Меню

Пешеходы под колесами машин

Автоподставы. Как «сбитые» пешеходы разводят водителей на деньги

Фото: © РИА Новости/ Роман Галкин

» src=»https://static.life.ru/posts/2016/10/916122/03c3eb0bfcfe0d4b7653bdba9b2548a7.jpg» loading=»lazy» style=»width:100%;height:100%;object-fit:cover»/>

Аферисты на дорогах используют в своих целях не только автомобили: пешеходы-мошенники могут выслеживать своих жертв на парковках, вблизи пешеходных переходов и остановок общественного транспорта.

В Челябинске вынесли приговор банде мошенников, которая занималась автоподставами. Злоумышленники разыгрывали перед водителями целое представление, главным героем которого был якобы сбитый пешеход, имеющий влиятельных друзей. С запуганных автолюбителей бандиты требовали внушительные суммы — от 400 тыс. до 1 млн руб. Лайф расскажет о наиболее распространённых автоподставах с участием «случайных» пешеходов и о том, как не попасться на их уловки.

Пешеходные аферисты, как правило, поджидают своих жертв на узких улочках, где машины едут со скоростью не больше 50 км/ч, на перекрёстках, слепых поворотах, остановках общественного транспорта и на парковках. Самый простой приём, популярный у новичков в этом ремесле, — это прыжок на капот автомобиля на пешеходном переходе. Видя приближающуюся машину, злоумышленник неожиданно выскакивает на дорогу и бросается на авто.

— Люди, которые бросаются на капот автомобиля на пешеходном переходе, — это, как правило, начинающие мошенники. Они от кого-то услышали, что так можно легко заработать, и решили сами попробовать, прыгнув на автомобиль. Делают они это, как правило, неумело и слишком уж пафосно и убегают, увидев, что в машине есть регистратор, — рассказывает глава Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.

Фото: © РИА Новости/ Сергей Пятаков

По мнению правозащитника, даже не имея средства видеофиксации, водитель может раскрыть план аферистов. Если человека сбивает машина, то на автомобиле будут повреждения, причём вначале на бампере, а потом на капоте и ветровом стекле. Медики должны осмотреть пострадавшего, и если у него нет синяков на ногах, куда приходится удар в первую очередь, то это повод заподозрить в нём мошенника. Об этом же говорят и повреждения локтей: пешеход очень редко успевает сгруппироваться и выставить локти вперёд при аварии, поэтому такие травмы говорят о том, что человек целенаправленно прыгнул на машину. Эксперт, сопоставив характер повреждений авто и травм человека, сможет сказать, был ли наезд. Если имеет место подстава, то «жертва» к медикам не пойдёт.

— Чаще всего подставы происходят на узких улицах, на обочине которых припаркованы машины. Из-за этих автомобилей и выпрыгивают злоумышленники. В таких местах перед пешеходными переходами нужно быть особенно бдительным. Там, где нет перехода, аферисты работают намного реже, — поделился информацией автомобильный юрист Сергей Радько.

Если мошенники хотят сымитировать боковой удар или наезд на ногу, полигоном для инсценировки становится правая полоса дороги, остановка общественного транспорта или же поворот. Делается это так: водитель едет близко к тротуару, а пешеход, стоящий практически на проезжей части, делает вид, что машина его задела. Иногда для убедительности в дверь или крыло автомобиля аферисты могут кинуть кусок мыла или пластиковую бутылку с водой, чтобы имитировать удар.

— Неважно, где вы встретились с подставщиками, в любом случае необходимо сообщить о факте ДТП в ГИБДД. Даже если никакого наезда и не было, лучше перестраховаться и уведомить органы правопорядка о произошедшем, чем уехать, — это оставление места ДТП, за которое существуют серьёзные санкции, — советует Травин.

За оставление места ДТП, согласно ч. 2 статьи 12.27 КоАП, водителю грозит лишение водительского удостоверения на срок до 1,5 года или же административный арест на срок до 15 суток. Этим и пользуются злоумышленники в случае, если жертва не остановила автомобиль сразу после имитации наезда. Пока «пострадавший» на обочине изображает боль от удара, его сообщники догоняют и заставляют остановиться водителя, якобы виновного в ДТП. Потом появляется «мнимый больной», и начинается совместная атака на жертву подставы, в ходе которой аферисты апеллируют к суровому наказанию за оставление места аварии, которого можно избежать, расплатившись на месте.

Читайте также:  Масло мотор shell helix ultra 5w40

Одной из самых популярных у мошенников является подстава, связанная с липовым наездом на пешехода на парковке. В тот момент, когда водитель сдаёт назад, злоумышленник прячется за автомобилем и наносит лёгкий удар по заднему бамперу. После чего подставщик падает на землю и изображает, что автомобиль его сбил. Другой вариант: аферист делает вид, что автомобилист его не заметил и отдавил ногу задним колесом.

— С точки зрения жуликов, подстава на парковке, когда водитель двигается задним ходом, — это самый эффективный способ. Дело в том, что у многих автолюбителей на ветровом стекле установлены видеорегистраторы, которые фиксируют всё, что происходит впереди. Девайсы с двумя камерами, снимающие то, что творится позади машины, также существуют, но их мало кто покупает из-за высокой цены. Обзор при движении задним ходом ограничен, тем более что мошенники предпочитают прятаться в мёртвой зоне зеркал, — рассказывает Виктор Травин. Фото: © L!FE/Валерий Мороз

Эксперт отметил, что формально парковка не считается дорогой — это прилегающая территория. Но по решению Верховного суда РФ все аварии с участием автомобилей и пешеходов, произошедшие на прилегающих территориях, считаются ДТП. Сделано это для того, чтобы возникала ответственность лица, причинившего ущерб, перед пострадавшим. Соответственно, страховка ОСАГО на парковках действует, об этом надо помнить.

Гаишникам нужно сообщить, что у машины повреждений нет, но есть предположение, что вред причинён здоровью или имуществу пешехода. А есть ли он, этот вред, должны разбираться гаишники, медики и эксперты. Даже если пешеход сбежал и на машине нет никаких следов столкновения, сотрудников ГИБДД всё равно нужно дождаться. Есть вероятность, что злоумышленники напишут заявление о том, что вы сбили человека и скрылись. Поэтому гаишники обязательно должны зафиксировать факт ДТП.

Как показывает практика, сразу после звонка в ГИБДД мошенники исчезают. Особенно наглые и уверенные в себе аферисты держатся до конца, вымогая у водителя деньги. Гаишники приедут не моментально, так что около получаса в среднем у них всегда есть. Но при появлении полицейского автомобиля деляги почти гарантированно ретируются. Им невыгодно светиться перед полицейскими, кроме того, при детальной экспертизе обстоятельств липового наезда может выясниться, что он был подстроен, и тогда для мошенников дело примет неприятный оборот.

Фото: © РИА Новости/Алексей Мальгавко

Такая история произошла с Вячеславом из подмосковного Реутова. На своих «жигулях» он выезжал с парковочного места, когда услышал глухой удар по багажнику. Выйдя из автомобиля, водитель увидел подростка на роликовых коньках, который лежал на асфальте за машиной и рыдал, держась за ногу. Неожиданно появившийся крепкий мужчина, представившийся отцом ребёнка, сообщил Вячеславу, что он сбил мальчика, и в грубой форме потребовал возместить траты на лечение в сумме 10 тыс. руб. Водитель заподозрил неладное и, сообщив мошеннику, что должен занять денег у друзей, позвонил нескольким товарищам и попросил их вызвать полицию. При появлении на парковке машины ДПС мужчина и неожиданно выздоровевший мальчик скрылись из виду.

Мошенники, которые не хотят подставляться сами и рисковать здоровьем, покупают в Интернете за бесценок разбитые ноутбуки и другую неисправную технику и используют её в своих «представлениях». В результате мнимого наезда пешеход роняет на землю или (что ещё лучше) под колёса сумку с техникой и требует от водителя возместить ущерб.

— Людей, которые используют при таких подставах различные предметы, которые якобы сломались или разбились в результате наезда, юристы называют «продавцы сервизов». Когда подобный тип подстав только зарождался, аферисты выдавали осколки от бутылок в коробке за дорогостоящий сервиз, который разбился по вине водителя, и требовали от жертвы оплатить стоимость этого сервиза. Сейчас вместо сервизов используют ноутбуки и зеркальные фотокамеры, — продолжает автомобильный юрист Радько.

Читайте также:  Стук гидрокомпенсаторов дизельного двигателя

Фото: © РИА Новости/Виталий Белоусов

По словам эксперта, это такое же повреждение имущества, как и в случае с ДТП с участием нескольких автомобилей. Если «продавцу сервиза» действительно нужно получить стоимость якобы повреждённого имущества, он должен доказать, что это произошло по вине водителя. Пусть заказывает экспертизу, идёт в суд — в случае успеха он может рассчитывать на выплату по ОСАГО. Водителю ничего платить не придётся: его ответственность застрахована.

Доказать, что гаджет пострадал именно в результате наезда, очень сложно: для этого требуется специальная дорогостоящая автотехническая экспертиза. Только с помощью неё можно определить, что устройство было повреждено именно в указанное время, в указанном месте и произошло это по вине водителя. Добиться компенсации стоимости ремонта через суд можно, только имея на руках данные этой экспертизы, которую придётся оплачивать пострадавшему. Ни один аферист на это не пойдёт: слишком долго, сложно и дорого, да и перспективы очень туманные.

Профессиональные подставщики — тонкие психологи и действуют по отработанной методике. Преимущество аферистов в эффекте внезапности: на человека сразу же наседают, иногда вдвоём-втроём, при этом он не успевает опомниться. Многие отдают деньги, не поняв толком, что произошло.

Жертву такие мошенники выбирают с психологической точки зрения и отдают предпочтение людям старшего возраста на бюджетных автомобилях. Такие граждане зачастую не очень хорошо знают законы, проблемы с полицией им не нужны, поэтому таких жертв проще склонить к тому, чтобы решить всё на месте.

— Дорогие автомобили злоумышленники стараются не трогать: водителя такого авто не запугаешь мифическими связями в полиции и не растрогаешь картинным изображением дикой боли после наезда. Идеальный клиент для них — это женщина старше 45 лет на бюджетном авто, — говорит Сергей Радько.

Виноват ли пешеход, что попал под колеса машины? – Рассмотрим вопрос с другой стороны

Будучи водителем со стажем, не раз замечал, насколько пешеходы самоуверенны в себе. Они смело выходят на пешеходный переход, не смотря по сторонам. На что они надеются? Неужели они думают, что Правила дорожного движения смогут их защитить от автомобилей на все 100 процентов? Если пешеход всегда прав при разборе ДТП с его участием, то это не означает что нужно беспечно относиться с «четырехколесным» участникам движения. Количество аварий с пешеходами каждый год увеличивается, несмотря на их защиту от водителей. Давайте разберемся, почему так происходит, кто в этом виноват.

Что гласят ПДД

Для водителей есть пункт 14.1. Он обязывает водителей транспортных средств уступать дорогу пешеходам, начавшим переход на нерегулируемом или регулируемом пешеходном переходе или вступившим на проезжую часть, чтобы её перейти.

То есть, этот пункт полностью должен обезопасить пешеходов от наезда на них машин, при переходе дороги. Если водитель увидел человека, переходящего проезжую часть или наступивший на нее одной ногой, должен снизить скорость, остановится и пропустить его.

А что говорит ПДД по поводу самих пешеходов? Есть отдельная статья, полностью посвященная обязанностям «прямоходящих». Рассмотрим самые основные пункты.

  • Пункт 4.3 – Пешеходы обязаны переходить дорогу только по пешеходным переходам. В их отсутствие, на перекрестках по линиям тротуаров, но ни как не «наискосок», через весь перекресток.
  • Если нет перехода в ближайшей видимости, то пересекать дорогу можно только под 90 градусов относительно проезжей части, если нет разделительной полосы и ограждений на ней. Только там, где вся дорога хорошо просматривается.
  • Пункт 4.5 – Пешеходы, при переходе дороги, должны оценить расстояние до приближающихся машин, скорость автомобилей, насколько им безопасно будет переходить проезжую часть. Вне пешеходных переходов они не должны создавать помехи для ТС.
  • Пункт 4.6 – Находясь на проезжей части «прямоходящий» должен быстро закончить переход, нельзя задерживаться или останавливаться на «переходном пешеходе».
Читайте также:  Актау ремонт швейных машин

Видите, для пешеходов тоже есть свои Правила движения, в которых четко оговорено их поведение на перекрестках. Но кто их читает?!

Водителей автомобилей заставляют учить ПДД и сдавать по нему экзамены. А пешеходов никто не обязывает это делать, никто у них не проверяет знание ПДД. Вы спросите у человека без машины, знает ли он, как правильно переходить дорогу и что он тоже должен соблюдать Правила. Большинство из них в глаза не видели учебник Правил дорожного движения. Они уверены, что «Пешеход всегда прав и ему всегда обязаны уступать дорогу»!

Что на самом деле

Не раз наблюдал картину, как пешеходы, переходя нерегулируемый пешеходный переход, не смотрят по сторонам. Они уверены, если они наступили на «зебру», то они короли дороги , все им обязаны уступать.

А если гололед или водитель, по каким-либо причинам, не успел снизить скорость или не увидел его? – Последствия будут печальными . Но в этом случае частично виноват сам пешеход, почему он не убедился в безопасности перехода через дорогу, не оценил расстояние и скорость транспортных средств?

Люди, выходя на «зебру», забывают, что находятся на проезжей части. Водителей с разным уровнем подготовки, стажем и отношением к ПДД много, кто-то притормозит заранее, остановиться, пропустит пешехода. Другой, захочет «проскочить» быстро пешеходный переход, наоборот ускориться. Третий – банально не заметить знак или самого пешехода.

Поэтому, я всем пешеходам рекомендую помнить народную пословицу:

«Пешеход, помни – водитель, сбивший вас, «сядет» и выйдет. А вы – ляжете и уже не встанете»!

Вывод

Согласитесь, не сложно, выходя на пешеходный переход, посмотреть по сторонам, оценить дорожную ситуацию, а потом только начать переходить. Не стоит бежать через дорогу, в тех местах, где вам будет удобнее, пройдите пару десятков метров до пешеходного перехода. Эти сэкономленные секунды могут принести много беды не только вам, но и водителю, и его семье.

А сколько раз мамочки с детьми начинали перебегать дорогу, там, где им задумается. Через четырёхполосную проезжую часть, а ведь организованный переход находится в 20 метрах! Зачем они рискуют своей жизнью и жизнью своего ребенка. Чему они его учат!

По статистике Росстата и ГИБДД в РФ число ДТП с участием пешеходов составляет 30 % от общего числа аварий. Это более 70 тысяч случаев наезда на пешеходов. От 8 до 10 тыс. – летальный исход. Давайте соблюдать вместе Правила и сократим этот показатель. Обучайте своих детей, как и где правильно переходить дорогу. Думайте не только о себе, но и о других участниках движения. Всем удачи на дорогах, уважайте друг друга.

Дополнение 25.02.21

Для тех, кто считает, что водитель всегда виноват при наезде на пешехода, и что пешеходы «святые», посмотрите видео. Автор попытался доходчиво донести до Вас, что пешеход так же несет ответственность и должен быть внимательным всегда, когда переходит дорогу, даже по пешеходному переходу.

Смотрите внимательно, адепты культа «Водитель всегда виноват и только он в ответе за все, что происходит на дороге». Жду ваших комментариев.

Adblock
detector