Эмульсия в масле двигателя
Проводя осмотр и диагностику двигателя, многие автовладельцы сталкиваются с наличием белесого налета на крышке маслозаливной горловины и щупе уровня масла.
Почему появляется эмульсия в масле: причины и последствия
Эмульсия выглядит как мелкодисперсная пена белого цвета, образуется при попадании воды или иной жидкости в моторное масло с последующим активным перемешиванием. В одних случаях такой налет не представляет опасности и переживать из-за ее наличия не стоит. Но так бывает не всегда, эмульсия в масле двигателя может также указывать на появление серьезных проблем с силовой установкой и надобность в проведении ремонта.
Наличие воды в масле, в целом, считается недопустимым, поскольку она влияет на эксплуатационные показатели и характеристики смазочного материала. Но в конструкцию любого двигателя входит сапун, обеспечивающий поддержание в картере заданного давления. По сути, он соединяет внутреннее пространство силовой установки с атмосферой. Поэтому через него внутрь блока цилиндров заходит воздух из окружающей среды, в котором обязательно присутствует влага – частицы воды.
В летний период перепад температур невысокий, поэтому большая часть воды так и остается в газообразном состоянии и после выводится вместе с картерными газами. Зимой же, температурный перепад значительный, поэтому влага конденсируется в жидкость, оседает на внутренних поверхностях двигателя, где и подмешивается к моторному маслу. Отсюда и берется белая эмульсия на крышке маслозаливной горловины.
Видео: Эмульсия под крышкой клапанов.
А вот появление желтой эмульсии на крышке маслозаливной горловины в летний период или же ее количество значительное — это указывает на проблемы с мотором. То же касается и следов эмульсии на щупе масла двигателя. В исправном двигателе пена на нем не появляется даже зимой, и, если она обнаружена, в моторе появились неисправности.
Дополнительные признаки неисправности
Как уже отмечено, эмульсия – это перемешанная смесь воды и масла в виде пены. Обильное количество белой или желтоватой пены на крышке и щупе сигнализирует о том, что в картер двигателя просачивается жидкость, а она присутствует только в системе охлаждения. Поэтому место утечки в первую очередь следует искать в тех частях двигателя, где каналы смазки и охлаждения проходят рядом.
Отметим, что появление протечки охлаждающей жидкости (ОЖ) внутрь двигателя могут сопровождаться еще рядом признаков:
- Постоянное снижение уровня ОЖ в расширительном бачке и надобность в периодической доливке.
- Масляная пленка в расширительном бачке.
- Система обогрева салона практически не греет.
- Уровень моторного масла выше нормы.
- Обильный белый дым из выхлопной трубы.
- Перебои в работе двигателя.
Все это указывает на попадание антифриза в масляные каналы. Если не предпринять никаких действий и продолжать эксплуатацию авто, то двигатель из-за отсутствия нормальной смазки получит повреждения, и для восстановления работоспособности понадобится дорогостоящий капитальный ремонт, или полная замена мотора.
Где искать причину утечки антифриза?
Произойти утечка может из-за:
- головки блока;
- прокладки ГБЦ;
- трещины в цилиндре;
- трещины в головке блоке.
Начнем с головки блока. Эта составляющая двигателя изготавливается из цветных металлов и при установке сильно притягивается болтами к блоку цилиндров.
В результате расширения металла из-за перегрева происходит коробление головки. В некоторых местах появляются зазоры между ГБЦ и блоком, через которые технические жидкости попадают в каналы других систем. То есть, охлаждающая жидкость просто через щели добирается до масляных каналов и подмешивается к смазочному материалу.
Эта неисправность не является очень сложной и вполне поддается ремонту. Но для этого потребуется демонтаж головки, шлифовка ее поверхности, прилегающей к блоку, замена прокладки и смазочного материала. При смене обязательно нужна промывка двигателя и системы смазки с заменой «старого» масла с примесями антифриза.
Но коробление головки блока становится причиной образования эмульсии не так уж и часто. Более распространенной проблемой является пробой прокладки ГБЦ.
Происходит это по той же причине – перегрев двигателя. Но если головка коробится только при длительном воздействии высоких температур, то для повреждения прокладки достаточно и кратковременного перегрева. А поскольку через прокладку проходят каналы смазки и охлаждения, то перемычки между ними от высокой температуры разрушаются. Отметим, что не всегда пробой происходит только между каналами. Повреждения могут соединять и каналы с цилиндром или же вести наружу двигателя.
Хоть пробой прокладки ГБЦ и самая распространенная причина появления белой эмульсии в масле двигателя, но она также считается самой простой для устранения. Для этого достаточно лишь заменить поврежденную прокладку на новую, а также заменить моторное масло и промыть двигатель. Опытный автолюбитель способен провести ремонт в течение 4-5 часов.
Трещины в цилиндре хоть и редко случается, но причиной образования эмульсии она тоже может стать. Обычно это происходит из-за дефектов в структуре металла гильзы.
Видео: На крышке горловины масла эмульсия
Имеющиеся дефекты со временем могут привести к появлению трещины в стенке цилиндра, а поскольку он охлаждается, то жидкость начинает просачиваться в камеры сгорания. Большая часть жидкости выходит из двигателя через выхлопную трубу, но и немного ее попадает в подпоршневое пространство, отсюда и берется эмульсия.
Отремонтировать двигатель с такой поломкой возможно только в случае, если гильзы в нем – съемные и их можно заменить. Но в ряде силовых установок цилиндры демонтировать нельзя, и в таком случае замене подлежит весь блок.
Еще одной серьезной проблемой, последствием которой является образование эмульсии в моторном масле, являются трещины в головке и блоке. Они могут образоваться от перегрева, внутреннего дефекта металла, ударных нагрузок.
Такие повреждения выявить очень сложно, особенно в блоке, поскольку каналы смазки и охлаждения проходят внутри него, и осмотреть или продиагностировать их не всегда возможно.
Заделать такие повреждения также не удастся. Поэтому составная часть двигателя с трещиной просто заменяется.
Чтобы не делать внеплановый ремонт двигателя из-за появления эмульсии моторного масла, достаточно лишь своевременно проводить техническое обслуживание, особенно касающееся замены технических жидкостей, а также не допускать перегрева мотора. А для этого следует во время движения постоянно контролировать температурный режим.
Если же проблема с эмульсией в масле двигателя появилась, начинать поиск лучше с самого простого – прокладки ГБЦ. При этом после демонтажа головки при замене следует проверить ее на наличие коробления. Сделать это очень просто даже в гаражных условиях. Для этого нужно положить головку поверхностью, прилегающей к блоку, на чистое стекло. Образованные в результате коробления неровности отлично будут видны.
Обычно в головке и ее прокладке причина и кроется. Трещины же в гильзах, блоке и ГБЦ встречаются очень редко.
Белый налет на масляном щупе. Что это значит и к чему следует готовиться?
Любые изменения в масляной системе, как правило, вызывают негодование у автовладельцев. Изменение цвета, консистенции или уровня масла — это всегда повод для переживаний для любого автолюбителя. Однако на деле часто оказывается, что причин для беспокойства, в принципе, и нет, но, в редких случаях масло все-таки индикатор состояния силового агрегата.
Появление налета молочного или кофейного цвета на контрольном щупе или крышке заливной горловины, как правило, воспринимается как серьезная поломка. Это неудивительно, так как если эмульсия белого цвета присутствует в большом количестве, то это свидетельствует о попадании антифриза в масло. Произойти это может по нескольким причинам, например, по вине разрушения прокладки ГБЦ или появления трещины в блоке цилиндров или головке. Есть и другие причины, о которых, кстати, мы сейчас и поговорим.
Если белый налет на щупе имеет слабовыраженный характер, то есть его мало, и он еле заметен, то спешу Вас успокоить — это нормально и беспокоиться нет причин. Появление такой светло-коричневой эмульсии может говорить о том, что в масляной системе появилась какая-то часть воды, которая при смешивании с маслом образовала вот такой налет в виде пены молочного или светло-коричневого цвета. Откуда вода? Скорее всего это конденсат, который образовался в результате повышенной влажности воздуха, а также длительных простоев вашего авто. Такой налет зачастую наблюдается в осенне-зимний период.
Бледная эмульсия образуется в системе вентиляции картера, которая имеет очень большое влияние на масло и двигателя в целом. Если система работает неправильно, то помимо изменения цвета масла могут появляться более серьезные проблемы в виде «масложора», снижения мощности и прочих бед. Система вентиляции создана дабы нивелировать разность давления в картере и атмосферного давления. Это позволяет избежать утечек масла и разрушения сальников и прокладок.
Так как картерные газы содержат в себе какую-то часть воды (CO2), то при взаимодействии с холодными деталями двигателя возникает конденсат, который смешивается с моторным маслом, образуя эмульсию кофейного или молочного цвета. В сырую погоду, а также в осенне-зимний период при непродолжительной работе и неполных прогревах двигателя, ситуация обостряется и вероятность появления белого налета на щупе или крышке горловины существенно увеличивается. Например, вам нужно съездить по месту допустимо это — 5-10 км максимум. При этом Вы заглушили мотор по приезду на место, а затем после его остывания снова заводили мотор и ехали домой. По сути, мотор дважды до конца не прогрелся, и вы проехали туда и обратно на холодном двигателе. При таких обстоятельствах появление налета молочного цвета считается нормальным явлением и связан он с малыми пробегами и образованием конденсата. Это не значит, что силовой агрегат неисправен и требует срочного ремонта. Более того, об этом даже говорят официальные источники, некоторые автопроизводители указывают вероятность возникновения подобной эмульсии в руководствах об эксплуатации своих авто.
Чтобы не усугублять ситуацию и не допускать увеличения процента воды в масле, рекомендуется время от времени давать мотору как следует прогреться. Это может быть полноценный прогрев стоя на месте или прогрев в движении, но он должен быть полноценным до рабочей температуры. Как вариант это могут быть более длительные поездки, во время которых мотор выйдет на рабочую температуру. Сам по себе белый налет вреда, как правило, не несет, однако, вода и металл — это всегда вероятность возникновения коррозии. Безусловно, с небольшими объемами воды масло справится самостоятельно, благо имеются в нем специальные присадки, которые поглощают воду и предотвращают возникновение коррозии. Тут проблема в другом — регулярная езда на непрогретом двигателе чревата тем, что детали постоянно работают в условиях, которые усугубляют износ двигателя и способствуют его преждевременному выходу из строя, старайтесь избегать коротких поездок, во время которых мотор не может полноценно прогреться. Если же это невозможно, вам следует чаще проверять масло, а также менять его, не дожидаясь рекомендованного пробега, то есть раньше, чем через 10 тыс. км.
На сегодняшний день не осталось производителей, которые рекомендовали бы прогревать мотор авто стоя на месте. Все давным-давно утверждают, что мотор нет смысла греть стоя на месте, это лучше сделать во время движения. Тема довольно обширная и мы сейчас не об этом. Главная задача после того, как вы завели мотор совершить поездку, во время которой ваш силовой агрегат прогреется полностью, то есть до рабочей температуры.
Если вы обнаружили белую эмульсию на щупе в больших количествах, при этом уровень масла выше допустимого, проверьте уровень антифриза, если он ниже допустимого уровня, скорее всего, он проникает в масло и в одной из систем есть разгерметизация. То есть, антифриз проникает в масло, его уровень падает, при этом на щупе и масляной системе наблюдется белая эмульсия или толстый налет.
Эмульсия на щупе уровня масла
Если во время очередной проверки двигателя обнаружена эмульсия на щупе для проверки уровня масла, нужно обязательно найти причину её появления. Эмульсия может говорить о разрушении прокладки под ГБЦ, а также о других неисправностях. Для решения проблемы лучше обратиться на СТО — хотя определить, почему появилась эмульсия, опытный водитель может и сам.
На щупе белая эмульсия — что это такое?
Основу недорогого моторного масла составляет углеводород. В нем не могут растворяться спирт, перекиси и другие вещества, образующиеся при сгорании топливной смеси. При движении автомобиля все нерастворенные компоненты активно перемешиваются — в результате получается эмульсия. Белый цвет вещество приобретает из-за большого количества крохотных пузырьков.
При значительном загрязнении рабочей жидкости эмульсия может принять бежевый цвет. Она легко прилипает к холодному масляному щупу. Консистенция эмульсии напоминает майонез. Она в большом количестве образуется на крышке горловины для залива рабочей жидкости.
Эмульсия в масле двигателя: причины
Почему образуется эмульсия? Причин может быть несколько, но основных только три:
- смешивание масла с водой
- смешивание масла с охлаждающей жидкостью;
- использование некачественного горючего.
Конденсат
Если во влажную погоду автомобиль долго находится на улице, в картер попадают водяные испарения, собирающиеся на трубках и на самой поверхности рабочей жидкости. Влага попадает в картер через систему охлаждения. Может она проникнуть и через цилиндры, но это довольно редкое явление. Для образования «майонеза» достаточно 2 граммов конденсата.
Пробой прокладки
Эмульсия на щупе уровня масла может образоваться по причине повреждения прокладки под ГБЦ. Это происходит из-за ее прогорания во время перегрева или вследствие обычного физического износа. Установленная на заводе прокладка будет служить долго, и проверять ее состояние имеет смысл только через 10 лет после начала эксплуатации автомобиля. Но если работа мотора нестабильна, износ может начаться раньше.
Попадание на прокладку рабочей жидкости из системы охлаждения также не способствует увеличению срока ее эксплуатации. Придётся доставать ее, менять на новую.
Трещины
Трещины в БЦ или на его головке могут появиться после любого, даже самого незначительного ДТП. В морозную погоду достаточно наехать на бордюр. Также подобные повреждения возникают из-за замерзания охлаждающей жидкости. Поэтому нельзя использовать для охлаждения обыкновенную воду. Она обязательно останется даже после слива, и в результате ее замерзания может произойти разрыв каналов БЦ.
Не работает вентиляция картера
Со временем вентиляция забивается. Но так как парам из картера нужно через что-то выходить, они будут делать это через щуп. Эмульсия станет накапливаться под маслозаливной крышкой или в держателе щупа. После ремонта системы вентиляции менять масло необязательно.
Попадание тосола в масло
Антифриз может попасть в масло из-за повышения давления в охлаждающем контуре. В результате происходит выдавливание охлаждающей жидкости. Тосол и другие виды антифриза в масле также не растворяются, что и приводит к образованию белой эмульсии.
Чрезмерное давление в охлаждающей системе может быть спровоцировано раскаленными газами, попавшими в нее через пробой в прокладке. Тогда следы белой субстанции можно обнаружить даже в выхлопных газах.
Некачественное горючее
Это самая распространенная причина образования белого налета. Низкопробное горючее содержит спирт, керосин и воду. При использовании пропан-бутана появлению белого налета будет способствовать использование «влажного» газа с остатками очистителя.
Почему возникает зимой?
Зимой накоплению конденсата способствует перемещение автомобиля на незначительные расстояния без предварительного прогрева мотора до 90 градусов. Не застрахован от образования конденсата и автомобиль, который стоит в утепленном гараже. Влага появится из-за перепада температур.
Как диагностировать неисправность?
Диагностику лучше начинать с проверки уровня охлаждающей жидкости. Если уровень тосола понизился без явных причин, это может говорить о неисправности ГБЦ или о пробое прокладки. Во втором случае мотор работает неровно, из охлаждающей системы уходит тосол.
Чтобы проверить масло на наличие охлаждающей жидкости, его нужно слить в чистую емкость. Двигатель следует прогреть, так как масло должно быть теплым.
Появление эмульсии на крышке горловины говорит о разрушении прокладки ГБЦ. Подтверждением износа прокладки станет вытекание рабочей жидкости из бачка. При осмотре силового агрегата проверьте место стыка БЦ и ГБЦ. Наличие подтеков в этом месте подтвердит утечку масла.
Если из выхлопной трубы выходит густой дым белого цвета, это свидетельство попадания охлаждающей жидкости в элементы мотора. Это актуально для всех типов силовых агрегатов. Однако у дизельных двигателей ОЖ попадает в коллектор, а у бензиновых — в цилиндры.
Какие меры должен предпринять водитель?
Если при диагностике было выявлено разрушение прокладки ГБЦ, ее следует заменить. Для замены прокладки придется демонтировать головку. После установки прокладки крепежные болты лучше затягивать при помощи динамометрического ключа, чтобы норма момента затяжки не была превышена. Если ГБЦ «повело», проблему можно решить только путем проточки на станке. Эту работу лучше поручить специалистам.
При повреждении теплообменника его запаивают, если, конечно, это возможно. Если нет — теплообменник меняют. Если при подключении магистральной линии системы охлаждения были допущены нарушения, все патрубки придется отсоединить и подключить еще раз.
При повреждении БЦ узел придется демонтировать. Блок при этом растачивается, производится его гильзовка.
При обнаружении подтеков охлаждающей жидкости в патрубках и местах соединений течь нужно устранить. Потом придется поменять моторное масло и антифриз, предварительно промыв систему охлаждения. Такие течи диагностируются при работе мотора на повышенных оборотах. Жидкость будет вытекать под давлением, и найти течь не составит труда.
Моторное масло и сам двигатель нужно проверять как можно чаще. Только так удастся предотвратить возникновение серьезных поломок.