Не дымит, не течет – куда девается полтора литра масла за тысячу километров?
«Владею Peugeot 308 2008 г.в. с двигателем 1.6 (120 л.с.). Пробег — 113.000 км. Проблема — в большом расходе масла, где-то 1,5 литра на тысячу км. Подскажите, пожалуйста, в чем может быть причина? Подтеков масла по двигателю нет. Не дымит. Компрессия — 14-14,5-15-15. Масло заливаю Total 5W30. Меняю каждые 10.000 км».
Расходоваться масло из двигателя может только по двум причинам: из-за течей и потому что сгорает в цилиндрах двигателя. Течи могут быть не только наружными, но и внутренними, как, например, протекание масла в систему охлаждения, однако поскольку в письме сказано, что подтеков масла по мотору не обнаружено, будем считать, что остается расход масла на угар. Почему же тогда двигатель не дымит?
Нам неизвестны условия проверки на дымление. Вероятнее всего, она проводилась во время стоянки автомобиля с работающим двигателем, а владелец какое-то время стоял позади машины и наблюдал, дымит ли из выхлопной трубы. Для наглядности проведем следующий расчет. Расход масла в 1,5 л на 1000 км пробега означает, что каждые 100 км из мотора убывает 0,15 л масла. Допустим, что автомобиль проехал эти 100 км за час. Один час, как известно, состоит из 60 минут. Таким образом, за минуту в двигателе должно было сгореть 0,0025 л масла.
При этом во время движения со скоростью 100 км/ч мотор должен работать с частотой вращения коленчатого вала не меньше 2500 об/мин. На стоянке, где предположительно проверялось наличие дыма из выхлопной трубы, обороты двигателя вряд ли превышали 800-900 об/мин.
Дело в том, что в четырехтактном двигателе за каждые два оборота коленвала совершается полный рабочий цикл. Поскольку он при работе мотора на холостом ходу повторяется реже, значит, реже происходит сгорание масла, и, стало быть, его сгорает меньше. Поэтому полученные выше 0,0025 л масла, сгоревших в двигателе за минуту езды со скоростью 100 км/ч, нужно разделить еще как минимум на 3. Какой заметный дым можно увидеть из выхлопной трубы при сгорании примерно 0,0008 л масла в течение одной минуты?
Что, однако, можно почерпнуть из вышесказанного – расход масла на угар зависит от манеры езды. Несмотря на то, что условия эксплуатации Peugeot 308 нам также неизвестны, это первое, на что мы должны обратить внимание его владельца. Возможно, коррекция стиля вождения в сторону более спокойного позволит уменьшить расход масла на угар.
К сожалению, манера езды – далеко не единственный и, увы, не более всего определяющий фактор, который сказывается на величине угара масла. Помимо стиля вождения на угар влияет состояние деталей цилиндропоршневой группы, призванных уплотнять надпоршневое пространство и не допускать проникновение в него излишков моторного масла. Отражается на угаре также состояние клапанов, их направляющих втулок и маслосъемных колпачков, которые опять-таки должны препятствовать попаданию масла в камеру сгорания по зазорам между стержнями клапанов и втулками.
Свою лепту в угар масла способна вносить система вентиляции картера, несмотря на наличие в ней маслоуловителя. Картерные газы, в состав которых входят и масляные пары, по системе вентиляции направляются во впускной тракт и далее оказываются в камерах сгорания. В частности, чем сильней загрязнен воздушный фильтр, тем активней осуществляется вентиляция, чем с более высокими оборотами работает двигатель и чем сильней изношены поршневые кольца, тем больше газов прорывается в картер.
Судя по указанным величинам компрессии, нет оснований подозревать в проблеме поршневые кольца, однако надо понимать, что за создание компрессии отвечают компрессионные кольца. Для расхода масла на угар большее значение имеют маслосъемные кольца, ведь это именно их задача — удалять со стенок цилиндров излишки масла, оставляя его лишь столько, сколько требуется, чтобы исключить преждевременный износ всего комплекта поршневых колец, а также поршней и цилиндров. Состояние маслосъемных колец по величине компрессии оценить невозможно.
К общим факторам влияния на угар следует добавить и вязкость масла. Значима в этом плане прежде всего высокотемпературная вязкость (цифры 20, 30, 40, 50 или 60, стоящие в индексе SAE после W): чем она ниже, тем, как правило, лучше масло испаряется, стало быть, и лучше сгорает.
Наконец, а возможно в контексте заданного вопроса с этого надо было начинать и ни о чем больше не рассказывать, бензиновый двигатель серии ЕР объемом 1,6 л, которым оснащен рассматриваемый Peugeot 308. Его хлипкий на вид блок цилиндров из легкосплавного материала дает богатую пищу для размышлений о влиянии жесткости блока на некоторые параметры, в том числе и на расход масла на угар.
Моторы ЕР, являющиеся продуктом сотрудничества концернов PSA и BMW, преуспели не только в многократном завоевании титула Engine of the Year, но также смогли за свою 10-летнюю эксплуатационную карьеру стать притчей во языцех в ремонтных кругах. Список проблем, которыми эти двигатели способны озадачивать своих владельцев, немал. И одной из регулярно повторяющихся проблем в моторах ЕР как раз является повышенный расход масла на угар при сравнительно небольших пробегах и вроде бы еще вполне удовлетворительном состоянии всех конструктивных компонентов силового агрегата, которые могут повлиять на угар.
Не дымит, не течет – куда девается полтора литра масла за тысячу километров?
«Владею Peugeot 308 2008 г.в. с двигателем 1.6 (120 л.с.). Пробег — 113.000 км. Проблема — в большом расходе масла, где-то 1,5 литра на тысячу км. Подскажите, пожалуйста, в чем может быть причина? Подтеков масла по двигателю нет. Не дымит. Компрессия — 14-14,5-15-15. Масло заливаю Total 5W30. Меняю каждые 10.000 км».
Расходоваться масло из двигателя может только по двум причинам: из-за течей и потому что сгорает в цилиндрах двигателя. Течи могут быть не только наружными, но и внутренними, как, например, протекание масла в систему охлаждения, однако поскольку в письме сказано, что подтеков масла по мотору не обнаружено, будем считать, что остается расход масла на угар. Почему же тогда двигатель не дымит?
Нам неизвестны условия проверки на дымление. Вероятнее всего, она проводилась во время стоянки автомобиля с работающим двигателем, а владелец какое-то время стоял позади машины и наблюдал, дымит ли из выхлопной трубы. Для наглядности проведем следующий расчет. Расход масла в 1,5 л на 1000 км пробега означает, что каждые 100 км из мотора убывает 0,15 л масла. Допустим, что автомобиль проехал эти 100 км за час. Один час, как известно, состоит из 60 минут. Таким образом, за минуту в двигателе должно было сгореть 0,0025 л масла.
При этом во время движения со скоростью 100 км/ч мотор должен работать с частотой вращения коленчатого вала не меньше 2500 об/мин. На стоянке, где предположительно проверялось наличие дыма из выхлопной трубы, обороты двигателя вряд ли превышали 800-900 об/мин.
Дело в том, что в четырехтактном двигателе за каждые два оборота коленвала совершается полный рабочий цикл. Поскольку он при работе мотора на холостом ходу повторяется реже, значит, реже происходит сгорание масла, и, стало быть, его сгорает меньше. Поэтому полученные выше 0,0025 л масла, сгоревших в двигателе за минуту езды со скоростью 100 км/ч, нужно разделить еще как минимум на 3. Какой заметный дым можно увидеть из выхлопной трубы при сгорании примерно 0,0008 л масла в течение одной минуты?
Что, однако, можно почерпнуть из вышесказанного – расход масла на угар зависит от манеры езды. Несмотря на то, что условия эксплуатации Peugeot 308 нам также неизвестны, это первое, на что мы должны обратить внимание его владельца. Возможно, коррекция стиля вождения в сторону более спокойного позволит уменьшить расход масла на угар.
К сожалению, манера езды – далеко не единственный и, увы, не более всего определяющий фактор, который сказывается на величине угара масла. Помимо стиля вождения на угар влияет состояние деталей цилиндропоршневой группы, призванных уплотнять надпоршневое пространство и не допускать проникновение в него излишков моторного масла. Отражается на угаре также состояние клапанов, их направляющих втулок и маслосъемных колпачков, которые опять-таки должны препятствовать попаданию масла в камеру сгорания по зазорам между стержнями клапанов и втулками.
Свою лепту в угар масла способна вносить система вентиляции картера, несмотря на наличие в ней маслоуловителя. Картерные газы, в состав которых входят и масляные пары, по системе вентиляции направляются во впускной тракт и далее оказываются в камерах сгорания. В частности, чем сильней загрязнен воздушный фильтр, тем активней осуществляется вентиляция, чем с более высокими оборотами работает двигатель и чем сильней изношены поршневые кольца, тем больше газов прорывается в картер.
Судя по указанным величинам компрессии, нет оснований подозревать в проблеме поршневые кольца, однако надо понимать, что за создание компрессии отвечают компрессионные кольца. Для расхода масла на угар большее значение имеют маслосъемные кольца, ведь это именно их задача — удалять со стенок цилиндров излишки масла, оставляя его лишь столько, сколько требуется, чтобы исключить преждевременный износ всего комплекта поршневых колец, а также поршней и цилиндров. Состояние маслосъемных колец по величине компрессии оценить невозможно.
К общим факторам влияния на угар следует добавить и вязкость масла. Значима в этом плане прежде всего высокотемпературная вязкость (цифры 20, 30, 40, 50 или 60, стоящие в индексе SAE после W): чем она ниже, тем, как правило, лучше масло испаряется, стало быть, и лучше сгорает.
Наконец, а возможно в контексте заданного вопроса с этого надо было начинать и ни о чем больше не рассказывать, бензиновый двигатель серии ЕР объемом 1,6 л, которым оснащен рассматриваемый Peugeot 308. Его хлипкий на вид блок цилиндров из легкосплавного материала дает богатую пищу для размышлений о влиянии жесткости блока на некоторые параметры, в том числе и на расход масла на угар.
Моторы ЕР, являющиеся продуктом сотрудничества концернов PSA и BMW, преуспели не только в многократном завоевании титула Engine of the Year, но также смогли за свою 10-летнюю эксплуатационную карьеру стать притчей во языцех в ремонтных кругах. Список проблем, которыми эти двигатели способны озадачивать своих владельцев, немал. И одной из регулярно повторяющихся проблем в моторах ЕР как раз является повышенный расход масла на угар при сравнительно небольших пробегах и вроде бы еще вполне удовлетворительном состоянии всех конструктивных компонентов силового агрегата, которые могут повлиять на угар.
Большой расход масла в двигателе. Основные причины
Причины повышенного расхода масла в двигателе, и начнем не с самых распространенных, а с самых сложных:
- Первая причина повышенного расхода.
Все поршни двигателя имеют специальные маслосъемные кольца, которые изготавливаются из чугуна и стали и имеют или хромовое, или керамическое покрытие. Задач у этих колец несколько, но основная – не допускать смазочное масло через поршень двигателя в камеру сгорания.Такие кольца могут изнашиваться, зазор между поршнем и стенкой цилиндра увеличивается, и масло через образовавшиеся микро-зазоры попадает внутрь двигателя.
Видео о последствии масляного голодания
Это предопределяет увеличенный расход масла, но на глаз эту проблему определить трудно. Самый вероятный симптом попадания масла в камеру сгорания через кольца – это сизый дым из выхлопной трубы, такой дым дает именно сгоревшее масло.Профилактика – покупать автомобиль с новым двигателем и правильно его эксплуатировать, не нарушая рекомендаций производителя, например, не допускать перегрева цилиндров.
Обычно маслосъемные кольца при правильной эксплуатации автомобиля имеют ресурс, сопоставимый с ресурсом самого двигателя в целом. Но если все же приходится ремонтировать поршни, заменяя вышедшие из строя кольца, то следует приготовиться к значительным тратам. Бывает дешевле заменить старый мотор на новый, чем его ремонтировать;
- Вторая причина повышенного расхода.
Та же самая проблема, только уже не с кольцами, а со стенками самого цилиндра. Со временем они изнашиваются (по разным причинам, но чаще из-за неправильной эксплуатации), на их стенках образуются микро-каналы, через которые масло впрыскивается в камеру сгорания, это так называемые «задиры». При этой поломке выхлопная труба так же исторгает из себя сизый дым. Ремонту изношенные цилиндры не подлежат, можно, конечно, их расточить, но проще все же поменять весь блок;
- Третья причина.
Маслосъемные колпачки, которые выполняют функцию сальников и предотвращают появление зазоров, через которые масло может попадать в клапана. Надеваются эти колпачки на штоки клапанов и снимают с них излишки масла. Состоят такие сальники из стальной втулки с пружинами и каучукового колпачка. Работают эти изделия в очень сложных условиях – при высокой температуре и постоянном трении, поэтому со временем каучук может терять свои свойства, теряет эластичность, перестает выполнять свои функции.Также проблема порчи сальников наблюдается и при длительном (год и более) простое автомобиля – в этом случае каучук, не получая смазки, просто рассыхается и трескается. Замена маслосъемных колпачков не представляет особой сложности – для этого требуется только снять крышку блока и заменить сальники на новые. Однако не следует процесс замены оттягивать, как только из выхлопной трубы начинает идти сизый или белый дым, то первое что надо сделать – это проверить именно маслосъемные колпачки;
- Четвертое по расходу масла.
У блока цилиндров каждого автомобиля имеется прокладка, которая предотвращает утечку из него масла наружу. Есть две причины, которые позволяют маслу уходить из блока через эту прокладку – или если она плохо затянута (новый двигатель), или если прокладка прогорела (старый двигатель).Часто масло просто вытекает из блока, и тогда проблема хорошо видна. Но бывает так, что оно попадает в охлаждающую жидкость, и обнаружить это сложнее, хотя если все тщательно проверять, то сгустки масла в антифризе можно заметить. Ремонт заключается или в плотном закручивании гаек крепления прокладки, или в ее замене. В принципе, ничего сложного;
- Пятая причина – прохудившиеся сальники валов двигателя, коленчатого и распределительного.
Противоположные концы коленчатого вала закреплены на противоположных стенках коробки двигателя, и передняя стенка имеет крышку, сняв которую, можно получить доступ к испорченному сальнику, а вот задняя часть уходит непосредственно в коробку передач.Для того чтобы диагностировать этот задний сальник, необходимо демонтировать всю коробку, что является довольно трудоемким процессом.Распределительный же вал имеет только один конец (передний), на котором стоит сальник, но это место закрыто крышкой ремня газораспределительного механизма (ГРМ), и потому подтеки можно своевременно не увидеть, но всегда следует быть наготове, потому что из-за подтекающего масла может слететь ремень, а это повлечет за собой очень серьезную поломку двигателя;
- Шестая. Самая явная причина – это поломка масляного фильтра.
Когда этот фильтр начинает течь, то под автомобилем на стоянке очень быстро появляется лужа масла. Если фильтр разорвало из-за его низкого качества, то, естественно, его придется менять. Но бывает, что фильтр просто плохо закручен или прокладка, которая прилегает к блоку, прохудилась – эти проблемы решаются прямо на месте и довольно быстро;
- Седьмая причина повышенного расхода.
Блок цилиндров имеет крышку, которая обычно закручивается несколькими болтами очень плотно. Под крышкой имеется прокладка, которая может дать течь. Проблема решается или путем замены прокладки, или просто нужно получше закрутить болты на крышке. То же самое касается и прокладки поддона двигателя. Менять нижнюю прокладку сложнее, для этого надо поставить машину на яму, но принципиально ничего сложного замена прокладки поддона также собой не представляет;
- Восьмая причина расхода.
Тут причина повышенного расхода масла заключается в самом масле, причем не только в его качестве, но и в типе, рекомендованном тем или иным производителем автомобиля. Как бы хорошо ни была изолирована камера сгорания двигателя от попадания в нее масла, оно все равно туда попадает, хоть и в мизерном количестве, и это закономерно – полную герметичность двигателю придать не удастся никакими мерами.Но каждый тип двигателя «заточен» под тот тип масла, при котором его работа наиболее продуктивная.Например, если производитель рекомендует масло густое, то не следует использовать масло жидкое, так как чем жиже масло при условиях, рассчитанных на масло густое, тем его больше будет просачиваться даже через исправные поршневые кольца.Если же производитель указывает, что температурный режим двигателя низкий, и следует заливать именно жидкое масло, то густое масло лить нельзя ни в коем случае, иначе это может привести к очень быстрому износу колец, и, следовательно, к дорогостоящему ремонту.Мало того, масло следует подбирать не только по консистенции, но и по рекомендованной марке, так как в разных маслах содержатся совершенно разные присадки, которые улучшают работу одних типов двигателей, но ухудшают работу других.Экспериментировать на свое собственное усмотрение не стоит – производителю лучше знать, какие масла нужно использовать на его автомобиле, чтобы они не привели к преждевременному износу деталей двигателя;
- Причина девятая, причем самая элементарная.
Эксплуатировать автомобиль надо разумно, а не в угоду своим собственным желаниям. Например, опытный водитель никогда не станет газовать зря, увеличивая обороты двигателя, потому что чем выше обороты, тем сильнее разогреваются поршни, тем более жидким становится масло, и тем больше его проникает в камеру сгорания, причем расход его при определенных условиях может увеличиваться многократно. Также надо понимать, что зимой масла расходуется заметно больше, чем в теплую погоду, и особенно при неправильном прогреве двигателя. Загустевшее на стоянке масло очень долго переходит из густой фазы в жидкую, и если не дать ему как следует разогреться, то это послужит причиной гораздо более быстрого износа поршневых колец с теми последствиями, которые были описаны выше.
Немного интересного о моторном масле.
Моторное масло – это одна из трех жидкостей, которые обеспечивают работу двигателя. Без бензина мотор просто не заведется, без антифриза он быстро перегреется и остановится, а вот без масла он пойдет вразнос и может испортиться полностью. Масло обеспечивает отсутствие трения между работающими деталями, конструкторами придумана очень эффективная система его распределения по тем частям двигателя, где требуется это трение смягчить.
Но всегда остается проблема износа каких-либо трущихся частей, или неправильной сборки узлов двигателя, что приводит к повышенному расходу масла. Также нельзя сбрасывать со счетов и неправильный выбор масла для конкретного автомобиля, потому что существует множество марок моторных масел, и производитель автомобиля рекомендует, а то и прямо указывает на самые оптимальные марки масла, которые в данном автомобиле следует использовать.
Моторные масла делятся по составу на три разные категории. Первыми в этой классификации идут масла минеральные, которые состоят из продуктов нефтепереработки. Они достаточно дешевые, но совершенно проблемные – температура кипения таких масел не превышает 300 градусов Цельсия, менять их надо очень часто, так как они постоянно подгорают, особенно при экстремальной езде, к тому же при смене таких масел следует хорошо промывать двигатель. Сегодня минеральные масла не популярны, понимающие водители их не покупают, потому производство их сильно упало.
Полусинтетические масла состоят из смеси минеральных веществ и чисто химических, качества таких масел заметно выше, менять их надо не так часто, но они все равно пригорают, и перед сменой также следует хорошо промывать двигатель. Сегодня абсолютную популярность имеют масла синтетические, состоящие почти на 90% из чисто химических веществ. Они хоть и сильно дороже, зато позволяют экономить на замене, а также чистке и ремонте двигателя, так что высокая цена совершенно оправдана.
Однако даже высококачественное синтетическое масло может приносить проблемы, которые выливаются в основном в повышенный их расход при эксплуатации автомобиля. Допустимая норма расхода моторного масла – не более 10 грамм на каждые 100 литров заправленного в бак топлива. Если же расход выше, то следует приниматься за поиски причины, в противном случае можно «запороть» двигатель. Проблема эта очень важная, и ее устранением необходимо заняться немедленно после обнаружения процесса повышенного расхода масла. Но при этом нужно иметь хотя бы поверхностное представление о том, почему именно масло расходуется в повышенном темпе, чтобы знать, где искать корень проблемы.
Так, все причины можно поделить на две основные категории – сложные и легкие. В первом случае придется давать двигателю довольно дорогостоящий ремонт, во втором можно обойтись обычной заменой некоторых деталей в «домашних» условиях. Но при этом еще перед началом эксплуатации автомобиля необходимо исключить все возможные причины повышенного расхода масла, и если их знать, то можно будет не допустить поломок, ведь известно, что пожар легче предупредить, чем потушить. То есть утечка масла является индикатором более мелкой поломки, которая очень быстро может привести к поломкам более существенным.
В заключение следует хотя бы немного коснуться турбодвигателей. Из-за совершенно иных принципов действия, чем у обычных «атмосферных» бензиновых двигателей, расход масла в турбинах в несколько раз выше. Ну, тут поделать ничего нельзя, повышенная мощность требует хорошей смазки всех трущихся деталей мотора. Однако при этом качество масла также должно быть повышенное, причем турбодвигатель нормально работает только на полностью синтетическом масле, которое, соответственно, и гораздо дороже, чем другие типы моторных масел.
Если не соблюдать все требования производителя, то и так высокий расход гарантированно будет еще выше, причем из-за практически экстремальных условий работы такого мощного двигателя этот перерасход масла может испортить двигатель гораздо быстрее. Поэтому каждому владельцу автомобиля с турбодвигателем следует хорошо знать нормы стандартного расхода моторного масла, и при превышении этих норм немедленно обращаться к специалистам, которые способны найти источник проблемы и устранить ее.