Меню

Последовательность разборки двигателя камаз

Ремонт автомобилей КАМАЗ

Окончательная разборка двигателя на КАМАЗе, руководство

Блок цилиндров в сборе КАМАЗ, запчасти, детали (рис. 5.9):
1, 45 — шпильки; 2 — сальник передней крышки; 3, 29, 31, 37, 40, 41, 49, 50 — болты; 4, 30, 48, — шайбы пружинные; 5, 38, 46, 47 — шайбы плоские; 6 — крышка блока передняя; 7, 8, 11, 32 — пробки; 15 — шайба регулировочная рым-болта; 16 — рым-болт; 17 — втулка с уплотнительными кольцами в сборе; 18 — кольцо уплотнительное втулки; 19, 23 — заглушки чашечные; 20 — блок цилиндров; 22 — штифт направляющий; 24 — гильза цилиндра; 25 — уплотнительное кольцо гильзы верхнее; 26 — уплотнительные кольца гильзы; 27 — прокладка; 28 — трубка сливная; 33, 42 — заглушки водяной полости; 34 — прокладка заглушки; 36 — крышка коренного подшипника задняя; 39 — крышка коренного подшипника; 44 — прокладка передней крышки блока

Отвернув и сняв болты 3 (рис. 5.10) с шайбами 4 крепления корпуса заднего подшипника привода ТНВД, снимают корпус 6 в сборе с манжетой 5 и прокладку 7. Затем снимают шестерню привода ТНВД 12 в сборе с валом 9.

Шестерни привода агрегатов КАМАЗ, детали, запчасти (рис. 5.10):
1 — болт крепления роликоподшипника; 2 — шестерня промежуточная привода распределительного вала; 3. 18 — болты; 4. 17 — шайбы; 5 — манжета; 6 — корпус заднего подшипника; 7 — прокладка; 8 — сухарь; 9 — вал шестерни привода ТНВД; 10. 20 — шпонки; 11. 15 — шарикоподшипники; 12 — шестерня привода ТНВД; 13 — вал распределительный в сборе с шестерней; 14. 25 — шайбы упорные; 16 — ось ведущей шестерни; 19 — роликоподшипник конический двухрядный; 21 — шестерня ведущая привода распределительного вала; 22 — кольцо упорное; 23 — кольцо стопорное; 24 — шестерня ведущая коленчатого вала; 26 — шайба замковая; 27 — шестерня распределительного вала .

Отвернув и сняв болты 13 (рис. 5.11) с шайбами 31 крепления головки цилиндров, снимают головку 25 с клапанами 1 и 20 в сборе, уплотнительное кольцо 22 и прокладку головки цилиндра, после чего из блока цилиндров вынимают штанги толкателей в сборе. Эту операцию выполняют для всех восьми цилиндров. Отвернув болты крепления выключателя гидромуфты к нагнетательному патрубку, снимают болты с пружинными и плоскими шайбами, выключатель гидромуфты и прокладку.

Головка цилиндра с клапанами КАМАЗ, детали, запчасти (рис. 5.11):
1 — клапан выпускной; 2 — седло выпускного клапана; 3 — направляющая втулка выпускного клапана; 4 — пружинная шайба клапана; 5. 6 — наружная и внутренняя пружины клапана; 7 — втулка тарелки; 8 — сухарь клапана; 9 — болт крепления крышки головки цилиндров; 10 — шайба плоская; 11. 31 — шайбы пружинные; 12 — крышка головки цилиндров; 13 — болт крепления головки цилиндров; 14 — тарелка пружин клапана; 15 — уплотнительная манжета впускного клапана; 16 — кольцо манжеты; 17 — уплотнительная манжета впускного клапана в сборе; 18 — направляющая втулка впускного клапана; 19 — седло впускного клапана; 20 — клапан впускной; 21 — шпилька крепления патрубка выпускного коллектора; 22 — кольцо уплотнительное газового стыка; 23 — кольцо уплотнительное заглушки; 24 — заглушка головки цилиндров; 25 — головка цилиндров; 26 — ввертыш крепления водяной трубы; 27 — ввертыш крепления впускного коллектора; 28 — штифт стойки оси коромысел; 29 — прокладка крышки головки цилиндров; 30 — шпилька крепления стойки коромысел; 32 — шпилька крепления скобы; 33 — опора скобы; 34 — предохранительная втулка прокладки патрубка.

Отвернув и сняв болты 3, 49 и 50 (см. рис. 5.9) с шайбами 4, 5, 47 и 48 крепления передней крышки 6 к блоку цилиндров 20, снимают гидромуфту привода вентилятора в сборе с передней крышкой и прокладку 44 с переднего торца блока цилиндров, после чего вынимают вал привода гидромуфты.

Читайте также:  Схема мотора стеклоочистителя тойота

Отогнув усы замковых шайб 40 (рис. 5.12), откручивают болты 41 крепления полумуфты 39 отбора мощности к коленчатому валу и снимают полумуфту. Для снятия с коленчатого вала маховика отгибают усики замковых пластин (только на двигателях с номерами до 75800), откручивают болты крепления маховика и снимают замковые пластины (при их наличии). В отверстия маховика закручивают до упора в торец ступицы два технологических болта и, попеременно завертывая их на несколько оборотов, снимают маховик. Отвернув и сняв болты с шайбами крепления картера маховика к блоку цилиндров, снимают картер и прокладку.

Коленчатый вал КАМАЗ, детали, запчасти (рис. 5.12):
1 — коленчатый вал в сборе; 2 — противовес передний; 3 — шестерня привода масляного насоса; 4 — ввертыш; 5, 19 — штифты; 6. 10 — шпонки сегментные; 7 — вал коленчатый; 8 — втулка; 9 — заглушка шатунной шейки; 11 — противовес задний; 12 — шестерня в сборе; 13 — шестерня; 14 — маслоотражатель задний; 15 — вкладыш подшипника верхний; 16 — полукольцо подшипника верхнее; 17 — манжета в сборе; 18 — фиксатор маховика в сборе; 20 — корпус фиксатора; 21 — пружина; 22 — фиксатор; 23, 34, 41 — болты; 24 — маховик; 25 — втулка установочная; 26 — кольцо пружинное упорное; 27 — обод зубчатый; 28 — маховик в сборе; 29 — вкладыш подшипника нижний; 30 — штифт установочный; 31 — шайба плоская; 32, 33 — болты стяжные; 35 — шайба; 36 — крышка подшипника; 37 — крышка подшипника передняя; 38 — полукольцо подшипника нижнее; 39 — полумуфта отбора мощности; 40 — шайба замковая; 42 — шайба носка; 43 — комплект вкладышей подшипников коленчатого вала

Повернув двигатель на стенде картером блока цилиндров вверх, поворачивают коленчатый вал с помощью рычага так, чтобы шатунная шейка первого и пятого цилиндров находилась в нижней мертвой точке. Нумерацию шеек ведут от передней части коленчатого вала.

Отвернув гайки 11 (рис. 5.13) болтов 9 крепления крышки 10 шатуна первого цилиндра, устанавливают на крышку шатуна съемник (см. рис. 4.9) и с его помощью снимают крышку, затем вынимают шатунные болты и укладывают их по порядку. Аналогично снимают крышку шатуна пятого цилиндра (номера цилиндров выбиты на крышках шатунов).

Шатунно-поршневая группа КАМАЗ, детали, запчасти (рис. 5.13):
1 — кольцо поршневое маслосъемное; 2 — кольцо поршневое компрессионное; 3 — кольцо поршневое компрессионное верхнее; 4 — кольца поршневого пальца; 5 — палец поршневой; 6 — поршень со вставкой в сборе; 7 — втулка шатуна; 8 — шатун; 9 — болт крепления крышки шатуна; 10 — крышка шатуна; 11 — гайка; 12 — вкладыш нижней головки шатуна; 13 — кольцо маслосъемное в сборе; 14 — расширитель маслосъемного кольца

Для снятия дисков сцепления в нажимной диск 5 (рис. 5.3) следует ввернуть четыре стяжных болта М10 х 1,25 х х 65 до упора в кожух 19 сцепления. Расстопорив стопорные шайбы 4, откручивают болты 6 и 21 крепления кожуха 19 к маховику 23, после чего снимают нажимной диск 5 с кожухом 19 в сборе, средний ведущий диск 2 и ведомые диски 1.

Приспособление для снятия крышки шатуна: (рис. 4.9):
1 — ручка; 2 — боёк; 3 — стержень; 4 — захваты

Повернув коленчатый вал так, чтобы шатунная шейка первого и пятого цилиндров находилась в верхней мертвой точке, легкими ударами молотка через оправку по приливам под болты крепления крышки шатуна пятого цилиндра выбивают поршень в сборе с шатуном и кольцами из блока цилиндров.
Вынув из крышки 10 (см. рис. 5.13) и нижней головки шатуна вкладыши 12, устанавливают крышку на шатун и закрепляют их болтами 9 с гайками 11. Аналогично извлекают поршни в сборе из остальных цилиндров.
Отогнув усы замковой шайбы 26 (см. рис. 5.10), выкручивают и снимают болт 1 с шайбами 25 и 26 крепления ведущей шестерни 21 привода распределительного вала, снимают шестерню 21 вместе с промежуточной шестерней 2 привода распределительного вала с оси 16. Отогнув усы замковых шайб 17, откручивают и снимают болты 18 с шайбами крепления оси 16 ведущей шестерни привода распределительного вала и снимают ось с блока цилиндров.

Читайте также:  Перечень моторных масел для автомобилей

Для снятия крышек коренных подшипников коленчатого вала 36 и 39 (см. рис. 5.9) выкручивают и снимают стяжные болты 37 с шайбами 38 и болты 34 (см. рис. 5.12) с шайбами 35.

Крышки коренных подшипников снимают с блока цилиндров с помощью специального приспособления (рис. 5.14).

Приспособления для снятия крышек коренных подшипников коленчатого вала (рис. 5.14)

Сняв нижние 38 (см. рис. 5.12) и верхние 16 упорные полукольца, извлекают коленчатый вал в сборе из блока цилиндров, вынимают вкладыши 15 коренных подшипников из постелей блока цилиндров и вкладыши 29 из крышек коренных подшипников, после чего устанавливают крышки 36 и 37 на свои места в блоке цилиндров и зарепляют их болтами 34 с шайбами 35.

Гильзы цилиндров извлекают из блока с помощью съемника (см. рис. 4.10). С гильз 24 (см. рис. 5.9) снимают верхние уплотнительные кольца 25, а нижние уплотнительные кольца 26 вынимают из блока цилиндров.

Съемник гильз цилиндров И-801.05.000: (рис. 4.10):
1 — винт; 2 — рукоятка; 3 — корпус; 4 —- опора; 5 — захват; 6 — гильза цилиндра

Отогнув усы замковых шайб 20 (рис. 5.15), откручивают и снимают болты 21 крепления корпуса подшипника распределительного вала с шайбами, извлекают распределительный вал 1 в сборе из блока цилиндров и вынимают толкатели 2 из направляющих 3 толкателей. Отогнув усы стопорной шайбы 5, откручивают и снимают болты 6 с шайбами 5 и уплотнительными кольцами 4, снимают направляющие 3 толкателей. Закончив разборку двигателя, снимают блок цилиндров со стенда.

Механизм газораспределения КАМАЗ, детали, запчасти (рис. 5.15):
1 — вал распределительный; 2— толкатель; 3 — направляющая толкателей; 4 — кольцо уплотнительное; 5. 20 -шайбы замковые; 6, 21 — болты; 7 — штанга толкателя в сборе; 8 — винт регулировочный коромысла; 9 — коромысло клапана со втулкой в сборе; 10 — гайка регулировочного винта; 11 — коромысло клапана в сборе; 12 — тарелка пружины с втулкой в сборе; 13. 14 — внутренняя и наружная пружины клапана; 15 — пружинная шайба клапана; 16 — сухарь клапана; 17 — клапан; 18 — корпус подшипника распределительного вала в сборе; 19 — шестерня распределительного вала; 22 — шпонка сегментная

Ремонт двигателя КамАЗ

Ремонт двигателя КамАЗ необходимо выполнять с учетом следующих рекомендаций:

  • до истечения гарантийного срока не разбирайте двигатель (не снимайте головки цилиндров, масляный картер, не нарушайте пломбы топливного насоса высокого давления и не разбирайте его), в противном случае утрачивается право на гарантийный ремонт двигателя. При необходимости допускается заменять топливопроводы высокого и низкого давления, шланги, фильтры очистки масла, топлива, и воздуха, водяной насос, вентилятор, выключатель гидромуфты, внешние крепежные детали, впускные воздухопроводы и допускные коллекторы, водосборные трубы, форсунки, штанги толкателей, турбокомпрессоры;
  • разберите двигатель КамАЗ 740 на поворотном стенде Р- 770 (рис. 76). Перед установкой двигателя на стенд снимите полнопоточный фильтр очистки масла, вентилятор, выпускные коллекторы в сборе с патрубками, кронштейны передних опор, стартер. Для установки двигателя на стенд в отверстия для трубопроводов предпускового подогревателя в блоке цилиндров установите и закрепите кронштейны, после этого вверните пальцы 7 до упора. Вокруг горизонтальной оси стенда двигатель поворачивайте вращением рукоятки червячного редуктора. Перед поворотом двигателя вокруг вертикальной оси стенда нажмите на педаль 3 фиксатора;
  • трущиеся поверхности деталей, кроме оговоренных особо, при сборке смазывайте моторным маслом;
  • при креплении деталей посредством резьбовых соединений, кроме указанных в тексте особо, обеспечьте момент затяжки согласно табл. 6;
  • уменьшайте моменты затяжки на 10%, если моторное масло применяется в качестве смазочного материала;
  • неметаллические прокладки для удобства сборки, при необходимости, вставьте с нанесением на одну из сопрягаемых деталей консистентной смазки. Следите, чтобы прокладки равномерно прилегали к сопрягаемым поверхностям, были плотно зажаты и не выступали за контур сопряженных поверхностей;
  • при установке резиновые уплотнительные кольца и заходные фаски сопрягаемых деталей смазывайте консистентной смазкой;
  • не подгибайте шпильки при надевании на них деталей;
  • после ремонта сборочных единиц и замены их обкатайте двигатель КамАЗ на стенде, укомплектованном согласно требованиям ГОСТ 14846—69, в одном из приведенных ниже режимов в зависимости от замененных деталей:
Читайте также:  Peugeot 2008 2020 тест драйв

1. После замены коленчатого вала, распределительного вала, одного или нескольких поршней или гильз, более половины вкладышей коренных или шатунных подшипников, а также более двух поршневых колец проведите приработку в основном режиме, включающем в себя «холодную» и «горячую» обкатку (табл. 7, 8). В начале «холодной» обкатки допускается температура масла, подаваемого в двигатель, 50 °С и выше. Давление масла в главной магистрали системы смазки не ниже 98,07 кПа (1 кгс/см2) при минимальной частоте вращения холостого хода и 392,3. 539,4 кПa (4 . 5 кгс/см2) — при частоте вращения 2600 мин-1. Перед «горячей» обкаткой проверьте, и при необходимости отрегулируйте тепловые зазоры в газораспределительном механизме, угол опережения впрыскивания топлива, затяжку болтов крепления головок цилиндров. Выбрасывание и подтекание воды и топлива, а также прорыв газов в местах соединений не допускаются.

2. После замены менее половины вкладышей коренных или шатунных подшипников или по одному поршневому кольцу не более чем в двух цилиндрах проведите приработку в режиме «горячей» обкатки.

3. После замены головки цилиндра или других деталей, замена которых требует снятия головки, после снятия ее для осмотра деталей цилиндропоршневой группы, а также замены масляного, водяного или топливного насосов, привода топливного насоса, шестерен распределения, манжет коленчатого вала, картера маховика, передней крышки блока проведите приработку двигателя в режиме, указанном в табл. 9.

4. После переборки без замены агрегатов, сборочных единиц, деталей проведите приработку двигателя в режиме согласно п. 3.

Рис. 76. Установка двигателя на поворотном стенде: 1- стойка; 2 — станина; 3 — педаль фиксатора; 4 — балка поворотная; 5 — редуктор; 6 — рукоятка редуктора; 7 — пальцы установочные

Таблица 6. Моменты затяжки резьбовых соединений

Резьба Размер под
ключ, мм
Моменты затяжки при классе прочности стали болта, Н.м (кгс.м)
Р50 Р80 Р100
М6 10 3,73. 4,61 (0,38. 0,47) 6,28. 7,75 (0,64. 0,79) 8,73. 10,79 (0,89. 1,1)
М8 13 12,57. 15,5 (1,28. 1,58) 19,62. 24,23 (2. 2,47) 27,96. 34,53 (2,85. 3,52)
М10×1,25 17 26,29. 32,47 (2,68. 3,31) 42,18. 51,99 (4,3. 5,3) 59,25. 73,08 (6,04. 7,45)
M12x1,25 19 46,7. 57,68 (4,76. 5,88) 74,65. 92,12 (7,61. 9,39) 103,99. 128,51 (10,6. 13,1)
М12×1,5 19 46,7. 57,68 (4,76. 5,88) 74,65. 92,12 (7,61. 9,39) 103,99. 128,51 (10,6. 13,1)
М14×1,5 22 75,14. 91,63 (7,66. 9,34) 120,66. 149,11 (12,3. 15,2) 166,77. 206,01 (17. 21)
М16×1,5 24 83,39. 103 (8,5. 10,5) 179,52. 221,71 (18,3. 22,6) 250,16. 309,02 (25,5. 31,5)
М18×1,5 27 120,66. 149,11 (12,3. 15,2) 258,98. 319,81 (26,4. 32,6) 366,89 . 453,22 (37,4. 46,2)
М20×1,5 30 170,69. 210,92 (17,4. 21,5) 362,97. 448,32 (37. 45,7) 513,06. 633,73 (52,3. 64,6)
М22×1,5 32 225,63. 278,6 (23. 28,4) 483,63. 597,43 (49,3. 60,9) 683,76. 844,64 (69,7. 86,1)
М24×2 36 286,45. 355,12 (29,2. 36,2) 615,09. 760,28 (62,7. 77,5) 867,2. 1069,29 (88,4. 109)
  1. Класс стали болта нанесен на головке болта.
  2. Класс прочности стали гайки несколько ниже класса прочности болта.
  3. Моменты приведены для болтов серийного производства при отсутствии попадания на них смазочного материала.

Частота вращения
коленчатого вала, мин1

Adblock
detector