Перечень работ при диагностике автомобиля
Диагностирование Д-1 проводится перед каждым ТО-1 в день постановки автомобиля на обслуживание или при ТО-1. В отдельных случаях, когда работа подвижного состава осуществляется в условиях повышенной опасности (в горных условиях при перевозке пассажиров и др.) периодичность Д-1 может быть уменьшена.
Диагностирование Д-1 предназначается, главным образом, для определения технического состояния агрегатов, узлов, систем автомобиля, обеспечивающих безопасность движения.
В процессе Д-1 допускается выполнение регулировочных работ (без демонтажа механизмов и узлов) в объеме, предусмотренном технологией диагностирования
В случае выявления при Д-1 и в процессе ТО-1 неисправностей эти автомобили после прохождения ТО-1 направляются в зону ТР для их устранения.
Перечень работ при диагностике Д-1 автомобиля, составленный с учетом технологической последовательности
Наименование работ (подготовительные, диагностические, регулировочные, контрольные)
1. Установить автомобиль на диагностический пост
Перед постановкой на посты диагностики автомобиль должен быть тщательно вымыт (сверху и снизу). Вся влага после мойки должна быть удалена. В зимнее время должен быть удален снег (наледь) под крыльями, днищем кузова и с агрегатов
2. Проверить давление в шинах (всех колес)
3. При необходимости довести давление в шинах до нормы
4. Проверить величину свободного хода педали тормоза
5. При необходимости отрегулировать ход педали тормоза
6. Проверить действие гидровакуумного усилителя тормоза
7. Установить автомобиль передними колесами на диагностический стенд
8. Проверить состояние и герметичность аппаратов и трубопроводов тормозной системы с гидро- или пневмоприводом
9. Проверить эффективность действия тормозов передних колес на стенде
10. При необходимости отрегулировать тормоза передних колес
11. Повторить проверку их действия на стенде
12. Установить автомобиль колесами заднего моста на диагностический стенд
13. Проверить эффектность действия колес заднего моста на стенде
14. При необходимости отрегулировать тормоза колес заднего моста
15. Повторить проверку их действия на стенде
16. Проверить действие стояночного тормоза
17. При необходимости отрегулировать стояночный тормоз
18. Повторить проверку его действия
19. Установить автомобиль на диагностический стенд для проверки и регулировки управляемых колес
20. Проверить люфт рулевого управления
21. Проверить силу трения в рулевом механизме
22. Проверить люфт в шарнирах рулевых тяг
23. Проверить люфт рулевого управления и состояние узлов привода управляемых колес
24. Проверить установку управляемых колес по величине боковых сил
25. При необходимости отрегулировать уставовку управляемых колес
26. Повторно проверить установку управляемых колес по величине боковых сил
27. Проверить действие приборов наружного освещения и сигнализации
28. Вывести автомобиль с диагностического поста
ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ ПРИ ДИАГНОСТИКЕ Д-1 АВТОМОБИЛЯ, СОСТАВЛЕННЫЙ С УЧЕТОМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ
¦ Наименование работ ¦ Указания ¦
¦1. Установить автомобиль на диагности-¦Перед постановкой на пос-¦
¦ческий пост ¦ты диагностики автомобиль¦
¦ ¦должен быть тщательно вы-¦
¦2. Проверить давление в шинах (всех ¦мыт (сверху и снизу). Вся¦
¦колес) ¦влага после мойки должна ¦
¦ ¦быть удалена. В зимнее ¦
¦3. При необходимости довести давление ¦время должен быть удален ¦
¦в шинах до нормы ¦снег (наледь) под крылья-¦
¦ ¦ми, днищем кузова и с аг-¦
¦4. Проверить величину свободного хода ¦регатов ¦
¦5. При необходимости отрегулировать ¦ ¦
¦ход педали тормоза ¦ ¦
¦6. Проверить действие гидровакуумного ¦Для автомобилей семейства¦
¦усилителя тормоза ¦ГАЗ-53А, ПАЗ-672 и ГАЗ-24¦
¦7. Установить автомобиль передними ко-¦ ¦
¦лесами на диагностический стенд ¦ ¦
¦8. Проверить состояние и герметичность¦ ¦
¦аппаратов и трубопроводов тормозной ¦ ¦
¦системы с гидро- или пневмоприводом ¦ ¦
¦9. Проверить эффективность действия ¦ ¦
¦тормозов передних колес на стенде ¦ ¦
¦10. При необходимости отрегулировать ¦ ¦
¦тормоза передних колес ¦ ¦
¦11. Повторить проверку их действия на ¦ ¦
¦12. Установить автомобиль колесами ¦ ¦
¦заднего моста на диагностический стенд¦ ¦
¦13. Проверить эффективность действия ¦ ¦
¦колес заднего моста на стенде ¦ ¦
¦14. При необходимости отрегулировать ¦ ¦
¦тормоза колес заднего моста ¦ ¦
¦15. Повторить проверку их действия на ¦ ¦
¦16. Проверить действие стояночного ¦ ¦
¦17. При необходимости отрегулировать ¦ ¦
¦18. Повторить проверку его действия ¦ ¦
¦19. Установить автомобиль на диагнос- ¦ ¦
¦тический стенд для проверки и регули- ¦ ¦
¦ровки управляемых колес ¦ ¦
¦20. Проверить люфт рулевого управления¦ ¦
¦21. Проверить силу трения в рулевом ¦ ¦
¦22. Проверить люфт в шарнирах рулевых ¦ ¦
¦23. Проверить люфт рулевого управления¦ ¦
¦и состояние узлов привода управляемых ¦ ¦
¦24. Проверить установку управляемых ¦ ¦
¦колес по величине боковых сил ¦ ¦
¦25. При необходимости отрегулировать ¦ ¦
¦установку управляемых колес ¦ ¦
¦26. Повторно проверить установку уп- ¦ ¦
¦равляемых колес по величине боковых ¦ ¦
¦27. Проверить действие приборов наруж-¦ ¦
¦ного оснащения и сигнализации ¦ ¦
¦28. Вывести автомобиль с диагностиче- ¦ ¦
ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ ПРИ ДИАГНОСТИКЕ Д-2 АВТОМОБИЛЯ, СОСТАВЛЕННЫЙ С УЧЕТОМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ
¦ Наименование работ ¦ Указания ¦
¦1. Установить автомобиль задними коле-¦Перед постановкой на пост¦
¦сами на стенд и закрепить ¦автомобиль должен быть ¦
¦ ¦тщательно вымыт (сверху и¦
¦ ¦снизу). Вся влага после ¦
¦ ¦мойки должна быть удале- ¦
¦ ¦на. В зимнее время удален¦
¦ ¦снег (наледь) под крыль- ¦
¦ ¦ями, днищем и с агрегатов¦
¦2. Подключить к выхлопной трубе шланг ¦ ¦
¦отсоса отработавших газов и расходомер¦ ¦
¦3. Проверить состояние двигателя на ¦При наличии стуков в ша- ¦
¦наличие стуков и шумов ¦тунных или коренных под- ¦
¦ ¦шипниках, а также давле- ¦
¦ ¦нии масла ниже нормы ¦
¦ ¦ние двигателя и его сис- ¦
¦ ¦тем не производить ¦
¦4. Проверить герметичность выпускных ¦Автомобили, у которых ус-¦
¦трубопроводов, крепление труб, глуши- ¦тановлен пропуск отрабо- ¦
¦теля ¦тавших газов в соединени-¦
¦ ¦ях трубопроводов или че- ¦
¦ ¦рез поврежденные места ¦
¦ ¦деталей выхлопной систе- ¦
¦ ¦мы, ставятся на посты ди-¦
¦ ¦агностики после устране- ¦
¦ ¦ния указанных дефектов в ¦
¦5. Проверить состояние и натяжение ¦ ¦
¦ремней вентилятора, генератора, насоса¦ ¦
¦гидроруля, компрессора и отрегулиро- ¦ ¦
¦вать их натяжение ¦ ¦
¦6. Проверить действие привода дрос- ¦ ¦
¦сельной и воздушной заслонки и отрегу-¦ ¦
¦лировать их работу ¦ ¦
¦7. Проверить свободный и полный ход ¦ ¦
¦педали сцепления и отрегулировать ¦ ¦
¦8. Проверить крепление фланцев кардан-¦ ¦
¦ных валов и при необходимости закре- ¦ ¦
¦9. Проверить давление воздуха в шинах ¦ ¦
¦задних колес и состояние шин и при не-¦ ¦
¦обходимости подкачать шины до нормы ¦ ¦
¦10. Проверить радиальный и осевой люфт¦ ¦
¦в шкворневых соединениях ¦ ¦
¦11. Проверить состояние гидроусилителя¦ ¦
¦12. Проверить состояние гидронасоса ¦ ¦
¦13. Проверить люфт и усилие поворота¦ ¦
¦14. Отрегулировать люфт и усилие пово-¦ ¦
¦рота рулевого колеса ¦ ¦
¦15. Проверить величину люфта и биение ¦ ¦
¦16. Проверить состояние, герметичность¦ ¦
¦коробки передач и величину суммарного ¦ ¦
¦люфта на каждой передаче ¦ ¦
¦17. Проверить состояние, герметичность¦ ¦
¦заднего моста и величину суммарного ¦ ¦
¦люфта главной передачи ¦ ¦
¦18. Проверить состояние аккумуляторной¦ ¦
¦батареи по плотности электролита и на-¦ ¦
¦пряжению (нагрузочной вилкой) ¦ ¦
¦19. Проверить состояние стартера по ¦ ¦
¦падению напряжения при запуске двига- ¦ ¦
¦20. Проверить работоспособность гене- ¦ ¦
¦ратора и регулятора напряжения ¦ ¦
¦21. Проверить работу системы зажига- ¦ ¦
¦ния: прерывателя-распределителя, со- ¦ ¦
¦стояние проводов высокого напряжения, ¦ ¦
¦свечей зажигания и индукционной катуш-¦ ¦
¦22. Отрегулировать угол замкнутого со-¦ ¦
¦стояния контактов прерывателя и устра-¦ ¦
¦нить выявленные неисправности в преры-¦ ¦
¦вателе-распределителе, свечей зажига- ¦ ¦
¦ния, проводов высокого напряжения и ¦ ¦
¦23. Проверить начальный угол опереже- ¦ ¦
¦ния зажигания, работу центробежного и ¦ ¦
¦24. Отрегулировать начальный угол опе-¦ ¦
¦25. Определить содержание CO в отрабо-¦ ¦
¦26. Отрегулировать систему холостого ¦Режимы проверки должны ¦
¦хода карбюратора на минимальное содер-¦соответствовать ГОСТ ¦
¦жание CO и устойчивые обороты двигате-¦17.2.03-77. Фактический ¦
¦ля ¦расход топлива должен со-¦
¦ ¦ответствовать норме, ус- ¦
¦ ¦тановленной для данной ¦
¦ ¦модели автомобиля в соот-¦
¦ ¦ветствии с принятым режи-¦
¦27. Проверить работу контрольно-изме- ¦ ¦
¦28. Проверить состояние бензонасоса и ¦ ¦
¦давления, развиваемого им ¦ ¦
¦29. Проверить состояние и работу ком- ¦ ¦
¦30. Прогреть двигатель и трансмиссию ¦ ¦
¦под нагрузкой до рабочей температуры ¦ ¦
¦31. Определить потери мощности в ¦ ¦
¦32. Определить мощность на колесах ав-¦ ¦
¦томобиля и расход топлива под нагруз- ¦ ¦
¦При необходимости проверить состояние ¦Эта операция выполняется ¦
¦цилиндро-поршневой группы двигателя ¦при неработающих цилин- ¦
Что в себя включает комплексная диагностика автомобиля
Все основные узлы автомобиля находятся под постоянными нагрузками, поэтому требуют к себе внимательного отношения. Регулярная проверка всех систем и замена изношенных и повреждённых деталей – залог безопасности и комфортной езды. Перечень работ при комплексной диагностике зависит от целей проверки и состояния машины. Найти хороших специалистов помогут советы по выбору СТО.
Что такое комплексная диагностика
Это углублённое исследование всех систем автомобиля с целью обнаружения неполадок, неисправностей, изношенных деталей, требующих замены. Она включает в себя тщательный осмотр корпуса и механизмов и проверку работы узлов и компонентов при помощи электронного оборудования и специального программного обеспечения, разработанного производителем.
Полная диагностика охватывает несколько аспектов:
- проверка состояния корпуса и его покрытия, салона, светового оснащения;
- проверка работы двигателя;
- осмотр и диагностика ходовой части;
- диагностика работы электронного оборудования.
В общем случае порядок проведения работ выглядит следующим образом.
- Осмотр подкапотного пространства – всё должно быть цело и подключено как положено.
- Проверка состояния свечей.
- Проверка состояния фильтров.
- Проверка работы форсунок, а затем компрессии в цилиндрах при помощи приборов.
- Компьютерная диагностика – подключение сканера к блоку электронного управления и проверка работы датчиков и электроприборов.
- Осмотр ходовой части – колёс, тормозной системы, амортизаторов, пыльников и других её компонентов.
Более подробный перечень работ приведен на странице https://madcat.biz/services/remont/.
Причины проведения комплексной диагностики
Чтобы поддерживать машину в хорошем рабочем состоянии и предотвратить поломки, которые потребуют длительного или дорогого ремонта, рекомендуется проводить диагностику регулярно – не реже раза в год. Уместна она и при других обстоятельствах.
Лучше проводить профилактическую диагностику автомобиля дважды в год при подготовке к новому сезону – зимнему или летнему.
- Перед покупкой подержанного авто. Выполнив проверку, можно до заключения сделки убедиться в его исправности, а выявив проблемы – добиться снижения цены либо вовсе отказаться от приобретения.
- После ДТП. Даже если столкновение не было очень сильным и машина по-прежнему на ходу, разрушительные последствия удара могут проявиться позднее.
- Если водитель заметил в работе машины какие-либо неправильности – шумы, вибрации, плохое управление.
- Перед продажей также стоит проверить автомобиль. Продавец, который честно предупреждает покупателя о возможных мелких проблемах, вызывает больше доверия.
Сложности поиска СТО
При проведении комплексной диагностики всех систем автомобиля важно сочетание двух факторов: наличие оборудования, необходимого для тестирования, и специалистов, способных правильно интерпретировать полученную информацию, чтобы устранять обнаруженные неполадки. Проще всего – обратиться в авторизованный сервисный центр производителя автомобиля, если таковой имеется в населённом пункте.
Если этой возможности нет, нужно искать специалиста, который имеет опыт работы с автомобилями определённой марки, знает их особенности и типичные поломки. При поисках можно ориентироваться на отзывы в интернете или рекомендации знакомых.
Хорошего мастера можно найти на местном автомобильном форуме, задав вопрос и описав свою проблему.
Комплексная диагностика автомобиля призвана выявить скрытые неполадки и неисправности до того, как они стали причиной более существенной поломки или аварийной ситуации. Это хороший способ подстраховаться от покупки «кота в мешке» при выборе подержанного авто. Следует, однако, быть готовым к тому, что в сложных случаях может потребоваться несколько проверок.
Плановое ТО автомобиля. Что входит, как контролировать?
Итак. Зачем проводить плановый техосмотр?
Прежде всего, надо понимать, что само по себе техобслуживание авто – это профилактические мероприятия, которые направлены на предупреждение возможных неполадок на ранних этапах. Те, кто считает, что если дождаться выхода детали из строя и затем её заменить будет экономичнее чем проходить плановые ТО, глубоко заблуждаются. В любом автосервисе подтвердят, что ремонт авто обходится значительно дороже. И даже если имеется новый автомобиль мирового бренда, законы физики работают на его агрегаты точно так же как и на машины с большим пробегом, поэтому даже маленькая погрешность в работе или неисправность, выявленная при проведении диагностики, позволяет избежать серьёзных поломок или даже аварий.
Более того, в отличие от машин прошлых поколений современный автомобиль – это комплекс сложнейших агрегатов, управляемых электроникой, поэтому без компьютерной диагностики и других мероприятий не обойтись.
Типы планового ТО и что в него входит?
Периодичность замены различных материалов и деталей конкретной марки автомобиля указывается в руководстве на него. Зная эти рекомендации завода-изготовителя и учитывая пробег конкретного авто, определяют периодичность планового ТО автомобиля. При этом для всех машин проводятся следующие виды техобслуживания.
ЕО – ежедневный осмотр, в который входят мероприятия обязательные перед каждым выездом.
При этом сам водитель проверяет общее состояние авто, положение и возможную регулировку зеркал, работу датчиков, фар, другого электрооборудования, проверку рулевой системы, тормозов, состояние кузова – одним словом, осмотр машины и те мероприятия, которые можно выполнить самостоятельно.
ТО 1 – техобслуживание, которое должно проводится в зависимости от требований производителя авто через каждые 10, 15 или 20 тыс. км.
Обычно в ТО 1 входят следующие виды работ:
замена воздушного фильтра;
проверка заряда АБ;
осмотр свечей зажигания;
проверка шин с балансировкой, и подкачкой если необходимо;
проверка уровня техжидкостей с доливом при необходимости;
диагностика ходовой и тормозной систем, электрооборудования и других систем авто с устранением выявленных ошибок и неполадок.
ТО 2 – техобслуживание, проводимое каждые 30 тыс. км пробега. Цели и задачи у него такие же, как и в ТО 1, но с большим объёмом работ и их более высокой сложностью.
Например, при проведение ТО 2 меняются топливный фильтр, салонный, производится смена тормозной жидкости, охлаждающей. Во время ТО 2 может быть произведена замена ремня ГРМ и другие работы.
СО– сезонное техобслуживание. Очевидно, что этот вид ТО проводится 2 раза в год и включает мероприятия по подготовке машины к смене погодных условий, такие как замена масла на сезонное, резины, проверка отопителя салона, кондиционера и т.д.
Ниже приведены примеры регламентов плановых ТО на некоторые марки автомобилей. Каждый регламент представляет собой документ с указанием перечня мероприятий и периодичности их проведения.
Плановое ТО КИА Sportage III
Плановое ТО Тойота Prado 160
Плановое ТО Хендаи Santa Fe
Имеются аналогичные регламенты плановых ТО Ниссан, Мерседес, Мазда. Одним словом существуют сетки работ на периодическое техобслуживание абсолютно всех марок выпускаемых машин.
Сколько стоит ТО и можно ли на нём сэкономить?
Очевидно, что технически подготовленный автовладелец может некоторые виды работ проводить самостоятельно. При этом всё равно график ТО должен быть составлен и в случае необходимости, например, компьютерного диагностирования систем или проведения других сложных мероприятий, следует обращаться в автосервис.
Всё это справедливо для авто с большим пробегом. А вот в случае если необходимо сохранить гарантию салонного автомобиля, без обращения в авторизованные автоцентры и прохождения там ТО с соответствующими отметками в сервисных книжках не обойтись. Сэкономить можно лишь в том случае, если сервис допускает прохождение ТО со своими расходными материалами.
Кроме того, надо понимать, что цены на ТО в авторизованных автосервисах даже в рамках одного официального дилера могут сильно отличаться. Это относится и к материалам, которые они используют. Практика показывает, что если не полениться, обзвонить разные сервисы и сравнить цены, то можно сэкономить до 20% на работе и до 50% на материалах.
Вывод простой. Плановые ТО необходимы, пытаться на них сэкономить можно, но рисковать автомобилем и игнорировать их категорически нельзя!