Меню

Порядок промывка двигателя при замене масла

Промывка двигателя при замене масла

Замена моторного масла в автомобиле — процедура обычная и необходимая. Отработанный продукт теряет свои качества, и не способен обеспечить надежную защиту двигателя. Но иногда просто слить отработку и залить свежее масло бывает недостаточно. По ряду причин, при замене масла, приходится делать промывку двигателя любыми из известных методов, о которых будет рассказано ниже.

Необходимость и польза

По истечении определенного периода требуется замена смазочной жидкости. Присадочные компоненты автомасел (антиоксидантные, моющие, противозадирные и другие) для каждого торгового бренда различны. При сливе через картер, отработанное масло в незначительных объемах остается, и конфликтующие вещества могут негативно отразиться на свойствах вновь залитой жидкости. Отработанные частицы смазочного материала загрязняют мотор, снижают качество его работы. Существует риск попадания в масло тосола, сажи и топлива. Самая распространенная проблема — увеличение расхода смазочного материала, а загрязнение приводит к увеличению износа силового агрегата.

Меняя марку смазочного материала, или переходя на сезонные автомасла требуется промывка мотора. Ее можно проделать самостоятельно, сложности эта процедура не представляет, или же обратиться в ближайшее СТО, где смогут провести промывку двигателя.

Когда нужна промывка двигателя

Подробности ухода за двигателем вашего автомобиля изложены в технической документации. Но кроме общих правил существуют и особенности, которые необходимо учитывать. Периодичность замены автомасел зависит от откатанных моточасов и величины пробега. Автолюбителям, использующим для мотора автомобиля сезонные масла, замену приходится проводить чаще, при смене времен года, и при этом необходима промывка двигателя при каждой замене. Пренебрегать этими правилами нельзя, велик риск нанести ущерб двигателю. Кроме того, снижается его ресурс.

Промывка двигателя автомобиля необходима в следующих случаях:

  • при переходе на масло другого типа. Например, если ранее использовали синтетику, а переходите на полусинтетику или минералку;
  • при смене торгового бренда. Присадочные пакеты, используемые производителями всегда уникальны. Невозможно предугадать реакцию между составами присадок разных марок;
  • при подозрении, что имело место попадание в масло воды или топлива. В этом случае вы рискуете работоспособностью мотора. Вода приведет к коррозии и выведет из строя мотор;
  • при покупке автотранспортного средства с пробегом (не нового). Приобретая машину «с рук» необходима промывка масляной системы для того, чтобы не рисковать «здоровьем» мотора;
  • проведенный демонтаж головки блока цилиндров (ремонт ДВС);
  • значительное загрязнение деталей и поддона при осмотре;
  • при неоднократно повторяющемся переливе масла и пробеге свыше 5 тыс.км с избыточным уровнем смазки.

Что такое промывочная жидкость

Одним из самых простых и доступных способов для автовладельца является использование промывочной жидкости. Приобрести ее можно в любом отделе, реализующем автозапчасти и ГСМ. Процедуру несложно проделать самостоятельно, важно лишь строго соблюдать каждый пункт инструкции по применению.

Жидкость для промывки — это смесь на основе одного из базовых масел (минеральное, полусинтетика, синтетическое) с агрессивными моющими добавками, способными стабилизировать и выводить шламовые отложения.

Алгоритм применения прост:

  1. через картер сливается отработка;
  2. заливается промывочная смесь;
  3. производят запуск ДВС на холостых оборотах, причем время и число оборотов строго регламентировано, превышать эти рамки нельзя;
  4. слив промывочной жидкости;
  5. установка нового масляного фильтра;
  6. заливка свежего автомасла.

Масло, применяемое для промывки двигателя считается оптимальным средством при замене. Оно эффективно справляется с поставленной перед ним задачей.

Быстрый и эффективный способ — использование экспресс-продуктов. Расфасованные в небольшие емкости средства для промывки «пятиминутка» заливают до слива масла. Они восстанавливают рабочие свойства отработанной смазки и обеспечивают чистоту мотора. Действие этого вещества строго регламентировано по времени, отсюда и название промывочного средства. Масляный фильтр подлежит обязательной замене перед тем, как будет залита свежая смазочная жидкость.

«Пятиминутки» хорошо себя зарекомендовали: они отлично справляются с очисткой поверхностей. Но по причине того, что любую жидкость слить без остатка возможным не представляется, а данные смеси очень агрессивны, то их применение не всегда целесообразно. Оправдано использование «пятиминуток» в случае значительных загрязнений.

Способы промывки ДВС

Не каждый автовладелец может позволить себе поездку на СТО, чтобы промыть двигатель. Выбрать наиболее подходящий способ можно исходя из особенностей автомобиля. К таким способам относятся:

  • химический;
  • полнообъемный;
  • метод мягкой очистки;
  • принудительный;
  • ручной, в котором предусмотрена разборка двигателя, очистка поверхности механическим способом.

При ручной очистке применяют ветошь и щетки. Существенный плюс метода в том, что он позволяет осмотреть детали и выявить возможные риски.

Подробнее рассмотрим каждый из доступных методов очистки.

Химический метод

Химический метод самый простой даже для новичка. На него не придется потратить много времени, и финансовых затрат он потребует совсем небольших. Для него применяют состав, в котором содержатся сольвенты. Эти вещества частично растворяют отложения, поднимают их с поддона, придают подвижность. Используя такой метод регулярно при каждой замене можно достичь чистоты деталей ДВС, что положительно влияет на их износоустойчивость.

Способ прост: в отработанную (старую) жидкость доливают промывку, проводят запуск и холостой ход мотора не более 15 минут. Затем производят слив отработки. После чего меняют фильтр и масло.

Читайте также:  Схема работы турбины дизельного двигателя с интеркулером

Химический метод удобен и эффективен, но все-таки имеет одно «но»: его не рекомендуется применять для силовых агрегатов в значительной степени загрязненных.

Очистка мягким способом

Мягкая чистка заключается в щадящей промывке двигателя. За 250-500 км до запланированной замены доливается жидкость для промывки. В этих препаратах сольвентов содержится меньше, и это способствует постепенному растворению шламов, изменению их структуры. Затем проводят те же действия: слив, замена фильтра и моторной жидкости. Если двигатель имеет сильные загрязнения, бывает сложно предугадать результат такой чистки. Для таких ДВС требуется проводить мягкую очистку с осторожностью с периодическим контролем состояния масла.

Полнообъемная очистка

Этот метод по отзывам большинства автомобилистов самый качественный и эффективный. Отработанная жидкость сливается через картер, пробка сливного отверстия закручивается. Заливается промывочная жидкость и мотор запускается на 20 минут. По истечении этого времени промывка сливается через картер, а ее остатки удаляются с помощью вакуумной установки, и только после этого проводится смена фильтра и моторной жидкости.

Принудительная промывка

Очищение таким методом проводят на неработающем силовом агрегате, используя устройство для принудительной циркуляции с емкостью и дополнительным фильтром. Действия таковы:

  • после слива отработки демонтируют фильтрующий элемент;
  • шланг устройства крепится к штуцеру фильтра;
  • второй шланг прикрепляется к маслозаливной горловине;
  • третий — к сливу поддона;
  • заливается промывочная смесь в емкость конструкции.

Под действием давления воздуха промывка поступает ко всем деталям смазочного блока, нагар и сажа оседают в фильтре. Такая чистка занимает примерно час времени. Но ее результат превосходит чистку другими способами. Отмечено, что таким образом можно избавиться даже от самых сильных налетов сажи и гари. После окончания принудительной промывки монтируют фильтр и производят запуск агрегата на 20 минут.

Минус данного метода заключается в следующем: после промывки на поверхностях деталей практически не остается масляной пленки, и в начальной стадии запуска агрегат лишен смазки. Промыть двигатель на СТО данным методом обойдется автовладельцу в сумму от 3 до 5 тысяч рублей.

Солярка и керосин для промывки

Водители с большим стажем нередко применяют способы, дошедшие с советских времен: промывку двигателя перед очередной заменой масла такими веществами как солярка и керосин. Старшее поколение водителей считают, что эти виды очень эффективны. Но следует учесть несколько факторов: смазочные материалы и конструкции ДВС со времен СССР претерпели существенные изменения, а использование таких средств в далеком прошлом было оправдано узким сегментом СТО и отсутствием широкого ассортимента смазочных материалов.

Но стоит заметить, что и этот способ имеет право на жизнь в некоторых случаях. При полной разборке ДВС с применением керосина или солярки возможно почистить детали агрегата достаточно качественно. Но необходимо знать, что такой вариант подойдет для классики ВАЗ и иномарок старого образца. Заливая в масляную систему нового автомобиля данные жидкости вы однозначно лишитесь гарантийных обязательств со стороны производителя.

Еще один нюанс при промывке двигателя перед заменой отработанного масла на новое соляркой или керосином заключается в том, что остатки этих жидкостей — нежелательная добавка. В целом же процедура выполняется по такому алгоритму:

  1. двигатель следует прогреть;
  2. слить отработку;
  3. влить солярку или керосин в смазочную систему (понадобится не менее 5 литров). Заливают быстро при открытой крышке на поддоне, чтобы жидкость выдавила остатки отработанного автомасла. Так пропускают через систему порядка 2-3 литров. А затем закрывают пробку и заливают количество средства, равное обычному объему масла;
  4. запустить мотор и погазовать;
  5. заглушить ДВС на несколько минут (когда в системе залиты указанные жидкости недопустим разогрев мотора до рабочих температур);
  6. повторить эти действия не менее 2 раз;
  7. слить жидкость. Если в них содержится большое количество сажи и нагара, процедуру нужно повторить;
  8. произвести замену фильтра и смазочной жидкости;
  9. запустить силовой агрегат на несколько минут, чтобы остатки промывочных жидкостей полностью растворились.

Последствия такого способа очистки могут быть как положительными, так и негативными. К первым можно отнести снижение после процедуры стука гидрокомпенсаторов и прозрачность масла продолжительный период. А к негативу — возможность проблем стартера при прокрутке коленвала, что может затруднить запуск ДВС.

Процесс промывки двигателя

Существует ряд особенностей, о которых должен знать автомобилист. Работать следует непременно в перчатках и респираторе, чтобы защитить себя от ожога и отравления парами химических жидкостей. Техника безопасности — главное условие для достижения желаемого результата.

В процессе промывки соблюдайте такие правила:

  • автотранспортное средство необходимо загнать на смотровую яму и дождаться остывания мотора;
  • при теплом движке открутить пробку и слить отработку в специально подготовленную емкость;
  • пробку картера закрутить и влить жидкость для промывки;
  • запуск и работу проделать, не отступая от инструкции;
  • по окончании процедуры в специальную тару слить использованное средство;
  • открутить поддон двигателя и удалить остатки шламов механическим путем;
  • провести замену фильтра и автомасла.
Читайте также:  Разборка двигателя мемз 969

Щадящая чистка и с использованием концентрированных средств выполняются строго по инструкции производителей. Если вы являетесь обладателем нового автомобиля, и используете в течение всего периода эксплуатации качественную моторную жидкость одной и той же марки, то промывка двигателя вам может не понадобиться. Тревожным сигналом является загрязнение двигателя. Тогда без промывки обойтись не удастся.

Замена масла: нужно ли промывать двигатель

Наверное, сколько существуют ДВС, столько и ведутся споры, нужно ли промывать двигатель при замене масла, есть ли в этом острая необходимость. В целом, целесообразность промывки двигателя определяется по ряду факторов.

Моторное масло – это универсальная жидкость, выполняющая сразу две полезные функции: понижение температуры двигателя и смазка его трущихся деталей. По своему типу масло делится на синтетику и полусинтетику, а по вязкости его можно распределить на группы W30 и W40. Также имеет смысл учитывать производителя технической жидкости, чтобы не попасть на подделку.

При длительном использовании масло теряет свои полезные свойства, что приводит к перегреву мотора и быстрому износу его трущихся частей. Поэтому масло в двигателе следует менять вовремя, или даже ранее положенного срока. Но в зависимости от того, на какую жидкость будет производится замена, мотору может понадобиться еще и дополнительная промывка.

В каких случаях не стоит промывать двигатель при замене масла

Промывка мотора при замене масла – это не обязательная процедура, и порой она приносит больше вреда, чем пользы.

Несвоевременная промывка ДВС отнимает у водителя не только деньги, но и время, если процедура производится в самостоятельном режиме. А на качество работы такая манипуляция никак не влияет. Для улучшения смазки мотора достаточно производить замену масла ранее положенного срока.

Но игнорировать ее можно только при следующих обстоятельствах:

  • Автомобиль приобретен новым, эксплуатируется одним владельцем, пробег менее 50 тыс. км;
  • Автомобиль приобретен у владельца, которого знаете, вы уверены, что прежний владелец вовремя менял масло в двигателе;
  • Силовой агрегат осмотрен, под клапанной крышкой нет грязи, густых отложений с консистенцией, подобной графитовой смазке, при запуске мотора быстро гаснет лампочка малого давления масла.
  • Производится не первая замена технической жидкости, и вы точно знаете, что залито в двигатель на текущий момент (то же самое касается автомобилей, купленных в салоне – к ним прилагается технический талон, где можно посмотреть тип и производителя масла).
  • Замена производится на техническую жидкость того же типа, или на более качественный аналог (качественное масло имеет большую вязкость, за счет чего ей не страшен осадок, оставленный предыдущими техническими жидкостями худшего качества. Единственное исключение – замена минералки на синтетику. При такой разнице качества промывка двигателя обязательна).

Когда нужно промывать двигатель при замене масла в обязательном порядке

Большинство качественных моторных масел, при циркуляции по системе, оставляют тонкий защитный слой на трущихся поверхностях двигателя. А вот промывка сводит эту защиту на ноль. Поэтому производить ее нужно только в крайнем случае. Например:

  • Автомобиль имеет пробег более 250 тыс. км;
  • Куплен с рук и нет уверенности в качественном обслуживании силового агрегата прежним владельцем (особенно актуально, если это разъездная машина с фирмы, такси или сменила много хозяев);
  • Осмотр выявил большое количество отложений грязи внутри мотора, контрольная лампа долго не гаснет или вообще не гаснет после запуска двигателя;
  • Мотор перегревается и система водяного охлаждения исправна.

Если автомобиль был приобретен с рук (состояние масла у поддержанной машины всегда вызывает массу сомнений, ввиду чего его замену нужно проводить только с предварительной промывкой.

И более того, замену технических жидкостей на б/у машине желательно провести сразу после покупки, так как нет никакой гарантии, что оно уже не пришло в негодность. А предоставленные продавцом чеки о своевременном ТО не дают гарантий покупателю, поскольку такие документы запросто подделать);

Если в моторное масло попал антифриз (подобное явление происходит при установке на ДВС некачественных прокладок. Для того, чтобы полностью вымыть тосол из системы промывку желательно производить не менее 2 раз).

Если новое масло обладает отличимым качеством и вязкостью (при замене синтетики/полусинтетики на минералку, или же наоборот, при замене минерального масла на синтетическое.

Если повышение качества технической жидкости идет от минералки к полусинтетике, то промывку проводить не обязательно. Тоже самое касается смены масла с W30 на W40. Такая замена промывки не потребует. А вот при переходе с W40 на W30 прочистить двигатель придется).

Также ДВС желательно промывать в случае, если двигатель на старом масле был перегрет. В противном случае появляется риск загрязнения блока металлической стружкой.

Оценка необходимости промывки двигателя при замене масла

Для оценки загрязненности двигателя вовсе не обязательно его полностью разбирать, достаточно поднять клапанную крышку или хотя бы посветить фонариком в заливную горловину масла, при этом посмотреть, есть ли отложения.

Читайте также:  Последовательность выполнения работ при разборке машин

При покупке б/у автомобиля едва ли кто-то разрешит снять клапанную крышку, поэтому следует рассмотреть, что находится под заливной горловиной масла. Нечестные на руку продавцы могут протереть под ней элементы загрязненного мотора для придания лоска.

Следует учитывать, что при замене масла, с промывкой или без, в моторе всегда остается некоторое количество старого масла. Это особенно актуально, если замена осуществляется в автосервисе методом отсоса, а не через сливное отверстие на дне картера мотора.

Даже у двигателя с объемом 1,6 литра может оставаться 300-1000 грамм старого масла. Оценить величину остатка приблизительно можно, сравнив объемы залитого нового масла и требуемое значение в спецификации производителя.

Зависит ли промывка ДВС от типа и вида заливаемого масла

Есть мнение, что обязательно нужно промывать двигатель при замене масла, если, например, заливается масло другого производителя, полусинтетика или минеральное масло заменяется синтетикой. В любом случае промывку делать не стоит.

Этот процесс проводится только для чистки двигателя от внутренних отложений. Любые средства промывки имеют достаточно агрессивный моющий состав. После неполного слива они смешиваются с новым маслом и способны навредить мотору.

Также некоторые водители считают, что стоит делать промывку при смене производителя масла. Это не так. Нет гарантии, что покупая масло одного производителя, вы получаете продукт с одинаковым составом.

Во-первых, сам производитель может менять рецептуру, во-вторых, всегда есть риск купить подделку. База масел хорошо смешивается друг с другом. Отличия в присадках, но их масса невелика, они не оказывают существенного влияния при смешивании.

При замене стоит обратить внимание на состояние слитого масла. Если много густых включений, комков, то лучше промывать двигатель при замене масла, либо следующий раз заменить его через 3-5 тыс. км вместе с масляным фильтром.

Предпочтительна именно повторная замена с меньшим интервалом пробега. Промывочные составы способны быстро вымыть все отложения, но их циркуляция по системе смазки может причинить вред системе ДВС.

Типы промывок

Процедура чистки мотора при замене масла напрямую зависит от типа используемой промывочной жидкости:

Специальное промывочное масло

Это техническая жидкость с минеральным составом, включающая в себя множество активных присадок. В отличие от «пятиминутки», она не смывает защитный слой с трущихся деталей, оказывая более мягкое воздействие на ДВС. Но использовать ее нужно также не дольше 5 -10 минут, на холостом ходу

Производители рекомендуют использовать его перед заливкой нового масла. Нужно на промывочном масле проехать в щадящем режиме (как при обкатке — низкая нагрузка, обороты не выше 3000 в минуту) 100-200 км, и затем залить новое масло со сменой фильтра.

Обычное моторное масло

Применяется техническая жидкость с пониженным качеством или вязкостью. Промыть двигатель можно тем самым маслом, которое планируется на замену предыдущей жидкости. Для этого двигатель нужно эксплуатировать в течение 1-2 дней, и провести повторную замену смазочного вещества.

Химические составы «пятиминутки»

Это органические растворители, напоминающие по консистенции обычную воду. Для прочистки мотора такую жидкость необходимо залить в мотор, вместо старого масла, и дать ему поработать 5-10 минут, в холостом режиме. Затем масло сменяется на новое, с заменой масляного фильтра.

Категорически запрещено эксплуатировать двигатель на «пятиминутках», так как появляется шанс нагрева трущихся поверхностей, с последующим клином поршневой группы.

Составы имеют агрессивный состав, при смешивании со старым маслом могут происходить нежелательные химические реакции. Проблема усугубляется неполным удалением состава при заливке нового масла.

Дизтопливо и керосин

Промывка дизельным топливом, керосином в разбавленном виде (добавляется 50% по объему масла), либо без разбавления. Это старый способ, имеет своих поклонников, подкупает своей дешевизной.

Однако категорически не рекомендуется промывать двигатель при замене масла (да и в любом случае) такими средствами. Топливо может повредить сальниковые уплотнения. Интенсивное вымывание отложений способно негативно отразиться на системе смазки двигателя, забив ее каналы малого диаметра комками отложений.

Смазывающие свойства дизельного топлива и керосина недостаточны, во время работы происходит интенсивный износ пар трения двигателя.

Также при замене масла обязательно нужно менять и масляный фильтр. Иначе есть шанс, что новая техническая жидкость вступит в реакцию с осадками, и потеряет свои полезные свойства.

Выводы

Без веских оснований не следует применять промывки для двигателя.

В случае проведения промывки, повторно заменять масло через 2-3 тыс. км без использования промывочных составов.

Лучшая промывка – это своевременная замена масла в двигателе. Сократив интервал между заменами масла до 7,5 тыс. км, можно увеличить ресурс мотора. Старые отложения будут медленно вымываться, не нанося ему вреда.

Менять масло после предварительного прогрева мотора. Сливать через специальное отверстие на дне картера мотора. Не торопиться, дать стечь остаткам старого масла.

Adblock
detector