Меню

Переходившую проезжую часть справа налево по ходу движения автомобиля

Нерегулируемые правила перехода

Пешеходы остаются самыми уязвимыми участниками дорожного движения. Несмотря на то, что штрафы для автолюбителей за то, что они не пропускают пешеходов, были существенно увеличены — со 100 до 800–1000 руб., ситуация в Свердловской области остается достаточно напряженной. Кто виноват и как должны вести себя на дороге участники движения, выяснял журнал «ГАИ».

Только за один день 2 ноября 2010 года в Свердловской области было совершено пять наездов на пешеходов, переходящих проезжую часть дороги. Примечательно, что во всех без исключения случаях людей сбивали на пешеходных переходах. А ведь и регулируемый, и нерегулируемый пешеходные переходы, обозначенные соответствующими дорожными знаками и разметкой, являются для переходящих дорогу пешеходов островками безопасности, где они имеют право пересекать проезжую часть.

Если проанализировать все пять ситуаций, становится очевидно: довольно часто подобные происшествия происходят из-за того, что автолюбители переоценивают свое водительское мастерство. Увидев только ступившего на проезжую часть дороги пешехода и уверенные в том, что успеют проскочить, пока человек дойдет до полосы, по которой движется автомобиль, водители «цепляют» людей. Именно так 2 ноября был сбит пешеход в Нижнем Тагиле. Нужно понимать, что любое соприкосновение человека и автомобиля, даже если он движется с минимальной скоростью, может привести к травмам. Все пять наездов на пешеходов этим и закончились: здоровью людей был нанесен вред разной степени тяжести, начиная от ушибов и заканчивая переломами и сотрясениями.

Между тем поправки в Правила дорожного движения, которые вступили в силу с 20 ноября, обязывают водителя уже при приближении к нерегулируемому пешеходному переходу снижать скорость. И останавливаться перед переходом, как только пешеход вступил на него — вне зависимости от того, сколько полос для движения имеет проезжая часть и на какой из них находится пешеход.

Пункт 14.1 ПДД:

«Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом. Чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или ВСТУПИВШИХ на нее для осуществления перехода».

Еще один фактор, который приводит к трагедиям на пешеходных переходах — невнимательность автолюбителей, которые едут по проезжей части дороги, имеющей несколько полос для движения. А в это время по соседней полосе движется крупногабаритное транспортное средство — автобус, грузовик, газель и т. д. Ситуация, которая произошла на улице Бардина в Екатеринбурге, довольно типичная. Двигаясь по левому ряду рядом с пассажирским автобусом, при подъезде к пешеходному переходу водитель не увидел мужчину, переходящего проезжую часть перед остановившимся автобусом. Но недостаток обзора не снимает с автолюбителя ответственность за жизнь и здоровье пешехода. Пункт 14.2 Правил четко определяет поведение водителя: «Если перед нерегулируемым пешеходным переходом ОСТАНОВИЛОСЬ или ЗАМЕДЛИЛО движение транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся по соседним полосам, могут продолжать движение, лишь убедившись, что перед указанным транспортным средством нет пешеходов». Другими словами, водитель обязан убедиться в безопасности своего движения, так же как он должен убедиться в безопасности своего маневра, совершая поворот, разворот, обгон или двигаясь задним ходом.

Во всех происшествиях с пострадавшими шокирует не только то, что водители часто не пропускают пешеходов. Больше удивляет и настораживает тот факт, что вопреки очевидности нарушения Правил дорожного движения, автолюбители пытаются полностью переложить вину с себя на пешеходов. Как, например, водитель Nissan из Каменска-Уральского, по словам которого вина сбитого им пешехода заключается в том, что «он не убедился, что движется транспортное средство и выбежал на проезжую часть». Или водитель Geely из Екатеринбурга, считающий, что «нельзя бежать сломя голову через дорогу, даже если есть пешеходный переход».

Ситуация, действительно, неоднозначная. Убедиться в безопасности по Правилам обязаны все участники дорожного движения. Из объяснений и водителей, и пострадавших становится очевидно, что и те, и другие не спешат лишний раз повернуть голову, чтобы посмотреть налево и направо. Что греха таить, пешеходы не реже водителей пренебрегают обязанностью, прописанной в Правилах дорожного движения. Вспомним пункт 4.5: «На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен». Надо сказать, что эта формулировка осталась в Правилах достаточно расплывчатой, поскольку трудно представить, насколько адекватно ее может применить человек. Вряд ли многие из нас «на глазок» оценят, с какой скоростью движется автомобиль, и насколько быстро преодолеет расстояние 55-сильный Matiz или 350-сильная Audi A8. И наивно было бы полагать, что подходящие к пешеходному переходу люди решают математические задачки, деля в уме расстояние от перехода до автомобиля на его скорость.

С 20 ноября также вступила в силу новая норма ПДД, обязывающая водителей включать фары ближнего света или дневные ходовые огни в светлое время суток для того, чтобы автомобиль был заметнее для пешеходов. Насколько она поможет улучшить ситуацию с травматизмом людей, переходящих дорогу по пешеходному переходу, — покажет время.

А пока можно найти массу аргументов в оправдание и водителей, и пешеходов. Но в этой не первый год продолжающейся междоусобице, кто прав, а кто виноват, в очередной раз определяет административное, а в случае гибели пешехода — уголовное расследование. Только любому автолюбителю всегда стоит помнить о том, что он, выезжая на дорогу, находится под защитой железа, ремней и подушек безопасности. Максимум, чем грозит ему наезд на пешехода — разбитым лобовым стеклом, повреждением бампера или капота его автомобиля. Выходящий же на пешеходный переход человек абсолютно беззащитен. И столкновение автомобиля с пешеходом напоминает, как минимум, встречу на ринге Владимира Кличко с Татьяной Навкой. Вот только Кличко беззащитных на бой не вызывает.

Каменск-Уральский

Из объяснения пешехода:

«На момент происшествия было уже светло. Я переходил дорогу по пешеходному переходу с нечетной стороны на четную. Со мной дорогу переходили 5-6 человек, я шел за ними в 1-2 метрах. Автомобиль стоял перед пешеходным переходом. Впереди идущие пешеходы прошли перед автомашиной, и автомашина поехала прямо на меня. Я не успел пройти перед ней. Машина толкнула меня передним левым углом. Я хотел уйти, но водитель не дал уйти. Виновным в ДТП считаю водителя автомобиля, т. к. он не пропустил меня на пешеходном переходе».

Из объяснения водителя (стаж вождения 11 лет, за два последних года имеет семь штрафов за нарушение ПДД, в том числе за проезд на запрещающий сигнал светофора, неоднократное превышение скорости):

«Были утренние сумерки. Пропустив 3-4 пешеходов, двигавшихся в сторону мясокомбината, я тронулся. И уже проезжая «зебру», внезапно справа ВЫСКОЧИЛ пешеход. От пешеходного перехода он находился на расстоянии 4–5 метров. Я резко нажал на тормоза, меня протащило метра два или три, я не замерял. Пешеход ударился о край левого переднего бампера, упал на колени, потом ударился лицом об асфальт, разбив подбородок. Поднявшись, он побежал на другую сторону. Я включил «аварийку» и побежал его догонять. Догнав его, я вызвал cкорую. Виновным считаю себя и пешехода. Себя в том, что я не был внимательным. Пешехода в том, что он не убедился, что движется транспортное средство, и выбежал на проезжую часть за пешеходным переходом».

Из объяснения очевидца, одного из пассажиров Nissan:

«Остановились возле перехода, пропуская нескольких пешеходов, которые переходили слева направо. Когда водитель начал движение, справа вышел человек, в каком темпе он вышел, я не видел. В момент наезда пешеход находился примерно на 2–3 метра за пешеходным переходом».

Екатеринбург

Автомобиль Geely в 7:00 ехал по левому ряду улицы Бардина. Рядом в правом ряду в том же направлении двигался маршрутный автобус Isuzu, который остановился перед пешеходным переходом в районе дома N 31, чтобы пропустить пешехода, переходившего улицу слева направо по ходу движения транспорта. Не обращая внимания на знак «Пешеходный переход», на остановившийся автобус и не притормаживая, водитель Geely продолжил движение и сбил пожилого мужчину. В результате он получил многочисленные травмы (ушиб головного мозга, ушибленную рану головы и конечностей) и был доставлен в 24-ю городскую больницу. По понятным причинам, взять у него объяснение сразу же не представлялось возможным. Медицинское освидетельствование водителя показало, что на момент наезда он был трезв. В этой аварии он не пострадал.

Из объяснения водителя (стаж вождения 11 лет):

«Автобус двигался на полкорпуса впереди меня, в районе дома N 31 по ул. Бардина, в момент, когда я проехал пешеходный переход без светофора, из-за автобуса выбежал пешеход по диагонали в сторону остановки общественного транспорта. Я применил экстренное торможение, но наезда на пешехода избежать не удалось, потому что пешеход выскочил на расстоянии 1 метра перед бампером. Считаю, что в ДТП вина пешехода — нельзя бежать сломя голову через дорогу, даже если есть пешеходный переход. Моя вина тоже есть в этом ДТП — очень внимательно нужно проезжать пешеходный переход».

Екатеринбург

Около 19:00 автомобиль Honda Civic, которым управлял трезвый опытный водитель со стажем вождения 20 лет, ехал по правому ряду улицы Бебеля. На нерегулируемом пешеходном переходе в районе дома N 136, обозначенном соответствующими дорожными знаками, он допустил наезд на пешехода. 33-летний мужчина с переломом правой голени был доставлен в 23-ю городскую больницу, в силу чего не смог изложить свою версию случившегося. Данный участок дороги не является аварийным, в прошлом году происшествий с пострадавшими здесь зафиксировано не было. По факту ДТП возбуждено дело об административном правонарушении.

Из объяснения водителя:

«Подъезжая к пешеходному нерегулируемому переходу, я удостоверился, что с правой и левой стороны проезжей части не было пешеходов, готовившихся осуществить переход. В момент пересечения пешеходного перехода с левой стороны по направлению движения автомобиля выбежал пешеход. Я успел оттормозиться, но избежать наезда не удалось. Со слов свидетелей ДТП, между пострадавшим и неизвестным произошел конфликт, в результате которого пострадавший бегом побежал через переход. На внезапное появление бегущего человека я не успел отреагировать».

В 8:30 автомобиль УАЗ-452 следовал по улице Красноармейской. На пересечении с улицей Космонавтов при повороте налево в сторону улицы Победы допустил наезд на пешехода, который переходил проезжую часть слева направо по ходу движения автомобиля. Примечательно, что этот перекресток оборудован дорожными знаками «Пешеходный переход», светофором и пешеходным светофором, находившимися в рабочем режиме. В результате происшествия сорокалетний мужчина получил многочисленные ушибы и после осмотра врачом Скорой помощи был отпущен домой.

Из объяснения водителя (профессиональный водитель с 17-летним стажем, за все годы не зафиксировано ни одного нарушения ПДД):

«Автомашина двигалась со скоростью 5 км/ч. Совершая поворот на перекрестке и двигаясь в среднем ряду, показал левый поворот. Пропустил машины, движущиеся по Красноармейской в прямом направлении, я стал завершать поворот и почувствовал касательный скользящий звук об зеркало левого вида машины. Удар был несильный. Слева от себя я увидел пешехода».

Из объяснения пешехода:

«Когда я подошел к перекрестку, мне загорелся разрешающий сигнал светофора. Я дошел до трамвайного полотна и когда прошел его полностью, передо мной появился автомобиль УАЗ и задел мне правую сторону, отчего я упал на землю. Автомобиля, приближающегося ко мне справа, я не видел, т.к. не смотрел по сторонам».

Читайте также:  Ремонт щеток для подметальных машин

Верхняя Пышма

Около полудня автомобиль ВАЗ-21074 двигался по левому крайнему ряду улицы Кривоусова со стороны улицы Спицына в сторону улицы Калинина. Напротив рынка допустил наезд на восемнадцатилетнюю девушку, переходившую проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу. В результате ДТП она была госпитализирована в центральную городскую больницу Верхней Пышмы с переломом левого бедра и ушибом грудной клетки. Место ДТП не является очагом аварийности.

Из объяснения водителя (имеет права категории А, В, С, D, стаж вождения — 34 года):

«Справа от меня стояли автомобили в два ряда. Из-за стоявшего автомобиля выбежала девушка, я ее увидел метров за пять, применил экстренное торможение, но избежать столкновения не удалось».

Информация предоставлена журналом «ГАИ».

Начало движения на автомобиле

Последнее обновление: 27.12.2020
38 комментариев

Для того, чтобы доехать из точки А в точку В, любому водителю сначала нужно, руководствуясь правилами дорожного движения, тронуться с места (от тротуара или края проезжей части, выехать со двора, с парковки), затем, встроиться в транспортный поток, и потом уже, доехать до места и совершить остановку.

Будем считать, что техника старта автомобиля уже освоена, водительское кресло и зеркала настроены должным образом. Рассмотрим варианты начала движения автомобиля от тротуара или от края проезжей части (с обочины), и выезд с места на парковке под углом к краю проезжей части.

Для удобства восприятия повествование в этой статье ведется от местоимения «Мы»: мы трогаемся, мы выезжаем, мы поворачиваем и т.д.

Выезд с места стоянки

Сев в машину, обязательно пристегиваемся ремнем безопасности. Это можно сделать сразу, можно позднее, но во время движения вы должны быть пристегнуты.

Запускаем и прогреваем двигатель и готовимся к началу движения. Включаем ближний свет фар или ходовые огни. Смотрим по сторонам, особенно внимательно, если собираетесь выезжать с парковочного места задним ходом.

Включаем соответствующий указатель поворота. Если выезжаете «передом», при повороте направо необходим указатель правого поворота, при повороте налево — указатель левого поворота.

Если выезжаете задним ходом, например, как на рисунке ниже, то указатели поворотов, в зависимости от направления поворота будут такие же: для выезда направо-назад необходим правый указатель поворота, для выезда налево-назад нужно включить левый указатель поворота.

Не забываем, что во время поворота, передние колеса автомобиля движутся по большему радиусу, чем задние. Этот процесс подробно расписан в статье «Управление автомобилем. Часть 9. Парковка».

Поэтому, выдвигаясь задним ходом, чтобы не зацепить стоящий рядом автомобиль, не спешим с поворотом руля, сначала выезжаем на прямых колесах, а после того, как «выедет» передний бампер, поворачиваем руль в нужную сторону.

На рисунке изображена очень примитивная стояночная площадка, расположенная за пределами проезжей части. В реальности обстановка может быть абсолютно другой. Тем не менее, техника безопасного выезда «работает» в любых дорожных условиях.

Пока будете продвигаться по территории парковочной площадки к месту выезда на проезжую часть, следует руководствоваться требованием пункта 8.9 ПДД — уступать дорогу своей «помехе справа». Территория парковки, расположенной за пределами дороги, относится к прилегающей территории, преимуществом пользуется ТС, которое приближается справа.

Также в рамках солидарности есть смысл уступать дорогу всем пешеходам на парковочной площадке – это могут быть такие же, как и вы, водители и их пассажиры, идущие к своим транспортным средствам.

Перед выездом на проезжую часть нужно снова обозначить свое намерение – включить соответствующий «поворотник» (если поворачиваете направо, то правый указатель, если нужно налево, то, соответственно, включаем указатель левого поворота).

Перед поворотом сначала смотрим налево – в ту сторону, откуда движущийся поток машин приблизится к вам в первую очередь. Так как движение в нашей стране правостороннее, то по ближней к вам половине проезжей части транспорт движется слева направо.

Выезжая с прилегающей территории на дорогу, пункт 8.3 ПДД обязывает уступить транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, путь движения которых вы пересечете.

Если дорога свободна, и наш выезд никому не помешает – выезжаем (поворачиваем в нужную нам сторону). Если поток машин плотный – останавливаемся и пропускаем, и ждем, когда появится возможность безопасно выехать на дорогу.

Указатель поворота все это время должен работать! Как только появится «окно» для выезда (возможно, какой-нибудь вежливый водитель сбавит скорость или остановится, чтобы «выпустить» вас), еще раз убеждаемся в том, что явной опасности нет, и выезжаем на дорогу.

Выключаем «поворотник» — на всех современных машинах при возврате руля в положение «прямо», он сам выключится – и сразу производим разгон с переключением на высшие передачи. Необходимо как можно быстрее набрать скорость движения потока, иначе едущие сзади машины очень быстро «сядут» вам на задний бампер.

Ситуацию сзади вашего автомобиля контролируете короткими взглядами в зеркало заднего вида.

Отъезд от тротуара, края проезжей части или от обочины

Часто на широких дорогах (и не только широких) крайние полосы можно использовать для остановки или стоянки. В большинстве случаев ставить автомобиль разрешается параллельно краю проезжей части (вдоль дороги) с ее правой стороны.

Нередко бывает, что другой автомобиль подъезжает сзади к стоящей машине очень близко, как говорят «впритык», таким образом лишая стоящего впереди возможности для собственного маневра.

Чтобы сзади на стоянке вас не подперли, нужно в процессе постановки своего автомобиля немного не доехать до стоящей впереди машины, оставить примерно 1 метр. Об этом — в статье Остановка и стоянка на проезжей части.

Рассмотрим как выехать с места стоянки в подобной ситуации. По-другому такое начало движения на автомобиле называется «выезд с места парковки параллельно тротуару». Постановка автомобиля на стоянку в похожих условиях — в статье Управление автомобилем. Часть 9. Парковка.

Читайте также:  Чип тюнинг эбу ителма

Для примера возьмем самый распространенный вариант — выезд с правой стороны дороги из положения «между двух ТС». Если же автомобиль был припаркован на левой стороне дороги, то действия будут аналогичны, но в зеркальном порядке.

Перед началом движения следует оценить обстановку впереди и сзади вашего автомобиля на предмет наличия свободного пространства для маневра. Если расстояния до впереди стоящей машины не достаточно для того, чтобы не задеть ее в процессе отъезда, тогда нужно медленно задним ходом приблизиться к заднему автомобилю, т.е., на профессиональном языке — сдать назад.

После этого оцениваем обстановку слева-сзади на дороге, включаем левый «поворотник» и готовимся стартовать. Для верности, поворачиваем голову влево, смотрим назад и наблюдаем за проезжающими машинами. Пропускаем всех, кому можем помешать, как требует пункт 8.1 ПДД!

Как только появляется «окно», например, к вам сзади приближается «последний» автомобиль, а следующий за ним находится еще далеко, оцениваем его скорость и, после того, как он проедет мимо, выезжаем с места своей стоянки.

В зависимости от ширины и характерной особенности участка дороги, который был выбран для остановки или стоянки вашего автомобиля, и сложившихся на момент отъезда дорожных обстоятельств (количество припаркованных вдоль дороги машин, интенсивность движения и пр.), траектория отъезда от тротуара (бордюра, края пр.части) может быть крутой или пологой.

Когда выезжаете, нужно всегда следить за правым передним крылом своей машины, чтобы на выруливании не зацепить «передний» автомобиль. И еще нужно иметь ввиду, что у впереди стоящих машин в любой момент может открыться дверь.

После того, отъезд от тротуара (края проезжей части) с объездом стоящего впереди автомобиля состоялся, выпрямляем колеса и выключаем левый «поворотник». Далее — по вашему плану.

Не следует близко прижиматься к машинам, которые стоят у края дороги. Помним про двери, которые могут внезапно открыться, а также о том, что в любой момент на проезжей части из-за машин могут появиться люди, дети особенно непредсказуемы. Поэтому держитесь от припаркованных машин на некотором расстоянии.

Выезд с парковки под углом к краю проезжей части

В местах, организованных для парковки под углом к краю проезжей части (эти места обозначены знаком 6.4 «Парковка (парковочное место)» с одной из табличек 8.6.4 или 8.6.5), автомобиль может быть поставлен на стоянку способом, указанным на табличке: либо «носом на выезд», либо «носом вперед», т.е. «задом на выезд». Наиболее часто встречается второй вариант.

Очень распространен метод постановки автомобиля на стоянку под углом к дороге. Если с заездом на парковку вопросов почти не возникает, то выезжать с парковки задним ходом гораздо сложнее. Но, если по соседству с вами нет других припаркованных машин, то задача упрощается, так как зона видимости в этом случае увеличивается.

С въездом на парковку вопросов не должно возникать, оба способа рассмотрены в статье Управление автомобилем. Часть 9. Парковка. Если автомобиль расположен «носом на выезд», то выезжать из такого расположения передним ходом очень удобно — вся обстановка у вас перед глазами.

Если же автомобиль поставлен на парковку «носом вперед», то в этом случае придется выезжать задним ходом, что несколько сложнее. Вся сложность — в ограниченном обзоре дороги при движении назад, тем более, если справа от вас припаркован автомобиль с большими габаритами.

Если по соседству с вами нет других припаркованных машин, то задача выехать на дорогу упрощается, так как зона видимости и пространство для маневра в этом случае ничем не ограничены.

Труднее всего будет выехать, если машины припаркованы с обеих сторон вашего авто. В этом случае спешить не нужно.

Процесс безопасного отъезда с места стоянки из положения «задом на выезд» подробно рассмотрен в статьях Выезд с парковки задним ходом и Задний ход на парковке. Основное правило в этих условиях — сначала выдвигаетесь на «прямых» колесах, т.е. передние колеса находятся в положении «прямо», затем, после того, как корпус автомобиля выехал из «кармана», можно вращать руль для коррекции траектории поворота.

Это же правило справедливо и для выезда из положения «носом на выезд». При повороте руля задние колеса автомобиля «срезают» траекторию поворота, поэтому, в целях не задеть стоящий рядом автомобиль, необходимо сначала выехать почти на корпус «прямо», затем повернуть руль.

Иногда, чтобы помочь другому водителю спокойно выехать с парковки, поступают таким образом: увидев, что кто-то выезжает с парковки задним ходом, другой авто останавливается, не доезжая до него, включают аварийную сигнализацию и спокойно ждет. Выезжающий, увидев, что его выпускают, спокойно завершает маневр, в знак благодарности «моргает» аварийками и уезжает. Это водительская солидарность.

Рассмотренные варианты начала движения автомобиля (выезд с парковочных мест и встраивание в транспортный поток) – это случаи из тех, когда поток прерывается и у появляется «окно» для беспрепятственного выезда. А что делать, когда поток движения очень плотный и непрерывный? Такое часто случается, особенно в часы пик.

Выход есть. В этой ситуации включаете левый «поворотник», выворачиваете колеса влево и начинаете медленное движение на полувыжатом сцеплении в сторону едущих машин. Смотрите в левое окно, чтобы случайно не задеть какую-нибудь из проезжающих машин и потихоньку приближаетесь к потоку, мигая «поворотником».

В такой ситуации кто-нибудь обязательно остановится, чтобы пропустить вас. И тогда спокойно выезжаете на свободную полосу, и не забываете поблагодарить пропустившего водителя, помигав ему аварийками.

Примерно таким же образом совершается выезд на дорогу с обочины. Стоя на обочине необходимо сначала пропустить все попутные транспортные средства, которым можете создать помеху своим движением, и только потом, убедившись, что выезд будет безопасен, можно начинать движение.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей >»>Движение в потоке >>

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 27.12.2020

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Adblock
detector