Открытый урок по трудовой подготовке «Устройство швейной машины» 5 класс
план-конспект урока (5 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_mashinam.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной)
общеобразовательная школа VII вида №39
открытого урока в 5 классе
учителем Абросимовой В.В.
Устройство бытовой швейной машины
Ижевск 2010 Тема: Устройство бытовой швейной машины
- Ознакомить с историей создания швейной машины
- Сформировать знания о бытовых швейных машинах, различных приводах и составных частях швейной машины
- Воспитывать дисциплинированность, аккуратность, самостоятельность.
Тип урока : изучение нового материала.
- Учебник Технология 5 класса В.Д. Симоненко
- Учебник Технология 5 класса В.Н. Черникова
- Домоводство 5 класса А.П. Тарасова
2. Плакат «Общий вид швейной машины»
3. Оборудование: Швейные машины – электрические, ножные, ножницы.
I. Организационный момент
- приветствие
- проверка готовности к уроку
II. Актуализация знаний
От знаний машиноведения зависит качество пошиваемого изделия.
— Есть ли у вас дома швейная машина, и кто умеет шить?
Сегодня швейные машины есть почти в каждой семье. Чтобы вникнуть во все секреты работы на швейной машине нужно разобраться в ее устройстве и работе.
Тема нашего занятия: «Устройство швейной машины». – запись в тетрадь.
В течение урока вы познакомитесь с названием частей и деталей швейной машины.
III. Изучение нового материала
Начиная с эпохи палеолита и вплоть до начала 19 века одежду шили вручную. Сотни портных трудились над одним платьем для знатной дамы. Чтобы выглядеть модно дама надевала на себя платье сшитое из более 40 метров ткани. Оборки, складки, бантики, цветочки на одно изделие уходило не меньше недели ручного труда очень тяжелого и изнурительного. А знатная дама могла одеть это платье всего только один раз.
1. История создания швейной машины.
Рассказывают, что какой-то путешественник волею судьбы оказался в одном из самых глухих, удаленных от цивилизации мест и там, к своему великому удивлению, в жилище местного вождя увидел швейную машинку! Каким-то образом туземцы добыли ее в ближайшем поселении белых.
Шитье так много значит в жизни человека, что какую-нибудь машину, умеющую шить, просто нельзя было не изобрести. Вопрос был только в том кому удастся это сделать первому. История изобретения швейной машины полна драматических, а порой и трагических событий.
Первая швейная машина была изобретена англичанином Томасом Сейнтом. В 1790 г. он запатентовал машину обладающую уже многими особенностями современных машин. Она в основном предназначалась для работы с кожей, но так и не была использована и изобретатель не извлек из нее ни какой выгоды.
В 1830 г. бедный французский портной Бартелеми Тимонье изобрел швейную машину, которая еще больше походила на современную модель. Она уже стала практически использоваться во Франции, но разъяренная толпа рабочих боявшаяся стать безработными, разнесли завод и поломали машины. А Тимонье умер в нищите.
В 1844 г.- 1845 г. американец Элиос Хоу, которого считают отцом швейных машин, используя принцип работы машины Уолтера Ханта, сделал в ней ряд усовершенствований и создал стабильно работающую швейную машину челночного станка. Ему удалось получить патент на новую машину и вскоре было изготовлено еще несколько таких машин, каждая из которых заменяла труд пяти портных. В течении последующих 30 лет появлялись все новые машины.
Швейные машины стали выставляться в музеях на выставках, вызывая восторг и большой интерес публики.
Наконец в 1851 г. усилиями американце Алена Вильсона и Исаака Зингера швейная машина была доведена практически до современного вида.
Начиная с 1870 года фирма «Зингер» не только расширилась в США, но и открыла свои филиалы в различных странах мира, в том числе и в России.
В подмосковном городе Подольске в 1923 г. фирма «Зингер» организовала завод, который осуществлял сборку машин из деталей доставленных из-за границы. Подольский механический завод стал центром отечественного машиностроения.
В нашем кабинете есть машины с подольского завода.
Швейные машины служат для стачивания деталей из ткани при пошиве различных изделий. Применение швейных машин позволяет ускорить и облегчить труд, повысить качество работы. Машинные швы ровнее, прочнее, и красивее ручных.
2. Краткий обзор швейных машин. Акцент на приводы машин.
Швейные машины бывают с ручным, ножным и электрическим приводом. Привод – это устройство с помощью котрого машина приводится в движение. (рис.5).
Ручной привод постепенно уходит в прошлое. Работать на такой машине не удобно, потому что правая рука занята вращением рукоядки.
Ножной привод освобождает руки для работы, это большое преимущество. Машина с ножным приводом очень удобна для обучения швейному делу, т.к. можно легко регулировать скорость врашения главного вала.
Машины с электрическим приводом наиболее быстроходны, современны и удобны.
Современные швейные фабрики оснащены производительными быстроходными швейными машинами (рис.6): наибольшее число стежков в минуту — 4000), автоматами, полуавтоматами, специальными машинами (для пришивания, пуговиц, обработки нетель) и другим сложным оборудованием.
Надежная работа швейной машины во многом зависит от умения и квалификации того, кто на ней шьет.
3. Составные части швейной машины:
Основное преимущество шитья на швейной машине — большая производительность труда и хорошее качество строчки. Швейная машина выполняет работу по соединению тканей примерно в 50 раз быстрей, чем это можно сделать вручную (машина с электрическим приводом делает это еще быстрее)
- рукав машины, внутри его располагается главный вал машины, изогнутой частью
- стойкой, опирается на плоскую металлическую
- платформу, под ней находятся валы, которые приводят в движение рабочие части машины.
С помощью любого (ручного, ножного, эл-го) привода движение передается маховому колесу. Оно заставляет вращаться все рабочие органы машины.
- винт разъединитель находится на маховом колесе и отключает главный вал машины, игла прекращает свое движение, это необходимо для работы
- моталки. Затягивая винт начинает движение
- игловодитель с иглой, которые совершают движение вверх и вниз.
При движении махового колеса ткань продвигается автоматически так как она
- лапкой прижата к
- зубчатой рейке двигателя ткани
- натяжение верхней нити (регулятор)
- рычаг обратной подачи, ручка регулятора длины стежка
- нитепритягиватель
- катушечный стержень
- нитенаправители
- под игольной пластиной находится челночное устройство.
Необходимо твердо усвоить и знать правила работы на швейной машине, заправки верхней и нижней ниток, регулировки стежка, замены иглы, намотки на шпульку и ее установки в челночное устройство, чистки и смазки швейной машины. При работе на швейной машине надо соблюдать ПТБ.
Рассказать и показать санитарно-гигиенические требования при работе на машине:
а) свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди;
б) сидеть за машиной надо прямо на всей поверхности стула;
в) стул должен стоять напротив иглы
г) расстояние между работающим и столом должно быть 10-15 см.
д) ноги должны упираться всей ступней на пол
Запись: Правила техники безопасности при работе на швейной машине.
а) На машине не должны лежать посторонние предметы.
б) Перед работой нужно проверить не осталось ли в изделии булавок или игл.
в) Волосы должны быть спрятаны под косынку.
г) Не следует наклонять близко к движущимся частям машины.
д) Нужно внимательно следить за правильным положением рук и ног.
4. Практическая работа учащихся «Знакомство с бытовой швейной машиной и ее составными частями».
Материалы и инструменты: учебник, швейная машина.
- рассмотри на рисунке расположение составных частей швейной машины;
- прочитай название составных частей швейной машины;
- в тетради зарисуй швейную машину и подпиши ее детали и узлы;
- подойди к швейной машине и найди на ней детали и узлы.
Устройство бытовой швейной машины
5. Закрепление нового материала в форме фронтального опроса:
- Когда была создана первая машина?
- У нас в России первый завод по производству машин, где основали?
- Какие виды приводов машин вы запомнили?
- Зачем надо соблюдать правила техники безопасности?
По карточкам-заданиям. Кто больше составит слов из кубиков.
IV. Подведение итогов.
— Уборка рабочего места.
V. Домашнее задание. (Выучить тему, принести бумагу для выполнения машинных строчек).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учащиеся выполняют коллективную работу из текстильных цветов.
Моделирование прямой юбки.
Открытый урок по профессионально-трудовому обучению по теме:»Трудовой договор» 9 класс.
разработка открытого урока.
урок призван совершенствовать знания учащихся по технологии изготовления деталей с криволинейной кромкой, развивать двигательную активность, пластичность, учить анализировать, обобщать.
Открытый урок в 8 классе. Трудовое обучение. Швейное дело.
Урок технологии в 5-м классе по теме «Бытовая швейная машина». Раздел «Элементы машиноведения»
Разделы: Технология
Раздел: Элементы машиноведения
Тема: Бытовая швейная машина
Практическая работа: Выполнение тренировочных упражнений в шитье на незаправленной машине
Цели:
- образовательная: способствовать формированию знаний об устройстве бытовой швейной машины с электрическим приводом, о процессе подготовки ее к работе;
- развивающая: способствовать формированию и развитию первоначальных навыков и умений работы на швейной машине; способствовать развитию внимания, аккуратности, усидчивости в работе, самостоятельности учащихся;
- воспитательная: способствовать воспитанию у учащихся культуры труда, трудолюбия, ответственности за результаты своего труда.
Методическое оснащение урока:
- Материально-техническая база: компьютер, мультимедийный проектор, универсальные швейные машины «Janome».
- Дидактическое обеспечение: учебник «Технология» (вариант для девочек), 5 класс, под ред. Симоненко В. Д., 2007, рабочая тетрадь, карточки-задания.
- Наглядный материал: презентация по теме урока, стенд «История швейной машины», портреты изобретателей швейных машин (Леонардо да Винчи, Элиас Хоу, Зингер), иллюстрация «Памятник портнихе».
- Учебно-техническая документация: образцы объекта труда (прямые, волнистые строчки, строчки с поворотом на угол), шаблоны из картона.
- Материалы для контроля знаний учащихся: упражнение «Проверь себя», кроссворд.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический
Словарная работа: бытовая швейная машина, детали швейной машины, приводы швейной машины, машинные работы
Тип урока: изучение нового материала, формирование умений и навыков
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний учащихся
Он по комнате ползет,
И гудит, и пыль сосет
Через длинный гибкий нос.
И зовется … (пылесос)
Хоть ворчит, но без угроз,
А внутри его – мороз,
Потому-то в нем еда
Очень свежая всегда. (Холодильник)
Если мятая одежда,
На него одна надежда.
Юбка, брюки, покрывало…
И морщин как не бывало! (Утюг)
Беседа
– Назовите одним словом. Пылесос, холодильник, утюг, телевизор, компьютер, будильник… – что это? (Бытовые предметы – машины)
– Для чего они предназначены? (Они помогают нам)
– Да, вы правы. Эти машины предназначены для облегчения домашних работ, для создания комфорта в повседневной жизни человека, высвобождают его для отдыха, занятий спортом, любимым делом.
Задание 2: Отгадайте еще одну загадку про бытовую машину, которая тоже является помощником в доме:
На полянке шерстяной
Пляшет тонконожка,
Из-под туфельки стальной
Выползает стежка (Швейная машина)
III. Целеполагание
Сегодня на уроке я познакомлю вас со швейной машиной, с историей ее появления, мы будем учиться готовить машину к работе, выполним тренировочные упражнения в шитье на незаправленной машине.
Ваши успехи в шитье во многом зависят от того, насколько хорошо вы научитесь пользоваться швейной машиной.
IV. Изучение нового материала
Швейная машина – это устройство, предназначенное для сшивания текстильных материалов и кожи, для изготовления одежды, обуви и других швейных изделий с помощью швейных ниток.
Швейные машины нужны не только для того, чтобы шить одежду. Есть немало хобби, которые связаны с шитьем – например, квилтинг, соединение разноцветных лоскутков в оригинальные пестрые одеяла или художественные панно. Но во всех случаях, когда необходимо соединить друг с другом несколько деталей, швейные машинки могут помочь.
Желание одеваться красиво, модно и оригинально, иметь уютный дом и время от времени творить маленькие или большие рукодельные чудеса присуще каждой женщине. Сегодня существует огромный выбор готовых вещей – и для гардероба, и для придания уюта дому, достаточно только пройтись по магазинам. Но все же остается немало людей, которые хотели бы создавать уют собственными руками, а в своем шкафу иметь вещи оригинальные, эксклюзивные, выполненные в единственном экземпляре.
Еще в давние времена умение шить считалось одним из главных достоинств женщин. Они проводили за шитьем круглые сутки, создавая с помощью обычной иголки с ниткой наряды для своего гардероба и одежду для всей семьи. Это была тонкая, кропотливая работа, поэтому люди оценили ее по достоинству, создав «Памятник портнихе».
Иллюстрация «Памятник портнихе» (Приложение 2)
Рукодельницы и представить себе не могли, что когда-нибудь появится магазин швейных машинок, где можно будет купить чудо-устройство, способное шить самостоятельно.
Знакомство с историей швейной машины
Первые швейные машины были изобретены еще в конце XVIII столетия. Их создатели постарались скопировать обычный ручной стежок, в связи с чем такие машины работали медленно, но ненадежно.
Первый проект швейной машины был предложен в конце 15 века Леонардом да Винчи.
Немец Карл Вензенталь изобрел машину, копирующую ручной стежок.
Американец Уолтер Хант – первую машину челночного стежка.
Другой американец Элиас Хоу считается отцом швейных машин, он создал машинку челночного стежка, которая заменяла труд пяти портных.
Швейные машинки стали выставляться в музеях и на выставках, вызывая восторг и большой интерес у публики, а создатели стремились их причудливо украсить.
На вопрос: «Кто изобрел швейную машину?» – большинство, не задумываясь, ответят – Зингер.
Действительно, швейная машинка, изобретенная Исааком Зингером, была практически доведен до современного вида и пользовалось большим спросом. Купленные прабабушками, они до сих пор исправно работают в некоторых семьях. Зингер, получая патент на свое изобретение, из множества узлов и деталей запатентовал только одно устройство: иглу с ушком внизу. Сконструировать механическую часть машинки можно было по-разному, но непрерывный шов двумя нитками получается только с помощью иглы новой конструкции.
Швейные машины в своем развитии прошли довольно долгий путь. При этом они значительно изменились, поменялись многие принципы их работы. Вполне возможно, что если бы изобретателям первых швейных машин показали современные швейные машинки, они бы очень удивились и не узнали в них наследниц своих изобретений.
Знакомство с современными швейными машинами
Современная швейная машина сегодня имеет полное право стать частью «умного дома», потому что в своем деле она умеет практически все. Она шьет, вышивает, обметывает, выполняет множество декоративных строчек, прошивает кожу и различные виды тканей, пришивает пуговицы, шьет двойной иглой и даже разноцветными нитками, сама настраивается на оптимальный вариант, подсказывает дальнейшие шаги портнихе и даже подключается к Интернету, чтобы получить свежую информацию для работы. В них автоматизировано практически все – от заправки нитки в иглу до ее обрезки по окончании шитья.
Знакомство с классификацией швейных машин
Все швейные машины различают:
- по выполняемым операциям: специальные, универсальные;
- по виду приводов: с ручным, ножным, электрическим.
Специальные машины выполняют только одну определенную технологическую операцию: выполнение петель, пришив пуговиц и т. д.
На универсальных машинах можно выполнять швы различных видов, строчки разной длины и направления, используя специальные приспособления можно выполнять петли и т. д.
Основной элемент электрических швейных машин – это электрический привод. Он представляет собой электромотор, с помощью которого приводится в движение маховое колесо. Управление работой привода обычно осуществляется с помощью ножной педали, причем скорость шитья пропорциональна силе нажатия на педаль. Подавляющее число выпускаемых сегодня бытовых швейных машин снабжены электроприводом – это главное отличие такого типа машин от механических, которые бывают ручными или ножными.
Демонстрация учителем основных деталей швейной машины
Швейные машины могут отличаться по внешним признакам, выполняемым операциям, но все они имеют основные рабочие органы.
Основными рабочими органами швейной машины являются: игла, двигатель ткани, лапка, нитепритягиватель, челнок.
Работу каждого рабочего органа швейной машины обеспечивает соответствующий механизм. Образование строчки обеспечивается слаженной работой всех механизмов.
V. Самостоятельная работа учащихся. Работа с терминами
Знакомство с бытовой универсальной швейной машиной с электрическим приводом
Задание:
1. Найди детали швейной машины по рисунку и на самой швейной машине. Воспользуйся карточкой 1. (Приложение 6)
2. Вклей в рабочую тетрадь карточку.
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление знаний учащихся
Упражнение «Проверь себя»
Задание:
Напиши названия деталей швейной машины. Воспользуйся карточкой 2. (Приложение 7)
VIII. Подготовка к выполнению машинных работ
1. Вводный инструктаж учителя
При освоении навыков работы на любой швейной машине, чтобы не причинить вред здоровью, следует выполнять ряд правил.
Задание 1:
Прочитайте правила безопасной работы на швейной машине (учебник, стр. 31). Назовите правила безопасного труда, которые необходимо соблюдать при выполнении машинных работ.
Рабочее место для выполнения машинных работ – это стол, на котором установлен швейная машина и разложены необходимые инструменты, приспособления и детали швейного изделия. Рабочее место должно находиться в полном порядке, на рабочем столе не должно быть посторонних предметов.
Задание 2:
Прочитайте санитарно-гигиенические требования при выполнении машинных работ (учебник, стр. 32). Какие санитарно-гигиенические требования необходимо знать при выполнении машинных работ?
2. Демонстрация подготовки швейной машины учителем
Чтобы подготовить машину к работе, нужно выполнить несколько последовательных действий:
1) подключить машину к электропитанию;
2) включить местное освещение;
3) повернуть маховое колесо на себя и установить нитепритягиватель и игловодитель в крайнее верхнее положение;
4) поднять лапку;
5) подложить ткань, опустить иглу с помощью махового колеса, опустить прижимную лапку;
6) осторожно надавить на педаль электропривода с целью проверки скорости;
7) выполнить пробную строчку.
Какой бы ни была современная швейная машина, для работы на ней необходимо последовательно выполнять приемы работы и четко следовать им. Только при этом условии можно получить качественную строчку и не вызвать поломку иглы.
IX. Практическая работа
Практическая работа 1: Выполнение тренировочных упражнений в шитье на незаправленной машине на лоскуте ткани
Цель: формировать первоначальные навыки подготовки швейной машины к работе
Задание:
1. Подготовь швейную машину к работе.
2. На сложенном вдвое лоскуте ткани нажатием педали проверь скорость шитья.
3. Выполни пробные машинные строчки.
Практическая работа 2:Выполнение контрольного образца на бумаге
Цель: формировать навыки выполнения ровной строчки с поворотом на угол
Задание:
1. На двойном тетрадном листе в клетку по линейке начерти прямую линию.
2. Волнистые и зигзагообразные линии начерти помощью картонного шаблона.
3. Выполни машинные строчки строго по намеченным линиям.
Текущий инструктаж учителя:
- проверка организованности начала работы учащихся;
- проверка организации рабочих мест;
- проверка соблюдения правил ТБ, санитарии и гигиены;
- инструктирование по выполнению задания;
- целевой обход (концентрация внимания учащихся на отдельных операциях, оказание помощи слабоуспевающим, контроль за бережным отношением к оборудованию).
Для учащихся, справившихся раньше с практической работой, предлагается дополнительное задание (по выбору):
1. Разгадать кроссворд.
2. Подготовить рассказ об истории швейной машины, используя материалы стенда. (Приложение 8)
3. По материалам стенда найти информацию о Зингере и ответить на вопрос: «Чем знаменит Зингер у нас в России?». (Приложение 9)
Х. Подведение итогов урока
XI. Инструктаж по выполнению домашнего задания
На следующем уроке мы продолжим знакомиться со швейной машиной и выполним более сложное задание: научимся заправлять машину, выполнять строчки на заправленной машине.
Домашнее задание:
1. Выучить термины, записанные на уроке в тетради.
2. Повторить правила безопасной работы на швейной машине.
3. Принести нитки, лоскут ткани и ножницы.
XII. Заключительное слово учителя:
Умение шить не дается просто так. Мастерицы, из-под рук которых выходят красивые и необычные вещи, не сразу подружились со своими швейными машинами. Поэтому необходимо понимать, что швейные машины – это лишь инструменты. Сами по себе они ничего не сошьют, нужен человек, который будет их использовать, причем использовать умело – только в этом случае результатами своего труда не стыдно будет похвастаться.
Считаю, что цели, поставленные в начале урока, были достигнуты.