Не возите велосипед в машине!
Велосипед — одно из лучших изобретений человечества. Пока что еще ни один транспорт не был столь доступным, экологичным, удобным и одновременно полезным для здоровья. Не зря почтальон Печкин так радовался новому приобретению. Но если представить, что наш почтальон решил вдруг отправиться в автопутешествие и прихватить с собой двухколесный аппарат, то радости у него точно бы поубавилось. Даже без лишнего скарба загрузить велосипед в самый популярный транспорт того времени — «Жигули», «Москвич» или «Запорожец» — было практически невыполнимым занятием: казалось бы, легкий и компактный велосипед в этой ситуации превращается в громоздкий «негабарит». Было только два выхода — либо привязать байк к багажнику на крыше, либо ради десятка килограммов тащить за собой прицеп. Даже сейчас, когда автомобили стали комфортнее и просторнее, перевозить велосипеды по-прежнему неудобно: чтобы загрузить, скажем, парочку байков в кроссовер, придется выгрузить парочку… пассажиров, ибо без складывания заднего сиденья это сделать в большинстве случаев невозможно.
Из-за развития быстросъемных креплений колес процесс погрузки упростился: можно ухитриться и разместить велосипеды, сложив только часть заднего сиденья. Но толку от этого мало: полезный объем салона изрядно сокращается, как и количество потенциальных велотуристов.
Логичный выход — приспособить велосипед где-то снаружи автомобиля. И хотя первые велосипеды в привычном нам виде были созданы еще 1884 году (спасибо английскому изобретателю Джону Кемпу Старли), то для того чтобы внедрить на рынок грамотный и удобный автомобильный велобагажник, потребовался, представьте, почти век! Сегодня самые распространенные крепления — на крышу, на дверь багажника и на фаркоп — уже давно используются по всей Европе, и только в последние годы стали появляться в России.
Пока что самое популярное из них — велокрепление, устанавливаемое на крышу автомобиля. Главные достоинства такого способа — доступность (крепеж обычно ставится на уже существующий багажник или идет с ним в комплекте), свободный доступ в салон и сохранение габаритов автомобиля по его периметру. На первый взгляд хлипкая конструкция таковой только кажется: велосипед фиксируется за два колеса (или за колесо и переднюю вилку) и упорами за раму. Как правило, такая система хоть и может пошатываться на ходу, но сдвинуть ее с места весьма проблематично (речь сейчас идет исключительно о качественной продукции).
Куда большим недостатком является сам процесс установки велосипеда на крышу: даже на низкий легковой автомобиль его приходится поднимать на уровень своего роста, что не каждому придется не только по нраву, но и по силам. Что уж говорить про высокие внедорожники или микроавтобусы: водрузить на них велосипед, а после его оттуда извлечь без стремянки и посторонней помощи крайне проблематично. Не стоит забывать о возрастающей в этом случае на целый метр высоте автомобиля, о которой можно забыть, скажем, при поездке по лесу или при въезде на подземную парковку — и велосипед можно покалечить, и автомобиль. Ну и последний нюанс, который следует учитывать, — повышенное сопротивление встречному потоку воздуха. Во-первых, из-за подобной нагрузки на крепление производители настойчиво рекомендуют ограничивать максимальную скорость, а во-вторых, с парочкой установленных на крыше велосипедов расход топлива автомобиля может запросто вырасти на 10–20 %.
Есть еще велобагажники, которые крепятся непосредственно к задней двери автомобиля или к запаске, расположенной на ней. Вроде бы неплохое решение: таким образом сохраняется доступ в салон. Но у нас такие девайсы особую популярность не завоевали из-за их узкой ориентированности и «вредоносности»: для каждого автомобиля нужна определенная модель багажника, а дополнительный груз негативно сказывается на механизме двери багажника, которая со временем может начать провисать.
Именно по этим причинам было придумано самое универсальное велокрепление, которое подойдет, пожалуй, любому автомобилю, главное, чтобы у того имелось прицепное устройство. Крупных фирм, занимающихся такими устройствами, на российском рынке представлено довольно мало: Thule, Peruzzo и, собственно, Bosal. Смысл устройства прост: на фаркоп автомобиля жестко фиксируется специальное устройство, которое в зависимости от модели может удерживать до нескольких велосипедов. В отличие от более бюджетных устройств, велосипед здесь фиксируется не только за раму, но и за колеса. Другой отличительный бонус: даже если велосипеды загородят собой задние фонари и номерной знак, на креплении Bosal предусмотрены дополнительные световые приборы и место для номерного знака с подсветкой. За счет этого не страдает безопасность, да и гаишники точно не придерутся. Другая особенность такого подхода — удобство установки как самого багажника, так и велосипедов. Вес систем варьируется от 17 до 21 кг, а для облегчения установки велосипеда дополнительно можно установить специальную рельсовую систему, которая позволит легко закатить велосипед на багажник, а потом его оттуда скатить.
Отдельно стоит сказать про сохранение маневренности автомобиля. Этот параметр в первую очередь зависит от ширины автомобиля и размеров велосипедов, хотя последние чаще всего не выходят за пределы транспортного средства. К примеру, средняя длина взрослого горного велосипеда составляет 1,7–1,8 метра, тогда как ширина хетчбэка гольф-класса (с зеркалами) обычно те же 1,8 м.
Есть и недостатки у такого крепления, хотя по сравнению с количеством плюсов они кажутся не столь значительными. Главный из них — затрудненный доступ в багажник автомобиля. Но если у некоторых производителей крепление держится намертво, то здесь есть возможность опустить конструкцию вместе с велосипедами за счет специального фиксатора, что значительно облегчит доступ к багажу. Для тех, кого наличие фаркопа эстетически травмирует, у производителей велобагажников есть готовые решения в виде как автоматически, так и вручную складывающихся прицепных устройств. Перевезти же сам велобагажник в салоне автомобиля также труда не составит: все модели в считанные секунды складываются в сумку для хранения, которую можно положить как в багажник, так и на балкон или в кладовку. Наверняка у читателя закрадется сомнение: если процесс установки так прост, не воспользуются ли этим преимуществом велосипедисты-грабители? Об этом конструкторы также позаботились: и само устройство, и крепежи велосипедов снабжены защитой от кражи в виде встроенных замков.
Как должен двигаться велосипедист по проезжей части – правила ПДД
Велосипед – это полноценное транспортное средство, которое может использоваться для передвижения по дорогам общего назначения. В тоже время следует учитывать, что байк не защищает человека в случае аварии, а поэтому очень важно знать основные правила, позволяющие минимизировать риск. В статье будут рассмотрены правила езды на велосипеде по проезжей части, даны рекомендации относительно поворотов, пересечений перекрестков и перестроений.
Общие правила езды по дороге
Для безопасной езды, следует обеспечить следующие условия:
- исправный велосипед – особенно тормозная система и световая индикация;
- правильное положение относительно других транспортных средств (ТС);
- оптимальную скорость с учетом дорожной обстановки;
- соблюдение дистанции;
- отсутствие отвлекающих факторов (разговор по телефону, прослушивание музыки в наушниках и т.д.);
- соблюдение правил дорожного движения (знаки приоритета, движение по полосам, правила проезда перекрестков).
Важно! При выезде на проезжую часть, велосипед должен находиться в полностью исправном состоянии: руль, тормоза, крепление колес к раме, накачанные шины.
Положение велосипеда на дороге строго регламентировано: по ходу движения других ТС и как можно правее к обочине. Другими словами, водитель двухколесного транспорта должен занимать крайнее правое положение по возможности. Отступать от такого расположения допустимо, если, например, с правой полосы выполняется только поворот направо, а нам надо проехать прямо. По сути, велосипедист имеет право отклоняться влево или даже выезжать на встречную для объезда препятствия: припаркованное авто, ямы, место аварии.
Исходя из сказанного выше, становится понятно, можно ли на велосипеде ездить по дороге. Ответ простой – разрешено, но с небольшими ограничениями. Так, водителю байка запрещено совершать поворот налево, если дорога имеет больше одной полосы в одном направлении или присутствуют трамвайные рельсы. Также нельзя двигаться по тоннелям. Во всех остальных ситуациях велосипед имеет аналогичные автомобилю права и обязанности.
Группа велосипедистов должна двигаться по дороге в правом положении, строго друг за другом. Ехать попарно нельзя.
Огромное значение в безопасном передвижении имеет правильно подобранная дистанция. Важен интервал как по бокам, так и относительно впереди идущего автомобиля. Достаточная дистанция позволяет вовремя среагировать на изменившуюся ситуацию и предпринять меры: затормозить или объехать препятствие. Если выполняется параллельное движение, не рекомендуется сильно прижиматься к другому транспорту – водитель автомобиля может прижать велосипедиста к бровке или вовсе не заметить (касается крупногабаритных ТС).
Если речь заходит о стоящих в ряд припаркованных машинах, то следует удерживать боковую дистанцию не меньше метра. Так внезапно открывшаяся дверь не перегородит дорогу и не станет причиной падения велосипедиста.
Как велосипедист должен ехать по дороге
Помимо прописанных правил, необходимо придерживаться годами выработанных рекомендаций. Они проверены самими велосипедистами и позволяют существенно снизить риск внештатной ситуации при движении по дороге. Так, существует несколько заблуждений:
- Ехать на велосипеде как можно медленней. Это актуально для пустой дороги, без других участников движения. Когда движется много машин, то наиболее безопасно – ехать с общей скоростью потока. Обычно минимальная скорость движения наблюдается в правом ряду – машины готовятся к повороту или парковке. Придерживаясь скорости 25-30 км/ч, можно свести к минимуму помехи для других авто. Если скорость падает до 10-15 км/ч, это равносильно пешеходу, вышедшему на дорогу. Такой велосипедист станет помехой и будет провоцировать другие машины на обгон (не всегда безопасный и с соблюдением дистанции). Если быстрее двигаться не получается или происходит подъем в гору, рекомендуется перейти на тротуар.
Во время движения опасно совершать резкие перестроения и перемещения поперек дороги. Если требуется сместиться влево или сменить полосу, необходимо за 50-100 метров подать рукой сигнал поворота, затем посмотреть назад и убедиться, что отсутствует другой транспорт, движущийся в попутном направлении. Рекомендуется смотреть не под колесо велосипеда, а на то расстояние, где окажется байк через 5-10 секунд.
Довольно часто правый ряд заставлен автомобилями не вплотную, а с интервалом 50-200 метров. Не следует заезжать в образовавшиеся карманы, чтобы дать дорогу машинам. Это повышает опасность при возврате на свободную часть дороги.
При движении в темное время суток и вечером, велосипед в обязательном порядке должен быть оснащен:
- светоотражателями;
- красной мигающей фарой сзади;
- белой фарой, освещающей дорогу впереди.
Также не лишним будет иметь на одежде светоотражающие элементы. Передний фонарь лучше включать с наступлением сумерек, так велосипед будет более заметен встречным автомобилям.
Запреты
Нарушаете ли вы ПДД при езде на велосипеде?
Иногда, если не создаю аварийных ситуаций
Нет, потому что это моя безопасность
Свой вариант в комментариях
Многие начинающие велосипедисты не знают, можно ли ездить на велосипеде по тротуару. Согласно ПДД велосипед приравнивается к автомобилю, а значит его движение по пешеходным дорожкам запрещено. При этом у правила есть несколько отступлений:
- двигаться по тротуару на велосипеде разрешено детям, не достигшим возраста 14 лет;
- взрослый велосипедист может перемещаться по тротуару с велосипедом, но только спешившись.
На практике многие велосипедисты пренебрегают прямым запретом правил, к тому же сотрудники полиции редко обращают внимание на подобные нарушения. Будем откровенны, бывают случаи, когда двигаться по тротуару куда безопасней, чем по дороге. Но при таком раскладе не следует забывать о приоритете пешеходов: снижать скорость когда нужно, вежливо просить уступить дорогу.
Негласные правила безопасности предупреждают велосипедиста об опасности движения в воздушном кармане движущегося впереди автомобиля, грузовика или автобуса. Так водитель байка исключает встречное сопротивление воздуха и ездить становится легче. Однако чрезмерно сокращается дистанция и можно попросту не среагировать на яму или экстренное торможение машины. Еще один опасный фактор – следование вплотную за крупногабаритным грузовиком приводит к воздушному засасыванию велосипеда, в итоге велика вероятность угодить прямиком под колеса.
Следующая рекомендация, как правильно и безопасно ехать на велосипеде по дороге – выбрать высокую посадку . Она обеспечит хороший обзор. На светофоре не рекомендуется приближаться к автомобилю впереди ближе, чем на 1,5-2 метра. Машина может немного откатиться на старте, а иногда начинающие водители случайно включают заднюю передачу.
Даже имея приоритет в движении, не стоит забывать об отсутствии защиты при езде на велосипеде. Важно сначала убедиться, что другой участник движения вас заметил и пропускает.
Проезд перекрестков
В целом, правила проезда перекрестков являются общими как для автомобилей, так и для велосипедов. Есть лишь некоторые нюансы, призванные повысить безопасность велосипедиста на дороге.
При выполнении маневров обязательно подается сигнал рукой:
Совет! Приближаясь к перекрестку, следует заранее занять центр полосы. Это убережет от множества аварийных ситуаций, связанных с обгоном, поворотом и прочими маневрами других участников движения. После перекрестка нужно снова занять максимально близкое к обочине положение.
Выезд за город зачастую сопровождается вопросом, можно ли ездить на велосипеде по трассе. Явного запрета в правилах движения нет, однако нужно понимать, что нахождение на скоростном участке является крайне опасным. Двигаться нужно только по обочине, попутно транспорту.
На городских перекрестках необходимо обращать внимание на знаки «Движение по полосам». Так, может быть запрещено движение прямо с крайней правой полосы. В таком случае нужно заблаговременно перестроиться влево.
Поворот налево разрешен, если дорога имеет только по одной полосе в каждом направлении. Маневр ничем не отличается от аналогичного на автомобиле. На многополосной дороге, где поворот налево выполняется с нескольких полос, велосипедист должен спешиться и преодолеть этот участок по пешеходному переходу. Также нельзя поворачивать налево на дороге с трамвайными путями. Пересечение рельс под острым углом чревато падением.
Движение по кольцу разрешено, однако нужно быть крайне осторожными. Въезд на круг выполняется с любого ряда, а выезд только с правого. Двигаясь по кругу, следует занять центральное положение на полосе, чтобы съезжающие машины не зацепили велосипед.
Соблюдение изложенных выше правил и рекомендаций обеспечит достаточную безопасность при движении по дороге. Если нет уверенности в своих силах при проезде определенного перекрестка, лучше перейти на режим пешехода. Не стоит забывать о защите: шлем, наколенники. Важно обозначить себя в темное время суток: светоотражатели, фары спереди и сзади.