Мелкий ремонт автомобилей
Проведение незначительного, мелкого ремонта авто
У хорошего владельца автомобиль всегда в исправном состоянии. Необходимые мероприятия по очистке, диагностике и осмотрам всегда должны проводиться вовремя. Указанные меры способствуют бесперебойной работе транспортного средства, а также являются профилактикой серьезных поломок.
Чем тщательнее и лучше производится уход за автомобилем, тем безопаснее на нем ездить. От качества ухода зависят и затраты на ремонт, ведь транспортное средство в запущенном состоянии очень дорого ремонтировать.
Когда необходим мелкий ремонт?
Мелкий ремонт автомобилей – процедура, которая необходима по мере износа деталей и их поломки. Технический осмотр может выявить недочеты в работе того или иного агрегата, что требует замену отдельных деталей. Необходимость в проведении ремонтных работ может обнаружить и сам владелец. Коррозийное поражение кузова, неисправность дворников, повреждение бампера и фар – все это вызывает необходимость в проведении мелкого ремонта.
Чем внимательнее водитель, тем лучше и безопаснее ведет себя на дороге автомобиль.
Как производят мелкий ремонт авто?
В зависимости от того, какая деталь вышла из строя, владелец определяет вариант проведения мелкого ремонта. Если необходимо произвести замену дворников, лампочек и подобных мелочей, то водитель самостоятельно может устранить неполадку. В случае более серьезных неисправностей либо неуверенности владельца в своих силах и умениях следует обращаться за помощью к специалистам. Только подготовленные и специально обученные люди могут правильно и быстро провести ремонт, не нанося вреда автомобилю.
Мелкий ремонт транспортного средства включает в себя следующее:
- Замена дворников.
- Замена аккумуляторов.
- Установка и регулировка фар.
- Замена свечей зажигания.
- Замена сервисных ремней.
- Частичная покраска автомобиля.
- Сезонная замена покрышек.
- Замена масла в двигателе и прочее.
Следует уделять внимание не только красоте и чистоте, но и безопасности. Даже самая маленькая неполадка, которая вовремя не устранена, может привести к серьезной поломке либо аварии на дороге.
Результат диагностики либо планового технического осмотра может выявить ту или иную неполадку, которая влечет за собой мелкий ремонт. Если взять себе за правило проведение таких мероприятий, то можно избежать крупных поломок, которые требуют капитального ремонта.
Если Вы проживаете на территории Москвы или Московской области, посетите наш круглосуточный шиномонтаж «SM24». Мы предоставляем широкий спектр услуг в обслуживании и проведении мелких ремонтных работ автомобиля. С помощью новой аппаратуры машина будет качественно проверена на исправность, а в случае возникновения проблем, наши работники качественно и быстро устранят все неполадки.
Как поменять аккумулятор на автомобиле: видео
Посмотрев это видео, вы узнаете как поменять аккумулятор в автомобиле:
Что относится к текущему ремонту автомобиля?
Полезная информация на тему: «что относится к текущему ремонту автомобиля?». Мы постарались описать основные нюансы и порядок произведения необходимых действий.
Текущий ремонт представляет собой мероприятие по восстановлению исправной работы объекта. Мелкий ремонт, по сути, является частью текущего ремонта и предусматривает замену или устранения каких-либо незначительных элементов на объекте, которые не оказывают значительного влияния на его работоспособность. При этом мелкий ремонт предусматривает проведение не трудоемкой работы по исправлению неисправности. Проведение текущего ремонта должно быть обосновано результатами проведенных осмотров или проверок на объекте.
При этом, согласно установленным регламентам, текущий ремонт должен выполняться в особых условиях, при которых процесс функционирования основных фондов не прекращается или в отдельных случаях, работа объекта может быть приостановлена на недолгий срок.
Но организация ремонтных работ достаточно сложное мероприятие, которое зависит от множества факторов. В частности необходима грамотная материальная и техническая подготовка группы, которая и будет осуществлять ремонтные работы. При этом ключевую роль играет правильная организация, которая в дальнейшем поможет снизить расходы на выполнение проектных работ.
Ремонтные работы могут проводиться как силами внутренних подразделений, так и по заказу на выполнения заданного проекта ремонтной бригадой сторонней компании. Основная задача текущего ремонта заключается в соблюдении эксплуатационных показателей объекта или отдельных его структур на стабильном работоспособном уровне.
Что характерно, текущий ремонт и техническое обслуживание отличаются тем, что ремонт проводится лишь в тех случаях, когда объект неисправен или не отвечает эксплуатационным качествам. В свою очередь техническое обслуживание проводится лишь в том случае, когда объект или его отдельные элементы вполне работоспособны. Соответственно решение о проведении подобных работ выносится комиссией по результатам проведенных проверок на объекте.
Текущий ремонт зданий, строений, сооружений чаще всего проводиться, либо после их строительства, либо после проведения капитального ремонта. При этом отличия капитального и текущего ремонта заключаются в том, что капитальный ремонт предполагает, что после его проведения объект восстановит свои качества практически на уровне изначальных.
Для организации ремонтных работ на промышленном предприятии используется система планово-предупредительных ремонтов, согласно которым проводятся следующие мероприятия:
- Межремонтное обслуживание
- Периодические осмотры
- Периодические плановые ремонты, которые и включают в себя мелкий, средний и капитальный ремонт
Межремонтное обслуживание представляет собой организацию ежедневного надзора над объектом, промышленным оборудованием, например, контролируя его каждодневную эксплуатацию и по мере возможности выполняя ремонтные работы, которые не требуют долговременного приостановления работы объекта. В свою очередь периодические осмотры проводятся по истечению некоторого времени эксплуатации оборудования и, по сути, являются профилактическими калибровочными операциями. Периодические плановые ремонты представлены мелким, средним и капитальным ремонтом и выполняются в зависимости от установленного графика, согласно регламентам предприятия.
Соответственно мелкий ремонт будет представлять собой замену и выявление изделий, которые подверглись износу. В случае если изделие еще работоспособно, то ремонтной бригадой отмечается состояние изделия и в зависимости от него, предлагается внести замену при следующем ремонте, если же изделие полностью изношено, то производится ее замена. В таком случае средний и капитальный ремонт представляют собой частичную разборку оборудования, в частности, его отдельных систем и полную разборку, когда необходимо восстановить рабочие характеристики объекта, чтобы достигнуть установленных ранее до эксплуатационных параметров.
Объем работ по ремонту зависит от степени изнашивания (старения) или повреждения машины (агрегата). Профилактические системы предусматривают несколько видов ремонта: текущий, плановый текущий, явочный текущий, средний, капитальный и восстановительный. Текущий ремонт (ТР) выполняется для обеспечения или восстановления работоспособности машины и заключается в замене и (или) восстановлении отдельных ее частей. Данный вид ремонта является основным способом возобновления работоспособности автомобилей в процессе их эксплуатации. Неисправные составные части могут быть заменены новыми или отремонтированными. При этом замена выполняется только в том случае, если другие основные части автомобиля имеют значительный запас ресурса.
Текущий ремонт автомобилей не регламентируется определенным пробегом и выполняется для обеспечения или восстановления их исправности. Согласно положению о техническом обслуживании подвижного состава, текущий ремонт выполняется как сопутствующий при первом или втором техническом обслуживании
и отдельно в объеме, не превышающем 20% от объема работ, выполняемых при соответствующем техническом обслуживании. Замена или восстановление работоспособности отдельных составных частей производится преимущественно по результатам диагностирования. Плановый текущий ремонт производится в зависимости от установленной заводом-изготовителем плановой наработки с целью восстановления эксплуатационных свойств машины (агрегата) до нормативного уровня. Явочный текущий ремонт производится с целью устранения или предупреждения случайного отказа. Средний ремонт (СР) производится с целью частичного восстановления ресурса машины после замены или ремонта изношенных (неисправных) агрегатов и узлов. Он заключается в частичной разборке машины, в замене или капитальном ремонте не менее двух, но не более половины основных агрегатов. Этот вид ремонта предусматривает оценку технического состояния всех агрегатов и механизмов машины, а также выполнение сопутствующих ремонтных работ (сварочных, слесарных, смазочных, регулировочных и др.). Трудоемкость среднего ремонта машин зависит в основном от количества заменяемых и ремонтируемых сборочных единиц и может достигать 200…300 чел.-ч.
Капитальный ремонт (КР) — вид ремонта, выполняемого для восстановления исправности и полного (или близкого к полному) восстановления ресурса изделия с заменой или восстановлением любых составных частей, в том числе базовых. Различают капитальный ремонт автомобиля и капитальный ремонт составных частей (двигатель, коробка передач, задний мост и др.).Необходимость в капитальном ремонте определяют на основании ресурсного диагностирования.
Видео (кликните для воспроизведения). |
При капитальном ремонте автомобиль подвергают очистке, разборке на составные части, дефектации, восстановлению или замене деталей, сборке, регулированию, обкатке, окраске, испытаниям.
Показатели качества капитально отремонтированных автомобилей должны быть на уровне новых (или близкими к новым), а уровень восстановления ресурса должен составлять не менее 80% от исходных показателей новых машин.
Трудоемкость капитального ремонта определяется многими факторами и главным образом конструктивной сложностью машины, ее ремонтной технологичностью, степенью механизации работ и квалификацией ремонтников. При этом трудоемкость капитального ремонта может достигать порядка 800 чел.-ч.
Восстановительный ремонт (вторичное производство) — изготовление машин или сборочных единиц, показатели свойств которых отличаются от показателей свойств изделий, изготавливаемых на предприятии основного производства, методами ремонта. Ремонт машины (агрегата) по техническому состоянию производится по результатам оценки ряда показателей, если их значения отличаются от допустимых. Гарантийный ремонт машины (агрегата) производится с целью устранения отказов, возникающих в период гарантийной наработки и по вине завода изготовителя (ремонтного органа).
Профилактический ремонт производится по рекомендации главного конструктора машины (aiperaTa) с целью замены элементов, не обеспечивающих межремонтный ресурс изделия. Подменные элементы поставляются в качестве запасных частей заводом-изготовителем.
По сохранению принадлежности составных частей к конкретному экземпляру ремонтируемого автомобиля различают обезличенный и не обезличенный методы ремонта. При не обезличенном методе ремонта сохраняется принадлежность восстанавливаемых составных частей к определенному экземпляру автомобиля. При обезличенном методе ремонта не сохраняется принадлежность восстанавливаемых составных частей к определенному экземпляру машины.
Агрегатный метод ремонта — это разновидность обезличенного метода, при котором неисправные агрегаты заменяют новыми или отремонтированными. Сущность агрегатного метода ремонта заключается в том, что при потере автомобилем работоспособности его ремонт производится заменой отдельных неисправных агрегатов и узлов отремонтированными или новыми из числа обменного фонда, в результате чего работоспособность (исправность) автомобиля восстанавливается в целом при минимальных издержках потребителя, быстро, составными частями, отремонтированными без спешки на специализированных рабочих местах.
Экономическая сущность агрегатного метода ремонта заключается в следующем:
• обеспечивается более полное использование технического ресурса агрегатов
узлов при снижении тем самым удельных затрат на запасные части и ремонт автомобиля в целом; сокращается время простоя машины в процессе ее ремонта;
• упрощается технологический процесс ремонта автомобиля за счет использования менее сложного оборудования; сокращаются производственные площади за счет увеличения их пропускной способности и снижения затрат на их строительство и эксплуатацию; повышается качество ремонта агрегатов и узлов автомобиля.
При агрегатном ремонте выше вероятность отказа за счет других составных частей по сравнению с полнокомплектно отремонтированным автомобилем. Агрегатным методом ремонтируют автомобили, конструктивные особенности которых позволяют легко расчленять их на составные части (агрегаты и узлы).
При этом каждая составная часть должна быть автономным, конструктивно законченным элементом, легко отделяемым без сложных разборочно-сборочных и регулировочных работ от других составных частей автомобиля.
Требования надзорных органов к автосервису
Если вы решили открыть автосервис, то вам обязательно необходимо понимать какие требования предъявляют к этому бизнесу надзорные органы. А требования достаточно существенные и их невыполнение может повлечь как штрафы, так и закрытие бизнес или даже уголовную ответственность (в случае если нарушения требований приведут к травме или гибели людей).
В этой статье мы рассмотрим наиболее важные требования Роспотребнадзора (и в частности санитарно-эпидемиологические и гигиенические), МЧС и Пожарной инспекции.
С кем согласовывается деятельность
Чаще всего собственникам и руководству сервисных мастерских придется сталкиваться с требованиями и проверками:
- Санитарно-эпидемиологической службы (Роспотребнадзора и его местной структуры — СЭС).
- Пожарной инспекцией и МЧС.
Кроме этого, деятельность должна быть согласована с управлением по архитектуре, экологами и ГИБДД.
Требования могут варьироваться в зависимости от вида мастерской:
- Шиномонтаж.
- Кузовные работы (включающие сварку, рихтовку и т. п. услуги). К этим организация требования МЧС и пожарных особо строги.
- Предприятие, обслуживающие электрику автомобилей.
- Специализированные организации (ремонтирующие автомобили от одного производителя или определенной марки).
- Ремонтные сервисы общего назначения.
Однако общие требования ко всем мастерским будут стандартными. Изложены они в законах РФ, СНиПах, ГОСТах, приказах и постановлениях правительства, методических указаниях и некоторых других регламентирующих документах.
Санитарные и экологические требования
Согласовываются: территориальное расположение предприятия, его габариты, правила ухода за внутренними помещениями и территорий. Система вентиляции, качество воды и стоков строго контролируются Роспотребнадзором и СЭС. Так как от этих систем зависит здоровье и жизнь работников сервиса, его клиентов и жителей близлежащих домов.
Роспотребнадзор и экологи предъявляют требования и к другим системам:
- системе канализации;
- к материалу воздуховодов;
- загазованности атмосферы в районе мастерской;
- уровню шума;
- освещенности в рабочей зоне и защитной арматуре светильников.
Эти службы строго относятся к наличию договоров на утилизацию всех видов мусора, который может образовываться в результате профессиональной деятельности мастеров по ремонту и их жизнедеятельности.
Документы, регламентирующие деятельность СТО в сфере санитарного и экологического благополучия населения
Санитарная служба опирается в своей работе на следующие основные документы:
- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 — о санитарно-защитных зонах;
- СанПиН 2.1.6.1032-01 — о качестве воздуха в помещениях;
- СНиП 41-01-2003 — о вентиляции, кондиционировании и отоплении;
- СП 2.2.2.1327-03 — о требованиях к рабочему инструменту, оборудованию и организации технологического процесса;
- ФЗ РФ №7 от 10.01.02 — охрана окружающей среды;
- РД 152-001-94 — о требованиях к предприятиям дорожно-транспортного комплекса в части экологии
- СНиП (ІІ-4-79, глава 4) — об освещении;
- СНиП 23-05-95 — об освещении;
- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 — об освещении;
- СанПиН 2.1.5.980-00 — о водоотведении;
Требования к территории
Согласно требованиям санитарных и экологических служб данные предприятия не размещают в жилых домах и приспособленных для этого помещениям (цоколе, подвале) общественных и офисных зданий. Земля, отведенная под автосервис должна иметь промышленное назначение. Сооружение, используемое под сервисные работы для автомобилей должно располагаться не ближе, чем в 50 м от жилых кварталов, естественных водоемах и водохранилищ. Указанная зона называется — санитарно-защитной (СЗЗ). Ее размер оговорен в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Территория, относящаяся к СТО, должна быть облагорожена и поддерживаться в чистоте.
Требования к помещению
Помещение должно соответствовать определенным стандартам:
- по габаритам;
- внутренней отделке.
Размеры/площадь помещения рассчитываются исходя из:
- видов работ;
- их объема;
- размеров ТС, ремонтируемых на данном СТО.
Минимум рабочей площади составляет 5 квадратов на работника, без учета расположения оборудования. Кроме цеха по работе с ТС, предприятие должно иметь бытовые помещения, предназначенные для работников:
- санузел;
- душ для рабочих;
- раздевалка с вешалкой для верхней одежды и шкафчиками для рабочих комбинезонов.
Внутренняя отделка помещений проводится спецматериалами:
- устойчивыми к воздействию бензина, масел, дизтоплива и даже неагрессивным жидкостям (воде);
- проводится окраска стен масляными красками на высоту 2/3 от пола;
- пол выкладывается плиткой (метлахской);
- наличие смотровых ям требует отделки их керамической плиткой.
Помещение должно быть подключено к водопроводу, иметь горячую и холодную воду, канализацию, отопление. Обязательно наличие искусственного и естественного освещения.
При обустройстве лакокрасочных помещений с использованием пульверизаторов, такие помещения оборудуются приспособлениями для улавливания аэрозоля красящих веществ и растворителя. Вне помещения красить с помощью пульверизатора не разрешается.
При наличии оборудования по обработке металла, такие помещения оборудуются пылеуловителями. Если СТО имеет участок для мойки узлов и агрегатов ТС, сливать стоки не очищенными запрещено в канализацию и тем более в открытые водоемы или почву. Такие мойки оборудуются очистными конструкциями с такой мощностью, которая позволяет выдержать параметры ПДК.
Если автосервис проводит смазочные работы, для этих целей выделяется помещение, которое оснащается емкостями для сбора, хранения отработанных фильтров, масел. Масла не должны попадать в почву либо в воду в зоне автосервиса или около него.
Требования к вентиляции
Данные требования обоснованы размерами предприятия и количеством обслуживаемой техники, они обоснованы СНиП 41-01-2003. Можно выделить 3 основных варианта организации вентиляции на СТО:
- Для мастерских площадью менее 50 квадратов достаточно принудительной вытяжной системы с притоком, осуществляемым естественным путем.
- Для СТО габаритами от 50 квадратов нужно обустраивать приточно-вытяжную вентиляцию.
- Для цехов больших габаритов обязательно обустройство системы и подачи, и забора воздуха с механическим побуждением (приточно-вытяжной). Собственники таких предприятий установить система местного индивидуального забора выхлопных газов с возможностью присоединения их к трубе ТС.
В последнем случае объем воздуха который должна удалять местная отсосная установка зависит от объема двигателя автомобиля:
- Сверх 175 кВт, 240 л.с. — объем должен составлять 800 кубометров/чес.
- В промежутке 130-175 кВт, 180-240 л.с. — объем должен соответствовать 650 кубометрам/час.
- В диапазоне 90-130 кВт (120-180 л.с.) — порядка 500 кубометров/час.
- До 90 кВт, соответственно 120 л.с. потребуется удалять всего 350 кубометров/час.
Что касается обменной вентиляции общего назначения ее параметры должны быть следующими:
- Вытяжка организуется из смотровых ям (в объеме не меньше 120 кубометров/час) и потолочной зоны помещения.
- Поступление свежего воздуха должно быть обеспечены в смотровые ямы и рабочую часть помещения. Температура воздуха не может быть менее 16оС и не должна превышать 25оС.
- Воздухообмен должен быть 20-40 кратным.
Допустимым считается поступление в рабочее помещение выхлопных газов в объеме:
- 10% при шланговом отборе отработанного газа;
- 25% — при местном открытом их заборе.
В ряде случаев требуется оборудование дополнительной автономной вентиляции. При наличии в цехе отделений (боксов) или отдельных помещений для работы:
- предполагающей регенерацию масел;
- приготовление красок и собственно окраску и работу с лаками;
- по вулканизации;
- с примирением кузнечных, а также кузовных либо медницких работ.
При работе с генераторами на ацетилене выделяется отдельное помещение/бокс с обустройством механической приточной и естественной вытяжной вентиляции.
При проведении токарно-слесарных работ, то есть при наличии рабочих мест, оборудованных соответствующими станками, обустраивается местная вентиляция, пуск которой осуществляется одновременно с пуком оборудования. При отсутствии подобного оборудования соответствующая вентиляция не предусматривается.
При разработке плана вентиляции следует учесть, что точка забора воздуха для принудительной его подачи должна находиться на расстоянии 20 м от точки его сброса. При этом отверстия для забора и выведения загрязненного воздуха можно делать на одном уроне. Если такое расстояние выдержать не удается, отверстие для сброса грязного воздуха должно располагаться выше точки его забора. разница в высоте составляет 6 м. При естественной вентиляции и организации только вытяжки этот пункт не актуален.
В качестве оборудования можно использовать:
Обычно устанавливаются, как минимум, 2 приточных и 2 вытяжных вентилятора. Мощность системы вентиляции рассчитывается по нескольким параметрам, затем выбирается максимальный вариант. Проект на вентиляцию при условии ее работы в стандартном режиме рассчитывается согласно ОНТП 01-91, ВСН 01-89 и СНиП 41-01-2003.
Требования к отоплению
В любом автосервисе, независимо от размеров предприятия, должна быть предусмотрена система отопления, которая в холодный сезон обеспечит работникам нормальные рабочие условия. Рекомендуется дополнительное утепление входных ворот в зимнее время.
Отопление сервиса может быть централизованным либо необходимо устанавливать котлы. Они могут работать на отработанном масле, дровах, пропане, угле, природном газе. Независимо от вида топлива и от условий внешней среды, котел должен обеспечивать плюсовую температуру. Оптимумом считается 18оС в рабочей зоне. При обустройстве собственного отопления на твердом топливе, котлы должны быть оборудованы пылеуловителями.
Требование к воде
Вода для работы с узлами и агрегатами может использоваться техническая. Она должна быть безопасной для работников, как по содержащимся в ней химическим примесям, так и по наличию патогенной микрофлоры. При проведении моечных работ любого объема стоки не должны содержать нефтепродукты, моющие средства, механические элементы в количествах превышающих ПДК (ВК 167 и др).
Требования к атмосферному воздуху
СЭС и экологические службы следят за загрязнением воздушной среды на границе СЗЗ. Концентрация вредных веществ в месте забора не должна превышать предельные величины, допустимые по нормативам. При обнаружении отклонений даже небольших контролирующие органы будут проверять мощности предприятия, и установки, обеспечивающие очистку воздуха. Этот пункт особо актуален для крупных ремонтных мастерских. При организации мини-СТО проверка обычно проводится по жалобе населения.
Требования к освещению
Данные требования указаны в СНиП (ІІ-4-79, глава 4). Освещение автосервиса может быть:
- искусственным;
- комбинированным (естественное+искусственное).
Наличие искусственной подсветки считается обязательным требованием. Осветители (их количество, мощность) рассчитывается исходя из требований регламента, коэффициента рассеивания света покрытием пола, стен и потолка. Освещение в автомастерской должно быть:
- общим;
- локальным (боковым местным; нижним рабочим).
Нормируются мощности осветителей в зависимости от типа проводимых работ, лк:
- при выполнении ремонтных работ и монтажа шин — 200;
- в смотровых ямах — не менее 75;
- при выполнении ТО и мелкого ремонта — 200;
- для ежедневного обслуживания достаточно — 75;
- в помещении, где проводится сварка и кузовные работы — 200;
- в цехе по работе с электротехникой — 300;
- при уборке и мойке — 150;
- в помещении, где хранятся ТС и запасные части к ним — 20.
- открытые площадки для ТС — 5.
Следует отметить, что отечественные требования отличаются от европейских. Кроме этого, производители ТС иногда разрабатывают собственные требования к освещению на сервисах, обслуживающих их автомобили.
Для обустройства освещения на СТО разрешено применять на основе:
Газоразрядные источники тоже применяют, но их утилизация требует заключения специального договора с соответствующими структурами. Требования к осветителям в мастерской по ремонту машин довольно высоки:
- Влагозащита от IP53 и выше.
- Взрывозащищенный корпус.
- Устойчивость к агрессивным средам.
- Высокая цветопередача.
Осветители должны иметь светорассеивающие колпаки из непрозрачного материала.
Требования к уровню шума
Регламент по уровню шума можно посмотреть СП 2.2.1.1312-03 и СП 2.2.2.1327-03. Замеры обычно проводятся по жалобе населения. Правила проверки гостируются (ГОСТ 23337- 78). Методика проведения замеров описывается ГОСТ 23337- 78.
Требования к сотрудникам
При приеме на работу все мастера проходя медицинский осмотр. Учитывая их постоянный контакт с производственными вредностями, они обязаны проходить регулярные осмотры комиссией врачей и иметь санитарные книжки с записью о прохождении такого осмотра. Апеллировать контролирующие органы будут к СНиПу 23-05-95 и СанПиНу 2.2.1/2.1.1.1278-03.
При работе каждый работник должен использовать средства личной защиты – очки, сварочные маски, перчатки и т.д. Средства защиты предоставляет работодатель.
Требования к оборудованию
Оборудование подбирается на усмотрение хозяина СТО. НО все оно должно быть приобретено официально. Иметь сертификаты и гарантию на обслуживание. Желательно иметь договора на техобслуживание данного вида оборудования с соответствующими организациями.
Требования к обустройству уголка потребителя
Уголок потребителя является неотъемлемой частью документации, которая должна быть на любом автосервисе. Это может быть стендовое размещение информации или специальная папка, если место для стенда выбрать не удалось.
Он содержит в обязательном порядке следующую информацию:
- сведения о предприятии (название, ООО/ИП, ИНН, адрес компании и ее телефон);
- регистрационные данные (ксерокопии св-в о регистрации и о постановке на учет в налоговых органах);
- копия Закона о защите прав потребителя;
- книга жалоб, отзывов и предложений клиентов;
- график работы;
- цены на услуги (ценовое предложение заверяется первым руководителем СТО и печатью).
Требования пожарной службы и МЧС
Автомастерская считается пожаро- и взрывоопасным объектом. Уровень пожарной опасности рассчитывается индивидуально, в зависимости от объема работ и характеристик помещения. Но даже к самым маленьким СТО по части вентиляции и пожарной безопасности требования довольно строги.
Регламентирующие документы
- ВСН 01-89
- СП 7.13130.2009.
- ФЗ РФ №123 от 22 июля 2008 года.
- ФЗ РФ №69 от 21 декабря 1994..
- СП 5.13130.2009.
- ПП N 390 от 25.04.12.
- НПБ 88-2001.
- Приказ МЧС РФ № 645 от 12.12.2007г и НПБ по обучению мерам ППБ.
Требования к документации
Любое предприятие по обслуживанию ТС должно иметь инструкцию по пожарной безопасности (ПБ). Причем для административного комплекса (при его наличии), складской зоны, предназначенной для хранения запасных частей и материалов, а также рабочей зоны разрабатывается отдельная инструкция. Помимо этого автомастерская должна иметь:
- Инструкцию по действиям при пожаре, распечатанною в цветном исполнении в формате А3.
- График инструктажей по ППБ (противопожарной безопасности): вводного, текущего (первичного и повторных).
- Правила пользования огнетушителями в формате А4 (размещаются у каждого средства тушения пожара).
- Приказ о назначении ответственного лица по ППБ.
- Номер вызова бригады для тушения пожара с мобильного и стационарного телефона.
- Знаки, определяющие категорию опасности пожарных помещений в цветном исполнении в формате А4 и знак жесткой сцепки для эвакуации ТС.
- Журналы: учета стандартных средств тушения пожара и инструктажа персонала.
Журналы регистрируются в соответствующих органах.
Требования к помещению
Основные требования к помещению указаны в разделе о требованиях санитарных служб. Дополнительно можно сказать, что помещение автосервиса обязательно должно иметь пожарный выход. На пути эвакуации персонала стены помещения нельзя отделывать материалом легко возгорающимся или плавящимся (деревом, обоями, пластиком, горящим с испусканием ядовитого дыма).
Требования к освещению и проводке
Электрика в пожароопасных зонах монтируется во взрывозащищенном исполнении. Осветители монтируются во взрывозащитной арматуре. Перед началом работы исправность электрооборудования должна быть проверена. работать с неисправным оборудованием запрещено.
Требования к вентиляции
Все вентиляционные ходы, рукава, кожухи, защитные короба должны быть выполнены из материала:
- негорючего;
- устойчивого к воздействию агрессивных факторов внешней среды (влаги, коррозирующих веществ и т.п.);
- огнеупорного.
Все швы и стыки обрабатываются герметиком и не должны пропускать загрязненный воздух. По ТБ все элементы вентиляционной системы монтируются в защитном коробе. Однако доступ ремонтникам к ней не должен быть затруднен.
Помещения с высокой пожаро- взрывоопасностью (например, для работы с генератором на ацетилене) требуют монтажа вентиляции во взрывобезопасном исполнении.
Требования к пожарной сигнализации
Требования зависят от размеров помещения и количества обслуживаемых автомобилей.
Согласно СП 113.13330.2012 любое помещение, ориентированное на сервисное обслуживание ТС должно быть оснащено АУПС согласно СП 113.13330.2012 (п. 6.5.5). Если:
- Здание более 50 квадратов устанавливают АУПС и СОУЭ 2(СО+ЗО) (при количестве машиномест до 100 шт)
- При обслуживание более 3 автомобилей должна быть установлена система автоматического тушения пожара (АУПТ) согласно СП 113.13330.2012 (п. 6.5.3), СОУЭ 2.
Для крупных предприятий, обслуживающих от 100 машин рекомендуется установка СЛУЭ 1.Если автомастерская использует лакокрасочные изделия, то все оборудование монтируется через «искрозащиту». То есть в пожаро- и взрывобезопасном исполнении.
Основные компоненты системы ППБ для ремонтно-монтажных предприятий следующие:
- Извещатели: дымовые, тепловые, ручные. Для предприятий, обслуживающие более 3 автомобилей одновременно рекомендуемы датчики пламени.
- Оповещатели: световые (знак выход, с указанием пути эвакуации) и звуковые/сирены. Для крупных предприятий рекомендуются голосовые оповещатели.
- КП (панель контроля, принимающая сигнал и транслирующая его пожарной службе).
Большое значение при пожаре имеет оперативность вывода людей из зоны возгорания. В этом помогает СОУЭ (система, управляющая эвакуацией).
Дополнительная информация
Если в аренду берется или покупается капитальное сооружение согласно ст. 36 Кодекса градостроителей РФ работа на этом участке должна подчиняться градостроительному регламенту. Все проводимые работы должны быть этим регламентом разрешены.