Неисправности ходовой части автомобиля
При эксплуатации автомобиля на отечественных дорогах постоянное внимание необходимо уделять состоянию ходовой части.
Ходовая часть автомобиля, ходовая, подвеска – это все слова-синонимы, описывающие одну из неотъемлемых частей Вашего автомобиля. Ходовая часть – это совокупность узлов и деталей, обеспечивающих комфорт, динамику и управляемость Вашего автомобиля во время движения. Любой водитель, профессионал он или нет, интуитивно или на слух чувствует свой автомобиль. И когда, при движении на разных скоростях, он вдруг начинает слышать какие-то посторонние звуки, появляется вопрос, а что это может быть. И очень часто причина посторонних шумов кроется в неисправности ходовой части автомобиля.
В процессе эксплуатации в подвеске автомобиля могут возникнуть неисправности, связанные с износом и поломками деталей. Техническое состояние ходовой части может быть оценено по отклонениям размеров деталей от обеспечиваемых при сборке на заводе и допустимым износам к зазорам в основных сопряженных деталях, а также по состоянию рабочих поверхностей деталей подвески.
Большая часть неисправностей подвески автомобиля возникает либо неожиданно, например, после езды по плохой дороге либо проявляются постепенно, в течение иногда довольно длительного периода времени. О приближающемся выходе какой-либо детали из строя и, соответственно, ремонте ходовой начинают предупреждать как посторонние звуки, исходящие со стороны неисправного механизма, так и «неадекватное поведение» вашего автомобиля.
Предупреждение: Перед определением неисправности подвески проверьте давление в шинах, отсутствие подтормаживания колес и установку на автомобиле одинаковых шин.
Возможные неисправности ходовой части автомобиля.
Увод автомобиля в сторону от прямолинейного движения
- Нарушены углы установки передних колес.
- Неодинаковое давление воздуха в шинах.
- Деформация рычагов передней подвески.
- Неодинаковая жесткость пружин.
- Повреждение верхней опоры одной из телескопических стоек.
- Поломка стабилизатора поперечной устойчивости автомобиля.
- Неполное растормаживание тормозного механизма колеса.
- Неправильный зазор в подшипниках колес передней подвески.
- Значительная разница в износе колёс.
- Нарушение параллельности осей переднего и заднего мостов.
- Деформация лонжерона рамы.
Колебания кузова, раскачивание на поворотах и при торможении
- Вышли из строя амортизаторы.
- Ослабли или сломались рессоры и детали подвески.
- Износился или поврежден поперечный стабилизатор или его втулки.
- Повышенное осевое биение шины или колеса.
Повышенные вибрации при движении
- Давление в шинах не соответствует норме.
- Неудовлетворительное состояние подшипников ступиц колес.
- Износились или повреждены шарниры рулевого привода или нижний шарнир подвески.
- Неправильно отрегулированы углы установки колес.
- Раскрутились гайки или болты крепления колес.
- Изношены задние амортизаторы.
- Повреждены рессоры.
- Не отбалансированы передние колеса. При этом вибрация чувствуется на рулевом колесе.
- Не сбалансированы задние колеса. При этом вибрация передается на весь автомобиль.
- Повреждение или деформация колес.
Подвеска стучит или издает шумы во время движения автомобиля
- Ослабли болты крепления амортизаторов или штанги стабилизатора поперечной устойчивости.
- Вышли из строя амортизаторы.
- Износились резино-металлические шарниры рычагов или шаровые шарниры рычагов подвески.
- Сломалась пружина.
- Значительный дисбаланс колес.
- Повышенный зазор или износ в подшипниках колес.
- деформация дисков колес.
Часто «пробивает» подвеску
- Постоянные перегрузки автомобиля.
- В шарнирах увеличился зазор или они были повреждены.
- Деформация шины или диска.
- В подшипниках ступиц передних колес установлен слишком большой зазор.
- Дисбаланс колес.
- Деформированы оси нижнего рычага, поворотный кулак, рычаги подвески, элементы передка кузова или поперечины подвески.
- Вышел из строя амортизатор.
- Повреждена рессора.
- Сильная изношенность или повреждение шлицев задней полуоси либо вкладыша крепления заднего амортизатора.
- Осадка пружин подвески.
Стучат и скрипят амортизаторы
- В проушинах износились резиновые втулки.
- Вследствие ударов деформировался кожух.
- Утечка жидкости.
- Ослабло крепление поршня или резервуара.
- Амортизаторы недостаточно хорошо закреплены.
- Сломались детали амортизаторов.
Повышенный или неравномерный износ шин
- Износились шарниры и втулки подвески.
- Дисбаланс колес.
- Нарушены углы установки передних колес.
- Повреждение дисков колес.
- Деформация рычага подвески.
- Грубый стиль вождения, слишком высокая скорость на поворотах.
- Неравномерное торможение колес.
При торможении и на поворотах появляется громкий скрип
- Неисправны амортизаторы.
- Повреждена или просела пружина подвески или неисправны элементы подвески.
- Повреждение стабилизатора поперечной устойчивости или элементов его крепления.
Подтекание жидкости из амортизаторов
- Износ или разрушения сальника штока.
- Попадание на уплотнительные кромки сальника посторонних механических частиц.
- Забоины, риски, задиры на штоке.
- Чрезмерное количество жидкости в амортизаторе.
Недостаточное сопротивление амортизатора при ходе сжатия.
- Негерметичность клапана сжатия.
- Недостаточное количество жидкости из-за утечки.
- Износ направляющей втулки и штока.
- Загрязнение жидкости механическими примесями.
- Износ или разрушение дисков клапана сжатия.
Признаки неисправности ходовой части. Диагностика своими руками
Одна из самых незащищенных частей автомобиля – ходовая часть. Именно она наиболее подверженная ударам, агрессивному воздействию окружающей среды, переменной нагрузке. Также ходовая часть (или отдельные ее элементы) быстро изнашивается за чет ям на дорогах.
Неисправность в ходовой части – это большой риск и не комфортная езда. А чтобы быть уверенным за свой автомобиль необходимо регулярно проводить диагностику подвески и всей ходовой в целом. А для этого необходимо знать признаки неисправности и элементарные способы проверки .
Из чего состоит ходовая часть
· Отдельные элементы подвески (передней и задней);
Наиболее подвержены повреждениям – колеса, так как они соприкасаются непосредственно с поверхностью дорожного покрытия. Поэтому, чаще всего именно на них обращают внимание, нет ли каких грыж, порезов, какой износ. Однако не стоит забывать о том, что колеса связаны и с другими узлами ходовой системы автомобиля, которые могут выйти из строя намного раньше.
Наиболее часто замене подлежат:
Самостоятельная диагностика ходовой части
Самый простой способ самостоятельно диагностировать ходовую часть со всеми прилагающими элементами – тест-драйв на разных типах местности.
Дело в том, что некоторые проблемы можно выявить, лишь выехав на бездорожье или проселочную дорогу.
· Неестественный стук в передней или задней подвеске;
· Затеки жидкости у передних колес и капота;
· Быстрый износ резины или неравномерный износ;
· «Виляние» автомобиля или отдача вибрации в рулевую часть;
· Рулевое колесо: большой люфт;
· Автомобиль тянет в сторону;
· Чрезмерный шум от колес на поворотах;
· Чрезмерно жесткая подвеска;
· Скрип и стук амортизаторов на дорожных ямах или кочках.
Самостоятельно можно проверить работу амортизаторов . В идеале кузов должен погашать колебания от раскачивания. Подтеки масла и жесткость сигнализирует о повреждении узла. Обратите внимание на элементы подвески, как сайлентблоки . Часто изношенные резинки дают «неустойчивость и виляние» на дороге. Также, при выявлении непонятных стуков, осмотрите все ли болтики и шайбы на месте, возможно, некоторые болты выкрутились или болтаются, создавая тот самый стук.
Проверить опорный подшипник . Положить ладонь на один из верхних витков пружины и крутануть колесо или плавно вращать руль из стороны в сторону, вибрации не должно быть.
Не стоит прибегать к другим видам диагностики ходовой части, если были замечены данные проблемы. Так как точную оценку состояния системы автомобиля вы не дадите без их устранения.
Почему стоит обратиться в автосервис при поломке ходовой части
Дело в том, что самостоятельно можно выявить только общие неисправности, а точную диагностику и нахождение срытых дефектов проводят только в автомастерских.
Работники СТО проводят визуальный осмотр всех частей ходовой системы, потом проводят компьютерную диагностику, которая дает точный результат. Компьютерная диагностика удобна тем, что на машину дается нагрузка, как при реальном передвижении, и фиксируются данные отдельных частей. Если данные не соответствуют норме, то в элементах ходовой части присутствуют повреждения.
В первую очередь нужно помнить о безопасности на дороге. А комфортную и безопасную поезду гарантирует только исправный транспорт. Ровных Вам дорог!
Неисправности ходовой части автомобиля. Признаки и причины
Основными компонентами ходовой части автомобиля являются колеса и соединенные с кузовом подвески. Для смягчения воздействия ударов на кузов и другие узлы машины, а также находящихся в ней людей в ходовой части имеются упругие элементы — шины, пружины, рессоры. Для гашения возникающих во время движения колебаний и раскачиваний применяются демпфирующие элементы (амортизаторы).
В целом ходовая часть призвана обеспечить передвижение транспортного средства по дороге с надлежащим уровнем управляемости, безопасности и комфорта. Это критически важная часть машины, особенно в нашей стране, где дороги оставляют желать лучшего, а нередко и вовсе мало чем отличаются от бездорожья. Из-за плохого качества дорог именно ходовая часть является самой уязвимой во время движения. Неисправности могут появляться постепенно, по мере износа деталей, или возникать внезапно в результате попадания в яму или, к примеру, резкого наезда на бордюр.
Если вы заметили, что ухудшилась управляемость, машину тянет в сторону, возникают раскачивания, проседание или значительный крен в поворотах, появились скрипы, стуки или другие посторонние звуки, значит пора задуматься о состоянии подвески и проверить ее. Чем скорее вы это сделаете, тем меньше вероятность того, что дело дойдет до аварии или серьезной поломки.
Начните с самого простого — убедитесь, что с правой и левой стороны каждой оси стоят одинаковые покрышки. Проверьте давление в шинах, не исключено, что именно из-за недокачанных шин автомобиль ведет себя неправильно.
Рассмотрим отдельные симптомы нехарактерного поведения машины из-за вероятных проблем с ходовой.
По ходу движения машину постоянно тянет в одну сторону
Если автомобиль уводит влево или вправо, прежде всего нужно сделать две простые вещи:
- убедиться в том, что давление в шинах правого и левого колеса одинаковое;
- проверить и отрегулировать углы установки колес (так называемый развал-схождение).
- Если с этим всё в порядке, но проблема остается, следует искать другую причину. Таковыми могут быть следующие:
- нарушена параллельность осей переднего и заднего моста;
- искривлены рычаги подвески;
- пружины подвески имеют различную жесткость;
- не отрегулирован зазор между тормозным диском и колодкой, и колесо в результате подтормаживает;
- изношен либо чересчур затянут подшипник в ступице одного из передних колес, что также может вызывать подтормаживание;
- колеса разбалансированы в силу различной степени изношенности покрышек.
Боковой крен и раскачивание в поворотах или при торможении
Такие симптомы могут возникать, если:
- повреждена рессора или амортизатор;
- пружины имеют недостаточную упругость;
- неисправен стабилизатор поперечной устойчивости (чаще всего — изношенные втулки).
- Перечисленные неисправности нередко сопровождаются заметным скрипом.
Зигзагообразное движение на высокой скорости
В некоторых случаях из-за проблем с подвеской автомобиль может вилять из стороны в сторону при езде на большой скорости.
- плохо затянутое колесо;
- деформированный обод;
- колесо разбалансировано;
- неравномерно накачанные шины;
- поврежден двойной рычаг подвески;
- повреждена или ослабла пружина;
- изношены ступичные подшипники;
- неисправен амортизатор.
Значительные вибрации во время движения
Вибрировать автомобиль может по многим причинам. Основные из них такие:
- нарушена балансировка колес (биение);
- ослабло крепление колес;
- деформированы колесные диски;
- низкое или неодинаковое давление в шинах;
- разбиты или неправильно зажаты ступичные подшипники;
- неисправны амортизаторы;
- изношены рессоры;
- проблемы с шарнирами подвески или рулевого привода.
Посторонние шумы в подвеске
Очень часто подвеска шумит или стучит, сигнализируя о наличии следующих проблем:
- значительная степень изношенности и / или недостаток смазки в шарнирных соединениях;
- сломана пружина;
- неисправны амортизационные стойки;
- износились сайлентблоки рычагов;
- имеются повреждения в рулевой рейке;
- деформирован обод колеса;
- разрушен или слабо зажат подшипник в ступице;
- разбалансировано колесо;
- деформированы колесные диски.
Стук, возникающий в передних колесах, нередко ощущается на руле.
Вполне вероятно появление стука также из-за того, что где-то ослабло крепление. Проверьте и подожмите при необходимости болты и гайки, которые крепят различные элементы подвески.
Стук амортизатора
Может возникать по следующим причинам:
- амортизатор деформирован или отслужил свое и требует замены, стук может сопровождаться вытеканием из него масла;
- износились опоры или втулки крепления;
- ослабло крепление амортизатора.
Быстро или неравномерно изнашиваются покрышки
В первую очередь нужно:
- убедиться, что шины накачаны равномерно;
- проверить, правильно ли установлены колеса — углы установки (развал-схождение), балансировка центра тяжести.
Другими возможными причинами могут быть:
- поврежденные диски;
- изношенные втулки подвески;
- изношенные резинометаллические шарниры (сайлентблоки);
- деформированный рычаг подвески;
- плохая работа амортизаторов;
- неравномерное торможение.
Значительное влияние на степень износа шин оказывает агрессивный стиль вождения с резкими торможениями и вхождением в повороты на высокой скорости.
Что такое «пробой» подвески
Иногда говорят о так называемом «пробое» подвески. Под этим обычно подразумевают резкий вертикальный удар по подвеске в тот момент, когда ее упругие элементы максимально сжаты. Пружины и рессоры при этом не способны погасить удар, а подвеска в результате может получить серьезные повреждения. Такое событие обычно сопровождается довольно громким звуком.
Если повезет, всё обойдется без серьезных последствий. Но могут выйти из строя сайлентблоки, опорный подшипник и верхняя опора стойки, сломаться пружина или амортизатор. Не исключено, что повредятся шины, деформируются диски, погнутся рычаги подвески.
Наиболее чувствительны к такому воздействию подвески, имеющие короткий ход на сжатие, жесткие амортизаторы и мягкие пружины.
После «пробоя» машина, скорее всего, останется на ходу, но ездить на ней, вероятно, станет не очень комфортно, да и небезопасно. Поэтому, если случилась такая неприятность, стоит посетить автосервис и провести полную диагностику ходовой части.
Самостоятельная диагностика
Выявить конкретные проблемы в подвеске возможно с помощью тщательного осмотра и проверки ее элементов. Для этого можно обратиться в автосервис, где имеется всё необходимое для детальной диагностики. Но при наличии некоторого опыта продефектовать ходовую можно и самостоятельно.
Передняя подвеска первой принимает на себя удары в неблагоприятных дорожных условиях и потому уязвима в большей степени по сравнению с задней. Поэтому логично начать с нее. Для этого поднимите машину домкратом, а лучше установите на подъемник.
Во-первых, проверьте резиновую защиту (пыльники). Если она повреждена, значит внутрь попала грязь, и тогда защищаемым элементам может потребоваться ремонт.
Затем осмотрите амортизаторы. На них может присутствовать масляный налет, которые не должен вызывать беспокойства. Но если имеются масляные подтеки, значит амортизатор неисправен или близок к тому.
Проверьте пружины, нет ли переломов или трещин.
Раскрутите колесо. Если слышен гул или скрежет, значит нужно срочно менять ступичный подшипник. Если шум не слышен, прикоснитесь рукой к пружине — наличие вибрации на ней при вращающемся колесе говорит о том, что подшипник уже не в порядке.
Покачайте колесо вправо-влево. Если в рулевой рейке или наконечнике тяги имеется люфт, то вы услышите постукивание.
Покачайте колесо в вертикальном направлении. Если имеется посторонний звук, значит изношена шаровая опора.
Руками или с помощью монтировки покачайте в вертикальном направлении рычаг возле шаровой опоры, чтобы проверить наличие в ней люфта.
Далее проинспектируйте сайлентблоки. У них не должно быть трещин и деформации. С помощью монтировки покачайте их в продольном и поперечном направлении. Значительного люфта быть не должно, хотя небольшой будет присутствовать, поскольку в конструкции сайлентблока имеется резиновый элемент.
Наконец, проверьте, нет ли люфта во втулке стабилизатора поперечной устойчивости. Для этого раскачайте стабилизатор, просунув монтировку между ним и подрамником ближе к втулке. Не забудьте также проверить состояние стоек стабилизатора.
По ходу проверки проверяйте крепление элементов подвески и подтягивайте болты и гайки при необходимости.
Заключение
Хотя многие автомобили, которые ввозят и продают в нашей стране, имеют усиленную подвеску, это не всегда даёт ожидаемый эффект. Состояние дорог зачастую такое, что не спасают ни увеличенный дорожный просвет, ни пружины с повышенной упругостью. А если машину по таким дорогам водит человек, исповедующий агрессивный стиль вождения, то частые неприятности с ходовой частью ему обеспечены.
Детали сомнительного происхождения и низкая квалификация автомехаников, производящих обслуживание и ремонт, не добавят надежности подвеске вашего автомобиля.
Отсюда следует простой вывод — если хотите иметь как можно меньше проблем с ходовой, приучайтесь к сдержанной манере езды, по возможности избегайте плохих дорог, техобслуживание и ремонт проводите в надежных сервисных центрах, а запчасти выбирайте не столько по цене, сколько по качеству.