Пожарный автомобиль технической службы. Назначение, общее устройство
Пожарные автомобили технической службы (АПТС )предназначены для удаления дыма или подачи свежего воздуха в задымленные помещения, вскрытия строительных конструкций, разборки частей зданий и завалов, а также проведения аварийно-спасательных работ. Они доставляют к месту пожара боевые расчёты, специальное оборудование и инструмент.
Подразделения, вооруженные автомобилем технической службы, обеспечивают работу дымососа, до пяти пневматических инструментов(отбойные молотки, бетоноломы, пневмобуры), разбирают конструкции массой 2. 3 т, производят резку металла с помощью ранцевого газорезательного аппарата, разборку деревянных конструкций с помощью пилы освещают место пожара с помощью двух переносных прожекторов.
11. Автомобили вспомогательные и приспособленные для тушения: их назначение, общее устройство.
Вспомогательные автомобили предназначены для обеспечения вспомогательных работ при тушении пожаров (автотопливозаправщики, передвижные ремонтные мастерские, автомобили-лаборатории, автобусы и т.д.), для оперативно-служебной деятельности (легковые автомобили) и транспортно-хозяйственных работ в подразделениях пожарной охраны (грузовые автомобили, тракторы и т.д.).
Автотопливозаправщики предназначены для доставки к месту пожара топливносмазочных материалов (ТСМ) и заправки пожарных машин топливом и маслами при длительной работе их на пожарах или при ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий.
Кроме специальных автотопливозаправщиков доставка ТСМ и заправка пожарных машин может производиться с помощью топливоцистерн (бензовозов). Топливоцистерны оборудуются на шасси ГАЗ-53А (АЦ-4,2-53А), ЗИЛ-130(АЦ-4,2-130), МАЗ-500А (АЦ-8-500А), КамАЗ-5320 (АЦ-9,1-5320). Топливоцистерны оборудуются насосами для перекачки топлива с подачей 500. 700 л/мин, привод насосов осуществляется через коробку отбора мощности от двигателя автомобиля. Вместимость емкостей для топлива в указанных моделях топливоцистерн соответствует первым цифрам (в тоннах).
Передвижные ремонтные мастерские предназначены для проведения технического обслуживания и ремонта пожарной техники на длительных пожарах и авариях, а также в подразделениях пожарной охраны, удаленных от постов и частей (отрядов) технической службы. Передвижные ремонтные мастерские оборудуются на автомобильных шасси и разделяются на два вида: общего назначения и специальные. Мастерские общего назначения предназначены для проведения ремонтных работ
по техническому обслуживанию и ремонту пожарных автомобилей, специальные — для проведения технического обслуживания и ремонта специальной техники и пожарно-технического вооружения (средства связи, дыхательные аппараты, пожарные рукава и т.д.).
Автомобильные ремонтные мастерские для пожарной охраны как общего назначения, так и специальные в основном оборудуются на базе военных авторемонтных эксплуатационных мастерских (ВАРЭМ) или на прицепе вагонной компоновки. Мастерские на автомобильном шасси имеют хорошую маневренность и высокую проходимость, их можно использовать в различных климатических идорожных условиях. Преимуществом этих мастерских является то, что привод энергетического и технологического оборудования осуществляется от основного двигателя, как на автомобилях типа AСO, AT и т. д.
Ремонтные мастерские общего назначения эксплуатируются частями (отрядами) технической службы. Для проведения технического обслуживания и текущего ремонта пожарной техники, удаленной от постов и частей (отрядов) технической службы, составляются маршруты, планы-графики с учетом установленной периодичности технических обслуживании и наличия заявок на проведение ремонтных работ. Выездная бригада в составе 2-3 чел. под руководством механика производит работы и составляет всю необходимую документацию, предусмотренную «Наставлением по эксплуатации пожарной техники» при проведении технических обслуживании и ремонтов.
Среди ремонтных мастерских специального назначения наибольшее применение в гарнизонах пожарной охраны находят передвижные мастерские по ремонту дыхательных аппаратов (ПМДА). Такие мастерские могут использоваться как на пожарах при длительной работе газодымозащитников, так и для ремонта дыхательных аппаратов в отдаленных подразделениях пожарной охраны по предварительно составленному плану-графику Кузов ПМДА оборудуется по типу ВАРЭМ-3 и оснащается необходимым ремонтным оборудованием.
Все другие виды вспомогательных автомобилей (автобусы, легковые, грузовые автомобили, тракторы и т.д.) используются в гарнизонах пожарной охраны без существенных доработок. При необходимости с их устройством и правилами эксплуатации можно ознакомиться по специальной литературе. Комплектование подразделений и аппаратов пожарной охраны транспортными средствами производится в соответствии с действующими приказами и указаниями согласно штатной субординации.
Пожарные автомобили: классификация, виды, назначение
До сих пор не существует средства 100% защиты от возникновения пожаров, из-за чего противопожарная техника всё ещё остаётся актуальной. Причиной пожара могут быть различные горючие вещества и катализаторы, в связи с чем требуется применять специальное оборудование для каждого конкретного случая. Далее мы расскажем о видах пожарных автомобилей, как они делятся, чем различаются и о многом другом.
Виды пожарных автомобилей и их классификация
В зависимости от того, для какой именно работы может применяться та или иная противопожарная техника, её разделяют на классы:
Основные пожарные автомобили
Их задача – подавать средства пожаротушения определённого типа к месту возникновения пожара. Здесь имеется разделение 2 видов — общего использования и целевого. Внутри каждого из них есть ещё несколько своих вариаций.
Пожарные автомобили общего назначения:
автоцистерны – АЦ, АЦЛ, АЦПК;
с насосом высокого давления – АВД;
первой помощи – АПП;
пожарно-спасательные – АПС и ПСА.
Пожарные автомобили целевого назначения:
порошкового тушения – АП;
пенного тушения – ПТ;
комбинированного тушения – АКТ;
газового тушения – АГТ;
насосная станция – ПНС;
газоводяное тушение – АГВТ;
Автоцистерна базируется на шасси от грузовых автомобилей различного тоннажа и проходимости, например:
Первое отличие между ними заключается в грузоподъёмности, то есть – в объёме средства для тушения, которое они способны перевозить. Второе – мощность установленного агрегата подачи жидкости или пены. Дополнительно к такой технике может подключаться специализированное оборудование для определённых случаев возгорания и типов пожаров. В настоящее время различают три главных типа АЦ:
Лёгкая. Вмещает в себя до 2м3 или 2 000л средства.
Средняя. До 4м3 или 4 000л.
Тяжёлая. От 4м3 или 4 000л.
В вариациях с обозначением АЦЛ присутствует лестница выдвижного или поворотного типа. В случае с АЦПК используется коленчатый подъёмник механизированного или телескопического вида.
В действующей технической документации присутствуют особые требования к обозначению пожарной техники, которые относятся ко всем её типам.
Например – АЦ-3.2-40/4(43253)001-МС, где:
3.2 – вместимостью до 3.2м3 или 3 200л;
40/4 – оборудованная насосами давлением в 40л/с (нормальное) и 4л/с (высокое);
43253 – базирующаяся на шасси КамАЗ модель 43253;
001 – первая модернизация модели;
МС – произведённая в городе Москве.
Автонасосы (АНР и АВД) внешне и по конструкции совпадают с автоцистернами, за исключением возможности оборудования дополнительными устройствами, агрегатами, резервуарами для жидких и порошковых веществ, и так далее. Применяются либо в качестве отдельной техники, либо совместно с автоцистернами. Основной платформой для них выступает КамАЗ. Сюда же относятся и АВД, оборудованные специальными насосами, способными выдавать высокую мощность.
Техника первой помощи (АПП) отличается меньшими габаритами, и служит, в основном, для ускоренной доставки необходимой мелкой техники к очагу пожара, сдерживания пламени от дальнейшего распространения. Для того чтобы обеспечить быстрое реагирование, такая техника изготавливается на базе шасси ГАЗ.
Пожарно-спасательные автомобили (АПС И ПСА) появились после того, как правительством было решено перевести часть обязанностей службы спасения на пожарные части. Здесь, помимо цистерны, насоса, кабины для личного состава, присутствует различное специализированное оборудование для спасательных операций, например:
Общее – лестница, верёвка, надувное полотно, спусковое устройство; надувная лодка или круг или жилет.
Инструменты – кувалда, пила, крюк, лопата, металлические кусачки.
Гидравлическое – резак, расширитель, домкрат, лебёдка, пила дисковая или цепная.
Электрическое – генератор, кабеля, прожектор.
Химическое – дозиметр, анализатор состава газа.
Медицинское – аптечка, носилки, одеяло.
Защитное – кислородный аппарат, огнеупорный костюм, диэлектрическая одежда.
Аэродромные пожарные автомобили (АА) используются для устранения возгораний на территориях аэропортов или при крушении авиационного транспорта. Снабжаются специализированным оборудованием для спасения людей, включая членов экипажа и пассажиров. Позволяет быстро погасить и сдерживать пламя.
Стартовые, изготовленные на шасси ЗиЛ, и постоянно находящиеся вблизи взлётно-посадочных полос.
Основные, относятся к пожарным частям и производятся на базе МАЗ.
Машины порошкового тушения (АП) используются на мелких и крупных промышленных предприятиях и фабриках следующего назначения:
Основываются на платформе ГАЗ, ЗиЛ, КамАЗ. В последнее время используются всё реже, в связи с тем, что способны потушить лишь мелкие очаги возгорания.
Автомобили пенного тушения (ПТ) базируются на шасси Урал. Основное их применение – нефтеперерабатывающие предприятия, склады с горючими веществами, включая газы. Благодаря хорошим показателям тушения, могут гасить пламя на крупных территориях.
ПА комбинированного тушения (АКТ) применяется на различных объектах машиностроения, химических, нефтедобывающих и перерабатывающих, самолётостроения. Он снабжается сразу 2 насосными установками с различными типами средств огнетушения, например – пена и ОПС. Это позволяет достигнуть двойного эффекта, когда ОПС борется с пламенем, а ВМП не допускает его повторного возникновения. Основными шасси служат ЗиЛ, КамАЗ, ГАЗ.
Техника газового тушения (АГТ) используется в закрытых помещениях, где необходимо максимально сохранить внутреннее оборудование, ценности и так далее – выставки, банковские структуры, складские базы, архивы. К тому же, получили широкое распространение при тушении пожаров на объектах с электрическим оборудованием – станции, тоннели. Газ не допускает распространения пламени, замещая летучие горючие вещества. Платформа – УАЗ, ГАЗ, ЗиЛ, КамАЗ.
Пожарная насосная станция (ПНС) применяется на пожарах особо крупных размеров. Она обладает мощным насосом от 70л/с, и используется для подачи воды на большие расстояния, передавая её в пожарный рукав, на специализированную технику и мобильные стволы. Шасси применяется ЗиЛ, КамАЗ, Урал.
В автомобилях с установкой газоводяного тушения (АГВТ) используется высокомощный агрегат от 150л/с, способный нагнетать высокое давление турбореактивного газового потока. В основном используются для тушения возгорания газовых и нефтяных фонтанов. Платформа здесь КамАЗ.
Специальная пожарная техника
В некоторых ситуациях для эффективного устранения возгорания требуется использовать особое оборудование. Оно служит для различных целей, согласно которым и классифицируется:
Удаление дыма и газов – ГЗДС и АД;
Высотные работы – АЛ и АКП;
Управление комплексом пожарных работ – АСО.
По ГОСТ имеются следующие виды специальных пожарных автомобилей:
АЛ – лестница с выдвижным или поворотным механизмом, для спасения людей, подачи средств пожаротушения на верхние этажи, подъём грузов.
АПК и АКП – стрела с телескопическим или поворотно-коленчатым устройством, оборудованная люлькой или платформой, для вытаскивания людей из зоны пожара, поднятия веществ и грузов.
ТПЛ – пакет колен с возможностью поворота и снабжённый лестничным маршем, заканчивающийся люлькой.
АЛЦ – раздвижная стрела с лестницей и резервуарами для средств пожаротушения, служит для их поднятия на многоэтажные сооружения.
АПКЦ – аналогично предыдущему варианту, но тут применяется стрела поворотно-коленчатая, коленчато-телескопическая или телескопическая, заканчивающая люлькой с резервуарами для пены и воды.
АСА – снабжается электрическим генератором, специализированным инструментом для спасательных операций, противопожарной техникой и так далее.
АВЗ – оборудован насосом подачи, резервуаром, насосом для удаления воды из зоны возгорания, для защиты имущества и ценностей.
АСО – выступает в качестве центрального пункта управления всеми работами при пожаре, имеет на борту устройства связи и приборы для освещения территории.
АГ – с помощью специализированного пожарного вооружения удаляет газовые выделения при пожаре.
АД – высасывает дым из закрытых помещения лестничных маршей, лифтов в жилых помещениях, оборудуется устройством для подачи воздушно-механической пены и её подачи в очаг пожара.
АР – перевозит пожарные рукава и лафетные стволы.
АШ – обеспечивает бесперебойную работу во время пожаротушения, в чём схож с АСО, но меньше по своим габаритам.
АЛП – мобильная лаборатория для проведения анализов и различных замеров в условиях пожара.
АПРСС – транспортирует личный состав и снабжается ремонтным оборудованием для связи и освещения.
АДПТ – способен перевозить личный состав, а также оперативно оценивать состояние пожарной техники.
АБГ – пункт восстановления, заправки, зарядки и очистки средств защиты зрения и дыхания.
АПТС – аналогично АДПТ проверяет технику, и может выполнять мелкий ремонт на местах.
АОПТ – в условиях сильного мороза обогревает другие ПА и оборудование.
ПКС – кислородный компрессор для заправки баллонов, работает совместно с АГ и АД.
АТ – перевозит людей и технику к пожарам и снабжён оборудованием для снятия контейнеров.
АОС – доставляет пожарников и мелкое оборудование к месту возгорания.
Большинство оборудования может быть установлено на любые виды платформ, включая: