16. Механизмы возникновения повреждений при переезде колесом (колесами) автотранспорта
16. Механизмы возникновения повреждений при переезде колесом (колесами) автотранспорта
Как самостоятельный вид автомобильной травмы переезд колесом (колесами) встречается редко, комбинируясь чаще с ударом автомашиной.
До 90 % всех переездов совершаются грузовыми автомобилями, так как диаметр колес и высота расположения днища этих машин намного больше, чем у легковых. При переезде основным механизмом возникновения повреждений является последовательное сдавление тела потерпевшего между движущимся колесом и дорогой.
Переезд головы сопровождается ее деформацией, уплощением в боковом, реже – в переднезаднем направлении. Повреждающее воздействие приводит к образованию симметричных повреждений мягких тканей, кожных покровов, иногда с возникновением обширных рваных ран, надрывов и даже отрывов ушных раковин.
Повреждения костей черепа сопровождаются образованием двух групп трещин: радиальных, а в последующем концентрических, что приводит к возникновению так называемых меридиональных и экваториальных переломов. При этом на коже головы образуются обширные рваные раны, надрывы и отрывы ушных раковин. При переезде характер повреждений органов грудной клетки различен: от кровоизлияний в ткань органов до надрывов, глубоких и обширных разрывов, отрывов органов и их перемещений внутри и за пределами полостей. Наблюдаются множественные переломы ребер, обычно двусторонние, зачастую по нескольким анатомическим линиям. Переломы могут быть как прямыми, так и непрямыми, причем в большей степени они выражены на той стороне грудной клетки, где имел место первоначальный въезд колеса. Переломы ребер часто сопровождаются переломами грудины, ключиц, лопаток, тел и остистых отростков позвонков. По характеру этих повреждений можно установить вид автомобильной травмы, положение тела в момент переезда и направление переезда.
При переезде области таза возникают переломы тазового кольца. Они сопровождаются двусторонними переломами лобковых костей, крестца и крыльев подвздошных костей в области вертлужных впадин.
При переезде конечностей происходит травматизация мягких тканей (полосовидные ссадины, отслойка кожи, расслоение мышц, обширные кровоизлияния), причем переломы костей конечностей могут отсутствовать.
При переезде живота происходят разрывы кожи от перерастяжения. Разрывы располагаются параллельно движению колеса, образуя обширные раны в паховых областях с выдавливанием брюшных внутренностей.
При переезде в следах-наложениях и следах-повреждениях, возникающих от протектора колеса, могут отражаться частные особенности, совокупность которых иногда позволяет произвести отождествление шины.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
13. Механизмы образования тупых повреждений
13. Механизмы образования тупых повреждений Тупые повреждения вызываются предметами, механически воздействующими только своей поверхностью.Морфологическое многообразие тупых травм обусловлено формой, размерами, прочностью, упругостью, характером поверхности тупых
14. Виды тупых повреждений
14. Виды тупых повреждений СсадинаВид повреждения определяется вариантом травмирующего тупого воздействия. Типичными для ударного действия будут ушибленные раны, переломы; для сдавления – уплощение части тела, размятие органов и тканей; для растяжения – рваные раны,
4. Физико-химические механизмы возникновения потенциала покоя
4. Физико-химические механизмы возникновения потенциала покоя Мембранный потенциал (или потенциал покоя) – это разность потенциалов между наружной и внутренней поверхностью мембраны в состоянии относительного физиологического покоя. Потенциал покоя возникает в
5. Физико-химические механизмы возникновения потенциала действия
5. Физико-химические механизмы возникновения потенциала действия Потенциал действия – это сдвиг мембранного потенциала, возникающий в ткани при действии порогового и сверхпорогового раздражителя, что сопровождается перезарядкой клеточной мембраны.При действии
4. Физико-химические механизмы возникновения потенциала покоя
4. Физико-химические механизмы возникновения потенциала покоя Мембранный потенциал (или потенциал покоя) – это разность потенциалов между наружной и внутренней поверхностью мембраны в состоянии относительного физиологического покоя. Потенциал покоя возникает в
5. Физико-химические механизмы возникновения потенциала действия
5. Физико-химические механизмы возникновения потенциала действия Потенциал действия – это сдвиг мембранного потенциала, возникающий в ткани при действии порогового и сверхпорогового раздражителя, что сопровождается перезарядкой клеточной мембраны.При действии
Воспаление после повреждений
Воспаление после повреждений При уколе, занозе назначают Ledum palustrae (багульник болотный) (см. «Повреждения»). Лекарство особенно помогает в тех случаях, когда облегчение приносят холодные процедуры. Применение: С6(Д12) в растворе.При воспалении после размозжения, ушиба
11. Механизмы возникновения повреждений костей при действии тупых предметов. Повреждения костей черепа
11. Механизмы возникновения повреждений костей при действии тупых предметов. Повреждения костей черепа От типа костей, характера повреждающего предмета, от силы и скорости травмирующего воздействия, а также от направления действия силы по отношению к повреждающей
17. Повреждения тела человека в кабине движущегося автотранспорта, при сдавлении, при выпадении из него
17. Повреждения тела человека в кабине движущегося автотранспорта, при сдавлении, при выпадении из него При травме в кабине движущегося автотранспорта у водителя и пассажиров возникают раны, располагающиеся, как правило, на голове, ссадины, кровоподтеки на передней
19. Железнодорожная травма. Механизмы возникновения повреждений. Вопросы, разрешаемые судебно-медицинской экспертизой
19. Железнодорожная травма. Механизмы возникновения повреждений. Вопросы, разрешаемые судебно-медицинской экспертизой Железнодорожная травма относится к рельсовой травме. Разновидности рельсовой травмы имеют много сходного с видами автотравмы.Механизмы образования
23. Механизмы возникновения и особенности рубленых ран. Вопросы, разрешаемые судебно-медицинской экспертизой
23. Механизмы возникновения и особенности рубленых ран. Вопросы, разрешаемые судебно-медицинской экспертизой Рубящими орудиями называют топоры, мотыги, лопаты и пр. Наличие более или менее острого лезвия и сравнительно большой массы, как правило, является их
24. Огнестрельные повреждения. Повреждающие факторы выстрела. Механизмы возникновения повреждений
24. Огнестрельные повреждения. Повреждающие факторы выстрела. Механизмы возникновения повреждений Огнестрельным называется оружие, в котором снаряд приводится в движение энергией продуктов горения пороха.Повреждения, которые возникают при взрыве боеприпасов
44. Ранние трупные изменения. Механизмы возникновения. Судебно-медицинское значение
44. Ранние трупные изменения. Механизмы возникновения. Судебно-медицинское значение Охлаждение тела, трупные пятна, трупное окоченение, высыхание тканей относятся к ранним трупным явлениям.При охлаждении трупа обычно на протяжении первых десятков минут после
МЕХАНИЗМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕВРОЛОГИЧЕСКОЙ СИМПТОМАТИКИ ПРИ ДИСКОВЫХ ГРЫЖАХ
МЕХАНИЗМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕВРОЛОГИЧЕСКОЙ СИМПТОМАТИКИ ПРИ ДИСКОВЫХ ГРЫЖАХ Действие непосредственного механического фактора. Даже незначительное смещение измененного диска в сторону спинномозгового канала, сочетающееся с давлением на заднюю продольную связку
УКАЧИВАНИЕ. ПРИЧИНЫ И МЕХАНИЗМЫ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ
УКАЧИВАНИЕ. ПРИЧИНЫ И МЕХАНИЗМЫ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ Под укачиванием понимается своеобразная реакция организма человека на действие инерционных сил при передвижении, особенно при резком изменении положения в пространстве транспортных средств. Укачивание проявляется в
Повреждения возникающие при переезде колесом автомобиля
Повреждения при переезде тела человека колесами автомобиля
Переезд как самостоятельный вид автомобильной травмы встречается редко и исключительно в случаях, когда пострадавший перед происшествием находится в горизонтальном положении на дороге. Значительно чаще переезды наблюдаются в сочетании с другими видами автомобильной травмы. В этих случаях принято говорить о комбинированных видах автомобильной травмы. Особенно часто переезды наблюдаются в сочетании с травмой от столкновения автомобиля с пешеходом и травмой от выпадения из движущегося автомобиля. В подобных случаях переезд колесами автомобиля является конечной фазой травмы.[14]
Повреждения, возникающие у погибших в результате переезда колесами автомобиля, в большинстве случаев сочетанные, множественные и всегда значительные и тяжелые. Их преимущественной локализацией является грудная клетка, области живота и таза. Смертность при травме от переезда очень высока.
Механизм травмы при переезде человека колесом автомобиля является сложным и во многом зависит от конструктивных особенностей и вида автомобиля, импульса его движения, массы, радиуса колеса, свойств почвы и предмета, способности их к сжатию, веса тела жертвы, коэффициента трения и многих других условий.[15]
Механизм травмы от переезда колесами состоит из нескольких последовательно наступающих фаз. Количество последних зависит от того, является ли переезд самостоятельным видом автотравмы или же составной частью какого-либо комбинированного вида автомобильной травмы. Непосредственный переезд возможен лишь в момент, когда жертва будет находиться на дороге перед движущимся колесом в горизонтальном положении. Сам по себе переезд может быть полным – колесо полностью перекатывается через тело жертвы, и неполным – колесо въезжает и останавливается в определенной точке на теле.
При непосредственном переезде наблюдается следующие фазы. Первоначально тело жертвы, находясь в горизонтальном положении, получает удар движущимся колесом. Вслед за этим колесо на некотором расстоянии протаскивает тело, иногда перекатывает его или отталкивает и лишь затем переезжает и сдавливает.
При переезде возникают весьма разнообразные повреждения, как по своему характеру, так и по локализации. Каждой фазе переезда присущи свои повреждения.
Кожные повреждения при переезде часто малозначительны и не соответствуют повреждениям внутренних органов и костей, которые всегда более обширны, распространеннее и тяжелее. Следы на коже и повреждения мягких тканей, образующиеся при переезде, могут быть специфическими, характерными и нехарактерными для переезда. К специфическим следам и повреждениям кожи относятся отпечатки рельефа протектора колеса. Они могут быть позитивными, отображающими рисунок выступающих частей протектора, и негативными, отображающими рисунок углублений протектора. Позитивные отпечатки на коже могут проявляться либо в виде наслоения различных веществ – пыли, грязи, краски, либо в виде ссадин и кровоподтеков. Их происхождение связано с трением выступающих частей протектора о кожу. Механизм возникновения негативных отпечатков протектора на коже заключается в следующем. В момент переезда колесом той или иной области тела выпуклые участки протектора оказывают давление на соприкасающуюся с ними кожу. Вследствие этого находящаяся в сосудах сдавливаемой кожи кровь резко вытесняется к несдавливаемым участкам, которые соответствуют углубленным частям протектора. На этих участках в результате переполнения сосудов выдавленной кровью внутрисосудистое давление возрастает, и стенки сосуда разрываются, вследствие чего под кожей образуются кровоизлияния.[16]
Для подтверждения факта переезда колесом автомобиля большое значение имеют повреждения, возникающие в фазе перетаскивания и непосредственного переезда колесом, объединенные в группу характерных для этого вида травмы:1) ссадины кожи от волочения; 2) широкие ссадины; 3) разрывы кожи от ее перерастяжения; 4) отслоение кожи от подкожножировой клетчатки и апоневроза (апоневроз – соединительнотканная пластинка, с помощью которой фиксируются мышцы) с образованием полостей, заполненных кровью; 5) отпечатки ткани и частей одежды на коже в виде кровоподтеков или пергаментных пятен. Указанные повреждения отнесены не к специфическим, а к характерным потому, что они встречаются не только при переездах колесом автомобиля, но и при других травмах.
Ссадины кожи от волочения представляют собой множественные параллельно расположенные, линейные, поверхностные царапины, более широкие и глубокие в месте своего начала и узкие и менее глубокие у своего окончания. Если смерть наступает быстро, то в результате процесса обезвоживания и подсыхания кожи отмеченные ссадины пергаментируются и приобретают бурую окраску. Если период времени между травмой и моментом смерти более продолжителен, то покрывающая ссадину лимфа подсыхает, образуя нежные, буровато-желтые возвышающиеся корочки. Локализация ссадин кожи от волочения самая разнообразная. Более часто они образуются на открытых и обнаженных частях тела – на лице и верхних конечностях.
Переезд через тело человека колесами автомобиля
В момент переезда через тело человека колесами автомобиля при скорости движения более 20 км/ч обычно происходит удар движущимся колесом с последующим протаскиванием или отталкиванием тела. Затем следует накатывание колеса и сдавление. Не всегда указанные этапы строго следуют один за другим, что зависит от профиля дороги, скорости движения, положения тела потерпевшего. Переезд через тело потерпевшего может произойти после его падения вследствие удара движущимся автомобилем.
Рис. 40. Механизм образования «первичного щипка». 1 — колесо; 2 — часть тела (нижняя конечность); 3 — отслоение кожи с образованием «кармана», заполненного кровью; 4 — надрывы кожи; 5 — разрыв кожи; 6 — зона осаднения на коже; 7 — зона «первичного щипка».
Травмирование накатывающимся колесом тела человека является сложным динамическим процессом, который складывается из ряда явлений. Первичное соприкосновение колеса с телом человека воспринимается как удар твердым тупым предметом. Вследствие вращения колеса (между ним и покрытием дороги) «затягиваются» одежда и кожные покровы. Натяжение одежды приводит к ее повреждениям (разрывы в области швов, отрывы пуговиц и др.), а на коже возникают полосчатые осаднения и кровоподтеки (в поперечном направлении по отношению к движению колеса) — «первичный щипок». В области «первичного щипка» возможно появление надрывов эпидермиса вследствие перерастяжения кожи. После этого начинается процесс накатывания колеса, при котором как на одежде, так и на теле возникают негативные отпечатки рисунка протектора колеса (рис. 40). Механизм их образования следующий: в момент переезда колесом участки кожи сдавливаются наиболее выступающими частями протектора. Вследствие сдавления сосудов кровь переполняет участки кожи, соответствующие западающим частям протектора. В этих местах возникают кровоизлияния. Повреждения, отображающие западающие части протектора, принято называть негативным отпечатком, а выступающие — позитивным. Комплекс негативных и позитивных отпечатков и составляет в целом рисунок протектора колес автомобиля, что может служить целям идентификации конкретного протектора (рис. 41).
Рис. 41. Образование отпечатка протектора колеса на коже. 1 — колесо; 2 — выступы протектора колеса; 3 — кожа.
К специфическим признакам этого вида автомобильной травмы можно отнести отслойку кожи с образованием обширных «карманов», заполненных излившейся кровью, которые образуются в результате вращения и скольжения движущегося колеса. На ограниченных участках тела (бедро, голень) может возникать циркулярная отслойка кожи. На выраженность этого признака влияют характер грунта, скорость движения автомобиля, его масса и др. Кроме указанных следов, на коже можно обнаружить и характерные повреждения в виде ссадин, которые возникают от волочения или трения тела о грунт или колеса автомобиля. Возникающие ссадины, ушибленные или ушибленно-рваные раны, имеют различную форму, а локализация их непостоянна.
В основе механизма повреждений костей черепа и головного мозга при переезде колесами лежит сдавление указанной области между двумя твердыми предметами. При этом происходят грубая деформация костей черепа и разрушение вещества головного мозга, часть которого через открытые переломы и рваные раны выдавливается наружу и выбрасывается по ходу автомобиля. Вещество головного мозга, сохранившееся в полости черепа, имеет вид бесструктурной массы. Отсутствие обширных кровоизлияний в оболочки мозга и его вещество можно объяснить быстрым наступлением смерти.
По форме уплощения головы, а также по характеру переломов и распространению трещин на костях свода и основания черепа можно установить направления действующей силы.
При переезде колесом автомашины, движущейся со скоростью 15 км/ч через грудную клетку, возникают повреждения, отличительной особенностью которых является несоответствие наружных повреждений внутренним. При незначительных наружных повреждениях (и даже при полном их отсутствии) наблюдаются обширные, множественные, двусторонние, симметрично расположенные переломы ребер, лопаток, остистых отростков позвонков. Переломы закрытые, обычно двусторонние. В момент накатывания колеса на грудную клетку возникают переломы ребер, которые локализуются в точках наибольшего прогиба ребер и могут проходить по различным анатомическим линиям, что зависит от направления сдавления грудной клетки (рис. 42).
Рис. 42. Последовательность образования переломов ребер при переезде колесом автомобиля.
Двусторонние переломы ребер возникают в случае переезда туловища не только в поперечном направлении, но и под углом. Односторонние переломы могут образоваться при прокатывании колеса вдоль туловища, по одной стороне грудной клетки. Помимо переломов ребер, к характерным повреждениям можно отнести закрытые оскольчатые переломы лопаток, остистых отростков позвонков и их дужек.
Травматические изменения внутренних органов многообразны, возможны перемещения органов из одной полости в другую, например легких в брюшную полость при часто наблюдающихся разрывах диафрагмы. Особое диагностическое значение приобретает формирование буллезной эмфиземы легких вследствие резкой компрессии, разрыва альвеол и перемещения воздуха в зоны, не подверженные непосредственному давлению.
При переезде колесом автотранспортного средства через область таза возникают множественные переломы тазового кольца. При действии силы в переднезаднем направлении наиболее часто возникают переломы лобковых костей, крестца и крыльев подвздошных костей в области вертлужных впадин. Сжатие тазового кольца с боков приводит к поперечным переломам лобковых костей и крыльев подвздошных костей.