Первые мастерские по ремонту автомобилей
В наши дни человеку, имеющему машину,просто не обойтись без автосервиса. Там опытные механики проверят автомобиль, все системы, уровень масел, тормозную и электронную системы, при необходимости заменят детали и проведут ремонт.
Регулярная и своевременная диагностика позволит машине прослужить дольше и работать без перебоев. Тем более что выбирая тут оборудование для автосервиса, специалисты не прогадают: оно надежно, качественно и долговечно.
Однако так было не всегда, автосервисы, готовые прийти на помощь, существовали не всегда. В далекое от нас время появления первых автомобилей появился вопрос о возможном ремонте и обслуживании. Ремонтных предприятий на тот момент, естественно,не существавало, так как спроса на них попросту не было.
В случае поломки ремонт приходилось осуществлять самому владельцу, или если мы говорим о влиятельных лицах то его шоферу. Существовал недостаток и потребность в новых деталях, которые изготавливались своими силами в случае необходимости.
20 век, обозначившийся увеличением автомобильного дела, раскрыл и острую необходимость развития авторемонтного дела — мастерских. Первые автомастерские формировались из мастерских по ремонту велосипедов и сельхозтехники. Они находились в местах, удобных для их использования, и быстрого реагирования в случае аварии. Там же продавали бензин , его выкачивали с помощью насоса из подземного бака.
Московское автомобильное предприятие Ильина стало в России предприятием, положившим фундамент развития авторемонтного производства. На заводе изготавливали необходимые детали, коробки передач, оси для поступившего на ремонт авто, что стало отправной точной развития агрегатного метода ремонта машин.
В период индустриализации заметно процветание станций технического обслуживания, так они назывались. С распадом Советского Союза количество таких предприятий заметно сократилось. Существуют сейчас, как и всегда, военные ремонтные заводы по обслуживанию и ремонту военной, боевой теники , крупного масштаба, на государственном контроле и обеспечении,а также существует то,что мы называем автосервисами, такие же станции технического обслуживания, модернизированные, имеющие современное диагностическое и ремонтное оборудование и всегда готовые прийти на помощь.
Отличие еще и в том, что если в стадии зарождения данной промышленности СТО было трудно найти, их было достаточно мало, то автосервисы процветают, особенно в крупных городах. Конечно, их большое количество порождает и конкурренцию, но засчет введения дополнительных услуг или скидок постоянным клиентам они проходят этот уровень и закрепляются на рынке. Вероятно, удается это не всем, однако, в наших городах количество их довольно высоко.
Главное, чтобы качество не уступало количеству.
Удивительные факты из истории автосервиса
Современному водителю найти автосервис совсем не проблема. Погуглил немного, и сразу отобразились десятки точек – от маленьких мастерских до крупных станций технического обслуживания. Но буквально сотню лет назад, когда и сам автомобиль был в диковинку, о его техническом обслуживании и ремонте как-то особо не задумывались. В этой статье мы попробуем окунуться в историю автосервиса и узнать некоторые интересные факты.
Сейчас уже водители могут спокойно выбрать ремонтную мастерскую для своего автомобиля. Кто-то ищет фирму подешевле, кто-то выбирает станцию технического обслуживания с квалифицированными автомеханиками, а кому-то греют душу предлагаемые бонусы, акции. А как же было в начале прошлого века? Автосервис? Не, не слышали…Давайте-ка мы расскажем об интересных фактах появления автосервиса и его развитии.
Предыстория появления автосервиса
Появление автосервиса связывают с именем известного американского бизнесмена Генри Форда. Форд стал первым, кто начал применять конвейер на производстве, и только выиграл от этого. У автопромышленника были грандиозные планы, он хотел, чтобы вся Америка пользовалась его автомобилями. На заводе Генри Форда массово собирали авто, которые люди раскупали в один миг, конкуренты только локти кусали от досады.
Мы вспомнили о Форде, потому что его производство стало причиной автомобильного бума. Уже в 30-х годах прошлого века в США и Европе автомобили стали всё больше заполонять улицы городов. Другие производители авто быстро переняли опыт Форда, и количество машин с каждым годом увеличивалось. Автомобилям требовались ремонт, регулярное техническое обслуживание. А для этого нужно что? Верно, автосервис!
Появление первых автосервисов в Европе
Несмотря на бурное развитие автомобилестроения в Америке, первые автомастерские всё же появились в Европе, а именно — в Германии. Немцы настолько дисциплинированны и педантичны, что если в техническом паспорте авто было написано, что надо менять то-то и то-то при определенном пробеге машины, они в точности выполняли эти предписания. Но не дай бог делать это самому водителю. Работу доверяли только специалистам-автомеханикам.
Современные автолюбители тоже стараются обращаться в фирмы, предоставляющие широкий спектр услуг — начиная от замены дверных замков до ремонта агрегатов и целых узлов. В США рынок Second Hand переполнен предложениями. Купить машину может позволить себе даже студент, ведь минимальная стоимость колеблется от 200 у.е. и выше. Конечно, старые машины, не смотря на их привлекательную стоимость, всегда влекут за собой кучу проблем, таких как блокировку дверей, багажника, зажигания и пр. Для того, чтобы понять, как работают настоящие профессионалы, стоит хотя бы раз сюда обратиться.
В первых автосервисах ассортимент услуг был невелик. Это лишь позднее, уже в середине ХХ века, когда в автомобилях перестали делать внутренние части кузова из дерева, его конструкция усложнилась, появилась необходимость в автомеханиках узкой специализации: автожестянщиках, вулканизаторщиках, малярах и т.д.
Как развивались автосервис и профессия автомеханика
Автомобильное производство развивалось бурными темпами, а от автомехаников требовалось больше знаний и умений. Им надо было учиться обращаться с новыми материалами и оборудованием, запчастями. Постепенно металл вытеснил дерево. Теперь в салоне машины всё чаще сиденья обтягивали не тканью, а кожей или её заменителями.
Трудно представить, какой была работа шиномонтажника в 20-х годах прошлого века. Заменить спицу в колесе было нелёгким делом, так как основным материалом здесь было дерево.
А чего стоило создание протекторов! Специальным электронагревателем, представляющим из себя металлические кольца, через которые пропускали ток, на резине делали рисунок глубиной в несколько миллиметров. Диагностическое оборудование тоже было примитивным. Но приходилось им пользоваться. Аккумуляторы раньше были громоздкими, они весили больше 20 кг и не отличались большой ёмкостью (максимум 40-50 А/ч). Приходилось их перемещать по мастерской на специальных приспособлениях.
Что касается экипировки автомехаников, то в США и Европе этому уделяли пристальное внимание. Для специалистов шили качественные комбинезоны, специальную обувь, перчатки, фартуки, маски. Для автолюбителей даже выпускали каталоги, по которым можно было выбрать любую экипировку, благо каждое наименование производилось в большом ассортименте.
Развитие автосервиса в России и бывших республиках Советского Союза
В Советском Союзе мастерские автосервиса появилась позже, чем в Европе. Но уже к 1932 году в стране было столько автомобилей, что возник дефицит в квалифицированных кадрах – автоинженерах, автослесарях, автомеханиках. Поэтому и начали быстро открывать учебные заведения, готовившие специалистов для автомобильной промышленности. Как раз в столице Азербайджана — Баку — при авторемонтном заводе было организовано первое в СССР училище по подготовке автомехаников. Уже в середине ХХ века в каждой республике Советского Союза существовали сотни автомастерских и СТО. Крупные автосервисы в виде огромных комплексов обслуживали десятки автомобилей одновременно, предоставляя широкий ассортимент услуг от шиномонтажа до сложного ремонта агрегатов. Естественно, всё это была государственной собственностью. Автомеханики, работающие на таких огромных станциях технического обслуживания, справлялись с ремонтом автомобилей любой сложности.
Московское предприятие Ильина заложило фундамент развития авторемонтного производства в России. Здесь начали изготавливать запчасти к автомобилям, что послужило отправной точкой для развития авторемонтных мастерских.
Сейчас СТО еще более модернизированы, они имеют современное оборудование для проведения диагностики и ремонта автомобилей и всегда готовы оказать помощь автолюбителям.
Современный автосервис – это прежде всего профессиональные мастера, высококачественное оборудование, грамотный подход к формированию стоимости услуг и забота о клиентах.
Сегодня на рынке автосервиса работает множество фирм с хорошей репутацией. Конкуренция здесь высока. И выбор всегда за клиентом. Главное — посещать свой автосервис регулярно!
Возникновение и история развития сферы автосервиса в мире и России.
Вместе с появлением первых автомобилей появился вопрос о возможном ремонте и обслуживании. Ремонтных предприятий на тот момент, естественно, не существовало, так как спроса на них попросту не было. В случае поломки ремонт приходилось осуществлять самому владельцу, или если мы говорим о влиятельных лицах то его шоферу. Существовал недостаток и потребность в новых деталях, которые изготавливались своими силами в случае необходимости. Автосервис возник из потребности в ремонте автомобилей: они были конструктивно несовершенны, часто ломались, требовали больших объемов работ по обслуживанию и ремонту. Он рос и развивался по мере увеличения количества автомобилей и трансформировался с изменением социально-экономических условий. Его развитие определялось тем, что было востребовано.
Изначально автосервис был представлен кузницей или слесарной мастерской, во дворе которой стоял автомобиль. Они находились в местах, удобных для их использования, и быстрого реагирования в случае аварии. Там же продавали бензин , его выкачивали с помощью насоса из подземного бака. Со временем появилась авторемонтная мастерская с ремонтной канавой. Потом мастерская наполнилась запасными частями, хранящимися на полке в мастерской, позже в отдельном шкафу, потом в отдельной комнате. Приемка как таковая не была обременена формальностями: никто, кроме механика, не вмешивался в процесс определения неисправности и, тем более, ее устранения. Нередко мастерская занималась продажей топлива и масел.
Московское автомобильное предприятие Ильина стало в России предприятием, положившим фундамент развития авторемонтного производства. На заводе изготавливали необходимые детали, коробки передач, оси для поступившего на ремонт авто, что стало отправной точной развития агрегатного метода ремонта машин.
С ростом парка автомобилей и объемов ремонтных работ менялись требования к оснащению станций технического обслуживания, к квалификации механика, номенклатуре запасных частей.
Изменились задачи автосервиса: для того чтобы успешно продавать автомобили, продуцент должен был создать дилерскую сеть. Именно сеть дилерских станций технического обслуживания в соответствии с концепцией расширенного продукта должна обеспечить поддержку автомобилей, их обслуживание и ремонт. В дилерской сети современные выставочные залы—автосалоны стали доминирующим элементом большей части автосервиса. В них потребителю предлагается товар с «подкреплением»: потребитель покупает автомобиль, который обеспечен и сервисом, и запасными частями, и гарантией.
Возрастающая конкуренция, рост культуры и благосостояния людей, появление в связи с этим новых требований не только к качеству обслуживания и ремонта автомобилей, но и качеству сервиса для клиентов дали толчок к развитию на предприятиях автосервиса инфраструктуры для клиентов.
Дальнейшее развитие автосервиса происходит за счет повышения надежности и долговечности автомобиля, его ремонтопригодности, а также сокращения срока эксплуатации в связи с экономической нецелесообразностью его ремонта из-за больших трудовых и материальных затрат акцент на обслуживание автомобиля.
СТО берет на себя функцию диагностики, учета технического состояния автомобиля, управления отношениями с клиентом в плане определения объемов и номенклатуры профилактических и ремонтных работ, комплектации запасных частей, выполнения регламентных работ. Кстати, в Советском Союзе эта функция успешно была реализована в комплексных автотранспортных предприятиях, где наряду с перевозками осуществлялся не только ремонт автомобилей, но и полная их подготовка к эксплуатации. Это было возможно за счет концентрации парка автомобилей в крупных автотранспортных предприятиях.
Процесс развития автосервиса можно охарактеризовать как движение от ремонта автомобиля к поддержанию его работоспособности, от автомобиля к клиенту и от клиента к заботе об автомобиле.
Концепция заботы о клиенте предполагает такую форму обслуживания, при которой клиент полностью исключается из процесса обслуживания автомобиля и только оплачивает стоимость услуг (в небольшом элитном гараже на 30—40 автомобилей высококвалифицированный специалист на постоянной основе выполнял функцию поддержания работоспособности вверенных ему автомобилей и подготовки их к эксплуатации)..
В настоящее время концепция заботы о клиенте может быть реализована в других формах. Например, сейчас все большее распространение получает форма транспортного обслуживания, при которой фирма не приобретает автомобили в собственность, а берет их напрокат у станции технического обслуживания или прокатной фирмы. В этом случае все проблемы, связанные с содержанием, страховкой, поддержанием и восстановлением работоспособности автомобилей, их сохранностью, заменой, сроком службы, берет на себя СТО.
2.Этапы и концепции развития автосервиса. Перспективные направления развития автосервиса.
Автосервис возник из потребности в ремонте автомобилей: они были конструктивно несовершенны, часто ломались, требовали больших объемов работ по обслуживанию и ремонту. Он рос и развивался по мере увеличения количества автомобилей и трансформировался с изменением социально-экономических условий. Его развитие определялось тем, что было востребовано.
Изначально автосервис был представлен кузницей или слесарной мастерской, во дворе которой стоял автомобиль. Со временем появилась авторемонтная мастерская с ремонтной канавой. Потом мастерская наполнилась запасными частями, хранящимися на полке в мастерской, позже в отдельном шкафу, потом в отдельной комнате. Приемка как таковая не была обременена формальностями: никто, кроме механика, не вмешивался в процесс определения неисправности и, тем более, ее устранения. Нередко мастерская занималась продажей топлива и масел.
С ростом парка автомобилей и объемов ремонтных работ менялись требования к оснащению станций технического обслуживания, к квалификации механика, номенклатуре запасных частей.
Изменились задачи автосервиса: для того чтобы успешно продавать автомобили, продуцент должен был создать дилерскую сеть. Именно сеть дилерских станций технического обслуживания в соответствии с концепцией расширенного продукта должна обеспечить поддержку автомобилей, их обслуживание и ремонт. В дилерской сети современные выставочные залы—автосалоны стали доминирующим элементом большей части автосервиса. В них потребителю предлагается товар с «подкреплением»: потребитель покупает автомобиль, который обеспечен и сервисом, и запасными частями, и гарантией.
Возрастающая конкуренция, рост культуры и благосостояния людей, появление в связи с этим новых требований не только к качеству обслуживания и ремонта автомобилей, но и качеству сервиса для клиентов дали толчок к развитию на предприятиях автосервиса инфраструктуры для клиентов.
Характерным для этого этапа развития автосервиса является вполне определенный, близкий у однородных предприятий технический уровень и уровень качества обслуживания и ремонта. В такой ситуации выигрывает тот, у кого лучше сервис. Другими словами, сервис объективно становится определяющим в конкурентной борьбе. Преимущества обеспечиваются за счет инвестиций в инфраструктуру для клиентов и эффективного управления отношениями с клиентурой. Создание клиентоориентированной инфраструктуры, условий для высококачественного сервиса, включая детскую комнату и комнату для V1Р-клиентов, и, главное, клиентоориентированного образа мышления сотрудников является предпосылкой эффективного, конкурентоспособного бизнеса. Мы сегодня видим множество примеров того, как, наряду с техническим оснащением станции, все больше развивается сервисная инфраструктура, и удельный вес инвестиций в эту составляющую предприятия все возрастает.
Дальнейшее развитие автосервиса—за счет повышения надежности и долговечности автомобиля, его ремонтопригодности, а также сокращения срока эксплуатации в связи с экономической нецелесообразностью его ремонта из-за больших трудовых и материальных затрат,—очевидно, будет идти от ремонта автомобиля к его обслуживанию. Акцент на удовлетворение потребности клиентов в эффективном использовании автомобиля меняет подход к развитию автосервиса: он все больше должен ориентироваться на функции, обеспечивающие удобство использования автомобиля владельцем, — подготовку автомобиля к эксплуатации.
Важно отметить, что концепция заботы об автомобиле строится не на инициативе клиента по поводу обслуживания и ремонта автомобиля, а на инициативе предприятия автосервиса в превентивном поддержании автомобиля в работоспособном состоянии. При таком подходе СТО берет на себя функцию диагностики, учета технического состояния автомобиля, управления отношениями с клиентом в плане определения объемов и номенклатуры профилактических и ремонтных работ, комплектации запасных частей, выполнения регламентных работ. Кстати, в Советском Союзе эта функция успешно была реализована в комплексных автотранспортных предприятиях, где наряду с перевозками осуществлялся не только ремонт автомобилей, но и полная их подготовка к эксплуатации. Это было возможно за счет концентрации парка автомобилей в крупных автотранспортных предприятиях.
Процесс развития автосервиса можно охарактеризовать как движение от ремонта автомобиля к поддержанию его работоспособности, от автомобиля к клиенту и от клиента к заботе об автомобиле.
Можно констатировать факт необходимости изменения направлений инвестирования в сферу автосервиса: если в настоящее время инвестиции автосервиса поглощаются двумя направлениями: техническим (СТО, склад запасных частей) и сервисным (зона приемки клиентуры, инфраструктура для клиентов, индустриальный дизайн и эстетика), то в дальнейшем добавятся еще два—стоянки для хранения автомобилей клиентов и системы мобильного сервиса. Именно эти направления инвестиций помогут реализовать концепцию заботы об автомобиле, потребность в реализации которой становится все более очевидной. (Уже сегодня большинство СТО обслуживают и ремонтируют более 60% автомобилей корпоративных клиентов, а в будущем, в связи с развитием малого бизнеса, этот процент будет увеличиваться.) Кроме того, эта концепция предполагает и новые под-ходы к проектированию СТО, например совмещение СТО со стоянкой или подземным паркингом, что обеспечивает экономию самого важного и дорогого ресурса — земли.
Концепция заботы о клиенте предполагает такую форму обслуживания, при которой клиент полностью исключается из процесса обслуживания автомобиля и только оплачивает стоимость услуг. Например, в советское время в одном из областных городов Украины в небольшом элитном гараже на 30—40 автомобилей высококвалифицированный специалист на постоянной основе выполнял функцию поддержания работоспособности вверенных ему автомобилей и подготовки их к эксплуатации. Никого из элитных клиентов не интересовало, что и как он делает. Клиент платил ему за абсолютную уверенность в том, что автомобиль в любой момент полностью готов к эксплуатации.
В те же времена существовала и другая форма заботы о клиенте. Например, владелец автомобиля, живущий в одном подъезде с механиком СТО, платил механику как специалисту за то, что тот сам доставит автомобиль на станцию, сам решит вопросы его диагностики, подбора запасных частей и материалов, выполнит или организует выполнение обслуживания и ремонта и в конце сам доставит автомобиль клиенту. Клиент не участвовал в процессе обслуживания и, доверяя механику, мог даже не интересоваться тем, что и как выполнялось при обслуживании и ремонте автомобиля.
В настоящее время концепция заботы о клиенте может быть реализована в других формах. Например, сейчас все большее распространение получает форма транспортного обслуживания, при которой фирма не приобретает автомобили в собственность, а берет их напрокат у станции технического обслуживания или прокатной фирмы. В этом случае все проблемы, связанные с содержанием, страховкой, поддержанием и восстановлением работоспособности автомобилей, их сохранностью, заменой, сроком службы, берет на себя СТО. Кроме того, уже сегодня на большинстве СТО, обслуживающих и ремонтирующих престижные марки и модели автомобилей (Мегседез, ВМШ, Рогзспе), основными клиентами являются не владельцы этих автомобилей, а их водители.