Рекомендации по ремонту втулочно-роликовых цепей
Цепные передачи широко применяют в сельскохозяйственных машинах для привода рабочих органов. Цепи подразделяют на вту- лочно-роликовые, крючковые и комбинированные. Как правило, они
работают в условиях большого загрязнения, при отсутствии смазки, что служит главной причиной их быстрого износа.
Основной неисправностью цепей является износ элементов под- вижного соединения (цапф, крючков, роликов, пальцев, втулок), при этом увеличивается шаг цепи и она удлиняется. Для каждой цепи ус- тановлены предельные значения удлинения.
Увеличение длины цепи, полученное от износа, проверяют на отрезке в 20 звеньев. Во время замера изношенную цепь натягивают с определенным усилием и удлинение при этом не должно превышать значений, приведенных в таблице 1.
Таблица 1 – Предельное удлинение цепей при износе звеньев
Вид и шаг цепи, мм | Выбраковочный размер 20 звеньев (для комби- нированной цепи 10 звеньев), мм | Масса натяжного груза, кг |
Втулочно-роликовая: | ||
15,875 | ||
19,05 | ||
25,4 | ||
38,0 | ||
Крючковая: | ||
38,0 | ||
41,3 | ||
Комбинированная |
Втулочно-роликовые цепи на сельскохозяйственных машинах применяют с шагом, приведенным в таблице 1, в них изнашиваются валики и втулки.
Ремонт втулочно-роликовых цепей заключается в следующем: цепи разбирают, поворачивают валики и втулки в пластинах на 180 0 относительно прежнего их положения для работы неизношенными поверхностями, заменяют изношенные или поломанные детали, затем цепь собирают.
Втулочно-роликовые цепи разбирают в специальном приспо- соблении (рисунок 2).
Рисунок 2 – Разборка втулочно-роликовой цепи:
а – разборка на вилки и блоки; б – разборка блоков; 1 – бородок; 2 – блок;
3 – вилка; 4 – снятие внутренней пластины; 5 – выколотка; 6 – выпрессовка втулок
Цепь с предварительно сточенными головками валиков поме- щают в приспособление и ударом молотка по бородку, установлен- ному на валики, выбивают валики внутрь приспособления. С помо- щью ступенчатой оправки разбирают блоки. Сборку цепей проводят с помощью этого же приспособления.
В отремонтированных цепях не допускается проворачивание втулок во внутренних пластинах и валиков в наружных пластинах, звенья должны свободно вращаться в шариках.
В процессе выполнения задания 1 необходимо продефектовать образец втулочно-роликовой цепи с помощью приспособления, дать заключение о ее техническом состоянии, дать рекомендации по спо- собу ремонта.
Звездочки, применяемые в цепных передачах сельскохозяйст- венных машин, имеют шаг 15,875; 19,04; 25,4; 38,04; 41,3 мм. Их из- готавливают из серого чугуна, высокопрочного чугуна или из стали. Во время работы цепных передач постепенно изнашиваются зубья звездочек, поверхности ступиц, шпоночные пазы, резьбовые отвер- стия. Звездочка считается негодной, если износ зубьев превышает 40– 50 % от первоначальной толщины.
Толщину изношенного зуба замеряют по начальной окружности штангензубомером или шаблоном (таблица 2).
Таблица 2 – Данные для замера толщины зуба, мм
Шаг звездочки | Толщина зуба новой звездочки | Толщина изно- шенного зуба | Установка зубоме- ра по высоте зуба |
Литые с необработанными зубьями | |||
38,1 | 7,5 | 8,0 | |
41,3 | 9,5 | 10,0 | |
Стальные с обработанными зубьями | |||
19,05 | 5,5 | 3,5 |
Форму и размеры изношенных зубьев звездочек можно восста- новить наплавкой или постановкой специально изготовленных зубча- тых венцов. Однако это сложная и трудоемкая операция. В практике звездочки обычно заменяют новыми.
Предохранительные муфты.Предохранительные устройства устанавливают на машинах, где возможны большие перегрузки и по- ломка деталей машин.
Наибольшее распространение получили предохранительные муфты с зубчатыми шайбами и фрикционными кольцами.
В зубчатых предохранительных муфтах быстро изнашиваются зубчатые поверхности шайб. Изготавливают их из стали и закаливают до твердости 27. 45 HRC3. Зубчатые шайбы с зубцами, изношенными до высоты менее 5 мм, ремонтируют высадкой в специальном приспо- соблении на пневматическом молоте. Для этого новую зубчатую шай- бу устанавливают в приспособление зубцами вверх, а затем на нее кладут предварительно нагретую до температуры 830. 900°С изно- шенную шайбу зубцами вниз так, чтобы зубцы новой шайбы совпали со впадинами изношенной. Сверху на изношенную шайбу устанавли- вают оправку. Придерживая приспособление щипцами, ударами моло- та по торцу оправки или под прессом высаживают зубцы нагретой шайбы до полного профиля. После этого у шайбы зачищают заусенцы, затем нагревают до температуры 810. 830°С и закаливают в воде.
Изношенные зубцы шайбы могут быть восстановлены также наплавкой электродами. Перед наплавкой шайбу рекомендуется по- догреть до температуры 600. 650°С. После наплавки зубчатую шайбу нагревают до температуры 800°С, устанавливают в приспособление, состоящее из пуансона, матрицы и выталкивателя, и ударами молота или прессом восстанавливают первоначальную форму зуба.
После ремонта зубчатая поверхность шайбы должна быть чис- той, вершины зубьев должны лежать в одной плоскости. Допускается
неплоскостность не более 0,5 мм. Зубцы одной шайбы при любом положении должны плотно входить во впадины другой при их со- вмещении.
У фрикционных предохранительных муфт изнашиваются на- кладки, которые при ремонте заменяют. Новые накладки прикле- пывают к дискам полыми медными или латунными заклепками или приклеивают клеем ВС-ЮТ по типовой технологии.
ЗАДАНИЕ 3. Изучить правила дефектации и технологию ремонта и восстановления дисков сошников сеялок. Продефектовать образцы дисков и разработать рекомендации по ремонту
И восстановлению
Суммарным показателем износа дисковых сошников является увеличенный зазор между лезвиями дисков. При зазоре более 5 мм дисковые сошники ремонтируют, в остальных случаях промывают детали, не производя полной разборки подшипниковых узлов дисков. Основные дефекты дисковых сошников с подшипниками сколь- жения – износ и деформация дисков, износ вкладышей, крышек и
сальников, поломка корпуса.
Для разборки сошник помещают в приспособление 1 (рисунок 3), вывинчивают пробки, винты и отделяют диски вместе с крышками от корпуса сошника. Диск устанавливают на плиту 6 и фрезой, закреп- ленной в шпинделе 2 сверлильного станка, срезают головки заклепок с внутренней стороны диска, выбивают их бородком 4 и отделяют крышки и вкладыши от диска.
|
Рисунок 3 – Разборка дисковых сошников:
1 – приспособление; 2 – шпиндель; 3 – фреза; 4 – бородок; 5 – подставка;
После промывки детали сошника дефектуют. Диски сошников диаметром менее 326 мм (диаметр нового диска 350 мм) или толщи- ной в месте прилегания вкладышей менее 1 мм, а также диски, имеющие на лезвии изломы и трещины, выбраковывают.
Деформацию диска устраняют рихтовкой в холодном состоянии. Затупленные лезвия затачивают на токарном станке. Лезвие затачи- вают под углом 20 0 до ширины фаски, равной 6–8 мм. Допустимая толщина лезвия в пределах 0,1…0,5 мм. Диски затачивают на один из ближайших ремонтных размеров: 342 +0,5 ; 334 +0,5 ; 326 +0,5 мм. Для за- точки используют резцы с пластинками твердого сплава Т15К6, Т5К10. Затачивать можно с помощью шлифовального круга. Изно- шенные вкладыши, как правило, заменяют новыми.
Чтобы уменьшить зазор между лезвиями дисков до нормальной величины (2…3 мм), при сборке сошника между вкладышем и дис- ком устанавливают плавающее капроновое кольцо толщиной 2,5; 3,0 или 3,5 мм. Толщину кольца и выбирают в зависимости от износа дисков. Иногда вместо капронового кольца используют капроновую прокладку толщиной 5–6 мм. Прокладку ставят под крышку и при- клепывают вместе с ней к диску.
Разработана следующая технология восстановления дисков сошников:
обточка диска диаметром менее 326 мм до диаметра 320 мм; дробеструйная очистка зоны приварки ремонтного кольца
(ширина зоны – 10 мм);
приварка кольца; термообработка сварного шва;
заточка диска до нормального размера (350 мм).
Кольца для дисков изготавливают из пружинной стали 65 г.
К отремонтированным дискам предъявляется ряд требований, которые представлены в технологических картах на ремонт и восста- новление.
При выполнении задания 2 необходимо продефектовать образцы сошников с помощью мерительного инструмента, дать заключение о их техническом состоянии, разработать рекомендации по способу ре- монта и восстановления.
Техническое обслуживание и способы восстановления работоспособности цепных передач. Типовые дефекты и методы устранения
Звездочки цепных передач имеют профиль зубьев, соответствующий типу цепи. Профилирование зубьев звездочек производится в соответствии с ГОСТом. Для изготовления звездочек используются углеродистые и легированные стали, стальное и чугунное литье, пластмассы.
У звездочек цепных передач износ затрагивает главным образом вершины зубьев . Изношенные зубья звездочек восстанавливаются наплавкой специальными электродами или комбинированным слоем. Последний способ заключается в том, что изношенное место сначала наплавляется металлическим электродом, затем твердым сплавом, и так чередование слоев производится до заполнения места износа . Наплавка ведется через 3—4 зуба, что создает более равномерный нагрев детали и предотвращает ее коробление. При наплавке специальными электродами применяют трубчатые электроды диаметром 6 мм, заплавляя зазор между медным шаблоном 1 и зубом 2 . Перед наплавкой каждого последующего слоя необходимо тщательно очищать шлак.
После наплавки зубья обрабатываются на фрезерных, долбежных или строгальных станках.
Сборка цепной передачи состоит в установке и закреплении звездочек на валах, надевании цепи и регулировании. Установку звездочек на валах при обычном креплении с помощью шпонок осуществляют так же, как и установку зубчатых колес. После закрепления звездочки на валу ее следует проверить на радиальное и торцовое биение. Для правильной работы цепной передачи оси звездочек должны быть параллельны.
После закрепления звездочки на валу ее следует проверить на радиальное и торцовое биение. Для правильной работы цепной передачи оси звездочек должны быть параллельны. Положение звездочек проверяют по уровню, путем промера межцентровых расстояний, прикладыванием стальной линейки к торцам звездочек и замером зазора щупом. При больших межосевых расстояниях параллельность осей валов проверяют по шнуру. Допустимая величина перекоса зависит от диаметра звездочки, ее устанавливают для каждого механизма в отдельности.
Допустимые величины смещения звездочек зависят от расстояния между осями валов и от типа передач.
Цепные передачи должны иметь такое натяжение, при котором стрела провисания нерабочей части при полностью натянутой рабочей ветви равнялась бы величине расстояния между центрами, умноженной на коэффициент провисания.
Для замера стрелы провисания по касательной к звездочкам прикладывают линейку или протягивают шнур. Стрелу провисания замеряют масштабной линейкой.
Неправильное натяжение ускоряет износ и сокращает срок службы цепей.
цепные передачи могут терять работоспособность по следующим причинам: износ шарниров цепи, вследствие чего цепь удлиняется и нарушается правильность ее зацепления со звездочками, усталостные явления в пластинах цепи, вызывающие разрушение проушин, выкрошивание и раскалывание роликов, ослабление запрессовки в пластинах валиков и втулок, износ зубьев звездочек.
Ремонт цепных передач
1. Износ в шарнирах цепи и, как следствие, увеличение шага и вытяжка цепи. Неправильное положение цепи на звездочке в этом случае может привести к сходу цепи со звездочек. Предельные значения удлинения цепи, свыше которых цепь должна заменяться новой, приведены в таблице.
2. Разрушение втулок, роликов, пластин или трещины в них, проворот запрессованных валиков и втулок в пластинах, ведущий к усиленной разработке сопряженных деталей в посадочных местах, требуют замены поврежденных звеньев цепи.
3. Боковой износ пластин вследствие трения о боковую поверхность звездочки по причине осевого смещения или перекоса звездочек требует устранения погрешностей монтажа передачи.
4. Износ зубьев звездочки вследствие относительного движения роликов или втулок и зубьев при ударном действии нагрузки устраняют: наплавкой зубьев с последующей механической обработкой; заменой звездочки или зубчатого венца (при сборной конструкции). При одностороннем износе зубьев звездочку переворачивают другой стороной, для чего при несимметричной ступице последнюю срезают, а с противоположной стороны звездочки крепят втулку.
5. Повышенный шум и неравномерная работа передачи являются следствием непараллельности осей валов, осевого смещения звездочек, их радиального и торцового биения, которые должны быть устранены.
Условия эксплуатации цепных передач:
1. Смазка передачи должна осуществляться в соответствии правилами и нормативами. При пластичном смазочном материале цепь необходимо периодически очищать от грязи, промывать в керосине, высушивать и смазывать погружением в расплавленную смазку. При работе передачи в масляной ванне необходимо следить за уровнем масла, который должен быть достаточным для погружения нижней ветви передачи, но не выше уровня пластин цепи. При капельном смазывании необходимо своевременно пополнять масленки.
2. Необходимо периодически проверять натяжение цепи в передаче. Цепь подтягивают натяжными приспособлениями либо удалением одного — двух звеньев.
3. Работа цепной передачи сопровождается умеренным нагреванием цепи и звездочек. Чрезмерный нагрев свидетельствует об излишнем натяжении цепи или недостаточной смазке.
4. При шаге и вытяжке цепи выше допустимых необходима замена цепи.