Пожарный автомобиль тушения газа
Пожарные автомобили газового тушения подразделяются на автомобили утлекислотного и газоводяного тушения. Автомобили углекислотного тушения предназначены для тушения пожаров приборов электрооборудования, находящегося под напряжением, ценностей в музеях и архивах, очагов горения в труднодоступных местах, например в междупольных пространствах, воздуховодах. Промышленностью они не выпускаются, а изготовляются в пожарных отрядах или частях технической службы и используются в крупных городах.
Пожарный автомобиль углекислотного тушения, как правило, монтируется на базе грузового автомобиля ЗИЛ-130. Основой автомобиля является углекислотная установка, состоящая из стальной сварной рампы, закрепленной на раме автомобиля. На рампе устанавливаются углекислотные баллоны вместимостью 40 или 50 л и крепятся специальными хомутами. Все углекислотные баллоны левой или правой секций соединяются в общий коллектор, к которому прикреплены при помощи резьбовых соединительных муфт бронированные шланги. К шлангам присоединяются стволы-снегообразователи или ломы-распылители для подачи углекислого газа в труднодоступные места. На пожарных автомобилях углекислотного тушения УПО г. Москвы устанавливается 28 баллонов вместимостью по 40 л. Бронированные шланги высокого давления, намотанные на катушки, позволяют подавать углекислоту на расстояние до 100 м. Количество углекислоты, доставляемой этим автомобилем к месту пожара, дает возможность потушить пожар объемным методом в помещениях до 170 м3.
Для тушения пожаров углекислым газом промышленность выпускает автомобильный прицеп углекислотного тушения ОУ-400. Он применяется для тушения пожаров на промышленных объектах и может дислоцироваться непосредственно в пожароопасных цехах. Углекислотная установка ОУ-400 монтируется на шасси автомобильного прицепа ТАПЗ-755А грузоподъемностью 1500 кг. На нем в специальной рампе размещаются восемь баллонов вместимостью по 50 л каждый и пять углекислотных огнетушителей ОУ-5. Подача углекислоты к очагу горения осуществляется по бронированным шлангам общей длиной 80 м при помощи двух стволов-снегообразователей или лома-распылителя. Общая масса вывозимой углекислоты позволяет потушить пожар в помещении с объемом до 40 м3.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Пожарные автомобили газоводяного тушения (АГВТ). Огне-тушащим средством на этих автомобилях является газоводяная струя, состоящая из смеси отработавшего газа турбореактивного двигателя и распыленной до мелкодисперсного состояния воды. Источником отработавших газов служит установленный стационарно на автомобиле турбореактивный двигатель (ТРД). Для использования на пожарных автомобилях применяются отработавшие летный моторесурс и капитально отремонтированные турбо-реактивные двигатели. Вода в струю отработавшего газа ТРД подается из лафетных стволов, закрепленных на турбореактивном двигателе. Огнетушащий эффект газоводяной струи заключается в понижении температуры в зоне горения и разбавлении горючих паров и газов.
Рис. 9.10. Пожарный автомобиль газоводяного тушения
Наибольшую эффективность автомобили газоводяного тушения имеют при тушении пожаров газовых и газоиефтяных фонтанов. Кроме того, эти автомобили успешно применяются для тушения пожаров на технологических установках нефтеперерабатывающих и химических предприятий.
В пожарной охране находится на вооружении пожарный автомобиль газоводяного тушения (рис. 9.10), смонтированный на шасси повышенной проходимости ЗИЛ-131 и имеющий лебедку. Основные узлы автомобиля АГВТ-100: подъемно-поворотная рама с механизмами подъема и поворота, турбореактивный двигатель (ТРД) типа ВК-1А, система трубопроводов для подачи воды в лафетные стволы и к распылителям для охлаждения агрегатов, топливный бак, кузов, дистанционный пульт управления, установленные на платформе автомобиля.
Подъемно-поворотное устройство (рис. 9.11) состоит из поворотного круга, на котором шарнирно устанавливается турбореактивный двигатель. Поворот двигателя осуществляется гидроцилиндрами, а подъем — цилиндрами подъема 7. В зависимости от положения золотников распределительных коробок пульта управления гидросистемы двигатель изменяет свое положение в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Водя-
Рис. 9.11. Принципиальная схема гидропривода АГВТ-100:
1 — двигатель с коробкой отбора мощности; 2 — карданная передача; 3 — насос; 4 — распределительная коробка с золотником подъема; 5 — распределительная коробка с золотником поворота; 6 — турбореактивный двигатель; 7 — цилиндр подъема; 8 — поворотный круг; 9 — гндроцилиндры; 10 — бак для масла
пая система состоит из трубопровода с приемным патрубком диаметром 150 мм, шарнирных колен, обеспечивающих подачу воды к лафетным стволам, установленным на турбореактивном двигателе. Три лафетных ствола с диаметром насадков 36 мм расположены в верхней части у среза сопла турбореактивного двигателя. По бокам платформы проложены трубопроводы системы охлаждения с распылителями для орошения кабины водителя, передней части двигателя ВК-1А, бензобака, топливной цистерны и колес автомобиля. На платформе за кабиной водителя установлена цистерна с термоизоляционным покрытием, в которую заливается топливо для ТРД. Цистерна оборудована волноломами, датчиками уровня топлива, фильтром в заливной горловине и дыхательным клапаном в крышке горловины. Управление турбореактивным двигателем и его движениями осуществляется из кабины водителя или при помощи переносного пульта управления дистанционно.
При тушении газовых и нефтяных фонтанов рекомендуется максимальный или номинальный режим работы турбореактивного двигателя, а при охлаждении — средний режим работы.
Кроме серийного автомобиля АГВТ-100 в гарнизонах пожарной охраны страны находятся в эксплуатации автомобили газоводяного тушения, изготовленные в пожарных отрядах или частях технической службы. Эти автомобили отличаются от серийного типами и марками турбореактивных двигателей. Некоторые автомобили оснащаются турбореактивными двигателями РД-9Ф. На некоторых автомобилях устанавливается по два турбореактивных двигателя, что значительно повышает их тактические возможности. Во всех случаях при эксплуатации этих автомобилей необходимо строго соблюдать правила техники безопасности — закреплять автомобили на боевой позиции, не допускать передвижения АГВТ с работающим турбореактивным двигателем, следить за направлением ветра при тушении пожара, не допускать передвижения личного состава в районе действия огнету-шащей струи.
Пожарный автомобиль АГВТ-150(375)-168, в отличие от ранее выпускавшегося АГВТ-100(131)-141, имеет более мощный турбореактивный двигатель Р11В-300 с осевым двухроторным компрессором и осевой двухступенчатой, двухроторной турбиной.
Турбореактивный двигатель крепится при помощи четырех кронштейнов в специальной гондоле, шарнирно установленной на кронштейнах поворотной плиты. Поворот и подъем турбореактивного двигателя обеспечиваются соответственно гидромотором и цилиндрами подъема-опускания.
Для обеспечения надежной устойчивости автомобиля при работе турбореактивного двигателя применена блокировка рессор с гидравлическим приводом.
Водяные коммуникации АГВТ-150 включают систему трубопроводов, подающих воду к четырем лафетным стволам с диаметром насадков 36 мм, а также трубопроводов с оросителями для защиты от теплового излучения, путем орошения водой задних колес автомобиля, топливного бака, кабины водителя и топливной цистерны. Вода для питания лафетных стволов подается в трубопроводы от других автомобилей, например ПНС-110, через две соединительные головки диаметром 150 мм, а для питания системы орошения — через соединительные головки диаметром 77 мм.
Управление турбореактивным двигателем и контроль за его работой могут осуществляться из кабины водителя или дистанционно с расстояния 50 м.
Пожарные насосные станции
Передвижные автомобильные станции предназначены для тушения пожаров на лесобиржах, нефтебазах, нефтеперерабатывающих заводах и требуют подачи большого количества воды. При тушении пожаров в безводных районах и газовых или нефтяных фонтанов, лесных пожаров воду приходится подавать на большие расстояния по магистральным рукавным линиям диаметром 150 мм.
Пожарная насосная станция ПНС-110(131)-131 смонтирована на шасси автомобиля высокой проходимости ЗИЛ-131 (рис. 9.12).
Рис. 9.12. Пожарная насосная станция ПНС-110 (131)-131
На автомобиле за кабиной водителя установлен цельнометаллический кузов. В кузове на подмоторной раме размещен дизельный двигатель 2Д12Б со сцеплением, который при помощи карданного вала соединен с валом пожарного насоса ПН-110. Двигатель двухрядный V-образный 12-тн цилиндровый, четырехтактный, быстроходный, жидкостного охлаждения, со струйным распылением топлива. Мощность двигателя 220 кВт при частоте вращения вала двигателя 1350 об/мин.
Пожарный насос — центробежный, одноступенчатый, консольный, с двухзавитковым спиральным отводом. Подача насоса при 1350 об/мин составляет 110 л/с. При этом насос создает напор 100 м.
Для создания нормального теплового режима при работе на привод пожарного центробежного насоса в систему охлаждения дополнительно к водяному радиатору включены водяной и масляный теплообменники, которые соединены трубопроводами с нагнетающей и всасывающей полостями пожарного насоса.
Первоначальная заливка пожарного насоса и всасывающего рукава производится газоструйным вакуум-аппаратом, работающим за счет отработавших газов двигателя базового шасси. Конструкция газоструйного насоса, вакуум-клапана аналогична применяющимся вакуумным системам на автоцистернах и насосно-рукавных автомобилях.
В верхней части насосного отсека размещается щит с контрольно-измерительными приборами. На щите смонтированы три дистанционных термометра для контроля температуры воды и масла в дизельном двигателе, электрический тахометр для замера частоты вращения вала двигателя, мановакуумметр и манометр центробежного пожарного насоса. В насосном отсеке расположены также рычаги управления двигателями.
Для механизации опускания и подъема всасывающих рукавов с сеткой на автомобиле предусмотрена ручная лебедка с блоком грузоподъемностью 160 кг, которая устанавливается в специальные гнезда на задней панели кузова автомобиля над всасывающим патрубком. Вылет стрелы лебедки 4 м, длина каната 11,5 м.
Пожарное оборудование на автомобиле размещается в отсеках кузова. В комплект пожарного оборудования входят: два всасывающих резинотканевых рукава диаметром 200 мм и длиной 4 м, всасывающая сетка СВ-200, два тройника 200×150×150 и четы-рехходовых разветвления Р-150. Напорные рукава вывозятся на рукавном пожарном автомобиле АР-2(131)-133.
Пожарными частями и отрядами технической службы в гарнизонах пожарной охраны изготовляются различные пожарные автомобили оригинальной конструкции. В настоящее время можно указать на эксплуатирующиеся машины порошкового тушения на базе муковоза, автоцистерны вместимостью емкости для воды 15—18 тыс. л, автомобили первой помощи с запасом воды 200— 300 л и др. Создание таких машин обусловлено особенностями обслуживаемых регионов.
Пожарный автомобиль тушения газа
Пожарный автомобиль газового тушения — пожарный автомобиль, оборудованный сосудами для хранения и подачи газового ОТВ (состава) в газообразном или жидком состоянии и предназначенный для доставки на место пожара личного состава и пожарно-технического вооружения. В качестве ОТВ в пожарном автомобиле газового тушения (АГТ), как правило, используются диоксид углерода и азот. По способу хранения газового огнетушащего вещества АГТ разделяются на автомобили с баллонной и резервуарной системой хранения. В настоящее время изготавливаются три модели автомобиля газового тушения с баллонной системой хранения газа:
- — АГТ-1000 на шасси ЗИЛ-4331, — АГТ-600 на шасси ГАЗ- 3307, — АГТ-250 на шасси УАЗ-3303.
Масса ОТВ в этих автомобилях составляет соответственно 1000, 600 и 250 кг, и хранится оно в 40-литровых баллонах по 40, 24 и 9 шт., при давлении (Нормальные условия) около 6,0 (60) МПа (кгс/см 2 ). Подача СО2 производится по рукавам на катушках в количестве 4, 4 и 2 шт. в каждой из АГТ. При истечении из специальных раструбов жидкий диоксид углерода превращается в газообразную и твёрдую фазы с температурой около минус 70 °С, обеспечивая эффект тушения путём инертного разбавления среды и охлаждения горящей поверхности.
В СССР экспериментальный образец на шасси КамАЗ-53213 с изотермическим резервуаром для хранения 4000 кг СО 2 создан в 1980-е гг. сотрудниками Харьковской ИПЛ. Диоксид углерода хранился в резервуаре при температуре минус 35—45 °С и давлении 0,8—1,2 МПа. Подача заряда осуществлялась по металлорукаву.
В России изготовлен опытный образец автомобиля газового тушения с изотермическим способом хранения ОТВ в криогенном резервуаре. Впервые АП изготовило ФГУП «ОКВ Гранат им. В.К. Орлова» (Москва) в 2003 году, данный автомобиль имеет запас жидкого азота в 4 000 кг и смонтирован на шасси ЗИЛ-IЗЗГЯ, а затем на шасси КамАЗ. Подача жидкого азота осуществляется с использованием металлорукава или из лафетного ствола. Рабочее давление в криогенном резервуаре поддерживается в пределах 1,3—1,6 МПА, температура азота от минус 193 до минус 173 °С.
Лит.: Пожарные автомобили предприятий России: Сб. нормативных док. Вып. 8. М., 2000; Типаж пожарных автомобилей на 2006—2010 гг.
Пожарные автомобили: классификация, виды, назначение
До сих пор не существует средства 100% защиты от возникновения пожаров, из-за чего противопожарная техника всё ещё остаётся актуальной. Причиной пожара могут быть различные горючие вещества и катализаторы, в связи с чем требуется применять специальное оборудование для каждого конкретного случая. Далее мы расскажем о видах пожарных автомобилей, как они делятся, чем различаются и о многом другом.
Виды пожарных автомобилей и их классификация
В зависимости от того, для какой именно работы может применяться та или иная противопожарная техника, её разделяют на классы:
Основные пожарные автомобили
Их задача – подавать средства пожаротушения определённого типа к месту возникновения пожара. Здесь имеется разделение 2 видов — общего использования и целевого. Внутри каждого из них есть ещё несколько своих вариаций.
Пожарные автомобили общего назначения:
автоцистерны – АЦ, АЦЛ, АЦПК;
с насосом высокого давления – АВД;
первой помощи – АПП;
пожарно-спасательные – АПС и ПСА.
Пожарные автомобили целевого назначения:
порошкового тушения – АП;
пенного тушения – ПТ;
комбинированного тушения – АКТ;
газового тушения – АГТ;
насосная станция – ПНС;
газоводяное тушение – АГВТ;
Автоцистерна базируется на шасси от грузовых автомобилей различного тоннажа и проходимости, например:
Первое отличие между ними заключается в грузоподъёмности, то есть – в объёме средства для тушения, которое они способны перевозить. Второе – мощность установленного агрегата подачи жидкости или пены. Дополнительно к такой технике может подключаться специализированное оборудование для определённых случаев возгорания и типов пожаров. В настоящее время различают три главных типа АЦ:
Лёгкая. Вмещает в себя до 2м3 или 2 000л средства.
Средняя. До 4м3 или 4 000л.
Тяжёлая. От 4м3 или 4 000л.
В вариациях с обозначением АЦЛ присутствует лестница выдвижного или поворотного типа. В случае с АЦПК используется коленчатый подъёмник механизированного или телескопического вида.
В действующей технической документации присутствуют особые требования к обозначению пожарной техники, которые относятся ко всем её типам.
Например – АЦ-3.2-40/4(43253)001-МС, где:
3.2 – вместимостью до 3.2м3 или 3 200л;
40/4 – оборудованная насосами давлением в 40л/с (нормальное) и 4л/с (высокое);
43253 – базирующаяся на шасси КамАЗ модель 43253;
001 – первая модернизация модели;
МС – произведённая в городе Москве.
Автонасосы (АНР и АВД) внешне и по конструкции совпадают с автоцистернами, за исключением возможности оборудования дополнительными устройствами, агрегатами, резервуарами для жидких и порошковых веществ, и так далее. Применяются либо в качестве отдельной техники, либо совместно с автоцистернами. Основной платформой для них выступает КамАЗ. Сюда же относятся и АВД, оборудованные специальными насосами, способными выдавать высокую мощность.
Техника первой помощи (АПП) отличается меньшими габаритами, и служит, в основном, для ускоренной доставки необходимой мелкой техники к очагу пожара, сдерживания пламени от дальнейшего распространения. Для того чтобы обеспечить быстрое реагирование, такая техника изготавливается на базе шасси ГАЗ.
Пожарно-спасательные автомобили (АПС И ПСА) появились после того, как правительством было решено перевести часть обязанностей службы спасения на пожарные части. Здесь, помимо цистерны, насоса, кабины для личного состава, присутствует различное специализированное оборудование для спасательных операций, например:
Общее – лестница, верёвка, надувное полотно, спусковое устройство; надувная лодка или круг или жилет.
Инструменты – кувалда, пила, крюк, лопата, металлические кусачки.
Гидравлическое – резак, расширитель, домкрат, лебёдка, пила дисковая или цепная.
Электрическое – генератор, кабеля, прожектор.
Химическое – дозиметр, анализатор состава газа.
Медицинское – аптечка, носилки, одеяло.
Защитное – кислородный аппарат, огнеупорный костюм, диэлектрическая одежда.
Аэродромные пожарные автомобили (АА) используются для устранения возгораний на территориях аэропортов или при крушении авиационного транспорта. Снабжаются специализированным оборудованием для спасения людей, включая членов экипажа и пассажиров. Позволяет быстро погасить и сдерживать пламя.
Стартовые, изготовленные на шасси ЗиЛ, и постоянно находящиеся вблизи взлётно-посадочных полос.
Основные, относятся к пожарным частям и производятся на базе МАЗ.
Машины порошкового тушения (АП) используются на мелких и крупных промышленных предприятиях и фабриках следующего назначения:
Основываются на платформе ГАЗ, ЗиЛ, КамАЗ. В последнее время используются всё реже, в связи с тем, что способны потушить лишь мелкие очаги возгорания.
Автомобили пенного тушения (ПТ) базируются на шасси Урал. Основное их применение – нефтеперерабатывающие предприятия, склады с горючими веществами, включая газы. Благодаря хорошим показателям тушения, могут гасить пламя на крупных территориях.
ПА комбинированного тушения (АКТ) применяется на различных объектах машиностроения, химических, нефтедобывающих и перерабатывающих, самолётостроения. Он снабжается сразу 2 насосными установками с различными типами средств огнетушения, например – пена и ОПС. Это позволяет достигнуть двойного эффекта, когда ОПС борется с пламенем, а ВМП не допускает его повторного возникновения. Основными шасси служат ЗиЛ, КамАЗ, ГАЗ.
Техника газового тушения (АГТ) используется в закрытых помещениях, где необходимо максимально сохранить внутреннее оборудование, ценности и так далее – выставки, банковские структуры, складские базы, архивы. К тому же, получили широкое распространение при тушении пожаров на объектах с электрическим оборудованием – станции, тоннели. Газ не допускает распространения пламени, замещая летучие горючие вещества. Платформа – УАЗ, ГАЗ, ЗиЛ, КамАЗ.
Пожарная насосная станция (ПНС) применяется на пожарах особо крупных размеров. Она обладает мощным насосом от 70л/с, и используется для подачи воды на большие расстояния, передавая её в пожарный рукав, на специализированную технику и мобильные стволы. Шасси применяется ЗиЛ, КамАЗ, Урал.
В автомобилях с установкой газоводяного тушения (АГВТ) используется высокомощный агрегат от 150л/с, способный нагнетать высокое давление турбореактивного газового потока. В основном используются для тушения возгорания газовых и нефтяных фонтанов. Платформа здесь КамАЗ.
Специальная пожарная техника
В некоторых ситуациях для эффективного устранения возгорания требуется использовать особое оборудование. Оно служит для различных целей, согласно которым и классифицируется:
Удаление дыма и газов – ГЗДС и АД;
Высотные работы – АЛ и АКП;
Управление комплексом пожарных работ – АСО.
По ГОСТ имеются следующие виды специальных пожарных автомобилей:
АЛ – лестница с выдвижным или поворотным механизмом, для спасения людей, подачи средств пожаротушения на верхние этажи, подъём грузов.
АПК и АКП – стрела с телескопическим или поворотно-коленчатым устройством, оборудованная люлькой или платформой, для вытаскивания людей из зоны пожара, поднятия веществ и грузов.
ТПЛ – пакет колен с возможностью поворота и снабжённый лестничным маршем, заканчивающийся люлькой.
АЛЦ – раздвижная стрела с лестницей и резервуарами для средств пожаротушения, служит для их поднятия на многоэтажные сооружения.
АПКЦ – аналогично предыдущему варианту, но тут применяется стрела поворотно-коленчатая, коленчато-телескопическая или телескопическая, заканчивающая люлькой с резервуарами для пены и воды.
АСА – снабжается электрическим генератором, специализированным инструментом для спасательных операций, противопожарной техникой и так далее.
АВЗ – оборудован насосом подачи, резервуаром, насосом для удаления воды из зоны возгорания, для защиты имущества и ценностей.
АСО – выступает в качестве центрального пункта управления всеми работами при пожаре, имеет на борту устройства связи и приборы для освещения территории.
АГ – с помощью специализированного пожарного вооружения удаляет газовые выделения при пожаре.
АД – высасывает дым из закрытых помещения лестничных маршей, лифтов в жилых помещениях, оборудуется устройством для подачи воздушно-механической пены и её подачи в очаг пожара.
АР – перевозит пожарные рукава и лафетные стволы.
АШ – обеспечивает бесперебойную работу во время пожаротушения, в чём схож с АСО, но меньше по своим габаритам.
АЛП – мобильная лаборатория для проведения анализов и различных замеров в условиях пожара.
АПРСС – транспортирует личный состав и снабжается ремонтным оборудованием для связи и освещения.
АДПТ – способен перевозить личный состав, а также оперативно оценивать состояние пожарной техники.
АБГ – пункт восстановления, заправки, зарядки и очистки средств защиты зрения и дыхания.
АПТС – аналогично АДПТ проверяет технику, и может выполнять мелкий ремонт на местах.
АОПТ – в условиях сильного мороза обогревает другие ПА и оборудование.
ПКС – кислородный компрессор для заправки баллонов, работает совместно с АГ и АД.
АТ – перевозит людей и технику к пожарам и снабжён оборудованием для снятия контейнеров.
АОС – доставляет пожарников и мелкое оборудование к месту возгорания.
Большинство оборудования может быть установлено на любые виды платформ, включая: