механизмов) обычно не производят.
Агрегатный метод ремонта позволяет сократить время простоя автомобилей в ремонте, поскольку замена неисправных агрегатов и узлов на исправные, как правило, требует меньше времени, чем ремонтные работы, производимые без обезличивания агрегатов и узлов. При агрегатном методе ремонта возможно, а часто экономически целесообразно ремонт агрегатов, механизмов, узлов и систем производить на специализированном ремонтном предприятии вне АТП.
В целях сокращения времени простоя в ТР, как правило, применяют агрегатный метод, что позволяет повысить коэффициент технической готовности парка, следовательно, увеличить его производительность и снизить себестоимость единицы транспортной работы.
Однако для выполнения ремонта агрегатным методом необходимо иметь неснижаемый фонд оборотных агрегатов, удовлетворяющий суточную потребность АТП (определяется статистическими методами).
Ремонт агрегатов производится с использованием новых готовых запасных деталей, а также деталей, изготавливаемых или восстанавливаемых централизованно или силами АТП.
Агрегатно-участковый метод организации производства состоит в том, что все работы по ТО и ремонту подвижного состава АТП распределяются между производственными участками, полностью ответственными за качество и результаты своей работы.
Эти участки являются основными звеньями производства. Каждый из основных производственных участков выполняет все работы по ТО и ТР одного или нескольких агрегатов (узлов, систем, механизмов, приборов) по всем автомобилям АТП. Моральная и материальная ответственности при данной форме организации производства становятся совершенно конкретными. Работы распределяются между производственными участками с учетом величины производственной программы, зависящей от количества подвижного состава на АТП и интенсивности его работы.
На крупных и средних АТП с интенсивным использованием подвижного состава число участков, между которыми распределяются работы ТО и ТР, принимается от четырех до восьми. В таблице 28 показано распределение работ ТО по участкам.
Работы, закрепленные за основными производственными участками, выполняются на тупиковых постах ТО и ТР автомобилей либо на соответствующих постах поточной линии, а работы вспомогательных производственных участков – в цехах и частично на постах и линиях ТО.
Агрегатно-участковый методорганизации ТО и ТР предусматривает тщательный учет всех элементов производственного процесса, а также расхода запасных частей и материалов.
При индивидуальном методе ремонта агрегаты не обезличиваются.Снятые с автомобиля неисправные агрегаты (узлы) после ремонта ставят на тот же автомобиль. И в то же время простой автомобиля при текущем ремонте больше, чем при агрегатном методе ремонта, в связи с чем индивидуальный метод ремонта применяют тогда, когда отсутствует оборотный фонд агрегатов или нужный исправный агрегат.
Методы организации текущего ремонта автомобилей
Ремонт автомобиля производится одним из двух методов: агрегатным и индивидуальным.
При агрегатном методе ремонт автомобилей производится путем замены неисправных агрегатов (узлов) исправными, ранее отремонтированными или новыми из оборотного фонда. Неисправные агрегаты после ремонта поступают в оборотный фонд. В том случае, когда неисправность агрегата, узла, механизма или детали целесообразнее устранить непосредственно на автомобиле в межсменное время, т.е. когда для производства ремонта достаточно межсменного времени, замены обычно не производят.
Агрегатный метод ремонта позволяет сократить время простоя автомобиля на ремонте, поскольку замена неисправных агрегатов и узлов неисправные, как правило, требует меньшего времени, чем демонтажно-монтажные работы, производимые без обезличивания агрегатов и узлов.
При агрегатном методе ремонта возможно, а часто и целесообразно ремонт агрегатов, механизмов, узлов и систем организовывать вне данного предприятия, на специализированных соответствующим образом оснащенных ремонтных или автотранспортных предприятиях.
Сокращение времени простоя в текущем ремонте позволяет повысить коэффициент технической готовности парка, а следовательно, увеличить его производительность и снизить себестоимость единицы транспортной работы. Поэтому, как правило, необходимо применять при организации ТР автомобилей агрегатный метод.
Для выполнения ремонта агрегатным методом необходимо иметь неснижаемый фонд оборотных агрегатов, удовлетворяющий потребность АТП. Нормативы количества оборотных агрегатов в АТП приведены в табл. 3.1.
Меньше значения количества оборотных агрегатов принимаются для подвижного состава, не побывавшего в капитальном ремонте и имеющего пробег с начала эксплуатации не более 75% от установленных нормативных пробегов при годовом пробеге до 40 тыс.км для грузовых автомобилей и до 70 тыс.км — автобусов и такси. Большие значения принимаются для автомобилей, не бывших в капитальном ремонте, но имеющих пробег с начала эксплуатации более 75% от установленных нормативных пробегов, а также для капитально отремонтированных автомобилей или подвижного состава, у которого не менее трех основных агрегатов заменены на капитально отремонтированные и при годовом пробеге более 40 тыс. км для грузовых автомобилей и более 70 тыс.км для автобусов и такси.
При индивидуальном методе ремонта агрегаты не обезличиваются. Снятые с автомобиля неисправные агрегаты (узлы) после восстановления ставят на тот же автомобиль. При этом время простоя автомобиля в текущем ремонте больше, чем при агрегатном методе. В этом случае ресурс агрегатов, узлов и деталей используется в большей мере, так как достигается лучшая соосность и подгонка в посадочных местах.
Количество оборотных агрегатов на 100 автомобилей
Тип подвижного состава | Марка и | Количество оборотных агрегатов на 100 автомобилей | |||||
модель | ДВ | КП | ПМ | СМ | ЗМ | РУ | |
Легковые автомобили | |||||||
— малого класса | ВАЗ, АЗЛК | 3-4 | 3-4 | 3-4 | 3-4 | 3-4 | |
— среднего класса | ГАЗ-24-01 | 6-8 | 6-8 | 4-6 | 3-5 | 3-4 | |
Автобусы | |||||||
— особо малого класса | РАФ-2203 ПАЗ-672 | 6-8 6-8 | 6-8 7-8 | 7-8 6-8 | 6-8 6-8 | 6-8 7-8 | |
— среднего класса | ЛАЗ-695, -697, -4202 | 7-9 | 7-9 | 7-9 | 7-9 | 7-9 | |
— большого класса | ЛИАЗ-677 | 8-9 | 8-9 | 8-9 | 8-9 | 8-9 | |
Грузовые автомобили — особо малой грузоподъемности | ИЖ-27151 | 5-6 | 4-5 | 4-5 | 4-5 | 4-5 | |
— малой грузоподъемности | ЕрАЗ-762А УАЗ-451М ГАЗ-52-04 | 6-7 5-6 6-7 | 2-3 4-5 4-5 | 2-3 3-4 4-5 | 3-4 3-4 4-5 | 2-3 2-3 4-5 | |
— средней грузоподъемности | ГАЗ-53А, -07, -227 | 4-5 | 4-5 | 4-5 | 3-5 | 3-4 | |
— большой грузоподъемности | КАЗ-688, ЗИЛ-130, Урал-377 | 4-5 4-5 5-6 | 3-5 3-5 4-5 | 3-5 3-5 4-5 | 3-5 3-5 4-5 | 3-5 2-4 4-5 | |
— особо большой грузоподъемности | МАЗ-500А, МАЗ-5335, КрАЗ-257, КамАЗ-5320 | 3-4 3-4 5-6 | 4-5 4-5 4-5 | 3-4 3-4 4-5 | 3-4 | 3-4 3-4 3-4 | 3-4 2-3 4-5 |
Примечание: ДВ — двигатель; КП — коробка передач (ГМП); ПМ — мост передний; СМ — мост средний; ЗМ — мост задний; РУ — рулевое управление |
Примечание: Меньше значения количества оборотных агрегатов принимаются для подвижного состава, не побывавшего в капитальном ремонте и имеющего пробег с начала эксплуатации не более 75% от установленных нормативных пробегов при годовом пробеге до 40 тыс.км для грузовых автомобилей и до 70 тыс.км — автобусов и такси. Большие значения принимаются для автомобилей, не бывших в капитальном ремонте, но имеющих пробег с начала эксплуатации более 75% от установленных нормативных пробегов, а также для капитально отремонтированных автомобилей или подвижного состава, у которого не менее трех основных агрегатов заменены на капитально отремонтированные и при годовом пробеге более 40 тыс. км для грузовых автомобилей и более 70 тыс.км для автобусов и такси.
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Агрегатный метод — ремонт
Агрегатный метод ремонта должен включать замену отдельных неисправных узлов, механизмов, а также приборов в том случае, если их исправление требует большего простоя автомобиля, чем их замена. [2]
Агрегатный метод ремонта — это такой метод, при отором неисправные агрегаты снимают с автомобиля, поступившего в ремонт, и взамен их устанавливают отремонтированные или новые агрегаты, находящиеся в оборотном фонде. [3]
Агрегатный метод ремонта имеет большие преимущества перед индивидуальным методом, так как при агрегатном методе значительно сокращается срок простоя автомобиля в ремонте и ограничивается в основном временем, необходимым для снятия и установки агрегатов на автомобиль, тогда как при индивидуальном методе срок простоя автомобиля в ремонте дополнительно увеличивается на период ремонта его агрегатов. [4]
Агрегатный метод ремонта применяется при необходимости отремонтировать в течение года от 4 до 18 однотипных машин. Недостатком агрегатного метода ремонта является увеличение незавершенного производства за счет оборотных фондов и уменьшение оборачиваемости оборотных средств. [5]
Агрегатный метод ремонта является одним из прогрессивных и поэтому находит все более широкое применение. [6]
Агрегатный метод ремонта позволяет сократить время простоя автомобилей в ремонте, поскольку замена неисправных агрегатов и узлов на исправные, как правило, требует меньше времени, чем демон-тажно-монтажные и ремонтные работы, производимые без обезличь вания агрегатов и узлов. [7]
Агрегатный метод ремонта — это обезличенный метод, при котором неисправные сборочные единицы, узлы и агрегаты заменяются новыми или заранее отремонтированными. [8]
Агрегатный метод ремонта позволяет достигнуть наибольшего сокращения времени ремонта объекта. Для его применения необходимо использование метода агрегатирования при компоновке объекта. [10]
Агрегатный метод ремонта является более прогрессивным и заключается в замене неисправных агрегатов, узлов или деталей исправными, взятыми из оборотного фонда, или новыми, что позволяет сократить время простоя автомобилей на СТОА. Для успешного внедрения этого метода необходимо иметь достаточный фонд оборотных агрегатов или узлов. [11]
Агрегатный метод ремонта является наиболее прогрессивным, позволяет максимально сократить простои машин, снизить трудоемкость и стоимость ремонта, повысить качество ремонта, механизировать операции по восстановлению деталей, узлов и агрегатов. [12]
Агрегатный метод ремонта — это метод обезличенного ремонта, при котором неисправные агрегаты заменяются новыми или ранее отремонтированными. Данный метод позволяет существенно уменьшить пребывание тракторов в процессе ремонта. [13]
Агрегатный метод ремонта обеспечивает повышение коэффициента технической готовности автомобильного парка и сокращение затрат на ремонт, так как увеличивается межремонтный пробег агрегатов и уменьшается объем заявочных ремонтов. В результате повышается производительность автомобилей и снижается себестоимость перевозок. [14]
Агрегатный метод ремонта ( заменой сменных плат) отказавших средств измерений в ведомственных метрологических и ремонтных органах с последующим восстановлением забракованных плат на заводах-изготовителях или специализированных ремонтных заводах приборостроительных министерств. [15]
Организация текущего ремонта автомобилей
Занятие №60
1. Распределение работ по текущему ремонту на постовые и участковые (цеховые) работы.
2. Агрегатный и индивидуальный методы организации текущего ремонта. Их преимущества и недостатки, целесообразность применения.
1.Распределение работ по текущему ремонту на постовые и участковые (цеховые) работы.
Текущим ремонтом (ТР)-называется устранение отказов и неисправностей автомобиля в процессе его эксплуатации.
Организация текущего ремонта подвижного состава является одной из наиболее актуальных задач АТП. Простои автомобилей в ремонте и ожидании его очень высоки, вследствие чего до 25 % автомобильного парка ежедневно не выпускается на линию. Снижение качества ТР вследствие его слабой организации ведет к уменьшению межремонтных пробегов и, следовательно, к росту объема ТР.
Следовательно, важнейшей задачей организации ремонта является снижение времени простоя автомобилей в ТР и его ожидании. В обеспечении качества ТР особую роль играет установление прямой связи между результатами труда и заработной платой персонала. Кроме того дополнительным условием своевременного выполнения ТР является наличие на складах АТП фонда оборотных агрегатов, узлов и механизмов, а также необходимых материалов, деталей и приборов.
Текущий ремонт автомобиля производится одним из двух методов: агрегатным или индивидуальным.
При агрегатном методеремонт автомобилей производится путем замены неисправных агрегатов исправными, ранее отремонтированными или новыми из оборотного фонда. Неисправные агрегаты после ремонта поступают в оборотный фонд. В том случае, когда неисправность агрегата, узла, механизма или детали целесообразнее устранить непосредственно на автомобиле в межсменное время (когда для производства ремонта достаточно межсменного времени), замены обычно не производят.
Агрегатный метод позволяет сократить время простоя автомобиля в ремонте, поскольку замена неисправных агрегатов и узлов на исправные, как правило, требует меньшего времени, чем демонтажно-монтажные работы, производимые без обезличивания агрегатов и узлов.
При агрегатном методе ремонта возможно, а часто и целесообразно ремонт агрегатов, механизмов, узлов и систем производить вне данной организации, в специализированных ремонтных организациях (или АТО).
При индивидуальном методеремонта агрегаты не обезличиваются. Снятые с автомобиля неисправные агрегаты (узлы) после восстановления ставят на тот же автомобиль. При этом время простоя автомобиля в ТР больше, чем при агрегатном методе. В этом случае ресурс агрегатов, узлов и деталей используется в большей мере, так как достигается лучшая соосность и подгонка в посадочных местах.
Организация производства в зонах ТР АТО возможна на основе двух методов: универсальных и специализированных постов.
Метод универсальных постовпредусматривает выполнение работ на одном посту бригадой ремонтных рабочих различных специальностей или рабочими-универсалами высокой квалификации.
Метод специализированных постовпредусматривает выполнение работ на нескольких, специализированных для выполнения определенного вида работ (по двигателю, трансмиссии и др.) постах. Универсальный пост ТР обычно представляет собой осмотровую канаву, оснащенную оборудованием, обеспечивающим выполнение любых работ ТР на автомобиле.
Каждый специализированный пост оснащается оборудованием в соответствии с характером выполняемых на нем работ. Специализация постов ТР позволяет максимально механизировать трудоемкие работы, снизить потребности в однотипном оборудовании, улучшить условия труда, использовать менее квалифицированных рабочих, повысить качество работ и производительность
Рабочие места для замены и ТР двигателей грузовых автомобилей, как правило, организуют на изолированных стандартных осмотровых тупиковых канавах. Специализированные рабочие посты для ТР двигателей могут быть двух типов: для снятия и установки двигателей и для ТР двигателей на автомобилях. Они различаются оснащением и числом одновременно работающих исполнителей.
Рабочий пост для ТР двигателей целесообразно размещать вблизи моторного (агрегатного) участка, рядом с участком комплектования, проверки и обкатки двигателей. Пост целесообразно оснастить диагностическим оборудованием для обеспечения контроля и регулировки после проведения работ ТР. Узлы и детали двигателя, снимаемые при текущем ремонте (головка блока, водяной насос, клапаны, пружины и т.д.), очищают и ремонтируют в моторном (агрегатном) участке.
Рабочие посты, специализированные по ремонту других агрегатов и систем, организуют аналогично универсальным постам, но со специализацией оборудования. Специфика ТР газовой аппаратуры требует создания специализированных постов и организации работы на них специальных ремонтных рабочих.
В числе специализированных постов создаются и оснащаются посты для производства ряда диагностических и регулировочных работ. Необходимость их организации вызвана применением при выполнении работ ТР специального диагностического оборудования. К таким постам, организуемым исходя из экономически соображений и повышения качества работ, относятся:
· посты диагностики и регулировки тормозов автомобилей, оборудованные роликовыми тормозными стендами;
· посты диагностики и регулирования углов установки колес автомобилей, оборудуемые оптическими стендами.
При организации технологических процессов на производственных участках учитывают следующие принципы:
1) специализация производственных участков производится по технологии работ (слесарные, кузнечные, сварочные, малярные и т.д.) и по группам агрегатов, узлов, деталей автомобиля (агрегатные, электротехнические, аккумуляторные и т.д.);
2) обеспечение коротких производственных связей между зоной ТР и каждым производственным участком (складами запасных частей, агрегатов и участками), которых стремятся добиться
при организации производственных участков;
3) обеспечение технологической последовательности операций
текущего ремонта автомобилей.
Организация работы в каждом производственном участке производится в соответствии с технологической последовательностью операций ТР. Принятая технологическая последовательность определяет выработку организационных и планировочных решений производственных участков по ТР автомобилей. Примеры решений далее представлены по участкам и отделениям.
Агрегатный участокпроизводит ремонт большинства агрегатов автомобиля (двигателя и его узлов, сцепления коробки передач, карданной передачи, заднего и переднего мостов, рулевого управления и др.), причем в основном заменой неисправных деталей (рис. 34.2).
1 — стеллаж для деталей; 2 — ларь для обтирочных материалов; J — станок для расточки тормозных барабанов; 4— радиально-сверл ильный станок; 5, 17— верстаки слесарные; 6— шкаф для приборов и инструментов; 7— стенд для ремонта коробки передач; 8— стенд для разборки и регулировкисцеплений; 9 — гидравлический пресс 40 т; 10 — стенд для ремонта редукторов задних мостов; 11 — стенд для ремонта передних и задних колес; 12 — стенд для клепки тормозных накладок; 13 — стеллаж для инструментов; 14 — настольный пресс 3 т; 15 — заточный станок; 16 — моечная ванна; 18 — стенд для ремонта карданных валов и рулевых механизмов: 19 — передвижная моечная ванна; 20 — заточный станок; 21 — вертикально-сверлильный станок; 22 — раковина для мытья рук; 23 — электрический рукосушитель; 24 — ларь для отходов
Такое распределение позволяет специализировать рабочих на ремонте двигателей как наиболее сложном агрегате.
Технологический процесс ремонта включает: мойку агрегата; подразборку в соответствии с объемом ремонта; мойку снятых деталей и их дефектовку; сортировку деталей и их комплектовку после ремонта; сборку и испытание агрегата. Разборочно-сборочные работы в агрегатном участке, как правило, проводят на специализированных стендах, обеспечивающих возможность подхода к ремонтируемому агрегату с разных сторон, а также поворот и наклон агрегата для удобства работы.
Электротехническое отделение. В электротехническом отделении проводят ремонт и контроль генераторов, стартеров, приборов зажигания, контрольно-измерительных приборов и другой аппаратуры. Разборка-сборка агрегатов электрооборудования проводится в основном на верстаках с применением универсального инструмента и специальных приспособлений. Ремонт деталей и узлов включает замену обмоток и изоляции, припайку проводов, слесарные работы.
Аккумуляторное отделение состоит из четырех зон: кислотной (по приготовлению электролита); зарядной; ремонтной (по ремонту и проверке батарей); аппаратной (для размещения аппаратуры для заряда батарей). В зависимости от размеров АТО указанные зоны размещают: в отдельных четырех помещениях; в двух помещениях, объединяя первую со второй и третью с четвертой зоной; в одном помещении, организуя работы первой и третьей зон в шкафах с индивидуальной вытяжной вентиляцией.
Слесарно-механический участок. В нем проводят восстановление и изготовление относительно простых деталей и сборку узлов в основном для зоны ТР и агрегатного участка.
В слесарно-механическом участке обрабатывают детали под ремонтные размеры, изготавливают крепежные и другие детали (болты, шпильки, втулки и др.), подготавливают детали к сварке и обрабатывают после сварки и т. п. В общей трудоемкости ТР слесарно-механические работы составляют 4. 12 %.
Медницкое отделение. Медницкие работы составляют примерно 2 % объема работ по ТР и предназначены для восстановления repметичности деталей, изготовленных в основном из цветных материалов. В нем производится ремонт радиаторов, топливных баков, трубок, бачков и восстановление других деталей пайкой.
Сварочно-жестяницкий участок.Сварочные работы предназначены для ликвидации трещин, разрывов, поломок, а также прикрепления кронштейнов, уголков и т. п. В АТП применяют электродуговую и газовую сварку. Работы газовой сварки обычно подразделяют на сварку деталей из толстолистовой стали и сварку тонколистовой стали кузовов (кабин), а также тонкостенных деталей. Электросваркой ремонтируют массивные детали (раму, кузов самосвала).
Карбюраторный участок. В крупных АТО работы по ремонту приборов системы питания могут выполняться в карбюраторном участке, g мелких организациях эти работы могут объединяться с электротехническими работами. Карбюраторный участок специализируется на проведении контроля, регулировки и ремонта карбюраторов, топливных насосов, фильтров и т.д. При наличии в АТО автомобилей, имеющих карбюраторные и дизельные двигатели, могут создаваться два территориально разделенных отделения.
Участок по ремонту газовой аппаратуры.Для ремонта газовой аппаратуры автомобиля создается специализированный участок. В нем проводятся контроль, регулировка и ремонт редукторов высокого и низкого давления, газовых и бензиновых клапанов, фильтров и другой газовой аппаратуры.
Обойный участок.В нем осуществляется ремонт и изготовление подушек, спинок, сидений и внутренней обивки кузовов, зимних чехлов на радиаторы и капоты двигателей, а также чехлов сидений и тентов.
Столярно-кузовной участок. В нем производится ремонт и изготовление кузовов грузовых автомобилей, деревянных частей кабины, оковки крюков и других деталей. Часто в этом участке проводят и арматурные работы (ремонт стеклоподъемников, дверных ручек, петель, замков и др.).
Кузнечный участок.В кузнечном участке проводят ремонт и изготовление деталей с применением нагрева (правка, горячая клепка, ковка деталей) и ремонт рессор. Основная доля работ связана с ремонтом рессор — заменой сломанных листов, рихтовкой (восстановление первоначальной формы) листов, имеющих пониженную упругость. Собранные рессоры испытывают нагрузкой. Кроме того, в кузнечном участке изготавливают различного вида стремянки, хомуты, кронштейны.
Шиномонтажный и шиноремонтный участки. В них (рис. 34.4) проводят демонтаж шин с колес, правку дисков и запорных колец окраску дисков, контроль и мелкий ремонт шин, вулканизацию камер, монтаж и балансировку колес
Малярный участок. Малярные работы являются завершающими при ремонте кузова автомобиля, поэтому в малярный участок (рис. 34.5) автомобили поступают после выполнения всех видов работ.
При организации работы в малярном участке наибольшее число рабочих мест создается для подготовки автомобиля к окраске. Окраска и сушка автомобилей производятся в специальных камерах.