Рекомендации по практической работе со специальными агрегатами пожарных автомобилей
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ
Начальник ГУ ГПС МВД РФ
Р Е К О М Е Н Д А Ц И И
ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ СО СПЕЦИАЛЬНЫМИ
АГРЕГАТАМИ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
Учебное пособие
Начальник ВНИИПО МВД РФ
УДК 614.846.6.
Рекомендации по практической работе со специальными агрегатами пожарных автомобилей. М.: ВНИИПО МВД РФ, 1994, с.
Изложены рекомендации по работе со специальными агрегатами пожарных автоцистерн (насос пожарный, газоструйный вакуум-аппарат, вакуумный затвор, коробка отбора мощности и т. д.). Предназначено для водителей пожарных автомобилей, инженерно-технических работников гарнизонов противопожарной службы, слушателей средних и высших учебных заведений МВД России.
от ГУ ГПС — , ; от ВНИИПО — , , ; от УГПС ГУВД Московской обл. — .
СОДЕРЖАНИЕ
1. Приемы работы по управлению специальными агрегатами пожарных автоцистерн
1.1. Подготовка ПА по прибытии к месту работы..
1.2. Подача воды из цистерны
1.3. Подача воды из цистерны в лафетный ствол
1.4. Забор воды из водоёма при помощи газоструйного вакуумаппарата
1.5. Забор воды из водоёма без применения вакуумаппарата
1.6. Забор воды из водоёма по схеме
1.7. Заполнение цистерны водой
1.8. Работа от гидранта
1.9. Работы по размораживанию гидранта в зимний период с помощью «устройства отогрева»
1.10.Работа с гидроэлеватором по схеме
1.11.Работа с гидроэлеватором по схеме
1.12.Работа с гидроэлеватором по схеме
1.13.Уборка воды гидроэлеватором с установкой автомобиля на водоисточник
1.14.Подача воздушно-механической пены (без установки автомобиля на водоем)
1.15.Подача воздушно-механической пены (с установкой автомобиля на водоём).
1.16.Подача воздушно-механической пены (с установкой автомобиля на гидрант).
1.17.Подача воздушно-механической пены (с забором пенообразователя от внешней ёмкости).
1.18.Подача воздушно-механической пены от цистерны с помощью лафетного ствола
1.19.Обслуживание насоса во время работы
1.20.Уход за пеносмесителем после окончания работы
1.21.Остановка насоса и уход за автоцистерной после окончания работы
1.22.Обслуживание автоцистерны в зимний период.
2. Характерные неисправности при работе ПА, их причины и способы устранения
3. 3. Проверка специальных агрегатов ПА.
3.1. Проверка вакуумной системы.
3.2. Проверка насоса на вакуум.
3.3. Проверка пожарного насоса.
3.4. Проверка пеносмесителя
4. Техника безопасности при работе на ПА.
4.1. ТБ при выезде и следовании на пожар
4.2. ТБ при боевом развёртывании.
4.3. ТБ при заправке автомобиля ГСМ, пенообразователем, порошком..
4.4. ТБ при техническом обслуживании ПА.
Успех боевой работы пожарного подразделения во многом определяется профессиональным мастерством водителя пожарного автомобиля (ПА). Действия водителя ПА по управлению специальными агрегатами ПА должны выполняться быстро и в строго определенной последовательности. Так для забора воды из открытого водоисточника с помощью газоструйного вакуумаппарата и пуска насоса водитель ПА должен быстро и в строгой последовательности произвести 11 операций рычагами и маховичками, не считая операций по включению коробки отбора мощности, производимой из кабины. Только профессиональное мастерство водителя ПА гарантирует безотказную работу механизмов ПА, снижает перегрузки деталей автомобиля, сокращает потери огнетушащих веществ, уменьшает психофизическую нагрузку.
Анализ заводских инструкций показывает, что они описывают не все приемы работы со специальными агрегатами ПА или описывают их в общих чертах. Рекомендации составлены на основе практического опыта работников Главного Управления Государственной противопожарной службы (ГПС), Управлений ГПС гарнизонов.
Расчет должен установить ПА по возможности в безопасном, удобном для работы месте, обеспечив, при этом, проезд другим автомобилям. При установке ПА необходимо стремиться, чтобы длина напорной рукавной линии и количество изгибов при прокладке рукавов были минимальными.
При установке автомобиля на проезжей части дорог, в условиях ограниченной видимости, необходимо принять дополнительные меры безопасности, например: установить знак аварийной остановки, а в ночное время — включить габаритные огни и свет в насосном отсеке.
Убедившись в правильном выборе места установки ПА, необходимо:
· затормозить ПА, с работающим на минимально устойчивых оборотах двигателем, ручным тормозом (рычаг коробки передач должен быть в нейтральном положении); при необходимости положить упоры под колеса автомобиля;
· выключить сцепление, включить коробку отбора мощности (КОМ) и плавно включить сцепление. 2При включении КОМ начинает работать насос пожарный.
Дальнейшие операции по пуску насоса пожарного зависят от конкретных условий работы ПА и производятся из насосного отсека.
Особенности включения дополнительной трансмиссии к насосу на автомобилях ГАЗ На пожарных автоцистернах на шасси ГАЗ включение дополнительной трансмиссии к насосу отличается следующим.
· включить прямую (четвертую) передачу в КП;
· плавно включить сцепление.
Несоблюдение очередности включения КП-РК-КОМ на автоцистернах на шасси ГАЗ приводит к затруднению включения шестерен.
Водитель помни!
1. Работа насоса пожарного типа ПН-40 без воды на больших оборотах недопустима (выходят из строя манжеты).
2. Во избежании выхода из строя выжимного подшипника сцепления длительная работа двигателя (более 1 мин.) с выжатой муфтой сцепления недопустима.
1.2. Подача воды из цистерны.
При работе «от цистерны» на пожарных автоцистернах (АЦ), кроме АЦ с гидравлическим (АЦ-40(43202)-Ц1А) и пневматическим (АЦ-40(131)-137А и АЦ-40(131)-153А) управлением работой задвижек насоса необходимо:
· установить ПА на месте работы;
· присоединить напорные рукава к задвижкам пожарного насоса;
· проверить закрытие заглушки всасывающего патрубка, сливного краника, а также других вентилей и кранов;
· открыть одну из напорных задвижек для выпуска воздуха из насоса;
· открыть задвижку «из цистерны»;
· после заполнения насоса водой закрыть напорную задвижку;
· плавно включить сцепление;
· увеличить обороты двигателя с тем, чтобы довести давление в насосе до 0,2-0,3 МПа (2-3 кгс/см ), контролируя его величину по манометру;
· медленно открывая напорные задвижки и одновременно увеличивая обороты двигателя, установить необходимый режим работы насоса.
При работе «от цистерны» АЦ-40(43202) Ц-1А0 необходимо:
· установить ПА на месте работы;
· присоединить напорные рукава к задвижкам пожарного насоса;
· проверить закрытие заглушки всасывающего патрубка, сливного краника, а также других вентилей и кранов;
· проверить гидрозадвижки насоса — их шпиндели должны быть полностью ввернуты (при этом пружина задвижки должна быть разгружена);
· плавно включить сцепление;
· увеличить число оборотов двигателя и повысить давление масла в гидросистеме до 2,5 — 4,0 МПа (25-40 кгс/см );
· открыть одну из напорных задвижек для выпуска воздуха из насоса с помощью золотника дистанционного управления;
· установить золотник дистанционного управления всасывающим клапаном ДУ-115 в положение «из цистерны»;
· после заполнения насоса водой закрыть напорную задвижку с помощью золотника дистанционного управления;
· плавно включить сцепление;
· увеличить обороты двигателя с тем, чтобы довести давление в насосе до 0,2-0,3 МПа (2-3 кгс/см ) по манометру;
· золотником управления открыть напорные задвижки, одновременно увеличивая обороты двигателя;
· установить необходимый режим работы насоса.
При работе «от цистерны» на автоцистернах 2АЦ-40(131)-137А и АЦ-40(131)-153А необходимо:
· установить ПА на место работы;
· присоединить напорные рукава к задвижкам пожарного насоса;
· проверить закрытие заглушки всасывающего патрубка, сливного краника, а также других вентилей и кранов;
· проверить пневмозадвижки насоса — их шпиндели должны быть полностью ввернуты (при этом пружина задвижки должна быть разгружена);
· открыть одну из напорных задвижек для выпуска воздуха из насоса;
· краном пневмоуправления открыть задвижку «из цистерны»;
· после заполнения насоса водой закрыть напорную задвижку
· плавно включить сцепление;
· увеличить обороты двигателя с тем, чтобы довести давление в насосе до 0,2-0,3 МПа (2-3 кгс/см ) по манометру;
· плавно открыть напорные задвижки;
· увеличивая обороты двигателя, установить необходимый режим работы насоса.
1. Заполнение насоса водой происходит при включенном сцеплении.
2. Резкое включение сцепления.
3. Создание большого напора в насосе до открытия напорной задвижки.
4. Работа дистанционным приводом при отвернутых шпинделях гидро — и пневмозадвижек.
Дополнения и пояснения (общие).
1. Заполнение насоса при включенном сцеплении — приводит к образованию воздушной пробки в центре насоса и мешает создать напор насоса.
2. Создание большого напора в насосе до открытия напорной задвижки — затрудняет открытие задвижки, так как при открытии задвижки приходится преодолевать давление воды.
3. При заполнении насоса водой воздух из насоса лучше удалять через напорную задвижку нежели через вакуумный затвор, так как в зимних условиях при неработающем газоструйном вакуум-аппарате вода, попавшая в вакуумную систему, может замерзнуть.
4. В сильные морозы, перед подачей воды в линию, ее рекомендуется предварительно нагреть в насосе работой при высокой скорости вращения и закрытых напорных задвижках.
АЦ-40(131)-137А, АЦ-40(131)-153А и АЦ-40(43202) Ц-1
1. При неисправной гидро — и пневмосистеме все указанные операции могут быть выполнены вручную. При завертывании шпинделей клапаны гидро — и пневмозадвижек закрываются.
Подача воды из цистерны в лафетный ствол: при неподвижном автомобиле:
При подаче воды из цистерны в лафетный ствол на пожарной автоцистерне АЦ-40(43202) Ц-1А необходимо:
· установить ПА на месте работы;
· проверить закрытие заглушки всасывающего патрубка, сливного краника и других вентилей и кранов;
· проверить гидрозадвижки насоса — их шпиндели должны быть полностью ввернуты;
· плавно включить сцепление;
· увеличить число оборотов двигателя и повысить давление масла в гидросистеме до 2,5 — 4,0 МПа кгс/см );
· открыть одну из напорных задвижек с помощью дистанционного управления для выпуска воздуха из насоса;
· установить золотник дистанционного управления всасывающим клапаном ДУ-115 в положение из «цистерны»;
· после заполнения насоса водой закрыть с помощью золотника дистанционного управления напорную задвижку;
· плавно включить сцепление;
· увеличить обороты двигателя с тем, чтобы довести давление в насосе до 0,2 — 0,3 МПакгс/см ) по манометру;
· золотником дистанционного управления открыть гидрозадвижку лафетного ствола, одновременно увеличивая обороты двигателя;
· повернуть лафетный ствол в нужном направлении с помощью золотникового распределителя управления лафетным стволом;
· установить необходимый режим работы насоса.
При подаче воды из цистерны в лафетный ствол на пожарной автоцистерне 2АЦ-40(1А необходимо выполнить.
· установить ПА на место работы;
· проверить закрытие заглушки всасывающего патрубка, сливного краника, других вентилей и кранов;
· проверить пневмозадвижки насоса — их шпиндели должны быть полностью ввернуты;
· открыть одну из напорных задвижек для выпуска воздуха из насоса;
· краном пневмоуправления открыть задвижку «из цистерны»;
· после заполнения насоса водой закрыть напорную задвижку;
· плавно включить сцепление;
· увеличить обороты двигателя с тем, чтобы довести давление в насосе до 0,2-0,3 МПа (2-3 кгс/см ) по манометру;
· плавно открыть задвижку «в цистерну»;
· увеличивая обороты двигателя, установить необходимый режим работы насоса.
Ствольщику необходимо выполнить следующее:
· с помощью дистанционного управления переключить распределительный клапан для подачи воды в лафетный ствол;
· повернуть лафетный ствол в нужном направлении для подачи воды на очаг пожара при движении автомобиля:
После заполнения насоса водой на автоцистерне 2АЦ-40(43202)0:
· включить 1-ю передачу и КОМ;
· плавно включить сцепление (автомобиль тронется с места);
· увеличить обороты двигателя с тем, чтобы довести давление в насосе до 0,2 — 0,3 МПакгс/см ) по манометру;
· золотником дистанционного управления открыть гидрозадвижку лафетного ствола, одновременно увеличивая обороты двигателя;
· повернуть лафетный ствол в нужном направлении с помощью золотникового распределителя управления лафетным стволом;
· установить необходимый режим работы насоса.
На автоцистерне АЦ-40(131)-137А и АЦ-40(131)-153А 0
предварительно перед движением открыть задвижку «в цистерну». После заполнения насоса водой необходимо:
· включить 1-ю передачу и КОМ;
· увеличивая обороты двигателя, установить необходимый режим работы насоса.
Ствольщику необходимо выполнить следующее:
· с помощью дистанционного управления переключить распределительный клапан для подачи воды в лафетный ствол;
· повернуть лафетный ствол в нужном направлении для подачи воды на очаг пожара.
управление лафетным стволом вручную на АЦ-40(43202):
ствольщику необходимо после операции: «увеличить обороты двигателя с тем, чтобы довести давление в насосе до 0,2-0,3 МПа» выполнить следующее: —
· открыть игольчатые клапаны на цилиндрах подъема и поворота лафетного ствола и повернуть ствол в нужном направлении;
· открыть напорную задвижку к лафетному стволу, для чего нажать ногой на клапан отсечки, расположенный внизу на площадке;
· по окончании работы игольчатые клапаны на гидроцилиндрах закрыть.
1. Попытка дать воду в лафетный ствол при неоткрытой задвижке «в цистерну».
2. Заполнение насоса водой при включенной силовой передаче.
3. Попытка включить насос при движении автомобиля.
4. Несогласованность действий водителя и ствольщика.
5. Резкое изменение частоты вращения двигателя.
Дополнения и пояснения.
При работе лафетным стволом в движении необходимо учесть, что при включении 2-й передачи в коробке передач автомобиль движется быстрее, однако давление, развиваемое насосом, будет ниже, чем при движении на 1-й передаче, за счет того, что частота вращения насоса при включении 1-й передачи в коробке передач выше, а, следовательно, и выше давление, развиваемое насосом.
Забор воды из водоема при помощи газоструйного вакуумаппарата.
При работе автоцистерны от водоема необходимо:
· установить ПА на месте работы;
· присоединить к всасывающему патрубку насоса всасывающие рукава, проверить плотность соединений и опустить в воду сетку на глубину не менее 300 мм;
· закрыть задвижки и сливной краник;
· открыть вакуумный затвор;
· включить газоструйный вакуумаппарат;
· увеличить обороты двигателя до устойчивой работы вакуумаппарата; при появлении воды в смотровом глазке вакуумного затвора — закрыть вакуумный затвор;
· быстро уменьшить число оборотов двигателя и отключить газоструйный вакуумаппарат;
· плавно включить сцепление;
· увеличить обороты двигателя с тем, чтобы довести давление в насосе до 0,2-0,3 МПа (2-3 кгс/см ) по манометру;
· медленно открывая напорные задвижки и одновременно увеличивая обороты двигателя, установить необходимый режим работы насоса.
Водитель помни!
1. Во избежании засорения сетку всасывающего рукава не рекомендуется опускать на дно водоема.
2. При перегреве двигателя — включить теплообменник.
3. В зимний период, в целях предотвращения ледяной пробки в вакуумной системе, сразу после начала работы пожарного насоса, рукоятку вакуумного затвора необходимо на несколько секунд перевести в крайнее верхнее положение (от себя) для удаления оставшейся воды.
4. При работе с перекрывными стволами необходимо помнить, что прекращение расхода воды вызывает нагрев насоса и, вследствие этого, обрыв водяного столба. В зимнее время в этой ситуации возможно промерзание всасывающей линии. В обоих случаях необходимо предусматривать дополнительный сброс воды на слив в водоем.
5. Форма всасывающего трубопровода влияет на величину времени забора воды. Теоретически и экспериментально установлено, что трубопровод, показанный на рис.3а. будет заполняться быстрее, чем трубопровод того же объема, показанный на рис.3б. Поэтому располагай большие объемы всасывающего трубопровода возможно ближе к уровню жидкости.
Характерные ошибки
1. Недостаточные обороты двигателя при работе газоструйного вакуумаппарата.
2. Снижение оборотов двигателя до закрытия вакуумного затвора.
3. Преждевременное закрытие вакуумного затвора.
Забор воды из водоема без применения вакуумаппарата
Необходимо выполнить следующие операции:
· установить ПА на месте работы;
· присоединить напорные и всасывающий рукава. проверить плотность соединений;
· закрыть все вентили и сливной кран;
· проверить плотность закрытия клапана всасывающей сетки и опустить ее в воду;
· открыть одну из напорных задвижек для выпуска воздуха из насоса;
· открыть задвижку «из цистерны»;
· после заполнения насоса водой закрыть напорную задвижку;
· плавно включить сцепление;
· увеличить обороты двигателя с тем, чтобы довести давление в насосе до 0,2-0,3 МПа (2-3 кгс/см ), контролируя его величину по манометру;
· медленно открывая напорные задвижки и одновременно увеличивая обороты двигателя, установить необходимый режим работы насоса.
1.Если задвижку «из цистерны» закрыть после подачи воды в напорную линию, вероятность обрыва водяного столба уменьшится. В этом случае, сразу после подачи воды ее нужно закрыть.
2.При заливке всасывающей линии клапан всасывающей сетки должен быть закрыт.
1. Преждевременное закрытие вакуумного затвора.
2. Не своевременное закрытие задвижки «из цистерны».
Забор воды из водоема по схеме «кольцевание цистерны»
Необходимо выполнить следующие операции:
· установить ПА на месте работы;
· присоединить напорные и всасывающий рукава. проверить плотность соединений;
· закрыть все вентили и сливной кран;
· проверить плотность закрытия клапана всасывающей сетки и опустить ее в воду;
· открыть полностью задвижки «в цистерну» и «из цистерны»;
· установить обороты двигателя, ориентируясь по показанию тахометра, в пределах 2об/мин.;
· прикрыть задвижку «из цистерны» для создания необходимого разрежения, контролируя его по показаниям моновакуумметра. После заполнения всасывающей линии и насоса водой давление в насосе повысится и изменится звук работы двигателя;
· плавно открыть напорную задвижку и установить необходимый режим работы насоса;
· закрыть задвижки «из цистерны» и «в цистерну».
1. При заборе воды по схеме «кольцевание цистерны» необходимо учитывать следующее: обороты двигателя и степень прикрытия задвижки «из цистерны» должны выбираться для каждого автомобиля индивидуально, с учетом высоты всасывания.
1. Преждевременное закрытие вакуумного затвора.
2. Не своевременное закрытие задвижки «из цистерны».
3. Чрезмерно большие обороты или малые — недостаточные для создания разрежения;
4. Недостаточное прикрытие задвижки «из цистерны» во время кольцевания.
Заполнение цистерны водой.
Данный прием отличается от обычной подачи воды тем, что вместо напорной задвижки открывается задвижка «в цистерну». Заполнение цистерны должно проводиться под небольшим давлением воды в насосе (0,15-0,2 КПа (1,5-2,0 кгс/см )). В этом случае контрольная труба успевает пропускать избыток воды в момент переполнения цистерны и предотвратить разрыв цистерны.
При появлении воды из контрольной трубы:
· уменьшить обороты двигателя;
· закрыть задвижку «в цистерну»;
Если заполнение цистерны необходимо ускорить, нужно обязательно открыть крышку горловины цистерны и только тогда увеличить давление воды в насосе.
Работа от гидранта.
При работе от гидранта необходимо выполнить следующее:
· установить ПА на месте работы;
· установить колонку на гидрант;
· присоединить два напорно-всасывающих рукава от колонки к всасывающему патрубку насоса через водосборник;
· открыть полностью клапан гидранта;
· открыть шиберы у пожарной колонки;
· открыть одну из напорных задвижек для выпуска воздуха;
· после заполнения насоса водой — включить сцепление;
· плавно открыть напорную задвижку, увеличить обороты двигателя и установить необходимый режим работы насоса.
Работы по размораживанию гидранта в зимний период с помощью «устройства отогрева».
В ряде гарнизонов для размораживания гидрантов в зимний период делают специальное устройство (рис.4), которое подключается к напорному рукаву и с помощью подаваемой пожарным насосом воды, размывает образовавшийся в гидранте лед. Последовательность операций, выполняемых водителем в этом случае, следующая:
· установить ПА на месте работы;
· присоединить напорный рукав к задвижке пожарного насоса;
· присоединить к напорному рукаву «устройство отогрева»;
· проверить закрытие заглушки всасывающего патрубка, сливного краника, а также других вентилей и кранов;
· открыть одну из напорных задвижек для выпуска воздуха из насоса;
· открыть задвижку «из цистерны»;
· после заполнения насоса водой закрыть напорную задвижку;
· плавно включить сцепление;
· увеличить обороты двигателя с тем, чтобы довести давление в насосе до 0,2-0,3 МПа (2-3 кгс/см ), контролируя его величину по манометру;
· медленно открывая напорную задвижку, присоединенную к «устройству отогрева», и одновременно увеличивая обороты двигателя, установить необходимый режим работы насоса для размораживания гидранта.
После размораживания гидранта повторить операции раздела1.8.
Забор воды из водоема по схеме «кольцевание цистерны»
Необходимо выполнить следующие операции:
· установить ПА на месте работы;
· присоединить напорные и всасывающий рукава. проверить плотность соединений;
· закрыть все вентили и сливной кран;
· проверить плотность закрытия клапана всасывающей сетки и опустить ее в воду;
· открыть полностью задвижки «в цистерну» и «из цистерны»;
· установить обороты двигателя, ориентируясь по показанию тахометра, в пределах 2об/мин.;
· прикрыть задвижку «из цистерны» для создания необходимого разрежения, контролируя его по показаниям мановакуумметра. После заполнения всасывающей линии и насоса водой давление в насосе повысится и изменится звук работы двигателя;
· плавно открыть напорную задвижку и установить необходимый режим работы насоса;
· закрыть задвижки «из цистерны» и «в цистерну».
1. При заборе воды по схеме «кольцевание цистерны» необходимо учитывать следующее: обороты двигателя и степень прикрытия задвижки «из цистерны» должны выбираться для каждого автомобиля индивидуально, с учетом высоты всасывания.
1. Преждевременное закрытие вакуумного затвора.
2. Не своевременное закрытие задвижки «из цистерны».
3. Чрезмерно большие обороты или малые — недостаточные для создания разрежения;
4. Недостаточное прикрытие задвижки «из цистерны» во время кольцевания.
Подача воздушно-механической пены (без установки автоцистерны на водоисточник).
необходимо выполнить следующие операции:
· установить ПА на месте работы;
· присоединить напорный рукав и пеногенератор;
· проверить закрытие заглушки всасывающего патрубка, сливного краника и вентилей;
· открыть задвижку «из цистерны»;
· открыть одну из напорных задвижек для выпуска воздуха и после заполнения насоса водой, закрыть ее;
· открыть кран пеносмесителя ;
· установить дозатор в требуемое рабочее положение. Для этого рекомендуется пользоваться следующей таблицей.
а) один ствол ГПС-600;
б) один ствол СВП;
а) два ствола ГПС-600;
б) два ствола СВП;
в) один ствол ГПС-600 и один ствол СВП;
а) лафетный ствол;
б) три ствола ГПС-600;
в) два ствола ГПС-600 и один ствол СВП;
а) четыре ствола ГПС-600;
б) лафетный ствол и один ствол ГПС-600;
а) пят стволов ГПС-600;
б) лафетный ствол и два ствола ГПС-600.
Примечание. При каждом положении дозатора пеносмесителя возможна работа стволами, указанными в одной строчке.
· открыть вентиль «из пенобака»;
· увеличить обороты двигателя с тем, чтобы довести давление в насосе до 0,2-0,3 МПа (2-3 кгс/см ), контролируя его величину по манометру;
· медленно открывая напорные задвижки и одновременно увеличивая обороты двигателя, установить необходимый режим работы насоса (0,6-0,7 МПа (6-7 кгс/см )).
Подача воздушно-механической пены (с установкой автоцистерны на водоем).
Необходимо выполнить следующее:
· взять воду из водоема любым из способов, описанных выше, и дать ее в линию к пенному стволу;
· установить рабочее давление на насосе 0,6-0,7 МПа (6-7 кгс/см );
· открыть кран пеносмесителя ;
· установить дозатор в требуемое рабочее положение;
· открыть полностью клапан гидранта;
· открыть шиберы у пожарной колонки;
· открыть одну из напорных задвижек для выпуска воздуха;
· после заполнения насоса водой — включить сцепление;
· плавно открыть напорную задвижку, увеличить обороты двигателя и установить необходимый режим работы насоса (0,6-0,7 МПа (6-7кгс/см).
· открыть кран пеносмесителя ;
· установить дозатор в требуемое рабочее положение;
· открыть вентиль «из пенобака».
1. Нормальная работа пеносмесителя обеспечивается в том случае, когда разность давлений на входе и выходе из пеносмесителя будет составлять 0,5 МПа (5 кгс/см ) и более. В тех случаях, когда ограничить подпор нечем (например, при неисправности заслонок пожарной колонки), для работы пеносмесителя необходимо повысить напор на выходе насоса. При этом его величина должна быть больше величины подпора на 0,5-0,6 МПа (5-6 кгс/см ).
Пример: при величине подпора от гидранта, равной 0,4 МПа (4 кгс/см ) для нормальной работы пеносмесителя необходимо создать давление на насосе не менее 0,9 МПа (9,0 кгс/см ), как показывает расчет: ((4 + (5-6) = 9-10).
Подача воздушно-механической пены
(с забором пенообразователя от внешней емкости)
Выполнить операции по установке ПА на месте работы и пуску пожарного насоса. Далее выполнить следующее:
· снять пробку со штуцера и на ее место присоединить шланг; второй конец шланга опустить в емкость с пенообразователем;
· проверить закрытие дозатора пеносмесителя;
· открыть кран пеносмесителя ;
· установить дозатор в требуемое рабочее положение;
· подать воздушно-механическую пену.
При работе от посторонней емкости требуется плотное закрытие дозатора, особенно при заборе воды из водоема. Если дозатор не перекрывается, то в насос вместо воды будет подсасываться один пенообразователь.
Подача воздушно-механической пены от цистерны с помощью лафетного ствола:
а) на автоцистерне АЦЦ1А
· установить ПА на месте работы;
· проверить закрытие заглушки всасывающего патрубка, сливного краника и других вентилей и кранов;
· проверить гидрозадвижки насоса — их шпиндели должны быть полностью ввернуты;
· плавно включить сцепление;
· увеличить число оборотов двигателя и повысить давление масла в гидросистеме до 2,5 — 4,0 МПа кгс/см );
· открыть одну из напорных задвижек с помощью дистанционного управления для выпуска воздуха из насоса;
· установить золотник дистанционного управления всасывающим клапаном ДУ-115 в положение из «цистерны»;
· после заполнения насоса водой закрыть с помощью золотника дистанционного управления напорную задвижку;
· плавно включить сцепление;
· увеличить обороты двигателя с тем, чтобы довести давление в насосе до 0,6 МПа (6 кгс/см ) по манометру;
· открыть пробковый кран пеносмесителя, вентиль подачи пенообразователя из пенобака;
· установить стрелку дозатора на необходимое деление в соответствии с режимом работы.
· рычаг переключения режима работы ствола перевести в положение «пена».
Водителю (после паузы):
· открыть задвижку к лафетному стволу с помощью золотника дистанционного управления;
· управлять работой лафетного ствола вручную или с помощью гидросистемы, как и при подаче воды.
б) на автоцистерне АЦ-40(131)-137А:
· установить ПА на месте работы;
· проверить наличие пенного насадка на стволе;
· проверить закрытие заглушки, задвижек, сливного краника и вакуумного затвора;
· открыть задвижку «в цистерну», пробковый кран пеносмесителя и установить стрелку дозатора в положение, необходимое для работы.
· открыть пневмозадвижки «из цистерны» и «из пенобака»;
· открыть кран разобщительный пневмосистемы.
· плавно включить сцепление;
· установить среднюю частоту вращения вала двигателя.
· переключить распределительный клапан на работу лафетным стволом.
· установить необходимый режим работы двигателя.
1. Попытка дать воду в лафетный ствол при неоткрытой задвижке «в цистерну».
2. Заполнение насоса водой при включенной силовой передаче.
3. Попытка включить насос при движении автомобиля.
4. Несогласованность действий водителя и ствольщика.
5. Резкое изменение частоты вращения двигателя.
Обслуживание насоса во время работы.
Во время работы необходимо следить за показаниями мановакуумметров и тахометра.
Для временного прекращения подачи воды насос не останавливать, а закрыть напорные задвижки и убавить обороты насоса до минимальных.
Следить за температурой воды в радиаторе двигателя. Температура должна быть в пределах 80-95 С. Регулируйте температуру воды открытием жалюзи радиатора, а в летнее время — включением дополнительной системы охлаждения. Через каждый час работы смажьте сальники насоса, проворачивая на 2-3 оборота крышку масленки.
Во избежание подсоса воздуха при работе от водоема, следите за тем, чтобы сетка всасывающего рукава была полностью погружена в воду.
Уход за пеносмесителем после окончания работы.
Закончив работу, промойте пеносмеситель водой, для чего:
· отверните заглушку на линии подсоса пенообразователя от посторонней емкости;
· присоедините к штуцеру шланг, свободный конец которого опустите в емкость с водой;
· включите насос на работу «от цистерны», водоема или гидранта;
· включите пеносмеситель и промойте его на всех положениях дозатора, затем остановите насос;
· отсоедините шланг, наверните заглушку и закройте вентили трубопроводов от пенобака и цистерны.
Остановка насоса и уход за автоцистерной после окончания работы.
Закончив работу на пожаре необходимо выполнить следующее:
· установить минимальные обороты двигателя;
· выключить коробку отбора мощности;
· отсоединить всасывающий рукав от насоса и поставить заглушку на всасывающий патрубок;
· отсоединить напорные рукава;
· открыть сливной краник насоса и вакуумный затвор, слить полностью воду из насоса, после чего краник, вентили и задвижки закрыть;
· скатать напорные пожарные рукава и уложить их на свои места;
· слить воду из всасывающих рукавов и уложить рукава в пеналы; стволы и инструмент, бывший в употреблении на пожаре, установить на свои места в кабине и отсеках кузова.
По прибытии в часть противопожарной службы выполнить следующее:
· заправить автомобиль топливом;
· проверить уровень воды в системе охлаждения и, при необходимости, долить;
· заправить колпачковую масленку насоса смазкой;
· заполнить цистерну водой;
· заполнить пенобак пенообразователем;
· очистить автомобиль от грязи и пыли;
· устранить дефекты, замеченные во время работы на пожаре, проверить и очистить пожарное оборудование, бывшее в употреблении на пожаре;
· привести в порядок пожарные рукава.
Обслуживание автоцистерны в зимний период.
Для нормальной работы автоцистерны зимний период необходимо соблюдать следующие правила:
· с наступлением холодов (при температуре ниже +5 С) включить систему обогрева насосного отсека; во время работы, после установки соответствующего режима работы насоса, закрыть дверь насосного отсека и наблюдать за показаниями приборов через окно;
· для временного прекращения подачи воды насос не останавливать, а закрыть напорные задвижки насоса и снизить обороты двигателя;
· при длительной остановке насоса отсоединить всасывающий и напорные рукава, открыть сливной краник насоса и удалить полностью воду из насоса;
· закрыть дверь насосного отсека;
· перед пуском насоса после длительной стоянки осторожно повернуть коленчатый вал двигателя заводной ручкой при включенном насосе;
· не обогревать насос открытым огнем;
· с наступлением холодов, во избежание разрушения цистерны в случае замерзания переливной трубы, производить подачу воды из цистерны при открытой крышке наливной горловины.
Характерные неисправности при работе на ПА, их причины и способы устранения.
Способы устранения
1. При включении в полости насоса не создается разрежение
2.Насос не заполняется водой при включенной вакуумной системе при большом разрежении
3.Насос сначала подает воду нормаль но, затем производительность его понижается до нуля
Стрелка мановакуумметра сильно колеблется
4.При исправном насосе мановакукуумметр не показывает давление
5.При нормальной работе вакуумной системы мановакуметр не показывает разрежение.
6.При работе насоса наблюдается стук и вибрация
7.Вал насоса вращается, а вода не поступает.
8.При подключенном насосе коленчатый вал двигателя не проворачивается пусковой рукояткой
или проворачивается с большим усилием
9.Насос не создает необходимый напор (причины указаны ранее)
10.При завертывании колпачка масленки смазка выжимается обратно
11.Пеносмеситель не подает пенообразователь
12.Распределитель-ный клапан лафетного ствола и клапаны не открываются при дистанционном управлении.
13.Подтекание воды в местах соединения напорной линии с лафетным стволом и в самом стволе
14.Полное отсутствие давления в гидросистеме ПА
АЦ-40(43202)-Ц1А (манометр не показывает давление)
15.Давление в гидросистеме меньше рабочего
16.При работе от цистерны вода поступает в насос
17. Задвижка «из цистерны не открывается с помощью гидропривода.
воды из открытого водоема происходит срыв водяного столба
20. Рукоятки распределительной панели не фиксируются в положениях
21. Просачивание масла в золотниковом распределителе.
22. Рукоятка золотникового
не возвращается в нейтральное положение.
Подсос воздуха вакуумной системы
недостаточно погружена в воду всасывающая сетка
проколы во всасывающих рукавах
неплотности в местах крепления мановакуумметра
открыт сливной краник
неплотности соединений трубопроводов вакуумной системы или трещины в ней;
открыт кран продувки
неплотности соединений трубопроводов доп. системы охлаждения
неплотная посадка клапанов на седла вентилей, задвижек водопенных коммуникаций;
не закрыты вентили
клапаны, сливные краны;
неплотности в сальниках пожарного насоса;
неплотности соединения вакуумного затвора с насосом;
неплотности соединений трубопроводов водопенных коммуникаций;
неплотности соединений пеносмесителя
Не полностью перекрыт заслонкой выпускной газопровод
(Через глушитель выходят отработанные газы двигателя)
Засорен диффузор или сопло газоструйного вакуумаппарата
Большая высота всасывания
Расслоение всасывающего рукава
Неплотности во всасывающей линии
Засорена всасывающая сетка
Расслоение всасывающего рукава.
Недостаточно заглублена всасывающая сетка
Неплотности в сальниках насоса
Засорены каналы рабочего колеса насоса.
Большая высота всасывания.
Не включена коробка отбора мощности.
Засорен канал мановакуумметра или в нём замерзла вода
Засорен канал мановакуумметра
Имеет место явление кавитации.
Ослабли болты крепления насоса к раме
Изношены шарикоподшипники или шейки вала насоса.
Попадание в насос посторонних предметов
Сорвана шпонка рабочего колеса.
Засорены каналы рабочего колеса
Заклинивание рабочего колеса
Примерзание рабочего колеса в зимний период.
б) Велика высота всасывания
в) Частично засорены каналы рабочего колеса
г) Повреждены, изношены лопатки рабочего колеса.
ж) Сильный износ уплотнительных колец
Засорены смазочные каналы
Засорен трубопровод от бака к пеносмесителю
Засорены отверстия дозатора.
Давление в тормоз ной системе ПА ниже 0,55 МПа (5,5 кгс/см)
Не герметичны соединения дистанционного привода.
Неисправен клапан ограничения давления.
Ослабло крепление соединения
Неисправны прокладки, сальники
Отсутствие или недостаток масла в гидросистеме.
Засорен трубопровод от маслобака до насоса
Утечка масла в трубопроводах
Неисправен предохранительный клапан
Разрегулирован предохранительный клапан
Подсос воздуха в
Пожарный насос заполнен воздухом.
Низкое давление масла в гидросистеме
Повреждено уплотнительное кольцо на поршне штока.
Недостаточно быстрые действия водителя при включении насоса
Неисправна задвижка «из цистерны».
Ослабли пружины фиксаторов.
Повреждены уплотнительные кольца
Погрузить всасывающую сетку в воду не менее чем на 300 мм
Подтянуть крепление установки
¦подтяжкой штуцеров, заменой неисправных прокладок
заварить, запаять или заменить.
Закрыть кран и вентили дополнительной системы охлаждения
Заменить прокладки Заварить, запаять или заменить трубопровод. Разобрать вентиль, задвижку, клапан и устранить причину неплотной посадки
Закрыть задвижки, клапаны, сливные краны;
Подвернуть на несколько оборотов крышку колпачковой масленки
Подтянуть гайки шпилек
Подтянуть соединения. Заменить прокладки Подтянуть гайки крепления.
Отрегулировать длину тяги привода заслонки.
Разобрать газоструйный вакуумаппарат
очистить поверхности заслонки и ее седла от окалины, нагара.
Отсоединить диффузор, очистить его и сопло.
Уменьшить высоту всасывания
Проверить всасывающую линию, устранить
Очистить сетку от грязи, принять меры к предотвращению дальнейшего
Подвернуть на несколько оборотов крышку колпачковой масленки.
Заменить сальники
Разобрать насос, очистить
Уменьшить производительность или установить автомобиль на место с меньшей высотой всасывания.
Произвести включение коробки
Прочистить канал
Отогреть насос и мановаумметр
Уменьшить высоту всасывания или расход воды.
Разобрать насос, проверить состояние подшипников и шеек вала, при необходимости заменить детали.
Удалить посторонние предметы
Разобрать насос, очистить каналы
Промыть насос водой разобрать, устранить засор
Разобрать насос Проверить состояние подшипников. При необходимости заменить.
Прогреть насосное отделение батареей обогрева, использующей теплоту отработанных газов двигателя или отогреть горячей водой
Выявить причину подсоса воздуха, устранить ее.
Уменьшить высоту всасывания
Разобрать насос. Очистить колесо от посторонних предметов
Заменить рабочее колесо
Заменить уплотнительные кольца
Снять масленку, шланг, прочистить проволокой.
Промыть масленку керосином. Разобрать, прочистить трубопровод
Разобрать дозатор прочистить его отверстия.
Повысить давление в тормозной системе увеличением оборотов двигателя ПА
Подтянуть гайки крепления, заменить неисправные элементы
Разобрать клапан устранить неисправность
Заменить прокладки сальники
Залить или долить масло до необходимого уровня
Заменить масляный насос
Заменить или отремонтировать.
Разобрать и устранить неисправность
Подтянуть соединения в масломагистрали
Открыть одну из напорных задвижек.
Довести давление в гидросистеме до 40 атм
Открыть задвижку вручную, после работы сменить кольцо
Разобрать, устранить неисправность.
Проверка специальных агрегатов ПА.
Проверка вакуумной системы.
При проверке насоса на вакуум встречаются следующие признаки неисправностей:
· вакуумметр не показывает разрежение;
· разрежение есть, но меньше нормы;
· разрежение создается медленно;
· разрежение создается, но быстро падает.
Вакуумметр не показывает разрежение.
Необходимо убедиться исправен ли вакуумметр:
-заменить его заведомо исправным или проверить на другом насосе.
-опресовать насос водой от водопровода или другого насоса.
-осмотреть насос под давлением, при необходимости устранить течь.
-проверить исправность заслонки вакуумаппарата. При исправных заслонках, во время работы вакуумаппарата, газы в глушитель проходить не должны. Кроме этого, момент перекрытия заслоноки должен четко прослушиваться.
Разрежение есть, но ниже нормы.
Необходимо создать газоструйным вакуумаппаратом максимальное разрежение, закрыть вакуумный затвор и выключить вакуумаппарат.
В случае падения стрелки вакуумметра, опрессовать насос, устранить неплотности и повторить проверку на вакуум. Проверить исправность вакуумметра путем его замены.
Разрежение создается до нормы, но медленно.
Причиной этого может быть уменьшение проходного сечения вакуумной системы за счет засорения вакуумного затвора или неполного открытия клапана вследствие износа кулачка и штока.
Разрежение создается, но после выключения вакуумаппарата быстро падает.
Необходимо опрессовать насос водой и устранить течи. Если при опрессовке течи не обнаруживаются, нужно разобрать вакуумный затвор и проверить плотность посадки нижнего клапана.
Проверка насоса на вакуум:
· закрыть заглушку на всасывающем патрубке, сливной краник и другие вентили;
· открыть вакуумный затвор;
· увеличить обороты двигателя;
· дождаться, когда стрелка вакуумметра достигнет наибольших показаний;
· закрыть вакуумный затвор;
· уменьшить обороты двигателя;
· проверить показания вакуумметра.
Разрежение должно быть не менее 0,075 МПа (550 мм рт. ст., а его падение не должно превышать 0,013 МПа (100 мм. рт. ст.) за 2,5 мин.
1. При проверке насоса нужно обращать внимание на время необходимое для создания вакуума. Оно должно быть не более 20сек.
Проверка пожарного насоса.
Испытание пожарных насосов проводится после каждого ТО-1 и ТО-2 по методике, описанной в Наставлении по технической службе (приказ МВД N 70 от 16.02.90 г.).
Установить ПА на водоисточник по схеме, приведенной на рис.8а. Включить насос и подать воду при полном открытии задвижек на насосе. Установить частоту вращения по тахометру на насосе в соответствии с номинальными значениями (для насосов типа ПНоб/мин.)). Определить напор насоса по показаниям манометра и мановакуумметра. Показания приборов, переведенные в м. вод. ст. при работе от открытого водоисточника складываются. Сравнить фактическое значение напора при номинальной частоте вращения вала с нормативным значением (для насоса типа ПН-40 значение напора должно составлять 100-5 м. вод. ст.. Изменение напора (уменьшение) по сравнению с номинальным значением не должно превышать 15%. В случае, если двигатель не развивает номинальных оборотов на насос, проверку производить при максимальных оборотах вала. Если результаты испытаний за несколько месяцев сравнить, то будет видно как происходит износ насоса и двигателя. Резкие снижения показателей помогают обнаруживать засорение или поломку. Постепенные снижения показателей позволяют определить рабочий ресурс как для насоса, так и для двигателя. При появлении признаков засорения, рабочее колесо осматривается сначала через всасывающий патрубок. Крупные предметы остаются на входе колеса, они заметны и удаляются при помощи крючков.
Засорение колеса более мелкими предметами требует разборки насоса и его чистки.
Засоренное колесо вызывает биение и быстро выводит насос из строя. Учитывая это, при появлении признаков засорения, надо принимать срочные меры к чистке насоса даже в том случае, когда на производительность это не оказывает существенного влияния.
По методике, описанной в Наставлении по технической службе (приказ МВД N 70 от 16.02.90 г.) необходимо выполнить следующее (рис.8б.).
Установить ПА на водоисточник. Мерную емкость наполнить водой. Включить насос. Установить перепад напора в напорной и всасывающей полости насоса по манометру и мановакуумметру 50 м. вод. ст. Включить пеносмеситель, с помощью секундомера и мерной емкости определить расход подсасываемой воды. Сравнить это значение с нормативным.
Диаметр отверстия, расчетный
Подсос воды через шланг для пенообразователя, л/с. допустимый