Вылетел камень из-под колес автомобиля – работает ли ОСАГО, это ДТП?
- Такая ситуация однозначно приравнивается к ДТП и требует от водителей выполнения соответствующих обязательств.
- А вот виновником такой аварии может быть как водитель, из-под колёс которого вылетели посторонние предметы и попали в стекло или бампер потерпевшего, либо дорожные службы.
- Если виновником признан другой автолюбитель, то ОСАГО покрывает такой ущерб. Но обращаться нужно только в страховую компанию виновника.
Многие автомобилисты могли видеть видеоролики с ситуациями, когда из-под колес встречного или попутного автомобиля вылетал камень и попадал в другое транспортное средство, некоторые сами сталкивались с такой ситуацией на дороге, но среди автомобилистов нет единого мнения в том, является ли такой случай ДТП, работает ли ОСАГО и как правильно действовать в такой ситуации. На эти вопросы мы ответим в данной статье.
Камень из-под колес – что говорит Закон об ОСАГО?
В ФЗ-40, который регулирует основополагающие принципы законодательства об ОСАГО, не описаны конкретные случаи причинения вреда транспортным средствам в результате ДТП, поэтому вылетевший камень из-под колес автомобиля стоит рассматривать как частный случай причинения вреда транспортному средству потерпевшего.
Важно помнить, что по договору ОСАГО застраховано не имущество потерпевшего, а ответственность причинителя вреда.
Является ли такой случай ДТП?
Да. Согласно Правилам дорожного движения:
ДТП – это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
Водителю, лобовое стекло, фару или бампер автомобиля которого разбил или повредил такой камень, причинен материальный ущерб, поэтому данная ситуация подходит под определение термина «ДТП».
Но важно понимать, что, в основном, такое событие сотрудниками ГИБДД и судами квалифицировалось как ДТП, однако было и Постановление Верховного Суда Российской Федерации, в котором при рассмотрении административного дела суд указал, что вины водителя автомобиля, из-под колес которого вылетел камень, нет и что событие произошло по обстоятельствам, не зависящим от водителя, а также что данное событие не отвечает признакам дорожно-транспортного происшествия.
- Требования заявителя: Отменить акты нижестоящих судов, которыми он признан виновным в оставлении места ДТП.
- Суд решил: Жалобу удовлетворить, так как повреждение другого автомобиля, возникшее из-за вылетевших из-под колес другой машины камней, не является ДТП.
Таким образом, точного и безапелляционного мнения по данному вопросу на данный момент нет, и каждая ситуация должна рассматриваться индивидуально.
Нужно вызывать сотрудников ГИБДД или сотрудников Полиции?
В нашем случае, можно вызывать и тех и других.
- Если оформлять произошедшее как ДТП, то вызывать придется сотрудников ГИБДД, при этом желательно, знать марку и номер авто, из-под которого вылетели посторонние предметы с дороги, а лучше иметь видеозапись данного события.
- Если же сотрудники ГИБДД откажутся приезжать и оформлять ДТП, а такое тоже может быть, тогда можно вызвать сотрудников Полиции, чтобы те оформили документы о причинении вреда вашему автомобилю в результате ненадлежащего содержания и обслуживания дороги, на которой находился злополучный камень, щебень или гравий.
Кто виноват?
Рассмотрим три ситуации:
- водитель пострадавшего автомобиля не держал дистанцию;
- камень вылетел из-под колес автомобиля в зоне действия знака «Выброс гравия«;
- никаких знаков или предупреждений не было.
Несоблюдение дистанции
Итак, ситуация первая.
Для начала обратимся снова к ПДД. Пункт 9.10 ПДД говорит о том, что дистанцию до движущегося впереди транспортного средства необходимо держать такую, которая позволила бы избежать столкновения. При этом, нет никаких точных мер этого расстояния.
В нашем же случае столкновения между транспортными средствами не произошло, а значит водитель, в автомобиль которого попал щебень или другие предметы на дороге, не нарушил данный пункт правил, и его вины в произошедшем нет. Соответственно, виноват будет либо водитель другого автомобиля, либо организация, обслуживающая дорогу или производящая ремонтные работы на ней.
Ситуация вторая, есть знак «Выброс гравия»
Согласно Приложению 1 к ПДД:
1.18 «Выброс гравия». Участок дороги, на котором возможен выброс гравия, щебня и тому подобного из-под колес транспортных средств.
В данном случае, водители предупреждены о том, какое состояние дороги в зоне действия знака, и с учетом этого должны выбирать скорость движения. В таком случае будет виноват водитель, из-под колес которого и вылетели гравий, щебень или камень.
Третья ситуация – самая неоднозначная
При таких условиях вину водителя или организации, обслуживающей, содержащей или ремонтирующей дорогу, придется доказывать, и скорее всего в суде. Результат рассмотрения дела будет зависеть от многих факторов, которые и будут учтены судом при вынесении решения.
Покрывает ли ОСАГО ущерб в такой ситуации?
В случае, когда будет установлена вина второго водителя и его ответственность будет застрахована, то у потерпевшего будет возможность получить страховую выплату в рамках ОСАГО.
Если ответственность виновного лица не будет застрахована, тогда потерпевшему придется обращаться в суд с исковым заявление к непосредственному причинителю вреда.
Куда обращаться: в свою страховую или страховую виновника?
Согласно положениям Закона об ОСАГО, в свою страховую компанию потерпевший может обратиться в случае, если выполняются следующие условия:
- в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам;
- ДТП произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух и более транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с Законом об ОСАГО.
В рассматриваемом случае, несмотря на то, что на одном автомобиле было разбито стекло или треснул бампер, т.е. вред был причинен только транспортному средству, взаимодействия (столкновения) транспортных средств не было, поэтому второе условие для ПВУ – прямого возмещения убытков страховщиком потерпевшего – не выполняется.
Таким образом, придется обращаться в страховую компанию виновника ДТП.
Что если автомобиль потерпевшего застрахован по КАСКО?
В таком случае разрешение ситуации будет происходить по самому простому сценарию для потерпевшего. Вам необходимо получить документы, которые необходимы по правилам страхования и договору КАСКО. Это могут быть как документы из ГИБДД, так и из полиции.
Автоподставы: Что делать, если кто-то бросился под вашу машину
В последнее время участились случаи, так называемых, автомобильных «подстав» с участием пешеходов. Звучит довольно страшно, ибо игры с человеческой жизнью не совсем то, что хотелось бы видеть на наших дорогах. Хватает и той бурды, в которую играют на дорогах, стройках, рельсах и прочих локациях молодежь, состоящая в тех самых группах в социальных сетях, которые называть не будем. Наши органы могут это рассматривать как рекламу.
Окей. К черту такие группы. Зачем они нужны, если можно заработать автоподставами? Зачем просто так рисковать, ради каких-то лайков и просмотров, если здесь хороший кэш на кону? Именно так и думают некоторые граждане. Подумают, поразмышляют, и прыгают под колеса.
Неплохой способ заработать, если у вас железные кости или хорошая подготовка в плане акробатических навыков. «Артисты», порой, попадаются, на самом деле, крайне талантливые и убедительные. Смотришь некоторые видео на такие темы и ждешь, как разверзнется асфальт, и из отверстия поднимется кулак с выставленным большим пальцем и пронесется над каким-нибудь проспектом святого Рашпиля станиславское «Верю!». Сколько талантов пропадает. Есть же профессия каскадер. Очень, кстати, высокооплачиваемая. Но нет, там учиться надо. А тут — каждый сам себе профессор.
Ну, шутки шутками, а когда на капоте вашего автомобиля бабочкой распластывается такой вот «актер», как правило, сжимается там, где не должно в нормальной ситуации. Человек — существо эмоциональное, что, зачастую, мешает принимать правильные и взвешенные решения в такие моменты. Но сделать это придется, если не хотите попасть на удочку мошенников.
Во-первых, конечно же, спасет видеорегистратор. Если таковой в автомобиле имеется. Если нет, но вы решили его приобрести, то обращайте внимание на те модели, которые обладают максимально широким углом обзора. Когда видно обочину, есть большая вероятность того, что акробатические этюды «подставщиков» попадут в объектив. Ну, и, конечно же, при упоминании того, что мошенника сняла камера, как правило, он ретируется и дает стрекоча.
Но они стали умнее. Ищут автомобили, где на лобовом стекле нет регистратора. То есть, его установка в разы снижает вообще возможность попасть в неприятную ситуацию.
Вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит.
Второе, что следует предпринять, если уж такая неприятность случилась — трезво оценить ситуацию и убедиться, что «подставщик» действительно таковым является. Не стоит пренебрегать съемкой всего происходящего на телефон. Как бы это кощунственно не звучало, но эта съемка сможет многое объяснить подоспевшему наряду полиции. А именно, место происшествия, на переходе это было или рядом (или вообще вдалеке), состояние пострадавшего, положение автомобиля, который ни в коем случае нельзя передвигать ни на сантиметр.
Следующее, что стоит сделать — вызвать полицию. В любом случае. Правы вы или нет, это сделать следует. Если контакт произошел вне пешеходного перехода — так тем более. Если же перед вами мошенник, при виде водителя, вызывающего полицию, он предпочтет удрать. При прибытии наряда правоохранителей, опишите ситуацию и внешность мошенника. Наверняка, вы — не единственная его жертва.
Что немаловажно, желательно осмотреть место происшествия на предмет наличия камер видеонаблюдения, которые могут быть на столбах, у входа в магазин и т.д. Да, вряд ли мошенник выберет место с камерами, но все может быть. Зачастую эти парни прекрасные каскадеры, но не сильно внимательные «фрилансеры».
Отдельно требуется рассказать о еще одном методе такой подставы. Но тут, как правило, действует целая ОПГ. С таким в Краснодаре встретиться сложно, но можно. Мало ли.
Так вот. Катите вы себе по дороге, слушаете приятную музыку или не менее приятные монологи тещи, а тут, бац, удар по заднему крылу. Вы останавливаетесь посмотреть, что случилось (или вас останавливает проезжающий мимо водитель), а там, в нескольких метрах позади, лежит сбитый пешеход. Проезжающий мимо водитель и несколько зевак утверждают, что вы сбили человека… так начинается спектакль. Сводится, естественно, все к тому, что вы платите пострадавшему, чтобы тот не пошел со свидетелями в полицию. Более того, известны случаи, когда появлялся полицейский, который отводил в сторонку водителя и предлагал решить все «полюбовно». Невероятная наглость, но форму полицейского тоже можно приобрести. Это, как правило, отметает всякие сомнения у жертвы, что приближает мошенников к цели — вашим деньгам.
Поэтому повторим еще раз: вызывайте полицию. Даже в тех случаях, когда сотрудник случайно проходил мимо и решил помочь.
В целом, подытожив, можно сказать, что такой вот материал является прямой рекламой полиции и видеорегистраторов. Получается так, что вашими основными помощниками в ситуации «автоподстав» являются либо люди в погонах, либо гаджет на лобовом стекле.
Отдельно стоит отметить, что мошенники в 80% случаев для такого «развода» выбирают водителей прекрасного пола. Да, именно женщины становятся жертвами подстав чаще всего в последнее время.
Поэтому, милые дамы, имейте в виду, на вас ведут охоту не только настоящие мужчины, но и всевозможные «ловкачи» придорожного характера.
Как попасть под машину и выжить?
Секрет выживания при наезде автомобиля
К этому невозможно быть готовым. Этого нельзя предвидеть, а пережить это еще сложнее. Речь идет о наезде автомобиля на пешехода. Взгляд со стороны пешехода.
Вы выходите на дорогу, которая, как вы думали, была пустой и вдруг вы слышите те звуки, от которых инстинктивно пробегает мороз по коже, а сердце замирает в ожидании страшного… К вам приближается автомобиль, доносится скрип заблокированных шин, скользящих по асфальту. Машина уже здесь, и она неумолимо движется именно на вас. У вас есть менее секунды, чтобы успеть среагировать и спасти свою жизнь. Что делать? Вот какие советы дают эксперты по выживанию.
НО! Прежде чем мы передадим вам советы экспертов о том, как уменьшить риски травм, знайте, что выживаемость при попадании под колеса любого транспортного средства в значительной степени зависит от его скорости. Скажем скорость от 50 км/ч и выше, — у пешехода просто не будет времени на то чтобы верно среагировать на происходящее. Риск травм при скорости наезда от 50 км/ч и более составляет 100%. Слишком серьезный удар и даже системы защиты на современных дорогих люксовых автомобилях не способны смягчить влияние ударной силы на человеческий организм.
А знаете какова по статистике смертность при такой «небольшой» скорости для среднестатистического пешехода? 80%! Восемьдесят человек из ста погибнут при столкновении…
Поэтому данные советы, на наш взгляд, могут помочь пережить удар автомобиля на скоростях до 50 км/ч. Все что выше, увы, приведет с большой долей вероятности к серьезнейшим травмам и летальному исходу.
Как утверждают знатоки (рассказывает профессиональная каскадёрша Тэмми Бэрд), если верно перераспределить силу удара, серьезных травм можно будет избежать. Смысл примерно, как в дзюдо, «раствори» силу удара противника в пустоте, а по своему механизму один в один схож с техникой приземления с большой высоты в паркуре, когда при помощи кувырков можно свести всю энергию, которая стремиться сломать вам шею к безопасному значению.
Что делать?
Хитрость заключается в том, чтобы: поднять, подпрыгнуть, сгруппироваться и катиться. Самое главное, по словам профессиональной каскадёрши Тэмми Бэрд, обязательно постараться «запрыгнуть» на капот, подтянув за мгновения до удара ногу стоящую ближе к автомобилю под себя, чтобы избежать прямого удара бампером, который может сломать нижние конечности.
Также группировка поможет остаться на капоте автомобиля до его остановки. Если упасть на асфальт до того, как машина полностью остановится, это может стать фатальным для пешехода, наезд колесами гораздо опаснее, чем удар о кромку капота или даже бампер. Дополнительно, при падении на твердую поверхность, можно сильно удариться головой и получить черепно-мозговую травму.
И так: поднимите ногу находящуюся ближе всего к автомобилю, так чтобы на ней не было абсолютно никакого веса. Эта позиция гарантирует, что при ударе вас подкинет немного вверх, а не просто снесет прямым ударом бампера и радиаторной фальшрешетки.
Как только вы подняли ногу, нужно будет прыгать. Здесь очень важно за доли секунды сгруппироваться так, чтобы на капот сначала приземлилось бедро. Как только вы очутились на капоте, обхватите голову обеими руками, чтобы защитить голову от травм при возможном столкновении с металлическими частями автомобиля и лобовым стеклом. Сгруппируйтесь как это показано на gif-анимации:
После приземления на капот пришло время перекатиться. Подготовьтесь к принятию импульса движущегося автомобиля, который закрутит вас на лобовое стекло и, возможно, выбросит вас далее над автомобилем, либо сбросит вас обратно вниз с капота автомобиля, после полной остановки машины.
В каком бы направлении вы ни полетели, не прекращайте защищать свою голову, на расслабляйте мышц и не меняйте защитной позы «эмбриона»:
Помните: поднимайте, прыгайте, защищайте и перекатывайтесь.
Когда вы остановитесь, немедленно встаньте, если сможете. Вы же не хотите, чтобы сценарий повторился?
P.S. Вот такой жизненный совет. На самом деле, мы прекрасно понимаем, что подобного рода советы в теории звучат очень просто и легковыполнимы, но в реальности выполнить такие кульбиты даже молодому и здоровому парню, ходящему в качалку будет мягко говоря не легко. Плюс сильнейшая стрессовая ситуация, как себя зовут можешь забыть, не то, что о том какие ноги поднимать и как крутиться.
В общем, проще не доводить до таких эксцессов. Лучше смотрите внимательно по сторонам, сначала налево, потом направо и будет вам счастье и долгая жизнь.