Устройство автомобиля для сдающих экзамены в ГИБДД и начинающих водителей
Георгий Бранихин, 2010
Несмотря на то что в автошколах немало внимания уделяется вопросам технического устройства автомобиля, полученных знаний хватает далеко не всем новичкам. Данная книга призвана восполнить этот пробел. Она поможет вам в короткие сроки разобраться в том, что представляет собой современный автомобиль, из каких узлов и агрегатов он состоит, почему при наличии определенных неисправностей машину нельзя эксплуатировать и т. д. Легкий и доступный стиль изложения и большое количество цветных иллюстраций способствуют быстрому усвоению предлагаемого материала даже теми, кто до настоящего момента никогда не имел дела с автомобилем. Книга рекомендована журналом «Автомир» и интернет-порталом www.avtotut.ru.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Устройство автомобиля для сдающих экзамены в ГИБДД и начинающих водителей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
1. Общее устройство автомобиля
К транспортным средствам категории «В»
относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг
с количеством сидячих мест, помимо сиденья водителя, не более восьми.
Любой легковой автомобиль состоит из следующих элементов (рис. 1.1):
Двигатель — это «сердце» машины. Он сжигает топливо и преобразует тепловую энергию в механическую: заставляет вращаться коленчатый вал, затем вращение через трансмиссию передается на колеса (составляющую ходовой части).
Так машина приводится в движение.
Общий вид легкового автомобиля: 1 — фара; 2 — вентилятор системы охлаждения двигателя; 3 — радиатор системы охлаждения двигателя; 4 — распределитель зажигания; 5 — двигатель; 6 — аккумуляторная батарея; 7 — катушка зажигания; 8 — воздушный фильтр; 9 — телескопическая амортизаторная стойка передней подвески; 10 — бачок омывателя ветрового стекла; 11 — коробка передач; 12 — ручка стеклоподъемника; 13 — внутренняя ручка двери; 14 — рычаг задней подвески; 15 — элемент обогрева заднего стекла; 16 — основной глушитель; 17 — задний амортизатор; 18 — задний тормоз; 19 — балка задней подвески; 20 — поперечная штанга задней подвески; 21 — топливный бак; 22 — рычаг стояночной тормозной системы; 23 — дополнительный глушитель; 24 — вакуумный усилитель тормозной системы; 25 — вал привода передних колес; 26 — передний тормоз; 27 — штанга стабилизатора передней подвески
Во время движения водитель управляет автомобилем с помощью рулевого колеса и педалей, представляющих собой механизмы управления. Он включает свет фар и указатели поворотов, то есть пользуется электрооборудованием.
При этом водитель пристегнут ремнем безопасности, ему тепло (работает обогреватель) — задействовано дополнительное оборудование.
Кузов среднестатистического легкового автомобиля состоит из моторного отсека (там находится двигатель), пассажирского салона и багажного отделения. Он же является несущей конструкцией для узлов и агрегатов автомобиля.
Современные автомобили можно классифицировать по нескольким признакам: по типу кузова, типу и рабочему объему двигателя, типу привода колес и габаритным размерам.
Кузова современных легковых автомобилей разнообразны и многофункциональны, хотя, конечно, их основное предназначение — перевозка пассажиров и небольшой поклажи.
В зависимости от формы кузова и количества посадочных мест легковые автомобили делятся на следующие типы.
Седан — машина с двумя, четырьмя или даже шестью боковыми дверями. Характерные черты — моторный отсек и багажное отделение у седанов вынесены наружу, то есть изолированы от салона (рис. 1.2). Седаны, имеющие шесть боковых дверей и перегородку, отделяющую водительскую секцию салона от пассажирской, называют лимузинами.
Рис. 1.2. Седан — самый распространенный тип кузова
Купе — двухдверный кузов с одним или двумя рядами полноразмерных или укороченных сидений (есть варианты, в которых задние сиденья — детские) (рис. 1.3).
Универсал — автомобиль с дверью в задней стенке кузова. Отличается от остальных типов тем, что имеет постоянный грузовой отсек, не отделяющийся от пассажирского стационарной перегородкой (рис. 1.4).
Рис. 1.4. Универсалы любят дачники и путешественники
Хетчбэк — гибрид седана и универсала.
В наше время довольно популярный тип кузова. Как и в универсале, в хетчбэке задний ряд сидений складывается (рис. 1.5).
Вагон — он же мини-вэн. Характерные признаки — моторный отсек и багажное отделение не выступают за пределы кузова (рис. 1.6).
Рис. 1.6. Мини-вэн удобен для семейных поездок
Кабриолет — автомобиль со складывающимся верхом и опускающимися боковыми стеклами окон (рис. 1.7).
Джип — все более популярный тип кузова: вытянутый вверх хетчбэк (рис. 1.8).
Пикап — закрытая кабина (одно — или двухрядная) и открытая платформа для грузов с откидным задним бортом (может иметь мягкий или жесткий верх) (рис. 1.9).
Рис. 1.9. Пикап удобен при перевозке грузов
Большинство современных автомобилей оснащено двигателями, работающими на бензине или на дизельном топливе. Следовательно, по типу двигателя автомобили делятся на бензиновые и дизельные.
По рабочему объему двигателей машины классифицируются следующим образом:
♦ особо малый класс (так называемые малолитражки) — до 1,1 литра;
♦ малый класс — от 1,1 до 1,8 литра;
♦ средний класс — от 1,8 до 3,5 литра;
♦ большой класс — 3,5 литра и более.
В зависимости от того, на какую колесную ось (переднюю или заднюю) передается крутящий момент от двигателя, автомобили делятся на заднеприводные, переднеприводные и полноприводные.
Заднеприводные — автомобили, у которых крутящий момент от двигателя передается на задние колеса (рис. 1.10).
Рис. 1.10. Заднеприводной автомобиль
Движение происходит по толкательному принципу: задние (ведущие) колеса толкают вперед автомобиль, а передние (ведомые) служат для изменения направления движения.
Переднеприводные — автомобили, в которых крутящий момент от двигателя передается на передние колеса, которые тащат за собой всю машину и служат для изменения направления движения (рис. 1.11).
Кстати, переднеприводной автомобиль более устойчив на дороге.
Полноприводные — автомобили, в которых крутящий момент передается и на передние, и на задние колеса одновременно (рис. 1.12).
Рис. 1.12. Полноприводной автомобиль: а — с раздаточной коробкой; б — с полным приводом, подключаемым автоматически; в — с постоянным полным приводом
В современной автомобильной промышленности различают шесть европейских классов в зависимости от габаритных размеров автомобиля. Классы обозначаются буквами латинского алфавита: A, B, C, D, E, S (или F) (рис. 1.13).
Рис. 1.13. Классификация автомобилей по габаритным размерам
♦ А — мини-класс. Характеризуется длиной не более 3,6 м и шириной до 1,6 м. Такие автомобили могут быть как трех-, так и пятидверными.
♦ В — малый класс. Длина кузова — от 3,6 до 3,9 м, ширина — от 1,5 до 1,7 м.
♦ С — низший средний класс (в народе — гольф-класс или компакт-класс). Длина таких машин — от 3,9 до 4,4 м, ширина — от 1,6 до 1,75 м.
♦ D — средний класс. К этой категории относятся автомобили длиной от 4,4 до 4,7 м и шириной от 1,7 до 1,8 м.
♦ Е — высший средний класс, или бизнескласс. Это кузова от 4,6 до 4,8 м в длину и более 1,7 м в ширину.
♦ S (F) — класс люкс (представительский класс). Автомобили длиной свыше 4,8 м и шириной более 1,7 м.
Устройство автомобиля для учеников автошкол
Шаг 1. Согласно принятой классификации базовым моделям легковых автомобилей присваивается четырехзначный индекс, в котором первые две цифры обозначают класс автомобиля, а две следующие его модель. Например, ВАЗ-2110, где 21 указывает, что это автомобиль малого класса второй группы. Для обозначения изменений базовых моделей автомобилей указывают дополнительные цифры.
Шаг 2. По количеству ведущих колес автомобили делятся на следующие типы привода: полноприводные , переднеприводные и заднеприводные автомобили.
Полноприводные автомобили – это такие автомобили, у которых все мосты являются ведущими. То есть 4 колеса и все ведущие, пример – Нива.
Переднеприводные автомобили это автомобили, у которых передний мост является ведущим, соответственно заднеприводные наоборот.
Шаг 3. Легковой автомобиль состоит из агрегатов, систем и механизмов, улов и деталей, которые делятся на три основные части : двигатель , шасси и кузов.
Двигатель автомобиля – силовой агрегат, который служит для преобразования тепловой энергии в механическую работу при помощи процесса сгорания топлива. Образованный в результате крутящий момент коленчатого вала используется для движения автомобиля.
Трансмиссия изменяет величину и направление крутящего момента и передает его от двигателя к ведущим колесам автомобиля.
Ходовая часть автомобиля состоит из рамы, передней и задней подвесок, колес с шинами. Подвески автомобиля соединяют колеса с кузовом и воспринимают нагрузки, которые действуют на колеса, уменьшая их воздействие на кузов и снижая колебания кузова во время движения. Подвески состоят из пружин, рессор и амортизирующих элементов (амортизаторов). Агрегаты ходовой части вместе с кузовом являются несущей системой автомобиля.
Механизмы управления состоят из рулевого управления (служит для изменения направления движения) и тормозной системы (обеспечивает уменьшение скорости движения автомобиля, удержание автомобиля на месте и полную остановку).
Кузов автомобиля предназначен для размещения водителя, пассажиров и багажа. В легковых автомобилях кузов является несущим элементом, к которому крепятся все агрегаты, узлы и механизмы автомобиля включая дополнительное оборудование.
ГИА онлайн тесты
ГИА онлайн тест по обществознанию #3 00:00:00
выдвижения и обоснования научных гипотез
обобщения данных, полученных экспериментальным путем
осмысления и накопления жизненного опыта
отображения мира в художественных образах
Верны оба суждения
Оба суждения неверны
основное общее образование
полное (среднее) общее образование
среднее профессиональное образование
разработка философами теории глобального управления
выдвижение астрономами гипотезы о происхождении «чёрных дыр» в галактиках
определение степени загрязненности водоемов при помощи химического анализа проб воды
моделирование при помощи компьютера последствия высадки инопланетян
Учащийся выдвинул гипотезу своего исследования.
Учащийся сформулировал прогнозируемые результаты своего исследования.
Учащийся провел социологический опрос жителей микрорайона.
Учащийся обобщил свои наблюдения и сформулировал выводы.
Верны оба суждения
Оба суждения неверны
В латвийской Юрмале прошел конкурс молодых исполнительных эстрадной песни из стран СНГ и Балтии.
На фестиваль приехали и многие известные исполнители.
Подобный фестиваль, думается, позволит осуществить плодотворный обмен творческими идеями.
Специально для фестиваля написано много новых песен.
отсутствие талантливых и знающих ученых
усиление воздействия науки и техники на жизнь людей
отказ государства от финансирования научной деятельности
свёртывание многих научных направлений и школ
Верны оба суждения
Оба суждения неверны
логическая стройность выводов
отображение мира в образной форме
обобщение системы фактов, полученных опытным путем
выстраивание системы доказательств
Верны оба суждения
Оба суждения неверны
Возросло количество людей, не готовых платить за образование своих детей.
Существенно увеличилось количество тех, кто не определил свое отношение к поставленной проблеме.
Незначительно возросло число людей, желающих, несмотря ни на что, дать свои детям образование, даже если за него придется платить.
Подавляющее большинство опрошенных высказались за оплату образования своим детям.
Контрольная работа по теме Сфера духовной культуры
Контрольная работа по обществознанию для 8 класса по теме:
«СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ».
1. Цель работы: определение уровня подготовки обучающихся 8 класса по теме: «Сфера духовной культуры».
2. Содержание работы определено на основе нормативных документов:
а) ФГОС основного общего образования (приказ министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897)
б) Кодификатор элементов содержания и требований (умений), составленных на основе Обязательного минимума содержания основной образовательной программы и Требований к уровню подготовки выпускников основной и средней школы
в) Спецификация контрольно измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена по обществознанию
3. Характеристика структуры и содержания работы
Максимальный первичный балл
% от максимального первичного балла для каждой части
С выбором ответа
С кратким ответом
Общее число заданий в работе — 28
Работа состоит из 1 части. Задания базового и повышенного уровней сложности.
Они располагаются по принципу нарастания от базовых (№1- 21) к усложненным (№22 — 28).
Контрольная работа содержит 21 задание с выбором ответа (один верный ответ из предложенных). С их помощью проверяются базовые знания понятий и терминов, умения описывать и сравнивать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки.
И 7 заданий с открытым ответом. Они позволяют проверить умения классифицировать и систематизировать знания, давать краткий ответ, решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации деятельности человека в сфере духовной культуры.
Тема 1 (2.1) Сфера духовной культуры и её особенности — задания 1 — 4, 25(I), 23 — 24(II)
Тема 2 (2.2) Наука в жизни современного общества — задания 5 — 8, 22(I), 23, 26(II)
Тема 3 (2.3) Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможность получения общего и профессионального образования в РФ — задания 9 -13, 22(II), 24(I), 27 — 28 (I,II)
Тема 4 (2.4) Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества — задания 14 — 18, 22, 23, 26 (I), 24 (II)
Тема 5 (2.5) Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность — задания 19 — 21, 23(I), 25(II)
4. Распределение заданий по содержанию и уровням сложности
(Б — базовый, П — повышенный)зада-ния
Контролируемый элемент по кодификатору
Проверяемые умения и виды деятельности по специфика-ции
Максимальный балл за выполнение задания
II. Сфера духовной культуры
2.4 — 2.5(I), 2.1 — 2.2(II)
Уровень сложности заданий
Max первичный балл
% от max первичного балла за всю работу, равного 29
5. Время выполнения работы — 40 минут.
6. Дополнительные материалы и оборудование — не требуется
7. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом:Максимальный возможный балл по каждой части работы
Правильно выполненное задание № 1 — 23, 26 — 28 оценивается 1 баллом;
задания № 24 — 25 оценивается по следующему принципу:
2 балла — нет ошибок
1 балл — допущена одна ошибка
1) среднее профессиональное
Б) спортивная школа
Г) курсы английского языка
Полученную последовательность ЦИФР перенесите в бланк ответов справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
25. Установите соответствие между различными типами культуры и их признаками: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
1) неизвестное авторство большинства произведений
2) ориентированность на коммерческий успех
3) стремление к извлечению прибыли
4) передаётся из поколение в поколение
Полученную последовательность БУКВ перенесите в бланк ответов справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
26. Прочитай приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.
А) В современном мире распространены десятки различных конфессий, последователь которых проживают в одних странах и регионах.
Б) Жизненно важным в этой связи является формирование чувства уважения к людям, исповедующим не ту веру, к которой принадлежишь ты сам. В) Очевидно, что без терпимого и толерантного отношения людей друг к другу совместное проживание представителей разных конфессий невозможно.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
Получившуюся последовательность ЦИФР перенесите в бланк ответов без пробелов и разделительных знаков.
ТЕМА 2. СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ВАРИАНТ IПрочитайте текст. Проанализируйте данные таблицы и выполните задания 27, 28.
В стране Н. начались масштабные реформы в сфере образования. Для того, чтобы определить отношение педагогов к реформе, был проведён социологический опрос. Респондентам предложили ответить на вопрос: «Как вы оцениваете планируемые изменения в системе образования??» были получены следующие результаты
расширение сети ПТУ
сокращение бюджетных мест в ВУЗах
введение профильного обучения в старших классах средней школы
27. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основании таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны в порядке ВОЗРАСТАНИЯ без пробелов и разделительных символов.
1) каждый пятый из опрошенных педагогов отрицательно оценил изменения в системе среднего специального образования
2) введение профильного обучения в старших классах одобрила половина опрошенных
3) большинство опрошенных педагогов не смогли определиться со своим отношением в реформам в области образования
4) сокращение количества бюджетных мест в ВУЗах больше половина опрошенных оценили негативно
5) около трети опрошенных педагогов положительно оценили реформы в системе профтехобразования
28. Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны в порядке ВОЗРАСТАНИЯ без пробелов и разделительных символов.
1) профилизация старших классов средней школы вызвала поддержку педагогического сообщества, что связано с необходимостью раннего выявления и развития способности детей
2) вызывает настороженность педагогов сокращение бюджетных мест, это может привести к платности высшего образования и снижению его доступности для выходцев из малоимущих семей
3) коммерциализация высшего образования в целом позитивно расценивается опрошенными, что расширит возможности образовательного кредитования
4) поддержка расширения сети учреждений среднего специального образования педагогами связана с острой необходимостью подготовки рабочих, технического персонала
5) реформы в области высшего образования в наибольшей степени поддерживаются педагогами
ТЕМА 2. СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ВАРИАНТ II1. Искусство как одну из форм культуры отличает
1) логическая стройность выводов
2) отображение мира в образной форме
3) обобщение системы фактов, полученных опытным путём
4) выстраивание системы доказательств
2. М. участвует в ежегодном фестивале артдизайна, представляя свои работы. Для создания своих работ он использует последние достижения компьютерного моделирования. Ряд работ М. уже приобретён крупными фирмами для рекламы своих продуктов. К какой области культуры относится деятельность М.?
1) наука 3) религия
2) искусство 4) мораль
3. На экраны многих стран мира одновременно вышел модный фильм. Зритель был потрясён увиденными компьютерными спецэффектами. Создатели фильма заявили, что рассчитывают получить от проката фильма рекордную прибыль. О продукте какой культуры идёт речь?
1) массовой 3) элитарной
2) народной 4) традиционной
4. Верны ли суждения о культурных ценностях?
А. К культурным ценностям относятся памятники архитектуры и живописи
Б. Традиции и навыки в области искусства, науки являются культурными ценностями.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
5. Утверждение «по данным археологов, во время нашествия орд Батыя на Русь было разрушено 49 из 74 городских центров» является примером
1) мифологического знания 3) народной мудрости
2) житейского знания 4) научного знания
6. В современном мире возрастает ответственность учёных за свои открытия и исследования. Причиной этого можно считать
1) отсутствие талантливых и знающих учёных
2) усиление воздействия науки и техники на жизнь людей
3) отказ государства о финансирования научной деятельности
4) свёртывание многих научных направлений и школ
7. Верны ли суждения о науке?
А. Наука зародилась одновременно с появлением религии.
Б. Современная наука выходит за рамки отдельных стран.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
8. Верны ли суждения о науке? Наука — это
А. Теории и законы, объясняющие устройство мира, общества, сущность человека.
Б. Сообщество учёных, организации и учреждения, занимающиеся исследованиями.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
9. Главной задачей образования в современном мире является:
1) непрерывность образования
2) обеспечение конкурентноспособности страны
3) гуманитаризация системы образования
4) введение платного образования
10. Помимо общеобразовательных предметов, учащийся М.? изучает устройство автомобиля, правила дорожного движения, другие предметы, необходимые для получения профессии автомеханика. На какой ступени образования находится учащийся М.?
1) дополнительное образование
2) основное общее образование
3) полное (среднее) общее образование
4) среднее профессиональное образование
11. Верны ли следующие суждения о тенденциях в развитии современного образования?
А. Для современного образования характерен индивидуальный подход к ученику, возможность выбора им курсов по выбору.
Б. Современная школа предоставляет учителю возможность выбирать методики преподавания, учебники и учебные пособия.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
12. Верны ли суждения о современных задачах образования?
А. Задача образования в современном мире — обеспечить всем гражданам страны начальное образование.
Б. Одной из задач образования является обязательное получение высшего профессионального образования.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
ТЕМА 2. СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ВАРИАНТ II13. В 2008 — 2010 гг. социологическая служба проводила опрос. Респондентам было предложено ответить на вопрос: «Станете ли вы оплачивать обучение своих детей в вузе, если количество бесплатных, бюджетных мест будет существенно сокращено?» Были получены следующие результаты:
Определённо да/скорее да
Скорее нет/определённо нет
Какой вывод можно сделать на основе данных таблицы?
1) Возросло количество людей, не готовых платить за образование своих детей
2) Существенно увеличилось количество тех, кто не определил своё отношение к поставленной проблеме
3) Незначительно возросло число людей, желающих, несмотря ни на что, дать своим детям высшее образование, даже если за него придётся платить
4) Подавляющее число опрошенных высказались за оплату образования своим детям
14. Одним из обязательных элементов религии является
1) вера в существование сверхъестественного
2) законодательство о свободе совести
3) многообразие конфессий
4) отделение школы от церкви
15. Что из перечисленного является одной из наиболее древних форм культуры?
1) живопись 3) наука
2) религия 4) образование
16. Как называется обращение человека к Богу, богам, другим ассоциированных с Богом существом?
1) молитва 3) танец
2) обряд 4) традиция
17. Верны ли следующие суждения о религии?
А. Все религии включают в себя определённые моральные нормы, которых должны придерживаться верующие.
Б. Принадлежность к конфессии, религии помогает человеку обрести круг общения.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
18. Верны ли суждения о свободе совести?
А. Свобода совести — это право человека на независимость духовной жизни
Б. Право на свободу совести закреплено в Конституции РФ.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
19. В чём отличие моральных норм от государственных законов?
1) моральные нормы знают все
2) моральные нормы регулируют поведение людей в обществе
3) за нарушение моральных норм не предусмотрено официальное наказание
4) моральные нормы исполняются большинством людей
20. Возможность действовать по своему усмотрению:
2) моральный выбор
3) критический анализ
4) аморальный выбор
21. Верны ли суждения о моральном выборе?
А. Моральный выбор всегда даётся человеку нелегко.
Б. Моральный выбор — это выбор своего отношения к людям.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
ТЕМА 2. СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ВАРИАНТ II22.Укажите черты сходства между основной школой и старшей школой, а также черты отличия основной школой и старшей школой. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства (в порядке возрастания), а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия (в порядке возрастания).
1) изучение профильных предметов и элективных курсов
2) получение общего обязательного образования
3) возможность определения предпрофильной подготовки
4) участие в деятельности ученического самоуправления
Получившуюся последовательность ЦИФР перенесите в бланк ответов без пробелов и разделительных знаков.
23. В приведенном списке указаны черты сходства понятий «искусство» и «наука» и черты отличия искусства от науки. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия(в порядке возрастания).
1) отражает представления человека о мире и своем месте в нем
2) не зависит от мнения конкретного человека
3) выражает точку зрения конкретного человека
4) является частью духовной жизни человекаЧерты сходства
Получившуюся последовательность ЦИФР перенесите в бланк ответов без пробелов и разделительных знаков.
24. Установите соответствие между областью культуры и характерными для неё признаками: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца. ПРОЯВЛЕНИЯ
А) вера в потусторонний мир
Б) разнообразие мнений
В) соблюдение определённого ритуала
Г) отражение личной позиции автора в произведении
Полученную последовательность ЦИФР перенесите в бланк ответов справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
25. Установите соответствие между правилами и видами норм: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
А) при выходе из автомобиля мужчина должен выйти первым и подать руку даме
Б) избирательные права граждане РФ приобретают с 18 лет
В) старшее поколение должно заботится о детях, дети должны уважать пожилых людей
3) нормы этикета
Г) при встрече с незнакомым человеком необходимо представиться и пожать руку
Д) превышение скорости автомобилистом наказывается штрафом