Почему постоянно дорожает газ на заправках в России? Какие факторы влияют на ценообразование?
Газ – одно из самых важных видов топлива в современном мире, и его стоимость неразрывно связана с экономическим состоянием государства, а также благополучием её населения. Поэтому не удивительно, что большая часть людей приходит в ужас, увидев цену этого сырья на заправке. С чем связан их резкий скачок и постепенное увеличение? Какие есть причины у этих тенденций? И как предотвратить подобное в дальнейшем? Ответим на эти вопросы в данной статье.
Цена на газ в России
За последние несколько лет могут наблюдаться большие скачки стоимости сырья. Рассмотрим подробнее актуальные тарифы различных поставщиков сырья в соотношении рублей за литр:
- Газпромнефть – 24;
- Интеройл – 26;
- Лукойл – 28;
- Роснефть – 24.
Стоит также отметить, что за последние несколько лет наиболее резкие скачки наблюдались в 2014 году, когда тарифы увеличились более чем на 12 процентов. С тех пор они значительно колебались, однако в 2018 началось серьёзное повышение, которое продолжается и до сих пор.
Факторы, влияющие на изменение тарифов
Для того, чтобы понять, почему стоимость данного сырья постепенно увеличилась за столь непродолжительный период времени, нужно разобраться, какие факторы влияют на ценообразование.
- Увеличение количества людей, использующих оборудование, работающее на газовом топливе. Это, в свою очередь, связано с увеличением цен на бензин и желанием населения сэкономить на дорогостоящем сырье;
- Уменьшение пошлин на экспорт, а также увеличение его стоимости на мировом рынке. Из-за этого многим компаниям оказывается выгоднее продавать газ в других странах, чем в своей. Чтобы вернуть заинтересованность предприятий, правительство повышает тарифы внутри России;
- Большие мероприятия федерального значения. В 2018 году примером такого стал Чемпионат Мира по футболу. Во время таких событий правительство обычно устанавливает ограничение на перевоз взрывоопасных грузов. Поэтому транспортировка на этот период стала более затратной, что и привело к росту цены на это топливо;
- Состояние заводов, специализирующихся на выработке этого вида сырья. На данный момент некоторые из них, особенно крупные, находятся на ремонте, и в связи с этим даже импорт не может покрыть объемы их производства. Что и приводит к росту платы;
- Курс доллара – один из факторов, который влияет на многие элементы экономики, в том числе и на плату за газовое топливо. Так как основная масса предприятий в большинстве своё ориентированы на экспорт продукции, они устанавливают цены именно в долларовом эквиваленте. Для российского потребителя это оказывается не выгодно, ведь если доллар растёт, то и население вынуждена платить больше;
Таким образом, плата складывается из нескольких факторов, которые оказывают существенное влияние на неё. В результате того, что за один период произошло сразу несколько событий и сложилась неблагоприятна ситуация, которая и способствовала увеличению платы за газ.
Цена на газ в Украине
Для сравнения рассмотрим стоимость газового топлива в соседней стране.
В Украине также в последнее время наблюдается тенденция увеличения тарифов, несмотря на то что долгое время они были стабильны. Однако из-за того, что они были не в состоянии компенсировать расходы на производство и поставку сырья, многие предприятия оказались в тяжёлой ситуации. Поэтому правительство Украины были вынуждено повысить плату для населения.
С 2018 года население Украины должно выплачивать более 8500 гривен за одну тысяч кубометров. Соответственно, по сравнению с предыдущим годом цена на данный вид топлива увеличилась более чем на 23 процента.
Прогнозы на следующий, 2020 год
Чего же ожидать россиянам в будущем? Стоит ли опасаться дальнейшего повышения? Или ситуация в стране улучшится? Посмотрим, какие прогнозы выдвигают специалисты.
- к сожалению, многие эксперты предполагают, что с 2019 года ситуация, сложившаяся в России, будет только усугубляться. Связывают это с тенденцией уменьшения пошлины на экспорт. По некоторым прогнозам, к 2024 году она будет снижена до минимума, если не исчезнет совсем. Соответственно, продавать газовое топливо в другие страны для предприятий будет гораздо выгоднее, чем населению собственной страны. Это может стать поводом для появления дефицита, и, как следствие, жители будут платить больше;
- важным моментом может стать также рост налога на добычу полезных ископаемых. Несмотря на то, что правительство планирует всеми силами компенсировать данное явление, потребители достаточно сильно пострадают от такого решения.
Стоимость газа в странах Европы
Наконец, рассмотрим цены в различных государствах Европы. Где же жители платят больше всего?
- Лидером в подобном рейтинге является Люксембург, где жители могут приобрести более 8 тысяч кубических метр газа при стоимости около 30 рублей за один кубометр. Конечно, есть множество стран, где население платит гораздо меньше, однако стоит учитывать, что в здесь самые высокие зарплаты в Европе;
- Второе место по праву занимает Казахстан, где жителям доступно более 7 тысяч кубометров в месяц. В этом государстве зарплаты нельзя назвать высокими, однако здесь самые низкие цены из всех;
- Россия находится на третьем месте. Здесь население может позволить себе чуть более 6 тысяч кубических метров газового сырья в месяц;
- Следующим в рейтинге идёт Лихтенштейн – страна, в которой плата за газ одна из самых высоких. Здесь за один кубический метр жителям придётся заплатить более 62 рублей, однако компенсируют такую высокую стоимость может достаточно высокий уровень средней заработной платы.
Самыми низкими же показателями обладают Болгария, Украина и Молдова. При том, что цены здесь не самые высокие, от 16 до 28 рублей за один метр кубический, жители этих государств могут позволить себе едва ли больше, чем тысячу кубометров. Связано это с чрезвычайной низкими зарплатами, в сравнении с другими Европейскими государствами.
Видео: сравнение цен на газ в России и Украине
В данном ролике политолог Тимур Леонидов проведет сравнительный анализ цен на газ в двух странах – России и Украине:
В России рекордно выросли цены на сжиженный газ для автомобилей, хотя еще весной они уходили в минус
Сжиженный углеводородный газ невозможно хранить в больших объемах, поэтому производители не смогли адаптироваться к росту спроса.
Параллельно с ростом цен на бензин в России рекордно подорожал сжиженный углеводородный газ (СУГ) – в первую очередь, пропан-бутан. Его используют как автомобильное топливо вместо бензина. В середине июня оптовая цена СУГ на бирже превысила 35 тысяч рублей за тонну, что на 36% больше лета прошлого года. При этом еще весной из-за спада спроса тонну СУГ в России продавали оптом всего по 10-13 тысяч рублей.
Основная причина подорожания – рост спроса на автомобильный газ, что привело к временному дефициту топлива на рынке. Участники рынка полагают, что все дело в росте спроса на газ из-за окончания режима самоизоляции. Так, весной продажи топлива были на минимуме, но в России крайне недостаточно мощностей для его хранения. Фактически заводам приходилось останавливать производство и раньше времени уходить на плановый ремонт.
Так, в НОВАТЭКе рассказали, что весной потребление газа в регионах снизилось на 70-80%, и в итоге цены на СУГ в местах производства упали до отрицательных значений. Сейчас, по данным компании, спрос восстанавливается, но пока заводы не вышли на нормальный работы, дефицит будет сохраняться.
В СИБУРе не считают, что рост цен был значительным из-за заниженных цен ранее. Несмотря на рост цен, они все еще ниже пиковых значений в 2018-2019 годах. Кроме того, на начало лета приходится пик спроса, так как автовладельцы увеличивают его потребление.
Сжиженный углеводородный газ – по сути, побочный продукт добычи нефти и газа. Поэтому дефицит мог возникнуть и из-за того, что «Газпром» сократил добычу газа на 20% из-за рекордного падения спроса, а из-за действующей с 1 мая сделки ОПЕК+ нефтяные компании также снизили добычу нефти. И если в обычной ситуации цены начали бы расти еще весной, из-за падения спроса этого не случилось, и дефицит возник только с началом летнего сезона.
Государство приняло ряд мер по поддержке рынка: до 30 июня производители могут продавать через биржу всего 2,5% произведенного СУГ (вместо 5%), а компании СИБУР и НОВАТЭК получили до конца года скидку на перевозку газа по железной дороге в размере 40%. Эксперты полагают, что цены уже достигли максимальных значений и через некоторое время стоит ожидать их снижения.
Статьи и заметки
Почему на заправках дорожает пропан-бутан?
В 2021 году на заправках начал резко дорожать газ — пропан-бутан. Нам удалось получить комментарии от АЗС.
Цена пропан-бутана на заправках за короткое время достигла 28 рублей, сообщал ранее портал Avtospravochnaya.com. Напомним, в мае 2020 года средняя цена пропан-бутана на заправках Набережных Челнов составляла 18-19 рублей.
В начале 2021 года цена пропан-бутана на АЗС «Татнефть» составляла 25 рублей. Однако, в последние недели отмечен резкий рост цен:
- 22 февраля 2021 — 25.50 рублей;
- 27 февраля 2021 — 26 рублей;
- 6 марта 2021 — 27 рублей.
Аналогичная ситуация — и на других заправках. Так, на АЗС «Ирбис» цена пропан-бутана в начале года составляла 22.99 рублей. Затем также отмечен резкий рост:
- 22 февраля 2021 — 25.99 рублей;
- 27 февраля 2021 — 26.99 рублей;
- 6 марта 2021 — 27.99 рублей.
Мы попросили обе АЗС прокомментировать ситуацию с ценами на пропан-бутан.
» Цена на топливо рассчитывается в соответствии с порядком, установленным в Обществе, на основе цен ГСМ на оптовых рынках с учётом накладных расходов, а также действующих налогов. Цены формируются в зависимости от конкурентной среды в месте нахождения АЗС «, — прокомментировали ситуацию представители АЗС «Татнефть».
» К сожалению, на рынке наблюдается резкий рост стоимости оптовых цен, из-за которого мы вынуждены повышать цены на АЗС. Наша компания не занимается добычей и переработкой нефти и не может повлиять на этот процесс. С такой ситуацией сталкиваются заправочные станции по всей стране. По мере возможности и стабилизации цен на рынке мы будем снижать розничные цены «, — рассказали нам в сети АЗС «Ирбис».
Таким образом, обе компании объясняют резкое повышение прайсов на газ ростом оптовых цен пропан-бутана. Как будет развиваться ситуация с ценами дальше — расскажем совсем скоро.
«Догнать бензин!» Почему дорожает газ?
Цена на газ неудержимо растёт, несмотря даже на то, что за последнюю неделю цена на бензин не особо изменилась, а в некоторых регионах даже упала.
Почему это происходит? Давайте разбираться!
В первую очередь стоит отметить, что за последние 3 года число автолюбителей, установивших газобалонное оборудование(ГБО), выросло чуть более чем в пять раз. Основная причина для выбора этого топлива банальна — это экономия. Ведь «голубое» топливо всегда было в разы дешевле своего основного конкурента — бензина.
А в условиях нынешней жизни экономить приходится всем. Соответственно и растёт спрос на газ. Тем более на фоне резкого роста цен на бензин, начавшегося весной этого года и продолжающегося по сей день.
Росстат огласил следующую динамику: бензин подорожал на 5,6%, а газ на 7,7%. Но на деле автолюбители сообщают совсем другую информацию: в разных регионах цена весной была 17-19 рублей, а сейчас порядка 26 рублей, то есть рост составил не 7,7%, а 40-50% !
Произошло это пока все паниковали из-за подорожания бензина. Владельцы автомобильных газовых заправочных станций(АГЗС) просто напросто под шумок подняли ценник на свой продукт. Но есть ли у этого роста цены какое то обоснование? Это хороший вопрос. Аналитик Роман Ткачук высказал своё мнение на этот счёт — рост цены на «голубое» топливо обусловлен ростом цен на бензин. Ведь на его фоне спрос на газ вырос, соответсвенно продавцы решили так сказать «поймать волну» и поднять стоимость для того, чтобы побольше заработать.
И самым печальным во всём этом является то, что цене на газ даже сейчас, когда в среднем по России цена уже перевалила за 25₽, есть куда расти. Соответственно, этим пользуются продавцы газа, и как итог — за лето стоимость газа росла намного бóльшими темпами, чем стоимость бензина.
Что будет дальше? Конечно, навряд ли цена на газ «догонит» бензин по стоимости. Но и на нынешних показателях она так же не остановится. К сожалению сейчас никто не берётся утверждать о том, что будет дальше. Поэтому остаётся только надеяться на лучшее.
Оставайтесь с нами и будете в курсе происходящего.
Если Вам понравилась статья, ставьте лайк, подписывайтесь на канал и делитесь с друзьями в социальных сетях.
Машина не роскошь? В России сдержали удорожание бензина, но взвинтили цены на газ
С мая стоимость «газомоторки» выросла чуть ли не на четверть — эксперты задаются вопросом, почему бездействуют антимонопольщики
После вмешательства властей резкое подорожание бензина в России удалось затормозить. С мая популярные марки — 92-й и 95-й — выросли лишь на 5%, в то время как продавцы газомоторного топлива, похоже, не сдерживали аппетиты — их продукт подорожал аж на 20%. С чем это связано и когда нас ждет вторая волна топливной лихорадки — подробнее в материале «Реального времени».
Мечты сбываются у «Газпрома»
Аналитическая служба «Реального времени» продолжает замерять цены на заправках в городах ПФО. За последние три месяца статистика показала удивительные результаты. Как и обещали в правительстве, после договоренности с крупными нефтяными компаниями те притормозили резкий рост цен на бензин в ответ на обещание не повышать топливные акцизы. С мая средние цены на популярные марки в округе выросли лишь на 5% — с 38,66 до 40,66 рубля за литр 92-го и с 41,25 до 43,51 рубля за литр 95-го.
Однако с газомоторным топливом ситуация прямо противоположная. За тот же период средние цены подскочили более чем на 21%. Так обстоят дела по всем городам Поволжья. Например, в Казани стоимость газа на АЗС за три месяца выросла с 18,50 до 22,50 рубля за куб (+22%), в Набережных Челнах и Нижнекамске и того больше — с 17,75 до 22,25 руб./куб и 22,20 руб./куб соответственно (+25%), в Альметьевске — с 18,20 до 21,95 руб./куб (+21%).
У соседей цены выросли больше всего в Уфе — на 22% (18—22 руб./куб), меньше всего в Йошкар-Оле — на 16% (19—21,95 руб./куб). Газ также подорожал в Чебоксарах — на 20% (18,90—22,7), Ульяновске — на 21% (18—21,70) и Самаре — на (18—21,75). Самая дорогая заправка газом — в Чебоксарах, наиболее дешевая — в Ульяновске.
Все претензии к ФАС
— Причины повышения стоимости газа неизвестны, потому что цены на него отвязаны от цен на нефть — и в России, и в мире они развиваются своим путем. В нашей стране для нефтепродуктов существует рынок, а для газа, в общем-то, рынка нет — здесь регулируемые цены, «Газпром» не может ни поднимать, ни опускать стоимость ресурса. Вероятно, это какие-то сознательные действия, потому что они каждый месяц публикуют новые расценки. Поэтому тут все претензии к ФАС — цены они определяют, — считает аналитик нефтегазового сектора, партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин.
— Такого быть не должно, потому что есть же тарифная политика. Честно говоря, для меня это новость. Надо посмотреть, с чем это может быть связано. Я знаю, что есть часть газовых тарифов, связанных с ценой на нефть, — они привязаны к средней цене на период. Соответственно, это могло повлиять. Если цены на нефтепродукты продолжительное время были высокими, то после этого подтягиваются и цены на газ, но в принципе, глобально такого быть не должно, — добавил заместитель директора группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков.
По мнению и.о. начальника управления по реализации нефти и нефтепродуктов ОАО «Татнефть» Ильгиза Рахимова, резкое весеннее подорожание топлива потянуло за собой и газ: «В данном случае подорожавший бензин переключил спрос на газ. Расход у него на 100 км на 15—20% выше, чем у бензина. Но при этом цена в два раза ниже, чем у бензина. В принципе, пока автомобилистам выгоднее ездить на газе. Поэтому растет спрос, возникает небольшой дефицит газа, соответственно, растут и цены на него. Я думаю, в ближайшее время они достигнут какого-то потолка и стабилизируются».
Здесь стоит отметить, что рынок газомоторного топлива в Татарстане растет не так быстро, как планировалось. Программу развития рынка стоимостью около 75 млрд рублей уже два года подряд признают малоэффективной. Все упирается в противоречие: транспорта на газе не становится заметно больше из-за нехватки заправок, а заправки убыточны из-за отсутствия спроса. Не помогает делу и монополия «Газпрома», да и сами по себе преимущества газа преувеличены, добавляют эксперты.
Что касается бензина, закупочные цены на него стабилизировались, сообщил Ильгиз Рахимов. Фото Максима Платонова
«Если второй раз такой трюк устроят, будет еще хуже»
Что касается бензина, закупочные цены на него стабилизировались, сообщил Ильгиз Рахимов: «Плюс-минус 100—200 рублей туда-сюда играют, но в целом стабилизировались оптовые цены. Пока, конечно, маржинальность АЗС не самая лучшая, не покрывает всех издержек. Но пока каких-то предпосылок, что цены будут расти, нет».
Однако нельзя исключать, что из-за налогового маневра ситуация может измениться, считают эксперты. Правительство России намерено повысить сборы с нефтегазовых компаний, продающих топливо, что может создать условия для бесконтрольного удорожания бензина на внутреннем рынке. В течение ближайших пяти лет будет идти поэтапное снижение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты до нуля с одновременным повышением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в отношении нефти. Таким образом, фискальные сборы с нефтяного сектора вырастут и бюджет получит дополнительные доходы.
— Если просто математически считать, то надо, чтобы цена поднялась где-то на 2 рубля на заправках с учетом того, что акциз вырастет. Поэтому исключать очередного повышения стоимости бензина нельзя. Все будет зависеть от того, как наши законодатели будут решать этот вопрос. Конечно, еще полгода есть, поэтому я не переживаю. Но маржинальность АЗС пока приближается к нулю, мы стараемся работать в рынке, на заправках цены не повышаем, но предпосылок к снижению точно нет, — подчеркнул Рахимов.
Михаил Крутихин прекращение резкого повышения цен на бензин считает «искусственной приостановкой». По его мнению, после проведения налогового маневра горючее может снова сильно подорожать:
Налоговый маневр больше рассчитан на крупные компании с экспортом нефти. Фото st.volga.news
— Во-первых, очень трудно станет работать тем, у кого нет экспорта и добычи, — небольшим нефтеперерабатывающим предприятиям. Себестоимость приобретаемых ими нефтепродуктов существенно повысится. Во-вторых, в новом законе о налоговом маневре говорится, что правительство сможет регулирующим порядком вводить какие-то дополнительные экспортные пошлины на нефтепродукты и нефть. То есть мы опять видим неустойчивое положение, налоговые правила по воле правительства меняются часто, по несколько раз в год. И для того чтобы быть в прибыли, реализаторам бензина и дизтоплива необходимо держать более высокие цены, чтобы не остаться в убытке.
Мелкие игроки по этой причине могут вовсе уйти с рынка. Налоговый маневр больше рассчитан на крупные компании с экспортом нефти. Что если «правительство опять обманет, как и в предыдущий раз с таким же маневром, когда обещали поднять налог на добычу полезных ископаемых и, соответственно, понизить экспортную пошлину? Но налог повысили, а пошлины не понизили. Если второй раз такой трюк устроят, будет еще хуже, компании будут вынуждены поднимать цены», — отметил Михаил Крутихин.
Впрочем, налоговый маневр не может поднять цены настолько, насколько это было весной, полагает Танурков: «Это будет растянуто лет на пять»:
— Есть обратный акциз на нефть, который будет сдерживать цены. Поэтому, думаю, сам по себе налоговый маневр сильной угрозой для подорожания топлива не является. Собственно, стоимость бензина росла из-за того, что был рост цен на нефть, а еще доллар дорожал к рублю, и все это наложилось. Поэтому я не думаю, что сдерживание цен сейчас искусственное, а нефтепродукты по старым ценам продавались только из хранилищ, цены постепенно подтягиваются к тому уровню, который должен быть равновесным. На текущий момент это все исчерпалось на подтягивании цены, и, в принципе, я думаю, сейчас равновесие восстановилось.
В дальнейшем стоимость горючего снова будет зависеть от цен на нефть и курса рубля, добавил собеседник издания.