Эксплуатация грузоподъемных механизмов
Грузоподъемные механизмы, используемые для работы с тяжелыми объектами, – это техника, обусловливающая появление серьезного риска для работников. Он связан с воздействием следующих обстоятельств:
- угроза падения груза и причинения вреда здоровью сотрудника;
- значительные физические нагрузки, связанные с технологическими процессами строповки, подъема и т.д.;
- необходимость работы на открытом воздухе, включая холодные месяцы;
- риск неисправности или аварии с причинением вреда здоровью работников;
- другие факторы.
Поэтому порядок организации безопасной эксплуатации грузоподъемных механизмов строго контролируется государственными органами.
Опасность грузоподъемной техники
Общие правила обеспечения промышленной безопасности в России регулируются положениями федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ. Приложение № 1 к этому нормативному документу содержит критерии, на основании которых промышленные объекты могут принадлежать к категории опасных. Раздел 3) приложения указывает, что одним из классификационных признаков становится присутствие на объекте грузоподъемных механизмов стационарного типа (кроме лифтов и платформ для инвалидов), а также фуникулеров или канатных дорог. Кроме этого, опасными объектами признаются эскалаторы в метрополитене. Согласно приложению № 2 к 116-ФЗ подвесные канатные дороги относятся к III классу опасности, а остальные типы грузоподъемной техники – к IV классу.
Согласно действующему законодательству, все опасные объекты производства подлежат обязательной государственной регистрации в Едином реестре, ведением которого занимается Ростехнадзор. Это требование введено для организации постоянного контроля за их работой, а также учета процедур ремонта, профилактического обслуживания, ликвидации таких объектов и других операций. Информация, содержащаяся в реестре, дает возможность проверить, выполняются ли необходимые меры безопасности при работе с грузоподъемными машинами.
Порядок ведения этого реестра и внесения в него данных о подъемной технике определены отдельным нормативным документом – приказом Ростехнадзора от 25 ноября 2016 года N 495. Согласно части 15 приложения № 1 к этому приказу, постановке на учет подлежат следующие виды таких машин:
- места для работы подъемного крана;
- участки механизации;
- транспортные участки или гаражи для хранения и обслуживания автомобильной техники;
- объекты, на которых выполняется работа с применением подъемных сооружений;
- производственные цеха, помещения или участки;
- канатные дороги;
- фуникулеры;
- выделенные участки метрополитена, на которых эксплуатируется подъемная техника. При отсутствии границ выделенных участков опасным объектом становится весь метрополитен.
Обеспечение безопасной эксплуатации грузоподъемных машин
Поскольку любая техника, используемая для подъема грузов, представляет собой потенциальный фактор риска, при организации ее работы нужно соблюдать правила эксплуатации грузоподъемных кранов или другого оборудования. Они сформулированы в отдельном правовом документе – приказе Ростехнадзора от 12 ноября 2013 года N 533. Этот приказ имеет статус Федеральных норм и правил и обязателен к исполнению всеми предприятиями, осуществляющими эксплуатацию таких механизмов.
Подготовка оборудования к работе
Основной принцип подготовки техники к работе заключается в выполнении всесторонней проверки ее работоспособности, которая проводится для минимизации риска аварий или других форс-мажорных ситуаций. Требования безопасности при эксплуатации грузоподъемных устройств указывают, что перед началом работы нужно убедиться в том, что:
- все подъемные и стопорные приспособления работают без сбоев;
- целостность окрашенных поверхностей не нарушена;
- механизмы и устройства имеют достаточное количество смазки для обеспечения нормальной работы;
- комплектность техники соблюдена, то есть не наблюдается отсутствия важных узлов или деталей;
- на пути движения техники отсутствуют посторонние предметы или другие препятствия.
Для проверки работоспособности техники проводится ее холостой запуск, в процессе которого контролируется работа оборудования. При выявлении посторонних шумов, нарушении плавности хода, резких движений и других признаков неисправностей работу оборудования нужно остановить и разобраться в причинах проблемы.
Требования к работникам, осуществляющим эксплуатацию техники
Промышленная безопасность при эксплуатации грузоподъемных кранов обеспечивается не только нормальной работой машины, но и правильными действиями персонала, который владеет навыками ее использования и в состоянии обнаружить признаки неисправности. Пункт 26 приказа № 533 устанавливает следующие требования безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин, предъявляемые к работникам предприятий:
- прохождение обучения на право эксплуатации таких машин, подтвержденное выдачей действующего удостоверения установленного образца;
- знание признаков неисправности техники, а также наличие информации о том, что запрещается при эксплуатации грузоподъемных механизмов;
- информирование непосредственного руководителя в случае обнаружения таких признаков;
- знание порядка действий в случае аварии на объекте;
- соблюдение требований Федеральных норм и правил безопасности в ходе работы.
К сотрудникам, которые производят монтаж, пусконаладку, ремонт и другие важные работы с грузоподъемными механизмами, предъявляются дополнительные требования. Они перечислены в разделе 20 приказа № 533. Контроль их выполнения осуществляет ответственный за эксплуатацию грузоподъемных механизмов.
Правила эксплуатации техники
Основные требования к безопасности эксплуатации оборудования, предназначенного для подъема грузов и иных объектов, сформулированы в пункте 23 приказа № 533. Они указывают, что ввод в эксплуатацию грузоподъемных механизмов и другие операции должны осуществляться с соблюдением следующих правил:
- поддержание оборудования в работоспособном состоянии, включая выполнение своевременного контроля и технического обслуживания машин, а при необходимости – планового и экстренного ремонта;
- соблюдение требований к нагрузке и порядку эксплуатации машин, установленных производителем;
- запрет на эксплуатацию оборудования при выявлении признаков неисправности самой техники или инфраструктуры, необходимой для ее использования по назначению;
- определение круга лиц, ответственных за соблюдение правил безопасности при организации работ с применением таких машин;
- определение порядка допуска работников к эксплуатации техники и контроль его выполнения;
- наличие на рабочих местах сотрудников инструкций по эксплуатации техники;
- наличие эталонных грузов с соответствующими характеристиками для выполнения плановых испытаний машин.
Если организация в ходе работы имеет регулярную потребность в ремонте техники, в ее составе должно действовать профильное подразделение. Оно обязано иметь необходимые устройства для измерения, ремонтную технику и подготовленный персонал, способный выполнять такие операции. Технический надзор за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов и другого оборудования производят инспекторы уполномоченных государственных органов.
Документы для законной эксплуатации ГПМ
Правильный порядок эксплуатации ГПМ на промышленных предприятиях требует обязательного присутствия требуемой документации. Список документов, которые должны присутствовать в организации, использующей такие опасные объекты, включает следующие позиции:
- техническая документация на оборудование, предоставленная производителем;
- документ о прохождении обязательной оценки соответствия нормативам технического регламента ТС 010/2011, а также других нормативных документов в соответствии с типом объектов;
- свидетельство о регистрации опасного объекта, подтверждающего внесение информации о нем в Единый реестр ОПО;
- положение о производственном контроле на предприятии, разработанное согласно требованиям 116-ФЗ и утвержденное руководителем организации;
- положение о порядке расследований причин аварий и других инцидентов;
- инструкции по эксплуатации техники для работников, включая инструкции о правилах поведения в случае аварии;
- полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта на случай аварии;
- протоколы аттестации и удостоверения по промышленной безопасности, полученные работниками предприятия, допущенными к эксплуатации, пусконаладке, ремонту и другим операциям с оборудованием;
- заключения промышленной безопасности на оборудование – в случаях, предусмотренных пунктом 260 приказа № 533;
- документация о прохождении технического освидетельствования оборудования в установленные сроки.
При организации отдельных типов работ предприятию потребуется оформление дополнительной документации. Например, при выполнении погрузочно-разгрузочных операций обязательна подготовка технологических карт, описывающих порядок действий в таких обстоятельствах.
Подъемно-транспортные машины (ПТМ)
Лекция
Подъемно-транспортные машины (ПТМ)
Назначение ПТМ
2. Основные требования к ПТМ
Классификация ПТМ
Назначение ПТМ
Подъемно-транспортные машины — совокупность различных приспособлений, механизмов и машин, предназначенных для погрузки и разгрузки транспортных средств, перемещения грузов, транспортирования инвентаря и различного оборудования.
Применение даже простейших видов подъемно-транспортных машинспособствует:
·- облегчению трудоемких и тяжелых работ по перемещению грузов;
·- повышению производительности и культуры труда;
·- ускорению погрузочно-разгрузочных работ и сокращению длительности простоя транспорта.
Основные требования к ПТМ
1. Эксплуатационная надежность в работе (прочность и устойчивость, небольшой собственный вес);
2. Безопасность для обслуживающего персонала;
3. Соответствие производительной мощности ПТМ условиям и объему работ;
4. Обеспечение качественной и количественной сохранности грузов;
5. Соответствие ПТМ наличию местных энергетических ресурсов;
6. Учет вида габаритных размеров и веса грузов при выборе типа ПТМ;
7. Экономичность применяемых ПТМ при высоком КПД.
Направления развития ПТМ
1. Комплексная механизация и автоматизация подъемно-транспортных работ,
2. Создание качественно новых подъемно-транспортных машин и установок,
3. Повышение грузоподъемности при одновременном снижении материалоемкости за счет применения новых материалов, технологий,
4. Увеличение производительности за счет применения автоматического и дистанционного управления социальных захватных и других подъемных агрегатов,
5. Улучшение условий труда,
6. Повышение надежности работы машин и долговечности их элементов путем разработки новых конструктивных решений, применения новых материалов с улучшенными физико-механическими свойствами.
Классификация грузов
Виды грузов по способу погрузки-выгрузки:
— штучные (мешки, ящики, бочки, кипы, тюки, изделия без упаковки),
— навалочные (погрузка-выгрузка, перевозка и хранение которых осуществляются навалом);
— наливные грузы (бестарные жидкие продукты).
Классификация ПТМ
1. По принципу действия:
— машины циклического (прерывного) действия, перемещающие различные грузы преимущественно отдельными порциями, процесс их работы цикличен (краны всех типов, универсальные вилочные погрузчики, электроштабелеры, одноковшовые погрузчики и пр.);
— машины непрерывного действия, перемещающие различные грузы преимущественно непрерывным потоком (конвейеры, элеваторы, многоковшовые погрузчики, установки пневматического и гидравлического транспорта).
Классификация ПТМ
2. По функциональному назначению:
Классификация ПТМ
Грузоподъемные машины предназначены для перемещения грузов, монтажа строительных конструкций, проведения погрузочно-разгрузочных работ, монтажа, ремонта и технического обслуживания различного технологического оборудования (домкраты, лебедки (тали), грузоподъемные краны и погрузчики).
Транспортирующие машины различных видов предназначены для перемещения грузов на одном уровне на значительные расстояния (ленточные конвейеры, цепные конвейеры, тележечные конвейеры, качающиеся конвейеры, шнеки (винтовые конвейеры), пневматические транспортирующие устройства).
Погрузочно-разгрузочные машины используются при выполнении работ в складских помещениях.
Грузоподъемные машины
Грузоподъемные машины делятся на три группы:
— подъемные механизмы (полиспасты, тали, электротельферы, лебедки и домкраты),
— краны различных типов (мостовые, консольные, поворотные и др.),
— подъемники (лифты и штабелеукладчики).
Основные параметры грузоподъемных машин:
— скорости движения отдельных механизмов,
— высота подъема грузозахватного устройства.
Грузоподъемные машины. Лифт
Лифт — подъемник прерывного действия с вертикальным движением кабины или платформы по жестким направляющим, установленным в огражденной со всех сторон шахте.
По назначению различают:
— лифты пассажирские (обычные и скоростные), предназначенные для транспортирования людей;
— больничные — для транспортирования больных на больничных транспортных средствах с сопровождающим персоналом;
— грузовые с проводником — для транспортирования грузов и лиц, сопровождающих груз,
— грузовые без проводника — для транспортирования только груза.
Грузоподъемные машины. Лифт
| |
Пассажирский лифт | Скайвью – лифт-гондола. Стокгольм. |
Мостовые краны
|
|
Козловые краны
|
|
Башенные краны
|
|
Стреловые самоходные краны
Стреловые самоходные краны — стреловое или башенно-стреловое крановое оборудование, смонтированное на самоходном гусеничном или пневмоколесном шасси.
Достоинства стреловых самоходных кранов:
— большая грузоподъемность (до 250 т),
— способность передвигаться вместе с грузом,
— высокие маневренность и мобильность,
— широкий диапазон параметров,-
легкость перебазировки с одного объекта на другой,
— возможность работы с различными видами сменного рабочего оборудования (универсальность) и т. д.
Стреловые самоходные краны
| |
| |
Стреловые самоходные краны
| |
| |
Стреловые самоходные краны
Стреловые самоходные краны общего назначения классифицируют:
1. по грузоподъемности:
§ -легкие (грузоподъемностью 10 т),
§ -средние (грузоподъемностью 10. 25 т),
§ -тяжелые (грузоподъемностью выше 25 т),
2. по типу ходового устройства:
§ автомобильные (на стандартных шасси грузовых автомобилей),
§ тракторные (навесные на серийные тракторы),
§ на шасси автомобильного типа,
§ гусеничные, имеющие специальные шасси.
Стреловые самоходные краны
3. по типу привода:
§ с механическим приводом,
4. по конструкции стрелы:
§ со стрелой неизменяемой длины,
§ c телескопической стрелой.
по способу подвески стрелы:
§ с гибкой (на канатных полиспастах),
§ жесткой (с помощью гидроцилиндров) подвеской.
Стреловые самоходные краны
Схема индексации стреловых самоходных кранов
Грузозахватные устройства
Грузозахватные устройства:
— универсальные — крюки, петли для непосредственного принятия груза,
— специальные (для ящиков, бочек, мешков, листов и т.д. — клещевые, эксцентриковые и другие захваты, грейферы — для подачи сыпучих грузов, электромагниты — для транспортирования грузов из стали и чугуна, вакуумные захваты — для транспортирования листового материала, а также коробок, ящиков и т.п.)
Грузозахватные устройства
Грузозахватные устройства
| |
Стропы, такелаж | |
|
Грузозахватные устройства
Производительность ГМ – это количество груза переработанного машиной за единицу времени. Производительность может быть теоретической, технической и эксплуатационной.
Теоретическая или расчетная производительность это количество груза переработанное машиной за один час непрерывной работы при максимальной грузоподъемности.
Техническая производительность это количество груза переработанное машиной за один час непрерывной работы при фактической загрузке, то есть с использованием коэффициента грузоподъемности.
Эксплуатационная производительность это количество груза переработанного машиной за единицу времени (час, смену, сутки и т.д.) при фактической загрузке и с учетом коэффициента использования машины по времени.
Производительность Q машины периодического действия выражается в центнерах в час и находится следующим образом:
Q = qna,
или
Q = qгрn
где q – грузоподъемность машины (в тоннах или центнерах); а – коэффициент использования машины по грузоподъемности; qгр – количество груза, перемещаемого машиной за один цикл (в тоннах или центнерах); n – количество сделанных циклов (или рейсов) за час, причем n = 3600/Т (Т – это время, расходуемое на один цикл и записываемое в секундах).
Совет: выбор системы величин (метры или километры, секунды или часы, центнеры или тонны) зависит от специфики конкретных технологических процессов и операций. Единожды выбранный комплекс единиц должен применяться и впоследствии, иначе в результатах вычислений возникнет существенное расхождение. При подсчете циклов через выражение 3600/Т длительность Т может выражаться исключительно в секундах; если процесс слишком длительный, то применять секунды неудобно – им стоит предпочесть минуты и выражение примет вид 480/Т (где 480 – число минут в 8-часовой смене).
Заметим, что полным циклом называется комплекс операций, которые выполняет машина при перемещении материала с одного места на другое.
Время полного цикла при последовательном выполнении данных операций определяется по формуле:
T = tп + tр + – tt,
где tп – время, расходуемое на погрузку или захват материала; tр – время, расходуемое на разгрузку или освобождение материала от захвата; tt – время, расходуемое на соответствующие операции работы машины.
Возможны более трудные случаи, когда комплекс операций в составе цикла не является последовательностью. Так, в работе некоторых погрузочно-разгрузочных машин (в особенности кранов и т. д.) имеет место совмещение движений. Тогда Т рассчитывается как Т = Т?. Здесь ? – коэффициент совмещения движений или операций. Он принимается равным 0,8 для мостовых кранов и 0,7 – для передвижных стреловых.
Производительность Q подъемно-транспортных машин непрерывного действия находится следующим образом:
Q = 3,6q1v
где q1 – средняя интенсивность нагрузки (полезный груз, приходящийся на 1 погрузочный метр длины загруженной части машины), v – скорость, обычно выражаемая в метрах в секунду.
Лекция
Подъемно-транспортные машины (ПТМ)
Назначение ПТМ
2. Основные требования к ПТМ
Классификация ПТМ
Назначение ПТМ
Подъемно-транспортные машины — совокупность различных приспособлений, механизмов и машин, предназначенных для погрузки и разгрузки транспортных средств, перемещения грузов, транспортирования инвентаря и различного оборудования.
Применение даже простейших видов подъемно-транспортных машинспособствует:
·- облегчению трудоемких и тяжелых работ по перемещению грузов;
·- повышению производительности и культуры труда;
·- ускорению погрузочно-разгрузочных работ и сокращению длительности простоя транспорта.
Основные требования к ПТМ
1. Эксплуатационная надежность в работе (прочность и устойчивость, небольшой собственный вес);
2. Безопасность для обслуживающего персонала;
3. Соответствие производительной мощности ПТМ условиям и объему работ;
4. Обеспечение качественной и количественной сохранности грузов;
5. Соответствие ПТМ наличию местных энергетических ресурсов;
6. Учет вида габаритных размеров и веса грузов при выборе типа ПТМ;
7. Экономичность применяемых ПТМ при высоком КПД.
Направления развития ПТМ
1. Комплексная механизация и автоматизация подъемно-транспортных работ,
2. Создание качественно новых подъемно-транспортных машин и установок,
3. Повышение грузоподъемности при одновременном снижении материалоемкости за счет применения новых материалов, технологий,
4. Увеличение производительности за счет применения автоматического и дистанционного управления социальных захватных и других подъемных агрегатов,
5. Улучшение условий труда,
6. Повышение надежности работы машин и долговечности их элементов путем разработки новых конструктивных решений, применения новых материалов с улучшенными физико-механическими свойствами.
Классификация грузов
Виды грузов по способу погрузки-выгрузки:
— штучные (мешки, ящики, бочки, кипы, тюки, изделия без упаковки),
— навалочные (погрузка-выгрузка, перевозка и хранение которых осуществляются навалом);
— наливные грузы (бестарные жидкие продукты).
Классификация ПТМ
1. По принципу действия:
— машины циклического (прерывного) действия, перемещающие различные грузы преимущественно отдельными порциями, процесс их работы цикличен (краны всех типов, универсальные вилочные погрузчики, электроштабелеры, одноковшовые погрузчики и пр.);
— машины непрерывного действия, перемещающие различные грузы преимущественно непрерывным потоком (конвейеры, элеваторы, многоковшовые погрузчики, установки пневматического и гидравлического транспорта).
Классификация ПТМ
2. По функциональному назначению:
Классификация ПТМ
Грузоподъемные машины предназначены для перемещения грузов, монтажа строительных конструкций, проведения погрузочно-разгрузочных работ, монтажа, ремонта и технического обслуживания различного технологического оборудования (домкраты, лебедки (тали), грузоподъемные краны и погрузчики).
Транспортирующие машины различных видов предназначены для перемещения грузов на одном уровне на значительные расстояния (ленточные конвейеры, цепные конвейеры, тележечные конвейеры, качающиеся конвейеры, шнеки (винтовые конвейеры), пневматические транспортирующие устройства).
Погрузочно-разгрузочные машины используются при выполнении работ в складских помещениях.
Грузоподъемные машины
Грузоподъемные машины делятся на три группы:
— подъемные механизмы (полиспасты, тали, электротельферы, лебедки и домкраты),
— краны различных типов (мостовые, консольные, поворотные и др.),
— подъемники (лифты и штабелеукладчики).
Основные параметры грузоподъемных машин:
— скорости движения отдельных механизмов,
— высота подъема грузозахватного устройства.