Машина не роскошь? В России сдержали удорожание бензина, но взвинтили цены на газ
С мая стоимость «газомоторки» выросла чуть ли не на четверть — эксперты задаются вопросом, почему бездействуют антимонопольщики
После вмешательства властей резкое подорожание бензина в России удалось затормозить. С мая популярные марки — 92-й и 95-й — выросли лишь на 5%, в то время как продавцы газомоторного топлива, похоже, не сдерживали аппетиты — их продукт подорожал аж на 20%. С чем это связано и когда нас ждет вторая волна топливной лихорадки — подробнее в материале «Реального времени».
Мечты сбываются у «Газпрома»
Аналитическая служба «Реального времени» продолжает замерять цены на заправках в городах ПФО. За последние три месяца статистика показала удивительные результаты. Как и обещали в правительстве, после договоренности с крупными нефтяными компаниями те притормозили резкий рост цен на бензин в ответ на обещание не повышать топливные акцизы. С мая средние цены на популярные марки в округе выросли лишь на 5% — с 38,66 до 40,66 рубля за литр 92-го и с 41,25 до 43,51 рубля за литр 95-го.
Однако с газомоторным топливом ситуация прямо противоположная. За тот же период средние цены подскочили более чем на 21%. Так обстоят дела по всем городам Поволжья. Например, в Казани стоимость газа на АЗС за три месяца выросла с 18,50 до 22,50 рубля за куб (+22%), в Набережных Челнах и Нижнекамске и того больше — с 17,75 до 22,25 руб./куб и 22,20 руб./куб соответственно (+25%), в Альметьевске — с 18,20 до 21,95 руб./куб (+21%).
У соседей цены выросли больше всего в Уфе — на 22% (18—22 руб./куб), меньше всего в Йошкар-Оле — на 16% (19—21,95 руб./куб). Газ также подорожал в Чебоксарах — на 20% (18,90—22,7), Ульяновске — на 21% (18—21,70) и Самаре — на (18—21,75). Самая дорогая заправка газом — в Чебоксарах, наиболее дешевая — в Ульяновске.
Все претензии к ФАС
— Причины повышения стоимости газа неизвестны, потому что цены на него отвязаны от цен на нефть — и в России, и в мире они развиваются своим путем. В нашей стране для нефтепродуктов существует рынок, а для газа, в общем-то, рынка нет — здесь регулируемые цены, «Газпром» не может ни поднимать, ни опускать стоимость ресурса. Вероятно, это какие-то сознательные действия, потому что они каждый месяц публикуют новые расценки. Поэтому тут все претензии к ФАС — цены они определяют, — считает аналитик нефтегазового сектора, партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.
— Такого быть не должно, потому что есть же тарифная политика. Честно говоря, для меня это новость. Надо посмотреть, с чем это может быть связано. Я знаю, что есть часть газовых тарифов, связанных с ценой на нефть, — они привязаны к средней цене на период. Соответственно, это могло повлиять. Если цены на нефтепродукты продолжительное время были высокими, то после этого подтягиваются и цены на газ, но в принципе, глобально такого быть не должно, — добавил заместитель директора группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков.
По мнению и.о. начальника управления по реализации нефти и нефтепродуктов ОАО «Татнефть» Ильгиза Рахимова, резкое весеннее подорожание топлива потянуло за собой и газ: «В данном случае подорожавший бензин переключил спрос на газ. Расход у него на 100 км на 15—20% выше, чем у бензина. Но при этом цена в два раза ниже, чем у бензина. В принципе, пока автомобилистам выгоднее ездить на газе. Поэтому растет спрос, возникает небольшой дефицит газа, соответственно, растут и цены на него. Я думаю, в ближайшее время они достигнут какого-то потолка и стабилизируются».
Здесь стоит отметить, что рынок газомоторного топлива в Татарстане растет не так быстро, как планировалось. Программу развития рынка стоимостью около 75 млрд рублей уже два года подряд признают малоэффективной. Все упирается в противоречие: транспорта на газе не становится заметно больше из-за нехватки заправок, а заправки убыточны из-за отсутствия спроса. Не помогает делу и монополия «Газпрома», да и сами по себе преимущества газа преувеличены, добавляют эксперты.
Что касается бензина, закупочные цены на него стабилизировались, сообщил Ильгиз Рахимов. Фото Максима Платонова
«Если второй раз такой трюк устроят, будет еще хуже»
Что касается бензина, закупочные цены на него стабилизировались, сообщил Ильгиз Рахимов: «Плюс-минус 100—200 рублей туда-сюда играют, но в целом стабилизировались оптовые цены. Пока, конечно, маржинальность АЗС не самая лучшая, не покрывает всех издержек. Но пока каких-то предпосылок, что цены будут расти, нет».
Однако нельзя исключать, что из-за налогового маневра ситуация может измениться, считают эксперты. Правительство России намерено повысить сборы с нефтегазовых компаний, продающих топливо, что может создать условия для бесконтрольного удорожания бензина на внутреннем рынке. В течение ближайших пяти лет будет идти поэтапное снижение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты до нуля с одновременным повышением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в отношении нефти. Таким образом, фискальные сборы с нефтяного сектора вырастут и бюджет получит дополнительные доходы.
— Если просто математически считать, то надо, чтобы цена поднялась где-то на 2 рубля на заправках с учетом того, что акциз вырастет. Поэтому исключать очередного повышения стоимости бензина нельзя. Все будет зависеть от того, как наши законодатели будут решать этот вопрос. Конечно, еще полгода есть, поэтому я не переживаю. Но маржинальность АЗС пока приближается к нулю, мы стараемся работать в рынке, на заправках цены не повышаем, но предпосылок к снижению точно нет, — подчеркнул Рахимов.
Михаил Крутихин прекращение резкого повышения цен на бензин считает «искусственной приостановкой». По его мнению, после проведения налогового маневра горючее может снова сильно подорожать:
Налоговый маневр больше рассчитан на крупные компании с экспортом нефти. Фото st.volga.news
— Во-первых, очень трудно станет работать тем, у кого нет экспорта и добычи, — небольшим нефтеперерабатывающим предприятиям. Себестоимость приобретаемых ими нефтепродуктов существенно повысится. Во-вторых, в новом законе о налоговом маневре говорится, что правительство сможет регулирующим порядком вводить какие-то дополнительные экспортные пошлины на нефтепродукты и нефть. То есть мы опять видим неустойчивое положение, налоговые правила по воле правительства меняются часто, по несколько раз в год. И для того чтобы быть в прибыли, реализаторам бензина и дизтоплива необходимо держать более высокие цены, чтобы не остаться в убытке.
Мелкие игроки по этой причине могут вовсе уйти с рынка. Налоговый маневр больше рассчитан на крупные компании с экспортом нефти. Что если «правительство опять обманет, как и в предыдущий раз с таким же маневром, когда обещали поднять налог на добычу полезных ископаемых и, соответственно, понизить экспортную пошлину? Но налог повысили, а пошлины не понизили. Если второй раз такой трюк устроят, будет еще хуже, компании будут вынуждены поднимать цены», — отметил Михаил Крутихин.
Впрочем, налоговый маневр не может поднять цены настолько, насколько это было весной, полагает Танурков: «Это будет растянуто лет на пять»:
— Есть обратный акциз на нефть, который будет сдерживать цены. Поэтому, думаю, сам по себе налоговый маневр сильной угрозой для подорожания топлива не является. Собственно, стоимость бензина росла из-за того, что был рост цен на нефть, а еще доллар дорожал к рублю, и все это наложилось. Поэтому я не думаю, что сдерживание цен сейчас искусственное, а нефтепродукты по старым ценам продавались только из хранилищ, цены постепенно подтягиваются к тому уровню, который должен быть равновесным. На текущий момент это все исчерпалось на подтягивании цены, и, в принципе, я думаю, сейчас равновесие восстановилось.
В дальнейшем стоимость горючего снова будет зависеть от цен на нефть и курса рубля, добавил собеседник издания.
«Догнать бензин!» Почему дорожает газ?
Цена на газ неудержимо растёт, несмотря даже на то, что за последнюю неделю цена на бензин не особо изменилась, а в некоторых регионах даже упала.
Почему это происходит? Давайте разбираться!
В первую очередь стоит отметить, что за последние 3 года число автолюбителей, установивших газобалонное оборудование(ГБО), выросло чуть более чем в пять раз. Основная причина для выбора этого топлива банальна — это экономия. Ведь «голубое» топливо всегда было в разы дешевле своего основного конкурента — бензина.
А в условиях нынешней жизни экономить приходится всем. Соответственно и растёт спрос на газ. Тем более на фоне резкого роста цен на бензин, начавшегося весной этого года и продолжающегося по сей день.
Росстат огласил следующую динамику: бензин подорожал на 5,6%, а газ на 7,7%. Но на деле автолюбители сообщают совсем другую информацию: в разных регионах цена весной была 17-19 рублей, а сейчас порядка 26 рублей, то есть рост составил не 7,7%, а 40-50% !
Произошло это пока все паниковали из-за подорожания бензина. Владельцы автомобильных газовых заправочных станций(АГЗС) просто напросто под шумок подняли ценник на свой продукт. Но есть ли у этого роста цены какое то обоснование? Это хороший вопрос. Аналитик Роман Ткачук высказал своё мнение на этот счёт — рост цены на «голубое» топливо обусловлен ростом цен на бензин. Ведь на его фоне спрос на газ вырос, соответсвенно продавцы решили так сказать «поймать волну» и поднять стоимость для того, чтобы побольше заработать.
И самым печальным во всём этом является то, что цене на газ даже сейчас, когда в среднем по России цена уже перевалила за 25₽, есть куда расти. Соответственно, этим пользуются продавцы газа, и как итог — за лето стоимость газа росла намного бóльшими темпами, чем стоимость бензина.
Что будет дальше? Конечно, навряд ли цена на газ «догонит» бензин по стоимости. Но и на нынешних показателях она так же не остановится. К сожалению сейчас никто не берётся утверждать о том, что будет дальше. Поэтому остаётся только надеяться на лучшее.
Оставайтесь с нами и будете в курсе происходящего.
Если Вам понравилась статья, ставьте лайк, подписывайтесь на канал и делитесь с друзьями в социальных сетях.
Взлет цен на сжиженный газ беспокоит ФАС и Минэнерго
Как выяснил “Ъ”, ФАС и Минэнерго собираются увеличить нормативы обязательных продаж сжиженных углеводородных газов (СУГ) на бирже до 7,5% с нынешних 5% на фоне роста биржевых цен на этот товар до исторических максимумов. Цены растут из-за увеличения привлекательности экспорта и высокого спроса из-за холодов в Европе, а также на фоне сокращения отгрузок рядом производителей. Впрочем, по мнению экспертов, нынешний рост цен вызван временными факторами.
Стоимость сжиженных углеводородных газов (СУГ) на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) выросла 9 февраля на 7%, до 34,4 тыс. руб. за тонну, обновив исторический максимум 2018 года, свидетельствуют данные торгов. С начала декабря 2020 года цена на СУГ увеличилась более чем на 60%. Динамика цен на СУГ повторяет изменение цен бензина, которые в этом году достигли максимума на фоне увеличения привлекательности экспорта. СУГ используется как для бытовых нужд, так и в качестве автомобильного топлива.
По словам собеседников “Ъ”, минимальный норматив продаж будет увеличен в 1,5 раза — с 5% до 7,5% от производства. В Минэнерго “Ъ” подтвердили, что уже достигли договоренности с ФАС о внесении таких изменений в совместный приказ. В ФАС не предоставили комментарий. В конце января регуляторы уже сообщали о намерении повысить норматив продаж бензина и дизтоплива — с 10% до 11% и с 6% до 7,5% соответственно.
В СИБУРе, крупнейшем производителе СУГ, отметили, что некоторое снижение их производства является следствием сокращения объемов поставляемого на переработку сырья в результате сделки ОПЕК+. СУГ производятся в основном из попутного нефтяного газа.
В ООО «Газпром ГНП холдинг» (продает СУГ группы в РФ) заявили, что в 2020 году продавали на бирже более 7,5% произведенного товара.
«Часть своих объемов СУГ СИБУР перенаправил на загрузку «Запсибнефтехима», который в декабре вышел на полную мощность. Но там речь о чистых фракциях, а не топливных, которые торгуются на бирже. Кроме того, это было известно заранее,— говорит собеседник “Ъ” на рынке.— А вот авария на Локосовском ГПЗ ЛУКОЙЛа и резкое сокращение продаж через биржу еще одним крупным игроком оказались неожиданностью. Совпадение этих факторов и вызвало ценовое ралли, подстегиваемое растущими как на бирже, так и в рознице ценами на автобензины».
Гендиректор Центра отраслевых исследований Андрей Костин отмечает, что с точки зрения предложения «Газпром» снизил продажи на бирже в январе по сравнению с декабрем 2020 года на несколько десятков тысяч тонн.
Основные причины высоких оптовых цен на СУГ — сокращение объемов поставок по прямым договорам на февраль по некоторым производителям на 30%, высокий уровень экспортных котировок, сокращение переработки на фоне снижения добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+, отмечает вице-президент РТС Ринат Фаттахов. По его мнению, если и пытаться сбить цену СУГ на бирже с помощью повышения нормативов, то надо увеличивать их вдвое — с 5% до 10%. По его словам, уже сейчас на бирже торгуется примерно 14% от производства СУГ.
Цены на СУГ на СПбМТСБ с начала года выросли на 46%, в целом повторяя динамику европейских котировок, комментирует консультант Vygon Consulting Артем Лебедской-Тамбиев. Такое значительное подорожание вызвано двумя факторами: ростом цен на бензин на 20% за аналогичный период и холодной зимой в Европе (в Берлине температура сейчас на 20 градусов ниже, чем год назад). Однако, по мнению эксперта, столь высокие цены на СУГ являются скорее исключением из правил, поэтому в обозримом будущем стоит ожидать их коррекции.
Подорожание газа для автомобилей
Цена выросла на 4 рубля
26 рублей за литр газа. Тюменские водители негодуют
Фото: Ирина Шарова
В Тюмени резко выросли цены на газовое топливо на АЗС
В Тюмени резко выросла стоимость газа на автогазозаправочных станциях. Газовое топливо за несколько дней подорожало . Разбираемся, что случилось с ценами и при чем тут Европа.
На 26 февраля в Тюмени установлена цена за один литр газа. Неделю назад заправиться газовым топливом можно было . Водители говорят, что цена менялась каждый день.
«Газ в Сибири кончился, что с ценами происходит? За два последних дня рост в два рубля», — рассказывает житель Тюмени Сергей Анисимов.
На 25 февраля на тюменских заправках установилась такая цена: на АЗС «Кондор» и «ТПК Газ» — , «Газпромнефть» — , «Газсистем» — .
«Газсистем» предлагает газ за 24 рубля 80 копеек
Фото: Ирина Шарова
Дефицит газа на внутреннем рынке
В АЗС сайту 72.RU причину роста стоимости газового топлива в Тюмени объяснили повышением цены у поставщиков. В «ТПК Газ» заявили, что если начнут заправлять по стоимости ниже за литр, то компания начнет работать себе в убыток.
«Сырья не хватает на заводах. Объемы, которые мы запрашивали, выполнены только на 70%. Из-за этого получается дефицит топлива, а он приводит к росту цены. Такого мы не видели . В Екатеринбурге уже 27,5 и газ стоит. По бензину мы в минус работаем, а если по газу в минус будем работать, то откуда зарплаты платить?» — заявили в компании «ТПК Газ».
«Газпромнефть» пока держит цену на уровне
Фото: Ирина Шарова
Газ идет в Европу
Дефицит газа в России начался из-за того, что в Европе наступили холода. Европейцы увеличили потребление российского газа, а поставщикам выгоднее его продавать на внешний рынок, чем на внутренний, так как там цена выше из-за роста стоимости иностранной валюты. По крайней мере, так считают биржевые брокеры, прокомментировавшие ситуацию сайту 72.RU.
«Оптовая цена на сегодняшний день достигла максимума и начала снижаться. Пиковый предел достигнут и уже не растет, — комментирует биржевой брокер. — О снижении цены не могу говорить, но расти не должно. Сильно вырос экспорт сжиженного газа, ставка делается больше на экспортные цены. Если вы можете продать газ в одну сторону , а в другую — , то вы же сделаете выбор в пользу плюса. Так и случилось с ценой на газ».
Инфографика: Виталий Калистратов
На АЗС ждут снижения стоимости топлива к марту, когда в Европе и России потеплеет, а вместе с этим упадет потребление газа. Обычно снижение начиналось уже в феврале, но нынешняя ситуация выглядит аномальной.
Рост цены на газовое топливо наблюдался летом , тогда всё подорожало в среднем . В том случае АЗС тоже ссылались на поднятие стоимости со стороны поставщиков.